Федеральный государственный образовательный среднего профессионального образования. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 1 Приложение Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «05» ноября 2009 г. 530 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности Дошкольное образование I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности Дошкольное образование всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: СПО среднее профессиональное образование; ФГОС СПО федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ОУ образовательное учреждение; ОПОП основная профессиональная образовательная программа по специальности; ОК общая компетенция; ПК профессиональная компетенция; ПМ профессиональный модуль; МДК междисциплинарный курс.

2 2 III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 3. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1. Таблица 1 Образовательная база приема на базе среднего (полного) общего образования на базе основного общего образования Наименование квалификации углубленной подготовки Воспитатель детей дошкольного возраста Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования 2 года 10 месяцев 3 года 10 месяцев 1 Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очнозаочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования не более чем на 1 год; на базе основного общего образования не более чем на 1,5 года. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и в домашних условиях Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями (организациями) образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников; документационное обеспечение образовательного процесса Воспитатель детей дошкольного возраста готовится к следующим видам деятельности: 1 Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования


3 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие Организация различных видов деятельности и общения детей Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения Методическое обеспечение образовательного процесса. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать


4 4 профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии Организация различных видов деятельности и общения детей. ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание. ПК 2.4. Организовывать общение детей. ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование). ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. ПК 3.4. Анализировать занятия. ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном


5 5 учреждении. ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой Методическое обеспечение образовательного процесса. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального; и разделов: учебная практика; производственная практика (по профилю специальности); производственная практика (преддипломная); промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы) Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и


6 6 профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением. Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности) Обязательная часть общего гуманитарного и социальноэкономического цикла ОПОП СПО углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык», «Физическая культура». Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы 48 часов.


7 36 Индекс ОГСЭ.00 Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Обязательная часть циклов ОПОП Общий гуманитарный и социальноэкономический цикл В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) 48 ОГСЭ.01. Основы философии Таблица 2 Коды формируемых компетенций ОК 1 12 ПК 2.7 ПК 3.4 ПК 5.3 ПК 5.5


8 8 уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX начале XXI в.; основные процессы (интеграционные, 48 ОГСЭ.02. Психология общения ОК 1 12 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК ПК ПК ОГСЭ.03. История ОК 1 12 ПК ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 5.2 ПК 5.3


9 9 поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности уметь: использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; 172 ОГСЭ.04. Иностранный язык 172 ОГСЭ.05. Физическая культура ОК 1 12 ПК ПК ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 5.2 ПК 5.3 ОК 1 12 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 3.2


10 10 ЕН.00 знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни Математический и общий естественнонаучный цикл В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: применять математические методы для решения профессиональных задач; решать текстовые задачи; выполнять приближенные вычисления; проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований, представлять полученные данные графически; знать: понятия множества, отношения между множествами, операции над ними; понятия величины и ее измерения; историю создания систем единиц величины; этапы развития понятий натурального числа и нуля; системы счисления; понятия текстовой задачи и процесса ее решения; историю развития геометрии; основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве; правила приближенных вычислений; методы математической статистики ЕН.01. Математика ОК 2 ПК ПК 5.1 ПК 5.2


11 11 уметь: соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности; создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса; использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности; знать: правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе; основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств; возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности ЕН.02. Информатика и информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности ОК 1 9 ПК 3.2 ПК 3.5 ПК


12 12 П.00 Профессиональный цикл ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания; анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; знать: взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития; значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности; принципы обучения и воспитания; особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования; ОП.01. Педагогика ОК 1 12 ПК ПК ПК ПК


13 13 формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения; психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания; понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику; особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением; средства контроля и оценки качества образования; психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога уметь: применять знания психологии при решении педагогических задач; выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников; знать: особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; основы психологии личности; закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; ОП.02. Психология ОК 1 12 ПК ПК ПК ПК 4.2 ПК 4.4 ПК


14 14 возрастную периодизацию; возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; групповую динамику; понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения; основы психологии творчества уметь: определять топографическое расположение и строение органов и частей тела; применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте; проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников; знать: основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; основные закономерности роста и развития организма человека; ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена ОК 3 ОК 10 ПК ПК ПК ПК


15 15 строение и функции систем органов здорового человека; физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; возрастные анатомо-физиологические особенности детей; влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение; основы гигиены детей; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; основы профилактики инфекционных заболеваний; гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения уметь: использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в области образования; защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством; анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения; ОП.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности ОК 2 5 ОК 9 ОК 11 ПК ПК ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.5


16 16 знать: основные положения Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; понятие и основы правового регулирования в области образования; основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования; социально-правовой статус воспитателя; порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; правила оплаты труда педагогических работников; понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; виды административных правонарушений и административной ответственности; нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров уметь: определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников; анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности ОП.05. Теоретические основы дошкольного образования ОК 1 12 ПК ПК ПК ПК ПК


17 17 педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; знать: отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования; особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях; вариативные программы воспитания, обучения и развития детей; формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их педагогические возможности и условия применения; психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и 68 ОП.06. Безопасность жизнедеятельности ОК 1 12 ПК ПК ПК ПК ПК


18 18 коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия


19 гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военноучетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим ПМ.00 Профессиональные модули ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников; организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно- 19 МДК Медикобиологические и социальные основы здоровья МДК Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста ОК 1 4 ОК 7 ОК 9 11 ПК ПК


20 20 гигиенических навыков и укрепление здоровья; организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей; организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении; взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей; диагностики результатов физического воспитания и развития; наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию; разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания; уметь: определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста; планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения; организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения; создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, МДК Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков


21 21 организации сна в соответствии с возрастом; проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм; проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми; использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса; показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку; определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении; определять способы педагогической поддержки воспитанников; анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательного учреждения; знать: теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому

22 22 воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста; особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников); теоретические основы режима дня; методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом; теоретические основы двигательной активности; основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий; методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима; особенности детского травматизма и его профилактику; требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения; требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования; наиболее распространенные детские болезни и их профилактику; особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии;

23 23 ПМ.02 основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей; особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения; теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию; методику проведения диагностики физического развития детей Организация различных видов деятельности и общения детей В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей; организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические); организации различных видов трудовой деятельности дошкольников; организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности; организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников; организации и проведения развлечений; участия в подготовке и проведении праздников в образовательном учреждении; наблюдения и анализа игровой, трудовой, МДК Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста МДК Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников МДК Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста ОК 1 5 ОК 7 ОК 9 11 ПК ПК


Описание образовательной программы по специальности 050144 Дошкольное образование I. Общие положения 1.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности 050144 Дошкольное образование

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Миасский педагогический колледж» Программа подготовки специалистов среднего звена

Документ предоставлен КонсультантПлюс Зарегистрировано в Минюсте России 28 ноября 2014 г. N 34994 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 октября 2014 г. N 1386 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании Согласно п.7.14 ФГОС СПО практика является обязательным разделом

Утверждаю: Директор ГБОУ СПО «Педагогический колледж им. Н.К. Калугина» г. Оренбурга О.В. Сальдаева 20 г. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Государственное бюджетное образовательное учреждение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕЧЕНГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

1 Дополнительная программа Принято Ученым советом НОЧУ ВО «ВгГИ» Протокол 1 от «29» августа 2016 г. Утверждаю: ректор НОЧУ ВО «ВгГИ» С.М. Бельский «29» августа 2016 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Документ предоставлен КонсультантПлюс Зарегистрировано в Минюсте России 25 августа 2014 г. N 33825 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 13 августа 2014 г. N 998 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 200 г. Регистрационный номер ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Владимирский педагогический колледж» АННОТАЦИЯ рабочей программы профессионального модуля

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 22 сентября 546 2015 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ЧОУ ПО «Бизнес-колледж» УТВЕРЖДАЮ директор ЧОУ ПО «Бизнес-колледж» Ю.В. Рубцова 2015 года УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена частного образовательного учреждения профессионального

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Владимирский педагогический колледж» АННОТАЦИЯ рабочей программы профессионального модуля

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Владимирский педагогический колледж» АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины ОП.06

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Миасский педагогический колледж» Программа подготовки специалистов среднего звена

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Владимирский педагогический колледж» АННОТАЦИЯ рабочей программы профессионального модуля

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (название дисциплины) 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной

Курс ы Обучение по дисциплинам и междисциплинарн ым курсам Учебный план специальности среднего профессионального образования 49.02.01 «Физическая культура» Квалификация: Педагог по физической культуре

Аннотации рабочих программ учебных дисциплин по профессии 100116 Парикмахерское искусство Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Обязательная

09.02.03 Программирование в компьютерных системах Индекс ОГСЭ.00 Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимально й учебной нагрузки

Stroitelstvo_zheleznykh_dorog_put_i_putevoe_khozyaystvoминистерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 17 марта 2010 г. N 193 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

1 образования Российской Федерации от 08.04.2014 АК-44/05вн; Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по соответствующим специальностям;

1.Общие положения 1.1 Настоящее Положение об основных профессиональных образовательных программах ГБОУ АО СПО «Астраханский государственный политехнический колледж» (далее Положение) разработано на основании:

Принят педагогическим советом протокол от 17.06.2015 г. 8 Утвержден приказом ОБПОУ «ОПК» от 19.06.2015 г. 54-о/д (в ред. приказа ОБПОУ «ОПК» от 16.06.2016 г. 02-22/103) УЧЕБНЫЙ ПЛАН областного бюджетного

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ГБПОУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Н. К. КАЛУГИНА» г. Оренбурга 3.6.2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Коммуникативный практикум 2015 г. 2 Рабочая программа

Программа подготовки специалистов среднего звена государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум» по специальности

Пояснительная записка к учебному плану ГКОУ СПО КБТТК по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» Учебный план составлен на основе следующих документов: - федеральный государственный

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой педагогики и современных образовательных технологий /Кудрявцева Е.А./ 17.09.2016 г. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПП. 03.01 Производственная

Педагогическая практика Рук. практики Климова А.А. Методические указания ПРЕДДИЛОМНАЯ ПРАКТИКА 64 (3) гр. Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование» (заочное отделение) (Пм.06 Формирование основ экологической

Аннотации рабочих программ по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий Индекс Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Обязательная часть учебных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ГАПОУ РС(Я) «НАМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.И.Е.ВИНОКУРОВА» УТВЕРЖДАЮ Н.П.Мурукучаева 2016 г. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 24» УТВЕРЖДЕНО СОВЕТОМ КОЛЛЕДЖА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

Образовательная программа по профессиональному обучению программа профессиональной подготовки по должности служащего 24236 Младший воспитатель составлена на основе квалификационных требований, утвержденных

АНПОО «Колледж делового администрирования, экономики и финансов» ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 38.02.06 «Финансы» базовой подготовки квалификация: финансист Форма обучения:

Документ предоставлен КонсультантПлюс Зарегистрировано в Минюсте России 2 июня 2014 г. N 32519 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 7 мая 2014 г. N 448 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО

44.02.04 СПЕЦИАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Область и объекты профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности выпускников: воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Формы промежуточной аттестации 1 2 3 4 5 6 7 8 Макс.учеб.н агрузка обучающ. (час.) Учебная

1 2 АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки по специальности

А в т о н о м н а я н е к о м м е р ч е с к а я о р г а н и з а ц и я КАЛИНИНГРАДСКИЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по специальности среднего профессионального образования

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТЭМИ» Рассмотрено и одобрено Методическим советом Протокол 1 от 28.08.2015г. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 07 Безопасность жизнедеятельности 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной

Программа подготовки специалистов среднего звена составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.07 Банковское дело Программа подготовки специалистов

Документ предоставлен КонсультантПлюс Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33682 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 11 августа 2014 г. N 975 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ОП.01 «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности» Дисциплина «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности» относится к обшепрофессиональному циклу. ориентироваться

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Педагогический колледж 15 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Специальность 050144 Дошкольное образование

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Педагогический колледж 15» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Специальность 44.02.01

К рабочей программе учебной дисциплины ОГСЭ. 01. Основы философии Общего гуманитарного и социально экономического учебного цикла Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки

АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки квалифицированных рабочих по профессии 43.01.02 Парикмахер

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВИЛЮЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН Областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Алексеевский колледж» по специальности среднего профессионального образования 050144 Дошкольное образование

Министерство образования и науки Российской Федерации Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края КБГОУ СПО «Славгородский педагогический колледж» ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Организация музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях Организация-разработчик: ОГОБУ СПО ИРКПО Разработчики: Прохорова

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический

Пояснительная записка к учебному плану по специальности «Дошкольное образование» на 2017-2018 у.г. 1.1 Настоящий учебный план подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) Университетского комплекса «Гимназия

Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 690 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 040401.01

Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2013 г. N 29500 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 2 августа 2013 г. N 690 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Мариинский педагогический колледж ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по специальности среднего профессионального образования 050144

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Основной задачей настоящей

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы философии (наименование дисциплины) 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной

Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Компоненты ФГОС : 1) требования к структуре и содержанию образовательных программ. 2) требования к условиям реализации образовательных программ. 3) требования к результатам освоения образовательных программ.

Структура стандарта : 1) область применения 2) термины, определения и обозначения 3) характеристика подготовки 4) характеристика проф. деятельности 5) требования к результатам 6) требования к структуре образовательных программ 7) требования к условиям реализации 8) требования к оценке качества.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. Проф. образовательные программы выделяют: образовательная и вариативная.

Функции стандарта : 1) ориентация на педагогов и учащихся, которые выполняют требования стандартов. 2) ориентация на руководителей администрации и работников системы образования, обеспечивающих формирование механизмов планирования, регулирования и контроля в сфере обучения. 3) ориентация на внешних пользователей с целью формирования системы «обучения на всю жизнь».

40.Учебный план как модель специальности: понятие, структура, виды. Понятие учебный предмет. Цикл учебных предметов.

Учебный план - это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.

В учебном плане средних специальных и высших учебных заведений определяется количество часов не на неделю, а на семестр и на все время обучения (4-6 лет). В нем уточняются виды занятий по учебным предметам: количество лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, практикумов. Указаны учебные предметы, выносимые на зачеты и экзамены в каждом семестре, разные виды практики (производственная, археологическая, педагогическая, фольклорная, в лечебных учреждениях и др.).


Основные виды учебных планов в ОУ: базисный учебный план, типовые федеральные учебные планы, региональные учебные планы и учебный план школы.

Базисный учебный план является частью государственного образовательного стандарта и служит основой для разработки рекомендованных Минобразованием России примерных учебных планов для разных типов школ (дневных, вечерних, с русским родным языком обучения, с родным (нерусским) языком обучения и др.), базисных региональных учебных планов школы. В базисном плане выделены фундаментальная и технологическая (до-профессиональная) подготовка. Предметы сгруппированы по образовательным областям: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология.

Базисный учебный план охватывает следующий круг нормативов:

– продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;

– недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;

– максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;– итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы). Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых учебных планов и исходным документом для финансирования школы.Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существуют два типа учебных планов школы: собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов); рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

Учебный предмет (дисциплина) понимается как средство реализации содержания теоретического обучения. Она содержит часть опыта профессиональной деятельности, как системы практических ЗУН, усвоение которых обеспечивает получение квалификации по профессии. Она входит в учебный план подготовки профессии и относится к определенному циклу дисциплин. Каждая дисциплина имеет свои научные (научно-технические основы): вытекает из научного направления. Дисциплина имеет свои объекты изучения, цели изучения формы и методы изучения дисциплины; имеет свое систематизированное содержание, которое фиксируется в различных носителях учебной информации и информационных средствах обучения (учебники, пособия, учебные тексты); имеет свою учебную программу, под которую создается учебник; учебная дисциплина обслуживает производственное обучение и предшествует ему в расписании занятий.

На какой концептуальной основе составляются ФГОС СПО по профессиям в 2016 году? Удачно ли реализуются задекларированные принципы на практике? С какими сложностями приходится сталкиваться руководителям и преподавателям среднего профессионального образования? Об этом коротко в новой статье.

Особенности ФГОС 4 поколения для СПО

В условиях бурного развития новых технологий постоянно возникают новые профессии и специальности. Система образования обязана обладать свойством адаптивности и эффективно выполнять свои функции, то есть готовить востребованных на отечественном и мировом рынке специалистов. ФГОС 4 поколения для СПО разрабатывается с целью обеспечения профессиональной подготовки специалистов среднего звена в полном соответствии с текущими экономическими и производственными требованиями. Чем же отличается концепция новых версий ФГОС для СПО?

  • Новый взгляд на образованность и профессиональную квалификацию. Образованность — потребность в постоянном обновлении знаний, умение находить и усваивать новую информацию. Квалификация же формируется на основе профстандартов.
  • Адаптивность образовательных программ. Требования и стандарты разрабатываются не для отдельно взятых специальностей, а для укрупненных групп профессий. Благодаря этому новые специальности, которые появляются на рынке, могут быть оперативно включены в учебные планы.
  • Меньше теории, больше практики. Общая нагрузка на студентов снижается к 45-47 часам в неделю (среди них аудиторная нагрузка — не больше 36 часов), 60% учебного времени — практическая подготовка.
  • Учитывается специфика конкретных профессий. 50% учебного плана — вариативная, что даёт возможность организовать процесс обучения с учетом всех особенностей конкретной специальности. Теоретические дисциплины, общие для многих профессий, будут преподаваться с учётом специфики направления.

Ознакомиться и скачать новые ФГОС СПО, утвержденные в 2016 году, можно здесь.

Концепция и реализация — не одно и то же

Практическое внедрение любых нововведений требует усилий, гибкости и креативности всех участников процесса. Даже самая совершенная концепция должна пройти долгий путь, прежде чем станет отработанной схемой или руководством к действию. То же справедливо и для новой концепции федеральных стандартов. Идея их создания — это почти неограниченная возможность для развития педагогического и методического творчества. Но реализация на практике вносит свои коррективы, показывает недочеты и требует усовершенствования.

Одна из сложностей состоит в том, что в оценке качества образования значительную роль должны играть работодатели. В принципе, это хорошо и правильно, однако взаимодействие академической системы образования и работодателей не до конца проработано на законодательном уровне. Запросы на подготовку кадров приходят в основном из крупных корпораций, да и те часто предпочитают инвестировать в свои корпоративные образовательные программы, а не в обучение на базе вузов. Кроме того, существуют отрасли, в которых преобладают представители малого и среднего бизнеса. С ними взаимодействие пока возможно через систему личных связей руководителей.

Ситуация усугубляется тем, что академическое образовательное сообщество не готово к динамичным изменениям обучения. Процесс переквалификации кадров требует значительных усилий и финансового обеспечения. Устарелая материально-техническая база тоже нуждается в финансировании. На «перезапуск» системы образования новой версии нужно время и деньги.

ФГОС 4-го поколения, утвержденные по новой концепции, предлагают обеспечить студенту эффективную самостоятельную работу под управлением преподавателей и мастеров. Но так и не понятно, как правильно согласовать разные формы самостоятельной работы по всем дисциплинам, не превышая максимальную часовую нагрузку. Кроме того, организация самостоятельной работы требует проверки и методического обеспечения, но при этом она педагогу не оплачивается.

Это далеко не все сложности внедрения новой концепции. Вывод очевиден — необходима государственная поддержка (методическая, финансовая, нормативная). Без неё будущее стандартов ФГОС если не обречено на провал, то затянется на неопределённое время.

Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца» . Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...