Занятия психолога с ребенком аутистом 6 лет. Kоррекционные занятия для детей с аутизмом — стереотипные и сенсорные игры. Детские сады для детей с нарушениями умственного и физического развития

Светлана Кудаева
Стоит ли детям аутистам посещать детский сад?

Тема : Стоит ли детям аутистам посещать детский сад ?

1 Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности

Что такое аутизм ? Чем он страшен?

В последнее время в детских садах стало появляться всё больше и больше детей аутистов ,не все люди понимают, кто такие аутисты , имеют о них размытые представления. Родители спорят, стоит ли таким детям посещать детский сад ,. Давайте попробуем разобраться, что такое ранний детский аутизм , чем он опасен и лечится ли он и стоит ли этим детям посещать детский сад ?

Что же такое Аутизм ? Аутизм (от греческого – сам) – крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в собственный мир ощущений и переживаний.

Да, эти дети отличаются от других детей. Их взгляд "погружен в себя", речь монотонна или вовсе отсутствует, движения стереотипны. Сравнивать их не стоит с обычными детьми , они не хуже и не лучше, они особые дети, они другие…

Когда ребёнок- аутист ещё совсем маленький, некоторые родители начинают понимать, что с их ребёнком что-то не так, ребёнок безразличен к внешнему миру,он не устанавливает зрительный контакт, его взгляд направлен сквозь человека, он недостаточно привязан к родителям, безразличен к ним. Другие родители пытаются отогнать от себя эти мысли, успокаивают себя, что с их ребёнком всё в порядке, боятся идти к докторам. К сожалению, многие стараются не обращать на это внимания, да и врачи, не всегда вовремя диагностируют этот синдром.

И вот ребёнок подрастает, начинает посещать детский сад . Он отвлечен от всего, его не интересует чем заняты обычные дети, неинтересны игры, в которые они играют. Воспитателю сложно привлечь его внимание к игре и другим видам деятельности, особенно если это означает общение с миром. Ребенок остаётся равнодушным, не улыбается в ответ на улыбку взрослого. Его движения однообразны, в игре проявляется стереотипность, он повторяет одни и те же движения (пересыпает песок из руки в руку, подбрасывает игрушки, вертит куклу) . Игрушками он пользуется не по назначению. Дети аутисты любят играть с песком и сыпучим материалом,но игры заключаются не в строении куличей из песка, а пересыпании его.

В 3-4 года ребенок не играет с другими детьми, о себе обычно говорит во втором или в третьем лице,иногда его фразы вычурные и не соответствуют возрасту или речь его вовсе отсутствует

Движения аутичных детей угловатые , несоразмерные по амплитуде. Зачастую сложные движения он выполняет успешнее лёгких. У аутичных детей рано появляются страхи, ребенок боится определенных предметов и явлений (шум,электроприборы, мягкие игрушки, собаки, машины) перечень разнообразен. Страхи различны по своей природе,в одном случае причиной страха может быть звук, в другом световые воздействия. Реакция на страхи разнообразна (крик, плачь, ребёнок прячется, падает и лежит на полу.) Ребенку больше нравится быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается один без мамы или воспитателя.

2 Причины аутизма

Диагноз таким детям обычно ставится после двух лет. И тогда родители начинают задавать себе вопрос, почему это случилось именно с их ребёнком, пытаются найти ответ на вопрос можно ли было этого избежать?

Причина аутизма неизвестна , в большинстве случаев это наследственный фактор, нарушение развития мозга, хромосомные аномалии, однако при рождении все эти дети признаются нормальными.

3 Стоит или не стоит посещать детский сад ?

Теперь зададим вопрос и попробуем на него ответить, стоит ли таким детям посещать детские сады ? Ведь иногда создаётся впечатление, что им никто не нужен, им замечательно и комфортно находиться в одиночестве и общество им не нужно, они не нуждаются в посещении детских садов .

Это ошибочное мнение, на самом деле, это не совсем так, эти дети нуждаются в общении и обществе, они хотят, чтобы их поняли, но все знают, как правильно это сделать без вреда для ребёнка. Задача родителей и конечно же воспитателя, с которым он проводит почти весь день, помочь найти контакт с миром. А как же это сделать? Как добиться этого?

Существует много упражнений для коррекции поведения аутичных детей , но для того чтобы был результат их нужно регулярно выполнять, они должны быть частью жизни этих детей и их родителей. Нужно упорно работать и помнить, что аутичные дети , это медленные дети, не стоит их торопить и ждать результата в первые дни занятий. На это уходят месяцы, а порой даже годы и только упорные родители совместно с воспитателем могут добиться нужного результата.

- ребенокаутист ,как и другие нормальные дети индивидуален и это нужно учитывать при занятиях с ним, нужно учитывать специфические реакции ребенка, и уже на их основе, строить упорное обучение. Существуют случаи, когда дети аутисты , вырастая, работают по профессии. Ребёнок, который любит математику, увлечён цифрами, в будущем при упорной работе может стать бухгалтером.

Ребёнок аутист привязан к режиму и он болезненно реагируют на любые действия, выходящие за рамки обычных, поэтому нужно придерживаться постоянства, привычного для ребёнка;

Занятия должны проходить каждый день, конечно это трудно, но только это может дать положительный результат. Начинать нужно с малого, например, несколько минут в день и доводить постепенно до нескольких часов, естественно с перерывами;

Необходимо учить ребенка элементарным правилам безопасности. Эти дети имеют различные фобии и не могут замечать реальных угроз и опасностей : переходить улицу в положенном месте, не трогать горячие предметы руками, не совать в рот мелкие предметы и т. д. Если ребёнок будет знать слово «Стоп» , это убережёт его от некоторых видов опасностей.

Необходимо ограничивать этих детей от просмотра передач, мультиков и вообще необходимо ограничивать их в этом;

Ребёнку аутисту необходимо общество других детей. Он обязательно должен посещать детский сад , пусть не весь день, а хотя бы несколько часов ему будет достаточно.

Ребёнка следует отвлекать от стереотипных, хаотичных движений, как это сделать? С помощью танцев, упражнений, прыжков на месте;

Нужно как можно больше общаться с ребёнком, пусть он не будет отвечать, но он же будет слушать и запоминать, следует помнить что он нуждается в общении, даже больше, чем обычные дети;

Необходимо сделать ребёнку место, где он мог бы уединиться и побыть наедине со своими мыслями, где ему никто не сможет помешать;

Дети аутисты могут быть немотивированно агрессивными по отношению к людям и животным, поэтому следует, прежде чем завести домашнее животное, можно подарить ребёнку мягкую игрушку;

Нужно найти хорошего врача – психиатра для ребёнка. И желательно, чтобы он посещал одного специалиста , который будет знать особенности ребёнка, динамику его развития и благодаря этому сможет подобрать более точную терапию;

Отличный результат дает посещение с детьми различных центров для детей с аутизмом . Там можно получить информацию о методиках лечения и коррекции поведения.

Коррекционные методики, которые могут использовать родители и воспитатель :

В коррекции аутизма очень важна роль семьи. Родители должны быть заинтересованы в преемственности помощи своим детям и начинать нужно с дошкольного возраста, заканчивая достойным качеством жизни.

1. Нужно развивать у ребёнка тактильное восприятие, сделать это можно с помощью небольшой коробки, заполненной крупой, в которой будут спрятаны небольшие камушки или большие пуговички для начала их должно быть немного, постепенно количество их можно увеличить. Ребёнок должен их найти и извлечь. Коробку с крупой можно поменять на миску с водой, на дно которой можно положить монетки.

2. Детям с аутизмом нужно предлагать игры с водой, поскольку в большинстве случаев они обычно боятся воды. Занятия нужно начинать постепенно. Для начала можно немного намочить песок, постепенно песок должен становится, более влажным и на нем можно будет рисовать различные фигуры и линии.

3. Упражнение на развитие координации : переливание воды из чашки в чашку,по мере развития чашки нужно менять на более маленькие.

4. Лепка - одна из важнейших коррекционных методик : лепка очень хорошо развивает мелкую моторику и сенсорную чувствительность. Для лепки можно использовать обычный пластилин или массу для моделирования. Ребёнок раскатывает пластилин,лепит, делает шарики.

5. Нанизывание крупных бус на нитку. Постепенно крупные бусы можно заменить на более мелкие.

6. Дети аутисты очень любят складывать пазлы, их можно купить в магазине с крупными частями, а можно сделать их самостоятельно разрезав картинку на несколько частей, количество частей следует со временем увеличивать.

7. Для развития тактильных ощущений хорошо подойдут игры с различным материалом : наждачная бумага, шерсть, шёлк, обыкновенная бумага.

8. Переворачивание предметов, разложенных в ряд вот еще замечательное упражнение на моторику.

9. Пальчиковая гимнастика.

Схема занятий

Начинайте от простых упражнений переходя к более сложным. Для начала давайте упражнения, с которыми ребёнок будет с лёгкостью справляться, постепенно усложняя их. Это поможет ребёнку поверить в себя и свои силы. Занятия должны проходить следующим образом : 5 минут лепка, 5 минут пальчиковые игры, 5 минут танцы, затем перерыв и новый блок занятий.

Помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, изобретательности, систематичности.

Ребёнка-аутиста , нужно принимать таким, какой он есть, он не лучше и не хуже других детей, он просто другой…. Он особенный. Это самое главное правило!

Исходя из всего выше сказанного, ребёнок посещавший детский сад и вовремя получавший психолого- педагогическую помощь позволяют поддержать попытки ребёнка вступить в сложные отношения с миром,картина трудностей ребёнка с аутизмом к школьному возрасту значительно отличается от того получал ли он раннее специальную помощь. Удачи и терпения вам у вас обязательно всё получится, главное верить и трудиться!

Светлана Чеканова
Статья «Дети с ранним детским аутизмом в детском саду»

Чеканова С. Н. учитель - логопед МБДОУ №52 г. Старый Оскол

Ребенок с синдромом раннего детского аутизма (РДА)

в дошкольном образовательном учреждении.

Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду , во вспомогательной школе и в престижном лицее. В данной статье мне хочется представить практические рекомендации из опыта работы с аутичным ребенком . В первую очередь очень важна информированность общества о проблемах детского аутизма .

Наиболее яркие внешние проявления синдрома :

- аутизм как таковой , т. е. предельное, одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками;

Стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми : раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними : трясению, постукиванию, разрыванию, верчению;

Особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего – ее коммуникативной функции. Почти в половине случаев это проявляется как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и фраз). Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз) . Он не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения к нему, т. е. избегает речевого взаимодействия как такового. Ребенок практически не использует мимику и жесты.

В последнее время все чаще подчеркивается, что вокруг этого «чистого» клинического синдрома группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникации и социальной адаптации. Даже если у ребенка выявляются лишь некоторые характерные черты аутизма коррекционный подход будет аналогичным для аутизма и аутистичноподобного синдрома . Дети с аутистичноподобным синдромом и с аутизмом , как таковым, встречаются и в белгородском крае, такой случай не единичный.

Первые симптомы неблагополучия.

Так как аутичного ребенка можно выявить даже в массовой группе детского сада , на мой взгляд, педагогу необходимо иметь основные представления о психологических проявлениях неблагополучного развития. Ребенок недостаточно реагирует на обращения, трудно включается во взаимодействие, не подражает, его нелегко отвлечь от поглощающих его, не всегда понятных окружающим, занятий, переключить на другую деятельность. Он все больше начинает отличаться от своих сверстников, не стремится общаться с ними. К специфическим чертам, характерным для РДА (раннего детского аутизма ) относится и своеобразие эмоционального развития ребенка : прежде всего это повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям, непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности, неприятие очень ярких игрушек и т. п. Взрослому человеку практически не удается включиться в действия, поглощающие ребенка (шуршание пакетом, листание книги, игра с пальчиками, наблюдение за движением тени, созерцание орнамента обоев и др). Чем больше ребенок захвачен своими действиями, тем сильнее он будет противостоять попыткам взрослого вмешаться в его занятие. Отличительным признаком аутизма является избегание глазного контакта, который либо совсем невозможен, либо очень непродолжителен. Педагог может заметить трудности произвольной организации (сложности произвольного сосредоточения, привлечения внимания, ориентации на эмоциональную оценку взрослого) у ребенка с РДА, особенно в 2,5 – 3 года. Это может проявляться в следующих, наиболее характерных, тенденциях : 1) отсутствие, либо непостоянность отклика малыша на обращение, на собственное имя; 2) отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова; 3) невыраженность (отсутствие) подражания, а иногда – очень длительная задержка в его формировании; 4) слишком большая зависимость ребенка от влияния окружающего психического поля. К трем годам становятся все более заметными не только своеобразие и отставание в развитии речи, моторики, отсутствие внимания к близким, интереса к другим детям, избегание контакта с ними, трудности произвольного сосредоточения ребенка, но и особенности его поведения, которые могут превратиться в серьезные проблемы. Все чаще отмечаются проявления агрессии, самоагрессии, негативизм, страхи, непонятные влечения; усиливается выраженная стереотипность поведения. Если у ребенка наблюдаются даже некоторые специфические черты аутизма , его необходимо направить на консультацию к врачу психоневрологу или детскому психиатру , предварительно, как можно более корректно, объяснив родителям симптомы настораживающие педагога. Любому аутичному ребенку , даже с минимальными проявлениями аутистического синдрома , необходима индивидуальная помощь специалиста дошкольного учреждения (психолог, логопед, дефектолог) .

1. Эмоциональный комментарий всего, что происходит в течение дня. Используйте при этом обычные слова, движения и действия, оставайтесь естественны. Это поможет ребенку осмыслить происходящее, чувствовать себя комфортно в рамках повседневной жизни.

2. Воспитание самостоятельности требует специальной работы по запоминанию последовательности событий, которые происходят на протяжении дня, а также порядка действий в той или иной ситуации. В этом может помочь самодельная книжка – раскладушка, сделанная из картинок, нарисованных вместе с ребенком и отражающая основные режимные моменты (просыпание, умывание, одевание, завтрак, прогулка, отдых и др. Все картинки обязательно подписываются печатными буквами. В качестве расписания можно использовать фотографии ребенка за разными занятиями.

Проблемы поведения и возможности их разрешения.

Основные поведенческие проблемы аутичных детей- страхи , агрессия, самоагрессия, влечения, непреодолимая стереотипность и др.

Страх – проявляется в напряженной моторике, застывшей мимике лица, крике, в негативизме, физической самоагрессии. При возникновении страха нельзя пытаться разъяснять, чего ребенок испугался, говорить : «Не бойся!» , лучше предложить простой комментарий происходящего, подчеркнуть незначительность пугающего объекта. Самоагрессия – выражается в импульсивном кусании собственной руки, усилении стереотипных реакций. Причиной может быть повышенная активность взрослого в общении, изменение привычной обстановки, смена педагога. Практика показала, что самый хороший способ следующий : взрослый начинает сопереживать ребенку в унисон с ним, подбирая подходящие слова по ситуации. Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям – это стремление дергать за волосы, раздирать руку, вдавливаться в плечо взрослого. При появлении таких реакций мы используем следующий прием : нужно крепко обнять ребенка или, прижимая к себе, покачать. Нужно как можно больше тактильного контакта.

На семью, где есть ребенок аутист возложена очень ответственная роль. В нашей статье мы разберемся как помочь родителям правильно общаться и как заниматься с детьми аутистами.

Очень важно чтобы вы не отрицали действительность, не впадали в депрессию или уныние, когда узнаете о том, что ваш ребенок аутист. Нужно стараться не тратить время зря, а быстрее искать способы, которые могут помочь и родителям и ребенку адаптироваться в сложившейся ситуации и решить проблемы.

Аутизм - это нарушение развития головного мозга, при котором формируется сильный дефицит социального и психологического взаимодействия с окружающей средой, людьми.

Не смотря на то, что аутизм - это неизлечимое заболевание, существует много разных методик и занятий для детей аутистов. Чем раньше вы начнете действовать, тем продуктивнее будет результат. Дети в раннем детстве очень пластичны в плане эмоционального и психологического состояния, правильное и скорректированное воздействие в виде специальных игр и занятий поможет ребенку быстрее адаптироваться и принимать мир в комфортном свете. Для лучшего эффекта используется система мер, которая включает в себя медикаментозное лечение, физическую культуру, работу с психологами и педагогами и различные виды терапии.

Рассмотрим основные принципы проведения занятий с аутичными детьми, что необходимо сделать:

  • Индивидуально составить занятия в детском учреждении, где сначала будет проводиться просто знакомство с окружающей средой и остальными детьми.
Для детей аутистов попадание в новую незнакомую обстановку является огромным стрессом. Такому ребенку требуется большое количество времени чтобы привыкнуть к новому окружению и не пугаться его.
  • Наладить доверие и создать партнерские и дружеские отношения, чтобы малыш мог без опаски слушать и пытался лучше понимать что от него хотят. Важно общаться с ребенком аутистом на его языке, делать большое количество жестов, сильно мотать головой при ответе “да” или “нет”;
  • Уметь понимать, что ребенок “говорит”, когда он просто смотрит на вас. Многие дети аутисты не разговорчивы, они стремятся к уединению. Важно научиться понимать все жесты и взгляд малыша;
  • Стараться не смотреть прямо в глаза ребенку аутисту, так как это может восприниматься им как вторжение в личное пространство и вызовет лишние негативные эмоции или стресс;
  • Одно из самых главных правил в общении и при проведении занятий с такими детьми - это сохранять максимальное спокойствие. Чтобы у ребенка не было лишних стрессов, каких-то эмоциональных всплесков и потрясений. Малышу важно, чтобы он чувствовал, что находится в безопасном месте и спокойной обстановке.

Давайте более подробно поговорим о том как заниматься, если ребенок аутист. В современном мире существуют специальные центры и детские учреждения, для детей с диагнозом “аутизм”. Там как и в обычных детских садах и школах проводят стандартные занятия, которые заточены и скорректированы для детей с такими особенностями. Детей обучают грамоте, счету, художественному творчеству, развивают навыки общения, сенсорную интеграцию. Рассмотрим каждое занятие более подробно:

  • Развитие навыков общения проводится в виде игры. Детей просят сесть в круг для совместного времяпровождения, они могут петь, лепить, слушать различные истории педагога. Песни поются не простые, а которые будут взаимодействовать с движением частей тела. Взмахи руками, раскачивание головой и тому подобное;
  • Обучение грамоте и счету также чаще всего происходит в виде игры. Детей просят выстроить кубики в ряд и сосчитать их количество, разобрать предметы по цветам. Проводятся занятия с картинками, когда детям показывают карточки, а они называют и описывают то, что на них изображено;
  • Сенсорная интеграция. Это занятия, которые развивают и стимулируют различные органы чувств у ребенка. Они руками трогают предметы различных форм и поверхностей.
В домашних условиях можно тоже создать сенсорную комнату, где ребенок будет заниматься. Специалист подскажет как лучше это сделать и какие предметы там должны находиться.
  • Художественное творчество включает в себя занятия с пластилином, кинетическим песком, тестом. Дети стараются делать различные поделки с педагогами, также рисуют красками, фломастерами и карандашами.

Выбор детского сада. В какой детский сад отдать ребенка с аутизмом. Как подготовить ребенка. Как организовать общение и досуг особому ребенку. Наш опыт посещения детского садика.
Выбор детсого сада и обучения ребенка и его досуг очень важен. Заниматься дома хорошо, различные терапии и лечение улучшают состояние ребенка и в какой то момент назревает выбор садика. Ребенку нужен социум, а мамам передышка. Поделюсь своим опыт и мыслями на этот счет.

Не все дети с аутизмом готовы пойти в детский сад рано, не все смогут пойти на весь день. Но в какой то момент умения ребенка и его состояние улучшится настолько что вопрос садика встанет. Не так важно садик государственный, особый или частный или у ребенка есть регулярные постоянные занятия, все это поможет ему адаптироваться к жизни в обществе. Особенно хорошо если у особого ребенка есть как можно больше возможности находится рядом с нормо-детьми, здоровыми братьями-сестрами и ровесниками. Чем чаще — тем лучше!

Куда то ходить надо. Чем больше у ребенка общения, чем больше хорошего примера и правильных игр, тем лучше. Пробовать НАДО! Если вам дали детский сад, попробуйте в него походить. Идите на компромиссы: ходите на полдня, приносите свою еду, приводите и забирайте позже, пригласите тьютера…Не отказывайтесь от сада и не оправдывайтесь за особенности своего ребенка. Предупредите что ребенок с аутичными чертами, но не нагнетайте. Не думайте что в каждом садике вас захотят изжить, не думайте что все родители против. А воспитатели злыдни. Люди очень разные и дети разные.

НА ЗАМЕТКУ: всем своим страхам, опасениям, мыслям про садик скажите И ЧТО? Не будет кушать, не будет спать, не захочет есть — И ЧТО? Продолжайте до тех пор пока с легким сердцем не скажите себе НУ И ЧТО!

Может то что кажется вам аутичным и удручающим в своем ребенке, кажется другим вполне невинным, а некоторым даже милым или просто чудачеством. Большинство же просто не обратят внимания на чужого ребенка который капризничает, не понимает речь, строит высокие башенки или закрывает все двери в помещении… Проблема у нас в голове. У детей должен быть шанс ходить в обычный детский садик или частный детский сад. А сложности можно решать по мере их поступления!

ПЛЮСЫ ДЕТСКОГО САДА: Там есть режим и стабильность. Которых часто нет дома и которые так нравятся детям с аутизмом. Ребенок встает, кушает и занимается всегда в одно и то же время. К тому же десяток детей вокруг подаются положительный пример. То есть ПОКАЗЫВАЮТ что делать и как играть. Все дети в садике ведут себя НЕ ТАК как дома. Дети ведут себя по разному с разными людьми и с разными воспитателями. В компании других детей и суп «сладче» и фломастеры в разы интереснее. И понимание речи не так бросается в глаза, потому что ребенок может действовать по распорядку дня или примеру других. Рядом говорят и играют дети. И делают это ПРАВИЛЬНО.
В садике нет хауса. Одно занятие сменяет другое. День ото дня все повторяется, закрепляется и повторяется вновь. При этом есть разнообразность. НЕ СКУЧНО. Есть различные сенсорные впечатления, музыкальные занятия, занятия с логопедом или дефектологом, физкультура, прогулки, в некоторых садиках бассейн и другие дополнительные занятия. К детям приезжают спектакли и ставят концерты, проходят утренники. Там каждый день что то лепят, клеят, рисуют, штрихуют и учат….
Пусть не все это будет сразу доступно и интересно вашему ребенку. Но среда будет РАСПОЛАГАТЬ этому научится!

Как же подготовится и подготовить?

1. Все очень индивидуально и зависит от ребенка. Если ребенку плохо, он сильно в себе, не выходит на контакт даже с мамой, рано задумываться о садике. Если ребенку еще совсем не интересны дети или он их сильно сторонится, если его интересы к игрушками ограничиваются только разбрасыванием и перекладываниями. Надо немного отложить детский садик и продолжить начальные этапы коррекции: положительные эмоции, контакт с мамой, подбрасывания, подкидывания, щекотушки, совместные игры и тормошение ребенка. Разнообразие, контакт, эмоции!

2. Важно помочь изнутри и сделать ребенка более здоровым. Стоит проверить кишечное и иммунное состояние ребенка и помочь ему на физическом уровне. Ведь если все в порядке в организме, то и мотивации учиться и общаться намного больше! сделает ребенка не только более крепким к болезням в садике, но и поможет напитать весь организм и про стимулировать развитие как натуральный ноотроп.

3. Готовьте ребенка постепенно и заранее. Наращивайте время пребывания в различных игровых и развивайках. Используйте метод рука в руке. Если ребенок научится слушаться и выполнять просьбы мамы, его шанс на детский сад повысится. Основы или или вам в помощь. Проявляйте настойчивость и терпение. Ходите в гости к подружкам с детьми. Гуляйте больше на улице. Посещайте разные места ненадолго, но часто. Это поможет ребенку стать более гибким к новому и легче адаптироваться.

4. Постепенно, но настойчиво убирайте сенсорные проблемы. Какие то страхи ребенка, какие то странности. Чувствительность. Например чаще слушайте музыку, каждые несколько дней повышая громкость! Учитывайте сложности и сенсорные проблемы своего ребенка. Если его кожа слишком чувствительна купите самое мягкое белье и удобные футболки в садик. Но продолжайте дома растирать ребенка, поглаживать различными текстурами, делать массажи.

5. Самообслуживание и творчество. Если ребенок будет минимально обслуживать себя, это будет ПЛЮС огромный. Посвятите ближайшие месяцы перед походом в садик умению самостоятельно кушать, ходить на горшок, хоть что то одевать или снимать. А так же творчеству и умению сидеть за столом. Используйте различные игры, игрушки и материалы. Чем разнообразнее будут игры и занятия ребенка, тем легче ему и с ним будет в садике (можно использовать )

Мы готовили сына очень постепенно. Восстановили и укрепили контакт мама-ребенок. Научились работать и играть за столом, в том числе и немного занимались творчеством. Научились горшку(окончательно к 3 годам, до 4 ночью одевали памперс). Расширили и разнообразили игры как смогли. Ходили в гости и на площадки, посещали развивайки, рука в руке, мама+ребенок. Где я была ведущей, а ребенок сопротивлялся. Нанимали няню и подключали бабушку чтобы ребенок учился слушать других взрослых…Наш опыт будет подробнее описан ниже.

Чем можно помочь ребенку:
-приучить к шуму, гаму(включать музыку, детские голоса, детские песенки, посещать людные места, слушайте что то в наушниках)
-решить проблему с горшком(если уже есть 2,5 года), если вы решите ее сами, ребенку не будет лишнего стресса в саду
-научите ребенка немного творить(хоть что то калякать, рисовать, лепить, клеить), если он не будет убегать, бояться и орать во время занятий творчеством это будет большой плюс!
— приучайте своего ребенка к ДРУГИМ взрослым(бабушка, няня, папа, тьюттер)
— истерики и слово НЕТ. Мы истерили сильно и долго. Но нам очень помогла холдинг терапия. Я научилась говорить НЕТ, а ребенок успокаиваться, а мама УСПОКАИВАТЬ и НАСТАИВАТЬ. В садике многое будет нельзя и церемониться не будут.Тренируйте нервную систему своего ребенка дома! Говорите нет когда это важно и будьте последовательны. Если КОНЕЦ, то прекращаем. Если попробуй сам. То пробуем. Рука в руке. (эмоционально-волевая сфера формируется долго, но ее можно тренировать!) Будьте тверже там где это важно и последовательны в своих требованиях. Статья про истерики и борьбу с ними
— разнообразьте игры и интересы ребенка, желательно убрать мультики, тормошить и развлекать ребенка, стать как бы его ДОНОРОМ, в эмоциях и правильном поведении. Мама показывает, помогает и ХВАЛИТ ребенка!
— приучайте к детям. Детские площадки, утренники, дни рождения, игровые, батуты, песочница и двор. Частный садик, дети подружки или сестры. Не вместе. Но рядом. Желательно что бы дети были по-младше. 2-3 года. Или уже разумные и помогающие 5-9 лет.
— ставьте видео с детьми, используйте картинки детей (утренники, разминки, физкультура, обучающие видео с детьми, нам очень помогло)
— что бы у ребенка появилась мотивация к обучению и чему то новому помогайте ему изнутри! Если решить его физические и сенсорные проблемы развитие будет более СПОНТАННЫМ и стремительным!

Что говорить в садике. Если вы в садике толково объясните особенности и хитрости подхода к вашему ребенку, то ребенку будет намного проще. Как ребенок засыпает, как ест. Не спешите писать инструкцию. Пусть ребенок попробует. Вполне возможно в садике он научится делать многие вещи быстрее и по-другому. Но какие то особенности должны быть донесены до воспитателей сразу: то что ребенок не понимает речь, понимает ее ограниченно и только простую. Что бессмысленно его воспитывать, повышать голос, стыдить и выговаривать должно быть ОЧЕВИДНО воспитателям с первых дней. Чуть больше помощи, визуальной подсказки или лишнего напоминания. Похвалы, участия. Где то взять за руку. Где то посадить рядом. Это то что поможет особому ребенку!

Мелочи важны. Если вы чем то можете упростить жизнь своему ребенку сделайте это: обувь на липучках, которая легко одевается, удобная, простая. Шорты на резинках, футболка на размер полтора больше, носки тянущиеся. Я перешивала липучку вместо пуговиц даже на зимние штаны. Опрятный ребенок вызовет больше желания помочь и меньше претензий, ведь воспитатели тоже люди и к тому же женщины. Одевайте ребенка удобно и красиво. Носки в тон это такая мелочь, но радует глаз.

ДОСУГ И ОБУЧЕНИЕ ОСОБОГО РЕБЕНКА:
Если вашего ребенка еще или уже не берут в обычный детский садик. Ваш город маленький или вы не знаете где найти какие то занятия и обучение для особого ребенка. Вот вам несколько советов и направлений:

— научиться самой как то заниматься. Систематически и часто. Можно между делом или короткими сессиями, пользоваться подкреплением и едой и любимыми игрушками. Больше заниматься на руках, больше тормошить и больше улыбок. Цель развлечь, увлечь и научить через игру и эмоции! Список игр и занятий .
— просто как можно больше где то бывать. Как бы «таскать» везде ребенка. Придумывать разные маршруты, занятия, игры, ходить по бортикам, лужам, паркам, купаться, лазить, бегать, прыгать, смеяться, удивляться, улыбаться и наслаждать!

организовать КЛУБ, у нас это клуб «Ты не одна» у нас есть страничка в контакте. Мы там знакомимся. Собираемся на разные мероприятия, встречаемся с детьми и устраиваем девишники особых мам и отмечаем дни рождения, праздники. Общаемся, фотографируемся. С кем то дружимся ближе. Спрашиваем советов по логопедам или лекарствам. Такую группу может организовать любой! В своем городе, приглашать туда всех с особыми детками(разные диагнозы). Предлагать какой то совместный поход, досуг, поездку. Это колоссальная поддержка. И просто интересное времяпрепровождения. Ведь мы не одни со своей проблемой!

— организовать что то обучающее или полезное для своих деток. Музыкальные или физкультурные занятия или например иппотерапию
недалеко от дома. Если будет несколько желающих мам, то кони могут катать и в вашем школьном дворе. Мы организовывали «Мягкую школу»» сами. Договорились в школе на аренду малого зала. Одна из мам была тренером. Все остальные мамы были тьютерами своим детям и с пользой и весело проводили физкультурно-сенсорные занятия и упражнения, а также небольшие интересные игры. Помещение можно найти бесплатно и попросить оплатить спонсора(обратится в фонд, создать группу в соцсетях, попросить помощи у государства)!

— организовать центр для аутистов. Найти или снять
помещение. Нанять-обучить тьютеров. Или собираться мама-ребенок. И делать совместно музыкальные минутки, физкульт минутки, что то по сенсорике и общению, групповым играм, собака-терапию… Купить немного материала, музыкальных инструментов, скакалок, обручей.Кто то будет приводить свою обаку, кто то принесет утяжеленное одеяло, сшить парашют и катать детей в одеяле. Вместе веселее, интереснее, полезнее!

каждая из нас может найти в интернете себе подругу, общаться по душам, встречаться или часто переписываться. Делиться теме мелочами что тревожат, не копить! Делиться теми маленькими успехами которые никому не понятны кроме особой мамы. Радоваться успехам своего ребенка и обсуждать новинки и терапии и искать вместе новые возможности.

ВАЖНО: в общении таких же детей и особенно МАМ вы найдете некий ПОКОЙ. Вам не нужно будет оправдываться и одергивать ребенка. Ваш ребенок особенный. Но среди других детей с похожими проблемами вы будете чувствовать себя лучше. Получите и новые знания, советы. И адекватно сможете оценить своего ребенка. Ведь есть дети которым хуже. И есть мамы которым в разы ТРУДНЕЕ! Каждый из вас любит своего ребенка таким какой он есть! И каждая без слов понимает другую маму! Чей то опыт полезнее всего. И чье то понимание! Вы можете сами открыть, создать, придумать, организовать СЕБЕ такой досуг и общение!

НА ЗАМЕТКУ: Наши детки пришли к нам не зря, они многому нас учат, многие из моих знакомых нашли свое призвание или нашли новые места применения своих способностей: кто то стал профессиональным АБА-логопедом, кто то организатором мероприятий для особых деток, кто то пишет статьи и ведет блог, кто то открыл садик для аутистов, кто то увлекся витаминами и диетой и помогает другим начать, кто то шьет утяжеленные одеяла, кто то отвоевывает права аутистов в гос структурах. Кто то завел лабрадора и помогает всем другим деткам пообщаться и поиграть с собакой, кто то посещает семинары по сенсорной интеграции и собирается открыть центр…Кто то умеет рисовать или играть на пианино и теперь может обучать всех особых деток. А одна моя знакомая специализируется теперь на вкусных безглютеновых, натуральных тортиках! Может быть и у Вас есть интересы и новое призвание?

ИТАК. Готовьте ребенка разносторонне, приучайте к детям,шумным местам, изменениям в жизни. Убирайте его основные проблемы будь то пищеварение или сенсорные перегрузки. Помогайте изнутри. Ищите детский садик или частный сад, организовывайте свои мероприятия или досуг. У ВАС ЕСТЬ ВЫБОР.

НАШ ОПЫТ:

Мы начали ходить в муниципальный детский сад когда еще не знали диагноз. Нам дали садик в 1,4, тогда я думала, что мой ребенок обычный. Мой сын был не готов, я тянула с садиком, попросила у заведующей небольшой отсрочки и вышли мы только в 1,9…Ребенок привыкал трудно. Грустил, плакал, отличался… На нас тут же посыпались жалобы: горшок, слезы, поведение, играет в одиночестве, отстает, не умеет, не учится…. Нам намекали что ребенком надо бы и позаниматься. И так как я не знала почему ребенок ТАК отстает и почему такой странный, то нам пришлось трудно. К Максиму предъявляли множество требований. Мое воспитания и попытки его обучить горшку и речи не увенчались успехом, на что мне регулярно намекали. У меня был сильный стресс от посещения садика, мне делали замечания, постоянно на что то намекали. Сравнение Максима с другими детьми было не в его пользу. Мы худо бедно проходили в такой сад пол года. Ушли на лето и не вернулись.

Когда диагноз Аутизм, уже был поставлен(2,1) пошла
работа по всем направлениям и взаимодействие и сенсорика и речь и понимание речи и занятия..Мы начали увеличивать и общение тоже . Мы добавили занятия мама + ребенок в центре для обычных детей. Такие детские развивающие занятия есть повсеместно. Мы ходили в группу помладше. Нам было 2,5, я попросилась в группу до двух лет. Так было комфортнее ребенку и мне. Там было минимум речи, кое что на имитацию, немного творчества, сенсорика и физкульт-минутки. Музыкальные перерывы. Рука в руке. Многое я делала за сына и подпитывала его и нахваливала!

Так же мы посещали школу Монтесори . Там мне очень нравилось. Было много сыпучего,сенсорного и интересного материала. Но к сожалению нас оттуда попросили. Так как они считали что я давлю на ребенка(я делала многое его рукой, привлекала, увлекала, завлекала). По их мнению я должна была давать ребенку свободу. Они не понимали что он просидит с геометрическими фигурками выкладывая рядки весь урок. Город у нас маленький, озвучить диагноз я не могла. И мы просто перестали ходить.

Привлечение других взрослых. Я знала что мама не может быть и учителем всегда и надо привлекать других
людей к обучение и играм. Мы наняли ребенку .Так же мы чуть чаще стали привлекать бабушку. Максим уже неплохо контактировал и слушался меня. Мне нужно было чтобы он понял что и другие взрослые могут развлекать, угождать, понимать и выполнять его просьбы(речи не было, но появился указательный жест). А так же настаивать на своем. Няня в основном играла, тормошила и привлекала Максима к активным играм и любимым занятия. Очень быстро Максим научился просить любимые пузырики и позволил вовлекать себя в игры! Это был огромный шаг вперед. Платили мы совсем не много, 100 рублей в час. Сменили несколько нянь. Это помогло ребенку понять что другие взрослые СУЩЕСТВУЮТ и могут чего то требовать или давать!

Мы продолжали готовить Максима к детскому саду. Нашли частный детский сад на пару часов и занятия по сенсорной интеграции. Возили несколько раз в неделю на несколько часов. Сами не присутствовали. У Максима уже неплохо получалось. Он не сразу, но находил контакт со взрослыми. Игнорируя детей. Но все таки его прибывание в центре и в садике становилось все чаще и ПРОЩЕ. Мы все еще старались ходить к детям по-младше. Так как на их фоне не было так очевидно что Максим отличается и ему с такими малышами тоже было легче.

Теперь в наших планах было выйти на полдня в обычный но частный детский сад-ясли (хотя нам уже было 3,5), обзвонили 10 детских частных садиков(в квартирах), напрямую говоря им о наших проблемах. Три садика согласились попробовать. И мы вышли в один из них на три часа в день. Максим все еще кушал дома. Мы старались соблюдать ограничения в еде и уже больше полугода были на Тенториуме. У Максима не плохо получалось в яслях. Из минусов в частном садике были сердобольные нянечки которые таки угощали нас хлебом и пирожками. И Маша и медведь которые почему то дети смотрели в этом садике. Нам хотелось больше занятий и мы нашли частный сад для особых детей. Где были и занятия и оставался там Максим уже на дольше.

В особый садик мы ходили уже на пол дня с собственной едой в контейнере. Там были занятия по АБА, там были прогулки и физкультура. Там же дополнительно брали сенсорную интеграцию несколько раз в неделю. Из минусов: очень ОСОБЕННЫЕ дети вокруг. Максим регулярно приносил от туда какие то хлопки, выкрики и странное поведение. Дети часто там ничего не делали. А значит стимились. И совсем с друг другом не играли. Каждый был на своей волне. Многие вели себя плохо. А хаус и странности окружающих детей плохо сказывались на Максиме. Который мог бы вести себя лучше. Я ОЧЕНЬ хотела пойти в обычный садик и ждала пока нам его выделят. Плюсом особого садика являлось то, что педагоги знали не меньше меня, умели заниматься и играть. Часто работали не речью, а рука в руке. Хвалили Максима, так как сравнивали его с самим с собой, а не с нормой. Занятия были в том темпе и с поощрением, так как привык и любил мой ребенок.

Как только была оформлена мы записались на ПМПК. Было начало года.Я несколько недель до комиссии старательно готовилась и проводила занятия с сыном. Мы вспоминали и повторяли все, что я считала могут спросить на ПМПК. Это помогло. Во время тестирования Максим почти все показал, сделал или выполнил. Речь на тот момент только начиналась(Максим мог назвать животных и предметы).Речью сына ни о чем не спрашивали. Только просили что то сделать или дать, собрать. Максим рассортировал геометрический фигуры. Правильно разложил чашечки по тарелочкам и ложечки в чашечки — по цвету. Дал правильно фрукты, ошибся с баклажаном. Пошел с проверяющей за руку к столу. Попытался собрать пирамидку. Результатом стала рекомендация в логопедическую группу.

Я много гуглила, читала и спрашивала всех знакомых и особенных мам в какой, куда и почему они садик ходят, какой рекомендуют. Очень пугали меня коррекционные садики, так как Максим уже читал глобально и в целом развивался достаточно быстро и мне хотелось чтобы дети было НОРМА. Очень не хотелось мне возить далеко, это было важным критерием. Город теперь был большой (Челябинск). Пробки, утренние и верчении дороги…Второй ребенок в семье подрастал и тоже требовал сил и внимания…


МОИ КРИТЕРИИ И ДУМЫ на тот момент
:
— что бы Максиму там было комфортно, он не плакал, а я не переживала за него!
— чтобы в садике имели опыт или хотя бы знали что такое аутизм
— обычный садик или коррекционный садик. Но чтобы как можно больше детей были ГОВОРЯЩИЕ и понимающие!
— близость к дому и возможность дойти пешком(желательно)
— дневной сон, Максим плохо(долго) засыпал, нужно было чтобы в садике научили или смирились!
— странности Максима и его отличия? Я очень не хотела чтобы мой ребенок ползал под столом когда все занимаются творчеством и лазил по мусоркам на прогулке. Что бы такое поведение НЕ ИГНОРИРОВАЛОСЬ! И не списывалось на аутизм!
— возможность привести тьютера или постепенного увеличение часов прибывания в садике. Хоть какое то понимание особенностей моего ребенка. А не впихивание его в стандарты и нормы обычных детей.
-мне нужен был садик на весь день, с утренниками и концертами, такой который подготовит к школе и максимально адаптирует!

Пока я думала и гадала нам выделили обычный муниципальный детский сад, не далеко от дома. Место было пока только в обычно группе, был апрель и мы решили попробовать. Перед тем как выйти в детский сад я старательно готовила Максима, занималась с ним творчеством, что бы он не убегал от карандашей и клея. Чтобы тоже хоть немного участвовал. А еще я нашла в интернете и показывала Максиму видео-ролики с детьми. Зарядку, гимнастику, детские
песенки. Кое что Максим даже стал повторять.
Пошли мы неплохо: по не-многу наращивали часы, были проблемы с сончасом. Но в садике сказали что все получится, что будем пробовать. И попросили приводить Максима самого первого в пол восьмого. Что бы к сончасу он точно уставал и выматывался. Проблемы были все равно. Но так шанс был выше. И Максим не всегда, но все таки начал спать стабильнее. А если не спал, то не вставал, почти не мешал. И все привыкли. А главное Максим стал многому учиться у обычных деток!
Все лето Максим проходил в обычную группу. Воспитатели менялись и группы тоже. Постоянно менялись дети и сама группа. Но возможно это было не плохо. Максим адаптировался и подстраивался. Когда нас в сентябре перевели в логопедическую группу и начались занятия. Начались и проблемы. Нам уже было 4,5 и с нас требовали больше, чем мы могли дать. В группе покрикивали на детей. Хотя их было всего 10-12. Максим протестовал и много плакал. Я бы сказала валялся. Нам начали предъявлять требования и спрашивать почему не научили тому то и тому то. Две недели мы терпели. Потом начали отвечать.

— Почему Максим сам не одевается. Не хочет спать. Не делает того и того то — вопрошали воспитатели.

Пришлось напомнить что ребенок ИНВАЛИД. И он учится труднее и дольше. Что кричать бессмысленно. Но и разрешать ему валяться не надо. И дверками играть ему нельзя. Он научится, но надо ему ПОМОЧЬ. И мне бы очень хотелось что бы они поняли что он ПЛОХО понимает речь. Но он старается. И что легче всего сказать НЕ НАУЧИЛИ, а не учить самим.

Больше претензии и нравоучений мы от воспитателей не слышали. Дефектолог нашла подход к Максиму и их занятия стали плодотворными. Она нашла игры и материалы которые интересны сыну. Они занимались 5 раз в неделю. По тетрадке логопеда мы занимались и дома. Максим ходил на весь день в садик. Все еще не всегда спал. Но особых претензии и проблем с ним не было. Собирал пазлы. Как мог участвовал в утренниках.


Небольшие хитрости и мой личный опыт:

— важно что бы ребенок не плакал и как можно комфортнее и полезнее проводил свой день в садике. Ищите компромисс, только прогулка, пол дня, вторая половина дня… Я знаю и такой опыт. С утра у ребенка много полезных занятий, а спать и гулять идут в государственный садик, где находятся с 2 до 7. Можно привозить свою еду,если ребенок на диете. Можно приставить тьютера. Главное чтобы ребенок не плакал и постепенно привыкал сам и ДРУГИЕ приспосабливались к нему. То есть старались!
-водить ребенка чуть раньше или чуть позже, чтобы пересекаться с меньшим количеством не выспавшихся и не очень довольных родителей. Не толкаться в прихожей.
-отводить ребенка может папа или бабушка. Это для нас стало настоящим спасение. С папой совсем другие отношения и с ним проще и ему проще. Берегите свои нервы!
-простая одежда, много одежды в запасе и на разную погоду, удобная одежда и обувь.
-если садик частный я давала витамины с собой, в государственном разделала норму витаминов и давала до садика и вечером
-когда ребенок болел не спешила бежать к врачу, фильтровала все назначения. Что могла лечила тенториумом. Позже стала просто ходить в частную клинику за справкой. Так как ребенок уже два года на витаминной терапии то болеет он очень редко, быстро и легко!
-отказалась сразу от всех прививок. Написала отказы. Проблема возникла при поступлении в поликлинике, воевали с фтизиатром. В садике стали полиомиелит орально, поздно узнали что и от него могли отказаться тоже (перевестись в любую группу где прививку не ставили) Наш опыт по прививкам и отказу
-забираем ребенка чуть раньше. Так как ему все еще трудно ждать. И трудно видеть как забирают других. В пять ровно он уже стоит у ворот и ждет. Поэтому забираем пораньше.
-беру иногда сына на мини-каникулы из садика. Забираю на дачу или в магазин, отпрашиваю в садике, провожу время ТОЛЬКО с Максимом. Это очень важно. Личное время с каждым членом семьи. Пусть редко, но только вдвоем. Забираю из садика и провожу время так как ЛЮБИТ Максим.
— все новые терапии или лекарства(например Когитум, от которого у нас приотличный прогресс и рывок в речи!) пробуем ВНЕ садика. То есть начинаем вводить в субботу, что бы дома отследить эффект и побочку. Предупреждаем в садике что начали МП или что то новое.
— УЛЫБАЙТЕСЬ своим воспитателям. Говорите им СПАСИБО. Любому человеку приятны такие мелочи. Дети даже обычные могут быть очень трудными: драться, кусаться, плеваться, не уметь делиться, быть избалованными или неблагополучными, материться, обзываться…Ваш ребенок всего лишь аутист.
-можно пропустить утренник или общественный праздник в начале посещения садика. Лучше не ходить с ребенком на мероприятия от которого у вас потом неделю будет щемить сердце и вы потеряете сон, прокручивая в голове за что, почему и что будет дальше. Я не ходила на садиковские мероприятия сына до 4,5 лет. Максим вел бы себя лучше если бы МОГ! Стоит сравнивать ребенка только с самим собой!
— воспитателям конечно же труднее с МОИМ ребенком чем с другими детьми. Они берут его за руку в коридорах, садят рядом на утренниках, подсказывают и помогают ему чуть больше. Но ЭТО ИХ РАБОТА!

Вот немного фото. Максиму сейчас 5 лет. Он уже многому научился, многое повторяет за детьми. Слушается воспитателей, понимает все больше. Многое делает сам. Я счастлива что мой ребенок ходит в обычный детский садик. Может там быть весь день. И учится и играет, как может взаимодействует и максимально адаптируется! Чего и Вам желаю!






Детский аутизм представляет собой отклонение в психофизиологическом развитии, основное проявление которого заключается в коммуникативных нарушениях. К сожалению, до сих пор не существует какой-либо специальной системы дошкольных учреждений для аутистов, поэтому малыши со слабовыраженными нарушениями могут посещать общеобразовательные детские сады, а ребята с глубоким аутичным расстройством, как правило, посещают детсады для умственно отсталых деток. Безусловно, умственная отсталость и аутизм – это абсолютно разные вещи, но в этих учреждениях работают детские психологи − специалисты по нарушениям развития. Кроме того, группы малочисленны, что позволяет уделять больше внимания каждому ребенку.

Ребенок-аутист в детском саду адаптируется очень тяжело по сравнению с остальными сверстниками. Такие детки отличаются повышенной тревожностью, их страхи и переживания фиксируются на продолжительное время. Аутисты требуют дополнительного внимания и осторожности в обращении.

Для того чтобы ребенок-аутист быстрее и легче адаптировался к новой обстановке, ему нужно помочь наладить отношения со сверстниками: вовлекать в коллективные игры, пресекать возможное агрессивное или неадекватное обращение, проявлять доброжелательность.

Детские сады для детей с нарушениями умственного и физического развития

Аутизм − это не единственная серьезная проблема, с которой приходится сталкиваться родителям. Детки с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата также имеют особенности развития и нуждаются в посещении специализированных дошкольных заведений, в которых предусмотрены особые педагогические методики и методические пособия.

В такие дошкольные заведения детки комплектуются с учетом уровня начальной подготовки, возраста и степени нарушения слуха. При этом решающее значение имеет не возраст (как в обычных ДДУ), а развитие речи у малыша.

Детские сады для глухих работают по программе, которая по многим разделам совпадает с общеобразовательной, но учитывает специфику развития таких детей. Так, особое значение уделяется формированию навыков произношения и чтения по губам.

У деток с нарушениями зрения, как правило, нарушается координация движений, с трудом формируются навыки самообслуживания и в результате притупляется стремление к трудовой деятельности. Именно поэтому детские сады для слепых основными своими задачами должны ставить формирование таких личностных качеств, как активность, самостоятельность и трудолюбие. Эффективность в этом воспитательном направлении достигается в результате переориентации ребенка с позиции опекаемого на позицию заботящегося о других.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...