Выставка карла брюллова в третьяковке очередь. В третьяковке открылась выставка картин брюллова

Третьяковская галерея продолжает удивлять россиян своими выставками. Таким образом на показы известных художников постоянно выстраиваются очереди не только из россиян, но и гостей нашей страны.

После Серова и Айвазовского здесь открылась выставка автора «Последнего дня Помпеи». Это творение сделало из Карла Брюллова настоящего «Карла Великого». Именно так начали величать художника. Он был избран почетным членом Академии изящных искусств в разных городах и странах. В галереи Уффици, где собрана коллекция его автопортретов, заказали Карлу его изображение.

Сын гравера и академика французского происхождения Павла Брюлло показан полотнами, которые раньше практически невозможно было увидеть, ведь все работы были собраны в частные коллекции.

Владельцем коллекции является прапраправнучатый племянник художника. Среди восьми работ, которые знают только специалисты, есть «Дама у фортепьяно», где специалисты узнали супругу автора. Известно, что дочка бургомистра из Риги, которая брала уроки у самого Шопена, спустя год совместной жизни тайно убежала от возлюбленного.

Некоторые из картин, что показаны на выставке, на протяжении длительного времени была в других странах. Один из ранних автопортретов автора был куплен в Лондоне, еще одну работу приобрели в Париже.

На выставке показывают супругу Александра Демидова, который является представителем российской династии бизнесменов.. Известно, что два ее жениха умерли до свадьбы. Ее портрет Брюллов смог написать не сразу. Благодаря записям ученика автора можно узнать, как писался портрет. В настоящее время работа храниться в Константиновском дворце.

Восемь полотен, которые не так уж известны, будут в галереи до начала лета. Они дополнят экспозицию Карла, которая находится в нескольких шагах.

Карл Павлович появился на свет в декабре 1799 года в Санкт-Петербурге. Его отцом был знаменитый живописец и академик, поэтому судьба сына была решена практически сразу после его рождения. Все его братья получали образование в Академии художеств, где преподавателем был глава семейства.

В детские года мальчик сильно болел. До семи лет он практически не поднимался с кровати. Его папа строго к нему относился и заставлял его рисовать фигурки наравне с остальными братьями. Если у мальчика не получалось, его могли оставить без еды, причем, это было самое меньшее его наказание. Как-то раз за такую провинность отец так сильно ударил мальчика, что он остался глухим на одно ухо.

В Академии Карл был хорошим учеником. Все преподаватели удивлялись, что мальчик так хорошо рисует. После того, как он закончил учебы с отличием, решил вступить в Общество поощрения художников. На деньги этого общества он смог поехать в Италию, настояв на том, чтобы его брат отправился вместе с ним.

Брюллов побывал во многих городах в Европе, однако больше всего ему понравилась Италия, где он провел более двенадцати лет. Именно здесь он проявил себя настоящим художником и стал известным автором.

Жизнь в этой стране была веселой. В 1829 года он разорвал все отношения с обществом художников, которые его спонсировали. Вполне вероятно, что сделал он это из-за заказа работы «Последний день Помпеи» русским предпринимателем Демидовым. На работу над картиной ушло шесть лет.

Спустя пять лет русский император Николай первый вызвал художника в Россию. Его картину выставили в академии художеств. В Италии он оставил свою возлюбленную, которой была графиня Самойлова.

В России художник стал настоящим героем, однако личная жизнь никак не складывалась. Карл влюбился в Эмилию Тимм, которая играла на пианино. Все было отлично, по перед свадьбой девушка призналась, что живет со своим отцом. Они расписались, однако ничего не изменилось. Отец девушки воспользовался свадьбой, как прикрытием, поэтому Карлу спустя два месяца пришлось разорвать все отношения.

После этого начали распространяться различные сплетни, а Карла стали отвергать. Художник начал постоянно болеть, появились проблемы с сердцем. В 1849 году он отправился на лечение в другую страну, а спустя год оказался в столице Италии. Здесь он и умер спустя два года.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Сегодня в Третьяковке открылась выставка «Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга». Представлено всего восемь портретов, но все они оказались в Москве впервые. Ядро выставки - работы собранные Андреем Львовичем Катковым, потомком архитектора Александра Брюллова, старшего брата живописца Карла Брюллова. Вот он в центре:


Начало коллекции было положено семейной реликвией - «Портрет аббата». Считается, что здесь изображен настоятель церкви Святых апостолов Петра и Павла в период, когда оба Брюллова работали над возведением и украшением нового здания этой лютеранской церкви на Невском проспекте.

В дальнейшем Андрей Катков целенаправленно разыскивал работы своего предка, иной раз приобретая их за границей из распродаваемых частных собраний. Как, например, этот ранний автопортрет Брюллова, приобретенный на лондонском аукционе.

Или конный портрет русского и французского мецената, действительного статского советника, князя Сан-Донато Анатолия Николаевича Демидова, приобретенный в Париже. Это одна из последних, если не последняя работа Брюллова. Кстати, «Последний день Помпеи» Брюллов написал именно по заказу Демидова.

Из московского собрания доктора медицины академика Дмитрия Аркадьевича Жданова поступило парадное изображение «Дамы у фортепьяно». Искусствовед Эсфирь Ацаркина считает, что на портрете изображена супруга Брюллова Эмилия Тимм, дочь рижского бургомистра, сестра Вильгельма Тимма, издателя знаменитого «Художественного листка». Весной 1838 года в мастерской художника-баталиста Александра Зауервейда Брюллов познакомился с «девушкой замечательной красоты», именно к этому периоду жизни художника и относится портрет «Дамы у фортепьяно».

Семейный «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» был куплен у петербургских наследников великого физиолога и нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова. Княгиня Екатерина Петровна Гагарина была женой российского посланника в Риме князя Григория Ивановича Гагарина. По отзывам современников княгиня отличалась «высокими достоинствами ума и сердца». Этот групповой портрет Брюллов написал летом 1844 г. на вилле Гагариных Grotta Ferata в предместье Рима. На столе разложены принадлежности для рисования акварелью. Так что можно сказать не только Брюллов пишет семейство Гагариных, но и маленький мальчик рисует ответный портрет живописца.

Интересна история вновь обнаруженного повторения самого известного автопортрета Брюллова, кстати, хранящегося сейчас как раз в Третьяковке, так что можно сравнить эти две версии. Вообще, по воспоминаниям графини С.А. Бобринской, этот портрет буквально тиражировался Брюлловым при участии его учеников. В конце XIX века экземпляр из коллекции Каткова принадлежал великому князю Константину Константиновичу и находился в Мраморном дворце. В результате послереволюционных перераспределений картина попала в Музей Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом), откуда с разрешения президента Академии Н.И. Вавилова была передана художнику Геннадию Епифанову в обмен на скульптурный бюст Ломоносова работы Федота Шубина. До недавнего времени портрет хранился у потомков Епифанова.

Великая княгиня Елена Павловна, урожденная принцесса Вюртембергская - супруга великого князя Михаила Павловича, изображена в черном платье, которое она носила в связи с придворным трауром по скончавшейся 24 октября 1828 года вдовствующей императрице Марии Федоровне, жене Павла I.

Наконец, в рамках выставочного проекта впервые в Третьяковке экспонируется «Портрет А.К. Демидовой» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Стрельне. Эту картину Третьяковка пыталась приобрести на аукционе еще в 1995 году, но тягаться с Галиной Вишневской не смогла. Позднее, в 2007 году, когда на торгах аукциона «Сотбис» в Лондоне распродавалась коллекция Растроповича и Вишневской была предпринята еще одна попытка, также неудачная. На этот раз обскакал Алишер Усманов. Теперь хотя бы на полгода этот портрет оказался в стенах музея.

Рядом с выставкой находится зал Брюллова, можно посмотреть и другие его работы, входящие в постоянную экспозицию ГТГ, где их собрано более пятидесяти.

Отдельной опцией можно приобрести каталог выставки. Цена вопроса - 700 руб.

Владелец полотен, представленных в первой экспозиции года, -предприниматель Андрей Львович Катков, праправнук архитектора Александра Павловича Брюллова, старшего брата Карла Брюллова.

Зельфира Исмаиловна Трегулова, директор ГТГ: "Коллекционеры для нас сегодня - важнейшие партнёры ". С коллекционерами у Третьяковки вообще особые отношения, ведь галерея и началась с коллекции, и сейчас она живёт и полнится, в основном, благодаря собирателям, меценатам.

Андрей Львович признаётся, что за последние двадцать лет даже на самых престижных аукционах картины Брюллова появляются довольно редко, и в частных собраниях его немного, поэтому сотрудники музея считают большой удачей возможность показать московской публике хотя бы несколько работ художника, известных ранее только специалистам.

Экспозиция расположилась в небольшом зале, рядом с произведениями Александра Иванова (кстати, одним из учителей Брюллова был отец Александра Иванова - Андрей Иванович Иванов), и тут же недалеко - полотна Карла Павловича (из собрания самой Третьяковский галереи). Хотя размеры зала весьма скромны, но оформлено помещение буквально-таки по-царски: благородный изумрудный цвет, золотые надписи, роскошные барочные рамы - отдельные произведения искусства (требующие, между прочим, не меньший уход, чем сами картины).

Просмотр начинается с "Портрета аббата" - семейной реликвии потомков Брюллова (можно сказать, что именно этот портрет и стал первой картиной в коллекции Каткова). Далее - на отдельной стене - "Портрет княгини Авроры Демидовой", написанный по заказу её мужа Павла Николаевича Демидова сразу после свадьбы. Неуловимая Аврора: Третьяковка давно мечтала приобрести эту работу Брюллова, однако на аукционах всякий раз кто-нибудь из богачей (например, Галина Вишневская или Алишер Усманов) оказывался, видимо, проворнее, "счастливее". Правда, надо сказать, что Алишер Бурханович купленные им произведения искусства передал в дар государству (они находятся в Константиновском дворце в Стрельне). Кстати, пять лет назад в Русском музее проходила выставка десяти неизвестных полотен Карла Павловича (перед этим каждая из них прошла серьёзнейшую экспертизу). Тогда петербуржцы познакомились почти со всеми картинами, привезёнными сейчас в Москву, кроме портрета "соименницы зари".

В условном центре экспозиции - "Портрет молодой женщины у фортепьяно". Есть мнение, что на нём изображена Эмилия Фридриховна Тимм - будущая жена Брюллова (они проживут всего месяц, и на долгие годы затянется их бракоразводный процесс, но картина создавалсь в период влюблённости автора в пианистку, и, конечно, на ней нет и тени грядущих событий и испытаний).

В завершении - два автопортрета, разделённых временем (в прямом смысле: между ними стоят каминные малахитовые часы с золотом, как бы концентрируя в себе дух, ту роскошь старины, которая правит на этой выставке). Первый автопортрет (овальный) написан в начале тридцатых, второй - в возрасте пятидесяти лет.

Понятно, что термины "классицизм", "романтизм" и т.п. вводятся уже после - потомками, то есть художник не подозревает, что он, на самом деле, классицист или романтик, или и классицист, и романтик. Это же можно сказать и про Брюллова. Его обвиняли в слишком верном служении академизму, дескать, в XIX веке можно уже чуть-чуть отойти и начать искать что-то своё, но теоретического оформления у происходящих явлений ещё, конечно, не было. Двигаясь по залу новой экспозиции всё же видно, что поиски шли: Брюллов не консервативен и не статичен. Зефирные щёки и бело-облачные плечи, причёски "волосок к волоску", виртуозно выписанные наряды и интерьеры сменяются болезненной бледностью, "мглистым" фоном, всклокоченностью как отражением внутреннего смятения, бури, даже присутствием чего-то демонического ("автопортрет" 30-х, например). В общем, тем, что позже назовут "романтизмом".

"Мы думали о камерных, фокусных выставках высочайшего уровня, которые обновили бы нашу постоянную экспозицию и заставили приходить посетителей ещё и ещё раз в залы, не думая, что здесь всё так, как было двадцать пять лет назад ", - Зельфира Трегулова.

Если давно нужен был какой-то повод сходить в Третьяковку, вот он: "Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга". Выставка открыта до 24 июня 2018 года.

Выставка впервые знакомит московскую публику с восемью произведениями Карла Павловича Брюллова (1799–1852), крупнейшего русского художника первой половины XIX века.

Демонстрация картин рядом с хрестоматийными полотнами мастера в экспозиционных залах Третьяковской галереи дополняет представление о художественном наследии Брюллова, а также дает зрителю редкую возможность познакомиться с настолько значимыми произведениями, известными лишь специалистам. Подобные выставки вводят в общий культурный контекст картины, скрытые от глаз широкой публики, «скрепляют звенья общей цепи» истории русского искусства.

Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга, представленные в залах Третьяковской галереи, исполнены К.П. Брюлловым в различные периоды творчества. Они демонстрируют своеобразные типологические структуры портретного образа: парадные и камерные изображения, групповой семейный портрет, конный «портрет-прогулка», автопортреты.

Брюллов-портретист исходил, прежде всего, из особенностей модели. Для живописца главным оставался человек с его неповторимыми индивидуальными чертами и особым душевным настроем. Найденная композиция каждого портрета, его колористическое решение всегда звучала в унисон с внутренним миром изображенных людей.

Владелец коллекции - прапраправнук архитектора Александра Брюллова, старшего брата живописца Карла Брюллова. От своих прославленных родственников коллекционер унаследовал семейную реликвию «Портрет аббата» (конец 1830-х). Замечательное по мастерству и выразительности произведение всегда находилось в поле зрения исследователей. Так, портрет экспонировался на выставке картин и редких произведений, принадлежащих членам императорского дома и частным лицам Петербурга (1861) и на Историко-художественной выставке русских портретов, проходившей в Таврическом дворце (1905).

Первоначальный собирательский интерес владельца к творчеству Брюллова был обусловлен фактом его личной биографии. В последующие годы шли целенаправленные поиски работ легендарного предка. Некоторые из произведений долгое время находились в частных руках за границей. Так, один из ранних автопортретов К.П. Брюллова был приобретен на лондонском аукционе, а конный портрет А.Н. Демидова куплен в Париже. Из московского собрания доктора медицины академика Д.А. Жданова поступило парадное изображение «Дамы у фортепьяно» (1838). Авторитетный исследователь творчества живописца Э.Н. Ацаркина атрибутировала изображенную на портрете как супругу Брюллова Эмилию Тимм. Семейный «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824) был куплен у петербургских наследников великого физиолога и нобелевского лауреата И.П. Павлова.

Интересна история бытования вновь обнаруженного повторения самого известного автопортрета Брюллова (1848, ГТГ). В конце XIX века этот экземпляр принадлежал великому князю Константину Константиновичу (поэтический псевдоним - К.Р.) и находился в Мраморном дворце. В результате послереволюционных перераспределений картина попала в Музей Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом), откуда с разрешения президента Академии Н.И. Вавилова была передана художнику Г.Д. Епифанову в обмен на скульптурный бюст М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина. До недавнего времени портрет хранился у потомков Епифанова.

В результате буквально за 15 лет удалось приобрести еще пять портретов кисти Брюллова. В числе других произведений эти работы экспонировались в залах Государственного Русского музея в 2013 году на выставке «Карл Брюллов. Из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга». Предварительно все произведения прошли тщательную искусствоведческую и технико-технологическую экспертизу.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...