Дорисуй овалы так чтобы получились предметы показать. Педагогический опыт раннее развитие фоторепортаж рисование и живопись геометрические дорисовалки для развития фантазии бумага. Учащихся начальной школы

2. Три краски.

3.

4. Волшебная ниточка.

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

5. Неоконченный рисунок.

6. Волшебники.

7. О чем рассказала музыка.

Цель: развитие творческого воображения.

8. Волшебная мозаика.

9. Поможем художнику.

10. Волшебные картинки.

11. Чудесные превращения.

12. Чудесный лес.

13. Перевертыши.

Цель: развитие творческого воображения.

16. Рисуем вместе.

17. Волшебное дерево.

18. Восковая скульптура.

19. Живая картина.

20. Комбинирование.

21. Упражнение «Точки».

22. Кляксография

23. Кругольники

25. На что похож круг.

Цель: развитие креативности

Цель: развитие воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности

1. На что похожи наши ладошки

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Три краски.

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Превращение пятнышек краски (техника рисования - монотипия).

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску или несколько цветов красок на середину листа или на половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Волшебная ниточка.

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Неоконченный рисунок.

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Волшебники.

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. О чем рассказала музыка.

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

8. Волшебная мозаика.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

9. Поможем художнику.

Цель: развивать умения детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

10. Волшебные картинки.

Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются листы бумаги. На каждом листе схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски.

Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке(линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)

11. Чудесные превращения.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

12. Чудесный лес.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

13. Перевертыши.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

14. Сказочное животное (растение).

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название рисунку. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

15. Отгадай, что я задумал, и дорисуй

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ.

Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.

Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

16. Рисуем вместе.

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.).

Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы.

На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики - например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова - зеленая, солнце - синее и т.д.).

17. Волшебное дерево.

Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи.

Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и заинтересованности, а это - одно из главных условий, располагающих к творчеству.

18. Восковая скульптура.

Группа делиться на две команды. Одна команда – это «глина», другая - «скульпторы». По команде скульпторы начинают из глины лепить. До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил "скульптор".

19. Живая картина.

Из группы детей выбирается водящий. Остальные дети создают сюжет по своему усмотрению. Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает картинку.

20. Комбинирование.

Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

21. Упражнение «Точки».

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Используя все точки каждый раз не обязательно.

22. Кляксография

Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

23. Кругольники

Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.

Предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу - длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки - получаются часы. К треугольнику хвостик - веселая морковка. Вариантов много (круг - мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.). Дать установку ребенку -изображение не повторяется.

24. Превращение клякс (техника раздувания капель краски с помощью коктельной трубочки).

Цель: развитие воображения, дыхания.

На лист бумаги капнуть несколько капель краски одного цвета или разных цветов. С помощью коктельной трубочки раздуть капли в разные стороны. На что похожи кляксы? Дорисовать полученные изображения. Придумать название рисунка.

25. На что похож круг.

Цель: развитие креативности

Ребенку дается лист бумаги с изображением контура кругов (от 3 до 10) в зависимости от возраста ребенка. Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности.

26. Дорисуй половинку фигуры.

Цель: развитие воображения.

Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованной половинкой какой-либо геометрической фигурой. Нужно угадать, какая геометрическая фигура спряталась в рисунке, дорисовать вторую половинку фигуры. Посмотреть на фигуру, подумать, на что похожа целая геометрическая фигура, дорисовать, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Для дорисовки предложить детям разнообразный изобразительный материал: краски, карандаши, мелки восковые, маркеры, фломастеры.


Алиса Девятко

Воображение

облачает в роскошные наряды

наши скромные мысли

(Сим)

Одним из наиболее важных психических процессов в развитии дошкольников с ограниченными возможностями зрения является процесс воображения. Благодаря воображению ребенок может представить себе явление, животное или предмет, которого раньше не видел; может представить себе действие, которого раньше не совершал. Воображение расширяет сферу познания, создает возможность предвидеть результаты деятельности, способствует развитию мышления , воли, эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности.

Особая роль отводится воображению при школьном обучении. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Работая с детьми с ограниченными возможностями зрения, изучая их рисунки, была выявлена закономерность – слабое развитие воображения в продуктивной деятельности влекло за собой снижение всей познавательной активности ребенка. Особенно трудно давалось задание «Дорисуй фигуры » . У многих ребят изображения получались однотипными и бедными на детали, некоторые дети вовсе не могли выполнить это задание.

Данное пособие «Волшебные фигуры » направленно на развитие воображения детей с ограниченными возможностями зрения через специально организованную продуктивную деятельность.

Основная задача – развитие способности создавать оригинальные образы путем дорисовывания предложенных фигур .

Критерии эффективности реализации данного пособия :

1. Разнообразие полученных изображений.

2. Яркость и оригинальность.

3. Творческий подход.

4. Умение рассуждать, делать выводы.

5. Способность к преобразованиям .

Пособие состоит из 20 схем-образцов и 20 рабочих схем для детей.

Схема-образец – это лист формата А-4 с нарисованной таблицей из шести клеточек, в каждой из которых недорисованная фигура и варианты готовых изображений. Например, недорисованная фигура - полукруг , варианты изображений - зонт, мяч, лицо человека, ягода, яблоко, цветок. Предложенная для дорисовывания фигура может быть центральным элементом рисунка или же его второстепенной деталью.

Рабочая схема – это лист формата А-4, на котором нарисована таблица из 6 клеточек, в каждой из которых – недорисованная фигура . Основная задача ребенка – дорисовать эти фигуры так , чтобы получилось шесть разных предметов.

После того, как ребенок прорисует все 20 схем, предложите ему упражнения для работы в парах (ребенок-взрослый, ребенок-ребенок) .

Упражнение в парах «Ты - мне, я - тебе» .

Организация : дети сидят за столом, у каждого лист с одинаковым количеством нарисованных клеточек (2, 4, 6, простые карандаши.

Ход выполнения упражнения : дети одновременно рисуют в 1-ой клеточке любую фигуру и меняются листочками. Каждый дорисовывает предложенную фигуру и тут же , в клеточке № 2 рисует новую фигуру . Дети опять меняются листочками. Рисовать до той поры, пока не будут заполнены все клеточки. В конце каждого упражнения идет обсуждение получившихся изображений.

Упражнение в парах «Чудо» .

Организация : на двоих игроков 1 лист и 2 карандаша. Ход игры. Педагог говорит : «Раз, два, три, четыре, пять, будем «чудо» рисовать». Основная цель – без предварительной договоренности в пять шагов нарисовать изображение и придумать ему название (на что похоже) .

1-ый шаг. Первый ребенок на листе в любом месте рисует любую фигуру .

2-ой шаг. Второй ребенок должен дорисовать до этой фигуры свою фигуру и т . д.

3-й и 4-й шаги – аналогично 1-ому и 2-ому шагам.

5-й шаг – заключительный, после которого проводится анализ получившегося изображения, дается название работы. Все детские рисунки выставляются на панно, идет общее обсуждение.

Дети с ограниченными возможностями зрения, прошедшие специальную подготовку по развитию воображения, приобретают оригинальный склад мышления, уверенность при выполнении задания, творческий подход, создают более яркие, богатые и оригинальные образы воображения. Они с удовольствием фантазируют, активнее занимаются творчеством, научаются выходить за рамки предложенных вариантов.

Пособие предназначено для родителей и педагогов ДОУ для работы с детьми с ограниченными возможностями зрения старшего дошкольного возраста, а также может быть интересным для учителей начальных классов.

В данной статье я представляю вашему вниманию несколько авторских схем для работы с детьми.

Литература

1. Вераска А. Н.индивидуальная психологическая диагностика дошкольника : Для занятий с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с. (с. 10-12)

2. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие . – Ростов н/Д : «Феникс» , 2003. – 288с. (с. 90)

3. Жатсель А. Воображение / Анна Жатсель. – Пер. с фр. О. Басанцевой. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 144с., ил (с. 6)

4. Литвак А. Г.психология слепых и слабовидящих : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений . – СПб. 2006. – 336с. (с. 303-310)

5. Словарь психолога-практика / Сост . С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн. : Харвест, 2001г. – 976 с. (с. 103-104)

6. Субботина Л. Ю. развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / художник Куров В . Н. –Ярославль : «Академия развития» , 1997. – 240с., ил. (с. 7-21)






Доброй ночи! У нас с дочкой сейчас проходят геометрические занятия. Повторяем пройденный ранее материал. Фигуры Алина выучила уже давно. Периодически проходим закрепляющий материал. Было время, когда просто проходили геометрические задания: найди, соедини. Но сейчас мне захотелось к геометр.фигурам добавить немного фантазии. В голову пришла такая идея (может она еще здесь у кого-то есть, не искала): через трафарет рисую определенную фигуру, но не до конца. Её завершающий этап должна придумать Алина.
Например: на этом листке через трафарет нарисовала кругами не до конца цветок, полукруг, 2 треугольника, 2 круга вместе, треугольник с прямой линией. Почему через трафарет? - просто ребенок будет дорисовывать также через него, а это очень хорошо для маленьких пальчиков.

А вот как эти фигуры увидела и представило дочурка. Цветочек сразу "пришел" ей в голову. Ответила не раздумывая. Но круги нарисовала от руки. Над полукругом стала думать. Сказала, что это боком Божья коровка и ей надо дорисовать голову с лапками, еще сказала, что это глазик. Я стала задавать наводящие вопросы, тогда Алина сказала, что это грибок. На 2 желтых круга Алина сказала - гусеница. Потом стали говорить про птичек и Малышка нарисовала цыпленка. А на треугольники я была уверена, что скажет елочка, но не тут то было: это куколка в треугольном платье!!! Но елочку мы нарисовали, когда я спросила про деревья. Шарики дорисовала только в дорисованном треугольнике). А на последнюю фигуру сразу сказала домик.

Продолжаем: самая верхняя фигура в моем представлении - это чебурашка без ручек и ножек), дальше идет медведь без "ручек", а круг в квадрате - это часы без циферблата (увидела такие на картинке и изобразила))).

Чебурашку с медведем сразу угадала, а на мои "часы" сказала - стиральная машинка!!!) Дорисовала ей радостное лицо, волосы и высунутый язычок)))

Сначала Алина сказала, что это цыпленок))), даже стала мне доказывать про него, так как треугольное ухо у дочи ассоциировалось с клювом. Пришлось закрасить ухо и всего слона. Тогда Алина согласилась, что это он и дорисовала такой хобот))). А рыбку сразу назвала.

Я нарисовала в верхнем ряду: 2 круга - квадрат - 2 круга. Значит Алине надо дорисовать КВАДРАТ! она так и сделала.
Второй ряд сверху: треугольник - трапеция - треугольник. Алина дорисовывает ТРАПЕЦИЮ и т.д.

Распечатала задания. Дочурка выполняла.

Алина все раскрасила одним цветом). У солнышка такие лучищи нарисовала))). Круги во втором задании раскрашивать не стала, посчитала их и написала кол-во.

Учащихся начальной школы

Предлагаемый диагностический подход строится на сочетании психодиагностических методик (большей частью проективных) с клиническим методом. Проективный метод наиболее адекватен младшему школьному возрасту детей, так как и уровень развития речи, и степень развития рефлексии, лишь начинающей формироваться, не позволяют ребенку развернуто сообщать о своих переживаниях и проблемах. В беседе о них можно узнать лишь косвенно, зато весьма полно и эмоционально насыщенно внутренние конфликты ребенка выражаются в проективной форме, будь то игра, рисунок или сочинение рассказов.Используются проективные методики, основанные как на создании собственных продуктов творчества - проективных рисунков: «Несуществующее животное», «Моя семья» (или модификация «Семейка животных»), «Человек», «Мой класс», «Моя учительница», «Самое хорошее и самое плохое события в моей жизни», «Что страшное мне снится ночью и чего я боюсь днем», субтест теста творческого мышления Э.П. Торренса «Дорисуй круги», «Пиктограмма», - так и на интерпретации уже готового стимульного материала - составление рассказов по предлагаемым проективным картинкам: Детский апперцептивный тест с приложением (CAT); Тест на определение жестокости в семье; Тест школьной тревожности.

Из всех методических процедур рисование является, пожалуй, самым увлекательным занятием для детей, оно быстро раскрепощает ребенка и позволяет установить с ним необходимый доверительный контакт. На наш взгляд, рисование наиболее полно эмоционально включает детей младшего школьного возраста в процесс создания образа в отличие от вербальных методик (и в первую очередь опросников), при использовании которых велика вероятность получения формального или социально желательного ответа.

Необходимо отметить, что сам по себе проективный метод, эмоционально вовлекая испытуемого в процесс творчества, будь то рисование или сочинение рассказа, имеет, помимо исследовательской, еще и психотерапевтическую функцию, так как затрагивает глубокие уровни переживания человека и дает возможность эмоционально отреагировать в процессе творчества и его продуктах имеющиеся у него проблемы.



Клинический метод, направленный на углубленное и интенсивное изучение индивидуальности, наиболее полно отвечает задаче диагностики по выявлению причин возникновения школьных трудностей, способов их субъективного осмысления и переживания каждым из обследуемых детей. Основные составляющие клинического метода - беседа и наблюдение. Поскольку метафорический язык рисунков несопоставимо полнее, чем вербальный, выражает переживания ребенка и раскрывает его подсознание, беседу лучше строить, опираясь на те образы, которые дети использовали в своих рисунках. Для ребенка крайне важно, чтобы к языку его субъективного мира относились с подлинной серьезностью и эмоциональным включением. Такая позиция психолога вызывает у ребенка ответное доверие и открытость, что составляет необходимое условие использования клинического метода.

Методики

«Дорисуй круги»

Методика представляет собой модифицированный автором вариант одного из субтестов теста творческого мышления Э.П. Торренса (Краткий тест творческого мышления, 1995). Работа проводится со всем классом в виде соревнования. Испытуемым предлагают лист бумаги, на котором изображены десять кругов, и просят как можно быстрее дорисовать каждый круг до какого-то конкретного изображения: например, нарисовать яблоко (использование пространства вне круга) или мяч (использование пространства внутри круга). Детям, которые хотят рисовать цветными карандашами или фломастерами, можно разрешить использовать их. Время выполнения задания следует ограничивать с того момента, когда большая часть детей дорисует все десять кругов (10-20 минут в зависимости от возраста испытуемых). Детям, быстро выполнившим задание, предлагаются дополнительные бланки с десятью кругами. Победителями считаются те, кто дорисовал наибольшее количество кругов и кто придумал самые оригинальные решения.

Обработка задания включает в себя подсчет общего количества кругов за вычетом тех решений, которые были заимствованы у соседей по парте, о чем детей нужно заранее предупредить. Особо следует подсчитать количество повторяющихся решений, например, только буквы алфавита.

Эта методика, наиболее эмоционально нейтральная, использовалась в начале фронтального обследования детей. Крайне медленное выполнение задания, низкая результативность, наличие однотипных решений являются диагностически значимыми показателями. Так, повторение одного и того же решения, «залипание» на одном образе (напри-мер, несколько мячиков разного цвета; только фрукты; мало чем отличающиеся мордочки под разными названиями: зайчик, мишка, мышка, свинка и т.п.; 3-4 одинаковых электрических лампочки) свидетельствуют о ригидности мышления и свойственны детям с органическими поражениями мозга (минимальной мозговой дисфункцией). Низкая продуктивность, стремление подсмотреть решение у соседей по парте характеризуют детей как интеллектуально пассивных, имеющих чаще всего низкую успеваемость. Невысокое общее число дорисованных кругов при хорошей креативности и самостоятельности в работе указывает ско­рее на особенности темперамента. Образцы выполнения задания приведены на рис. 1, 2.

После проведения теста следует обсудить с детьми результаты, рассказать о наиболее необычных и самых распространенных решениях, а также показать варианты решений, о которых дети в этом классе не догадались, например, буквы или цифры и др.

Рисунок человека

Традиционно этот тест используется для анализа самоотношения человека (Проективная психология, 2000). Испытуемый получает бумагу, мягкий простой карандаш, ластик, цветные карандаши и задание нарисовать человека. На вопросы, кого рисовать, следует ответить: кого хочешь. Когда рисунок готов, нужно спросить, кто на нем изображен, что этот человек сейчас делает, какое у него настроение и т.п. При интерпретации рисунка учитываются графические особенности (нажим, штриховка), соотношение частей фигуры, характер деталей, расположение на! листе и другие параметры.

По нашим наблюдениям, в младшем школьном возрасте рисунок человека часто выражает образ «идеального! Я» ребенка: мальчики рисуют непобедимых героев фильмов-боевиков, подчеркивая их физическую силу и мужественность, для девочек типичен рисунок принцессы с I большим количеством украшающих деталей.

В предлагаемой системе методик рисунок человека занимает особое место еще и потому, что используется для! сравнения с другими рисунками. Например, если в рисунке «Моя семья» персонажи изображены очень схематично и невозможно определить, является ли это выражением неприязни или у ребенка просто отсутствуют необходимые графические навыки, то в подобных случаях сравнение с рисунком человека позволит сделать правильное заключение.

Тест можно предложить всему классу после проведения методики «Дорисуй круги».

Рисунок «Несуществующее животное»

Этот тест лучше проводить индивидуально. Ребенку предлагается, не используя образов сказок или мультфильмов, самому придумать и нарисовать животное, ко-трое «никто никогда нигде» не видел, и назвать его несуществующим именем (Рогов, 1996). Когда ребенок закончит рисовать, психолог спрашивает его об образе жизни изображенного существа, наличии у него врагов, друзей и т.п.

Это задание снимает естественную настороженность ребенка при первом индивидуальном контакте с психологом, поскольку не требует особых знаний, навыков рисования, а лишь свободы воображения, и дети легко включаютсяв него.

Кроме того, рисунок «Несуществующее животное» позволяетопределить креативность ребенка по тому, оригинально ли изображение существа или образ заимствован из мультфильмов, книг, составлен из отдельных частей известных животных.

Рисунок семьи

Ребенка просят нарисовать свою семью. В случае возникновения уточняющих вопросов, кого рисовать, психологдает уклончивые ответы (Хоментаускас, 1987).

Диагностически значимыми показателями рисунка «Моя семья» являются его композиция, соответствие изображенной семьи ее реальному составу, соотношение размера фигур, их цветовой окрашенности и другие признаки, подробно описанные в работах Г.Т. Хоментаускаса (Хоментаускас, 1989). Эта методика, по его меткому выражению, позволяет увидеть семью глазами ребенка, то есть то, как ребенок воспринимает и переживает свое место в семье, а также эмоциональные взаимоотношения между ее членами.

Отказ ребенка выполнять это задание рассматривается как выражение крайнего неблагополучия взаимоотношений в семье, и в этом случае предлагается косвенный вариант методики - рисунок «Семейка животных», в котором ребенка просят изобразить такую семью, где каждый ее член был бы представлен отдельным видом животных, а затем рассказать об образе их жизни. Значимыми показателями данного рисунка являются размеры животных, их антагонизм в природе, степень их агрессивности и др.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...