Купить введение в химию дерябина н е. Школьнику и абитуриенту дерябина н.е. химия основные классы неорганических веществ. Приблизительный поиск слова

Транскрипт

1 ШКОЛЬНИКУ И АБИТУРИЕНТУ ДЕРЯБИНА Н.Е. ХИМИЯ ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ Теоретические основы Вопросы Упражнения Задания Справочный материал Москва 2010

2 7.6. Кислотные оксиды Кислотные оксиды оксиды, которым соответствуют гидроксиды кислоты. Кислотные оксиды это оксиды неметаллов (исключая несолеобразующие CO, NO, N 2 O, SiO, S 2 O) и оксиды металлов в С.О. +5, +6, +7, +8. В оксидах неметаллов связь между атомами ковалентная полярная. Среди оксидов молекулярного строения есть газообразные (CO 2, SO 2, N 2 O, NO 2), жидкие (летучие SO 3, N 2 O 3), твердые (летучие Р 2 O 5, N 2 O 5, SeO 2, ТеO 2). Твердый, очень тугоплавкий оксид SiO 2 (песок) вещество с атомной кристаллической решеткой. Для кислотных оксидов часто используются название "ангидрид" продукт отщепления воды от соответствующей кислоты. Так, SO 2 - ангидрид сернистой кислоты H 2 SO 3, SO 3 ангидрид серной кислоты H 2 SO 4, P 2 O 5 ангидрид трех кислот метафосфорной HPO 3, пирофосфорной H 4 P 2 O 7 и ортофосфорной H 3 PO Химические свойства кислотных оксидов 1. КИСЛОТНЫЙ ОКСИД + ВОДА = КИСЛОТА При растворении в воде кислотных оксидов образуются гидроксиды - кислоты, в которых сохраняется степень окисления неметалла SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 (искл.: SiO 2 нерастворим в воде). SiO 2 + H 2 O У оксидов NO 2 и СlO 2 нет соответствующих кислотных гидроксидов, при их растворении в воде протекает реакция диспропорционирования, в результате которой происходит изменение С.О. кислотообразующего элемента. 2NO 2 + H 2 O = HNO 3 + HNO 2 3NO 2 + H 2 O = 2HNO 3 + NO 2ClO 2 + H 2 O = HClO 3 + HClO 2 6ClO 2 + 3H 2 O = 5HClO 3 + HCl При растворении в воде P 2 O 5 в зависимости от числа присоединенных молекул воды могут образоваться три кислоты метафосфорная HPO 3, пирофосфорная H 4 P 2 O 7 или орто- P 2 O 5 + 2H 2 O = H 4 P 2 O 7 P 2 O 5 + H 2 O = 2HPO 3 фосфорная H 3 PO 4. P 2 O 5 + 3H 2 O = 2H 3 PO 4 Оксид CrO 3 соответствует двум кислотам - хромовой H 2 CrO 4 и дихромовой H 2 Cr 2 O 7. CrO 3 + H 2 O = H 2 CrO 4 2CrO 3 + H 2 O = H 2 Cr 2 O 7 Оксиды CO 2 и SO 2 реагируют с водой обратимо, равновесие сильно смещено влево. 2. КИСЛОТНЫЙ ОКСИД + ОСНОВАНИЕ = СОЛЬ + ВОДА Растворимые кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями при обычных условиях, нерастворимые при сплавлении. SiO 2 + 2NaOH = Na 2 SiO 3 + H 2 O При избытке кислотного оксида, являющегося ангидридом многоосновной кислоты, образуется кислая соль. При избытке многокислотного основания - основная. СO 2 (изб) + NaOH = NaHCO 3 P 2 O 5 (изб) + 2Ca(OH) 2 = 2CaHPO 4 + H 2 O P 2 O 5 (изб) + Ca(OH) 2 + H 2 O = Ca(H 2 PO 4) 2 CO 2 +2Mg(OH) 2 (изб) = (MgOH) 2 CO 3 + H 2 O У оксидов NO 2 и СlO 2 нет соответствующих кислотных гидроксидов, при их взаимодействии со щелочами протекают реакция диспропорционирования, в результате которой про- 2NO 2 + 2NaOH = NaNO 3 + NaNO 2 + H 2 O исходит изменение С.О. кислотообразующего 2ClO 2 + 2NaOH = NaClO 3 + NaClO 2 + H 2 O элемента и образуются две соли. 8ClO 2 + 8NaOH = 5NaClO 4 + 3NaCl + 4H 2 O Кислотный оксид СО 2 реагирует также с некоторыми амфотерными гидроксидами (Be(OH) 2, Zn(OH) 2, Pb(OH) 2 и Cu(OH) 2, также проявляющим частично амфотерные свойства) с образованием осадков основных солей и CO 2 + 2Be(OH) 2 = (BeOH) 2 CO 3 + H 2 O воды. CO 2 + 2Cu(OH) 2 = (CuOH) 2 CO 3 + H 2 O 26

3 1. Проверь себя Упражнение 1. Закончи уравнения реакций. SeO 2 + H 2 O H 2 O + NO 2 (хол.) P 2 O 5 + H 2 O Сl 2 O 7 + H 2 O H 2 O + Na 2 O H 2 O + CO 2 N 2 O 3 + H 2 O ClO 2 + H 2 O (гор.) P 2 O 5 + H 2 O (изб.) P 2 O 5 (изб.) + H 2 O H 2 O + SO 3 NO 2 + H 2 O (гор.) 2. Co(OH) 3 + P 2 O 5 (изб) Al(OH) 3 + SO 2 CO 2 (изб) + NaOH H 2 SO 4 + MgO(изб) CaO + H 3 PO 4 (изб) BaO + H 2 SO 4 CO 2 + NaOH K 2 O + Zn(OH) 2 KOH (гор.) + ClO 2 NO 2 + NaOH Ca(OH) 2 (изб) + P 2 O 5 SO 3 + KOH KOH + SiO 2 Cu(OH) 2 + CO 2 CsOH + N 2 O 5 ClO 2 + NaOH (хол.) Упражнение 2. Заполни таблицу. Оксиды, растворенные в Уравнение реакции взаимодействия оксида с водой воде Ионы, обнаруженные в растворе SO 4 2-, H + NO 2 -, H + Ca 2+, OH - Упражнение 3. Напиши уравнения реакций c участием оксидов, в результате которых в растворе появились следующие ионы: а) СO 3 2-, K + ; б) NO 3 -, H + ; в) H +, PO 3 -, г) Rb +, OH - ; д) NO 3 -, NO 2 -, H + ; е) Na +, Cl -? Упражнение 4. Составь уравнения реакций, соответствующие схемам: 1) S H 2 S Na 2 S CuS; 2) Fe FeO Fe 2 O 3 Fe 2 (SO 4) 3 BaSO 4 ; +H 2 +H 2 O +CO 2 3) Na Ca(OH) Na 2 O 4) Ag 2 O) основной оксид щелочь соль 6) кислотный оксид H 2 O основание 7) кислотный оксид кислота вода 8) СlO 2 кислота NaClO 2 Упражнение 5. В предложенных рядах исключи (вычеркни) одну лишнюю формулу - такую, которая не образует с остальными однородную группу. Объясни свой выбор. а) N 2 O, NO 2, N 2 O 3 ; б) NO 2, N 2 O 3, N 2 O 5 ; в) SrO, SnO, CrO; г) CO 2, SO 2, SiO 2 ; д) SO 2, NO 2, ClO 2 ; е) Mn 2 O 7, P 2 O 5, XeO 4 ; ж) HPO 3, H 3 PO 3, H 3 PO 4, H 4 P 2 O 7 ; з) NaClO 2, NaClO 3, NaClO 4. 27

4 7.7. Химические свойства кислотных оксидов (продолжение) 3. КИСЛОТНЫЙ ОКСИД + ОСНОВНОЙ / АМФОТЕРНЫЙ ОКСИД = СОЛЬ В этих реакциях элемент из основного / амфотерного оксида образует катион, а элемент из кислотного анион соли, амфотерные оксиды в этом случае проявляют свойства основных. Реакции между твердыми оксидами идут при сплавлении. Амфотерные и нерас творимые в воде основные оксиды взаимодействуют только с твердыми и жидкими ки- P 2 O 5 + 3CuO = Cu 3 (PO 4) 2 SiO 2 + BaO = BaSiO 3 слотными оксидами. 3SO 3 + Al 2 O 3 = Al 2 (SO 4) 3 4. КИСЛОТНЫЙ ОКСИД НЕЛЕТУЧИЙ + СОЛЬ = СОЛЬ + Нелетучие кислотные оксиды вытесняют при сплавлении летучие кислотные оксиды из их солей. КИСЛОТНЫЙ ОКСИД ЛЕТУЧИЙ SiO 2 + CaCO 3 = CaSiO 3 + CO 2 P 2 O 5 + Na 2 CO 3 = 2Na 3 PO 4 + 3CO 2 3SiO 2 + Ca 3 (PO 4) 2 = 3CaSiO 3 + P 2 O 5 5. Кислотные оксиды чрезвычайно редко взаимодействуют друг с другом или с кислотами. Так, например, фосфорный ангидрид P 2 O 5 сильнейший дегидратирующий агент взаи- модействует с безводными кислородсодержащими кислотами с образованием HPO 3 и ангидрида соответствующей кислоты. P 2 O 5 + 2HClO 4 (безводн) = Cl 2 O 7 + 2HPO 3 P 2 O 5 + 2HNO 3 (безводн) = N 2 O 5 + 2HPO 3 Некоторые окислительно-восстановительные реакции кислотных оксидов А. Восстановление. При высокой температуре некоторые неметаллы (С, Н 2) восстанавливают оксиды (частично или полностью). Для восстановления неметаллов из их оксидов часто используют и магнийтермию. CO 2 + 2Mg = C + 2MgO SiO 2 + 2Mg = Si + 2MgO N 2 O + Mg = N 2 + MgO 2CO 2 + 5Ca = CaC 2 + 4CaO Б. Окисление. Под действием кислорода (озона) при нагревании или в присутствии катализатора низшие оксиды переходят в высшие. NO + O 3 = NO 2 + O 2 SO 2 + O 3 = SO 3 + O 2 2NO 2 + O 3 = N 2 O 5 + O 2 CO 2 + C = 2CO SiO 2 + C = SiO + CO SO 3 + C = SO 2 + CO SO 2 + C = S + CO 2 2N 2 O + C = 2N 2 + CO 2 2NO + C = N 2 + CO 2 2NO 2 + 2C = N 2 + 2CO 2 P 2 O 5 + 5C = 2P + 5CO H 2 O + C = H 2 + CO N 2 O + H 2 = N 2 + H 2 O 2NO + 2H 2 = N 2 + 2H 2 O,ka СO 2 + 4H 2 = CH 4 + 2H 2 O 2CO + O 2 = 2CO 2,ka 2SO 2 + O 2 = 2SO 3 P 2 O 3 + O 2 = P 2 O 5 2NO + O 2 = 2NO 2 2N 2 O 3 + O 2 = 2N 2 O 4 Помимо перечисленных, оксиды вступают и в другие окислительно-восстановительные реакции, например: SO 2 + NO 2 = NO + SO 3 4NO 2 + O 2 + 2H 2 O = 4HNO 3 N 2 O + 2Cu = N 2 + Cu 2 O 2SO 2 + 2NO = N 2 + 2SO 3 2N 2 O 5 = 4NO 2 + O 2 2NO + 4Cu = N 2 + 2Cu 2 O SO 2 + 2H 2 S = 3S + 2H 2 O 2NO 2 = 2NO + O 2 N 2 O 3 + 3Cu = N 2 + 3CuO 2SO 2 + O 2 + 2H 2 O = 2H 2 SO 4 2CO 2 + 2Na 2 O 2 = 2Na 2 CO 3 + O 2 3N 2 O + 2NH 3 = 4N 2 + 3H 2 O 10NO 2 + 8P = 5N 2 + 4P 2 O 5 2NO 2 + 4Cu = N 2 + 4CuO N 2 O 5 + 5Cu = N 2 + 5CuO 28

5 3. Проверь себя Упражнение 1. Закончи уравнения реакций. CaO + SO 2 CO 2 + BaO N 2 O 3 + Na 2 O MgO + SO 3 SrO + P 2 O 5 CO 2 + CuO Li 2 O + Al 2 O 3 Al 2 O 3 + SiO 2 SiO 2 + ZnO BeO + Na 2 O N 2 O 5 + Na 2 O CO 2 + SO 2 4. Na 2 CO 3 + SiO 2 SiO 2 + MgSO 3 CO 2 + CaSiO 3 K 2 CO 3 + SO 2 Na 3 PO 4 + SiO 2 Na 2 CO 3 + P 2 O 5 5. CO 2 + Mg Mg + SiO 2 P 2 O 5 + H 2 SO 4 HNO 3 + P 2 O 5 SO 3 + C H 2 O + C NO 2 + O 2 + H 2 O SO 2 + O 3 HCl + P 2 O 5 NO + O 2 Na 2 O + O 2 K 2 CO 3 + SiO 2 H 2 O + C NO 2 + H 2 O (гор.) CO 2 + NaOH K 2 O + Zn(OH) 2 SrO + P 2 O 5 CO 2 + C Cu 2 O + O 2 Na 2 O + O 2 H 2 + CO 2 H 2 O + CO Al 2 O 3 + C Na 2 O + C CO 2 + Na 2 O 2 CO 2 + H 2 O Na 2 O + H 2 O ZnO + Cu Упражнение 2. Составь уравнения реакций, соответствующие схемам: 1) SO 2 SO 3 H 2 SO 4 BaSO 4 ; 2) SO 3 SO 2 Na 2 SO 3 ; 3) N 2 NO NO 2 NaNO 3 ; 4) P P 2 O 3 P 2 O 5 X H 3 PO 4 ; 5) HNO 3 N 2 O 5 NaNO 3 ; 6) C CO 2 Na 2 CO 3 CO 2 Ca(HCO 3) 2 ; +O 2 +O 2 +H 2 O +H 2 O +Ca(OH) 2 7) Ca 3 (PO 4) 2 ; +O 2 +H 2 S +O 2 +O 3 +Al 2 O 3 +Ba(OH) 2 +HCl 8) S ; +O 2 +O 2 +KOH +KOH +HCl +Mg +CO 2 9) C

6 CОДЕРЖАНИЕ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ В НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ НОМЕНКЛАТУРА НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ Названия простых веществ Названия бинарных соединений Названия оснований, амфотерных гидроксидов, кислот и солей КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭЛЕКТРОЛИ- ТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ Кислоты, основания и амфотерные гидроксиды как электролиты Средние, кислые и основные соли как электролиты КЛАССИФИКАЦИИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ РЕАК- ЦИЙ ИОННОГО ОБМЕНА ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ Некоторые физические свойства простых веществ Некоторые химические свойства простых веществ ОКСИДЫ Классификация оксидов Оксиды и соответствующие им гидроксиды Несолеобразующие оксиды Основные оксиды Химические свойства основных оксидов Кислотные оксиды Химические свойства кислотных оксидов Амфотерные оксиды Химические свойства амфотерных оксидов ОСНОВАНИЯ Классификация оснований Химические свойства оснований КИСЛОТЫ Классификация кислот Химические свойства кислот АМФОТЕРНЫЕ ГИДРОКСИДЫ Амфотерность. Амфотерные гидроксиды Химические свойства амфотерных гидроксидов СОЛИ Классификация солей Химические свойства солей ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕ- НИЙ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОКСИДОВ, ОСНОВАНИЙ, АМФОТЕРНЫХ ГИДРОК- СИДОВ, КИСЛОТ И СОЛЕЙ Основные способы получения оксидов Основные способы получения оснований, амфотерных гидроксидов Основные способы получения кислот Основные способы получения солей Приложение


Повторение А9 и А10 (свойства оксидов и гидроксидов); А11 Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) А12 Взаимосвязь неорганических

ДЕРЯБИНА Н.Е. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В УПРАЖНЕНИЯХ И ЗАДАЧАХ Учебное пособие учени класса средней школы г. ИПО «У Никитских ворот» Москва 2012 УДК 546 ББК 24.1 Д36 Д36 Дерябина Н.Е. Неорганическая химия

Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева 1. Заряд ядра атома химического элемента, расположенного в 3-м периоде, IIA группе равен 1) +12 2) +2 3) +10 4) +8 2. Чему равен заряд ядра атома (+Z),

Основные классы неорганических соединений Оксиды сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2. Общая формула оксидов Э m О n несолеобразующие Оксиды основные,

Оксиды Определение Оксиды бинарные соединения, в составе которых есть кислород в степени окисления минус 2. Классификация оксидов 1. Несолеобразующие (нет соответствующих гидроксидов) Гидроксид соединение,

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ Простые вещества. Молекулы состоят из атомов одного вида (атомов одного элемента). В химических реакциях не могут разлагаться с образованием других веществ. Сложные

Химические свойства солей (средних) ВОПРОС 12 Соли это сложные вещества состоящие из атомов металлов и кислотных остатков Примеры: Na 2 CO 3 карбонат натрия; FeCl 3 хлорид железа (III); Al 2 (SO 4) 3

Оксиды. Определение: оксиды соединение образованное двумя элементами, в составе которых есть кислород в степени окисления минус 2. Классификация оксидов. 1. Несолеобразующие (нет соответствующих гидроксидов*)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КЕЛЬЧИЮРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» «КЕЛЬЧИЮРСА ШÖР ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНÖЙ СЬÖМКУД ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заместитель

Тренировочная работа 1 по ХИМИИ Химия. 11 класс. Вариант 1 m00090 2 Инструкция по выполнению работы Район. Город (населенный пункт). Школа. Класс Фамилия. Имя. Отчество 24 октября 2012 года 11 класс Вариант

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ХИМИЯ. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды. Классификация оксидов Оксиды это соединения, состоящие из двух элементов, одним их которых

1. Основные свойства проявляет внешний оксид элемента: 1) серы 2) азота 3) бария 4) углерода 2. Какая из формул соответствует выражению степени диссоциации электролитов: 1) α = n\n 2) V m = V\n 3) n =

Лекция 5 Общие понятия неорганической химии. Химические свойства основных классов неорганических веществ 1 План лекции 1. Классификация и номенклатура неорганических веществ. 2. Оксиды, их классификация,

Основные положения теории электролитической диссоциации Фарадей Майкл 22. IX.1791 25.VIII. 1867 Английский физик и химик. В первой половине 19 в. ввел понятие об электролитах и неэлектролитах. Вещества

1. Какой из перечисленных элементов является наиболее типичным неметаллом? 1) Кислород 2) Сера 3) Селен 4) Теллур 2. Какой из перечисленных элементов имеет наибольшую электроотрицательность? 1) Натрий

Практическое занятие 1, 2 Основные классы неорганических соединений Преподаватель: асс. каф. ОХХТ к.х.н. Абрамова Полина Владимировна еmail: [email protected] ПЛАН ЗАНЯТИЯ I. Классификация неорганических

5. Классификация неорганических веществ Оксиды сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2. Оксиды получаются обычно при взаимодействии простых

Основные классы неорганических соединений Преподаватель: асс. каф. ОХХТ к.х.н. Абрамова Полина Владимировна еmail: [email protected] ПЛАН ЗАНЯТИЯ I. Классификация неорганических соединений II. Простые соединения

Промежуточный контроль по химии 10 класс Вариант 1 Контрольная работа состоит из 18 заданий: 10 заданий с выбором ответа (часть А) и 8 заданий с кратким ответом (часть В). На выполнение теста отводится

Классификация неорганических соединений. В основные классы неорганических соединений входят оксиды, кислоты, основания и соли. Оксидами называются вещества, состоящие из двух элементов, один из которых

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВА ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ 13 ИМ. П.А. ОВЧИННИКОВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО ХИМИИ: ЗАДАНИЯ БАЗОВОГО И ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ Щетникова Г.Г. учитель химии МАОУ СОШ 7 Г.Тюмени ТИПЫ ЗАДАНИЙ Задания базового уровня 1-15 Задания повышенного уровня 16-19

Банк заданий для промежуточной аттестации по химии за курс 8-го класса. Выберите номер правильного ответа: А 1. Строение атома. 1. Заряд ядра атома углерода 1) 3 2) 10 3) 12 4) 6 2. Заряд ядра атома натрия

1. Какая реакция соответствует краткому ионному уравнению Н + + ОН - = Н 2 О? 1) ZnCl 2 + 2NaOH = Zn(OH) 2 + 2NaCl, 2) H 2 SO 4 + CuSO 4 = CuSO 4 + 2H 2 O, 3) NaOH + HNO 3 = NaNO 3 + H 2 O 4) H 2 SO 4

1. Чему равен заряд ядра атома кислорода? 1) 2 2) +6 3) +7 4) +8 2. Что общего в атомах 1 1Н, 2 1Н, 3 1Н? 1) Массовое число 2) Число протонов 3) Число нейтронов 4) Радиоактивные свойства Входные тесты

Общая химия Студент: Группа: Дата выполнения работы: 1 Цель работы: Лабораторная работа 1 ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ Основные понятия: Классы неорганических веществ: 1. оксиды осно вные (Na

Экзаменационная работа для поступающих в 10 химико физический класс Часть 1 Обведите номер одного правильного ответа кружком За каждый правильный ответ дается 1 балл А1. Химический элемент образует высший

ЗАДАНИЯ для 2 этапа Олимпиады «Первые шаги в медицину» по химии ФИО КЛАСС ШКОЛА АДРЕС, ТЕЛЕФОН Вариант 3 (60 баллов) Часть 1 (12 баллов) При выполнении заданий этой части в бланке ответов 1 под номером

1 Теория. Ионно-молекулярные уравнения реакций ионного обмена Реакциями ионного обмена называют реакции между растворами электролитов, в результате которых они обмениваются своими ионами. Реакции ионного

Общая химия Кафедра химии и физики лектор профессор, д.х.н. Попов Анатолий Анатольевич Строение атома В центре атома ядро. Оно состоит из протонов и нейтронов (нуклонов). Вокруг ядра вращаются электроны.

Соли Определение Cоли сложные вещества, образованные атомом металла и кислотным остатком. Классификация солей 1. Средние соли, состоят из атомов металла и кислотных остатков: NaCl хлорид натрия. 2. Кислые

1. Взаимные превращения веществ основных классов неорганических соединений В зависимости от того, сколько различных элементов входят в состав веществ, их можно разделить на простые и сложные. Простые вещества

1 Введение Связь между основными классами веществ Вещества Металлы Простые Неметаллы Сложные Неорганические вещества Органические вещества Оксиды Основания Кислоты Соли Принципы классификации Элементы

1. Чему равен заряд ядра атома углерода? 1) 0 2) +6 3) +12 4) -1 2. Что общего в атомах 12 6С и 11 6С? 1) Массовое число 2) Число протонов 3) Число нейтронов 4) Радиоактивные свойства Входные тесты по

Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» Профиль «Медицина» (химия, биология). Задания, решения и критерии оценивания 2015-16 год Отборочный тур 1. Неполярная молекула с ковалентной полярной связью

Классификация неорганических веществ Сазонов В.В., учитель химии МКОУ средней общеобразовательной школы д. Васькино Нижнесергинского района Свердловской области Цель урока Повторить классификацию неорганических

Банк заданий к промежуточной аттестации учащихся 9 класса А1. Строение атома. 1. Заряд ядра атома углерода 1) 3 2) 10 3) 12 4) 6 2. Заряд ядра атома натрия 1) 23 2) 11 3) 12 4) 4 3. Число протонов в ядре

8 класс учебники: Химия-8 О.С.абриелян Учитель Куклина И.. Изучить параграфы с 1 по 24. Контрольная работа за 1 полугодие по химии 8 класс Часть (выберите один правильный ответ): 1. Распределение электронов

Вопросы к промежуточной аттестации по химии в 8-9 классах на 2012-2013 учебный год Учебник Г.Е, Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 8 класс», «Химия 9 класс» Москва 2009 1. Периодический закон и периодическая

ХИМИЯ, 11 класс Вариант 1, Ноябрь 2010 Краевая диагностическая работа по ХИМИИ ВАРИАНТ 1 При выполнении заданий А1 А8 в бланке ответов 1 под номером выполняемого задания поставьте знак «х» в клеточку,

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ 9 КЛАСС (базовый уровень) Продолжительность 45 минут. Bapuaнm I А1 Xpoм имeeт cтeпeнь oкиcлeния +3 в pядy вeществ: 1) Cr 2 О 3, H 2 CrО 4, Cr(OH) 3 ; 2) CrО

Химия. 9 класс Вариант 004-1 Основной государственный экзамен по ХИМИИ Вариант 004 Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания. Часть 1 содержит

26 Ключ к варианту 1 1. Напишите электронные формулы атомов алюминия и серы. Определите степени окисления атома серы в следующих соединениях: А1 2 S 3, А1 2 (SO 4) 3, Na 2 SO 3, Na 2 S 2 O 3, S 8. Al:

ХИМИЯ Вариант 0000 Инструкция для абитуриентов Для выполнения экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 40 заданий. Если задание не удается выполнить сразу,

Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации по итогам учебного года Предмет: химия Класс: 8 Время проведения: 40 минут Форма проведения: тест Критерии оценивания: % выполнения заданий Тестовый

26. Задачи повышенного уровня сложности (ЧАСТЬ С) 1. Окислительно-восстановительные реакции Окислительно-восстановительными называются реакции, сопровождающиеся изменением степеней окисления атомов в молекулах

ГИДРОЛИЗ Общие представления Гидролиз обменная реакция взаимодействия веществ с водой, приводящая к их разложению. Гидролизу могут подвергаться неорганические и органические вещества различных классов.

Задания А9 по химии 1. Какой оксид реагирует с раствором, но не реагирует с раствором? MgO Основный оксид, т. к. Mg металл со степенью окисления +2. Основные оксиды реагируют с кислотами, кислотными оксидами,

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОР. МОСКВЫ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИСиС»

Вы - шедевр собственной жизни, вы - Микеланджело вашей жизни. Давид, которого вы лепите, - это вы сами. Все, что от вас требуется, - это сделать шаг вперед и двигаться в том направлении, в котором вас подталкивает внутренняя сила.

Доктор Джо Витале

Пообещайте себе

Быть очень сильным, чтобы ничто не смогло нарушить ваше душевное спокойствие.

Желать здоровья, счастья и процветания каждому человеку, которого вы встречаете на своем пути.

Заставить почувствовать каждого из ваших друзей, что в нем есть что-то особенное.

Искать светлую сторону в любом событии и сделать свой оптимизм реальностью.

Думать только о лучшем, работать только для лучшего и ожидать только лучшего.

Воспринимать успех других с не меньшей радостью, чем свой собственный.

Забыть об ошибках прошлого и сосредоточиться на великих достижениях в будущем.

Постоянно сохранять счастливое выражение лица и дарить улыбку всем и каждому.

Уделять собственному совершенствованию так много времени, чтобы его не оставалось на критику окружающих.

Быть слишком свободным, чтобы волноваться, слишком великодушным, чтобы гневаться, слишком сильным, чтобы бояться, и слишком счастливым, чтобы допускать существование проблем.

Хорошо думать о себе и демонстрировать этот факт миру, но не громкими словами, впечатляющими поступками.

Верить в то, что весь мир на вашей стороне, пока вы верны лучшему в себе.

О себе

Педагогический стаж 33 года, учитель химии высшей категории. Моя семья - муж и двое дочерей, внук.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Элеанор Портер "Поллианна", Джо Витале "Секрет притяжения. Как получить то, что ты действительно хочешь","Ключ. Поверни его и откроешь тайну притяжения",Дейли Карнеги Как перестать беспокоиться и начать жить, Анатолий Некрасов "Материнская любовь", "1000 и один способ быть самим собой", "Учимся любить".

Мой взгляд на мир

  • ЖИЗНЬ, это возможность - используйте её.
  • ЖИЗНЬ, это красота - восхищайтесь ею.
  • ЖИЗНЬ, это блаженство - вкусите его.
  • ЖИЗНЬ, это мечта - осуществите её.
  • ЖИЗНЬ, это вызов - примите его.
  • ЖИЗНЬ, это долг - исполните его.
  • ЖИЗНЬ, это игра - сыграйте в неё.
  • ЖИЗНЬ, это богатство - дорожите им.
  • ЖИЗНЬ, это любовь - наслаждайтесь ею.
  • ЖИЗНЬ, это тайна - познайте её.
  • ЖИЗНЬ, это шанс - воспользуйтесь им.
  • ЖИЗНЬ, это горе - превозмогите его.
  • ЖИЗНЬ, это борьба - выдержите её.
  • ЖИЗНЬ, это приключение - решитесь на него.
  • ЖИЗНЬ, это трагедия - преодолейте её.
  • ЖИЗНЬ, это счастье - сотворите его.
  • ЖИЗНЬ, слишком прекрасна - не губите её.
  • ЖИЗНЬ, это жизнь - боритесь за неё.

Мои достижения

Почетная грамота Министерства образования Московской области за многолетний плодотворный труд, успешную работу по обучению и воспитанию учащихся, победы моих учеников на олимпиадах, научно-практических конференциях, ориентация моих учеников на здоровый образ жизни.

Моё портфолио

Каждый, кто серьезно занимался научной деятельностью, понимает, что над входом в храм науки написаны слова: "Вы должны верить".

Наша вера и наши убеждения обусловлены нашим личным опытом, а не внешними причинами.

Вы можете добиться абсолютно всего - даже того, что кажется вам невозможным.

В вашей власти изменить мысли.

Вы не хозяин Земли, но силы у вас намного больше, чем вы можете себе представить.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Транскрипт

1 ДЕРЯБИНА Н.Е. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В УПРАЖНЕНИЯХ И ЗАДАЧАХ Учебное пособие учени класса средней школы г. ИПО «У Никитских ворот» Москва 2012

2 УДК 546 ББК 24.1 Д36 Д36 Дерябина Н.Е. Неорганическая химия в упражнениях и задачах. - М.: ИПО «У Никитских ворот», 2012, - 32 с. ISBN Пособие представляет собой сборник упражнений и задач по наиболее важному разделу неорганической химии основным классам неорганических соединений. Входит в комплект с минисправочником «Неорганическая химия в реакциях», материал из которого поможет ученикам выполнить предлагаемые упражнения. Рекомендуется для учащихся средних школ (базовый уровень). ISBN Дерябина Н.Е., 2012

3 1. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 1.1. МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ 1. В периодической таблице, изображенной на обложке, закрась желтым цветом клетки с элементами-неметаллами. 2. Подчеркни символы неметаллов: N, Na, Ne, H, Hf, He, B, Ba, Br, S, Sr, Si, Se, Os, O, C, Cs, Cd, Cl, Cu, Fr, F, Al, At, Ar, As, Ag. Запиши символы: а) щелочных металлов; б) щелочноземельных металлов (см. список групповых названий химических элементов на стр. 9 минисправочника «Неорганическая химия в реакциях»). 3. Запиши по одному символу элемента-металла и элементанеметалла, находящихся в периодической таблице: а) рядом; б) в одной группе; в) в одной подгруппе; г) в одном периоде. 4. Символы какого элемента-металла и элемента-неметалла состоят из одинаковых букв? 5. Запиши символы: а) неметаллов с постоянной с.о. ; б) металлов с постоянной с.о.. 6. Какой металл образует простое вещество: а) красного цвета; б) желтого цвета; в) жидкое при н.у.? Какой неметалл образует при н.у.: а) газообразное ядовитое простое вещество желто-зеленого цвета; б) простое вещество в виде фиолетовых кристаллов с металлическим блеском; в) простое вещество в виде твердых прозрачных кристаллов, способных резать стекло? 7. Два ученика играли в химические «крестики-нолики». Первый записывал в клетки символы металлов, второй неметаллов (по правилам игры элементы не повторяются). Кто из них выиграл? N Na Zn Cl Hg Ge O He Al Si S Sr Pb Ca F Te Br Te N Fe Co Br Se Rb As Ar Cs Ba Sn Ag Au C 3

4 1.2. ОКСИДЫ, ГИДРОКСИДЫ, СОЛИ 8. Найди ошибки в определении: «Оксиды сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород». Какие существенные признаки понятия «оксиды» не указаны в определении? Какие признаки можно убрать из определения? Запиши правильное определение. Оксиды - 9. Подчеркни формулы оксидов: H 2 O, CO, О 2, Н-О-Н, As +3 2O 3, Н-О-О-Н, P 2 O 5, P 2 O 3, O 3, SO 2, OF 2, I 2 O 7, HClO, SO 3, KO 2, KO 3, P 4 O 6, P 4 O 10, H 2 СO, ХО 2, ХО 2-2, ХО -1 2, ХО, Х 2 О. 10. Закончи схему классификации оксидов (см. минисправочник «Неорганическая химия в реакциях», стр.1). Оксид неметалла Оксид металла в степени окисления +2 остальные несолеобразующий оксид кислотный амфотерный основной солеобразующий оксид Могут ли атомы металлов образовывать оксиды: а) несолеобразующие; б) кислотные; амфотерные? 2. Могут ли атомы неметаллов образовывать оксиды: а) амфотерные; б) основные; в) несолеобразующие? 3. Может ли оксид ХО 2 быть: а) кислотным; б) амфотерным; в) основным; несолеобразующим? 4. Может ли оксид Х 2 О 3 быть: а) кислотным; б) амфотерным; в) основным; несолеобразующим? Проверь себя число положительных ответов во всем упражнении должно быть равно Составь формулы и подпиши характер оксидов: а) азота (с.о. +1, +2, +3, +5) ; б) хлора (с.о. +1, +3, +5, +7) ; 4

5 2. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕКОТОРЫХ КЛАССОВ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 2.1. СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ И КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ 25. Посмотри в минисправочнике «Неорганическая химия в реакциях» как оксиды взаимодействуют с водой. Зачеркни формулы оксидов, не реагирующих с водой: Na 2 O, SO 2, MgO, SiO 2, CuO, P 2 O 5, Ag 2 O, H 2 O, BaO, Fe 2 O 3, СО, SeO 3. Оксиды каких металлов взаимодействуют с водой? 26. Познакомься с ПД и разберись как составлять уравнения реакций с помощью минисправочника. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 «Составление уравнений реакций с помощью минисправочника «Неорганическая химия в реакциях» Программа деятельности Пример выполнения: 1. Перепиши задание в тетрадь. Na 2 O + H 2 O 2. Под формулами веществ подпиши названия классов, к кото- основной вода Na 2 O + H 2 O рым они принадлежат. оксид 3. В минисправочнике найди соответствующую схему превра- основной + вода щелочь «Основные оксиды» схема 1: оксид щений. 4. Проверь, могут ли предлагаемые вещества реагировать таким образом (см. описание реакции под схемой) 5. Определи остальных участников реакции, впиши их в схему. 6. Расставь стехиометрические коэффициенты. Так реагируют только оксиды щелочных и щелочноземельных металлов. Nа 2 О оксид щелочного металла, с водой взаимодействует. Оксиду Nа 2 О соответствует основание NаОН Na 2 O + H 2 O NаОН Na 2 O + H 2 O 2NаОН 27. Закончи уравнения возможных реакций. 1. (см. минисправочник, схемы 1 разделов «Основные оксиды», «Кислотные оксиды») CaO + H 2 O P 2 O 5 + H 2 O MgO + H 2 O H 2 O + Na 2 O H 2 O + CrO N 2 O 3 + H 2 O Cs 2 O + H 2 O H 2 O + SO 3 11

6 SeO 2 + H 2 O H 2 O + К 2 O FeO + H 2 O BaO + H 2 O H 2 O + SiO 2 H 2 O + CO 2 2. (см. минисправочник, схемы 2 разделов «Основные оксиды», «Кислотные оксиды») Na 2 O + HCl CsOH + N 2 O 5 CrO + HNO 3 BaO + H 2 SO 4 CO 2 + NaOH SO 3 + KOH CaO + H 3 PO 4 HBr + CuO Ca(OH) 2 + P 2 O 5 CoO + H 2 SO 4 H 2 SO 4 + MgO CO 2 + NH 4 OH HCl + BaO CO + NaOH 3. (см. минисправочник, схемы 3 разделов «Основные оксиды», «Кислотные оксиды») CaO + SO 2 CO 2 + SO 2 MgO + SiO 2 MgO + SO 3 BaO + P 2 O 5 Al 2 O 3 + SiO 2 Na 2 O + N 2 O 5 BeO + Na 2 O K 2 O + Al 2 O 3 Na 2 O + Li 2 O P 2 O 5 + SrO N 2 O 3 + K 2 O Al 2 O 3 + CaO CaO + CO 2 CO 2 + BaO CaO + NO 4. (см. минисправочник, схему 4 раздела «Основные оксиды») CaO + H 3 PO 4 Be(OH) 2 + CuO CaO + Al(OH) 3 K 2 O + Zn(OH) 2 CО + KOH Sn(OH) 2 + Na 2 O Al 2 O 3 + Pb(OH) 2 FeO + Al(OH) 3 Cs 2 O + Al(OH) 3 Li 2 O + Zn(OH) 2 5. (см. минисправочник, схему 4 раздела «Кислотные оксиды») Na 2 CO 3 + SiO 2 SiO 2 + MgSO 3 CO 2 + CaSiO 3 K 2 CO 3 + SO 2 Na 3 PO 4 + SiO 2 Na 2 CO 3 + P 2 O 5 12

7 28. Закончи уравнения реакций c участием оксидов: а) СaO + CaSO 4 ; г) Na 2 CO 3 ; б) СaO +... CaSO 4 + H 2 O; д)... + KOH... + K 2 SO 3 ; в) + Ba(OH) 2 ; е) MgCl Сколько кислот можно получить при добавлении к воде: а) оксида азота (V) ; б) оксида фосфора (V) ; в) оксида цинка; г) оксида азота (II) ; д) хлороводорода; е) оксида натрия; ж) монооксида углерода? Проверь себя общее число кислот должно быть равно Составь уравнения реакций, соответствующие схемам (каждая реакция идет c участием одного или нескольких оксидов). а) SO 3 H 2 SO 4 BaSO 4 ; б) Na 2 O NaOH Na 2 CO 3 Na 2 SiO 3 ; в) SO 2 H 2 SO 3 K 2 SO 3 SO 2 K 2 SO 3 ; г) HCl H 2 O H 2 SO 4 CaSO 4 ; д) CaCO 3 CO 2 K 2 CO 3 K 2 SiO 3 ; е) CO 2 Na 2 CO 3 CO 2 CaCO 3. ; ж) кислотный оксид кислота вода; з) основной оксид соль кислотный оксид; и) кислотный оксид вода щелочь. 31. Предложи способ: а) выделения оксида магния из его смеси с оксидом калия; б) выделения оксида кремния из его смеси с оксидом фосфора (V). 32. Подчеркни названия гидроксидов, которые могут быть получены при взаимодействии оксидов с водой: серная кислота, гидроксид аммония, гидроксид алюминия, кремневая кислота, гидроксид железа (II), фосфорная кислота, плавиковая кислота, гидроксид меди (II), тетрагидроксоалюминат натрия, гидроксохлорид магния, гидроксид калия. Проверь себя число подчеркнутых названий должно быть равно 3. 13

8 SeO 2 + H 2 O H 2 O + К 2 O FeO + H 2 O BaO + H 2 O H 2 O + SiO 2 H 2 O + CO 2 2. (см. минисправочник, схемы 2 разделов «Основные оксиды», «Кислотные оксиды») Na 2 O + HCl CsOH + N 2 O 5 CrO + HNO 3 BaO + H 2 SO 4 CO 2 + NaOH SO 3 + KOH CaO + H 3 PO 4 HBr + CuO Ca(OH) 2 + P 2 O 5 CoO + H 2 SO 4 H 2 SO 4 + MgO CO 2 + NH 4 OH HCl + BaO CO + NaOH 3. (см. минисправочник, схемы 3 разделов «Основные оксиды», «Кислотные оксиды») CaO + SO 2 CO 2 + SO 2 MgO + SiO 2 MgO + SO 3 BaO + P 2 O 5 Al 2 O 3 + SiO 2 Na 2 O + N 2 O 5 BeO + Na 2 O K 2 O + Al 2 O 3 Na 2 O + Li 2 O P 2 O 5 + SrO N 2 O 3 + K 2 O Al 2 O 3 + CaO CaO + CO 2 CO 2 + BaO CaO + NO 4. (см. минисправочник, схему 4 раздела «Основные оксиды») CaO + H 3 PO 4 Be(OH) 2 + CuO CaO + Al(OH) 3 K 2 O + Zn(OH) 2 CО + KOH Sn(OH) 2 + Na 2 O Al 2 O 3 + Pb(OH) 2 FeO + Al(OH) 3 Cs 2 O + Al(OH) 3 Li 2 O + Zn(OH) 2 5. (см. минисправочник, схему 4 раздела «Кислотные оксиды») Na 2 CO 3 + SiO 2 SiO 2 + MgSO 3 CO 2 + CaSiO 3 K 2 CO 3 + SO 2 Na 3 PO 4 + SiO 2 Na 2 CO 3 + P 2 O 5 12

9 28. Закончи уравнения реакций c участием оксидов: а) СaO + CaSO 4 ; г) Na 2 CO 3 ; б) СaO +... CaSO 4 + H 2 O; д)... + KOH... + K 2 SO 3 ; в) + Ba(OH) 2 ; е) MgCl Сколько кислот можно получить при добавлении к воде: а) оксида азота (V) ; б) оксида фосфора (V) ; в) оксида цинка; г) оксида азота (II) ; д) хлороводорода; е) оксида натрия; ж) монооксида углерода? Проверь себя общее число кислот должно быть равно Составь уравнения реакций, соответствующие схемам (каждая реакция идет c участием одного или нескольких оксидов). а) SO 3 H 2 SO 4 BaSO 4 ; б) Na 2 O NaOH Na 2 CO 3 Na 2 SiO 3 ; в) SO 2 H 2 SO 3 K 2 SO 3 SO 2 K 2 SO 3 ; г) HCl H 2 O H 2 SO 4 CaSO 4 ; д) CaCO 3 CO 2 K 2 CO 3 K 2 SiO 3 ; е) CO 2 Na 2 CO 3 CO 2 CaCO 3. ; ж) кислотный оксид кислота вода; з) основной оксид соль кислотный оксид; и) кислотный оксид вода щелочь. 31. Предложи способ: а) выделения оксида магния из его смеси с оксидом калия; б) выделения оксида кремния из его смеси с оксидом фосфора (V). 32. Подчеркни названия гидроксидов, которые могут быть получены при взаимодействии оксидов с водой: серная кислота, гидроксид аммония, гидроксид алюминия, кремневая кислота, гидроксид железа (II), фосфорная кислота, плавиковая кислота, гидроксид меди (II), тетрагидроксоалюминат натрия, гидроксохлорид магния, гидроксид калия. Проверь себя число подчеркнутых названий должно быть равно 3. 13

10 33. Подчеркни формулы веществ, с которыми реагирует: а) оксид углерода (IV): HCl, Mg(OH) 2, CaO, H 3 PO 4, SiO 2 ; б) оксид кальция: NaOH, H 2 O, SO 2, S 2 O, CO 2, MgO; в) оксид фосфора (V): HCl, Ca(OH) 2, H 2 O, H 3 PO 4, Na 2 CO 3? Напиши уравнения соответствующих реакций. 34. Какие из перечисленных веществ могут попарно реагировать друг с другом: а) SO 2, P 2 O 5, HCl, CaO; б) Na 2 O, CuO, HСl, N 2 O; в) K 2 O, CO, BaO, P 2 O 5? Составь уравнения реакций. Проверь себя всего должно получиться 7 уравнений реакций. 35. Пользуясь минисправочником (разделы «Основные оксиды» и «Кислотные оксиды»), определи, какие вещества зашифрованы буквами (если возможны несколько вариантов предложи один). 1. А + Б H 2 SO 4 ; A + B NaOH; Б + В Г. 3. А + Б BaSiO 3 ; Б + В BaSiO 3 + Г; Г + А В. 2. А + H 2 O Б; Б + SO 2 В + H 2 O (в состав В входят атомы трех элементов, один из которых калий). 4. А + Б В; B + Г Д + А; А + Е В + Н 2 О; Б + H 2 O E (вещество В называют кальцинированной содой, вещество Г нерастворимо в воде). 5. H 2 O A (содержит 6 атомов) H 2 O Б (3 атома) H 2 O В (8 атомов) Г (13 атомов). 36. В предложенных рядах исключи (вычеркни) одну лишнюю формулу - такую, которая не образует с остальными однородную группу: а) N 2 O, NO 2, N 2 O 3 ; б) CO 2, SO 2, SiO 2 ; в) SrO, SnO, CrO; г) Mn 2 O 7, P 2 O 5, CrO 3. Объясни свой выбор. 37. Используя только реакции, протекающие с участием оксидов, получи максимально возможным числом способов: а) сульфат натрия; б) воду; в) сульфит калия; г) карбонат кальция. 14

11 89. Соль А - белое, хорошо растворимое в воде соединение. При прибавлении к водному раствору А нитрата серебра образуется белый осадок. При добавлении к такому же раствору по каплям раствора NaOH образуется белый студенистый осадок В. При прoкаливании В образуется белое тугоплавкое вещество С, по твердости приближающееся к алмазу. Напиши уравнения реакций. Почему для образования В NaOH добавляют по каплям? 90. Простое газообразное вещество А желто-зеленого цвета с резким запахом реагирует с металлом В красного цвета с образованием соли С. При действии щелочи на водный раствор С выделяется голубой студенистый осадок. Напиши уравнения реакций. 91. Простое вещество, содержащее элемент Х, входящий в состав щитовидной железы, при взаимодействии с газообразным веществом Y образует сильную кислоту Z. Z вступает в реакцию обмена с нитратом драгоценного металла с образованием желтого осадка. Напиши уравнения описанных реакций. 92. При действии раствора HCl на водный раствор соли А выделяется бесцветный газ В с неприятным запахом, при пропускании которого через раствор нитрата свинца образуется черный осадок С. Приведи уравнения реакций. 93. Летучая кислота А при нейтрализации KOH дает соль В, которая при прокаливании выделяет газ, поддерживающий горение, и другую соль С. Напиши уравнения реакций. СОДЕРЖАНИЕ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ Металлы и неметаллы Оксиды, гидроксиды, соли 4 2. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕКОТОРЫХ КЛАССОВ НЕОРГА- 11 НИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 2.1. Свойства основных и кислотных оксидов Реакции ионного обмена (РИО) в растворах электролитов Свойства оснований и кислот Свойства солей Взаимодействия кислот с металлами Дополнительные задачи 31 32


Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева 1. Заряд ядра атома химического элемента, расположенного в 3-м периоде, IIA группе равен 1) +12 2) +2 3) +10 4) +8 2. Чему равен заряд ядра атома (+Z),

ШКОЛЬНИКУ И АБИТУРИЕНТУ ДЕРЯБИНА Н.Е. ХИМИЯ ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ Теоретические основы Вопросы Упражнения Задания Справочный материал Москва 2010 7.6. Кислотные оксиды Кислотные оксиды

Химические свойства солей (средних) ВОПРОС 12 Соли это сложные вещества состоящие из атомов металлов и кислотных остатков Примеры: Na 2 CO 3 карбонат натрия; FeCl 3 хлорид железа (III); Al 2 (SO 4) 3

Банк заданий для промежуточной аттестации по химии за курс 8-го класса. Выберите номер правильного ответа: А 1. Строение атома. 1. Заряд ядра атома углерода 1) 3 2) 10 3) 12 4) 6 2. Заряд ядра атома натрия

Краткая информация о проведении проверочной работы по химии 9-го класса Проверочная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит

1. Какой из перечисленных элементов является наиболее типичным неметаллом? 1) Кислород 2) Сера 3) Селен 4) Теллур 2. Какой из перечисленных элементов имеет наибольшую электроотрицательность? 1) Натрий

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ» 1.Сложное вещество А) водород В) кислород С) сера D) аммиак Е) фосфор ВАРИАНТ 1 2.Масса углекислого газа количеством вещества 2 моль А) 44г В) 33г С) 92г D) 88г Е)

ХИМИЯ Вариант 0000 Инструкция для абитуриентов Для выполнения экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 40 заданий. Если задание не удается выполнить сразу,

1. Чему равен заряд ядра атома углерода? 1) 0 2) +6 3) +12 4) -1 2. Что общего в атомах 12 6С и 11 6С? 1) Массовое число 2) Число протонов 3) Число нейтронов 4) Радиоактивные свойства Входные тесты по

Задания А9 по химии 1. Какой оксид реагирует с раствором, но не реагирует с раствором? MgO Основный оксид, т. к. Mg металл со степенью окисления +2. Основные оксиды реагируют с кислотами, кислотными оксидами,

8 класс учебники: Химия-8 О.С.абриелян Учитель Куклина И.. Изучить параграфы с 1 по 24. Контрольная работа за 1 полугодие по химии 8 класс Часть (выберите один правильный ответ): 1. Распределение электронов

Банк заданий к промежуточной аттестации учащихся 9 класса А1. Строение атома. 1. Заряд ядра атома углерода 1) 3 2) 10 3) 12 4) 6 2. Заряд ядра атома натрия 1) 23 2) 11 3) 12 4) 4 3. Число протонов в ядре

Вопросы к промежуточной аттестации по химии в 8-9 классах на 2012-2013 учебный год Учебник Г.Е, Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 8 класс», «Химия 9 класс» Москва 2009 1. Периодический закон и периодическая

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КЕЛЬЧИЮРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» «КЕЛЬЧИЮРСА ШÖР ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНÖЙ СЬÖМКУД ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заместитель

Соли Определение Cоли сложные вещества, образованные атомом металла и кислотным остатком. Классификация солей 1. Средние соли, состоят из атомов металла и кислотных остатков: NaCl хлорид натрия. 2. Кислые

Вариант 1. 1.К кислотам относится каждое из двух веществ 1)Н 2 S, Na 2 CO 3 2) K 2 SO 4, Na 2 SO 4 3) H 3 PO 4, HNO 3 4) KOH, HCl 2. Гидроксиду меди(ii) соответствует формула 1)Cu 2 O 2)Cu(OH) 2 3)CuOH

Демонстрационный вариант контрольной работы по химии Пояснение к демонстрационному варианту При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольной работы следует иметь в виду, что приведённые в нём

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОР. МОСКВЫ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИСиС»

1. Какая реакция соответствует краткому ионному уравнению Н + + ОН - = Н 2 О? 1) ZnCl 2 + 2NaOH = Zn(OH) 2 + 2NaCl, 2) H 2 SO 4 + CuSO 4 = CuSO 4 + 2H 2 O, 3) NaOH + HNO 3 = NaNO 3 + H 2 O 4) H 2 SO 4

ФИПИ Пробный ОГЭ 2018 по химии Тренировочный вариант 1 Подготовила Мустафина Екатерина Андреевна 1 На приведённом рисунке изображена модель атома 1) бора 2) алюминия 3) азота 4) бериллия 2 Атомный радиус

Тренировочная работа по ХИМИИ 9 класс 15 февраля 2018 года Вариант ХИ90301 Выполнена: ФИО класс Инструкция по выполнению работы Данная диагностическая работа представлена по типу первой модели экзаменационной

Промежуточный контроль по химии 10 класс Вариант 1 Контрольная работа состоит из 18 заданий: 10 заданий с выбором ответа (часть А) и 8 заданий с кратким ответом (часть В). На выполнение теста отводится

Основные классы неорганических соединений Оксиды сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2. Общая формула оксидов Э m О n несолеобразующие Оксиды основные,

1. Основные свойства проявляет внешний оксид элемента: 1) серы 2) азота 3) бария 4) углерода 2. Какая из формул соответствует выражению степени диссоциации электролитов: 1) α = n\n 2) V m = V\n 3) n =

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ (разбор заданий 37). Учитель химии МБОУ СОШ 25 Корнилова Татьяна Павловна. Признак реакции сопровождающие химические превращения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВА ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ 13 ИМ. П.А. ОВЧИННИКОВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ХИМИЯ Контрольный срез по химии для 8 класса (итоговое тестирование) 1 вариант 1. Сколько электронов находится на внешнем уровне элемента с порядковым номером 11? 1) 1 2) 3 3) 8 4) 11 2. На данном рисунке

1. Чему равен заряд ядра атома кислорода? 1) 2 2) +6 3) +7 4) +8 2. Что общего в атомах 1 1Н, 2 1Н, 3 1Н? 1) Массовое число 2) Число протонов 3) Число нейтронов 4) Радиоактивные свойства Входные тесты

Итоговый тест за курс IX класса Инструкция для учащихся Тест состоит из 3 частей (А, В и С) и включает 19 заданий (А-13, В-4, С-2). На его выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять

ЗАДАНИЯ для 2 этапа Олимпиады «Первые шаги в медицину» по химии ФИО КЛАСС ШКОЛА АДРЕС, ТЕЛЕФОН Вариант 3 (60 баллов) Часть 1 (12 баллов) При выполнении заданий этой части в бланке ответов 1 под номером

Вопросы к промежуточной аттестации по химии в 8-9 классах Учебник Г.Е, Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 8 класс», «Химия 9 класс» Москва 2014 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ТЕСТ ПО ХИМИИ (ЭКСТЕРНАТ 9 КЛАСС) 1. Химическая реакция, протекающая с образованием осадка а)h 2 SO 4 + BaCl 2 б) HNO 3 + KOH в) HCl + CO 2 г) HCl + Ag 2. С какими из веществ а) карбонат

ХАРАКТЕРНЫЕ СВОЙСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ УЧИТЕЛЬ МБОУ 46 БОРИСОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА В ПЕРЕЧНЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ (ПО КОДИФИКАТОРУ), ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ЕГЭ ПО ХИМИИ В 2017Г.,

1. Из предложенного перечня выберите два оксида, которые реагируют с раствором соляной кислоты, но не реагируют с раствором гидроксида натрия. CO SO 3 CuO MgO ZnO 2. Из предложенного перечня выберите два

Часть 1 Ответом к заданиям 1 15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы. 1 Число занятых электронных слоёв равно 1) номеру

Варианты контрольных работ по «Химии» Задание к контрольной работе составлено в 4 вариантах. Студент должен выполнить работу по варианту, номер которого соответствует начальной букве фамилии. Вариант 1

Оксиды. Определение: оксиды соединение образованное двумя элементами, в составе которых есть кислород в степени окисления минус 2. Классификация оксидов. 1. Несолеобразующие (нет соответствующих гидроксидов*)

Всё самое важное, что было в первом полугодии Все окружающие нас объекты (тела) состоят из веществ. Вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов. Однако, в некоторых веществах атомы сразу соединяются

Контрольная работа «ПСХЭ и строение атома» 11 класс Вариант 1 1. Дайте характеристику химического элемента с порядковым номером 11. 2. На основании положения в Периодической системе расположите элементы:

Оценочные материалы по химии 8 класс Контрольная работа 1 «Атомы химических элементов» Проверяемые элементы содержания Номер Проверяемые элементы содержания / код по кодификатору ФИПИ задания Часть А Современные

ХИМИЯ, 11 класс Вариант 1, Ноябрь 2010 Краевая диагностическая работа по ХИМИИ ВАРИАНТ 1 При выполнении заданий А1 А8 в бланке ответов 1 под номером выполняемого задания поставьте знак «х» в клеточку,

Контрольный тест для поступающих в 10 физико-химический класс (химическая специализация), 2013 г. ОТВЕТЫ (выделены жирным шрифтом) Часть 1 А1. Какую формулу имеет высший оксид элемента, электронная конфигурация

Классификация неорганических соединений. В основные классы неорганических соединений входят оксиды, кислоты, основания и соли. Оксидами называются вещества, состоящие из двух элементов, один из которых

Входной контроль 9 класс (естественнонаучный) Вариант 1 1. Схема распределения электронов по электронным слоям: 1s 2 2s 2 2p 4 соответствует атому 1) хлора 2) фтора 3) кислорода 4) серы 2. В каком ряду

Оксиды Определение Оксиды бинарные соединения, в составе которых есть кислород в степени окисления минус 2. Классификация оксидов 1. Несолеобразующие (нет соответствующих гидроксидов) Гидроксид соединение,

Повторение А9 и А10 (свойства оксидов и гидроксидов); А11 Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) А12 Взаимосвязь неорганических

Итоговая контрольная работа в 9 классе 2016-17 год (демоверсия). Время выполнения роботы 90 минут. План работы. Содержание задания Уровень сложности Максимальный балл. 1 Строение атома. Строение электронных

Химия. 9 класс Вариант 003-1 Основной государственный экзамен по ХИМИИ Вариант 003 Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания. Часть 1 содержит

ТЕМА 1. Щелочные металлы Тренировочные задания 1. Верны ли следующие суждения? А. Семейство щелочных металлов расположено в IА группе Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Б. Максимальная

Тематическая диагностическая работа по подготовке к ОГЭ по ХИМИИ по теме «Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции» Район. Город (населённый пункт).

Тренировочная работа по ХИМИИ 9 класс 20 декабря 2017 года Вариант ХИ90201 Выполнена: ФИО класс Инструкция по выполнению работы Данная диагностическая работа представлена по типу первой модели экзаменационной

Тренировочная работа по ХИМИИ 9 класс 17 февраля 2017 года Вариант ХИ90303 Выполнена: ФИО класс Инструкция по выполнению работы Данная диагностическая работа представлена по типу первой модели экзаменационной

Тема ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА Проверяемый элемент содержания Форма задания Макс. балл 1. Электролиты и неэлектролиты ВО 1 2. Электролитическая диссоциация ВО 1 3. Условия необратимого

Классификация неорганических веществ Сазонов В.В., учитель химии МКОУ средней общеобразовательной школы д. Васькино Нижнесергинского района Свердловской области Цель урока Повторить классификацию неорганических

Тренировочная работа по подготовке к ОГЭ по ХИМИИ 13 марта 2015 года 9 класс Вариант ХИ90403 Выполнена: ФИО класс Инструкция по выполнению работы Данная диагностическая работа представлена по типу первой

Пояснительная записка к диагностическим и тренировочным работам в формате ГИА (ЕГЭ): Данная работа составлена в формате ГИА (ЕГЭ) в соответствии с демонстрационной версией, опубликованной на сайте ФИПИ

Химия 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (90 минут) 3 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ХИМИИ по темам «Строение веществ: строение атома, химическая связь, кристаллические

5. Классификация неорганических веществ Оксиды сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2. Оксиды получаются обычно при взаимодействии простых

6. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп Металлы это химические элементы, атомы которых легко отдают электроны внешнего (а некоторые и предвнешнего) электронного слоя, превращаясь

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО ХИМИИ: ЗАДАНИЯ БАЗОВОГО И ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ Щетникова Г.Г. учитель химии МАОУ СОШ 7 Г.Тюмени ТИПЫ ЗАДАНИЙ Задания базового уровня 1-15 Задания повышенного уровня 16-19

9 класс. Химия. Используется с бланками ответов Вариант 2015-1 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 25 заданий. Часть

Демонстрационный вариант проверочных материалов для промежуточной аттестации обучающихся 9 классов (в форме семейного образования и самообразования) по ХИМИИ 4 5 В 4 периоде главной подгруппы V(А) группы

Задания 9 класса 1. Положительную степень окисления азот проявляет в соединении: 1. NO 3. Na 3 N 2. NH 3 4. N 2 H 4 2. Металлический натрий не реагирует с: 1. HCl 2. O 2 3. К основным оксидам относится:

ТЕСТ ПО ХИМИИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В 9 КЛАСС Максимально 60 баллов Дополните: 1.Установите соответствия между формулой и классом неорганических веществ: Формула Класс неорганических веществ: 1) LiOH А) нерастворимое

Неорганическая химия в заданиях ГИА Можаев Г.М. ТОГИРРО 2018 Сайт КонТрен: kontren.narod.ru Трудные темы Базовый уровень Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных Характерные

Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2015 г. Инструкция по выполнению работы На выполнение контрольной работы по химии отводится 90 минут. Работа состоит из 22 заданий. В части 1 в заданиях 1-15 нужно выбрать

Химия 11 класс. Демонстрационный вариант 4 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ЕГЭ по ХИМИИ по темам «Металлы. Неметаллы» Инструкция по выполнению работы На выполнение работы

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...