Отзыв о стихотворении С.Михалкова «Фома. Сочинение по произведениям С. Михалкова Какие пословицы подходят к стихотворению «Фома»

Произведения Сергея Михалкова знакомы и любимы каждым ребёнком с самого раннего детства. Немало поколений выросло на знаменитых произведениях Сергея Владимировича Михалкова. Практически все детские произведения Сергея Михалкова, начиная с 30-х гг XXвека, включены в программы школьного и дошкольного образования, в книги для чтения, буквари и хрестоматии. Дети с огромным удовольствием разучивают наизусть его стихи и песни не один десяток лет. Наверное, секрет состоит в том, что произведения Михалков писал так, что они становились понятными для детей и по содержанию и по форме. К тому же, истории оказались не только захватывающими и интересными, но также и очень поучительными. Ну а бессмертный «Дядя Стёпа» давным-давно воспринимается не как персонаж стихотворения, но как давний друг всех детей и взрослых. Он прочно сросся с личностью самого Михалкова и является, пожалуй, главным его героем.

Стихи Михалкова, весёлые и возвышенные, глубоко гуманные и по-настоящему детские вошли в наш быт, стали частицей жизни нашей страны и нашего народа. В своих стихах Михалков учит нас различать «хорошо» и «плохо», добро и зло. И мы, отторгающие любые поучения, которые пытаются «навязать» нам взрослые, принимаем добрые советы Михалкова охотно и с радостью.

Я думаю, что Михалков специально нас не смешит, а напротив его повествование серьёзно, волнительно, но мы улыбаемся и смеёмся. Особенно это заметно в стихах «Про мимозу». «Фома», «Если», «Трезор», «Тридцать шесть и пять», «Прививка», да и в том же «Дяде Стёпе», которому, между прочим, не очень комфортно со своим ростом: и в кино его просят сесть на пол, и в тире ему приходится нагибаться. Выступает Дядя Стёпа и как герой, причём в комичной ситуации: подняв руку, он выступает в роли семафора, предотвращая катастрофу. А после войны Дядя Стёпа работает милиционером – благородная профессия. За что же так любим Дядя Стёпа? Не за свой гигантский рост, но за доброту, храбрость и помощь всем, кто в ней нуждается. Дядя Стёпа – это настоящий пример для подражания. Он честный, добрый, смелый, отважный.

Все детские стихотворения Михалкова чрезвычайно просты и понятны. Однако за внешней простотой проглядывается величайший талант, жизненный опыт, нелёгкий труд. С первого дня Великой отечественной Михалков работал военным журналистом – он не понаслышке знал, что такое война. Все её ужасы он видел собственными глазами. Его детская поэзия, добрая, открытая, солнечная – это призыв к миру во всём мире, к дружбе между нациями, защита прав человека и в частности ребёнка на счастливую жизнь без войны и других бедствий.

Известен Сергей Михалков и как переводчик. Будучи великолепным мастером стиха, он превосходно справился с задачей донесения до маленьких русских читателей произведении поляка Юлиана Тувима и болгарина Асена Босева. Михалков переводил и поэтов из республик бывшего СССР. Переводы Михалкова сохраняют дух подлинника, оставаясь, при этом, самостоятельными художественными произведениями. Любопытно, что пересказанная им в 30-х годах знаменитая английская сказка о трёх поросятах, получившая у нас огромную популярность, в 1968-м вышла в английском переводе с авторством С. Михалкова.

Творчество С. Михалкова давно известно во всём мире, переведено на многие языки. Он удостоен многих орденов и наград, отечественных и иностранных, но главная награда – всенародное признание, которое он заслужил благодаря своему таланту и любви к людям.

План – конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Тема: С. Михалков «Про мимозу»

Цель: учащиеся должны понимать содержание прочитанного текста.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с творчеством Н. Носова и его произведением «Мишкина каша».

Развивающие: развивать творческий потенциал учащихся; развивать интерес и умение выражать свое отношение к прочитанному; умение сравнивать, анализировать, обобщать прослушанное.

Воспитывающие: способствовать воспитанию чувств участия, сопереживания, воспитывать интерес к детской литературе.

Оборудование: Портрет С. Михалкова, музыкальный центр, диск с детскими песнями, компьютер.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Учитель приветствует детей. Проверяет готовность класса к уроку.

На уроке тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

В вестибюли, в коридоры.

Нам урок пора начать

И задание проверять.

II . Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения К. И. Чуковского «Федотка»

Какой образ перед вами: бедности, несчастья, одиночества, избалованности?

(избалованности )

Почему вы решили что Федотка избалованный ребёнок?

Какие слова в тексте, на ваш взгляд, употреблены в «обратном смысле»?

(Сиротка, несчастный, нет никого)

(Он подсмеивается над ним)

Как называется художественный приём в литературе с помощью которого К. Чуковский создал насмешливый образ Федотки?

(Ирония)

Мы сейчас говорили о словесном образе Федотки, который создал К. Чуковский. Дома вы тоже создавали образ Федотки.

Что вам для этого потребовалось?

(Краски, карандаши, бумага)

Чем отличаются эти образы?

(Один словесный, другой нарисованный)

Похожи ли ваши рисунки?

Почему они разные?

(У каждого свой образ)

Прочитайте на стр. 64 что такое образ.

III . Актуализация знаний учащихся .

(К. И. Чуковского)

А каких ещё детских писателей вы знаете?

Отгадайте, из каких произведений я прочитаю вам отрывки?

В доме 8, дробь 1

У застав Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью Каланча .

По фамилии Степанов

И по имени Степан ,

Из районных великанов –

Самый главный великан С. Михалков « Дядя Стёпа ».

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел.

Толя пел, Борис молчал

Николай ногой качал …. С. Михалков « А что у вас?»

Я сегодня сбилась с ног

У меня пропал щенок…. С. Михалков « Мой щенок»

Хозяйка однажды с базара пришла

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу! Ох!

С. Михалков « Овощи»

Мы едем, едем, едем. Нам весело живётся,

В далёкие края. Мы песенки поём

Хорошие соседи, И в песенке поётся

Счастливые друзья О том, как мы живём!

С. Михалков « Песенка друзей»

На рынке корову старик продавал

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровенька нужна

Но видно не нравилась людям она ….

С. Михалков « Как мужик корову продавал »

На прививку в 1 класс!

Вы слыхали, это нас!

Я прививок не боюсь,

Если надо уколюсь.

Ну, подумаешь, укол!

Укололся и пошёл! С. Михалков « Прививка»


4. Формулирование темы и цели урока детьми самостоятельно

Что объединяет все эти произведения?

(презентация)

5. Новая тема.

Биография С. В. Михалкова

Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 г. в г. Москве. Начальное образование получил дома, потом поступил сразу в 4 класс. Начал писать стихи в 9 лет. В 15 лет было опубликовано первое стихотворение. Известность С. В. Михалкову как детскому поэту принесла поэма «Дядя Стёпа».

Во время Великой Отечественной Войны Михалков корреспондент газет «Во славу Родины». Награждён боевыми орденами и медалями.

После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов. Сергей Владимирович говорит: «Я стараюсь работать в разных жанрах: пишу стихи, пьесы, сценарии для взрослых и детей, песни, сатиру, статьи, заметки.…»

С. В. Михалков - академик педагогических наук, заслуженный деятель искусств России. Писатель был удостоен множества правительственных, литературных, общественных и международных премий, правительственных наград.

В 1999г . именем Михалкова названа одна из малых планет Солнечной Системы.

13 марта 2008 года, в день 95-летия писателя президент России Путин подписал указ о награждении Михалкова орденом Святого апостола Андрея Первозванного «За выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность"

К 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова насчитывает около
300 миллионов экземпляров

6. Физминутка (под музыку)

Откройте стр. 70. Прочитайте название произведения.

Как вы думаете о чём это произведение?

Что такое мимоза?

(Мимоза – вечнозелёное, быстрорастущее дерево высотой 10 – 12м. Цветёт с конца января до середины апреля. Родина мимозы – побережье Австралии. В России растёт в садах и парках на черноморском побережье Кавказа.)

7. Первичное восприятие текста учащимися.

Я сейчас прочитаю вам это стихотворение, а затем мы проверим, чьи предположения оказались верными.

8. Анализ произведения .

О цветке ли это произведение?

Какой образ у вас возник при первичном прослушивании текста?

(Избалованного ребёнка)

Кем мы являемся с вами на уроке чтения?

(Следователями)

Прочитайте задание для исследователей. (Почему поэт сравнивает изнеженного лентяя с мимозой?) Нам предстоит ответить на этот вопрос.

-Чтение первой части стихотворения.

(Изнеженный, ленивый, избалованный ребёнок)

Докажите (выборочное чтение).

(Малоподвижный образ жизни)

(С иронией)

-Чтение второй части стихотворения.

Докажите (выборочное чтение).

Какой образ главного героя возник у вас при чтении?

(Капризный ребёнок)

(С иронией)

-Чтение третьей части стихотворения.

(Путешественник))

Докажите (выборочное чтение).

Какой образ главного героя возник у вас при чтении?

(Осторожный, трусливый, боязливый0

(С иронией)

-Чтение четвёртой части стихотворения.

Какие строки помогают представить образ Вити (выборочное чтение).

Какой художественный приём использовал автор для создания образа?

С. Михалков создал иронический образ Вити, подчёркивая с насмешкой его качества, которые мешают ему стать кем?

(Пилотом, отважным моряком, пулемётчиком, водителем) .

Докажите (выборочное чтение).

Почему поэт сравнивает изнеженного лентяя с мимозой?

9. Итог урока.

С каким произведением познакомились сегодня?

К какому жанру относится это произведение?

VII . Оценка знаний.

Все вы активно работали, но отметки я поставлю ребятам… (комментирует учитель).

VIII . Домашнее задание.

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Стихотворение «Про мимозу» — одно из двух моих самых любимых с детства стихотворений Михалкова. Второе — . Наверное, понравилось оно мне потому, что мальчик, про которого в нем рассказывается, тоже был маленький, как я. Только я оказывался значительно лучше. Он всего боялся и не умел ничего делать сам, а я — умел! И на фоне мальчика из стихотворения «Про мимозу » у меня был прямо-таки героический вид. 🙂 Приятно ведь почувствовать себя хорошим, правда? И я, наверное, чувствовал.

Хотите маленькое чудо? Тогда предлагаю вам прочитать своему малышу стихотворение «Про мимозу». И попутно скажите, что он значительно лучше, чем мальчик из стихотворения. И объясните, чем лучше. Увидите — ваше чадо теперь будет и одеваться самостоятельно и кровать заправлять! Проверено.

Сергей Михалков

ПРО МИМОЗУ

Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на трех подушках
Перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей постели,
Осторожно моет щеки
Кипяченою водой?

Это, верно, дряхлый дед
Ста четырнадцати лет?
Нет.

Кто, набив пирожным рот,
Говорит: — А где компот?
Дайте то,
Подайте это,
Сделайте наоборот!

Это, верно, инвалид
Говорит?
Нет.

Кто же это?
Почему
Тащат валенки ему,
Меховые рукавицы,
Чтобы мог он руки греть,
Чтоб не мог он простудиться
И от гриппа умереть,
Если солнце светит с неба,
Если снег полгода не был?

Может, он на полюс едет,
Где во льдах живут медведи?
Нет.

Хорошенько посмотрите —
Это просто мальчик Витя,
Мамин Витя,
Папин Витя
Из квартиры номер шесть.

Это он лежит в кровати
С одеялами на вате,
Кроме плюшек и пирожных,
Ничего не хочет есть.

Почему?
А потому,
Что только он глаза откроет,
Ставят градусник ему,
Обувают,
Одевают
И всегда, в любом часу,
Что попросит — то несут.

Если утром сладок сон —
Целый день в кровати он.
Если в тучах небосклон —
Целый день в галошах он.

Почему?
А потому,
Что все прощается ему,
И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.

Ни к тому, чтоб стать пилотом,
Быть отважным моряком,
Чтоб лежать за пулеметом,
Управлять грузовиком.

Он растет, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение мимоза
В ботаническом саду.

Главный герой — очень недоверчивый и упрямый школьник. Он не верит никому и всегда поступает вопреки тому, что ему говорят окружающие. Его недоверие и упрямство переходят всяческие границы. Фоме говорят, что на улице сырая погода и советуют надеть калоши. Он не верит в это и упрямо топает по лужам без калош.

Когда на улице зима и мороз, Фома упорно отказывается в это верить и выходит на прогулку налегке. На экскурсии ему показывают слона, но упрямец наотрез отказывается видеть очевидное и заявляет, что это вовсе не слон.

Упрямство и недоверие Фома сохраняет даже во сне. Однажды ему приснилось, что он вместе с другими школьниками оказался в Африке. Завидев во сне реку, Фома отправился купаться. Ребята пытались предупредить упрямца об опасности – в африканских реках водятся злобные крокодилы. Но Фома не поверил никому даже во сне и был съеден аллигатором. И даже очнувшись от кошмарного сна, он упрямо твердил, противореча всякой логике, что это был не сон.

Таково краткое содержание стихотворения.

Главный смысл стихотворения С.Михалкова «Фома» состоит в том, что, как принято говорить, «ослиное» упрямство и недоверчивость не приносят человеку пользы. А если эти черты характера принимают крайние формы, то они просто наносят вред. Причем автор подчеркивает именно крайность в поведении главного героя. Если бы Фома был наоборот излишне доверчив и послушен, это тоже бы не пошло ему на пользу. Истина, как известно, всегда находится где-то посередине. В жизни человека очень важно бывает найти ту золотую середину в поведении, которая и приводит обычно к желаемому результату и успеху.

В стихотворении мне понравились персонажи, предупреждавшие Фому об опасностях. В нашей жизни часто встречаются неравнодушные люди, которые никогда не пройдут мимо человека, которому угрожает какая-либо опасность или неприятность. А персонажам, похожим на Фому, хотелось бы посоветовать отказаться от крайних проявлений упрямства и недоверия и научиться, хотя бы немного доверять окружающим людям.

Какие пословицы подходят к стихотворению «Фома»?

Упрям, как осел.
Ты его на берег, а он — в воду.
Не будь упрям, а будь прям.
«Ослиное» упрямство до добра не доводит.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...