Стишок да и нет не говорить. К вам приехала Мадам: игры нашего детства. К чему снятся кошки

Одна из самых популярных посиделочных игр, особенно распространенных в городской среде. Фиксировалась этнографами, фольклористами повсеместно как в XIX, так и в XX веке.

Суть игры состоит в том, чтобы испытать человека на внимание, на точность употребления слова.

Все играющие садятся в кружок, внутри которого свободно перемещается ведущий. Он должен быть человеком находчивым, остроумным, реактивным. Его задача — заставить играющих ошибиться и заплатить штраф (фант).

Игра идет в виде диалога ведущего со всеми его участниками по очереди. Диалог открывается присказкой ведущего: «Знайте, кто не знал: скоро будет бал. Барин прислал сто рублей денег, голик да веник, просил на балу черного с белым не носить, «да» и «нет» не говорить, не смеяться, не улыбаться. Вы поедете на бал?» Последний вопрос он обращает к конкретному собеседнику. Тот отвечает, стараясь выполнить поставленные условия, то есть ответить так, чтобы не улыбнуться, не засмеяться, не сказать «да» и «нет» и т. д. На поставленный вопрос он отвечает, например, так: «Поеду». Диалог продолжается.

— Да, поедете?
— Поеду.
— Какая на вас будет шляпа?
— Синяя.
— Какая синяя? Наверно, белая.
— Зеленая.
— Какая зеленая? Да она вовсе черная.
— Голубая.
— Вот как, голубая? Шляпа-то голубая? Да посмотрите, можно ли ее назвать голубой? Совершенно белая!
— Нет, не белая, а черная.

Попался! Сказал три запретных слова: нет, белая, черная. Провинившийся отдает фант и выбывает из дальнейшего разговора.

Другого собеседника ведущий провоцирует на ошибку такими словами:

— Есть ли у тебя рога?
— Есть.
— Неужели есть?
— Имею.
— Так, стало быть, и хвост у тебя есть?
— Хвоста не имею.
— Хвоста нет, а рога есть; так кто же ты такой?
— Человек.
— Нет, не человек, а без хвоста животное с рогами.
— Нет, человек!
И этот попался.

Ведущий для достижения успеха использует несколько приемов психологического или логического порядка. Он утрирует, доводит ответы собеседника до абсурда: например, чтобы не сказать про цвет вечернего фрака (смокинга) «черный», опрашиваемый вывертывается и говорит: «Голубой». Ведущий цепляется к этому и пыта- I ется сыграть на алогизме: «Черный фрак — голубой? Голубой черный фрак, да?». Если опрашиваемый не клюнул на этот прием, не сказал ни «черный», ни «да», ведущий меняет тактику и, как бы продолжая логику опрашиваемого, предлагает совершенно невероятный цвет фрака, например, «сизо-буро-малиновый с белыми блестками».

Потерявший бдительность собеседник совершенно неожиданно для себя соглашается:

А если все-таки не поддался на удочку на этом этапе разговора и сказал по-прежнему «Голубой», ведущий загоняет его в тупик таким образом: «Голубой?»— «Голубой!» — «Голубой-сизо?» — «Сизо».— «Сизо-буро?..» — «Сизо-буро».— «Малиновый?» — «Малиновый».— «С блестками?» — «С блестками!» — «Белыми?» — «Белыми». Попался!

Ведущему быть в его должности очень сложно, но и почетно. Поэтому в конце игры , когда собраны почти со всех фантики, когда оставшиеся «некупленными» один-два игрока выступят в роли оракулов, определяющих характер выкупа фанта каждым из провинившихся, когда все выступят со своими номерами (в качестве выкупа фанта могут стать пение, танец, рассказывание анекдота, смешные действия, поцелуи и т. п.), тогда играющие оценивают ведущего и оставляют, если его работа понравилась, на следующий цикл игры или выбирают из своего круга человека, который либо наиболее остроумно вел диалог, либо талантливо «выкупил» фантик. Играют, пока не надоест.

Мой племянник, которому скоро исполнится пять лет, каждый день занят играми, которые для меня, девочки из СССР, не понятны. Он гоняет каких-то монстров из Космоса, заставляет бабушку плыть на воображаемой лодке, делает из пластилина световые мечи и превращается в какого-то Бакугана. Старший племяш все время висит в планшете, рыбачит там и играет в гоночные игры, а в свободное время зависает в Одноклассниках. Ему, к слову, всего 9 лет.

Оглядываясь назад, в свое прошлое, я понимаю, что не смотря на все эти апгрейды и новых персонажей, которые подарила нам современность, мое детство было куда интереснее и практичнее. В нем каждая игра была призвана подготовить меня к взрослой жизни, научить чему-то значимому и полезному.

Сегодня я решила вспомнить самые популярные занятия моего безоблачного детства, в которые, как мне кажется, играли и вы, и с удовольствием сейчас освежите эти воспоминания. Тем более, что за каждой из них, как оказалось, скрывается самая настоящая взрослая реальность.

1. К вам приехала Мадам, или Вы поедете на бал?

Правила игры: берется компания из пяти-семи человек: чем больше, тем интереснее. Ведущий говорит каждому из игроков по очереди: «К вам приехала мадам, привезла вам чемодан. В чемодане сто рублей и записка. Вам велели не смеяться, губы бантиком не делать, «да» и «нет» не говорить, черное с белым не носить. Вы поедете на бал?»
Интрига в том, что вы должны ответить так, чтобы не нарушать правила пресловутой Мадам — иначе, вы первым вылетите из игры. И повторяться нельзя ни разу. Поэтому вы покупаете красное платье, утверждаете, что оно вам идет, стараясь не смеяться в этом момент и не отвечать на каверзные вопросы ведущего: «да» или «Нет».

Вся фишка в том, что чем больше слов и синонимов вы знаете, тем больше существует вероятность того, что на бал вас все-таки пустят. Мне кажется, эта простая, но забавная игра подготовила нас к тому, чтобы уметь выкрутиться из любой, самой сложной истории.

Нарушили правила дорожного движения и вас остановил полицейский? Старайтесь не говорить ни «да», ни «нет», не отдавать свои водительские права и не улыбаться во весь рот. Опоздали на работу, а строгий начальник припер вас к стенке с каверзными вопросами? И вновь Мадам поможет вам найти выход из сложной ситуации — помни правила, что ты не носишь ни черного, ни белого, а самое главное — опаздываешь, потому что только вернулся «с бала».

2. «Заяц, Заяц! Сколько время? Я спешу на День рождения!»

Правила игры: играют как минимум три человека, иначе образность и интересность игры теряется. Водящий «обзывается» Зайцем, добежать до которого остальным необходимо, как можно быстрее. Для этого участники отходят от ведущего на далекое, но равное расстояние, а сам Заяц становится к ним спиной, чтобы быть беспристрастным водящим. Все по очереди задают ему вопрос: «Заяц-Заяц, сколько время? Я спешу на день рожденья», а он, не глядя на участника, называет расстояние, которое тот должен преодолеть.

Только единицы измерения при этом довольно условны: три гигантских шага — на весь размах ноги, лилипутские шажочки, в которых пятка одной ноги должна быть поставлена сразу перед носком другой; муравьиные — маленькие шаги на носочках, и даже утиные, когда вы передвигаетесь к Зайцу вприсядку. Кто первым дошел, то и в шоколаде.

Эта игра научила нас ценить время, которого так не хватает во взрослой жизни: полный цейтнот, когда вы спешите на работу, в магазин, по делам с ребенком — наши шаги действительно похожи на утиные или муравьиные, особенно, если несем мы на себе при этом кипу пакетов из супермаркета. А тот пресловутый Заяц, который смотрит на нас сверху, твердит, не поворачивая головы: «Три лилипутских шажочка — и точка!». Его ваша спешка и проблемы не интересуют.

3. «Кондалы — раскованы!»

Правила игры: команда из 10-20 человек разбивается на две группы, которые становятся плотной шеренгой друг напротив друга, крепко взявшись за руки. Первая «стенка» кричит хором: «Кондалы!», а вторая отвечает: «Закованы! Раскуйте нас!», и вновь слышатся: «Кем из нас?».

Те, кто пытается удержать наступление врага, выбирают из соседней команды одного самого слабого участника, поскольку если тот с разбегу не сможет разбить крепкую и цепкую связь руками, остается в плену. Если же ему удается прорвать цепочку, то он забирает к себе команду одного человека, ее разорвавшего. Продолжается такая игра до того момента, пока в одной из команд не останется всего один человек.

Скажу сразу — я эту игру с детства не любила, потому что до девятого класса была маленькой, слабенькой девочкой, которая со всей своей силы разбегалась муравьиными шагами в сторону противников с надеждой на то, что сможет разбить крепкую цепь, но каждый раз «повисала» на них, как сосиска на турнике. Да и то, что меня, как отличницу, не очень любили одноклассники и брали в игру только для количества, чаще всего оставаться "последним из Могикан" получалось именно у меня. Все смеялись и показывали пальцем в мою сторону, а я навсегда запомнила: не можешь взять силой — возьми умом или хитростью. Кстати, именно это помогло мне завоевать авторитет среди всего класса.

4. Горячая картошка

Правила игры: все становятся в шеренгу, в то время, как ведущий начинает по-очереди кидать участникам мяч. Каждый раз при этом он произносит одно слово-предмет: ручка, молоко, стакан, тумбочка, какашка. Если оно означает съедобный предмет, то тот, кому бросается мяч, должен его поймать, если не съедобное, то оттолкнуть его от себя. Если же участник ловит мяч в тот момент, когда ему крикнули: «левая нога» или «мышиный пепел», то он проиграл и должен поменяется с ведущим местами.

Если подсчитать, сколько раз я съедала те самые мышиные какашки, голову вороны и шерсть свиньи, то вы поймете, что в мою сторону броски с несъедобными вещами повторялись довольно часто. Это вообще прерогатива сильных — унижать слабых и глумиться над ними под общий смех толпы. Правда, иногда мне все же удавалось угадать хитрый план ведущего, и я отбивала непритязательные предметы от своего желудка и авторитета. Но на будущее запомнила — семь раз отмерь, один отрежь, и внимательно слушай, что тебе говорят. Иначе, сможешь пропустить самое важное.

5. Секретики

Правила игры: нужно выкопать в тайном месте глубокую ямку, и наполнить ее самыми драгоценными вещами, что у тебя есть — обертками от конфет, бусинками, значками, монетками. В общем, всем тем, что составляет большую ценность для маленького ребенка. Потом надо закрыть свой «секретик» стеклышком, запомнить место, и придти к нему на следующий день. Если клад цел, то значит, богатство у тебя будет в будущей жизни.

Мальчишки, которые наблюдали за девочками, закапывающими в землю секретики, очень часто разрывали их, разоряя наш клад, и забирали все ценности себе. Может быть поэтому обрести баснословные деньги во взрослой жизни не получилось ни у одной из тех, кто их делал.

6. Похороны воробья

Правила игры: нужно было насобирать во дворе мертвых кузнечиков, бабочек и жучков, и выкопать для каждого из них ямку. Всем двором мы занимались только тем, чтобы доставить на наше импровизированное кладбище побольше «клиентов». Розыски без вести павших проводились тщательнейшим образом, а если таковых не было обнаружено, то мальчишки будто бы случайно давили жуков и бабочек, чтобы мини-кладбище не «закрыли» за ненадобностью. Особо ценным было найти какую-нибудь мертвую птичку, чтобы с почестями и слезами ее похоронить.

Готовые маленькие могилки осыпались цветами, листиками, огораживались решеткой из веток. Каждый день нужно было приходить на «кладбище» и отдавать почести павшим «героям». Глупости, конечно, но нам казалось, что таким образом мы поступаем не только правильно по отношению к окружающей природе, но и ведем себя, как самые настоящие взрослые.

7. Параша

Правила игры: очень просты. Водящий кидает в одного из участников каким-нибудь подозрительным предметом. Например, грязной половой тряпкой. А тот, в кого "параша" летит, непременно должен увернуться от позора. Если тряпка все же упала на вашу голову, знайте - вы теперь являетесь объектом для насмешек до той поры, пока не попадете в другого участника той же тряпкой.

Честно говоря, эту игру я никогда не любила. Хотя бы потому, что однажды половая тряпка упала мне на голову перед школьной дискотекой. Семялся весь класс и обзывал меня самыми нелицеприятными словами. Дело было в седьмом классе, я была худой "хвостатой" отличницей, и даже без помощи Параши со мной никто не хотел танцевать, а тут и вовсе позор на всю голову!

Между прочим, эта игра популярна и по сей день. По последним оценкам в Парашу играет около 120 000 детей российских детей. И возникает вопрос: почему Кондалы вымерли, Секретики стали не интересны, а Параша все еще живет?

8. Дочки-матери

Правила игры: нужно выпросить у родителей куклу-пупсика, которую ты начнешь растить, холить, лелеять и воспитывать. Вести себя, как самая настоящая мама: кормить дитя, поить, шлепать по попе за провинности и разучивать с ней веселые песни.

Такая игра нам вскоре наскучила. Хотя бы потому, что строить домики для дочери и мамы было занятием долгим и утомительным, и как только жилище было готово, интерес к игре быстро терялся. Мы с моим двоюродным братом нашли способ разнообразить скучную игру: моя дочка уже выросла и стала большой красивой девушкой. Она решила устроиться на работу к перспективному дяде-бизнесмену - секретаршей, разумеется.

В роли босса выступал зеленый мягкий Заяц, поскольку Кена у меня на тот период не было. Но самое интересное было то, что особой популярностью в нашей игре пользовалось собеседование: девушка приходила в офис к Зайцу, начинала рассказывать о своем богатом опыте работы, а пузатый зеленый шеф начинал к ней приставать. Мол, переспишь со мной - будет тебе работа.

Кукла, конечно, отбивалась от назойливых приставаний босса, но тот был сильным мужчиной и брал ее, не смотря на сопротивление. В принципе, на этом игра заканчивалась — ходить на работу девочке было стыдно, а Зайцу, который уже сорвал малинку, было с девочкой неинтересно.

Вспоминая сейчас эту сексуальную игру я поражаюсь другому: откуда в головах маленьких детей были такие странные сексуальные фантазии? Ведь могу сказать точно, что на тот период мы еще не знали, как точно происходило то самое приставание и остальные темные дела. Да и стыдно сейчас становится за это — как еще родители нас не раскусили в то время?

Маленькие, но весомые выводы

Конечно, веселых игр моего детства было очень много. Но я либо не могу вспомнить их названия, либо освежить в голове правила, по которым нужно было в них играть.

Резиночки, Казаки-разбойники, Вышибалы — все это тоже было моем далеком детстве, но очень редко. Бегала я плохо, партизаном была так себе, на резиночках прыгала с трудом, а игра в вышибалы добавляла мне еще больше синяков, ссадин и комплексов неполноценности.

В любом случае, это было прекрасное время и замечательная эпоха. Сейчас, глядя на детей во дворе, я чувствую себя доисторическим мамонтом, который еще помнит все эти игры каменного века. Они не популярны теперь, да и мало кто о них слышал в наше время.

Я — ребенок последнего поколения, выросший без мобильных телефонов, айпадов, компьютеров и роботов-трансформеров. Вместо «Наруто» я смотрела Попугая Кешу, Винни-Пуха и Котенка по имени Гав, а лучшими передача детства были «В гостях у сказки» и «Спокойной ночи, малыши». Но знаете, что самое главное — я ничуть об этом не жалею и даже по-особенному этим горжусь. По-крайней мере, мое детство было настоящим. А ваше?

Игра «Вы поедете на бал?»

Эта интеллектуально-словесная игра особенно популярна у девочек младшего школьного возраста и может послужить прекрасным развлечением для двоих-троих игроков. Суть ее правил заключается уже в самом присловье, которое произносит ведущий:

Да и нет не говорите,
Черное-белое не называйте.
Вы поедете на бал?

Дальше игрок вступает в диалог с ведущим, отвечая на вопросы: с кем поедет, в чем поедет, какого цвета будет смокинг и т.п. При этом ведущий будет стремиться «подловить» игрока, задав ему такой хитрый вопрос, чтобы тот нечаянно ответил «черный» или «белый», «да» или «нет». Если каверза удалась, игрок проигрывает.

Игра становится особенно интересной, если ведущий использует различные уловки: например, один за другим задает вопросы, на которые так и хочется ответить «Нет!», или после череды простых вопросов неожиданно переходит на провокационные.

В качестве примера приведем возможный диалог ведущего и игрока во время такой игры:
Ведущий: Да и нет не говорите,
Черное и белое не называйте.
Вы поедете на бал?
Игрок: Возможно.
Ведущий: Вы поедете в карете?
Игрок: Вероятно, в карете.
Ведущий: Что вы наденете на бал? Белое платье?
Игрок: Красное.
Ведущий: Вы возьмете с собой кавалера?
Игрок: Конечно, возьму.
Ведущий: А он вас любит?
Игрок: Да… Ой!

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Активная игра

От 2 до 3 игроков

Не регламентировано

Описание

“Вы поедете на бал?” – словесная игра, в основном подходящая для девочек. Второе название “Барышня – мадам”. Игра развивает мышление, учит следить за собственной речью и концентрировать свое внимание.

Правила

Выбирается тот, кто будет водить и он произносит следующие слова: “Да и нет не говорите, черное с белым не берите, вы поедете на бал?”. Отсюда и вытекают правила. Тот у кого спрашивают, не может отвечать “да” или “нет” и называть в ответ “черное” или “белое”. Задача водящего запутать отвечающего и задавать вопросы как можно быстрее, меняя интонацию. Или, например, сначала задавать вопросы не требующие таких ответов. Если отвечающий ошибся, то он становится водящим.

Для более продвинутых, есть усложненная версия со своими стишками:

– Барыня прислала 100 рублей
И коробочку соплей
“Да” и “нет” не говорить,
В черном-белом не ходить,
“Р” не выговаривать
Вы поедете на бал?

– Вам барышня прислала кусочек одеяла
Велела не смеяться,
Губки бантиком не делать,
“Да” и “нет” не говорить,
Черно с белым не носить.
Вы поедете на бал?

Вам барышня-мадам
Прикатила чемодан,
Велела не смеяться, не улыбаться,
Губки бантиком не делать, “да” и “нет” не говорить,
Черный с белым не носить.
Вы поедете на бал?

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...