Аннотация к научно исследовательской работе. Пример краткой аннотации

«Исследовательские работы младших школьников» - Объект исследования – новогодний праздник. Предмет исследования - изучение истории создания памятника. Тропин Андрей, ученик 1 класса. И мы будем стараться беречь красоту северного слова.». История создания памятника-скульптуры "Солдат". Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников на уроке и во внеклассной работе.

«Научно-исследовательская работа студентов» - Индивидуальный модуль. Формируем техническое задание в соответствии с проблематикой. Научно-исследовательская работа студентов (НИР) в магистратуре. Магистрант имеет право. Оценки за выполнение НИР фиксируются. Оценивание результатов НИРС. Полученные результаты НИР. Полученные результаты могут быть представлены в различных формах.

«Этапы исследовательской работы школьников» - Литературные источники. Учебно-исследовательская деятельность школьников. Выбранная тема. Примеры оформления библиографических ссылок. Структура школьной исследовательской работы. Приложения. Изучение транспортных узлов. Результаты и их обсуждение. Обзор литературы. Краткое подведение итогов работы.

«Работа исследования» - Обоснование актуальности темы. Служат для иллюстрации какого-либо явления. Натуралистические и описательные. Любимова Татьяна Сергеевна, учитель высшей категории, стаж работы 23 года. Определение научно-исследовательской деятельности. Не знают сам процесс работы-62%. Вывод: Используют-62%, не используют-38%.

«Детские научно-исследовательские работы» - Титульный лист. Оформление рисунков. Структура работы. Цифры, приведенные в скобках. Методология создания детских учебно-исследовательских работ. Требования к исследовательской работе. Подход к снятию промеров. Оформление списка литературы. Однотомные издания. Дополнительные требования. Страницы нумеруют арабскими цифрами.

«Исследовательская работа» - Представление исследований. Критерии оценивания исследовательских работ. Научные задачи (исследуемая величина зависит от присутствия многих факторов). 2002 год. Модель 3. В любом случае всё начинается с помощи учителя. Основные темы курса: Как писать исследовательскую работу. Структура исследовательской работы.

Ученические исследовательские работы

В последние годы всё большее внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Растёт и количество педагогов, желающих заниматься этой специфической деятельностью, способной принести огромное удовлетворение, ведь любой творческий поиск увлекает, а здесь ещё и радость общения с учеником-единомышленником. Свои знания и умения педагог передаёт наиболее способным ученикам, которые заинтересованы в конечном результате собственного труда. Ребята приобретают статус в молодёжной среде за счёт своего интеллекта, а педагогу приятно видеть, что они при поступлении в вузы выбирают специальности, связанные с тематикой исследовательской работы.

Очень хорошо, что в печати стали появляться работы учеников разных классов – не только сборники тезисов докладов на конференциях молодых исследователей, но и сокращённые тексты работ с чертежами и фотографиями. Педагог, начинающий новое для себя дело, может получить некоторое представление об исследовательских работах учащихся и проектной деятельности в целом. Однако для представления этих работ на конкурсы различного уровня помимо текста с приложениями требуются также другие печатные материалы: аннотация, тезисы, план исследований, дневник регистрации данных, раздаточный материал (в зависимости от ранга конкурса). По результатам выступления могут предложить опубликовать сокращённую версию работы, оформляемую тоже по определённым правилам.

Ниже предлагается примерное оформление вышеперечисленных материалов для целенаправленной подготовки педагога к успешной организации учебного процесса с учащимися, занимающимися исследовательской деятельностью. Если она сводится к простым школьным ученическим проектам, то можно взять за основу упрощённую схему оформления результатов с учётом рекомендаций, приведённых в статье В.В.Талышева «Создание адаптивной образовательной среды» («Физика» № 11/2006, с. 8, раздел «Проектная технология»).

Если педагог поставил перед собой задачу выйти с работами учеников на внешкольные конкурсы, ему будет полезно ознакомиться с предложенными примерными вариантами материалов, предоставляемых дополнительно. В качестве примеров приведены работы, выполнявшиеся в творческом объединении Республиканского центра детского технического творчества, которое функционирует на базе нашей школы. Помимо образцов написания тех или иных материалов показано и разнообразие тематики возможных исследований.

I. АННОТАЦИЯ И ТЕЗИСЫ

Аннотация – это краткое, объёмом до 10 строк, изложение сути работы с разъяснением ряда вопросов и указанием элементов новизны данного исследования. Объём тезисов составляет около страницы вместе со стандартным заголовком. Здесь обязательно должна быть информация о цели работы, использованных методах и приёмах, полученные результаты, данные, выводы. Как вариант аннотация и тезисы могут называться «Краткая аннотация» и «Аннотация» соответственно. Такая терминология принята, например, в программе «Шаг в будущее».

1. Примерное оформление и содержание аннотации (краткой аннотации)

    Секция : «Математика» (г. Владикавказ, г. Москва, программа «Шаг в будущее»)

Простые математические модели и их роль в постижении мира

Россия, РСО–Алания, г. Владикавказ, СОШ № 26, 11-й класс; Республиканский центр детского технического творчества (РЦДТТ).

Краткая аннотация

Цель нашей работы – на конкретных примерах простых и не очень простых математических моделей раскрыть их возможности в постижении окружающих нас явлений и объектов. Актуальность темы заключается в том, что математические модели во многих случаях могут помочь исследователям разных специальностей двигаться не вслепую, а по чётко составленному плану, тем более что порой даже очень простая модель позволяет достичь высоких результатов. Новизной работы стали предложенные нами собственные простейшие математические модели: графики и связанные с ними простые дифференциальные уравнения (рост кристаллов, влияние эволюции Солнца на нашу планету и др.), логарифмическая модель назначения микролинз на поверхности листа растений, модель, рассматривающая структуру Вселенной как фрактал, и т.д.

2. Примерное оформление и содержание тезисов

Ключевые слова в приведённом ниже примере выделены жирным (это те вопросы, на которых надо остановиться при написании тезисов). В обычных тезисах отмечать эти слова не нужно. Следует отметить, что первая часть исследовательских работ, «Введение», может представлять собой вариант того же текста с дополнениями или, наоборот, сокращениями, поскольку во «Введении» также необходимо обосновывать актуальность и практическую значимость работы, обозначать цели, задачи, объект и предмет исследования, указывать используемые методы, отмечать направленность работы (прикладную или теоретическую), а в завершение внести характеристику первоисточников и краткий обзор литературы.

    Секция: «Физика и познание мира» (г. Москва, ХIII Всероссийская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», 2006 г., III место)

Измерение влажности воздуха

Россия, РСО–Алания, г. Владикавказ, СОШ № 26, 9-й класс; РЦДТТ.

– 3-е место на XIII Всероссийской конференции (2006 г.) в рамках программы «Шаг в будущее». Грант на участие в Российской научной школе-семинаре «Академия юных» (г. Гагры, 2006). Два первых места – на Республиканской конференции «Юность, наука, культура-2006» (с присуждением медали) и на республиканском конкурсе исследовательских работ (2006 г.) в рамках программы «Шаг в будущее». Сейчас заканчивает 10-й класс

Определение влажности имеет огромное значение при исследовании различных явлений в атмосфере, для некоторых видов производств, для поддержания определённой влажности в жилых отсеках космических кораблей, в библиотеках и музеях с целью лучшей сохранности книг и экспонатов. Перечень областей применения приборов, измеряющих влажность, можно продолжить. Таким образом, выбранная тема является достаточно актуальной и перспективной. Целью данной работы стало изучение методов измерения влажности воздуха и рассмотрение практического применения подобных измерений. Задача работы – сбор материалов по выбранной теме, изготовление самодельных приборов, регистрирующих влажность воздуха или её изменение, и работа с ними, т.е. снятие показаний и обработка полученных результатов. Кроме этого, перед автором стояла задача воплощения самостоятельной творческой технической идеи в виде конкретного изделия, имеющего практическое значение и достаточно хорошо работающего по выбранной схеме в заданном режиме.

Новизной в данном случае стала авторская разработка электрической схемы датчика влажности воздуха в салоне легкового автомобиля для включения обогрева заднего или лобового стекла. В этом же заключается и практическая значимость представленной работы. Автомобильная промышленность предоставляет широкий полигон для реализации всевозможных технических разработок и новинок, и рассмотренная модель могла бы в конечном итоге пополнить копилку перспективных идей в отечественном производстве. Описанный в работе самодельный прибор авторской конструкции достаточно успешно эксплуатируется уже примерно в течение года.

Аналитическая часть работы представляет собой подборку материалов о приборах, регистрирующих влажность воздуха или её изменение. Этот материал может с успехом использоваться при проведении занятий в системе дополнительного образования или на школьных уроках. В качестве основной литературы при изучении данной темы и проведении исследований были взяты учебники по физике, прикладной физике, устройству автомобиля и его электрооборудованию, а также материалы из журналов для радиолюбителей («Радио», «Радиолюбитель», «Электроника» и др.).

II. ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

План должен содержать разделы: проблема или вопрос, подлежащий исследованию, подробное описание метода или плана проведения самого исследования, библиография (не менее трёх работ по предмету исследования). Объём плана – не более четырёх страниц. Печатается он в следующем порядке: стандартный заголовок, затем посередине слова «План исследований», далее текст с датами.

Примечание . Такой план (или сопутствующий ему «Дневник регистрации данных») необходим не только для того, чтобы сдать его отборочной комиссии (на некоторых конкурсах его не спрашивают вовсе), а для успешной и целенаправленной организации собственной деятельности. Конечно, объём плана для «внутреннего употребления» не регламентируется и включает в себя и полный план проведения самого исследования (исследований), и планы выполнения отдельных экспериментов, и план подготовительных работ (поиск оборудования и материалов, проработка примерной схемы будущей установки, выяснение класса точности имеющихся измерительных приборов и соответствия их требуемым условиям эксперимента, поиск литературы по выбранной теме или беседы с консультантами).

Примерное оформление плана исследований (краткое изложение)

    Секция: «Физика» (г. Москва, ХIII Всероссийская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», 2006 г.)

Физика землетрясений

Россия, РСО–Алания, г. Владикавказ, СОШ № 26, 7-й класс; РЦДТТ.

План исследования

Землетрясения – это одна из наиболее страшных природных катастроф, уносящая сотни тысяч человеческих жизней и вызывающая опустошительные разрушения на огромных пространствах. Поэтому актуальность работ, посвящённых данной тематике, всегда имеет непреходящее значение, т.к. проблемы, связанные с землетрясениями, далеки от разрешения. Цель данной работы – не только рассмотреть причины возникновения мощного и сложного природного явления, а также способов его регистрации и перспектив прогнозирования, но также чётко выделить вопросы, связанные с различными разделами физики, показав её роль в объяснении и описании различных процессов, выдвижении новых гипотез и создании контрольно-измерительной аппаратуры. Задача работы – накопление, изучение и обобщение теоретического материала по выбранной теме, включая сведения из сейсмологии, геологии, географии и физики, а также сбор и анализ сведений о землетрясениях, как о произошедших ранее и представляющих интерес для данного исследования, так и о произошедших во время подготовки этой работы. Авторы также попытались рассмотреть конструкцию регистрирующих приборов.

1. Подбор литературы по выбранной теме.

2. Изучение теоретического материала.

3. Составление примерного плана работы.

4. Подбор приборов для проведения стандартных экспериментов (по электромагнитной индукции).

5. Выполнение экспериментов. Вычисление необходимых величин и погрешностей измерения. Оформление результатов в виде таблиц, графиков и т.п.

6. Планирование авторского элемента работы (дальнейшая работа с литературой, теоретическое обоснование – авторские предположения и гипотезы, подбор оборудования, материалов, вычерчивание схем, планирование дизайна изготавливаемого устройства и т.д.).

8. Проверка полученных результатов и корректировка оборудования.

9. Подготовка к отчёту: планирование краткого рассказа, внешнего вида и содержания плакатов (слайдов для компьютерной презентации), а также отбор оборудования, предназначенного для демонстрации.

Практическая значимость исследования заключается в самой постановке выбранных целей и задач, т.к. любые усилия и теоретиков, и практиков представляют большой интерес для решения столь важного вопроса. Ведь землетрясения регулярно происходят в различных регионах земного шара, включая сейсмически опасный район проживания авторов данной работы, где после ряда лет относительного затишья накапливающиеся напряжения в земной коре обязательно приведут к серии новых землетрясений в местности, принадлежащей к достаточно молодым горам Кавказа. Пытаясь внести свой посильный вклад в изучение и исследование данной сверхсложной проблемы, авторы предлагают свои идеи и гипотезы.

Новизна исследования заключается в следующем: 1) использовать явление земного магнетизма для регистрирации колебаний поверхности приборами, работающими за счёт электромагнитной индукции; 2) для повышения надёжности прогнозирования сейсмической активности рассмотреть вопрос об уменьшении силы трения под литосферными плитами, особенно в местах, перегруженных горными массивами, за счёт молекулярного отталкивания, что в конечном итоге может дать большую подвижность этих участков по сравнению с соединёнными с ними, но менее нагруженными и, следовательно, не столь подвижными областями, результатом чего будет невозможность общего движения всего комплекса как единого целого.

Литература

1. Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б. Физика-11. –М.: Просвещение, 2002.

2. Короновский Н.В. , Абрамов В.А. Землетрясения: причины, последствия, прогноз. – Соросовский образовательный журнал. 1998, № 12.

3. Бондырев И.В. , Заалишвили В.Б. Опасность активации геодинамических процессов на Северном Кавказе. – Вестник Владикавказского научного центра, 2003, № 2.

III. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Если требуется, то для выступления печатается раздаточный материал. Его лучше делать на обеих сторонах листа. На лицевой стороне располагают текст, являющийся полным повторением тезисов или аннотации (с интересными дополнениями). На обороте – чертежи с соответствующими подписями. Дополнительно можно подготовить фотоальбом с наиболее характерными иллюстрациями.

Примерное оформление раздаточного материала (с одной стороны листа)

    Секция: «Физика» (Республиканская конференция «Шаг в будущее», 2005/06 уч. г., II место); секция «Химия» (2004/05 уч.г.)

О механизме влияния магнитного поля на свойства воды. Новые факты и перспективы

– ныне студент Санкт-Петербургского университета. Увлекается физикой и химией. В 2006 г. два первых места с вручением медалей на Республиканской конференции «Юность, наука, культура»; 2-е место (в секции «Физика») и 1-е место (секция «Химия») на Республиканском конкурсе «Шаг в будущее»; 2-е место на Колмогоровских чтениях (г. Владикавказ). В рамках национального проекта «Образование» удостоился премии 60 000 руб. за большие успехи: 2-е место на конференции «Шаг в будущее» (г. Москва) и 1-е место на Всероссийской олимпиаде по химии

Актуальность и практическая значимость выбранной темы связана с тем, что на Земле нет более распространённого и в то же время более загадочного вещества, чем вода в жидкой и твёрдой фазах. Действительно, достаточно вспомнить, что всё живое вышло из воды и состоит из неё более чем на 50%. Во Вселенной, в том числе и в Солнечной системе, обнаружены огромные массы льда. Нет ни одного мало-мальски существенного производства, в котором не использовалась бы вода, не говоря уже о бытовых потребностях человека. Вместе с тем вряд ли можно утверждать, что свойства этого простого вещества до конца понятны и прогнозируемы. На сегодняшний день не существует единой признанной модели строения воды, которая описывала бы все её аномальные свойства. Кроме того, установлено, что, подвергаясь различным внешним воздействиям, вода может приобретать совершенно новые свойства. Все методы активации можно свести к энергетическому воздействию на молекулу воды, но единой теории активационных процессов пока тоже нет. Одним из перспективных методов активации воды является её магнитная обработка.

Целью данной работы было рассмотрение отдельных физико-химических свойств воды и исследование влияния магнитного поля на некоторые из них, а также перспектива выдвижения собственной гипотезы о причинах изменения наблюдаемых характеристик. Задачей этого исследования стали сбор и накопление материала о физико-химических свойствах воды и её аномалиях, а также проведение экспериментов по изучению ряда свойств воды, подвергнутой воздействию магнитного поля (растворение различных веществ, электрическое сопротивление, вязкость, коэффициент поверхностного натяжения и пр.).

Автором работы были использованы статьи из «Соросовского образовательного журнала», энциклопедии-приложения к журналу и другие материалы, содержащие самые новейшие экспериментальные данные и современные теории по выбранной теме.

Новизной работы являются авторские решения вопросов, связанных с изменением свойств воды после обработки её магнитным полем, а также попытка объяснения положительных результатов в магнитобиологиии, медицине и технике, обусловленных теми же эффектами. По итогам экспериментов рассмотрена собственная теория и предложены методы применения уникальных свойств воды в некоторых областях медицины и техники. Эти вопросы связаны, в первую очередь, с растворением солей.

    Секция «Транспорт и космические технологии», подсекция: «Транспортные машины, системы и оборудование» (г. Москва, ХII Всероссийская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», 2005 г., II место)

Наземные транспортные средства с нетрадиционными конструкторскими решениями

Россия, РСО–Алания, г. Владикавказ, СОШ № 26, 11-й класс; РЦДТТ.

Ибрагим Льянов – ныне студент МГТУ им. Н.Э.Баумана (факультет «Специальное машиностроение»). В 2005 г. – 2-е место на XII Всероссийской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». Справа – его шагающая платформа

Темы, связанные с различными типами двигателей, движителей, транспортных средств и вариантами их применения, а также рассмотрение разнообразных источников энергии всегда актуальны. Поэтому одной из задач, поставленной автором, стали сбор материала и составление обобщающих таблиц для конструкторской деятельности. Причём в качестве приоритетного направления были выбраны нетрадиционные варианты, т.к. поиск новых путей в конструировании следующих поколений транспортных средств (в данном случае наземных) лежит именно на пути рассмотрения и анализа потенциальных возможностей менее изученных технических решений.

Новизной работы является творческое исследование возможностей шагающих транспортных средств с использованием шестиногой платформы собственной радиоуправляемой конструкции. Данный вид транспортного средства был выбран как один из более редкостных, но имеющих преимущества видов в ряде особых ситуаций. Так, шагающие машины могут прибавить оперативности действиям спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций (которые, к сожалению, возникают достаточно часто), при выполнении задач военного характера или просто для движения по пересечённой местности, включая поверхности других планет.

Мы, шагая по планете,

Всё исследовать должны.

Все препятствия на свете

Шагоходам не страшны.

IV. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ

Иногда приходится готовить материал для публикации. Это могут быть или тезисы (см. выше «Аннотация и тезисы»), или 3 страницы с иллюстрациями (как, например, в программе «Шаг в будущее»). Материал представляется в печатном и электронном виде, иногда требуется дублирование всех файлов и экспертное заключение о возможности публикации материалов в СМИ.

Примерное оформление публикации

Сила трения и методы её исследования

Россия, РСО–Алания, г. Владикавказ, СОШ № 26, 11-й класс; РЦДТТ; ЛЭТИ, I курс.

– ныне студент Северо-Кавказского горно-металлургического института (зачислен на льготных условиях). В 2006 г.: четыре первых места – на Республиканской конференции «Юность, наука, культура» с вручением медали; на Колмогоровских чтениях; на Республиканском конкурсе исследовательских работ и Республиканской олимпиаде по физике по программе «Шаг в будущее». Его доклад на XIII Всероссийской конференции по этой программе рекомендован к публикации в сборнике научных трудов. Лауреат премии от РСО–Алания для поддержки талантливой молодёжи (30 000 руб.) в рамках национального проекта «Образование»

– ныне студент Санкт-Петербургского электротехнического университета. Его первая публикация (в 7-м классе) «Внимательно читая учебники» появилась в газете «Физика» № 2/2002

Вопрос о силе трения до сих пор полностью не ясен с точки зрения как физики, так и математики, а ведь трение – одна из важнейших проблем, например, в машиностроении. В процессе рассмотрения теоретического материала и проведения экспериментов с использованием различных методов исследования авторы смогли внести ряд предложений.

Современное представление о трении таково: при сжатии остроконечные выступы двух поверхностей пластически деформируются, а сопротивление сдвигу определяется межмолекулярным взаимодействием. При попытке сдвига наблюдается колебательное движение, в котором периодически сменяются фазы прилипания и скольжения . В таком случае в пружине динамометра, измеряющего силу трения и находящегося в магнитном поле, должна возникать ЭДС индукции. Кроме того, при изменении геометрических размеров пружины её индуктивность изменяется. Это и было положено в основу двух авторских экспериментальных установок.

Использование явления электромагнитной индукции в процессе экспериментов по исследованию силы трения. Магнит жёстко скреплён с динамометром, и оба расположены на подвижной тележке. Стальная пружина прибора при проведении опытов приходит в движение относительно магнита. Возникающий индукционный ток фиксируется электроизмерительными приборами (гальванометром, мультиметром ). Прибор представлен на рис. 1.

Полученные результаты приведены в табл. 1.

Таблица 1

Использование изменения индуктивности пружины динамометра. Экспериментальная установка сходна с предыдущей, но в ней нет магнита, а измерительным прибором является измеритель индуктивности. Получена явно выраженная зависимость изменения индуктивности деформируемой пружины динамометра от измеряемой силы трения.

Авторское рассмотрение математической модели, описывающей движение линейного осциллятора при наличии кулонова трения. Запись разрывной зависимости силы трения от скорости для осциллятора единичной массы выглядит достаточно сложно :

(1)

Анализируя такие уравнения (скорость точки = dx /dt обозначается здесь через (производную по времени). – Ред .), можно составить табл. 2.

Проекты экспериментальных установок для определения качества ревитализантов и смазочных материалов. Авторы предлагают две установки для определения качества ревитализантов (восстановителей поверхностей, повреждённых из-за трения ) и смазочных материалов (рис. 2, 3).

В установке на рис. 2 подшипник 2 плотно насаживают на вал 1 , который соединён рычагом 3 через нить 5 c якорем 6 электромагнита 7 .

Подавая на обмотку электромагнита ток, отмечают по амперметру 10 показание, при котором вал начинает поворачиваться (внешняя обойма подшипника закреплена). Отклонение рычага 3 определяют по шкале 4 . Для проверки качества ревитализанта его заправляют в подшипник, отсоединив последний от рычага 3 . Вал с подшипником приводят во вращение с помощью электродвигателя. Число оборотов определяют с помощью установленного на валу магнита 11 , действующего на датчик Холла 12 со счётчиком оборотов 13 . Через определённое число оборотов снимают новые показания амперметра.

На рис. 3 показана установка «Хадо», выполненная на основе машины Атвуда. На блок 2 с исследуемым подшипником наматывают нить, на один конец которой подвешивают груз 3 , а на другой – магнит 4 . С помощью электрического секундомера 6 регистрируют время, в течение которого магнит движется вдоль линейки. Когда магнит проходит около верхнего и нижнего герконов 5 , секундомер соответственно включается и выключается. После обработки подшипника ревитализантом снова определяют время движения магнита, проверяя, насколько легче стало вращение.

В последние годы выдано около 200 патентов, связанных с эффектом безызносности. О трении в мире публикуется более 700 статей ежегодно.

Литература

1. Первозванский А.А. Трение – сила знакомая, но таинственная. – Соросовский образовательный журнал, 1998, № 2.

2. Яворский Б.М. , Детлаф А.А. Справочник по физике. – М.: Наука, 1968.

3. Финогенко И.А. О дифференциальных уравнениях, возникающих в динамике систем с сухим трением. – Соросовский образовательный журнал, 1999, № 8.

4. Кравчук А.С. Трение: Современное естествознание. – М.: Магистр-Пресс, 2000, т. 3.

V. ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Дневник регистрации данных

Такой дневник обычно необходимо предоставлять в случае демонстрационного проекта, т.е. участия в какой-либо выставке. Но потребность в нём возникает в процессе выполнения большинства работ. Если учащиеся занимаются своим исследованием в течение нескольких лет, то тексты работ необходимо постоянно корректировать с целью уменьшения объёма теоретической части – доля собственных результатов постоянно увеличивается, а общее количество листов в работе не может превышать заданную норму. Например, в программе «Шаг в будущее» – это 10 страниц текста, включая список литературы, и 10 иллюстраций (приложений). Может, конечно, потребоваться и новый теоретический материал. Поэтому в дневник целесообразно включать полную версию материалов, т.к. подробности всё равно нужно регулярно просматривать при подготовке к очередному выступлению. С этой же целью необходимо включать тексты из первоисточников (или их фрагменты), дополнительные чертежи, рисунки, таблицы, подробные математические выкладки и вычисления. «Дневник», собственно, представляет собой журнал, куда заносятся сведения о ходе научной работы, результаты текущего научного поиска, экспериментов, измерений, результаты библиотечного поиска. Он может содержать календарь поэтапного выполнения работы, а также любую другую информацию, которую исследователь считает важной для оценки проекта, если этот дневник требуется представить вместе с работой для какого-либо жюри.

2. Сопутствующие материалы

    Очень важным этапом является составление текста 10-минутного выступления на конференции, подготовка плакатов или компьютерной презентации. Естественно, докладчики могут использовать также различные макеты, оборудование, установки и т.п. В случае компьютерной презентации целесообразно в обычной ученической тетради сделать набросок видеоряда, тогда легче будет повторять свою работу и готовиться к выступлению в любых условиях, включая дальнюю поездку.

    При участии в конкурсах высокого уровня следует подготовить отзывы и рецензии на исследовательскую работу; рекомендации; справки о внедрении или использовании результатов, полученных в данном исследовании, справки об эксплуатации авторского устройства; другие сведения, характеризующие творческую направленность деятельности автора работы, представленной на конкурс.

    В системе дополнительного образования по окончании учебного года готовится общий отчёт по всем исследовательским работам, ведущимся под руководством данного педагога, включая олимпиады, проходящие параллельно конференциям молодых исследователей. В нём содержится список учащихся, класс, названия работ с указанием их характера (реферат, исследовательский проект, теоретическое или экспериментальное исследование, исследовательская работа с элементами инновационных авторских разработок в теоретической или в практической части), а также – для каждого ученика – список конкурсов, конференций, выставок, отборов, тестирований, очных и заочных олимпиад (местного, регионального и всероссийского уровней), в которых он участвовал, с указанием результатов. Если это отчёт многопрофильной школы, то фамилия педагога, занимавшегося исследовательской деятельностью со своими учащимися, должна быть указана в дополнительной (8-й) колонке таблицы («ФИО руководителя»).

Нужно подчеркнуть важность участия школьников не только в презентациях своей исследовательской работы, но и в различных олимпиадах, тестированиях и конкурсах, проводимых, как правило, параллельно основным мероприятиям научных конференций молодых исследователей. Это связано с возможностью льготного поступления в вузы выпускников школ – победителей таких форумов, а также системой присуждения грантов.

Краткий отчёт о достижениях учащихся вашего учебного учреждения можно сделать в виде красивой таблицы и вывесить на стенде, где его смогут увидеть все учащиеся, а также вывесить рядом ксерокопии дипломов и медалей. Это даст неоценимый воспитательный эффект. Одни школьники будут горды своими результатами, их рейтинг в глазах товарищей вырастет, другие будут стремиться к достижению таких же или даже более значительных результатов, ведь в молодёжной среде неизбежно возникает соревнование.

Оригинальные типы проектов

Не обязательно посвящать исследовательские работы учащихся своему учебному предмету непосредственно, можно заняться сбором и изложением информации о деятельности учёных и педагогов, прославивших данный конкретный регион. Подобные исследования имеют огромное воспитательное значение. Тем более что собранные и обработанные материалы следует использовать в учебной и внеклассной деятельности, знакомить с ними как можно больше людей, в том числе и через местные средства массовой информации. Важным положительным моментом при организации такой исследовательской деятельности краеведческого характера является то, что дети видят примеры из жизни не абстрактных учёных, а людей, которые жили рядом, увлечённо занимались наукой, а возможно, и общественно-политической деятельностью. Школьники убеждаются, что имена таких сподвижников науки не забываются, что общество хранит память о них. Дети должны увидеть, что люди ценят вклад, который внесли эти учёные в копилку знаний. И конечно, любому человеку приходиться переживать и взлёты, и падения. Но именно такие люди обычно обладают большим упорством и силой духа, что позволяет им добиваться поставленных целей. Это ли не прекрасный пример для молодёжи?

Тема: «К 90-летию со дня рождения Николая Васильевича Сиукаева, физика и популяризатора естественных наук, преподававшего в Северо-Осетинском государственном университете».

(20.12.1916–07.05.1998)

Николай Васильевич родился в крестьянской семье в Южной Осетии. С юности он мечтал о звёздах и хотел разгадать тайны Вселенной. Он много и охотно учился: в семилетке, на рабфаке, в Юго-Осетинском пединституте. В 1935 г. Н.В.Сиукаева пригласили работать в педагогический техникум г. Боржоми. Там он преподавал шесть предметов! Но в 1937 г. ему удалось продолжить учёбу на астрономическом отделении физического факультета Тбилисского университета. Планы будущего учёного прервала война. Окончив зенитно-артиллерийское училище, он в 1942 г. попал на Орловский фронт. Николай Васильевич храбро сражался с врагом. Шли тяжёлые бои. Построенный в Челябинске в сверхурочное время бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» сдерживал массированные удары авиации немецко-фашистских войск. В ходе ожесточённых боев зенитчики лейтенанта Сиукаева сбили два немецких самолёта, затем ещё три. Во время третьего налёта командир зенитного взвода Николай Сиукаев был ранен в ногу, однако ещё долго оставался в строю и отдавал команды. В 1943 г., тяжело раненный, он на костылях возвратился в родное село. К тому времени Николай Васильевич получил правительственные награды – медаль «За отвагу» и орден Отечественной войны I степени. Два года он работал счетоводом в колхозе, а после войны продолжил учёбу в университете – теперь на физика. Дело в том, что занятия астрономией требовали больших физических нагрузок и ночной работы в обсерваториях, а подорванное здоровье не давало такой возможности. Но всю жизнь учёный будет рассказывать обычным людям, далёким от науки, о великих законах окружающего их мира просто, понятно и доступно. Ещё на третьем курсе он написал свою первую книгу «Популярная астрономия».

Огромная заслуга Н.В.Сиукаева в деле популяризации научных знаний – создание словаря физических терминов на осетинском языке. Коренное сельское население в те годы не владело русским языком на уровне, позволяющем легко понимать научное изложение материала. Трудности испытывали как учителя национальных школ (в те времена в сёлах республики преподавание велось на осетинском языке), так и работники периодической печати и радиовещания. Поэтому в 1954 г. Николай Васильевич выпускает двуязычный «Словарь физических терминов». Пытаясь предоставить возможность получить знания жителям Осетии, учёный писал учебную и научно-популярную литературу по астрономии и физике на родном языке.

Но конечно, самый надёжный способ понять и по достоинству оценить вклад того или иного учёного в науку – это изучить его научные труды. А Николай Васильевич в полной мере обладал уникальным даром популярно и доходчиво излагать свою науку. Его монографии «Строение Вселенной», «Атмосферные явления», «Вселенная вокруг нас» и др. читаются с огромным интересом. Не оставался он равнодушным и к общественно-политическим событиям. Занимаясь в свободное время изучением сложного вопроса, связанного с историей Южной Осетии, не потерявшего своей актуальности по сей день, Сиукаев изложил своё видение проблемы в книге «Две трагедии Южной Осетии».

Одним из главных дел жизни учёного можно считать его работу по созданию коллектива единомышленников, так же одержимых наукой, как и он сам, на кафедре экспериментальной и теоретической физики нынешнего Северо-Осетинского госуниверситета. Путь в науке для Н.В.Сиукаева не был простым. В 1952 г. он окончил аспирантуру, но выбор темы для кандидатской диссертации оказался непростым. Когда нелёгкий и упорный труд по первоначально выбранной теме подходил к концу, выяснилось, что подобная тема уже разработана в диссертации немецкого учёного. Встал, как всегда, актуальный в науке вопрос приоритета. Тогда научные сотрудники Ленинградского физико-технического института им. академика А.Ф.Иоффе, учитывая научный опыт Николая Васильевича, предложили ему начать работать над проблемой получения фосфида индия, т.к. именно это вещество из-за трудностей технологии изготовления оставалось за пределами внимания других учёных, хотя приборы на его основе могут работать при повышенной температуре. На основе таких кристаллов можно было создать фотоэлементы, диоды, туннельные диоды и лазеры. Но вначале Николаю Васильевичу и его единомышленникам пришлось своими руками возводить стены помещения для камеры высокого давления, выполнять столярные работы, проводить в лабораторию газ и водопровод. Бестаев Мэлс, один из учеников Н.В.Сиукаева, вспоминает: «Свою лабораторию он создавал на голом месте. Реакция получения фосфида индия проходила в кварцевой ампуле, в условиях высокого давления паров фосфора. Очень часто ампулы взрывались. За особыми условиями технологического процесса необходимо было непрерывно следить, поэтому работали с 8 утра до глубокой ночи, причём Николай Васильевич никого из нас не заставлял, он просто нас увлёк своей идеей. Помню, в 1967 г. я работал даже в Новый год». Самоотверженный труд Николая Васильевича и его коллег-учеников – Р.Кундухова, Г.Ковалевской, С.Метревели – увенчался успехом. Они изобрели новый способ получения чистого фосфида индия: их кристалл в 10 раз превосходил по чистоте зарубежные образцы! Это было достигнуто в небольшой лаборатории вуза благодаря разработке нового метода очистки. Диссертацию Николая Васильевича «Получение кристаллов фосфида индия и исследование их электрических свойств» посчитали достойной присуждения степени не кандидата, а сразу доктора наук.

Как только в 1970 г. были опубликованы результаты исследований, сразу же пришли запросы из многих стран мира: Канады, Англии, США, Венгрии и др. Недаром Николая Васильевича называли «архитектором волшебных кристаллов», а его научная работа признана во всём мире. В 1971 г. доктор физматнаук профессор Н.В.Сиукаев был награждён орденом «Знак Почёта», а в 1973 г. ему присвоили звание заслуженного деятеля науки и техники Северо-Осетинской АССР. За десятилетия научной деятельности им было опубликовано более семидесяти научных работ. Это был человек, влюблённый в науку. И к этому же он призывал многонациональную молодёжь Осетии: «Вперёд, вперёд, молодёжь Осетии, к знаниям, к вершинам науки и техники!» При этом он хотел пробудить в новых поколениях чувство патриотизма и желание больших свершений на научном поприще. Вот его слова, обращённые к тем, кто приходит в науку: «Труд учёного – достояние всех народов. Каждый народ может воспользоваться его открытиями для улучшения своих жизненных условий. И в этом отношении наука интернациональна. Но, говоря о достижениях и жизненном пути гениального человека, всегда упоминают, представителем какой нации он является, какому народу снискал он славы».

Татьяна Ивановна Радченко родилась в старинном г. Полоцке в Белоруссии в семье офицера десантных войск Ивана Петровича Силаева. Он был призван в армию в годы войны, в возрасте 16 с половиной лет, и долгие годы проходил службу в различных родах войск, но практически всегда связанной с техникой: связь, артиллерия, самоходки, танки, автомобили. Именно поэтому Татьяне Ивановне с детства нравились физика и техника. В 1975 г. она окончила Северо-Осетинский госуниверситет, а теперь работает в СРШ № 26 и в Республиканском центре детского технического творчества. Татьяна Ивановна – Почётный работник общего образования РФ, Соросовский учитель, руководитель городского методического объединения учителей физики, член городского методического совета. Больше всего её интересует организация исследовательской деятельности с учащимися, чем она с успехом и занимается.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1» (МАОУ «СОШ № 1»)

Научно-практическая конференция

Исследовательских работ «Первые шаги в науке»

Вторая жизнь дерева

Исполнитель: Трегубова Изольда,

Ученица 2 «А» класса

МАОУ «СОШ № 1»

Г. Заводоуковск

Руководитель: Палаухина Ксения Владиславовна,

Учитель начальных классов МАОУ

«Заводоуковская средняя

Общеобразовательная школа № 1»

Заводоуковск – 2013 г.

^ Краткая аннотация

Исполнитель

Руководитель:

Лесные ресурсы нашей страны занимают четвёртую часть мировых лесных массивов. Лес – это «лёгкие нашей планеты». Так почему люди вырубают леса? Выяснилось, что в основном – из-за древесины. Из неё изготавливают мебель, делают бумагу и многое другое. Оказывается старые газеты и журналы можно сдавать в макулатуру, чтобы из них снова сделали бумагу. Это сбережёт многие деревья от вырубки.

Трудно представить школьника без тетрадей. На изготовление тетрадей требуется много бумаги, а бумага – древесина, вода, энергия, труд большого количества людей. Не все школьники понимают, как рационально использовать тетради.

Аннотация

к исследовательской работе научно-практической конференции «Первые шаги в науке»

по теме «Вторая жизнь дерева»

Исполнитель : Трегубова Изольда, ученица 2 «А» класса МАОУ «СОШ № 1» г. Заводоуковск

Руководитель: Палаухина Ксения Владиславовна, учитель начальных классов МАОУ «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1»

Деревья – это друзья человека. Не зря, людям нравится бывать в лесу, среди деревьев. Прогулки по лесу прибавляют нам здоровья

Целью работы является изучение структуру расходования школьных тетрадей учащимися 2 «А» класса МАОУ «СОШ №1» в процессе обучения, доказательство, что при экономном и вторичном использовании бумаги можно спасти деревья от вырубки.

Задачи исследования:

2. Провести социологический опрос среди учащихся 2 «А» класса, чтобы определить оптимальное

Количество тетрадей, необходимых для учёбы на год.

5. Осуществить расчеты.

Визуальные наблюдения;

Изучение литературы;

Предположение - результаты исследования могут быть полезны школьникам, учителям на уроках окружающего мира и технологии. Возможно, материалами исследования заинтересуются люди, которые захотят создать пункты приёма макулатуры в городе.

Введение……………………………………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретическая часть………..………………………………………………………………………5

1.1. Краткая история создания бумаги……………………………………………………………………..5

1.2. История создания тетрадей…………………………………………………………………………….6

1.3. Источники сырья для получения бумаги……………………………………………………………..7

Глава II. Практическая часть………………………..…………………………………………...………....8

2.1. Особенности деревьев Сибири, их высота и продолжительность жизни………………………….8

2.2. Потребности ученика в бумаге, вес учебных принадлежностей…………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………………………………….14

Библиография……………………………………………………………………………………………….15

Приложения…………………………………………………………………………………………………16

Введение

Лесные ресурсы нашей страны занимают четвёртую часть мировых лесных массивов. Лес – это и место отдыха для человека, и аптека, так как много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит, потому что содержит особые вещества - фитонциды - убивающие микробы. В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, грибы, чистая вода. Лес человека и обогреет дровами. Большинство вещей, окружающих нас сделано из дерева, которое растёт в лесу.

Лес – это «лёгкие нашей планеты» - 1 гектар леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода. Однажды в новостях я услышала такие тревожные факты, что в нашем крае значительно уменьшились площади земель, покрытых лесом, а по стране только за последние 5 лет лес истреблён на территории в 1млн 700тыс. гектаров.

Почему люди вырубают леса? Выяснилось, что в основном – из-за древесины. Из неё изготавливают мебель, делают бумагу и многое другое. Оказывается старые газеты и журналы можно сдавать в макулатуру, чтобы из них снова сделали бумагу. Это сбережёт многие деревья от вырубки. Мне стало интересно, а как я, школьник, могу заботиться о деревьях? Куда в моей семье и семьях моих одноклассников девают старые газеты, журналы, исписанные тетради? Что мы можем сделать, чтобы принять участие в сохранении природы на нашей планете? Эти вопросы отражают актуальность моего исследования.

Трудно представить школьника без тетрадей. На изготовление тетрадей требуется много бумаги, а бумага – древесина, вода, энергия, труд большого количества людей. Всегда ли школьники это понимают, всегда ли рационально используют тетради?

Целью работы является изучить структуру расходования школьных тетрадей учащимися 2 «А» класса нашей школы в процессе обучения, доказать, что при экономном и вторичном использовании бумаги мы спасаем деревья от вырубки.

Поставила перед собой задачи:

1. Познакомиться с историей создания бумаги и тетрадей.

2. Провести социологический опрос среди учащихся 2 «А» класса, чтобы определить оптимальное количество тетрадей, необходимых для учёбы на год.

4. Проанализировать полученные данные.

5. Осуществить расчеты.

Материалы и методы исследования:

Социологический опрос учащихся 2 «А» класса;

Визуальные наблюдения;

Изучение литературы;

Математические расчеты, анализ и обобщение полученных данных.

Предположим, что результаты нашего исследования могут быть полезны школьникам, учителям на уроках окружающего мира и технологии. Возможно, материалами исследования заинтересуются люди, которые захотят создать пункты приёма макулатуры в нашем городе.

Деревья называют живыми, потому что они имеют все признаки живого существа - дышат, питаются, растут, размножаются и умирают.

Деревья – это друзья человека. Не зря, людям нравится бывать в лесу, среди деревьев. Прогулки по лесу прибавляют нам здоровья.

^

Исполнитель : Трегубова Изольда, ученица 2 «А» класса МАОУ «СОШ № 1» г. Заводоуковск

Руководитель: Палаухина Ксения Владиславовна, учитель начальных классов МАОУ «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1»

^ Глава I. Теоретическая часть

1.1.Краткая история создания бумаги

Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Можно сказать, что бумага стала материальной основой всего, что создается умом человека. А между тем история и способы получения бумаги не совсем обычны и далеко не просты.

Само слово «бумага» произошло от итальянского bambagia и означает слово «хлопок». Бумага была изобретена впервые в Китае в 105году нашей эры Цай Лунем из бамбука, травы, старых тряпок. И до 1850 года бумагу делали из хлопка. В Европе она появилась сначала в Испании в 1100 году, в Германии – в 1390 году, в США – в 1690 году. Она изготовлялась вручную, маленькими партиями и ценилась очень дорого. В 1798 году была изобретена первая бумагоделательная машина. Изобрёл её парижанин Николас Льюис Роберт. В России первая бумажная фабрика появилась в 16 веке на реке Уче, в тридцати километрах от Москвы. Она проработала недолго, но в 1657 году построили другую на реке Яузе. Делали бумагу по образцу голландской, которая считалась тогда лучшей.

В настоящее время бумажную массу составляют древесина и другие богатые целлюлозой материалы. Получают из этой массы свыше 5000 сортов бумаги, которые обычно делят на три основных класса:

1.Собственно бумага, такие как обёрточная, гигиеническая, писчая, печатная,

2.Картон, используемый для бумажной тары, ящиков,

3.Строительный картон, например обои. (Приложение 1)

Технология бумаги достигла значительных успехов. Бумага занимает исключительное место в жизни людей. У нее было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент – все они в разные исторические эпохи служили людям в качестве материала для письма, для передачи столь ценимого-информации.

^ 1.2. История создания тетрадей

Тетрадь - носитель информации, предмет для произведения записей, состоящий из скреплённых листов белой бумаги. Листы, из которых состоит тетрадь, могут быть чистые, а также в клетку, в линейку или в косую линейку. В тетради (как правило ученической) могут быть расчерчены поля. Наиболее часто используют тетрадь учащиеся школ и студенты вузов. Тетради также часто используются в научной практике, но при этом называются лабораторными журналами. Некое подобие тетради представляет медицинская амбулаторная карта. (Приложение 2)

Начиная с VII века до н. э., сменив много различных носителей (свинцовые листы, костяные пластинки и т. д.), европейцы (греки, римляне) записывали информацию (текст, рисунки) на деревянных дощечках, покрытых слоем воска острой палочкой (стилусом). Записанное легко стиралось обратным тупым концом стилуса. Скреплялись такие дощечки по четыре штуки («тетра» в переводе с греческого - четыре, отсюда слово «тетрадь»). На одном из «образцов» античных «школьных тетрадей» твёрдой рукой учителя было начертано: «Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не выдрали». И ученик прилежно переписал эту мудрую мысль четыре раза.

По конструкции тетрадь очень схожа с брошюрой, то есть у неё имеется обложка, под которой находятся скрепленные вместе с обложкой листы. Листы сшиваются разнообразными способами.

Самые распространённые тетради - ученические. В основном используются в средних и высших учебных заведениях. Чаще всего имеют 12, 18, 24, 40, 46, 48, 60, 80, 96 листов. Размер листов ученических тетрадей для средней школы - половина формата Folio (6,5×8 дюймов). Бывают разлинованы «в клетку», «в линейку» и «в косую линейку».

Тетрадь небольшого размера называют записной книжкой.

Тетрадь с большим количеством страниц называют «общей тетрадью».

^ 1.3. Источники сырья для получения бумаги

Сырьем для бумажной массы служат древесина и другие богатые целлюлозой материалы. Нередко предприятия по производству целлюлозы и бумаги составляют одно целое. Перерабатывающие цеха или заводы превращают бумажную массу в бумагу и картон, из которых изготавливаются такие предметы, как конверты, вощеная бумага, упаковка для пищевых продуктов, наклейки, коробки и многое другое. (Приложение 3)

Бумага и картон могут изготавливаться из любого богатого целлюлозой материала. Все шире используется макулатура; предварительно из нее удаляются типографская краска и другие примеси. Затем ее обычно смешивают со свежей целлюлозой, чтобы придать дополнительную прочность на случай использования для изготовления более высоких сортов бумаги, например книжной; без обесцвечивания макулатуру используют главным образом при производстве картона для коробок и другой тары.

В некоторой степени используются также отходы тряпья, что позволяет получить высокосортную писчую бумагу, бумагу для облигаций и денежных знаков, пигментную бумагу и другие специальные ее виды. Грубый картон делается из соломенной целлюлозы. В специальных изделиях могут быть применены асбест и натуральные и синтетические волокна, такие, как лен, пенька, искусственный шелк, нейлон и стекло.

Поскольку бумага может быть сделана почти из любого волокнистого материала, существует много разнообразных методов получения бумажной массы, которые различаются в соответствии с требованиями к конечному продукту. Известны, однако, три основных процесса превращения древесины в бумажную массу: механический, химический и полухимический. Бревна, поступающие на завод в неочищенном виде, должны быть очищены от коры (окорены). Затем заготовка пропускается через рубильную машину, которая разрубает ее на куски размером 6–7 см (щепу), чтобы подготовить древесину к химической обработке (это не обязательно для получения бумажной массы механическим способом). Для этих целей подходят деревья от полутора метров и выше, даже все отходы от лесопиления.

После процесса производства бумага сматывается в роли или нарезается в форматные листы.

^ Исследовательская работа «Вторая жизнь дерева»

Исполнитель : Трегубова Изольда, ученица 2 «А» класса МАОУ «СОШ № 1» г. Заводоуковск

Руководитель: Палаухина Ксения Владиславовна, учитель начальных классов МАОУ «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1»

Глава II. Практическая часть

^ 2.1. Особенности деревьев Сибири, их высота и продолжительность жизни

Из литературных источников и личных наблюдений я выяснила, что преобладают на нашей территории хвойные породы деревьев. Наиболее распространены сосна обыкновенная и ель обыкновенная. В практической работе я хотела бы кратко охарактеризовать особенности деревьев Сибири. (Приложение 4)

Сосны – крупные деревья с желто-красной корой. У них гладкий ствол и раскидистая крона на макушке. Хвоинки длинные, расположены пучками по два или по пять. Она неприхотлива: растёт на песчаных, на каменистых, на торфянистых почвах, бедных питательными веществами. Легко переносит перепады температуры и влажности. Древесина её очень прочная и содержит много смолы. Поэтому используют сосну в строительстве, в мыловаренной, бумажной, резиновой, лакокрасочной промышленности. Также имеет и лечебное действие.

Сосна кедровая в народе получила название сибирский кедр. Хвоинки у этого дерева собраны в пучки по 5 штук. В больших шишках созревают вкусные семена – кедровые орешки. Кедр имеет могучий ствол и разлапистую крону. Для тайги это «хлебное» дерево, его орехами кормятся и птицы (кедровки, сороки, вороны, дятлы, синицы, поползни), и звери (белки, бурундуки, соболи и другие мелкие грызуны). Лакомится ими и медведь.

Ель – вечнозелёное дерево, хвоинки короткие расположены поодиночке. Даже в самый солнечный и жаркий день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Ветви ели образуют конусообразную форму. Ель тоже неприхотлива. Легко переносит и засуху, и мороз. Не выносит болотистые почвы. У неё удивительная древесина: мягкая, лёгкая и смолистая, она служит основным источником для изготовления бумаги. Изготовляют из ели мебель, и даже музыкальные инструменты – скрипки.

Лиственница – это хвойное дерево. Её называют королевой сибирских лесов. Хвоинки мягкие, узкие, осенью желтеют и опадают. Лиственница устойчива к морозам, выдерживает до -60 градусов, светолюбива. Хвоя – ценное витаминное сырьё, содержит большое количество витамина С. Древесина твёрдая, тяжёлая, не знает износа, тонет в воде, прекрасно сохраняется в почве или даже в воде. Северные народы издавна делали из неё сваи для мостов и избы. Из коры делают сырьё для окрашивания кожи. Из смолы получают вещества, которые применяют в виде пластырей при ревматизме.

Из лиственных пород наиболее любима в народе берёза. Дерево светолюбивое, хорошо переносит морозы до -50 градусов. Древесина у берёзы твёрдая, прочная, но быстро загнивает. Поэтому в строительстве применяют для внутренней отделки помещений, изготовляют фанеру, мебель, прочные лыжи. Целебными свойствами обладают молодые листья, нераскрывшиеся почки, гриб-чага – это нарост на коре берёзы. Из коры берёзы готовили различную домашнюю утварь, из листьев заготавливают веники на всю зиму. Считается, берёзовые веники – лучшее средство от простуды и разных болезней. Берёза – дерево-пионер, первым расселяется на местах вырубок и пожарищ.

А осину называют нянькой ели, поскольку готовит почву для неё, укрывает кроной менее выносливые еловые ростки. Древесина у неё мягкая, лёгкая, на ней мало сучков. Она не боится влаги. Поэтому из неё строят дома, изготовляют мебель.

Из всего прочитанного об особенностях деревьев нашего края можно сказать, что наиболее неприхотливы, легко приживаются такие деревья, как сосна, берёза, ель, осина. Также изучила высоту и продолжительность деревьев Сибири, и представила результаты изучения в виде таблицы. (Приложение 5)

В русской народной пословице говорится: «Срубить дерево – минута, а вырастить – года». Получается, что срубить дерево быстро, а вырастить её не хватит и 100 лет, то есть одной жизни человека может и не хватить. А человек за свою жизнь только в качестве бумаги тратит не одно дерево, а целых 20 деревьев. Бумажные отходы на человека в один год составляют 120 кг. С древних времён недаром говорится, что человек за свою жизнь должен построить дом, вырастить ребёнка и посадить дерево. Мы думаем, что эта поговорка очень подходит и к нам, современным людям.

^ 2.2. Потребности ученика в бумаге, вес учебных принадлежностей

Трудно вообразить существование человечества в целом и отдельной личности без возможности писать, без этого счастья передать другим то, что открылось твоей душе, уму, твоему народу, твоему времени, наконец. Как только была изобретена бумага, почти сразу же появилась и тетрадка.

В своей работе я решила узнать какое количество тетрадей необходимо иметь для успешной учёбы в году мне – ученице 2 «А» класса, и всего класса в целом. С этой целью я выяснила потребность в бумаге через вес учебных принадлежностей. Я учусь по общеобразовательной системе «2100», кроме обычных тетрадей по нашей программе запланированы тетради на печатной основе, причем их не одна, а две и более только по одному учебному предмету, кроме этого имеются учебники. Итак, я приступила к работе – разложила все тетради по учебным предметам на парту и начала узнавать вес каждой из них. Выяснилось, что в течение учебного года мне потребуются тетради: (Приложение 6)

* обычные рабочие тетради по русскому языку по 1 шт. на четверть – 4шт.

*обычные рабочие тетради по математике по 1 шт. на четверть - 4 шт.

* тетрадь для черновых работ - 2 шт.

Только тетрадей я потрачу 12 штук.

Кроме этого, мне понадобятся тетради на печатной основе:

* рабочая тетрадь по русскому языку

* тетрадь по чистописанию

* тетрадь для проверочных работ по русскому языку

* тетрадь для контрольных работ по математике

* тетрадь по литературному чтению

* рабочая тетрадь по окружающему миру

* тетрадь для проверочных и контрольных работ по окружающему миру

* тетрадь по технологии

* тетрадь по изобразительному искусству

*летняя тетрадь будущего третьеклассника

Также потребуются 2 альбома и 1 ученический дневник. Вес учебных принадлежностей я оформила в таблицу. (Приложение 6) По результатам видно, что для моего обучения в этом году понадобиться 2179 гр.бумаги (2кг179гр). Мой результат я умножила на количество учащихся в классе – 25 человек, и выяснила, что на класс нужно 54475 гр. Бумаги (54кг475гр), и это только тетрадей, а ведь есть еще и учебники.

Из современных сведений в Интернете я узнала, что для одного кг целлюлозы требуется 3 кг древесины. Значит, на наш класс приблизительно понадобятся 54475 гр х 3=163425 гр.(163 кг425 гр.) древесины (поскольку в состав бумаги входят клей, белая глина, другие химические вещества).

Саженцы среднего возраста от 5 до 10 лет весят 10-12 кг. Если даже разделить 163 кг. древесины на 12 кг, нужно высадить 13-14 деревьев.

Вот и получается, что человеку без деревьев не прожить. Они приносят нам пользу даже тогда, когда их срубают. Ведь потребление бумаги людьми растёт с каждым годом. Город, в котором живёт сто тысяч человек, выбрасывается ежегодно 4 миллиона тонн бумаги. А 1 тонна бумаги, изготовленная из макулатуры, сберегает 17 деревьев, тридцать тысяч литров воды.

Раньше, когда наши родители, бабушки и дедушки были школьниками, они собирали старые газеты, журналы, книги и сдавали в пункты приёма макулатуры. У них даже были соревнования между классами и школами, кто больше соберёт макулатуры.

А сколько деревьев мы с вами можем сберечь при бережном отношении, экономном использовании и сборе макулатуры? Наверное, много. Жаль, что этим никто не занимается!

Люди выбрасывают огромное количество бумаги, загрязняя окружающую среду, вместо того, чтобы использовать её ещё раз.

Я провела опрос среди одноклассников:


  1. Какие бумажные отходы есть в вашем доме?

  2. Как в вашей семье избавляются от макулатуры?
И поняла, что много макулатуры хранится в каждой семье и от этого много деревьев погибнет из-за того, что бумажные отходы не собираются, а выбрасываются и сжигаются. А ведь даже из бумажных отходов можно сделать полезные для дома вещи: плетёные корзинки, украшения, игрушки и многое другое.

В ходе исследования я выяснила, что макулатура используется в качестве вторичного сырья при производстве бумаги, упаковочного картона, а также кровельных, изоляционных и других строительных материалов.

Также меня заинтересовало, куда деваются неиспользованные школьниками тетради. Своим одноклассникам было предложено ответить на вопрос:

Как вы используете оставшиеся тетради?

Предлагала 5 вариантов ответов:

А) – оставляем на следующий учебный год;

Б) – используем для черновиков:

В) – отдаём младшим братьям или сестрам для рисования;

Г) – используем в неординарных целях;

Д) – сдаём на макулатуру.

Было опрошено 24 ученика. Полученные результаты оформила в таблице в количественном и процентном соотношении. (Приложение 7)

Проанализировав полученные ответы, выяснила, что:

Только 37,5 % купленных тетрадей используется в следующем учебном году;

25 % хороших тетрадей используют под черновики;

16,6 % тетрадей отходят младшими братьями и сестрами для рисования;

0 % тетрадей сдаётся в макулатуру.

Особенно меня заинтересовал ответ учащихся об использовании тетрадей в неординарных целях, ведь 20,8 % опрошенных выбрало именно этот вариант. Я попыталась выяснить, что под этим подразумевается. Мое внимание привлекли обычные школьные корзины для мусора, которые есть в каждом классном помещении в каждой российской школе. За один школьный день в мусорной корзине накапливается изрезанной, измятой, исписанной бумаги примерно на одну простую школьную тетрадь. А также не остался не замеченным вариант ответа, связанный с макулатурой.

Так как 100% учащихся класса ответили отрицательно, я задала дополнительный вопрос:

Если будет организован сбор макулатуры, примете ли вы участие?

Из 24 участвующих в опросе все ответили положительно.

Вот и получается, что каждый ученик, собирая и сдавая только школьные тетради в макулатуру, внес бы неоценимый вклад в сохранение леса. Что помогло бы сохранить часть леса от вырубки. К сожалению, в настоящее время школы не занимаются сбором макулатуры.

Раньше в стране собирали макулатуру и за счет переработки 2,3 миллионов тонн макулатуры экономили 160 миллионов м 3 древесного сырья.

Известно, что 1 тонна макулатуры сберегает от вырубки 17 больших деревьев. 28000 тонн бумаги, сдаваемой школами в среднем в год, сберегли бы 458354 деревьев. Это целый лесной массив. Подсчитано, что выработка бумаги из макулатуры (взамен древесины) уменьшает расход энергии и воды на 60%, одновременно снижаются на 60-70% загрязнения атмосферы и 13-14 % стоков бумажного производства.

А еще недавно прошли новогодние праздники. Сколько красивых сосен и ёлок украшали в эти дни наши квартиры. Но потом они все оказались на свалке. Оказывается не во всех странах елки и сосны попадают на свалки. Например, в Германии люди выставляют свои ёлки на обочины дорог, откуда их забирает спецтехника и отвозит на переработку. В Финляндии доставляют деревца либо в котельные, где их сжигают, либо на мебельные фабрики. Отличные из ели и сосны получаются табуретки! Что позволяет существенно экономить древесину и уменьшить вырубку лесов.

Заключение

Деревья окружают нас повсюду – в садах, лесах, парках. Летом мы отдыхаем в тени деревьев, осенью – любуемся красотой их листьев и собираем плоды, весной – радуемся первым листочкам. Каждому нужно помнить, что деревья не только украшают землю, но и дают нам продукты питания, дарят здоровье! Лишь рациональное использование природы в сочетании с любовью к каждому её проявлению, к её красоте даёт возможность обеспечить будущее нашей прекрасной Земли.

Никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием окружающей среды. Ежегодно загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов наносят хозяйству только нашей страны ущерб, оцениваемый в 50 млрд. рублей.

А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой вклад в дело охраны природы. Причём для этого совершенно не обязательно выезжать в лес, к реке, в поле. Ведь человечество пользуется природными ресурсами постоянно и везде. А вот всегда ли рационально?

В своей исследовательской работе попыталась доказать, что при экономном и вторичном использовании древесины и бумаги мы спасаем деревья от вырубки. В заключении хочется сказать, что:

- надо покупать строго определенное количество тетрадей, и докупать по мере использования (тогда будет более бережное отношение к тетрадям);

Учителям требовать от учащихся ведения тетрадей аккуратно и до последней страницы;

- нужно выпускать в стране специальные тетради для черновиков (из менее качественной бумаги);

В каждой школе организовать сбор макулатуры;

Возобновить сбор макулатуры в масштабах страны;

Организовать в средствах массовой информации работу по объяснению важности сбора макулатуры;

- привлечь ребят к озеленению и уходу за посаженными деревцами. Тогда никому не захочется ломать ветки, обдирать кору у своих питомцев.

Библиография


  1. С.А. Баландин «Природа Севера Земли», Полярная энциклопедия школьника.
Северные просторы, М. 2001г

  1. Н.Орлова «Я познаю мир», Детская энциклопедия М. Астрель 2000г.

Интернет-ресурсы:

http://kp.ru/daily/25621/788405/ - Об утилизации ёлок

Принимайте участие!

Среди задач с параметрами входящих в профильный ЕГЭ по математике можно выделить особый класс заданий, решить которые стандартными школьными приемами практически невозможно. Зачастую функции в левой и правой частях уравнения имеют принципиально разную природу, что не позволяет использовать аналитический подход. А сложный вид этих выражений делает проблематичным построение графиков. Выходом в данной ситуации может стать минимаксный метод решения задач с параметрами, который опирается на использование монотонности и ограниченности функций.

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Читайте новые статьи

Вопросом задаются многие, ведь так называемое "саммари" ("описание" с английского) может понадобиться как к статье, так и к программе или к какому-либо проекту. В зависимости от деталей к аннотации могут предъявляться особые требования. Их-то мы и рассмотрим.

Что такое аннотация

Как уже было сказано чуть выше, аннотация - это описание. Это слово произошло от латинского аналога, обозначающего "замечание". Вот почему еще одной дефиницией аннотации считается краткая характеристика.

Как написать аннотацию

Итак, вы уже сделали какую-то письменную работу. Теперь ее нужно грамотно оформить. Как написать к работе аннотацию? Сейчас вы поймете, что это совершенно не является проблемой. Главное, придерживаться основных правил и следующих советов:

  • включайте характеристику основной темы;
  • пишите кратко и по существу;
  • выделяйте главное;
  • расскажите суть работы, не вдаваясь в ключевые подробности;
  • заинтригуйте.

Что нужно знать перед тем, как написать аннотацию

Как человека встречают по одежке, так и научную статью встречают по аннотации. Ее задача - показать, что автор умеет систематизировать и анализировать информацию, а также кратко, слаженно и понятно ее излагать. Как написать аннотацию к статье так, чтобы работа выглядела как можно более презентабельно?

  • В данной статье аргументируется...
  • Статья знакомит с исследованием...
  • Особое внимание акцентируется на...
  • Выделяются и описываются характерные особенности...
  • Актуальность данной статьи в том...
  • Автор прослеживает становление...
  • Предоставлено обоснование того...
  • Изложены взгляды на...

Важно в аннотации подчеркнуть, в чем состоит новаторство работы, чем она выделяется среди других, почему с ней стоит ознакомиться.

Примеры

Рассмотрим пример, как написать аннотацию к статье (работа содержит проекты космических лифтов):

"Данная работа является анализом последних достижений в области космической аэротехники. Систематизированы возможные проекты разработок космических лифтов. На основании этих данных приведены достоинства и недостатки каждой из моделей".

Аннотация к экономической статье:

"Статья знакомит с исследованием в области госфинансирования и госзакупок. Предложена реорганизация данного процесса. Выводы сделаны на основе анализа финансирования системы образования и здравоохранения таких государств, как США, Британия и Корея. Проведено сравнение экономических реформ Российской Федерации и указанных стран. Особое внимание уделено взаимосвязи между экономическими процессами в России и ее менталитетом".

К проекту

На самом деле, то, как написать аннотацию к проекту, не слишком отличается от того, как сочинить саммари к научной статье. В обоих случаях обязательным условием является новаторство. Значит, в аннотации, прежде всего, должно быть указано, что нового привнес автор своей работой. Различие же состоит в том, что аннотация к проекту обычно масштабнее и объемнее, чем к статье.

Аннотации пишется в том же стиле, каким выполнялась работа. В ней должно быть четко и сухо изложена вся информация. Для проекта это означает следующее:

  • указать тему;
  • суть проекта - цель его написания;
  • какие проблемы анализирует, на чем акцентирует внимание;
  • каковы результаты проведенного исследования/анализа;
  • выводы, исходя из проделанной работы.

Пример

Так как проекты могут быть совершенно разными, аннотации к ним тоже могут весьма отличаться. Для того чтобы знать, как правильно написать аннотацию, лучше рассмотреть парочку примеров.

Пример для экономического проекта:

  • Задача проекта: формирование экспериментального продукта, позволяющего увеличить степень состоятельности жителей района.
  • Представить новое банковское обслуживание с учетом спроса и внедрения технологических процессов.

Проблематика проекта:

  • Профессиональная деятельность в финансовой сфере.
  • Анализ данных и практика предоставления услуг банком в качестве базы для приобретения опыта
  • Обобщение и формирование подведенных итогов в отчетной форме.
  • Собрать и классифицировать типы услуг банка для жителей.
  • Исходя из проведенного анкетирования, сделать выводы по поводу необходимости банковского обслуживания в том или ином регионе.
  • Выявить недостатки настоящего подхода.

Завершение проекта:

  • В качестве результатов проекта исследовательская группа представляет отчет о проделанной работе с указанием итогов и выводов.
  • Каждый из членов команды демонстрирует собственные соображения по поводу банковского обслуживания, согласуя их с лидером группы.

Пример аннотации к курсовому проекту:

"Целью курсового проектирования было, прежде всего, составление программы, удобной для пользования ею простым обывателем.

Программа составлялась согласно требованиям, изложенным в задании курсового проектирования, пожеланиям преподавателя и логическим выводам по применению этой программы последующим пользователем.

Не менее важной целью курсового проектирования была отшлифовка навыков студента как будущего программиста на языке С++, развитие его понимания требований и пожеланий потенциальных заказчиков, умение мыслить логически и работать в обозначенные сроки.

При решении представленной задачи был использован пакет программ BorlandC++Builder6Full .

Поэтапно была разработана каждая из частей программы:

  • ввод необходимых строковых переменных в соответствующие поля;
  • описание работы кнопок редактирования, перевода, выхода и добавления нового слова;
  • обозначение условий для вывода перевода введенного слова, указание полей, куда выводится перевод;
  • кроме того, программа привязана к двум текстовым файлам, содержащим список английских и русских слов в соответствующем порядке, существует возможность расширения списков с помощью этой же программы.

В пакете программ BorlandC++Builder6Full была разработана форма диалогового окна, определена цель каждой из кнопок и окон ввода/вывода на этой форме.

В результате была составлена программа, которая переводит введенное пользователем слово или выдает сообщение о том, что такого слова нет в базе. Пользователь имеет право добавить его сам или не добавлять (по выбору). В разработке программы учтены возможные случаи ввода более одного слова в разном порядке".

К программе

Под программой в данном случае понимается образовательный план, то есть рабочая программа к дисциплине. Из этого возникает вопрос: как написать аннотацию к программе?

Она должна содержать:

  • нормативные документы, согласно которым она составлена;
  • цель учебной дисциплины, и сколько часов на нее выделено;
  • распределение по темам или список основных разделов;
  • каким образом проводится аттестация, как часто, в какое время.

Важный момент: составитель такой аннотации не указывается. Также необходимо разграничивать понятия и краткого содержания. Первое больше по объему.

Выводы

В статье рассмотрено, как написать аннотацию к статье, проекту и программе. Составляя любое описание, следует помнить о том, что означает аннотация. По существу, она является ответом на вопрос, что представляет собой тот документ, к которому она писалась. А значит, в ней нет места пустым рассуждениям "не по делу", а есть только сухое и краткое изложение фактов.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...