Что является тотемом хоринских бурят. Самоходные артиллерийские установки хо-ри. В последнее время в информационном пространстве всё чаще начали обсуждать одну из самых крупных составляющих бурятского народа - хори

Упоминаемая в письменных источниках с XIII века; в некоторых источниках, в частности в «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина , туматы указаны отдельно, хотя и в географической близости от хори.

Письменные памятники средневековья о туматах

Народное понимание термина «тумат/тумэт» развил Г. Д. Санжеев, обосновавший теорию о том, что туматы были войсковой организацией тех же хоринцев. Он же обратил внимание на тот факт, что в «Сборнике летописей Рашид ад-Дина » туматы названы «племенем и войском». Отсюда проистекал тезис о том, что «племя и войско» в данном случае это хори и тумат. Близкую позицию занимает сейчас Д. Д. Нимаев.

Теория тюркского происхождения

Явное влияние Г. В. Ксенофонтова (хотя ссылок на него нет) видно в монографии Ц. Б. Цыдендамбаева «Бурятские исторические хроники и родословные», где автор попытался построить свою версию этногенеза различных бурятских групп, в том числе хоринцев. Ц. Б. Цыдендамбаев пошёл ещё дальше Ксенофонтова и, всерьёз не рассматривая теории о социальном характере туматской группы, также решил, что она являлась племенем (этносом), причем тюркского происхождения и даже ведущим в союзе племён хори и тумат. Способом, которым крупный учёный, специалист по письменным памятникам бурят, вывел тюркское происхождение туматов, был анализ тотемического мифа о происхождении хори-бурят от небесной богини, оборачивающейся в лебедя или в юную девушку. Цыдендамбаев предположил, что миф тюркский по происхождению, а в поисках источника заимствования тюркского мифа, он обратился к туматам. Не найдя других кандидатур на роль этноса, давшего хоринцам сюжет о лебеде, он решил, что то были туматы, а значит они были тюрками. Ведущую роль туматов в союзе он вывел из того факта, что в парном наименовании хори-тумат, термин тумат идет на втором месте, являясь определяемым. Позже такая трактовка была подвергнута резкой критике со стороны Д. Д. Нимаева: в двойных названиях народов, известных из монгольских источников, халха-монгол или бурят-монгол, халха или буряты не находятся в союзе с монголами, или даже в зависимости от них. Халха и бурят в данном случае это просто часть монголов. Другие случаи парных наименований из монгольских летописей, которые приводит уже Д. В. Цыбикдоржиев - «ойрат-бурят» и «солонгос-мэркит», также не дают повода считать, что ойраты или солонгосы находились в подчиненном положении относительно бурят или мэркитов. Тем не менее, теория Ц. Б. Цыдендамбаева, получила широкую известность и популярность. В различных вариациях (с небольшими изменениями) она нашла отражение в работах Н. П. Егунова, Б. Р. Зориктуева и других.

Теория мужского союза

В последние годы Д. В. Цыбикдоржиев развивает теорию о том, что туматы, упомянутые в «Сокровенном сказании» и «Сборнике летописей», являли собой суть тех же хори, но он не настаивает на простой войсковой интерпретации такого рода двойной структуры - «этнос + социальная группа ». Также автор не склонен усматривать в термине «тумат» монгольское (или тюркское) понятие «десять тысяч» или «тумэн ». По этой теории туматы по своему происхождению являлись военизированным мужским союзом (или тайным союзом, secret society, männerbund) или мужским объединением. По той причине, что молодёжь из такого рода союзов составляла наиболее буйную часть общества, она, образно говоря, «шла впереди» во время военных столкновений и нередко сама провоцировала их, часто идя вразрез с политикой племени. Облавные охоты, охрана табунов, набеги на соседей - наиболее характерный род занятий воинских юношеских организаций у кочевников и культурно близких к ним этносов. Частые столкновения с ними сделали именно название союза тумат более известным у соседей хори, чем их эндоэтноним . Таким образом, у этносов, соседствовавших с хори, слово тумат стало олицетворять самих хори, оттеснив на второй план их самоназвание. В некоторых случаях термин «тумат», может быть, превратился в нарицательное обозначение диковатых и воинственных сообществ. Такова вкратце теория традиции военизированных мужских союзов в основе формирования туматов. Дополнением к ней служит тот факт, что в русских документах XVII века хоринцы снова именуются двойным названием: «коринцы и батулинцы» (1640-е гг.) или «коринцы и батуринцы» (1660-е гг.), и по мнению создателя теории, сопутствующее название относится к той же традиции воинских мужских союзов, что ранее была известна как туматы.

Кроме того, её автор считает «городища» шибээ , оставленные носителями курумчинской культуры в Ангаро-Ленском междуречье и на берегах Байкала, туматскими мужскими домами, атрибутом такого рода организаций, как мужские союзы. В них, по его мнению, мужская молодежь проходила обряды инициаций и, возможно, проживала некоторое время.

Туматы - этническая группа

Ранее Г. Д. Санжеева якутский учёный Г. В. Ксенофонтов в своей работе «Ураангхай-сахалар» обосновывал теорию о длительном пребывании якутов на территории Западной Бурятии (совр. Иркутская область). В этой монографии Г. В. Ксенофонтов впервые употребил понятие «племя тумат». Якутский учёный никак не обосновывал своего мнения о том, что туматы это отдельная этническая группа , этнический характер общности тумат был для него само собой разумеющимся фактом. Других версий он не рассматривал и, вероятно, даже не ставил вопроса о том, что туматы могли быть чем-то ещё, кроме племени . Основой восприятия Ксенофонтовым туматов, по всей видимости, был «Сборник летописей» Рашид ад-Дина, где в основном говорится о «племени тумат». Со времен издания монографии Ксенофонтова в науке понемногу начинает прописываться восприятие туматов как этнической группы (заметим, что сам Ксенофонтов даже не доказывал этого, не считая нужным, также он не заострял внимания на указании Рашид ад-Дина о туматах как о «племени и войске»).

Сторонники теории, считающей туматов этносом, выдвигают различные версии их этногенеза . Например, Б. Р. Зориктуев в своих работах отождествляет упоминающийся в китайских летописях этнос дубо с туматами. Такой же точки зрения в прошлом придерживались некоторые исследователи истории Хакасии и Тувы. Однако в недавнее время хакасский ученый В. Я. Бутанаев высказывался в том смысле, что туматы всё-таки монгольское племя, попавшее в состав хакасов после разгрома их восстания 1217 года. Появились и сторонники самодийского происхождения туматов, но через тюркский этап в конце раннего средневековья. В целом заметен уход приверженцев «этнической теории» о туматах от полемики с оппонентами, усматривающими в туматах военную организацию или мужской союз. Учёные, считающие туматов обычным племенем, либо никак не реагируют на тезисы Г. Д. Санжеева и Д. В. Цыбикдоржиева, либо в редких случаях попыток ответить на них, сводят вопрос к определению численности туматов и этимологии термина «тумэн/туман». Так, Б. Р. Зориктуев, находя нереальным исчисление хори в XIII веке в десятки тысяч, отказывался признавать возможность именования их войсковой организации тумэнами/туманами. Соответственно, по его мнению, если не могло быть десятков тысяч, то не могло существовать и название со смыслом «тумэны».

Усть-Талькинская теория

Археолог В. С. Николаев в 2004 году в своей монографии «Погребальные комплексы кочевников юга Средней Сибири в XII-XIV веках. Усть-Талькинская культура» выделил усть-талькинскую культуру XII-XIV веков на Ангаре и, в попытке определить её этническую атрибуцию, обратился к истории туматов. Николаев прямо отождествил туматов с носителями этой культуры, но столь невнятно изложил свои доводы о том, почему именно туматы, а не другой народ средневековья им выбран на эту роль, что до настоящего времени его теория прошла практически незамеченной исследователями туматского вопроса. С другой стороны, археолог Б. Б. Дашибалов, специализировавшийся на археологии этого периода и считающий хори создателями курумчинской культуры (от которой В. С. Николаев отделяет усть-талькинскую), не высказывался в пользу тождества туматов и хори.

  • Ушницкий В. В. «Племя чрезвычайно воинственное и мятежное» (фольклорные сведения о легендарном племени туматов на территории Якутии). - «Этножурнал Ethnonet.ru»
  • Ксенофонтов Г. В. Ураанхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. - Якутск,1992.
  • Боло С. И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). - Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. - 320 с.
  • Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972.
  • Цыбикдоржиев Д. В. , Батоева Д. Б. Эпоха Монгольской империи в бурятских письменных памятниках XVIII - начала XX веков. - Монгольская империя и кочевой мир. Книга 2. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005.
  • Цыбикдоржиев Д. В. Походы эпохи Монгольской империи в летописях, родословных, фольклоре и традиционных культах бурят. В сб. Мир Центральной Азии −2. II Международная научная конференция «Мир Центральной Азии». Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 2008.
  • Зориктуев Б. Р. Прибайкалье в середине VI - начале XVIII века. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997.
  • Прибайкалье и Забайкалье, как показывают исследования археологов, были населены людьми, начиная с конца древнекаменного века, около 25-15 тысяч лет назад. В степных краях Забайкалья существовала культура раннескотоводческих племен. Эти племена степного Забайкалья явились основой формирования позднейших бурят и других степных племен.

    Средневековая эпоха (V - VIIIв.в.) - это особый период истории Бурятии, в течение которого постепенно шло становление бурятской народности.

    С III века до н. э. в раннем средневековье происходило передвижение древнемонгольских (протобурятских) племен, связанное со сменой друг друга. Так, в III - II вв. д. н. э. в Прибайкалье появляются тюркоязычные курыканы, вытесненные гуннами из Забайкалья. С их приходом из Забайкалья ушли самодйцы (ненцы, энцы, селькупы и др.) и часть тунгусов. После этого здешние раннемонголы (протобуряты), тюрки, остатки тунгусов, стали жить рядом друг с другом. Из этих групп сформировался сильный союз, который существовал до IХ в.

    В Забайкалье в начале средневековья - на рубеже V - VI вв, поселилось раннемонгольское племя Буртэ - Чино (Бурита - шоно), тотемное название шоно - волк. Тотем - это дикое животное, которое, как верил человек, выступало его защитником от злых духов, его покровителем. Этим животным люди стали поклоняться, относиться к ним, как членам своего рода, как к самому себе. У бурят каждый род имел своего тотема. В VII - IX вв. племя Буртэ-чино вступило в тесный контакт с местным тюркским племенным объединением - байегу - байырку. В результате постепенной ассимиляции образовалась новая этническая общность - баргуты, которые стали говорить на монгольском языке.

    В летописи В. Ю. Юмсунова "История происхождения одиннадцати хоринских родов" написано, что один из сановников по имени Барга - батор - тайсун - нойон взял с собою младшего сына царя по имени Буртэ шоно и бежал с ним. Он переправился в страну Гонбо через множество рек, перевалил через множество перевалов и, наконец, остановился на южном берегу озера Байкал. И там встретился с народом Бэдэ, имевшем там свое исконное обитание. Когда он рассказал обо всех причинах и обстоятельствах своих странствий, тот народ посовещался между собой и решил возвести его нойоном над всеми на том основании, что он царский сын. Его возвели в 304 году по русскому летоисчислению в нойоны, а Барга - батор - тайсун стал его сановником.

    Спорными являются даты рождения и прихода Бортэ (Буртэ) - Чино (Не - оно). Если профессор С. Ш. Чагдуров считает, что 1700 лет назад прибыл с юга наш пращур Бортэ - Чино, то в "Дyхэригэй литэ" написано, что Буртэ - Чино родился 1240 лет тому назад. Конечно, такое расхождение в датах вводит читателей в заблуждение. Поэтому разрешение этого вопроса - прерогатива ученых - исследователей. Длительный исторический путь, пройденный хоринцами, очень сложен и во многом не ясен. Вопрос о происхождении хори - бурят затрагивался во многих исторических и этнографических трудах. В работе Г. Н. Румянцева "Происхождение хоринских бурят" - говорится, что генеалогический миф хоринцев приурочивает их первоначальную родину к верховьям реки Лена и к острову Ольхон.

    В Х веке в Забайкалье на историческую арену выходит раннемонгольское племя кури (хори, хор). Они вступили в союз с туматами (тумэду - уд), которые жили западнее хори. Очевидно, что туматы были потомками курыкан - бурят. В монгольской истории - хронике "Сокровенное сказание" в числе других монгольских племен упоминаются хори - туматы. По "Сокровен - ному сказанию монголов": во главе хори - туматов находился Хорилардай мэргэн. В состав этого племенного объединения входили разные родовые группы различного происхождения. Стойбище данного объединения находилось в стране Баргуджин - Тукум. (Это, по всей вероятности, территория от бассейна Ангары и Лены на западе до Приононья на востоке). Ареал расселения хори - туматов был велик. Обратимся к трудам Ш. Б. Чимитдоржиева. В частности, в книге "Хождение хори - бурят к белому царю" читаем: "Хоринцы, как все бурятские роды, занимались кочевым скотоводством и охотой, и их образ жизни носил весьма подвижный характер. Они находились в постоянном движении. К тому же, из - за пастбищных и охотничьих угодий, имели место междоусобицы. Эти и другие причины могли вызвать перемену мест обитания хоринцев. Если в древности и раннем средневековье хори-буряты жили в Прибайкалье, то в позднем средневековье они обитали в Забайкалье".

    Далее в своей статье "Бурятия в средневековье" Б. Доржиев отмечает, что в XI веке группа средневековых хори в составе протомонгольских киданьских племенных войск вторглись в курыканские владения. Курыканы - тюрки, не желавшие подчиниться завоевателям, ушли на север и там положили начало формирования якутского этноса. Здесь основным населением становятся курыканы - буряты. В то время, считает Н. П. Егунов, во всем Прибайкалье образовался общий племенной союз, состоящий из хори - туматов и бурят - курыкан. Этноним "буряты", согласно одной из версий, впервые возник в курыканское время. Тогда в Приангарье обитало тюркоязычное племя буруты (буряты, по бурятски - буридууд), состоящее в курыканском союзе. Со временем они смешались с хори - монголами и стали называть себя бурятами. Сначала этот термин стал названием прибайкальских, затем забайкальских племен. Значительно позже, в XVII веке, монголоязычные племена Прибайкалья стали называться бурят - монголами. Таким образом, наши предки жили за 3 - 4 столетия до Чингисова государства.

    Согласно легенде, приведенной в "Монголын нууц товгоо", одним из основных предков был Буртэ - Чино, супругой была Гуа - марал. У них было несколько сыновей, одного их них звали Хорилардай Мэргэн (Хоридой - Мэргэн). Супругой была Баргуджин - Гуа. У них родилась дочь Алан - гуа в хори - туматской земле, в местности Арих - Усун. В земле хори - туматов начались ссоры из-за звероловческих угодий, и их род хорилар откочевал к Бур - хан - Халдуну, в районе реки Онон. Как повествует легенда, представители местного рода братья Дува - Соохор и Добуун Мэргэн увидели, как по речке Тунгелик подкочевывает к югу незнакомое племя. Добуун - Мэргэн навестил незнакомцев. Он узнал и о девушке. Звали красавицу Алан - гуа. Вскоре, посватавшись, Добуун - Мэргэн взял Алан - гуа в жены. По утверждению С. А. Гурулева, в средневековой могольской историографии Алан - гуа считается родоначальницей рода борджигина, к которому принадлежал и Чингис-хан. Многие историки считают ее вымышленной, мифической. "Однако, в летописях она изложила с такими необычайными подробностями, подкупающими простотой и логичностью, что в нее нельзя не верить. В истории назван род хорилар, указан предводитель, родоначальник Хорилартай - мэргэн, говорится о хори - туматской земле. Далее в летописях приведена подробная родословная, восходящая к Чингис - хану. Если следовать к родословной, то между Алан - гуа и Чингис-ханом насчитывается десять поколений. Это позволяет вычислить время, на которое приходится жизнь Алан - гуа, признавая ее за историческое лицо. И это время определяется концом IX в.

    Отсюда можно сделать вывод о существовании племенных группировок, которые впоследствии составили ядро бурятской национальности в IX в., т. е. задолго за 3 - 4 столетия, до периода монгольских завоеваний. Эти племенные группировки имели тесные связи с монголами.

    В н. XIII в. образовалось единое Монгольское государство. Ему был подчинен бурятский племенной союз. Состоящие в данном союзе бургуты сразу стали на сторону Чингис-хана, добровольно присоединились баяуты, ойраты. Силой были покорены туматы, хори, меркиты и лесные народы Прибайкалья. В своей книге "Сказания об облавных охотах" Гурулев пишет, что племя хори подчинилось монголам и сохранило определенную самостоятельность. Племя хори было полностью передано в ведение ойротов. Вместе с тем, отдельные родовые группировки не разделяли политику вассальной подчиненности кому - либо, монголам или ойротам. Они либо поднимались на борьбу, либо присоединялись к тем, кто искал лучшую долю. Вот почему родовые группы хори разбросаны среди многих народов - монголов, тувинцев, баргутов.

    Время не сохранило подробностей и периода вассальной зависимости хори от ойратов. Лишь известно, что позднее хори перешли в подчинение к баргутам. Позднее племя хори оказалось в вассальной зависимости у восточномонгольского Алтан - хана (1532 - 1582). Вероятно, в это время хори кочевали в Барге (Внутренняя Монголия КНР). В 90 - х годах XVI в. хори, кочуя в Барге, принадлежали уже солонгутскому князю Бубэю. Хори предприняли попытку бежать от Бубэя, но через несколько лет их основная часть была возвращена в Баргу.

    Появление мифов и легенд хори-бурят связано со сложной историей, пережитой племенем хори.

    Хорек (хорь) - хищное млекопитающее, относится к семейству куньи, роду хорьки и ласки (Mustela ), подроду Putorius.

    Прививки

    Как любое домашнее животное, хорька необходимо вакцинировать от чумы плотоядных, бешенства и лептоспироза. Хорьки наиболее подвержены аллергии на прививки, поэтому перед вакцинацией необходимо проследить, чтобы зверьку ввели антигистаминный препарат, а после прививки подождать полчаса, чтобы убедиться в отсутствии аллергической реакции.

    Стерилизация

    Если зверька заводят в качестве домашнего питомца без последующего разведения, хорька самца необходимо кастрировать, а самку стерилизовать, это значительно снизит специфический запах, который появляется у животных в период полового созревания.

    Даже кастрированные зверьки имеют специфический мускусный запах шерсти, поэтому раз в неделю зверька необходимо купать с использованием специальных обезжиривающих шампуней и паст.


    Хорьку нужна не только свобода, но и небольшая личная территория, где зверек будет отдыхать, ведь спят хорьки много, как и кошки. Поэтому клетка для хорька должна быть оборудована домиком или гамаком, а держать ее открытой или закрытой — должен решать хозяин. Хорьки интеллектом превосходят даже собак, легко обучаются и могут научиться закрывать клетку самостоятельно.

    Характер домашнего хорька

    Домашний хорек – крайне любопытное животное, он будет изо дня в день методично исследовать все потайные места квартиры, не упуская возможности забраться в самый узкий уголок. Наигравшись в мусорном ведре, он может там же и заснуть. Зверьки любят жевать и глотать мелкие несъедобные предметы, что может привести к полной или частичной непроходимости ЖКТ, а инстинкт норных животных может проявляться в регулярном раскапывании цветочных горшков.

    Домашний хорек легко приучается к лотку, но при этом может найти еще одно место для туалета, в этом случае туда ставят дополнительный лоток.

    Живут домашние хорьки около 5-7 лет.

    Чем кормить хорька в домашних условиях?

    Хорек - плотоядное животное, и основу его рациона должна составлять белковая пища: фаршекаша или сухой корм для хорьков.

    Фаршекаша может состоять из мяса курицы , индейки , перепелки, куриных и индюшиных сердечек, печени, желудков, мозгов, а также геркулеса, ячменной сечки и других ингредиентов. Рецепты существуют разные. Корма для собак домашним хорькам категорически не подходят, а вот корма для котят супер премиум-класса иногда давать можно. В продаже существуют специальные корма для хорьков, обогащенные витаминами и минералами, поэтому лучше выбрать их.

    Помимо белковой пищи в рацион хорька можно добавлять очищенные овощи и фрукты небольшими порциями (бананы , груши , огурцы, помидоры, кабачки и др.). Раз в неделю можно давать сырое куриное или перепелиное яйцо, куриную или индюшиную печень, сырую индейку, курицу или кролика. Обратите внимание на то, что в питании хорька должно присутствовать мясо тех птиц и животных, которых он в состоянии поймать сам в дикой природе.

    Важно контролировать вашего домашнего питомца, который может сделать себе заначку из скоропортящихся продуктов – это может привести к отравлению у хорька.

    Пьют хорьки много, поэтому в клетке питомца всегда должна быть поилка с чистой водой.

    • Леонардо да Винчи на своем полотне «Дама с горностаем» запечатлел именно хорька-фуро, а не горностая . В XVI веке ручных фуро держали дома наравне с кошками – они успешно охраняли запасы зерна от мышей и крыс.
    • Некоторые хорьки могут спать сутки напролет, а их сон настолько глубок, что зверьков невозможно разбудить. Это сильно пугает встревоженных хозяев, хотя считается совершенно нормальным.
    • Виляющий хвостом хорек дает понять, что он доволен и счастлив, а шипящий хорек с распушенным хвостом предупреждает, что трогать его не надо: он зол и может укусить.
    • Редкая способность смышленых зверьков пробираться в самые узкие пространства использовалась при прокладке кабелей в самолетах Боинг и при установке коммуникаций Большого адронного коллайдера.

    По мере развития военного конфликта на Востоке стало ясно, что японская доктрина поддержки танков пехотой в условиях растущей угрозы со стороны США не является эффективной. Получив сведения об американском тяжёлом танке M6, японское командование решило внимательно изучить немецкую танковую доктрину. Новая политика подразумевала концентрацию усилий на разработке и производстве стандартных средних танков с улучшенным вооружением. Поддержка этих танков в бою возлагалась на противотанковые САУ с орудиями крупного калибра.

    В конце 1943 года на базе ходовой части танка Тип 5 «Чи-Ри» началась разработка «Хо-Ри». Конструкторы японского 4-го Технического исследовательского института понимали, что отвесная лобовая броня «Чи-Ри» плохо защищала машину от противотанковых снарядов. Ключевой особенностью новой конструкции «Хо-Ри» стало снижение угла наклона лобовой брони до 70 градусов. Был создан деревянный макет танка, который в начале 1944 года представили на рассмотрение Министерства армии.

    Производству «Хо-Ри» дали зелёный свет, и в августе 1944 года был построен первый прототип. Танк весил 35 тонн и развивал скорость в 40 км/ч, в качестве силовой установки использовался двигатель с водяным охлаждением Kawasaki V12 мощностью 550 лошадиных сил — такой же, как и на среднем танке «Чи-Ри». Схема бронирования также была выполнена по схожим спецификациям. В качестве вооружения использовалось экспериментальное скорострельное 105-мм орудие с механизмом подачи снарядов. На полевых испытаниях оно пробивало броневой лист толщиной 150 мм на расстоянии в 1000 метров. Однако японская военная администрация требовала лучших результатов, поэтому проект танкового орудия был переработан.

    В 1945 году прототип «Хо-Ри» был одобрен для производства. Машине присвоили наименование Тип 5 и официально приняли на вооружение. Производственный образец «Хо-Ри» отличался от прототипа 1944 года более прочной лобовой бронёй, толщина которой теперь составляла 120 мм. Чтобы компенсировать дополнительный вес брони, танк был оснащен экспериментальным двигателем Kawasaki V12 мощностью 1100 лошадиных сил. Не забыли улучшить и пушку: машина получила противотанковое орудие Тип 5 калибра 105 мм, способное пробивать 200-мм броневой лист на расстоянии в 1000 метров.

    Официально производство Тип 5 «Хо-Ри» началось в январе 1945 года, и к марту было построено 5 машин. Дальнейшему производству этих танков помешали американские бомбардировки. Вскоре после капитуляции Японии все «Хо-Ри» были уничтожены или затоплены в глубоких озерах — оккупационные силы США не должны были захватить и изучить эту технику.


    Карта технологического процесса: Исх. №: C14011075200. Национальный институт исследований в области обороны, Министерство обороны, Военное управление мобилизации снабжения, карта технологического процесса январь-апрель 1945 года.

    Команда War Thunder с гордостью представляет вам «Хо-Ри» — первую противотанковую САУ 4 ранга в японском дереве развития наземной техники.

    Это первая машина в дереве развития Японии, которая оснащается 105-мм орудием. Опытные командиры 75-мм противотанковой САУ Тип 5 рады будут узнать, что новый танк вооружён ещё более мощной пушкой. Благодаря точности орудия, на поле боя эта машина становится силой, с которой нельзя не считаться.

    Опытные командиры японской бронетехники могут вздохнуть спокойно: угол склонения орудия «Хо-Ри» очень велик и не уступает своим аналогам. Игроки смогут воспользоваться этим для получения преимущества в бою, ведь «Хо-Ри» может похвастаться углом склонения пушки в целых 10 градусов! Таким образом, управляя этой САУ, можно в полной мере воспользоваться преимуществом господствующей высоты в борьбе с танками противника!

    Чтобы совместить шасси и рубку с более низким силуэтом, на «Хо-Ри» был реализован уникальный механизм: поднимающийся люк, благодаря которому можно было опустить пушку и прицелиться во врага без ущерба для защиты. Игроки, которые уже знакомы с предыдущими японскими противотанковыми САУ, наверняка будут рады получить «Хо-Ри».

    Этот танк, безусловно, станет ценным дополнением к японской ветке бронетехники. С обновлением 1.71 в War Thunder появится прототип «Хо-Ри» в виде первого японского премиумного танка 4 ранга, а в одном из следующих обновлений следует ожидать серийную версию в качестве линейной машины.

    Японский «Фердинанд», последняя противотанковая САУ, разработанная в Японии ближе к концу Второй мировой войны. Раритетная модель, построенная Павлом Черепановым на продажу, пополняет нашу галерею.

    ИСТОРИЯ
    Задание на проектировку нового тяжелого истребителя танков было выдано в 1942 году, параллельно с проектом тяжелого 35-тонного танка, и на том же шасси. Танк в итоге был воплощен в металле и получил обозначение Type 5 Chi-Ri, а вот истребитель танков дошел только до этапа деревянного макета, построенного в начале 1944 года… Можно предположить, что японские разработчики вдохновлялись дизайном немецкой ПТ-САУ «Фердинанд».
    На тот момент не было планов устанавливать на ПТ-САУ вспомогательное вооружение (верхняя лобовая деталь наклонена под рациональным углом), но в конце 1944 года, когда был закончен проект танка Chi-Ri, проект ПТ-САУ был соответственно переработан и получил дополнительную 37-мм пушку. Вероятно, 37-мм пушка могла использоваться не только для защиты в ближнем бою, но и для пристрелки по целям, и для стрельбы дымовыми снарядами. Также поздний вариант предусматривал спаренную 20-мм зенитную пушку на крыше рубки…

    Новую ПТ-САУ предполагалось вооружить мощной 105-мм пушкой (Type 5 105 mm Tank Gun), запланированной также для сверхтяжелого танка O-I. Ее разработка началась в 1941 году и основывалась на экспериментальной 105-мм пушке, которая должна была придти на смену полевому орудию Type 92. К концу 1944 года орудие было готово. Ее ТТХ вкратце: длина ствола — 5500 мм, масса ствола 2200 кг, масса орудия 5700 кг, начальная скорость бронебойного снаряда 900 м/сек, вес бронебойного снаряда 30 кг. На дистанции 1000 м орудие пробивало 150-мм броню (под углом 0 град). Самое примечательное, что орудие должно было иметь автомат заряжания!

    Летом 1945 года началась постройка прототипа, получившего обозначение Experimental Gun Tank Ho-Ri, но до момента капитуляции постройка не была завершена. К тому времени был разработан еще один проект, Ho-Ri II, с кормовым расположением двигателя и с рубкой посредине, внешне похожий на «Ягдтигр», но он так и не получил дальнейшего развития.

    Проектные ТТХ САУ Type 5 Ho-Ri I:
    Боевая масса: 40 т
    Габариты: 6,5 (длина) x 3,05 (ширина) x 3,1 (высота) м
    Экипаж: 6
    Двигатель: бензиновый BMW 550 лс
    Макс. скорость: 45 км/ч
    Запас хода: 200 км
    Броня: лоб 180 мм, борта 25 мм
    Вооружение (для поздней версии):
    Основное орудие 105 mm Cannon x 1,
    Вспомогательное орудие Type 1 37 mm x 1,
    Пулемет Type 97 7.7 mm x 1,
    Зенитная пушка Twin 20 mm AA gun x 1



    СБОРКА
    Я построил модель первого прототипа Type 5 Ho-Ri I, со скошенной ВЛД и без 37-мм орудия, как предлагается в раритетном наборе от Atelier Infinite
    Второй прототип, а также Ho-Ri II раньше выпускались в 35-м масштабе фирмой Katana, но давно сняты с производства, и я не успел их раздобыть… Также для постройки модели требуется набор танка Chi-Ri от Fine Molds, он идет с отличными наборными траками, а вот точеный ствол мне выточили под заказ (крымская фирма Calibr35). Также я добавил металлический трос и пару деталей из фольги, а а также ручки из проволоки. Сама по себе постройка модели довольно простая, хотя некоторые детали требуют внимательной подгонки.


    ОКРАСКА
    Выполнялась согласно моим стандартным протоколам: в качестве базы использовал красную грунтовку Тамия, затем слой «лака для волос» (AK Interactive Worn Effects), затем слой бледно-зеленой краски (Deep Green + Buff), затем фильтр, смывка, средства для потеков, пыль и ржавчина, сколы и потертости до металла.

    МАТЕРИАЛЫ:
    Atelier Infinite 35-0074 IJA Type 5 Ho-Ri Conversion Kit (for Fine Molds)
    Fine Molds FM-28 IJA Type 5 Medium Tank Chi-Ri
    Calibr35 — 105 mm aluminium barrel (made-on-order)
    Eureka tow cable

    Павел Черепанов

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...