Основные направления развития военно педагогической науки. Военная педагогика. Учебник для военных вузов. Историческое развитие военной педагогики

Вторая половина XIX в. - важный этап в развитии теории и практики обучения войск, особенно офицерского состава. Именно в этот период в России появляются первые учебные пособия по военной педагогике, формируется военная школа.

Развитие военной педагогики во второй половине XIX - начале XX в. неразрывно связано с реформами во всех областях общественной жизни Российского государства. Уже в 1862 г. по предложению генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина начала создаваться сеть военных гимназий и прогимназий, военных, юнкерских и специальных училищ, было расширено число военных академий. Военные гимназии и прогимназии стали учебными заведениями военно-профессиональной ориентации. 11 Бордунов С. В. Проблемы истории педагогики высшей военной школы (XVIII - начало XX века). М.: ВУ, 1996.с.389 В отличие от кадетских корпусов в них акценты смещались в сторону общегуманитарных и развивающих дисциплин. Юнкерские, военные и специальные училища (а также сохраненные Финляндский и Пажеский кадетские корпуса) готовили офицеров младшего и среднего звена. В Михайловском артиллерийском, Николаевском инженерном, Военно-юридической, Военно-медицинской, Николаевской академии Генерального штаба, на военно-интендантских курсах и Курсах восточных языков обучались штаб-офицеры, которые получали высшее военное образование. Преподавателей для военных гимназий подготавливали на Педагогических курсах при 2-й военной гимназии; обучение продолжалось в течение двух лет. Занятия в военно-учебных заведениях вели такие выдающиеся ученые, как Д. И. Менделеев, М. И. Драгомиров, С. П. Боткин, И. П. Павлов, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский и др.

В России этого периода была выработана стройная теория обучения офицерских кадров, реализуемая на практике с учетом триединой цели: вооружения личного состава знаниями и навыками, развития мышления и умственных способностей обучаемых.

Содержание, организация и методика определялись общими дидактическими требованиями, играющими роль принципов обучения. К ним относились последовательность, посильность, наглядность, сознательность, жизненность обучения, учет индивидуальных особенностей обучаемых, прочность и основательность усвоения ими знаний, умение обучаемых выражать словами усвоенное. Все эти дидактические требования взаимосвязаны, они образуют систему, направленную на формирование всестороннего, развитого, образованного и самостоятельно мыслящего офицера, способного принимать важнейшие решения, не боящегося ответственности доводить их до конца, способного после окончания военно-учебного заведения заниматься постоянно своим самосовершенствованием.

В военной школе дореволюционной России сложились многие виды занятий: лекции, практические занятия, репетиции, военно-научные и научно-образовательные поездки и экскурсии, написание рефератов и научных работ, экзамены и др.

В 1866 г. в Москве была открыта Учительская семинария военного ведомства, готовившая учителей для военных прогимназий. Следует особо отметить, что руководивший Учительской семинарией в 1870- 1877 гг. генерал А. Н. Макаров привлекал к работе виднейших педагогов того времени: К. Д. Ушинского, К. К. Сент-Илера и др.

В военных училищах в этот период вводится курс методики обучения солдат чтению, письму и счету, в войсках появляются полковые школы (только за 1875 г. количество грамотных солдат выросло с 10 до 36%).

В 1879 г. майором А. В. Андреяновым издается первое пособие «Военно-педагогический курс», оказавшее большую помощь в совершенствовании педагогической и методической подготовки офицеров. В этот период на страницах печати происходило активное обсуждение проблем обучения и воспитания воинов.

Важнейшей тенденцией развития военно-педагогических знаний в конце XIX в. было стремление обеспечить единство обучения и воспитания в процессе подготовки офицерских кадров и войск.

В наибольшей степени в конце XIX-начале XX в. это удалось достичь генералу М. И. Драгомирову, который изучал проблему воинского воспитания в тесной взаимосвязи с обучением личного состава. Обучение войск, согласно взглядам М. И. Драгомирова, базировалось на таких принципах: учить тому, что необходимо на войне; целесообразность; сознательность в обучении; систематичность и последовательность; наглядность; учить примером, показом; прочность усвоения; тесная связь теории с практикой. М. И. Драгомиров рекомендовал своим офицерам при обучении солдат избегать «книжных слов», говорить простым и понятным языком и в качестве основных учебных целей ставить следующие: формирование и совершенствование боевых качеств воина, искусное владение своим оружием, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей; выработка ловкости и сноровки в преодолении встречаемых на местности препятствий и др. 11 Биочинский И. В. Педагогика подготовки офицеров сухопутных войск (историко-педагогический анализ). Казань, 1991.с.254

М. И. Драгомировым было написано значительное количество военно-педагогических работ, его по праву считают создателем военной педагогики как науки. Его система сформировала основные подходы к военному обучению и воспитанию. М. И. Драгомировым были возрождены суворовские идеи бережного отношения к военному человеку. «Кто не бережет солдата, - говорил он, - тот недостоин чести им командовать». О действенности военно-педагогической системы М. И. Драгомирова свидетельствуют победы его дивизии во время русско-турецкой войны.

Наряду с Драгомировым прогрессивные педагогические идеи в практику подготовки войск стремились внедрять М. Д. Скобелев, И. В. Гурко, Г. А. Леер. Важную роль в развитии теории военного обучения и воспитания сыграл ученый и адмирал С. О. Макаров, которым был введен термин «военно-морская педагогика». Особый интерес сегодня представляют и труды Н. Д. Бутовского, изложенные с позиций командира роты.

В основе целей и задач воспитания лежали требования по формированию нравственных качеств личности военнослужащих, а соответствующее содержание включало в качестве составных частей умственное, нравственное и физическое воспитание. По мнению военных педагогов дореволюционной России, все эти составные части должны быть тесно связаны между собой в воспитательном процессе и одновременно участвовать в формировании личности. В то же время каждая из них выполняла свои специфические функции и, реализуясь на практике с учетом своих особенностей, непосредственных задач, приемов и средств воспитательного воздействия, не могла быть устранена или заменена другой.

Основой выступало нравственное воспитание. Именно ему уделялось большое внимание как в военной, так и в общей педагогической литературе. Под нравственным воспитанием, как указывалось в Военной энциклопедии того периода, понималось «…воздействие на разум и сердце человека таким образом, чтобы развить в нем навыки руководствоваться в службе и деятельности высшими представлениями и побуждениями, которые служат источником военных доблестей, облегчая человеку победу над противодействующими этим доблестям страстями и эгоистичными инстинктами, особенно над животным чувством самосохранения».

Цели и задачи нравственного воспитания были определены с тем расчетом, чтобы постепенно увеличивать нравственную нагрузку по мере получения молодым человеком военного образования. Так, если в кадетских корпусах главным объявлялось формирование у воспитанников общечеловеческих нравственных ценностей, то в военных училищах и академиях основной упор делался на формирование профессионально-этических норм и качеств личности офицера.

В военной педагогике дореволюционной России был разработан своеобразный морально-нравственный кодекс поведения, нацеленный на воспитание необходимых русскому офицеру общечеловеческих и профессионально-этических качеств личности. 11 Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX в. Военно-экономический потенциал России. М., 1973.с.351

Цели и задачи эстетического, трудового, патриотического и других видов воспитания военнослужащих понимались как нерасторжимые от нравственных. С этими основаниями связывалось воспитание любви к труду и своему Отечеству, искренней веры и любви к Богу, развитие любви к прекрасному и возвышенному и т. д.

Следующий важный элемент, составная часть военного воспитания в дореволюционной России второй половины XIX - начала ХХ в. - умственное воспитание. Под ним понималась забота о развитии, во-первых, сознательной привычки отдавать себе ясный отчет в предъявляемых службою требованиях и задачах; во-вторых, глазомера (чутья) - способности быстро оценивать и даже угадывать обстановку данного действия; в-третьих, находчивости и быстрой сметки, обеспечивающей целесообразность решений (поступков), которые приводят кратчайшим путем к наибольшему успеху.

Заботясь о нравственном и умственном развитии, офицерский корпус России обязан был уделять внимание и физическому воспитанию личного состава. Целью такового признавалось укрепление здоровья человека, развитие мышечных и нервных сил, превращение воина в неутомимого, выносливого, неприхотливого, доброго, ловкого, смелого и подвижного.

Нравственное, умственное и физическое воспитание, будучи составными частями военного воспитания, представляли собой содержательную сторону единого процесса. Они были неразрывно связаны между собой и проводились в жизнь комплексно.

Содержание, организация и методика воспитания определялись общими педагогическими требованиями, выполняющими роль его принципов. К ним относились: индивидуализация воспитания; уважение личного достоинства воспитуемых, забота о них; уважение и любовь воспитуемых к воспитателям и разумная требовательность последних; опора на положительное в личности воспитуемого; единство и согласованность воспитательных воздействий.

Современные принципы воспитания военных кадров своим становлением и развитием во многом обязаны теории и практике второй половины ХIX - начала ХХ в.

Цели, задачи, содержание и общие педагогические требования к процессу воспитания определяли и круг средств как воспитательных методов. Их можно представить несколькими группами:

* внешние воспитательные средства (личное воздействие и личный пример командира, воздействие внешней среды);

* воспитательные средства, предусмотренные законами и воинскими уставами (награды и наказания, суды офицерской чести, дуэли, офицерские собрания);

* внутренние воспитательные средства (самовоспитание и самообразование).

Личное воздействие офицера на личный состав как воспитательное средство выражалось прежде всего в руководстве воспитуемыми, в его советах и напоминаниях. Офицер, окончивший военно-учебное заведение, выступал не только руководителем, но и старшим братом солдата. Армия в этом случае трудами тысяч офицеров-воспитателей должна была обратиться в огромный дом нравственного, умственного развития и гигиены, оставаясь школой чести, доблести, дисциплины, здорового и надежного патриотизма.

Однако личное воздействие командира (воспитателя) лишь в том случае могло стать эффективным средством, когда офицер не принуждает, а советует; не укоряет, а напоминает. И вообще вместо материальных наказаний и наград употребляет исключительно моральные меры или старается сделать так, чтобы подчиненный сам нашел свою награду и наказание в благоприятном или неблагоприятном мнении начальника о его поступках или успехах. 11 Бескровный Л. Г. Армия и флот России в начале XX в. М., 1986.с.316

В то же время необходимо отметить, что личное воздействие офицера (воспитателя) не сводилось только к дружеским отношениям, советам, напоминаниям, руководству личным составом. Воспитательными средствами в дореволюционной России служили также приказы, распоряжения, контроль.

Важное место среди воспитательных средств, предусмотренных законами и воинскими уставами, отводилось офицерскому собранию и функционирующему при нем суду офицерской чести. Суды чести, как указывалось в дисциплинарном уставе, утверждаются для охранения достоинства воинской службы и поддержания доблести офицерского звания. На них возлагались следующие задачи: рассмотрение проступков, несовместимых с понятием воинской чести и службы, достоинства, нравственности и благородства; разбор ссор, случившихся в офицерской среде.

Определенный интерес для понимания отношений, которые складывались в офицерской среде русской армии, чувства чести и достоинства представляло введение в 1894 г. дуэлей между офицерами. Император Александр III, как отмечалось в Военном альманахе за 1901 г., даровал право защищать свою честь оружием, но ограничил это право судом общества офицеров. Решение о дуэли принимал не сам участник, а офицерское собрание на своем суде чести решало, что поединок будет единственно приличным средством удовлетворения оскорбленной чести. И офицер не мог не выполнить решения такого собрания об участии в дуэли. Отказ от поединка слыл поступком, недостойным офицерской чести. Если в течение двух недель поединок не состоялся, то отказавшийся в нем участвовать обязан был лично подать прошение об увольнении из рядов русской армии. В этом случае, если такого прошения не последовало, начальник военно-учебного заведения или командир части сам по команде представлял документы на увольнение этого офицера.

Наряду с воспитательными средствами, предусмотренными законами и воинскими уставами в русской армии, определенная роль отводилась самовоспитанию и самообразованию как важнейшим внутренним воспитательным средствам. Офицер, по меткому замечанию М. И. Драгомирова, должен работать много, беспрерывно и без устали, если хочет быть достоин своего звания. Самовоспитание и самообразование офицерского состава, по мнению военных педагогов дореволюционной России, строилось на прочном фундаменте умственного, нравственного и физического воспитания, полученного в стенах военно-учебного заведения и в войсковых частях.

Следует, однако, заметить, что многие офицеры в тот период не проявляли интереса к науке и воспитательной работе с военнослужащими. Тем не менее реформа военной школы оказала благотворное влияние на офицерский корпус российской армии, систему обучения и воспитания в ней.

Тяжелым ударом для России и ее армии оказалось поражение в Русско-японской войне (1904-1905). Командование оказалось неспособным руководить подчиненными в условиях военных действий. Армия потеряла до 30% офицеров и 20% солдат. 11 Барабанщиков А. В., Киряшов Н. И., Феденко Н. Ф. Советская военная педагогика и психология в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1987.с.261

С 1911 г. в российской армии начинаются военно-педагогические реформы, о необходимости которых писали М. С. Галкин, М. Д. Бонч-Бруевич, Н. П. Бирюков, Д. Н. Трескин и др. Однако Первая мировая война показала существенные недостатки в военно-профессиональной подготовке солдат и офицеров.

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

Историческое развитие военной педагогики

Шихарев Денис Николаевич – аспирант Челябинского государственного педагогического университета.

Аннотация: Раскрывается актуальность развития военной педагогики. Подчеркивается историческая значимость военной педагогики в развитии вооруженных сил. Охвачен весь период развития военно-педагогической мысли, от практикоориентированного этапа развития до научного. В качестве ключевых факторов повышения значимости военной педагогики представлены результаты педагогической деятельности системы подготовки армии и флота в разное время.

Ключевые слова: Русская армия, воспитание, военная педагогика, период развития, боевые действия, образование.

В наше время для того чтобы разложить историографию по временным интервалам и проследить становление военной педагогики, необходимо провести ряд исторических исследований. Раскрывая проблемы в науке и практике, выделить этапы её развития. Выстраивая в хронологической последовательности социально исторические, научно-теоретические условия становления проблемы, обеспечивающих её развитие .

Подготовка авиационных специалистов как для армии, флота, других силовых ведомств, так и для гражданских авиационных кампаний основывается на современных педагогических теориях. Культурно-исторический опыт, традиции обучения и воспитания, накопленные предками, не изжили себя, более того практика показывает, что отказ от них не даёт положительных результатов.

Если говорят, что история ничему не учит, то это верно в отношении тех, кто равнодушен к её урокам и последствиям. История учит того, кто заботится о будущем. История учит и даёт силы тому, кто внимательно изучает опыт прошлых поколений и принимает его с учётом современных факторов общественной жизни.

Армия и флот существуют с момента возникновения национальных государств. Первоначально это были немногочисленные постоянные вооруженные формирования. Для России период становления регулярных вооружённых сил определяется не ранее чем ХVII- ХVIII вв., которые связаны с именами последовательных государственных военных реформаторов – Петром Великим и его отцом Алексеем Михайловичем. Известны и другие имена – князей Святослава, Игоря, Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, которые славными ратными победами показали свои военно-педагогические успехи.

В истории была лидирующей военно-педагогическая практическая мысль. Научная педагогическая мысль развивалась и проникала в армию по мере развития последней.

Весь период развития военно-педагогической мысли можно разделить на два этапа:

  1. Практикоориентированный этап. Это этап, который характеризуется накоплением педагогического опыта со времени возникновения цивилизации до ХVII- ХVIII вв. Он завершается трудами таких ярких личностей энциклопедических знаний, философского склада ума и практической педагогической направленности, как Я.А. Коменский, Джон Локк, М.В. Ломоносов, Ж.-Ж. Руссо. Большой вклад в мировую сокровищницу педагогического знания и накопления опыта педагогической деятельности внесли Пётр I и, особенно, А.В. Суворов. Их осмысленный и переведённый в научную плоскость опыт, дал начало второму этапу развития военной педагогики.
  2. Научный этап. Возникновение общественной потребности в целенаправленном формировании личности человека привело к необходимости выделения культурно-исторических оснований развития общества и переработки накопленных знаний.

Развитие военно-педагогической мысли и национальные направления военной педагогики, зависят от развития педагогики в целом. Культурно исторический опыт развития Вооружённых Сил России показывает, что военно-педагогические знания и исторический опыт послужили основой в деле государственного и военного строительства. Но, при этом, отечественная военная педагогическая мысль имеет свои особенности, как по содержанию, так и по организационно временным аспектам.

Всякий раз, когда история России оказывалась на перепутье, перестраивалась система педагогической деятельности, менялась система подготовки армии и флота. Так было при Петре I (ХVII- ХVIII вв.), Екатерине II (ХVIII в.: Г. Потёмкин и Орловы), Александре II (1860-1870 гг.: Д.А. Милютин, М.И. Драгомиров), Николае II (1905-1912), В.И. Ленине (1918), И.В. Сталине (1925-1929 гг. и в конце 40-х гг.).

В начале процесс передачи и обобщения опыта воспитания и военного обучения носил стихийный характер переходя от одного поколения к следующему в устных и практических формах. Вскоре с появлением письменности военно-педагогические знания стали отражаться в летописях, государственных актах, указах, а также в военно-исторических художественных произведениях. В дальнейшем приобретая новые знания, организованные формы армия становилась сильнее. Подтверждение этому является появление письменных уставов, наставлений, инструкций: «Уложения о службе» (1556г.), «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571 г.), «Военная книга» (1607 г.), «Устав ратных, пушечных и других дел касающихся до военной службы» (1621 г.), «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1674 г.) и др. Их основные идеи – регулярное обучение и постоянное воспитание воинов армии. От солдата требовалось честно служить государю, знать своё место в строю и в бою, не жалеть «тела» своего, быть готовым отдать жизнь за «други своя».

Формируемые на регулярной базе "потешные" полки в XVIII в. стали прообразом русской армии с регулярной системой обучения и воспитания воинов.

Результаты боевых действий в начале Северной войны подсказывали по¬рядок и способы обучения и воспитания воинов в духе патриотизма.

Произошли большие изменения в плане подготовки войск к практическому обучению после Нарвского поражения, где было видно, что русская армия была психологически не готова к полевой войне, не хватало опыта и обучения в тактических приёмах и воспитания воинов. В указах того времени русским полкам разрешалось вступать в бой только в случае численного превосходства над противником. В ходе боевых действий войска обучались ведению боя, наступательным, оборонительным действиям, а победы поднимали моральный дух воинов.

Значительную роль в продвижении военно-педагогической практики сыграла Северная война. Были внесены коррективы в обязанности командиров по обучению и воспитанию подчиненных. Начальники сделали дифференцированный подход в обучении молодых рекрутов и старослужащих, стали учить тому, "как в бою поступать".

В этот период получили свое развитие, духовные, нравственные (внушение страха Божьего) и военные (преданность государю и отечеству) аспекты воспитания. Практическая воспитательная деятельность в армии петровского времени принципиально отличалась от западной. В армиях европейских государств насаждалась "палочная" дисциплина, солдат рассматривался как «механизм, артикулом предусмотренный», а офицер – передатчиком команд (Фридрих II). В России главными в воспитании были нравственные начала. Петр I возложил на национальные офицерские кадры основные функции по обучению и воспи¬танию солдат.

После Петра I, в 30-40-е гг. XVIII в. в под¬готовке русской армии начали преобладать негативные тенденции над прогрессивными нововведениями петровских времен. Новые уставы и инструкции, составленные «временщика¬ми»: Остерманом, Минихом, Бироном и др., ухудшили содержание подготовки солдат: внешне они не перестали соответствовать петровским требованиям, но потеряли личностный, национальный характер. В обучении войск стала осуще¬ствляться подготовка солдат к службе в линейном строю, их обучали беспрекословно выполнять приказы. По сути они были «пушечным мясом» и любая инициатива была наказуема. Изменению подверглась вся система: служба в армии являлась совсем не престижной, а скорее стала наказанием, на службу отдавали за провинности. О патриотизме речи уже не шло, солдаты не присягали на верность отечеству. Особо непонятливые и не покорные часто подвергались физическим истязаниям.

В 50-60-е гг. XVIII в. Большую роль в формировании военной педагогики сыграли именитые полководцы и политики: Суворов А.В., Потемкин Г.А. , Кутузов М.И., Салтыков П.С., Румянцев П.А., Панин П.И. , и др.

Президент военной коллегии Г.А. Потемкин (1784) продолжил прогрессивные традиции военной педагогики. Его инструкция говорила, что « солдат есть название честное ». Офицеры были самостоятельны, но были ограничены «Правилами начальства », которые не давали наказывать провинившихся солдат с применением силы. Его подчиненными были одни из лучших полководцев П.А. Румянцев и А.В. Суворов. В истории России эта незаурядная личность по-настоящему еще не оценена за вклад в военную стратегию.

Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев, одним из первых занялся повышением эффективности военной подготовки используя опыт старослужащих, передавая их молодым солдатам. Постоянно проводил обучение войск, а в не военное время – с особым «вниманием». «Нравственный элемент» он считал основой воспитания «морального начала», при этом разделял воспитание, моральную подготовку, обучение и физическую подготовку.

В один период времени с П.А. Румянцевым А.В.Суворов создаёт многогранную военно-педагогическую систему, приоритетными чертами которой были:

  • необходимость психологической подготовки;
  • выработка и практическое применение метода проектирования боевых действий;
  • воспитание подчинённых в процессе деятельного обучения;
  • восприятие прямой зависимости результатов сражения от обученности и психологической устойчивости войск и др.

А.В. Суворов не отделял воспитание от обучения, не противопоставлял одно другому. В основу его системы воспитания легло профессиональное, нравственное воспитание и физическая подготовка. В работах А.В. Суворова просматриваются следующие задачи профессионального воспитания: развитие у воинов смелости, бодрости, храбрости, надёжности, решительности и дисциплины; задачей нравственного воспитания является формирование правдивости, благочестия, верноподданнических чувств. Военно-педагогические идеи великого полководца нашли подтвержде¬ние в его славных боевых победах. Однако, военно-педагогические идеи не получили распространения во всей армии т.к находились в противоречии с представителями власти и не были признаны в верхних слоях царской военной бюрократии.

В конце XVIII в., благодаря деятельности, И.И. Бецкого, П.И. Шувалова М.И. Кутузова,М.В. Ломоносова, и др., в России впервые организуются пять военно-учебных заведений закрытого типа (кадетские корпуса). Обучение приобретает планово-организационный характер.

В начале XIX в. в России начинается перестройка в структуре народного образования. С 1803 г. численность армии увеличилась за счёт доступного образования для простолюдинов. Совместно с кадетскими корпусами образованы гимназии для военных. В 1832 г была открыта военная академия для подготовки офицеров. До 1809 года действовали павловские строевые уставы, которые исключали офицерскую инициативу, но на практике они продолжали обучать солдат по-суворовски, что позволяло одерживать победы в сражениях .

На тот момент в России парадокс заключался в том, что с одной стороны демократия привела к появлению офицеров с новыми взглядами на военную педагогику, а также прогрессивных форм обучения и воспитания солдат. Об этом свидетельствует серия публикаций периодической печати и в "Военном сборнике". С другой стороны, в офицерской среде правительством насаждался дух покорности и раболепия. Проект Военно-учительского института не получил своего дальнейшего развития. Министр просвещения Уваров С.С. не поддерживал науку о воспитании. Офицеры были возмущены такой политикой властей и как следствие возник открытый протест со стороны «декабристов» в 1825 году.

После того, как восстание декабристов было подавлено, в стране началось время застоя и о развитии новых методик обучения солдат было забыто. Логическим следствием внешнего лоска, плацпарадной муштры явилось поражение российской армии в Крымской войне 1853-1856 гг.

Вторая половина XIX - начало XX вв. ознаменовались масштабными изменениями во многих сферах общественной жизни России, а вместе с тем и развитием военной педагогики. Благодаря военному министру Милютину Д.А. в государстве Российском были утверждены военные учебные заведения такие как: юнкерские и специальные училища, ряд военных гимназий и прогимназий, военные академии. В прогимназиях и гимназиях преподавались развивающие и общегуманитарные науки. Они были заведениями с военно-профессиональной ориентацией. В юнкерских, военных и специальных училищах, Финляндском и Пажеском кадетских корпусах, готовили офицеров младшего и среднего звена.

В Николаевской академии генерального штаба, в Михайловском артиллерийском училище, в военно-медицинской и военно-юридической академиях готовили штаб-офицеров с высшим образованием. В военных гимназиях преподавали офицеры прошедшие 2-х летний курс обучения при 2-й военной гимназии. В 1863г. было создано Главное управление военно-учебных заведений для более грамотного и налаженного процесса управления в них. Одновременно с тем был создан военно-педагогический музей, который отвечал за распространения новейших прогрессивных идей в военной области. В училищах солдат стали обучать счёту, письму и грамоте, в войсках появляются полковые школы. По статистике за 1875 год грамотность солдат увеличилась с 10 до 36%. Конечно далеко не все офицеры тех времен демонстрировали заинтересованность наукой и воспитанием солдат. Но всё же изменения военной школы положительно повлияло на Российских офицеров, на структуру образования и воспитания в армии.

В связи с вышеизложенным, подход к качеству подготовки военных специалистов становится принципиально иным, что должно иметь результатом сформированность у них готовности и способности осуществлять реальную профессиональную деятельность непосредственно по окончании обучения .

В настоящее время проделана большая работа по обстоятельному и объективному переосмыслению отечественно-педагогического опыта . В России сформировалась стройная система исторического развития военной педагогики. Ведётся разработка на создание и улучшение системы многоуровневого военного образования.

Но ещё очень много парадоксов и неразрешённых проблем остаётся в Российской армии. Многие проблемы можно решить только изменениями в политике и социальной сфере. Знать историю педагогики важно для каждого офицера BC РФ, способного думать и решать присущие его деятельности военно-педагогические задачи.

Список литературы

  1. Башлаков А.А. Военная педагогика: учеб. пособие; под общ. ред. А.А. Башлакова. – М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008. – 504 с.
  2. Быков, В.П. Монография. Формирование базовых профессиональных умений курсантов ВУЗА в период летной практики [Текст]: моногр. / В.П. Быков; ВУНЦ ВВС «ВВА» (филиал, г. Краснодар). – Челябинск: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2012. – 151 с.
  3. Кетько, С.М. Педагогика. Обучение и воспитание авиационного специалиста. ч.1 Введение в курс педагогики. Проблемы обучения и боевой подготовки: учеб. пособие [Текст] / С.М. Кетько; ЧВВАУШ (ВИ). – Челябинск: ЧВВАУШ (ВИ), 2008. – 136 с. 2 части.
  4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов; Рос. акад. наук, Рос. фонд культуры. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Военная психология и педагогика

Лекция №1

Тема: «Военная педагогика как наука. Содержание, принципы, формы и методы обучения военнослужащих»

Количество часов: 2

Дата проведения: 27.01.2016г.

Форма проведения: лекция

Лекцию разработал: Начальник службы отдела ВСПР

Департамента по делам обороны Карагандинской области

майор К. Смагулова

План

1. Военная педагогика как наука

1. Военная педагогика как наука

Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно-педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.

Военная педагогика - это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.

Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно-педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. То есть фактически каждый военнослужащий сразу включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно-профессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет, со своими, в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.

Стало быть, военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.

С точки зрения структуры военная педагогика как наука включает методологию военной педагогики, историю военной педагогики, теорию обучения (военную дидактику), теорию воспитания военнослужащих, педагогику высшей военной школы, частные методики боевой подготовки и ряд других разделов.

*факты, полученные в результате военно-педагогических и военно-научных исследований и жизненных наблюдений;

*научные обобщения, выраженные в категориях, закономерностях, принципах, концепциях военной педагогики;

*гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;

*методики исследования военно-педагогической реальности;

*система нравственных ценностей военной службы.

Военная педагогика тесно связана с другими науками. Данные гуманитарных и социальных наук позволяют получить целостное представление о человеке и коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о биологической сущности человека дает изучение естественных наук. Практическое использование научно-технических и военно-научных знаний предоставляет возможность моделировать военно-педагогический процесс и его элементы.

Военная педагогика оперирует определенными категориями; основные из них таковы:

*военно-педагогический процесс - целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;

*воспитание военнослужащих - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;

*обучение военнослужащих - целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчиненных по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;

*развитие военнослужащих - процесс накопления количественно-качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;

*психологическая подготовка военнослужащих - формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональной деятельности;

*образование военнослужащих - процесс и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно-профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.

Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.

Военная педагогика как наука решает следующие задачи:

*исследует сущность, структуру, функции военно-педагогического процесса;

*исследует проблемы организации и совершенствования образовательного процесса в военно-учебных заведениях;

*разрабатывает эффективные формы организации военно-педагогического процесса и методы воздействия на военнослужащих и воинские коллективы;

*способствует гуманизации военно-педагогического процесса и воинской службы;

*обосновывает содержание и технологию обучения, воспитания, развития и психологической подготовки военнослужащих;

*выявляет закономерности и формулирует принципы процессов обучения и воспитания военнослужащих;

*обосновывает методику обучения и психологической подготовки воинов с учетом специфики видов и родов войск;

*разрабатывает содержание и методику самообразования и самовоспитания военнослужащих;

*исследует особенности и содержание деятельности военного педагога и пути формирования и развития его педагогической культуры и мастерства;

*разрабатывает методику военно-педагогического исследования, обобщения, распространения и внедрения передового опыта обучения и воспитания;

Решение задач военной педагогики связано прежде всего с поиском путей активизации человеческого фактора в интересах укрепления боевой мощи Вооруженных сил РК, формирования у командиров (начальников) современного педагогического мышления, создания в воинских коллективах атмосферы творчества, сплоченности, взаимной взыскательности и личной ответственности за качественное выполнение функциональных обязанностей, противодействия нарушению законности, правопорядка и воинской дисциплины. военный педагогика офицер

Выполнение офицером служебных обязанностей сопряжено с реализацией ряда педагогических функций.

Прежде всего, офицер занимается обучением, подготовкой подчиненных, совершенствованием их воинского мастерства, боевой выучки. Будучи непосредственным начальником для своих подчиненных, он отвечает за воспитание, формирование у военнослужащих качеств защитника Родины, соблюдение ими требований законов, уставов, развитие их интеллектуальных и физических качеств. Кроме того, офицер обучает прапорщиков (мичманов), сержантов (младших командиров) практике обучения и воспитания подчиненных, организует и направляет их педагогическую деятельность.

Эти положения закреплены соответствующими статьями Устава внутренней службы ВС РФ и являются обязательными для выполнения в повседневной деятельности.

Эффективность военно-профессиональной деятельности определяется в значительной степени наличием у офицера - руководителя воинского коллектива - знаний, навыков и умений в области военной педагогики.

Педагогические знания позволяют офицеру:

*умело организовывать боевую деятельность подчиненных, поддерживать на необходимом уровне боевую и мобилизационную готовность подразделения;

*успешно руководить боевой подготовкой, методически грамотно обучать личный состав;

*продуктивно проводить воспитательную работу в подразделении, воспитывать у военнослужащих моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к ВС РФ;

*результативно осуществлять деятельность по поддержанию крепкой воинской дисциплины, сплочению воинского коллектива подразделения;

*обеспечивать неукоснительное соблюдение внутреннего порядка в подчиненном подразделении, организовывать и проводить всестороннюю подготовку к несению службы в суточном наряде;

*целесообразно строить работу с подчиненными кадрами, оказывать им необходимую помощь в совершенствовании профессиональных знаний и методического мастерства;

*эффективно совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления подразделением;

*использовать гуманный подход в общении с военнослужащими.

Педагогические знания командира (начальника), его навыки, умения по обучению и воспитанию личного состава должны постоянно совершенствоваться. Это обусловлено тем, что объект педагогических воздействий (военнослужащие и воинский коллектив) постоянно изменяется, развивается и все в большей степени (в соответствии с современными подходами) рассматривается как один из субъектов педагогического взаимодействия. Кроме того, изменяются и условия, в которых осуществляется военно-педагогический процесс.

В ВС РК функционирует система вооружения офицеров знаниями по военной психологии и педагогике. Ее основные элементы:

*изучение психологии и педагогики в военно-учебных заведениях;

*занятия в системе командирской подготовки, прежде всего по общественно-государственной подготовке;

*специально проводимые методические совещания и занятия с офицерами;

*анализ практической работы офицеров по организации военно-педагогического процесса, опыта общения с подчиненными в ходе проверок и контроля занятий;

*обмен опытом работы офицеров по обучению и воспитанию подчиненных, пропаганда передового опыта;

*самостоятельная работа офицеров по изучению психолого-педагогической литературы, совершенствованию навыков и умений обучения и воспитания;

*совершенствование психолого-педагогических знаний офицеров в ходе профессиональной переподготовки, повышения квалификации в учебных центрах, на курсах.

Таким образом, глубокое знание теоретических основ военной педагогики, умелое их использование в практической деятельности позволяют офицеру эффективно и качественно организовывать военно-педагогический процесс, обучать и воспитывать подчиненных.

Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров.

В настоящей главе военная педагогика рассматривается как отрасль педагогики, раскрываются ее сущность, содержание, особенности, задачи, методы, основные категории.

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика - необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки воинов к успешному ведению боевых действий.

Первоначально военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров и подчиненных. С течением времени накапливались знания об обучении и воспитании воинов, которые передавались от поколения к поколению в виде сказаний, заветов, пословиц, поговорок. По мере усложнения военного дела, особенно в эпоху образования государств, создания сравнительно многочисленных регулярных армий, военно-педагогическая мысль получает дальнейшее развитие. Соответствующий опыт находит отражение в инструкциях, наставлениях, уставах, приказах и других письменных источниках. Значительный вклад в это внесли Петр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Д. Ф. Ушаков, С. О. Макаров, М. И. Драгомиров.

В конце XIX - начале XX в. военная педагогика начинает оформляться в самостоятельную научную отрасль. Труды М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира, опыт обучения и воспитания воинов в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась современная военная педагогика. Ее развитию содействовали А. Г. Базанов, Г. Д. Луков, А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, В. П. Давыдов, В. Н. Герасимов, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов и др.

Военно-педагогический процесс - это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению.

Главное назначение военно-педагогического процесса в мирное время - поддержание высокой боевой готовности воинских частей и подразделений, успешное решение ими учебно-боевых задач.

По своей сущности это социальный процесс, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и другие требования органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности страны на уровне надежной, разумной достаточности. Содержание и направленность военно-педагогического процесса обусловлены военной доктриной, внутренней и внешней политикой государства, уровнем развития военного дела.

Основная цель военно-педагогического процесса - обеспечение всесторонней подготовленности военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по вооруженной защите Родины. Обучение и воспитание военнослужащих нацелены на то, чтобы в каждом военнослужащем и воинском коллективе сформировать и закрепить высокие боевые, морально-психологические и физические качества и на этой основе выработать боевое мастерство, духовную стойкость в сочетании с сильной волей к победе в любых условиях.

Указанная цель обусловливает функционирование военно-педагогического процесса как системы: как совокупности структурных компонентов, органически взаимосвязанных между собой и с другими системами жизнедеятельности подразделения, части (системой поддержания боевой готовности, системой управления и связи, системой материально-технического обеспечения и т. д.).

Основные структурные компоненты военно-педагогического процесса как системы таковы:

*задачи военно-педагогического процесса;

*организационная структура;

*субъекты и объекты данного процесса.

Задачи военно-педагогического процесса обусловлены его целью и направлены на ее достижение. К приоритетным задачам относятся:

1) целенаправленное формирование военнослужащего как гражданина и воина-профессионала;

2) вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний и деятельностных качеств, обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке;

3) обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего;

4) выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя;

5) осуществление боевого слаживания расчетов, подразделений и части в целом, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы.

Организационно военно-педагогический процесс включает:

*различные виды подготовки - боевую, общественно-государственную и др., реализуемые прежде всего в ходе учебных занятий;

*педагогические аспекты служебно-боевой, общественной и другой деятельности;

*воспитательную, культурно-досуговую и спортивно-массовую работу.

Задачи военно-педагогического процесса определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность его субъектов и объектов.

Субъектами военно-педагогического процесса выступают командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, воспитательный актив, ведущие специалисты боевых расчетов, прапорщики, сержанты, общественные организации.

В организации военно-педагогического процесса решающая роль принадлежит командиру подразделения (части). Будучи прямым начальником личного состава, он отвечает за все стороны его жизни и деятельности и, соответственно, за состояние и качество военно-педагогического процесса.

Объектами военно-педагогического процесса (в традиционном понимании) становятся все военнослужащие и воинские коллективы. Следует заметить, что с позиций субъект-субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения - это субъекты, активные участники военно-педагогического процесса.

Особое значение в условиях военной службы приобретает такой объект педагогического воздействия, как воинский коллектив. В связи с этим командирам (начальникам) необходимо изучать особенности психологии каждого конкретного коллектива и умело направлять его усилия на решение задач военно-педагогического процесса.

Военно-педагогический процесс (ВПП) представляет собой систему учебно-воспитательной деятельности органов военного управления, всех категорий должностных лиц и специалистов воспитательных структур по подготовке военнослужащих, подразделений и частей к выполнению задач по боевому предназначению в интересах личности, общества и государства.

Это социальный процесс, направленный на реализацию положений Конституции РФ о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и других требований органов государственной власти. Его основными компонентами являются цели (социальный заказ общества) и задачи, организационная структура (боевая и общественно-государственная подготовка; педагогические аспекты боевой, служебной, учебной и других видов деятельности), составные части (обучение, воспитание и психологическая подготовка), содержательная и методическая (технологическая) структуры, а также соответствующие субъекты и объекты.

Следует отметить, что в ВПП проявляются определенные закономерности. В повседневной профессиональной деятельности офицерского состава они находят свое отражение в принципах обучения и воспитания военнослужащих, под которыми понимаются руководящие положения, ведущие идеи и выработанные правила, определяющие вопросы организации, содержания и методики учебно-воспитательной работы в части, подразделении. Их перечень соответствует содержанию выявленных к настоящему времени закономерностей ВПП, но в то же время отражает и специфику каждой из его рассматриваемых составных частей. В результате систему основных (ведущих) принципов обучения и воспитания подчиненных можно представить в следующем виде.

Рассматривая перечисленные принципы важно учитывать, что каждая идея, заложенная в них, как правило, является отражением нескольких закономерностей. На практике их содержание реализуется в виде педагогических правил (требований) учебно-воспитательной деятельности - руководящих положений, раскрывающих отдельные стороны применения того или иного принципа. Иными словами, правила представляют собой конкретные указания офицеру о том, что нужно сделать для организации и эффективного осуществления учебно-воспитательного взаимодействия с подчиненными. Следовательно, принципы обучения и воспитания - связующее звено между военно-педагогической теорией и повседневной практикой войск.

Для примера раскроем содержание принципа социальной обусловленности и научности обучения и воспитания подчиненных. Его реализация в войсковых и флотских условиях в настоящее время обеспечивается соблюдением следующих основных правил:

При организации учебно-воспитательного процесса руководствоваться требованиями общества (социальным заказом) к профессиональным качествам (уровню специальной подготовки и развитию личностной сферы) военнослужащих; тесно увязывать обучение и воспитание с жизнью страны и ее Вооруженных Сил (спецификой осуществляемых реформ, стоящими задачами); неуклонно проводить в жизнь требования органов государственного и военного управления;

Осуществлять научно обоснованный подход к отбору учебного и воспитательного материала; в военно-педагогическом процессе рассматривать все явления в развитии и взаимосвязи, выделять закономерности и противоречия в обучении и воспитании, а также пути их совершенствования; включать в учебный и воспитательный материал последние достижения отечественной науки;

Постоянно заботиться о развивающем эффекте обучения и воспитания; формировать у подчиненных качества гражданина, защитника Отечества и военного профессионала; популяризировать военную службу, показывать значимость ратного труда и его необходимость, искать пути повышения престижа воинской службы, на деле повышать его;

Добиваться научной организации учебно-воспитательных мероприятий, активно внедрять современные информационные технологии в учебный и воспитательный процессы.

Важно подчеркнуть, что в повседневной учебно-воспитательной практике офицерского состава требования различных принципов проявляются в единстве и тесно взаимосвязаны. Их нельзя отделять друг от друга, соблюдать одни и пренебрегать другими. Особенно это актуально для обеспечения достаточной эффективности форм обучения и воспитания подчиненных.

Формы обучения и воспитания можно рассматривать как варианты организации конкретного учебного занятия или воспитательного мероприятия. Само понятие «форма» означает способ организации, установленный порядок, вид существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. В отечественной военной педагогике под формами обучения и воспитания понимается организационная сторона военно-педагогического процесса, предполагающая определенные состав и группировку военнослужащих, структуру и содержание учебных занятии или воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. Каждая из форм решает вполне определенные педагогические задачи, используя при этом присущие ей учебные и воспитательные возможности, что обусловило существенное отличие форм обучения от форм воспитания подчиненных.

С учетом предложенного определения формы обучения объединены в пять родственных групп по определенному признаку.

Перечень форм обучения первой группы определен составом обучаемых по их категориям (занятия с офицерским составом, прапорщиками, сержантами и т.д.) и должностной принадлежности (занятия с командирами подразделений, отделений, экипажей и др.).

Вторая группа отражает особенности группировки обучаемых и включает в себя индивидуальное и групповое обучение.

Третья группа соответствует месту проведения учебных занятий (занятия в учебных классах, полевые занятия, занятия в местах несения дежурства).

Перечень форм обучения четвертой группы обусловлен продолжительностью учебного занятия (кратковременные - несколько минут; непродолжительные - 2-6 часов; продолжительные - до одних суток; многосуточные).

Пятая группа объединяет формы обучения в зависимости от подхода к формированию структуры занятия. В настоящее время в рамках данной группы объединены общие, применяемые во всех подразделениях вне зависимости от решаемых боевых, служебных и других задач, и специальные, используемые только в конкретном подразделении (например, авиационном, военно-морском, мотострелковом и т.д.) (схема 2).

В свою очередь формы воспитания представляют собой варианты организации конкретного воспитательного мероприятия, его композиционное построение. Они всегда взаимосвязаны с содержанием, вследствие чего каждая из них решает вполне определенные воспитательные задачи, использует те или иные рычаги развития личности, интересов и потребностей подчиненного, формирует у него профессионально значимые личностные свойства и качества.

Учитывая современное понимание сущности воспитания, можно утверждать, что форм воспитания бесконечно много - от элементарных форм уставных взаимоотношений между военнослужащими, индивидуальных и групповых бесед до всех форм учебной, служебной и общественно-плановой деятельности военнослужащих. Те же ОГП и информирование являются не только формами обучения и разъяснения военно-политической обстановки в мире, положения дел в части, подразделении, но и решают важные воспитательные задачи. В специальной же литературе к основным формам воспитательной работы офицерского состава отнесены общее собрание личного состава, подведение итогов, групповые и индивидуальные беседы, диспуты, принятие военной присяги, встречи с ветеранами ВС РФ и родителями военнослужащих, тематические вечера, вечера вопросов и ответов и др. Нельзя не отметить, что их перечень достаточно разнообразен и во многом определяется уровнем военно-педагогической подготовки и мастерства офицеров органов военного управления, спецификой решаемых задач, развитостью информационной, культурной, социальной инфраструктуры региона дислокации частей и подразделений.

Эффективность тех или иных форм обучения и воспитания зависит от профессиональных знаний, навыков и умений военнослужащих, от степени сформированное -ти их личностной сферы, от избранных офицером способов учебного и воспитательного взаимодействия с подчиненными в рамках конкретной учебной или воспитательной формы. В военно-педагогической литературе они обозначаются понятием методы обучения и воспитания, под которыми понимается система способов совместной деятельности офицера и подчиненного, при которой достигается овладение знаниями, формирование навыков и умений, а также развитие умственных и физических сил военнослужащих, совершенствование ведущих компонентов их личностной сферы, необходимых им для решения профессиональных задач по предназначению. Как и формы, методы обучения и методы воспитания существенно отличаются друг от друга.

Педагогический анализ особенностей реализуемых в войсках и на флотах методов обучения позволяет объединить их в две группы. В основе группы традиционных методов обучения находятся положения ассоциативно-рефлекторной теории обучения, предусматривающей последовательный переход обучаемых от понимания предъявляемой им учебной информации к сохранению ее в памяти в виде знаний и последующему практическому применению. К их числу относятся методы устного изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и инструктирование), его обсуждения (беседа, семинар), а также методы показа (демонстрации), упражнения, практических работ и самостоятельной работы.

Группа активных методов обучения в отличие от традиционных предполагает непосредственное участие военнослужащих в формировании собственных профессиональных знаний, навыков и умений. В их число включены методы анализа конкретных ситуаций, инцидента, мозговой атаки (мозгового штурма), челночный, деловой игры, погружения и др. Однако сам термин «активные методы» не является строго научным, так как все методы обучения изначально рассчитаны на активную совместную работу обучающего и обучаемого. Его же употребление направлено на подчеркивание специфики применяемых в них средств и приемов, которые ориентированы прежде всего на активную познавательную и практическую деятельность самих подчиненных.

Практика воспитательной деятельности опытных офицеров показывает, что в их арсенале находится также широкое разнообразие методов, которые можно объединить в две группы: педагогические и психологические методы воспитания. Педагогические (традиционные) методы воспитания предполагают воздействие офицера на сознание (рациональную сферу личности) подчиненного. К ним относятся методы убеждения, поощрения, примера, критики, упражнения и принуждения.

Действие психологических методов воспитания направлено на подсознание подчиненного. Наиболее эффективными из них являются методы невербального (мимика, жесты, поза, характер движений, выражение глаз, интонация голоса), эмоционального (сопереживание, возмущение, поучение) и рационального (внушение) взаимодействия. Вместе с тем офицеру необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими, что позволяет усиливать или ослаблять воспитывающее воздействие на рациональную сферу личности (сознание) военнослужащего.

Знание принципов, форм и методов обучения и воспитания подчиненных, их реализация при организации и осуществлении военно-профессиональной деятельности являются главным показателем военно-профессиональной культуры офицерского состава, важным критерием оценки уровня его педагогического мастерства.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Система педагогического знания. Предмет и понятие педагогики. Связь педагогики с другими науками. Цели образования и воспитания. Определение педагогических способностей. Основные составляющие педагогического процесса в современной системе образования.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    История педагогики как науки о воспитании и обучении человека. Становление дошкольных учреждений. Функции и понятийный аппарат дошкольной педагогики, её связь с другими науками. Признаки и специфика воспитания. Логика научно-педагогических исследований.

    реферат , добавлен 23.04.2017

    Понятие и варианты определения педагогики, предмет и методы ее изучения, место и значение в современном обществе, связь с другими науками. Категориальный аппарат педагогики, ее инструментарий. Стратегия развития и закономерности педагогического процесса.

    шпаргалка , добавлен 05.02.2010

    Педагогика как наука о воспитании, обучении и образовании. История развития и задачи педагогической науки. Методологическая база педагогики. Обучение как компонент педагогического процесса. Воспитание как важнейшая функция педагога в процессе обучения.

    реферат , добавлен 15.05.2010

    Сущность обучения и воспитания как главного объекта изучения педагогики. Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики. Образование как реальный целостный педагогический процесс. Воспитание и обучение как способы педагогического процесса.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2012

    Педагогика как наука и практика. Этапы развития научно–педагогического знания. Отрасли педагогики. Функции и цели современного образования в России. Теоретико-методологические основы педагогики, роль воспитания. Теория и содержание системы обучения.

    презентация , добавлен 04.11.2012

    Понятие православной педагогики, ее главнейшие правила. Общие принципы христианской педагогики. Классификация методов и средств обучения в воскресных школах и других православных учебных заведениях. Средства развития творческого мышления учащихся.

    реферат , добавлен 12.03.2010

    Педагогика как система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Основные отрасли педагогики. Классификация направлений педагогики. Задачи и назначение основных отраслей педагогики. Возрастная педагогика. Специальные педагогические науки.

    реферат , добавлен 23.11.2010

    Принципы и методы в структуре военно-педагогического процесса. Устное изложение учебного материала как один из методов обучения. Метод упражнения и тренировки в образовании военнослужащих. Влияние форм обучения на процесс подготовки специалистов в ВУЗе.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2015

    Педагогика наука о систематической специальной деятельности по формированию человека. Цели развития индивидуальности. Барьеры общения, актуальность их минимизации в условиях совместной деятельности. Структура педагогики и система педагогических дисциплин.

Рецензенты:

Заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор В. Я. Слепов

Заведующий кафедрой педагогики Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук профессор А. В. Козлов

© Серия «Учебник для вузов», 2017

Предисловие

Одним из важных направлений деятельности по модернизации Вооруженных Сил России выступает дальнейшее развитие военно-педагогической теории, в которой особое место принадлежит вопросам обучения, воспитания и развития военнослужащих воинских частей и подразделений. Такая постановка вопроса определяется современными подходами к строительству Вооруженных Сил, в которых целью и мерой успешности деятельности частей и подразделений является безусловное и безупречное выполнение военнослужащими стоящих перед ними задач. В связи с этим возникает необходимость создания в войсках педагогических систем, в основу которых были бы положены принципы эффективности, качества и инновационного развития.

Целью подготовки учебника «Военная педагогика» является разработка теоретико-методологических и методических основ организации эффективного учебно-воспитательного процесса в воинских частях и подразделениях. Данная цель предполагает решение комплекса задач, связанных:

Систематизацией и конкретизацией информации в области организации учебно-воспитательного процесса в частях и подразделениях;

Формированием установки на технологический подход к проектированию процессов обучения и воспитания, осуществляемых с позиции личностно-социально-деятельностного и профессионально ориентированного педагогического процесса в части и подразделении;

Развитием педагогической культуры изучающих военную педагогику, которая обеспечивает, с одной стороны, самореализацию творческого потенциала офицеров, с другой стороны, повышение качества их педагогической деятельности.

Учебник подготовлен на основе последних достижений военно-педагогической науки с учетом особенностей современной боевой и повседневной деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил России. В нем учтены выводы философской, социологической, культурологической, психологической, управленческой и исторической наук. Содержание носит практико-ориентированный характер и представлено в легко воспринимаемой форме. Структура учебника позволяет не только разобраться с методологическими и мировоззренческими основами военной педагогики, понять современные подходы к эффективной организации обучения и воспитания военнослужащих, но и проверить уровень своей теоретической и практической подготовленности к решению военно-педагогических задач.

В учебнике подробно рассмотрены вопросы педагогического пространства воинских частей и подразделений, проектирования эффективных учебно-воспитательных систем, педагогического целеполагания, применения современных методик и технологий обучения и воспитания.

Учебник состоит из трех частей, логически связанных между собой: первая часть позволяет понять сущность и структуру педагогического пространства частей и подразделений Вооруженных Сил России; вторая – раскрывает актуальные вопросы обучения военнослужащих; третья – обеспечивает понимание теоретических и методических основ организации воспитательного процесса в частях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Учебник предназначен для курсантов, адъюнктов, преподавателей, командиров воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, их заместителей по работе с личным составом, других должностных лиц, имеющих подчиненных.

Введение в военно-педагогическое пространство частей Вооруженных Сил Российской Федерации

Военная педагогика как наука, военно-гуманитарная практика и учебная дисциплина

1.1. Методологические основы военной педагогики как теории и практики обучения, воспитания и развития военнослужащих

Динамичное изменение российского общества и развитие военного дела непрерывно пополняют военную педагогику новыми фактами, которые необходимо постоянно анализировать и учитывать в военно-педагогической деятельности. Эффективному осмыслению и учету фактов способствует методология научного познания и построения практической деятельности.

Методология – это система знаний о принципах и способах осуществления исследовательской и преобразовательной деятельности, а также сами эти принципы и способы познания и преобразования действительности.

Методология выполняет по отношению к военной педагогике ряд функций : нормирования, предписания, познания (гносеологическая), преобразования (праксеологическая), оценки (аксиологическая), научного самопознания (рефлексии).

Функция нормирования определяет критерии и меру оптимального соотношения частей и целого в военно-педагогической теории и практике, ориентиры развития обучения и воспитания военнослужащих.

Функция предписания отвечает на вопрос: опираясь на какие принципы и подходы, должно осуществляться изучение и построение учебно-воспитательного процесса в частях Вооруженных сил России?

Реализация познавательной (гносеологической) функции позволяет описать современное состояние военно-педагогической науки и практики; объяснить, почему все сложилось именно так, а не иначе; спрогнозировать, в каком направлении будет осуществляться изменение военно-педагогической науки и практики.

Преобразовательная (праксеологическая) функция обеспечивает научно обоснованное целеполагание и выбор оптимальных способов достижения поставленных учебно-воспитательных целей, а также путей практической реализации наработок в военно-образовательной практике.

Роль оценочной (аксиологической) функции развития военной педагогики состоит в обосновании методики оценки организации обучения, воспитания и развития военнослужащих.

Предназначение функции научного самопознания заключается в анализе эффективности организации военно-педагогической науки и практики.

В методологии военной педагогики следует выделить пять уровней :

1) философский (аспекты: гносеологический, формально-логический, социально-философский, философско-мировоззренческий, этический);

2) общенаучный (представлен общими подходами к организации исследования военно-педагогических систем и практической деятельности по их созданию);

3) междисциплинарно-научный (отражает заимствования военной педагогики из других наук, с которыми она связана);

4) научно-педагогический (включает исходные общетеоретические положения педагогики);

5) исследовательско-технологический (определяет технологию организации военно-педагогических исследований).

Рассмотрим философский уровень методологии военной педагогики.

Гносеологический аспект философского уровня методологии представлен значением положений теории познания для военной педагогики.

1. Материя объективна, вечна, бесконечна, обладает свойствами движения, пространства и времени. Следовательно, педагогические системы (П. С.) частей и подразделений носят объективный характер, ограничены пространством жизнедеятельности воинской части (подразделения), находятся в постоянном изменении, охватывают служебно-боевую, учебную, хозяйственно-бытовую, досуговую и внутриколлективную сферы; временны́е рамки определяются временем существования части (подразделения).

В учебнике представлены актуальные вопросы современной военно-педагогической теории и практики, а также раскрыты проблемы воспитания, обучения и развития военнослужащих, их психологической подготовки к ведению боевых действий. Важное внимание уделено формированию педагогической культуры офицера, педагогической профилактике девиантного поведения среди различных категорий военнослужащих. Особенностью представленного издания является то, что педагогические явления и процессы рассматриваются с позиции личностно-социально-деятельностного подхода. Учебник предназначен для командиров и органов по работе с личным составом, преподавателей военно-учебных заведений, курсантов, слушателей, адъюнктов, докторантов, студентов военных кафедр и учебных военных центров.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...