Основы научных исследований учеб пособие. «Основы научных исследований

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы научных исследований»

Доцент кафедры теории

и истории государства

Славова Н.А.

Рабочий план по дисциплине «основам научных исследований»

Тема

Тема 1. Предмет и система курса «Основы научных исследований». Наука и науковедение.

Тема 2. Система образовательных и образовательно-квалификационных уровней. Система научных (ученых) степеней и ученых званий.

Тема 3. Система научных учереждений.

Тема 4. Подготовительная стадия научного исследования.

Тема 5. Исследовательская стадия.

Тема 6. Методология и методика научного исследования. Виды методов.

Тема 7. Заключительная стадия научного исследования

Тема 1. Предмет и система курса «Основы научных исследований». Наука и науковедение План

    Предмет, задачи, цель курса «Основы научных исследований»

    Обшая характеристика науки и научной деятельности

    Понятийный апарат науки

    Виды научных работ и их общая характеристика

    Лудченко А.А. Основы научных исследований: Учебн. пособие. – К.: Знание, 2000.

    Пилипчук М.І., Григор’єв А.С., Шостак В.В. Основи наукових досліджень. – К., 2007. – 270с.

    П’ятницька-Позднякова І.С. Основи наукових досліджень у вищий школі. – К., 2003. – 270с.

    Романчиков В.І. Основи наукових досліджень. – К.: Центр учбової літератури. – 254с.

5. Сабитов Р.А. Основы научных исследований. – Челябинск: Изд-во Челябинского государственного ун-та, 2002. – 139с.

6. Про інформацію: Закон України від 2 жовтня 1992р. (із змінами та доповненнями) // Відомості Верховної Ради України. – 1992. – № 48. – Ст. 650.

7. Про наукову і науково-технічну діяльність: Закон України від 13 грудня 1991 р. (із змінами та доповненнями) // Відомості Верховної Ради України. – 1992. – № 12. – Ст. 165.

8. О науке и государственной научно-технической политике: Закон РФ от 23 августа 1996 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149218/

9. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Закон РФ от 27 июля 2006 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html

«Основы научных исследований» представляют собой одну из вступительных учебных дисциплин, предшествующих фундаментальном изучению юриспруденции. Однако, в отличие от других дисциплин вступительного или вспомогательного характера, данный курс представляет собой первую ступень не только и не столько в изучении правовой науки, сколько в исследовании такой сложной научной области, как правоведение.

Предмет курса «Основы научных исследований»: методологические основы организации и методика осуществления научных исследований.

Цель : сформировать у студентов ряд умений и навыков, необходимых для самостоятельной творческой деятельности в науке и написания научной (курсовой, дипломной и иной квалификационной) работы.

Задачи: изучение общих правил написания и оформления научной работы, последовательности действий, выполняемых исследователем на каждом из этапов научной деятельности; ознакомление с основными методами научных исследований, логическими правилами изложения материала; приобретение навыков поиска и обработки правовой научной литературы, конспектирования и реферирования материала, составления аннотаций и тезисов, оформления ссылок и списка использованных источников; освоение языка научной работы и ознакомление с понятийным аппаратом научного исследования.

Современное общество не может существовать без науки. В условиях экономического, политического, экологического кризиса наука выступает главным инструментом в решении соответствующих проблем. Кроме того, экономическое и социальное положение государства напрямую зависит от юридической науки, поскольку успех инновационного развития, финансовой стабильности и т.д. невозможен без научных исследований в области юриспруденции.

Поэтому наука является производительной силой общества, системой накапливаемых человечеством знаний об окружающей действительности, оптимальных средствах воздействия на нее, прогнозировании и перспективах прогрессивного развития общества, отражает взаимосвязь между учеными, научными учреждениями, органами власти, а также определяет аксиологические ценностные аспекты науки.

Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению новых знаний, так и результат этой деятельности - «сумму» полученных научных знаний, которые в совокупности создают научную картину мира.

Наука - это система знаний об объективных законах действительности, процесс деятельности по получению, систематизации нового знания (о природе, обществе, мышлении, технических средствах в использовании деятельности человека) с целью получениянаучного результата на основе определенных принципов и методов.

Современная наука состоит из различных отраслей знаний, которые взаимодействуют и в то же время обладают относительной самостоятельностью. Разделение науки на определенные виды зависит от выбранных критериев и задач ее систематизации. Отрасли науки обычно классифицируются по трем основным направлениям:

Точные науки - математика, информатика;

Естественные науки: изучение природных явлений;

Общественные науки: систематическое изучение человеческого поведения и общества.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон РФ) н аучная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;

прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.

Также Закон РФ определяет, научный и (или) научно-технический результат – это продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» дает определения следующие. Научная деятельность - это интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Основными ее формами являются фундаментальные и прикладные научные исследования.

Научное исследование - особая форма процесса познания, систематическое, целенаправленное изучение объектов, в котором используют средства и методы науки, в результате которых формулируются знания об исследуемом объекте. В свою очередь, фундаментальное научное исследование - научная теоретическая и (или) экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развития природы, общества, человека, их взаимосвязи, а прикладное научное исследование - научная деятельность, направленная на получение новых знаний, которые могут быть использованы для практических целей.

Научно - исследовательская деятельность - это исследовательская деятельность, которая заключается в получении объективно новых знаний.

Поскольку цель курса «Основы научных исследований» сформировать у студентов ряд умений и навыков, необходимых для самостоятельной творческой деятельности в науке и написания научной (курсовой, дипломной и иной квалификационной) работы, необходимо обратить внимание на организацию научной деятельности при написании научных работ, в частности курсовой.

    Выбор темы научного исследования. Желательно, чтобы тема курсовой работы совпадала с научными интересами.

    Систематичность.

    Планирование. Содержательное планирование (содержание научной работы) и временное (выполнение календарного плана).

    Ориентация на научный результат.

Каждая из наук имеет собственный понятийный аппарат. Все научные понятия отражают (формулируют) статическую или динамическую объективную, общепринятую реальность. Эти понятия имеют определенную внутреннюю структуру, сравнительную характеристику, а значит, конкретику. Они, как правило, являются общепринятыми и в определенном смысле эталонными. Именно из этих понятий должна строиться любая мысль, несущая в себе объективную информацию, научную теорию или дискуссию, другие понятия.

Необходимо обратить внимание, что первичным понятием при формировании научных знаний является научная идея . Материализованным выражением научной идея является гипотеза . Гипотезы, как правило, имеют вероятностный характер и проходят в своем развитии три стадии:

Накопление фактического материала и выдвижение на его основе предположений;

Формулирование и обоснование гипотезы;

Проверка полученных результатов

Если полученный практический результат соответствует предположению, то гипотеза превращается в научную теорию . Структуру теории как сложной системы формируют связанные между собой принципы, законы, понятия, категории, факты.

Научная работа – это исследование с целью получения научного результата.

Виды научных работ:

    курсовая работа . На первом-четвертом годах обучения студенты выполняют именно данный вид работы. Это самостоятельная учебная и научно-исследовательская работа студента, которая подтверждает получение теоретических и практических умений по дисциплинам, которые изучает студент.

    дипломная работа;

    магистерская работа;

    диссертационная работа;

    монография;

    научная статья;

    Является формой существования и развития любой науки. Научно-исследовательская деятельность - это такая деятельность, которая направлена на получение новых знаний и их практическое применение. Несмотря на то, что науки классифицируются в зависимости от сферы познания, предмета и основы научных исследований составляют неотъемлемую часть любой науки.

    Понятием «научное исследование» определяется деятельность, которая направлена на всестороннее изучение исследуемого объекта, явления или процесса, их внутренней структуры и связей, получение на этой основе и внедрение в практику полезных результатов для человеческого существования. Для того чтобы научные специалисты могли правильно проводить при изучении науки необходимые научные исследования практически во всех высших учебных заведениях изучается дисциплина «основы научных исследований».

    Эта дисциплина является составной частью обучения и является важным этапом подготовки ученого к самостоятельному ведению научно-исследовательской деятельности. Курс дисциплины «основы научных исследований» направлен на формирование знаний, которые помогают решению следующих типовых задач:

    Математическое моделирование объектов и процессов; их исследования и разработка алгоритма реализации этого метода;

    Построение моделей процессов и объектов с целью их анализа и получения наиболее оптимальных параметров;

    Составление программ экспериментальных исследований, реализацию этих программ, включая выбор необходимых технических средств, получение и обработку результатов;

    Составление отчетов по результатам, полученным в ходе проводимых исследований.

    Процесс изучения дисциплины «основы научных исследований» состоит из следующих основных разделов:

    1.Методы научного познания.

    2.Методы теоретических и эмпирических исследований.

    И их этапы.

    4.Процедуры разработки и проектирования новых технических объектов.

    5.Теоретические исследования.

    6.Построение моделей физических процессов и объектов.

    7.Проведение экспериментальных исследований и обработка их результатов.

    Для проведения исследований в различных областях науки используются как общие, так и специфические методы, возможные только в конкретных определенных науках. Например, основы научных исследований в агрономии будут коренным образом отличаться от методов, которыми такие исследования проводятся в Однако существующие методы исследований можно классифицировать по единой общей классификации:

    1.Философские которые можно определить по подразделам:

    Объективность;

    Всесторонность;

    Конкретность;

    Историзм;

    Диалектический принцип противоречия;

    2.Общенаучные методы и подходы.

    3.Частнонаучные методы.

    4.Дисциплинарные методы.

    5.Методы междисциплинарного исследования.

    Таким образом, вся методология не может сводиться к какому-то одному методу, даже если он наиболее важен. Настоящий ученый и исследователь не может полагаться только на одно единственное учение и не может ограничиваться в своем мышлении только единственной философией. Поэтому вся не просто складывается из отдельных возможных методов, а составляет собой их «механическое единство».

    Находящаяся в основе научного познания методология - это динамичная, цельная, сложная субординированная система приемов, способов и принципов разных уровней, разной сферы действия и направленности, содержаний и структур. Кроме проведения самих научных исследований важно проводить патентование полученных результатов. Поэтому такие дисциплины как патентоведение и основы научных исследований крайне важны для подготовки современных высококвалифицированных специалистов.

    Серия «Учебные издания для бакалавров»

    М. Ф. Шкляр

    ИССЛЕДОВАНИЙ

    Учебное пособие

    4 е издание

    Издательско торговая корпорация «Дашков и К°»

    УДК 001.8 ББК 72

    М. Ф. Шкляр - доктор экономических наук, профессор.

    Рецензент:

    А. В. Ткач - доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

    Шкляр М. Ф.

    Ш66 Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. - 4 е изд. - М.: Издатель ско торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 244 с.

    ISBN 978 5 394 01800 8

    В учебном пособии (с учетом современных требований) описаны ос новные положения, связанные с организацией, постановкой и проведени ем научных исследований в форме, пригодной для любой специальности. Подробно изложена методология научного исследования, методика рабо ты с литературными источниками и практической информацией, особен ностями подготовки и оформления курсовых и дипломных работ.

    Для студентов бакалавриата и специалитета, а также аспирантов, соискателей ученой степени и преподавателей.

    ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................................................

    1. НАУКА И ЕЕ РОЛЬ

    В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ...........................................................

    1.1. Понятие науки................................................................................................................

    1.2. Наука и философия................................................................................................

    1.3. Современная наука. Основные концепции.........................................

    1.4. Роль науки в современном обществе.......................................................

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ

    НАУЧНО(ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ................................

    2.1. Законодательная основа управления наукой

    и ее организационная структура.........................................................................

    2.2. Научно технический потенциал

    и его составляющие.........................................................................................................

    2.3. Подготовка научных

    и научно педагогических работников.............................................................

    2.4. Ученые степени и ученые звания..............................................................

    2.5. Научная работа студентов и повышение качества

    подготовки специалистов...........................................................................................

    Г л а в а 3. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ .......................

    3.1. Науки и их классификация.............................................................................

    3.2. Научное исследование и его сущность..................................................

    3.3. Этапы проведения

    научно исследовательских работ.......................................................................

    Контрольные вопросы и задания.................................................

    Г л а в а 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

    НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ............................................................

    4.1. Методы и методология научного исследования.............................

    4.2. Всеобщие и общенаучные методы

    4.3. Специальные методы научного исследования................................

    Контрольные вопросы и задания.................................................

    Г а в а 5. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ

    И ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ НАУЧНОГО

    ИССЛЕДОВАНИЯ ...................................................................................

    5.1. Планирование

    научного исследования.................................................................................................

    5.2. Прогнозирование научного исследования........................................

    5.3. Выбор темы научного исследования......................................................

    5.4. Технико экономическое обоснование темы

    научного исследования...............................................................................................

    Контрольные вопросы и задания...............................................

    Г л а в а 6. ПОИСК, НАКОПЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА

    НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ..............................................................

    6.2. Поиск и сбор научной информации........................................................

    6.3. Ведение рабочих записей................................................................................

    6.4. Изучение научной литературы.................................................................

    Контрольные вопросы и задания...............................................

    Г л а в а 7. НАУЧНЫЕ РАБОТЫ ........................................................

    7.1. Особенности научной работы

    и этика научного труда...............................................................................................

    7.2. Курсовые работы....................................................................................................

    7.3. Дипломные работы................................................................................................

    Структура дипломной работы

    и требования к ее структурным элементам.............................................

    Контрольные вопросы и задания...............................................

    8. НАПИСАНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ ..............................

    8.1. Композиция научной работы........................................................................

    8.3. Язык и стиль научной работы.....................................................................

    8.4. Редактирование и “вылеживание”

    научной работы.................................................................................................................

    Контрольные вопросы и задания...............................................

    Г л а в а 9. ЛИТЕРАТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

    И ЗАЩИТА НАУЧНЫХ РАБОТ ................................................

    9.1. Особенности подготовки структурных частей

    9.2. Оформление структурных частей

    научных работ....................................................................................................................

    9.3. Особенности подготовки к защите

    научных работ....................................................................................................................

    Контрольные вопросы и задания...............................................

    ПРИЛОЖЕНИЯ ..........................................................................................................................

    Список литературы ...............................................................................

    ВВЕДЕНИЕ

    Обязанность мыслить - удел совре менного человека; обо всем, что попадает в орбиту науки, он должен мыслить не иначе, как в форме строгих логических суждений. Научное сознание… - неумо лимый императив, составной частью входящий в понятие адекватности совре менного человека.

    Х. Ортега и Гассет, испанский философ (1883–1955)

    В современных условиях бурного развития научно техни ческого прогресса, интенсивного увеличения объема научной и научно технической информации, быстрой сменяемости и об новления знаний особое значение приобретает подготовка в выс шей школе высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, спо собных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных резуль татов.

    С этой целью в учебные планы многих специальностей ву зов включена дисциплина “Основы научных исследований”, широко внедряются элементы научных исследований в учеб ный процесс. Во внеучебное время студенты принимают учас тие в научно исследовательской работе, ведущейся на кафед рах, в научных учреждениях вузов, в студенческих объедине ниях.

    В новых социально экономических условиях наблюдается повышение интереса к научному исследованию. Между тем стремление к научной работе все чаще наталкивается на недо статочное овладение студентами системы методических знаний. Это существенно снижает качество выполнения студентами научных работ, не позволяя им в полной мере реализовать свои возможности. В связи с этим в пособии особое внимание уделе но: анализу методологических и теоретических аспектов науч ного исследования; рассмотрению проблем сущности, особенно стей и логики процесса научного исследования; раскрытию ме тодического замысла исследования и его основных этапов.

    Приобщение студентов к научным знаниям, готовность и спо собность их к проведению научно исследовательских работ - объективная предпосылка успешного решения учебных и науч ных задач. В свою очередь, важным направлением совершенство вания теоретической и практической подготовки студентов яв ляется выполнение ими различных научных работ, дающих сле дующие результаты:

    - способствует углублению и закреплению студентами имеющихся теоретических знаний изучаемых дисциплин и от раслей науки;

    - развивает практические умения студентов в проведении научных исследований, анализе полученных результатов и вы работке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;

    - совершенствует методические навыки студентов в са мостоятельной работе с источниками информации и соответ ствующими программно техническими средствами;

    - открывает студентам широкие возможности для освое ния дополнительного теоретического материала и накопленно го практического опыта по интересующему их направлению деятельности;

    - способствует профессиональной подготовке студентов к выполнению в дальнейшем своих обязанностей и помогает им овладеть методологией исследований.

    В пособии обобщена и систематизирована вся необходи мая информация, связанная с организацией научных исследо ваний - от выбора темы научной работы до ее защиты.

    В данном пособии изложены основные положения, связан ные с организацией, постановкой и проведением научных ис следований в форме, пригодной для любой специальности. Этим оно отличается от других учебных пособий подобного типа, пред назначенных для студентов той или иной специальности.

    Так как данное пособие предназначено для широкого круга специальностей, оно не может включать исчерпывающий мате риал по каждой специальности. Поэтому преподаватели, веду щие данный курс, могут применительно к профилю подготовки специалистов дополнить материал пособия изложением специ фических вопросов (примеров) или сократить по объему отдель ные разделы, если это целесообразно и регламентируется отве денным планом времени.

    Г л а в а 1.

    НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

    Знание, только знание делает чело века свободным и великим.

    Д. И. Писарев (1840–1868),

    русский философ материалист

    1.1. Понятие науки.

    1.2. Наука и философия.

    1.3. Современная наука. Основные концепции.

    1.4. Роль науки в современном обществе.

    1.1. Понятие науки

    Основной формой человеческого познания является наука. Наука в наши дни становится все более значимой и существен ной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает доста точно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошло го мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, по лезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль на

    уки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научно технических достижений на повседневное существование чело века, который приходится осмысливать сегодня.

    На сегодня нет однозначного определения науки. В различ ных литературных источниках их насчитывается более 150. Одно из этих определений трактуется так: “Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непос редственной целью постижение истины и открытие объектив ных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаи мосвязи”. Также широко распространено и другое определение: “Наука это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности, знания приведенные в целостную систему на основе определенных принципов и про цесс их производства”. В. А. Канке в своей книге “Философия. Исторический и систематический курс” дал следующее опре деление: “Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не вся кое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное”.

    Но, кроме множества определений науки, есть и множество восприятий ее. Многие люди понимали науку по своему, счи тая, что именно их восприятие является единственным и вер ным определением. Следовательно, занятие наукой стало акту ально не только в наше время, - ее истоки начинаются с до вольно древних времен. Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа куль туры и при переходе от одной общественно экономической фор мации к другой, меняются стандарты изложения научного зна ния, способы видения реальности, стиль мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социо культурных факторов.

    Предпосылки для возникновения науки появились в стра нах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Дос тижения восточной цивилизации были восприняты и перерабо таны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где

    Основы научных исследований


    Введение


    Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. В настоящее время развитие науки связано с разделением и кооперацией научного труда, созданием научных учреждений, экспериментального и лабораторного оборудования. Являясь следствием общественного разделения труда, наука возникает вслед за отделением умственного труда от физического и превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой группы людей. Появление крупного машинного производства создает условия превращения науки в активный фактор самого производства.

    Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие - прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

    Научное исследование, исследование, основанное на применении научного метода, предоставляет научную информацию и теории для объяснения природы и свойств окружающего мира. Такое исследование может иметь практическое применение. Научные исследования могут финансироваться государством, некоммерческими организациями, коммерческими компаниями и частными лицами. Научные исследования могут быть классифицированы согласно их академическому и прикладному характеру.

    Основная цель прикладных исследований (в отличие от фундаментальных исследований) - обнаружение, интерпретация и развитие методов и систем по совершенствованию человеческих знаний в различных отраслях человеческого знания.


    Рис. Обобщенная схема (алгоритм) проведения исследования


    1.Осознание проблемы


    Научная проблема - это осознание, формулирование концепции о незнании. Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению. При введении в культуру русского языка понятие «проблема» претерпело трансформацию. В западной культуре проблема - задача требующая решения. В русской культуре проблема - стратегический этап решения задачи, на идейно-концептуальном уровне, когда неявно множество условий, перечень которых может быть формализован и учтён в постановке задачи (перечень условий, параметров, краевые условия (предел значений) которых включены в условия задачи).

    Чем сложнее объект рассмотрения (чем сложнее выбранная тема), тем больше неоднозначных, неопределённых вопросов (проблем) оно будет вмещать, и тем сложнее для формулирования задачи и для поиска решений будут проблемы, то есть проблематика научного произведения должна вмещать классификацию и расстановку приоритетов в направлении.

    Объект исследования - это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

    Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования


    2. Принятие решения об исследовании


    Под научным исследованием обычно понимаются мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.

    Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов является чрезвычайно ответственной задачей. Направление исследования часто предопределяется спецификой научного учреждения, отраслью науки, в которых работает исследователь. Поэтому выбор научного направления для каждого отдельного исследователя часто сводится к выбору отрасли науки, в которой он желает работать. Конкретизация же направления исследования является результатом изучения состояния производственных запросов, общественных потребностей и состояния исследований в том или ином направлении на данном отрезке времени. В процессе изучения состояния и результатов уже проведенных исследований могут формулироваться идеи комплексного использования нескольких научных направлений для решения производственных задач.

    1)Постановка цели исследования. Формулировка объекта и предмета исследования.

    Цель исследования - общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Цель исследования указывает на характер задач исследования и достигается посредством их решения.

    Задачи исследования - совокупность целевых установок, в которых формулируются основные требования к анализу и решению исследуемой проблемы.

    Объект исследования - область практической деятельности, на которую направлен процесс исследования. Выбор объекта исследования определяет границы применения полученных результатов.

    Предмет исследования - существенные свойства объекта исследования, познание которых необходимо для решения проблемы, в пределах которых объект изучается в данном конкретном исследовании.

    Постановка проблемы и ее предварительная проработка - начальный этап процесса аналитической работы, на котором окончательно определяются цели, задачи, предмет, объекты и информационная база исследования, прогнозируются главные результаты, способы и формы реализации.

    Проблема исследования - разновидность вопроса, ответ на который не содержится в накопленном знании, и его поиск требует аналитических действий, отличных от информационного поиска.

    С организационной точки зрения результатом постановочного этапа должен стать краткий документ, кратко отражающий цели, задачи и основные параметры исследования. В типичном случае такой документ, называемый планом исследования, должен включать в себя:

    Цели исследования. Следует охарактеризовать проблему исследования, его основные задачи, описать наиболее важную информацию, которую постановщик надеется получить в процессе исследования. В заключение необходимо описать, как конкретно может быть использована эта информация.

    Сегмента рынка и описание обследуемых популяций. Это очень важный вопрос, т. к. в типичном случае объектом фокус - группового исследования является не все население, а лишь некоторые ключевые его сегменты (электората, популяционные или демографические группы и проч.). Принцип выделения ключевых сегментов, определяемых целями исследования, не следует путать с методическим принципом расчленения этих сегментов на гомогенные группы (об этом ниже).

    Масштабы исследования, т. е. общее число групп и число географических мест проведения с обоснованием, исходя из целей исследования, и стоимость его проведения.

    2)Сбор стартовой информации

    Для начала разберемся, что же такое информация.

    Информация - общенаучное понятие, связанное с объективными свойствами материи и их отражением в человеческом сознании.

    В современной науке рассматриваются два вида информации.

    Объективная (первичная) информация - свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.

    Субъективная (семантическая, смысловая, вторичная) информация - смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

    В современном мире информация представляет собой один из важнейших ресурсов и, в то же время, одну из движущих сил развития человеческого общества. Информационные процессы, происходящие в материальном мире, живой природе и человеческом обществе изучаются (или, по крайней мере, учитываются) всеми научными дисциплинами от философии до маркетинга.

    Возрастающая сложность задач научных исследований привела к необходимости привлечения к их решению больших коллективов ученых разных специальностей. Поэтому практически все рассматриваемые ниже теории являются междисциплинарными.

    Сбор информации перед проектированием один из самых существенных и важных шагов. Давайте, разберемся, зачем это нужно и, какие действия в это могут быть включены.

    Смысл сбора информации - получить максимальные данные об области проблемы. Это помогает понять, что уже сделано другими людьми, как сделано, почему сделано, что ими не сделано, что хотят пользователи. В итоге после сбора и обработки информации, мы получаем довольно обширные знания для следующего этапа.


    3. Формулирование гипотезы. Выбор методологии. Составление программы и плана исследования. Выбор информационной базы для исследования


    В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.

    Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления. Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется основным свойством мышления, его постоянным движением - углублением и развитием, стремлением человека к раскрытию новых закономерностей и причинных связей, что диктуется потребностями практической жизни.

    Основные свойства гипотезы:

    ·Неопределенность истинного значения;

    ·Направленность на раскрытие данного явления;

    ·Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы;

    ·Возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.

    Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений.

    Методология науки, в традиционном понимании, - это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания и философии науки.

    Методология, в прикладном смысле, - это система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины.

    Составление программы и плана исследования.

    Анализ проделанной работы должен осуществляться не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований.

    План статистического исследования составляется в соответствии с намеченной программой. Основными вопросами плана являются:

    ·определение цели исследования;

    ·определение объекта наблюдения;

    ·определение срока проведения работы на всех этапах;

    ·указание вида статистического наблюдения и метода;

    ·определение места, где будут проводиться наблюдения;

    ·выяснение, какими силами и под чьим методическим и организационным руководством будут проводиться исследования.

    Информационная база исследования - составная часть предварительной проработки проблемы, в рамках которой выявляется достаточность информационных материалов, пути и способы ее получения, составляется библиография по источникам.

    Сбор основного информационного массива. Постановка при необходимости эксперимента.

    После определения информационных источников начинается создание основного информационного массива, т.е. процесс сбора и накопления конкретной информации. При этом целесообразно изначально предусмотреть качественную классификацию основных элементов информационного массива. Так, включаемая в него информация может быть первичной или вторичной. В первом случае информация представляет собой слабо упорядоченный набор фактов, во втором - результат определенного логического осмысления со стороны непосредственных участников событий или внешних наблюдателей. У каждого из этих видов информации есть свои достоинства и недостатки с точки зрения перспектив прикладного использования. Сбор первичной информации всегда очень трудоемок, хотя и привлекает возможностью включить в разработку интересный и оригинальный материал. Подбор вторичной информации занимает относительно меньше времени, поскольку она уже подверглась определенной систематизации, но, опираясь только на нее, исследователь рискует оказаться в плену ранее сложившихся представлений.

    Поисковые исследования включают в себя:

    ·подготовительную стадию, объединяющую анализ литературных источников и опыта других организаций, поиск аналога, технико-экономическое обоснование целесообразности проведения исследования, определение возможных направлений исследования, разработку и утверждение технического задания;

    ·разработку теоретической части темы, состоящую из подготовки схем исследования, расчетов и моделирования основных процессов исследования, разработку технологий для экспериментов и методов лабораторных испытаний;

    ·экспериментальные работы и испытания и корректировку теоретических расчетов по их результатам;

    ·приемку работ.

    Прикладные исследования могут выполняться в той же последовательности, что и поисковые, но для них характерно увеличение доли экспериментальных работ и испытаний. В связи с этим существенное значение приобретает задача планирования экспериментов, с тем чтобы сократить число и последних до рационального минимума.

    Научно-исследовательские разработки включают этапы:

    ·разработки технического задания;

    ·выбора направления исследований;

    ·теоретических и экспериментальных исследований;

    ·оформления результатов;

    ·приемки.

    С методической точки зрения создание информационного массива предполагает обеспечение достоверности, надежности и новизны отобранных данных. Применение трех указанных критериев является необходимым условием адекватности конечных выводов, которые можно получить на основе дальнейшего анализа. Степень новизны отобранных данных обычно определяется ситуативно. Что касается надежности и достоверности, то они обеспечиваются благодаря, во-первых, соблюдению определенных правил при разработке критериев поиска, во-вторых, путем фиксации данных. В современных условиях информационные массивы могут создаваться как в результате поэтапной подготовки информации в рамках конкретного проекта, так и путем обращения к уже имеющимся и доступным банкам данных.

    Банк данных отличается от обычного информационного массива не только тем, что он реализуется в электронном виде, но и функциональными особенностями. Создавая специализированные банки данных, обычно предусматривают выполнение ими двух целевых функций: информационно-поисковой и информационно-логической. Информационно-поисковая функция реализуется при рассмотрении вопросов, связанных со смысловым содержанием данных, независимо от способов их представления в памяти системы. На этапе проектирования этой функции выделяется часть реального мира, определяющая информационные потребности системы, т.е. ее предметную область. В этой связи решаются вопросы:

    ·о каких явлениях реального мира требуется накапливать и обрабатывать информацию в системе;

    ·какие основные характеристики явлений и взаимосвязей будут учитываться;

    · каким образом будут уточняться характеристики вводимых в информационную систему понятий.

    Информационно-логическая функция обеспечивает представление данных в памяти информационной системы. При проектировании этой функции разрабатываются формы представления данных в системе, а также приводятся модели и методы представления и преобразования данных, формируются правила их смысловой интерпретации. Ценность банка данных в накоплении всесторонней уникальной информации, позволяющей прослеживать политическую хронологию, определять причинно-следственные связи, тенденции, устанавливать типы носителей информации (книги, журналы, статистические отчеты, аналитические исследования).

    Создание информационного массива в традиционном документальном или электронном виде завершает процесс получения исходных для аналитической работы данных. В принципе в дальнейшем этот массив может расширяться и даже преобразовываться, однако вносимые изменения не должны кардинально влиять на количественные и качественные характеристики всей совокупности включенных материалов. В противном случае информационный массив может утратить свои системные качества и перестать отвечать методическим требованиям функционального соответствия.

    Для того чтобы проводимый эксперимент был результативен, при его постановке необходимо соблюдать такие принципы, как:

    ·целенаправленность - т. е. определить, зачем проводится эксперимент; его цели должны быть четко сформулированы;

    ·"чистота" - предполагает исключение влияния искажающих факторов;

    ·границы - означают четкие рамки научного направления, в пределах которых анализируется состояние исследуемого объекта;

    ·методическая разработанность - подразумевает уже существующие знания в изучаемой области.

    Кроме соблюдения данных принципов, на результативность эксперимента еще влияет существующее обеспечение, его полнота и качество. Выделяют следующие виды обеспечения:

    ·научное и методологическое - включает научное обоснование, теоретические положения и концепции, гипотезы и идеи, которые необходимо проверить в ходе эксперимента;

    ·организационное - подразумевает определение объектов экспериментирования, участников эксперимента, инструкций, правил и процедур проведения эксперимента;

    ·методическое - предусматривает разработку методических материалов для всех этапов эксперимента;

    ·кадровое и социальное - определение состава участников эксперимента, уровень их подготовки и квалификации, соответствия установленным требованиям, мероприятия по разъяснению эксперимента;

    ·информационное и управленческое - подразумевает наличие некоторого объема информации определенного качества, а также раскрывает процесс управления экспериментом;

    ·экономическое - раскрывает условия использования необходимых для эксперимента ресурсов: финансовых, материальных, трудовых (вопросы стимулирования труда участников эксперимента).

    На этапе проведения теоретических и экспериментальных исследований разрабатывается комплекс методической документации, необходимой для организации и выполнения исследований, и технической документации на экспериментальные образцы или модели изделия, технологические процессы, средства измерений и т.п. В необходимом объеме ведутся теоретические и экспериментальные исследования, осуществляются разработка и изготовление объектов и материальных средств исследования.

    Результат эксперимента - всегда полезная категория. Даже если нововведение не подтверждает свою эффективность, то полученные результаты могут служить отправной точкой для новых направлений работы.


    Обработка собранной информации, результатов эксперимента. Подтверждение или опровержение гипотезы


    Обработка собранной информации в соответствии с целями и задачами исследования - это основной этап аналитической работы, на котором осуществляется осмысление материала, выработка новой выводной информации, формирование предложений по практическому их применению и документированию результатов исследования.

    Анализ информации - совокупность методов формирования фактических данных, обеспечивающих их сравнимость, объективную оценку и выработку новой выводной информации.

    Целью любого эксперимента является определение качественной и количественной связи между исследуемыми параметрами, либо оценка численного значения какого-либо параметра. В некоторых случаях вид зависимости между переменными величинами известен по результатам теоретических исследований. Как правило, формулы, выражающие эти зависимости, содержат некоторые постоянные, значения которых и необходимо определить из опыта. Другим типом задачи является определение неизвестной функциональной связи между переменными величинами на основе данных эксперимента. Такие зависимости называют эмпирическими. Однозначно определить неизвестную функциональную зависимость между переменными невозможно даже в том случае, если бы результаты эксперимента не имели ошибок. Тем более не следует этого ожидать, имея результаты эксперимента, содержащие различные ошибки измерения. Поэтому следует четко понимать, что целью математической обработки результатов эксперимента является не нахождение истинного характера зависимости между переменными или абсолютной величины какой-либо константы, а представление результатов наблюдений в виде наиболее простой формулы с оценкой возможной погрешности ее использования.

    Развитие и проверка гипотезы.

    Этап развития гипотезы связан с получением из нее логических следствий. Это осуществляется следующим образом: предполагается, что выдвинутое положение истинно, а далее из него выводят следствия дедуктивным путем. Получаемые следствия должны иметь место, если существует предполагаемая причина.

    Под логическими следствиями имеются в виду:

    ·мысли об обстоятельствах, вызванных изучаемым явлением;

    ·мысли об обстоятельствах, которые предшествуют по времени данному явлению, сопутствуют ему и последуют за ним;

    ·мысли об обстоятельствах, находящихся с исследуемым явлением в непосредственной связи.

    Сравнение полученных из предположения следствий с уже установленными фактами дает возможность опровергнуть гипотезу или доказать ее истинность, что осуществляется в процессе проверки гипотезы.

    Непосредственное подтверждение (опровержение) заключается в том, что предполагаемые факты или явления в ходе последующего познания находят подтверждение (или опровержение) в практике через их непосредственное восприятие.

    Логические доказательства и опровержения гипотез широко используются в науке.

    Основные пути логических доказательств и опровержения гипотез в науке:

    индуктивный путь - подтверждение гипотезы или выведение из нее следствий с помощью аргументов, включающих указания на факты и законы;

    дедуктивный путь - выведение гипотезы из других, общих и доказанных положений; включение гипотезы в систему научного знания, в которой она непротиворечиво согласуется с другими положениями этой системы, а также демонстрация предсказательной силы гипотезы.В зависимости от способа своего обоснования логическое доказательство или опровержение может проводиться в прямой или косвенной форме.

    Прямое доказательство или опровержение гипотезы проводится с помощью подтверждения или опровержения полученных выводом логических следствий вновь обнаруженными фактами.

    Косвенное доказательство или опровержение часто используется, если существуют несколько гипотез, которые объясняют одно и то же явление и проводятся с помощью опровержения и исключения всех ложных предположений, на основании чего утверждается истинность одного оставшегося предположения.


    5. Составление модели изучаемого процесса, явления. Верификация модели


    На этапе формирования теоретической модели следует, исходя из полной модели, обосновать оптимальную модель, в которой исключаются те стороны процесса, которыми для решения поставленных задач можно пренебречь. Как следует из теории операций, степень понимания системы обратно пропорциональна числу переменных, фигурирующих в ее описании.

    Следует отметить необходимость возможно более четкой стыковки решения модельных задач с заданием конечных целей исследования (связка «модель - цель»), имея в виду необходимость четкого ограничения ставящихся целей, хотя нельзя отказываться от связывания целей текущего решения и долгосрочного планирования. В процессе проведения гидрогеологического моделирования особое внимание должно быть уделено повышению уровня квалификации и взаимопониманию пользователей и создателей моделей, что требует продуманных организационных решений для осуществления деловых контактов специалистов различного профиля, вплоть до высшего управленческого звена.

    Особенно важным является тщательное обоснование научных прогнозов при изучении многофакторных процессов, проявляющихся при решении природоохранных задач.

    Модельные эксперименты

    Мощным средством количественных исследований является проведение математического моделирования как имитационной системы, используемой для анализа закономерностей моделируемого (имитируемого) процесса. Поскольку такая операция обычно проводится на вычислительных машинах, то для нее используют название «численный», «вычислительный» или «математический» эксперимент.

    Близко к такому содержанию такого рода эксперимента понятие «имитационное моделирование системы», которое определяется как воспроизведение процессов, происходящих в системе, с искусственной имитацией случайных величин, от которых зависят эти процессы, с помощью датчика случайных и псевдослучайных чисел.

    Основным направлением модельного эксперимента является обоснование оптимальных моделей изучаемых процессов с учетом достоверности модельных решений прогнозных задач. Такое обоснование осуществляется путем модельного изучения характера развития моделируемого процесса (во времени и в пространстве) в условиях неопределенности исходной информации о параметрах системы. В этом направлении исходной операцией является создание возможно более полной модели изучаемого процесса, за которой признается свойство достаточно достоверного - по крайней мере, с точки зрения поставленной цели - отражения натурного процесса.

    Верификация модели - проверка ее истинности, адекватности. В отношении к дескриптивным моделям верификация модели сводится к сопоставлению результатов расчетов по модели с соответствующими данными действительности - фактами и закономерностями экономического развития. В отношении нормативных (в том числе оптимизационных) моделей положение сложнее: в условиях действующего экономического механизма моделируемый объект подвергается различным управляющим воздействиям, не предусмотренным моделью; надо ставить специальный экономический эксперимент с учетом требований чистоты, т. е. устранения влияния этих воздействий, что представляет собой трудную, во многом еще не решенную задачу.


    6. Модельное экспериментирование. Прогнозирование поведения объекта исследования


    Интересной возможностью развития метода экспериментирования является так называемое модельное экспериментирование. В этом случае экспериментируют не с оригиналом, а с его моделью, образцом, похожим на оригинал. Оригинал ведет себя не так чисто, образцово, как модель. Модель может иметь физическую, математическую, биологическую или иную природу. Важно, чтобы манипуляции с нею давали возможность переносить получаемые сведения на оригинал. В наши дни широко используется компьютерное моделирование.

    Модельное экспериментирование особенно уместно там, где изучаемый объект недоступен прямому эксперименту. Так, гидростроители не станут возводить плотину через бурную реку для того, чтобы с нею поэкспериментировать. Прежде чем возвести плотину, они произведут модельный эксперимент в родном институте (с "маленькой" плотиной и "маленькой" рекой).

    Важнейшим экспериментальным методом является измерение, позволяющее получить количественные данные. Измерение А и В предполагает:

    ·установление качественной одинаковости А и В;

    ·введение единицы измерения (секунда, метр, килограмм, рубль, балл);

    ·сопоставление А и В с показанием прибора, который обладает той же качественной характеристикой, что А и В;

    ·считывание показаний прибора.

    Таким образом, модель может служить для достижения двух целей: описательной, если модель служит для объяснения и лучшего понимания объекта, и предписывающей, когда модель позволяет предсказать или воспроизвести характеристики объекта, определяющие ее поведение. Модель предписывающего типа может быть описательной, но не наоборот. Поэтому различна степень полезности моделей, применяемых в технике и в социальных науках. Это в значительной мере зависит от методов и средств, которые использовались при построении моделей, и в различии конечнных целей, которые при этом ставились. В технике модели служат в качестве вспомогательных средств для создания новых или более совершенных систем. А в социальных науках модели объясняют существующие, системы. Модель, пригодная для целей разработки системы, должна также объяснять ее.


    7. Литературное оформление материалов исследования


    Литературное оформление материалов исследования - трудоемкое и очень ответственное дело, неотъемлемая часть научного исследования.

    Вычленить и сформулировать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно - главное, к чему следует стремиться исследователю в процессе литературного оформления материалов.

    Не сразу и не у всех это получается, так как оформление работы всегда тесно связано с доработкой тех или иных положений, уточнением логики, аргументации и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов и т. д. Многое здесь зависит от уровня общего развития личности исследователя, его литературных способностей и умения оформлять свои мысли.

    В работе по оформлению материалов исследования следует придерживаться общих правил:

    ·название и содержание глав, а также параграфов должны соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание параграфов - главу в целом;

    ·первоначально, изучив материал для написания очередного параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку;

    ·проверить оформление ссылок, составить справочный аппарат и список литературы (библиографию);

    ·не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». При этом некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несущественными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое;

    ·избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение большого количества ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняют понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;

    ·изложение материала должно быть аргументированным или полемическим, критикующим, кратким или обстоятельным, развернутым;

    ·перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т. п. Устранить недостатки, выявленные при апробировании.


    Список использованной литературы

    научный исследование эксперимент

    1)Кожухар В.М., Практикум по основам научных исследований. Издательство «АСВ», 2008. - с5.

    )Шестаков В.М., (Заключительная лекция курса «Гидрогеодинамика»)

    )Крутов В.И. «основы научных исследований». Издательство «Высшая школа», 1989. - стр. 6, 44, 79, 88.

    )Пахустов Б.К., Концепции современного естествознания. УМК, Новосибирск, СибАГС, 2003.

    )http://www.google.ru/

    )http://ru.wikipedia.org/

    )http://bookap.info/


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...