Пояснение по начислениям по оплате за горячую воду по двухкомпонентному тарифу - нп. Расшифровка гвс в квитанции жкх Тэ для нужд гор водоснабжения

В редакцию нашего портала обратилась читательница Ленинского района Челябинска с просьбой помочь ей разобраться - на что пойдет указанная сумма в квитанции и на каких основаниях произведена установка холодной воды?

Второй вопрос возник вот почему: насколько известно,

«ОПУ может быть установлен застройщиком жилого дома - при строительстве многоквартирного дома, либо в рамках реализации федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования ЖКХ» при проведении капитального ремонта многоквартирного дома, либо в рамках реализации федерального закона РФ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» до 01.07.2012г. - по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, а после 01.07.2012г. - МУП ПОВВ» (информация с сайта МУП ПОВВ).

Как пояснила читательница, дом, в котором она является собственником однокомнатной квартиры, постройки 1965 года и ни разу капитально не ремонтировался. Соответственно, инженерные сети здания находятся ни в лучшем состоянии. Не придется ли жителям по общедомовому оплачивать утечки воды?

Но вернемся к первому вопросу:

В квитанции указано, что оплата идет за установку ОПУ, а за сам общедомовой прибор учета воды нужно будет снова платить?

Квитанция выглядит так:

Обратились за разъяснениями в отделение расчетных центров ООО РКЦ г. Челябинска по телефону 211-55-11 . Специалисты пояснили, что расчет производится не только за установку ОПУ, но и за сам общедомовой прибор учета воды.

МУП «ПОВВ» предлагает погасить расходы двумя способами :

1) Оплатить единовременным платежом до 20 числа месяца следующим за расчетным, таким образом возместив расходы за установку своей доли за (ОПУ) без оплаты процентов за рассрочку.

2) Рассрочка платежа на 5 лет или меньшим периодом рассрочки. При предоставлении рассрочки начисляются проценты на остаток неоплаченной суммы в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату начисления. Начисление процентов будет производиться со 2-ой квитанции.

При оплате квитанции в рассрочку, собственник может внести любую сумму, но не менее платежа указанного в строке «Минимальная сумма платежа (при рассрочке на 5 лет).

Стоимость ОПУ и расходы на его установку большой не показалась. Но просим учесть, что это Ленинский район Челябинска, конкретный дом, в котором около 120 квартир. Какая будет оплата в вашем доме, покажут ваши квитанции.

Второй вопрос - правомерность установки прояснить пока не удалось. К сожалению, по указанному номеру связаться с юристами компании МУП ПОВВ и получить разъяснения не удалось - трубку никто не поднял. Будем дозваниваться.

Ответы на наиболее популярные вопросы по общедомовым счетчикам (ОПУ):

Почему решение об установке принимают не на общем собрании?

С 01.07.2012г. согласно закона № 261-ФЗ ресурсоснабжающая организация (МУП ПОВВ) обязана устанавливать ОПУ в домах. При этом собственники помещений дома вправе принять решение на общем собрании собственников помещений дома об установке ОПУ, выборе подрядной организации, стоимости установки ОПУ, порядке расчетов за установку ОПУ, получении технических условий на установку ОПУ в МУП ПОВВ и предоставить в МУП ПОВВ данный протокол общего собрания о принятом решении.

Почему не уведомили собственников об установке ОПУ?

МУП ПОВВ в квитанциях об оплате за услуги ХВС и ВО размещает информацию о вводе в эксплуатацию ОПУ и объемах отпущенной воды на дом в расчетном месяце.

Какие документы подтверждают установку ОПУ? Почему собственников не пригласили для подписания акта ввода в эксплуатацию ОПУ?

Документом, подтверждающим установку ОПУ является Акт ввода в эксплуатацию ОПУ, подписанный представителями ресурсоснабжающей организации (МУП ПОВВ) и жилищной организацией, обслуживающей многоквартирный дом.

Жилищная организация, обслуживающая многоквартирный дом, является лицом, уполномоченным собственниками помещений многоквартирного дома, поэтому собственники не приглашаются для подписания акта ввода в эксплуатацию ОПУ.

Имеется ли договор на установку ОПУ? Какова сумма установки ОПУ? Кто будет оплачивать данную установку ОПУ?

Договор на установку ОПУ заключает лицо, по инициативе которого производится установка ОПУ.

Расходы на установку ОПУ включают стоимость самого прибора учета, стоимость оборудования, входящего в узел учета и стоимость монтажных работ. Стоимость работ по установке ОПУ в зависимости от марки и калибра прибора учета составляет от 20 000руб. до 50 000 руб.

При установке ОПУ застройщиком дома - установка производится за счет денежных средств застройщика.

При установке ОПУ по закону № 185 - установка производится за счет бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт дома.

При установке ОПУ по решению собственников помещений дома - установка производится за счет средств собственников помещений (в том числе и за счет статьи «ремонт и обслуживание»).

При установке ОПУ по закону № 261 - установка производится за счет средств МУП ПОВВ, с последующим возмещением расходов собственниками помещений дома единовременным платежом или в рассрочку с учетом процентов за предоставление рассрочки платежа в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ сроком не более 5 лет.

Кто снимает показания ОПУ? Как передаются показания? Могут ли собственники присутствовать при снятии показаний?

Жилищная организация, обслуживающая многоквартирный дом, ежемесячно с 20-23 число, снимает показания ОПУ и передает их в МУП ПОВВ. МУП ПОВВ периодически производит снятие контрольных показаний ОПУ с целью контроля достоверности переданных показаний ОПУ.

Председатель Совета многоквартирного дома, избранный решением общего собрания собственников помещений вправе присутствовать при снятии показаний ОПУ.

Фото: volga-tv.ru

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее — ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее — ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.

Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате

Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) — жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.

Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные . Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы — ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.

Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее — МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее — ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.

Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора — использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно — неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС — не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.

Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.

Что установил суд?

Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом — по апелляционной жалобе — 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал :

«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик — абонент.

В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...

На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения .

Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:

в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;

на общедомовые нужды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено .

Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно — постановление № 124, Правила № 124).

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее — Требования).

Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг .

При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.

На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.

Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354 .

Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167 -170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать ».

Десятый арбитражный апелляционный суд , рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:

«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения ».

Выводы

Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения..., при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями

****************************************************************************

Оплата горячей воды – одна из главных статей расходов для собственников квартир в МКД. Управляющим компаниям регулярно поступают вопросы как по начислению платы за эту услугу, так и по актуальным тарифам. В статье мы разберемся со всеми указанными моментами и приведем полезный справочный материал, в том числе, таблицу с обновленными в 2019 году тарифами на горячую воду в Москве.

Многих потребителей все еще удивляет появление в платежке за ЖКХ позиции «подогрев воды». Это новшество появилось уже достаточно давно – в 2013 году. По Постановлению Правительства № 406 от 13 мая 2013 года в домах с централизованной системой водоснабжения оплата должна производиться по 2-компонентному тарифу.

А что делать, если собственник использует свой нагревательный элемент? Должен он платить за подогрев или нет? На этот вопрос ответил эксперт справочной системе «Управление МКД» .

Традиционный тариф на горячую воду был разделен на две части:

  • потребление холодной воды;
  • расход тепла.

По этой причине в квитанции и появилась строчка, указывающая на количество тепла, потраченного на подогрев холодной воды. Многим кажется, что оплата за этот обогрев взимается незаконно, хотя она действительно является правомерной.

Отвечает Денис Нестеренко - руководитель экспертной поддержки справочной системы «Управление МКД».

Рассчитайте плату в зависимости от типа инженерной системы в МКД и вида тарифа на ГВС, который утвердил уполномоченный орган. Закон предусматривает две схемы расчета платы ГВС:

При централизованной системе ГВС
- с помощью ИТП или другого оборудования

Нововведение потребовалось из-за того, что жильцы дополнительно используют не учитывающийся объем энергии. К системе ГВС подключаются полотенцесушители и стояки, которые расходуют тепло. Эти затраты ранее никак не учитывались при подсчетах оплаты за КУ. Брать деньги за теплоснабжение разрешается только в течение отопительного сезона, поэтому нагревание воздуха за счет эксплуатации полотенцесушителя в качестве коммунальной услуги оплате не подлежало. Выход был найден именно в виде такого разделения тарифа на две части.

Для лучшего понимания стоит описать ситуацию с подогревом ГВС в цифрах. Если от холодной воды кроме чистоты и напора больше ничего не требуется, то с горячей все немного сложнее. В случае с ГВС добавляется еще один параметр – температура. Поставщик должен выдерживать его, иначе поступают жалобы, назначается проверка и при подтверждении факта нарушений плата уменьшается. Для горячей воды температура должна быть не меньше +60ºС.

При анализе выяснилось, что на подогрев горячей воды, циркулирующей по трубопроводам, расходуется около 40% тепла, в целом необходимого для ГВС дома. Идущая от поставщика горячая вода не расходуется в полном объеме и по обратной трубе направляется в теплообменник, где происходит ее подогрев подводящимся к дому кипятком. При прохождении по трубам она остывает. Если в МКД расходуется мало воды, то теплопотери могут достигать значительных величин, и вносимой собственниками платы по однокомпонентному тарифу будет недостаточно для погашения всех затрат.

Разделение тарифа таким образом, чтобы отдельно учитывались расходы на подогрев воды, стало решением этой проблемы.

Теплоснабжающая организация (РСО) и ТСЖ заключили договор ресурсоснабжения. По договору РСО поставляет в МКД тепловую энергию и горячую воду.

Ресурсники и ТСЖ по-разному определяли объем тепловой энергии для подогрева воды, поданной для предоставления КУ горячего водоснабжения. В результате, у ТСЖ образовался долг, который ресурсники попытались взыскать через суд. ТСЖ не согласилось с позицией РСО. В ситуации помог разобраться Верховный суд.

Таблица тарифов на горячую воду с 1 июля 2019 года в Москве

Введение в России новой системы тарификации, подразумевающей плату за подогрев горячей воды, происходит постепенно. Решение об этом принимается на региональном уровне, поэтому периодически появляются новости о переходе на новую систему. Например, 2-компонентный тариф на горячую воду в начале июля 2018 года введен в Алтайском крае. Опишем, как выглядит это разделение.

  1. Холодная вода для ГВС. Расчет оплаты здесь происходит достаточно просто – вода проходит через «горячий» прибор учета, ее объем в кубометрах фиксируется и умножается на стоимость холодной воды по действующей ставке.
  2. Подогрев, то есть тепловая энергия, затрачиваемая на обеспечение ГВС. Здесь расчеты делаются несколько сложнее – подсчитанные счетчиком кубометры умножаются на норматив на подогревание воды, а также на стоимость гигакалории.

Отдельного объяснения требует момент с нормативом на подогрев ХВС для ГВС. Под ним понимается количество тепловой энергии, которое затрачивается на доведение кубометра воды до необходимой температуры. Этот норматив утверждается на уровне работающего в региональной администрации органа, занимающегося регулированием цен и тарифов.

Если в Алтайском крае переход на 2-компонентную тарификацию состоялся 1 июля 2018 года, то в Челябинской области он произошел раньше. В одних регионах система уже работает, в других переход пока откладывается. К примеру, в Волгоградской области введение новой системы решили отложить до 1 января 2020 года. До этого момента стоимость услуги будет начисляться по прежнему принципу – просто за потребленный объем в зависимости от тарифа за 1 куб горячей воды.

Переход на двухкомпонентный тариф – федеральная инициатива, предполагающая определенную свободу действий для регионов. Новая система со временем должна начать работать по всей стране, но сейчас у субъектов есть право уже приступать к работе с ней или отложить этот момент. Например, недавним решением Правительства срок принятия нормативов расхода тепла на подогрев ХВС для ГВС был перенесен на начало 2020 года.

В таблице приведем тарифы на горячую воду в Москве с учетом повышения, произошедшего с 1 июля 2018 года.

В тарифную ставку на ГВС для москвичей не входит комиссионное вознаграждение, которое берут операторы платежных систем и банковские организации за свои услуги, когда принимают данный платеж. Указанный тариф по сложившейся практике будет действовать в течение 1-2 лет, после чего вновь произойдет его повышение для преодоления инфляционных колебаний.

Как можно заметить, в Москве в настоящий момент используется однокомпонентный тариф на ГВС, при котором потребители оплачивают услугу в размере израсходованных кубометров по установленным счетчикам или, при их отсутствии (что сегодня уже редкость), по нормативу.

Насколько выросли тарифы за подогрев воды

В столице, как и во многих других городах, с 1 июля текущего года повысилась стоимость ряда коммунальных услуг. Средний рост по распоряжению московского правительства не должен быть выше 5,5 процентов, при этом по отдельным позициям повышения вообще не произошло. Если говорить о горячей воде, то она для граждан, проживающих в «старой» Москве стала дороже, и теперь ее цена составляет упоминавшиеся уже 198.19 рубля за кубический метр.

Еще одна махинация ВК комфорт

Приготовление горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем (ИТП) многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды в МКД).
Размер платы за горячее водоснабжение (ГВС) рассчитывается исходя из показаний домовых приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и потребленные Гкал, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем и электроэнергии, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.


Индивидуальный тепловой пункт нашего дома (ИТП)

Расчет за отопление и приготовленную в многоквартирном доме горячую воду на основании ПП РФ от 06.05.2011 № 354

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, далее по тексту будут называться Правилами. Для удобства набора в текстовом редакторе используемые формулы незначительно видоизменены и конкретизированы по сравнению с их написанием в Правилах, что никак не меняет их смысла.

Для однозначного понимания: в соответствии с пунктом 2 Правил «нежилое помещение в многоквартирном доме» - это помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Например, магазин, швейное ателье, офисное помещение какой-либо организации и т.п. Расчет платы для таких помещений, как правило, аналогичен расчету для жилого помещения (квартиры). В случае отличия в расчетах, они будут оговорены отдельно.

Расчет и распределение платы в соответствии с п. 50 Правил между потребителями, проживающих в комнате (комнатах) коммунальных квартир МКД, осуществляется по формулам 7, 8, 16, 19 и 21 приложения № 2 к Правилам и в данном случае рассматриваться не будет.

Описание расчетов провожу на примере собственного многоквартирного дома (далее - МКД), который оборудован следующими приборами учета:

1) коллективные (общедомовые), установленные в тепловом пункте МКД (далее - ОДПУ):

А) для определения суммарного объема (количества) тепловой энергии, используемой для коммунальной услуги «отопление» и подогрева воды для коммунальной услуги «горячее водоснабжение», температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах на границе эксплуатационной ответственности (далее - ОДПУтэ);

Б) для определения объема (количества) тепловой энергии, используемой для коммунальной услуги «горячее водоснабжение» (далее - ОДПУтэ-гв);

В) для определения объема воды, используемой для коммунальной услуги «горячее водоснабжение» (далее - ОДПУгв);

2) индивидуальные, установленные в каждом жилом (квартире) и нежилом помещении (далее - ИПУ):

А) для определения объема (количества) тепловой энергии, используемой для коммунальной услуги «отопление» (далее - ИПУтэ);

Б) для определения объема горячей воды, используемой для коммунальной услуги «горячее водоснабжение» (далее - ИПУгв).

Поставляемая из городских теплосетей в дом тепловая энергия разделяется на две части и с помощью оборудования теплового пункта используется:
для приготовления теплоносителя, циркулирующего в системе отопления МКД закрытого типа;
для приготовления горячей воды, циркулирующей в системе горячего водоснабжения МКД открытого типа.

При этом сам теплоноситель, поставляемый из городских теплосетей, не отбирается, а используется только тепловая энергия, содержащаяся в нем.

В соответствии с п. 40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил. А именно, она должна включать в себя как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.

Следовательно, в данном случае потребителям должна выставляться в платежном документе плата по коммунальным услугам «отопление» и «горячее водоснабжение» без разделения на индивидуальное потребление и потребление на общедомовые нужды.

В соответствии с п. 54 Правил потребители каждого жилого (квартиры) и нежилого помещения должны рассчитаться с исполнителем за использованные в расчетный период коммунальные ресурсы, а именно тепловую энергию, предоставленную для коммунальной услуги «отопление», и тепловую энергию и холодную воду, предоставленные для коммунальной услуги «горячее водоснабжение».

При определении размера платы потребителей каждого жилого (квартиры) и нежилого помещения за коммунальную услугу «отопление» объем использованной только для отопления тепловой энергии распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к Правилам:

Ро-i = Vтэ-о-д х (Si / Sд) х Ттэ

Размер платы потребителей каждого жилого (квартиры) или нежилого помещения за коммунальную услугу «отопление» (Ро-i, руб.) определяется как произведение трёх составляющих:

Объема (количества) тепловой энергии, использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги «отопление» и определенного как разность измеренного количества тепловой энергии ОДПУтэ и ОДПУтэ-гв (Vтэ-о-д, Гкал);

Отношения общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в МКД (Si, кв.м) к общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в МКД (Sд, кв.м);

Тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (Ттэ, руб./Гкал).

При определении размера платы потребителей каждого жилого (квартиры) или нежилого помещения за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» учитывается стоимость холодной воды и стоимость тепловой энергии, использованной для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, распределенной на каждое жилое и нежилое помещение пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в конкретном жилом или нежилом помещении и рассчитывается по формуле 20 приложения № 2 к Правилам:

Ргв-i = Vгв-i х Тхв + Vтэ-гв-д х (Vгв-i / Сумма Vгв-i) х Ттэ

___________
Сумма - математический знак «сумма».

Размер платы потребителей каждого жилого (квартиры) или нежилого помещения за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» (Ргв-i, руб.) определяется как сумма двух составляющих:

Произведения объема израсходованной потребителем каждого жилого (квартиры) или нежилого помещения горячей воды, определенного за расчетный период ИПУгв (Vгв-i, куб.м), и тарифа на холодную воду, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (Тхв, руб./куб.м);

Произведения объема (количества) тепловой энергии, использованного за расчетный период на подогрев холодной воды, определенного ОДПУтэ-гв (Vтэ-гв-д, Гкал), отношения объема израсходованной потребителем каждого жилого (квартиры) или нежилого помещения горячей воды, определенного за расчетный период ИПУгв (Vгв-i, куб.м) к суммарному объему израсходованной горячей воды потребителями всех жилых (квартир) и нежилых помещений, определенному за расчетный период ИПУгв (СуммаVгв-i, куб.м), и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (Ттэ, руб./Гкал).

В редакцию нашей газеты обратился председатель совета дома № 26 по ул. Володарского Геннадий Панфилович Резинкин и рассказал о своей попытке разобраться в вопросе установки и оплаты общедомового прибора учета тепловой энергии.

В январе 2014 года собственники квартир в этом многоквартирном доме получили квитанции за ЖКХ, где в числе прочих услуг, подлежащих оплате, была отдельно указана «Установка ОПУ тепловой энергии». Возник вопрос: почему именно такая сумма?

В феврале 2014 года представитель инициативной группы Г.П. Резинкин от имени жильцов дома первый раз обратился в МУП «Тепловые сети» за разъяснениями о стоимости установки счетчика. Там ему отказали, объяснив, что эта информация конфиденциальная и разглашению не подлежит.

Г.П. Резинкин обратился в суд. Гатчинский городской суд в исковых требованиях выдать акт при- емки ОПУ и смету на установку ОПУ Г.П. Резинкину отказал, пояснив, что истец вправе «потребовать от МУП «Тепловые сети» г. Гатчины письменный ответ с подтверждающими документами, содержащий информацию о стоимости приобретенного ОПУ, его доставке, установке и вводе в эксплуатацию, в предоставлении которых ответчик отказать не имеет права». Что Г.П. Резинкиным и было сделано. Однако «Тепловые сети» г. Гатчины отказались дать такую информацию.

Тем временем Г.П. Резинкина избрали председателем совета дома № 26, после чего куда он только не обращался, а ясности не прибавилось. Недоверие жителей, так и не получивших ответ на, казалось бы, простой вопрос, стало расти, а вместе с ним и количество вопросов. «Возможно, собственники квартир полностью оплачивают и сам ОПУ, и его установку, а теперь, лишенные права знать и понимать, что происходит, контролировать, как снимаются показания, оплачивают общедомовые расходы тепловой энергии и стоимость обслуживания ОПУ еще и за нанимателей муниципальных квартир и арендаторов нежилых помещений. Где справедливость?», – возмущается Геннадий Панфилович.

Спустя год председатель совета дома решил предать дело огласке и подключить средства массовой информации. Наша редакция взялась помочь разобраться. Собрав переписку Г.П. Резинкина с коммунальными службами и протоколы суда, мы обратились в МУП «Тепловые сети» г. Гатчины.

На вопросы нашего читателя, поставленные в его письме в редакцию, отвечает начальник юридического отдела МУП «Тепловые сети» г. Гатчины Оксана Николаевна Золотова.

- Почему ОПУ поставили без согласия собственников?

В Федеральном законе от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» установлена обязанность собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (МКД) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета (ОПУ) холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа. В том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили установку ОПУ до 1 июля 2012 года, такая установка осуществляется ресурсоснабжающей организацией. Федеральным законом жильцам был отведен достаточно большой срок – три года, за это время можно было установить прибор учета самостоятельно, выбрав и поставщика, и подрядчика для проведения работ, жильцы данным правом не воспользовались. Следовательно, возникает обязанность ресурсоснабжающей организации по установке в многоквартирном доме общедомового (коллективного) прибора учета.

- На каком основании выставили счета собственникам помещений?

В случае, если до 1 января 2013 года собственники помещений сами не установили ОПУ, и при этом общедомовой прибор учета был установлен ресурсоснабжающей организацией (на основании части 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»), собственники обязаны (согласно п.38.1 Правил № 491) оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов. Данная обязанность установлена законом, мы не «изобретали» ничего самостоятельно. Подчиняясь только федеральному законодательству и учитывая, что жильцы не обладают достаточной правовой грамотностью, мы никому не отказываем в разъяснениях, если человек идет на контакт и адекватно воспринимает свои обязанности как собственник, мы всегда готовы к диалогу. В законе четко прописан порядок действий в случае несогласия собственника с теми или иными положениями.

- А если собственник со счетом не согласен?

При несогласии собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями. То есть обосновать свои расчеты и доказать, почему он считает, что счет был выставлен необоснованно. Если и в этом случае разногласия не будут урегулированы, вправе обжаловать выставленный счет в суде.

Хочу обратить ваше внимание на то, что согласно п.12 ст.13 Федерального закона № 261, в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. Таким образом, собственники не зависимо от их желания обязаны нести расходы по установки и содержанию ОПУ, исполняя федеральный закон.

Собственник вправе знать, почему он именно столько платит. Где получить информацию, чтобы проверить расчеты?

Контроль за действиями МУП «Тепловые сети» г. Гатчины в полном объеме осуществляют специализированные органы, уполномоченные на проведение проверок работы ресурсоснабжающих организаций. МУП «Тепловые сети» г. Гатчины был проведен конкурс на право заключения кредитного договора на закупку ОПУ. Вся информация находится в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте госзакупок: zakupki.gov.ru . Для того, чтобы найти интересующую информацию, достаточно зайти на сайт и набрать название организации, либо её ИНН.

Счета на оплату расходов на установку ОПУ выставляются с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов, бремя которых несет собственник помещения (исходя из его размеров). Чтобы проверить расчеты, информацию о площади помещений в конкретном многоквартирном доме можно узнать из технического паспорта многоквартирного жилого дома. Данный документ должен иметь каждый дом, в случае же его отсутствия технический паспорт можно заказать в организации, осуществляющей инвентаризацию объектов, например БТИ г. Гатчины.

В доме № 26 по ул. Володарского собственниками являются владельцы квартир и муниципалитет, у которого в собственности жилые и нежилые помещения. Доля расходов муниципалитета на жилые помещения, находящиеся в найме, и нежилые (магазин), находящийся в аренде, оплачена в сентябре 2013 года. Граждане-собственники жилых помещений в этом доме оплачивают установку ОПУ тепловой энергии с 1 января 2014 года.

- Значит, муниципалитет расплатился сразу, а гражданам предоставлена рассрочка?

Да. В ч.12 ст.13 Закона № 261-ФЗ содержится возможность предоставления гражданам-собственникам помещений в многоквартирных домах рассрочки оплаты расходов РСО на установку приборов учета. Оплата производится равными долями в течение пяти лет, начиная с даты установки ОПУ, при условии, что гражданами не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Учитывая требования закона о предоставлении рассрочки только гражданам-собственникам помещений, РСО выставляет счета на оплату полной суммы расходов на установку приборов учета собственникам помещений – юридическим лицам (в т.ч. органам местного самоуправления) без какой-либо рассрочки платежа.

- Как снимаются показания общедомового прибора учета?

Расчет величины и стоимости потребленной МКД № 26 по ул. Володарского тепловой энергии на жилые и нежилые помещения производится по показаниям ОПУ с 1 января 2014 года. Показания снимаются 20 числа каждого месяца дистанционно посредством модемной связи.

Величина тепловой энергии, исходя из которой производится расчет размера платы собственникам и нанимателям жилых помещений за услуги теплоснабжения, уменьшается на количество тепловой энергии, потребляемой нежилыми помещениями, рассчитанное пропорционально площади этих помещений (220 м2). Расчет размера платы для гражданина производится в расчетно-кассовом центре МУП ЖКХ г. Гатчины. С арендатором нежилых помещений, расположенных в указанном МКД, заключен прямой договор на отпуск тепловой энергии.

Таким образом, все собственники жилых помещений оплачивают только свою долю расходов как на установку ОПУ и его обслуживание, так и на услуги теплоснабжения.

Расчет взноса за установку ОПУ и его обслуживание для дома № 26 по ул. Володарского:

Стоимость установки общедомового прибора учета с учетом рассрочки – 482 024 рубля 40 копеек;

Стоимость обслуживания ОПУ в месяц – 2 823 рубля 74 копейки;

Общая площадь жилых и нежилых помещений – 2 469, 6 кв.м.

Расчет за установку ОПУ: 482024, 4/2469, 6/60 мес. = 3 руб. 25 коп. с 1 кв. м.

Плюс расчет стоимости обслуживания: 2 823, 74/2 469, 6 = 1 руб. 14 коп.

Итого, собственники жилья оплачивают в месяц: 3, 25+1, 14 = 4 руб. 39 коп с 1 кв. м.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...