К сожалению все наши разговоры о нравственности. «Почему так получилось, ведь все было так хорошо!? Хроническое чувство вины или стыда

Изложения не из сборника Цыбулько

Изложение № 1 "Путь в жизни"

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (По Андрею Николаевичу Москвину)

Изложение № 2 "Что такое нравственность"

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

(По А. Никонову)

Изложение № 3

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми.Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

Изложение № 4

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова, чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: " Я безразлично отношусь к ноживым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга."

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство с точностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной. (М.Литвак)

Изложение № 5

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(По Д.С. Лихачёву) 172 слова

Микротемы к тексту № 1

1. Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.

2. Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершенные от всего сердца.

3. Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.

Изложение № 6 "Власть"

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

(М.Л.Литвак)

Изложение № 7

Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершен­но удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат челове­ка понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительнос­тью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это со­общает им особую прелесть.

Леса являются величайшими источниками вдохновения и здо­ровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кисло­род и удаляют ядовитые газы и пыль. Каж­дый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслыш­ная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воз­духа.

В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, Он удлиняет жизнь, он по­вышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает меха­нический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, уди­вительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охваты­вающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

Изложение № 8

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей: из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин не-сколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь даёт их как устаревшее понятие.

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнова-ния, истинного милосердия. Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни.

Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства! Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(По Д. Гранину)

Изложение № 9

Сострадание – активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства нужно воспитывать самого себя так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, воспитавшим в себе талант доброты, живется труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Их совесть чиста. У них вырастают хорошие дети, их уважают окружающие.

Человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным он встречает такое испытание. Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если настроить ее на волну высокой человечности.

Изложение № 10.

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. (По Юрию Марковичу Нагибину)

Изложение № 11

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.

Изложение № 12

Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду? Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти. Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.

Изложение № 13 "Война была..."

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время. (По Юрию Васильевичу Бондареву)

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.

Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.

Изложение № 15

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, – надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на нее ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут вспоминать люди, в том числе дети, жесточайшие ее факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и в других людях. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то.

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, – это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем прадеде, который был фронтовиком.

Изложение № 16

Истинная Любовь и истинная Дружба приходят сами, не как простое увлечение, а как высшее состояние. Как и любая Мечта, Любовь или Дружба сбываются не сразу, а после долгих сражений, неудачных попыток, страданий, преодоления корыстных побуждений. Она приходит только к тому человеку, который никогда не прекращает мечтать о ней как о высшем принципе жизни.

Любые попытки искусственно вызвать любовь, форсировать подлинные взаимоотношения, навязывать себя, требовать любви, планировать и подстраивать ситуации для её осуществления рано или поздно заканчиваются провалом. Эта тонкая и хрупкая «птица счастья» чувствует угрозу и, не желая стать рабой каких бы то ни было формальных ситуаций, улетает из приготовленной для неё золотой клетки, чтобы потом избегать всех приманок, с помощью которых мы тщетно будем пытаться вернуть её обратно.

Любовь требует полной отдачи и бескорыстия, ставит себя на первый план, в центр внимания, заставляя всех плясать вокруг нас, наших проблем и интересов, постоянно требовать доказательств любви, делать добро и любить только для того, что-бы нам ответили тем же. Всё это убивает истинную Любовь и истинную Дружбу.

Сжатое изложение

Истинная любовь и дружба приходят не как увлечение, а как высшее состояние. Они сбываются не сразу, а после долгих сражений, неудачных попыток, страданий. Любовь приходит только к тому человеку, который мечтает о ней, как о высшем принципе жизни.

Любые попытки искусственно вызвать любовь, форсировать подлинные взаимо-отношения заканчиваются провалом. Эта хрупкая "птица счастья" чувствует угрозу и, не желая стать рабой, улетает из приготовленной для неё золотой клетки, чтобы потом избегать любых приманок.

Любовь требует полной отдачи и бескорыстия. Ставить себя на первый план, требовать доказательств любви, делать добро и любить только для того, чтобы нам ответили тем же, - всё это убивает истинную любовь и истинную дружбу.

Изложение № 17

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.

Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.

Микротемы:

2 Язык народа – показатель его культуры, а язык человека – это показатель его личных качеств. Чтобы узнать человека, надо прислушаться к тому, что и как он говорит.

3 Язык человека – точный показатель его нравственных качеств, его культуры, поэтому за своей речью надо следить постоянно.

Изложение № 18

Природа создавала человека много миллионов лет, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать. Человеку нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Для этого люди должны поддерживать созидательную деятельность природы и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это сделать? На этот вопрос каждый человек должен отвечать индивидуально применительно к своим способностям, своим интересам.

Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Свет этот идет от глубокой связи со всем живым в мире.

Это чувство симпатии и уважения к жизни ее правам – есть одно из высших чувств человека. Уважение ко всем живым существам и есть человечность - истинная природа человеческой души.

Изложение № 19

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землею. Будь это журчание весеннего ручейка или нахлест речных волн на береговой песок, пение птиц или гром отдаленной грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зеленой листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки, взлет жаворонка и шум хлебных колосьев, тихое порхание бабочек – все это бесчисленные звуки земли, слышать которые люди городские, оглушенные шумом машин, отвыкли.Тем радостнее такому человеку, еще не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил, которые, быть может, всего нам нужнее.

Для земледельцев и нас, бывалых охотников, звуки земли драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку, и не из этих ли звуков возникло лучшее, что запечатлелось в песнях и великих музыкальных творениях?

Я с радостью вспоминаю теперь звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времен осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня.

Изложение № 20

Что же самое главное в жизни? Главное может быть у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.

Изложение № 21

Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы, или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом когда-то стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для нас самих наполняют нашу жизнь, делая ее объемной, глубокой, осмысленной.

Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно, оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом "сейчас", она обретает протяженность.

А еще через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяженность моей жизни как будто дополняется объемом: я не один в моем прошлом.

Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя ее частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни.

Изложение "Судьба..."

Судьба... От чего она зависит? Может ли человек на нее повлиять? Такие вопросы издревле волновали людей. В мифологии самых разных народов, представление о судьбе, роке, фатуме связанно с образами непостижимой силы, которая предопределяет как отдельные события, так и судьбу человека. Однако уже древние греки подозревали, что непреклонные мойры, богини судьбы, все таки не все властны и что человек способен так или иначе повлиять на ход своей жизни.

Так что же на самом деле определяет так называемые повороту судьбы? От чего зависит, как сложиться жизнь? Может быть, от случая? Но случаем, как известно, можно воспользоваться, а можно его и упустить, да и воспользоваться - то можно по - разному, действуя тем или иным образом. А поступаем мы так или иначе, выбираем то или иное действие в зависимости от своих представлений, убеждений, от свойству собственного характера.

Русский этнограф, биолог и путешественник Миклухо- Маклай считал: "Кто твердо знает, что делать, тот приручает судьбу". "Приручает" - значит подчиняет себе. Вот и получается, что наша судьба- это отнюдь не роковое препятствие и не случайность, а результат нашего выбора, обусловленного прежде всего нашей натурой, нашим характером.

Почему милосердие уходит из нашей жизни? Такой вопрос рассматривает Д. Гранин.
Поднятая автором проблема актуальна, потому что касается каждого из нас. Д. Гранин убежден, что милосердие – одно из важных свойств нравственности. Оно свойственно всему живому, и человек рождается с ним. Милосердие необходимо ему для проявления отзывчивости и сострадания к ближним, всем, кому это требуется: «поверженным и пострадавшим».
Публицист считает, что людям нужно задуматься о сохранении милосердия в обществе, поскольку если это чувство не используется, оно атрофируется. Иными словами, проявляя милосердие лишь в отдельных случаях, а порой и вообще забывая о необходимости быть отзывчивым, мы убиваем это чувство в себе.
Согласен, что для развития здорового общества поставленные автором проблемы нужно решать. И, прежде всего, – возрождая славные традиции российского общества, которому были всегда присущи милосердие, отзывчивость, стремление помочь ближнему.
Эта способность в значительной мере и отличает социум от мира животных и растений. Именно такое чувство, присущее русской эмигрантке Тамаре Волконской, позволило ей спасти не один десяток жизней в тяжелые годы Великой Отечественной войны.
Иное ведет к атрофии у людей способности к сопереживанию, «машинизации» отношений, деградации человеческой личности и, в конечном итоге, – к гибели человечества.
Это же подтверждает и А.Н.Островский, чьи герои Тихон и Борис, воспитанные в злобе и невежестве, равнодушные к чужому горю, своей бессердечностью довели главную героиню произведения "Гроза" Катерину до самоубийства.
Сегодняшний мир в этом отношении все больше становится похожим на "темное царство" А.Н. Островского, где искореняется нравственность. Но все же каждый из нас может стать "лучиком света в темном царстве", если сохранит в себе нравственность и доброту.

Текст, по которому написано сочинение:

(1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий.
(3) Одного из таких чувств - чувства милосердия. (4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5) Нечто свойственное лишь прежним временам. (6) «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
(7) Слова стареют не случайно. (8) Милосердие. (9) Что оно - не модно? (10) Не нужно?
(11)Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (12) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (13) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (14) Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (15) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. (16) Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства...
(17) Недавняя трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. (18) Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали - деньгами, всем, чем могли. (19) Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая...
(20) Но Чернобыль, землетрясения, наводнения- аварийные ситуации. (21) Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. (22) Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом...
(23) Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль (24) Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (25) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Все права на сочинение принадлежат владельцу сайта. Полное или частичное копирование разрешается только с согласия администратора.

Исходный текст

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность... она состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий.
Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам.
Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему:
милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
(Д. Гранин)

Сочинение

Что такое нравственность? Каково содержание этого понятия? По мнению Д. Гранина, подлинная нравственность немыслима без милосердия. Именно о милосердии и его роли в нашей жизни размышляет автор.
Автор не случайно обращается к этой проблеме. К сожалению, в бешеном ритме современной жизни люди стали более эгоцентричными, невнимательными к проблемам окружающих. Нет ничего удивительного в том, что такие созидающие чувства, как милосердие и сострадание, утратили былую значимость, «заглохли» в наших душах. Даже воспринимаются они теперь по-другому. «Нечто свойственное лишь прежним временам», - с горечью иронизирует автор. Гранин предлагает читателям задуматься: «Как так получилось, что это чувство оказалось... запущенным?».
Позиция автора однозначна. Д. Гранин считает, что проявление милосердия, сочувствия ближнему является одним из важнейших показателей нравственности человека.
Умение «откликаться на чужую боль» - самое ценное качество человеческой души. Автор акцентирует внимание читателя на том, что, хотя эти чувства и даны от рождения, душевные силы, так же. как и физические, нуждаются в постоянной тренировке.
Трудно не согласиться с позицией автора. Я тоже считаю. что милосердие является главным достоинством человеческой натуры и что мы во что бы то ни стало должны сохранить его в наших сердцах.
Эта проблема нашла отражение на страницах произведений русских писателей. Пожалуй, один из самых ярких примеров - образ Иешуа Га-Ноцри в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа - это воплощение безграничной доброты и сострадания ближнему. Для него нет плохих людей, он каждого называет «добрый человек». Даже Пилата, прокуратора Иудеи, казнившего его, Иешуа прощает.
Идея милосердия не менее ярко воплощена в образе Сони Мармеладовой, героини романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Узнав о преступлении Раскольникова, она не оттолкнула его от себя, а постаралась понять, сочувствовала его трагедии и осознала всю тяжесть его греха. Именно её любовь и поддержка возрождают героя к новой, лучшей жизни.
Таким образом, Гранин призывает читателей не забывать самого важного из человеческих чувств - милосердия. Ведь именно на людях, способных проявлять сочувствие окружающим, и зиждется любое человеческое общество.

ВАРИАНТ 1

Часть 1

Часть 2

(1) В прошлом году со мной приключилась беда. (2) Шёл я по улице, поскользнулся и упал... (3)Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. (4) Было это примерно в семь часов вечера. (5) В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу. (6) Решил повернуть назад, домой.

(7)Я шёл по улице, думаю, что не шатаясь; шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. (8) Хорошо помню этот путь - метров примерно триста. (9) Народу на улице было много. (10) Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. (11) Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь.

(12) Позже я раздумывал над этой историей. (13) Могли ли люди принять меня за пьяного? (14) Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. (15) Но даже если бы и принимали за пьяного... (16) Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударился, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? (17) 3начит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

(18) К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (19) А нравственность... она состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий.

(20) Одно из таких чувств - чувство милосердия. (21) Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (22) Нечто свойственное лишь прежним временам. (23) «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

(24) Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. (25) Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. (26) Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? (27) Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (28) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. (29)Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства...

(30)Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (31)Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (32)Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(Д. Гранин, русский советский писатель и общественный деятель)

2 . В каком предложении даётся ответ на вопрос «Из чего состоит нравственность»?

1) К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер.

2) А нравственность... она состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий.

3) Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности.

4) Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим.

3 .Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

  1. Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, всё лицо разбил, рука выскочила в плече.
  2. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
  3. А нравственность... она состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий.
  4. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?

4. Из предложений 11-13 выпишите слово , написание приставки в котором зависит от звонкости/глухости первого согласного корня.

Часть 3

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста С.И.Львовой : «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».

С.И.Львовой

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финальных предложений текста «И ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей:«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?»




Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 ДОБРОТА?

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 3

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение .

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

ВАРИАНТ 4

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение .

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

(1)- Я не могу идти к автобусу, - обратился Витя к старику.

(2) Старик посмотрел в его серые глаза и увидел в них страдание.

(3)- Оставайтесь здесь, - сказал он Олегу и Вадиму, - и никуда от него не уходите. (4) Я иду на дорогу ловить машину.

(5) Остановить машину ему с ходу не удалось. (6) Он возбуждённо размахивал руками, но машины проносились мимо. (7) Старика поразило абсолютно конкретное обстоятельство: уже в трёх «Жигулях» сидело по одному человеку, но машины не останавливались.

(8) Горы, долина, река и он, старик, оказались вдруг по одну сторону жизни, а несущиеся по широкой асфальтовой дороге ухоженные машины - по другую. (9) Два разных мира даже не соприкасались друг с другом. (10) Два разных мира не нуждались друг в друге, а между ними, на узкой полосе под высоким небом, находился мальчик, который принадлежал и одному и другому миру одновременно!

(11) Собрав силы, старик вознёс над головой тяжёлую, неуклюжую руку, чтобы установить контакт между миром своей старости, долины, реки и гор и миром скоростным, который не замечал его...

(12) В долине тем временем родилась дублирующая программа действий.

(13) Мальчики поняли: ждать опасно. (14) Витя страдал от боли. (15) Ему становилось хуже. (16) Чего ждать? (17) Мальчики знали: в таких случаях надо действовать. (18) Это знают, конечно, все. (19) Но действует, как правило, лишь малый процент от ста процентов знающих. (20) Мальчики входили в малый, решающий процент. (21) Они вступали в жизнь деятельными людьми. (22) И теперь им предстояло познать ответственность за человека.

(23) Они решили как мужчины: немедленно идти на дорогу. (24) Старик сказал, что нельзя, но они решили идти. (25) Цена простого решения была в этот момент невелика, а через час она равнялась цене человеческой жизни.

(26) До асфальта они добрались быстро. (27) Они не успели освоиться с дорогой: рядом с ними затормозила огромная гремящая «Колхида». (28) Из высокой кабины высунулся шумный, как и его машина, водитель:

Надо ехать?

(29)- Вите плохо, он упал с обрыва, - сказал Олег.

(30)- Где он? - спросил водитель.

(31)- Он лежит в долине, здесь недалеко.

(32)- Вы здесь одни? - спросил водитель, открывая высокую тяжёлую дверцу.

(33)- На дороге дедушка, он тоже останавливает машину.

(34)- Пошли, - сказал водитель и спрыгнул с подножки на землю.

(35) Через несколько минут Витя был уже на его руках. (36) Руки были мощные, как рычаги. (37) Водитель устроил мальчика поудобнее, завёл машину, и они поехали. (38)Рядом со стариком он притормозил и прокричал: «Я его отвезу в больницу!»

(39)- Отвези, сынок, - проговорил охрипшим голосом старик, наблюдавший из своего мира за действиями водителя.

(40) «Колхида» направилась в город, а старик пошёл по обочине дороги навстречу мальчикам, которые шли навстречу ему.

(41)Подлинное значение имеют в общем-то не те десять машин, что проезжают мимо, а та одна, что останавливается всегда.

(По Г. Бочарову)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему машины проносились мимо старика?»

  1. Остановить машину ему с ходу не удалось.
  2. Старика поразило абсолютно конкретное обстоятельство: уже в трёх «Жигулях» сидело по одному человеку, но машины не останавливались.
  3. Два разных мира даже не соприкасались друг с другом.
  4. В долине тем временем родилась дублирующая программа действий.

3.Укажите предложение, в котором содержится сравнение .

  1. Старик посмотрел в его серые глаза и увидел в них страдание.
  2. Из высокой кабины высунулся шумный, как и его машина, водитель: «Надо ехать?»
  3. Они не успели освоиться с дорогой: рядом с ними затормозила огромная гремящая «Колхида».
  4. Водитель устроил мальчика поудобнее, завёл машину, и они поехали.

4. Из предложений 35-41 выпишите слово(-а), приставка в котором(-ых) имеет значение «неполнота действия».

5. из предложений1-9 выпишите слово, правописание НН в котором определяется правилом: «Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН , то и в наречии сохраняется написание двух букв Н »?

6. Замените слово вознёс в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание размахивал возбуждённо (предложение 6), построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
9.Среди предложений 26-34 найдите предложение с
обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).

Это знают,(1) конечно,(2) все. Но действует,(3) как правило,(4) лишь малый процент от ста процентов знающих.

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 7.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Два разных мира не нуждались друг в друге,(1) а между ними,(2) на узкой полосе под высоким небом,(3) находился мальчик,(4) который принадлежал и одному и другому миру одновременно!

13. Среди предложений 5-11 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 35-41 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского писателя В.Г.Короленко : «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» .

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Г.Короленко . Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Подлинное значение имеют в общем-то не те десять машин, что проезжают мимо, а та одна, что останавливается всегда

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое доброта", взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В. Г. Короленко

Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей.

Л. Н. Толстой

Человека окружают предметы, для называния которых в языке есть специальные слова – существительные. Сообщения о действиях характеризуют предметы с помощью глаголов. Употреблённые в нужной форме, эти части речи способны связываться в словосочетания и участвовать в создании предложений для передачи мыслей и чувств пишущего / говорящего.

Употребление форм имени существительного и глагола.

Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». С. И. Львова

Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.

Функции знаков препинания (выделительная и разделительная).

Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
М. Е. Салтыков-Щедрин

Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.

Лексическое и синтаксическое явления, обоснование пунктограммы.

Текст изложения

«Добрые чувства»

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, - невозможна душевная красота человека.

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.
Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. (По В.Сухомлинскому) 182 слова.

Микротемы текста

Мальчишки хотят стать сильными, храбрыми, мужественными. Почему доброта не ставится в этот ряд? Без доброты невозможна душевная красота.

Добрые чувства уходят корнями в детство и рождаются в труде и заботах об окружающем мире; их можно воспитать только в детстве, потому что они утверждаются одновременно с познанием родной речи.

Самое трудное в воспитании – учить чувствовать. Школа сердечности – это дружба, товарищество, братство. Подлинная любовь рождается в сердце ребёнка, заботящемся о судьбе другого человека.

Ответы к тестам

Зад.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

раздумывал

Приезжала

Изменение

Притормозил

запущенным

Огненный

Занавешенным

Возбужденно

убрать (забрать исключить вынуть)

Врач (доктор)

Сильный

поднял

сообществу животных

Говорили с резкостью

Кисель из вишни (вишен)

Размахивал в возбуждении

чувство свойственно

Пила была похожа

Было жаль

Два мира не соприкасались

1234

2930


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...