Антон чехов «печенег. Сложные бессоюзные предложения. смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения

Бессоюзное сложное предложение - это такое сложное предложение, в котором простые связаны без союзов и союзных слов, только при помощи интона­ции: Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.

Бессоюзные предложения отличаются от союзных краткостью и выразительностью, поэтому пословицы ча­ще всего являются бессоюзными предложениями: Лес рубят - щепки летят. /

Части бессоюзных сложных предложений связаны между собой по значению. Они имеют следующие смыс­ловые отношения:

Одновременность и последовательность действий: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали (А. Пушкин);

Пояснение: Одно было несомненно: концерт со­стоится (Ю. Бондарев);

Дополнение: Внезапно Варя почувствовала: чьи- то слезы закапали на ее руку (Л. Уварова);

Причину: Всю дорогу до хутора молчали: гово­рить мешала тряская езда (М. Шолохов);

Противопоставление: Чин следовал ему - он службу вдруг оставил (А. Грибоедов);

Сравнение: Посмотрит - рублем подарит (Н. Некрасов);

Условные: Нравится рисовать - рисуй на здо­ровье (В. Панова);

Следствие: Любишь кататься - люби и саночки возить (Пословица);

Временные: Настанет лето - поедем на дачу.

1. Укажите бессоюзные сложные предложения.

а) Из-за горизонта незаметно выплыла темно-синяя туча серые крыши дальних деревень стали ярче и яснее (В. Белов).

б) Листопадов осторожно подвинул на бруствере под­тянул ружье медленно прицелился... (Г. Халилец- кий)

в) Теплый ветер слабо дул навстречу и шуршал в во­лосах в нем слышался запах зреющей ржи (И. Бу­нин).

г) Сквозь стеклянную дверь видна была комната с пар­кетным полом должно быть гостиная старинное фортепиано да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева больше ничего (А. Чехов).

2. Укажите бессоюзные сложные предложения, кото­рые имеют значение причины.

а) Всю дорогу молчали нечего было сказать друг другу.

б) Итак все решено поездку откладываем на следую­щую неделю.

в) Это открытие нисколько ни удивило меня я ожи­дал нечто подобное.

г) Все стали быстро судорожно собирать вещи при­ближалась большая черная туча.

3. Укажите бессоюзные сложные предложения, кото­рые имеют значение дополнения, пояснения.

а) Я была уверена никакие обстоятельства не изме­нят принятого решения.

б) Сразу чувствовалось природа пробудилась после зимней спячки.

в) Я сразу узнала этот дом он точь-в-точь соответст­вовал описанию.

г) Ястребов понимал отступать некуда.

4. Укажите бессоюзные сложные предложения, кото­рые имеют временное или условное значение.

а) Вы проходите мимо дерева оно не шелохнется (И. Тургенев).

б) Было бы здоровье остальное будет (Пословица).

в) Настойчиво будешь трудиться весь мир перед то­бой открыт (Д. Лихачев).

г) Знай я ремесло жил бы в городе (М. Горький).

5. Укажите бессоюзные сложные предложения, кото­рые имеют значение противопоставления.

а) Решили уехать на отдых в горы обстоятельства изменились.

А б) Рабочих перекинули на другой объект работы при­шлось временно свернуть (В. Андреев).

в) Мир кормит война истощает мир растит война истребляет (Пословица).

г) Ему нужно было идти вперед он повернул назад.

6. Укажите бессоюзные сложные предложения со зна­чением одновременности или последовательности действий.

а) Тишина утро простор (И. Соколов-Микитов).

б) Было тихо темно только кое-где дрожал яркий зо­лотой свет.

в) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине то ве­тер подует и тронет верхушки берез то лягушка зашелестит в прошлогодней траве то за стеною ко­локольные часы пробьют четверть (А. Чехов).

г) Долго при свете месяца мелькал белый парус меж­ду темных волн слепой все сидел на берегу... (М. Лермонтов)

Еще по теме СЛОЖНЫЕ БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОГО БЕССОЮЗНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
  2. 326. Средства выражения отношений между частями сложного предложения
  3. § 206. Смысловые отношения и интонация в бессоюзном сложном предложении
  4. Бессоюзные сложные предложения (БСП). Структурно-семантические
  5. § 85. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

«Бессоюзное предложение урок» - Цели урока. Действительно ли красота может спасти мир? В каких случаях ставится тире? двоеточие? Пауза. Приведите примеры метафор и сравнений. Слуховой диктант. а так что Если… Когда поэт берется за перо? Придают динамичность, эмоциональность, выразительность. Когда… Какие предложения называются бессоюзными?

«Сложно-бессоюзные предложения» - Вы можете писать работу от своего имени или от имени Гриши. Проверь себя. (В13, в6). Обобщающее повторение пунктуации сложных бессоюзных предложений. Найдите «третье лишнее». (В13, В6). Когда ставится тире в БСП? Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения? Анализ выразительных средств текста (А7, В8).

«Бессоюзное сложное предложение» - Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Смелые побеждают трусливые погибают. 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 1)Расставить знаки препинания в следующих предложениях: Урок-игра на тему: «Бессоюзные сложные предложения». Бледно-голубое небо светлело холодело синело звезды то мигалито исчезали.

«Бессоюзное сложное предложение урок» - К первой группе относятся БСП с перечислительной интонацией. Сейчас отвечала тихо барыня. Нравится рисовать рисуй на здоровье. Захочет сам расскажет. В каком предложении не ставится тире? Многочленные бессоюзные сложные предложения. Многочленные БСП. Воздух чист и прозрачен трава блестит изумрудами.

«Бессоюзные предложения» - Сочинение-рассуждение «Нужны ли бессоюзные сложные предложения?». Тире в БСП. Эпиграф (тезис). Двоеточие в БСП. Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения». Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы. Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. : [поясняет].

««Бессоюзные сложные предложения» 9 класс» - Надо вспомнить. Тренировочные упражнения. Задание. Внимание. Что мы знаем о бессоюзном сложном предложении. Поставь себе оценку. Сложное предложение. Правописание гласных и согласных в корне. Изучаем бессоюзные сложные предложения. Самостоятельная проверка в парах. Что надо знать.

Всего в теме 10 презентаций

Частный поверенный подумал и согласился.

Когда приехали на станцию, солнце уже стояло низко над степью. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. Тарантас прыгал, визжал и, казалось, рыдал, точно его прыжки причинили ему сильную боль, и частный поверенный, которому было очень неудобно сидеть, с тоской посматривал вперед: не видать ли хутора. Проехали верст восемь, и вдали показался невысокий дом и двор, обнесенный забором из темного плитняка; крыша на доме зеленая, штукатурка облупилась, а окна маленькие, узенькие, точно прищуренные глаза. Хутор стоял на припеке, и нигде кругом не было видно ни воды, ни деревьев. Назывался он у соседей-помещиков и у мужиков «Печенегов хутор». Много лег назад какой-то проезжий землемер, ночевавший на хуторе, проговорил всю ночь с Иваном Абрамычем, остался недоволен и утром, уезжая, сказал ему сурово: «Вы, сударь мой, печенег!» Отсюда и пошло «Печенегов хутор», и это прозвище еще более укрепилось, когда дети Жмухина подросли и стали совершать набеги на соседние сады и бахчи. А самого Ивана Абрамыча звали «знаете ли», так как он говорил обыкновенно очень много и часто употреблял это «знаете ли».

Во дворе около сарая стояли сыновья Жмухина: один лет 19-ти, другой - подросток, оба босые, без шапок; и как раз в то время, когда тарантас въезжал во двор, младший высоко подбросил курицу, которая закудахтала и полетела, описывая в воздухе дугу; старший выстрелил из ружья, и курица, убитая, ударилась о землю.

Это мои учатся стрелять влёт, - сказал Жмухин.

В сенях приехавших встретила женщина, маленькая, худенькая, с бледным лицом, еще молодая и красивая; по платью ее можно было принять за прислугу.

А это, позвольте представить, - сказал Жмухин, - мать моих сукиных сынов. Ну, Любовь Осиповна, - обратился он к ней, - поворачивайся, мать, угощай гостя. Ужинать давай! Живо!

Дом состоял из двух половин; в одной была «зала» и рядом с ней спальня старика Жмухина - комнаты душные, с низкими потолками и со множеством мух и ос, а в другой была кухня, в которой стряпали, стирали, кормили работников; здесь же под скамьями сидели на яйцах гусыни и индейки, и здесь же находились постели Любови Осиповны и ее обоих сыновей. Мебель в зале была некрашеная, срубленная, очевидно, плотником; на стенах висели ружья, ягдташи, нагайки, и вся эта старая дрянь давно уже заржавела и казалась серой от пыли. Ни одной картины, в углу темная доска, которая когда-то была иконой.

Молодая баба, хохлушка, накрыла на стол и подала ветчину, потом борщ. Гость отказался от водки и стал есть только хлеб и огурцы.

А ветчинки что ж? - спросил Жмухин.

Благодарю, не ем, - ответил гость. - Я вообще не ем мяса.

Почему так?

Я вегетарианец. Убивать животных - это противно моим убеждениям.

Жмухин подумал минуту и потом сказал медленно, со вздохом:

Да… Так… В городе я тоже видел одного, который не ест мяса. Это теперь такая вера пошла. Что ж? Это хорошо. Не все же резать и стрелять, знаете ли, надо когда-нибудь и угомониться, дать покой и тварям. Грех убивать, грех, - что и говорить. Иной раз подстрелишь зайца, ранишь его в ногу, а он кричит, словно ребенок. Значит, больно!

Конечно, больно. Животные так же страдают, как и люди.

Это верно, - согласился Жмухин. - Я все это понимаю очень хорошо, - продолжал он, думая, - только вот, признаться, одного не могу понять: если, положим, знаете ли, все люди перестанут есть мясо, то куда денутся тогда домашние животные, например, куры и гуси?

Куры и гуси будут жить на воле, как дикие.

Теперь понимаю. В самом деле, живут вороны и галки и обходятся же без нас. Да… И куры, и гуси, и зайчики, и овечки, все будут жить на воле, радоваться, знаете ли, и бога прославлять, и не будут они нас бояться. Настанет мир и тишина. Только вот, знаете ли, одного не могу понять, - продолжал Жмухин, взглянув на ветчину. - Со свиньями как быть? Куда их?

И они так же, как все, то есть и они на воле.

Так. Да. Но позвольте, ведь если их не резать, то они размножатся, знаете ли, тогда прощайся с лугами и с огородами. Ведь свинья, ежели пустить ее на волю и не присмотреть за ней, все вам попортит в один день. Свинья и есть свинья, и недаром ее свиньей прозвали…

Поужинали. Жмухин встал из-за стола и долго ходил по комнате и все говорил, говорил… Он любил поговорить о чем-нибудь важном и серьезном и любил подумать; да и хотелось на старости лет остановиться на чем-нибудь, успокоиться, чтобы не так страшно было умирать. Хотелось кротости, душевной тишины и уверенности в себе, как у этого гостя, который вот наелся огурцов и хлеба и думает, что от этого стал совершеннее; сидит он на сундуке, здоровый, пухлый, молчит и терпеливо скучает, и в сумерках, когда взглянешь на него из сеней, похож на большой булыжник, который не сдвинешь с места. Имеет человек в жизни зацепку - и хорошо ему.

Бессоюзное сложное предложение 1

В БСП ставится тире:
А) Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал.
В) Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.
С) Небо очистилось замелькали звезды становилось уже светло.
Д) Тут его осенила мысль люди должны быть где-то поблизости.
Е) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
Двоеточие в БСП:
А) С того самого дня весь дом лег на плечи Айганши женге её постоянно ссорились старуха-мать болела а потом умерла братья ленились бездельничали.
В) Айганша одна работала на промысле кормила стирала и обшивала всех подряд скоро она совсем перестала думать о себе одевалась кое-как.
С) Каждое утро перед выгоном скота стояла над аулом Доса сплошная ругань чаще всего шумели и ругались Судр Ахмет и Каракатын.
Д) Совсем мало рыбаков осталось возле Мунке, а большинство ушли к Досу с семьями.
Е) Давно уже не было единства среди рыбаков давно они разделились на два аул Мунке и аул Доса.

А) Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоемы.
В) Он поднял глаза и увидел над садом торжественно сияло небо.
С) Снизу было хорошо видно колонна автомашин уже спускалась с перевала.
Д) Я не видел вас целую неделю не слышал вас долго.
Е) Наконец мы взобрались на Гуд-гору остановились и оглянулись над ней висело серое небо.
Найдите БСП со значением времени:
А) Горда ты плакать не станешь.
В) Поспешишь людей насмешишь.
С) Буду нужен вызывайте.
Д) Лето припасает зима поедает.
Е) Настанет утро двинемся в путь.
Значение смысловых отношений между простыми в БСП:
Возьмется народ – озера перенесет.
А) время
В) противопоставление
С) условие
Д) причина
Е) последовательность


В) Недруг поддакивает друг спорит.
С) Не оставляйте матерей одних они от одиночества стареют.


Найдите БСП, между частями которого ставится двоеточие:
А) Уже прошли сентябрьские дни переулки между садами стали грязными.

С) В Петербурге Ш. Уалиханов работал в нескольких учреждениях в Военно-ученом комитете Генерального штаба Азиатском департаменте и Географическом обществе.
Д) Печален я со много друга нет.

Какие отношения возникают между частями БСП:
В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно через минуту всё тело от пяток до головы покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями.
А) Причины
В) Следствия, результата
С) Перечисления.
Д) Сопоставления или противопоставления.
Е) Условия.
Найдите БСП, между частями которого ставится тире:
А) Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки.
В) Печален я со много друга нет.
С) Не успело солнце пригреть землю загудело всё небо.
Д) Надо взять зонт дождь начинается.
Е) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало.
Выберите БСП с двоеточием:
А) Ещё не осела пыль пошли танки.
В) В глазах у меня потемнело голова закружилось.
С) Была у родителей мечта из глухой провинции перебраться в столицу.
Д) В молодости не научишься работать в старости останешься с пустыми руками.
Е) Катятся ядра свищут пули.
Найдите БСП, между частями которого ставится двоеточие:
А) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.
В) Ввысь взлетает Сокол жмется Уж к земле.
С) Садик у них ухоженный домик выглядит опрятно.
Д) Недруг поддакивает друг спорит.
Е) Надо взять зонт дождь начинается.
Найдите БСП, между частями которого должна стоять запятая:
А) Вдруг видим он бежит назад.
В) Надо взять зонт дождь начинается.
С) Вдали туман мне грустно поневоле.
Д) Одно мне было странно я не делался рабом любимой женщины.
Е) Садик у них ухоженный домик выглядит опрятно комнаты в нём уютные.
Найдите БСП, между частями которого ставится двоеточие:
А) Вдали туман мне грустно поневоле.
В) Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
С) Погода была ужасная выл ветер снег падал хлопьями.
Д) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало.
Е) Садик у них ухоженный домик выглядит опрятно.
Найдите БСП, между частями которого должна стоять запятая:
А) Недруг поддакивает друг спорит.
В) Туман не вставал не бродил ветерок.
С) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
Д) Осень припасает зима поедает.
Е) Недаром говорится дело мастера боится.
Найдите БСП между частями которого ставится двоеточие:
А) Тайга нависла стеной далеко над тайгой нависали горы.
В) Недруг поддакивает друг спорит
С) Ввысь взлетает Сокол жмется Уж к земле.
Д) Вдали туман мне грустно поневоле.
Е) Я наблюдал с берега и увидел синий парус медленно наклонился и исчез.

Мир строит – война разрушает.
А) время
В) условие
С) противопоставление
Д) причина
Е) последовательность
Найдите БСП между частями которого должна стоять точка с запятой:
А) Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге далеко разносится дружный топот лошади бегут навострив лыжи.
В) Погода была ужасная выл ветер мокрый снег падал хлопьями.
С) Жжет солнце слепит пыль жужжат оводы и мухи.
Д) Смеется кукушка свистит иволга неумолчно звучит ревнивая песня зяблика.
Е) Море вдали покрылось багрянцем навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако.
Значение смысловых отношений между простыми предложениями в БСП:
Доброе семя – добрый и всход.
А) условие
В) время
С) последовательность
Д) пояснение
Е) причина
Значение смысловых отношений между простыми предложениями в БСП:
Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось пять минут.
А) условие
В) время
С) причина
Д) последовательность
Е) пояснение
Выберите БСП с двоеточием:
А) Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.
В) Зашло солнце земля быстрее остыла.
С) Солнце зашло за горизонт заря на исходе.
Д) Солнце дымное встает будет день горячий.
Е) Останешься на заводе доверю большую работу.
В БСП двоеточие не ставится в
А) Почти полгода продолжалась война между Ждан- Пушкиным и классом одно воскресенье за другим проходило в корпусе.
В) У самого инспектора классов росло уважение к ребятам он умел ценить дух товарищества.
С) Втайне Ждан- Пушкин догадывался Чокан мог и не свистнуть зачинщиком же этой истории был вероятно он.
Д) Понятно, ему в конце концов пришлось уступить не длиться же наказанию бесконечно.
Е) Чокан злился на Ждан-Пушкина посчитал его жестоким и дал ему прозвище Шиддат грозный имя известное в истории ислама.
Значение смысловых отношений между простыми предложениями в БСП:
А) время
В) причина
С) противопоставление
Д) условие
Е) последовательность
Какие отношения возникают между БСП:
Страшная мысль прожгла его он забыл перекинуть рычаг стрелки на главный путь.
А) противопоставления
В) пояснения
С) времени
Д) перечисления
Е) Дополнения
В каком БСП между его частями стоит тире?




Тире в БСП ставится, если:
А) Предложения отделены друг от друга по смыслу или значительно распространены.
В) Второе предложение раскрывает содержание того, о чем говорится в первом.
С) Предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события и тесно связаны между собой.
Д) Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.
Е) Второе предложение заключает в себе следствие или вывод из того, о чем говорится в первом
Найдите БСП:
А) Ночь уже ложилась на горы и начинало темнеть.
В) Вечерело в лесу становилось всё темнее и тише.
С) А это хозяйка кривая и строгая которая доит корову безрогую.
Д) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
Е) За перегородкой появится босой трехлетний ребёнок молча пристально поглядит на всех и робко спрячется опять.
В каком из БСП необходимо поставить двоеточие?
А) Местечко точно вымерло даже собаки не лаяли.
В) Дама даже не оборачиваясь стремительно поднялась в дверях стоял Иван Ильич.
С) Она с усилием подняла глаза и подчас отвела их Гоголь смотрел на неё усмехаясь.
Д) Прекрасней волн небес и бури.
Е) Степа один в детской он это любит.
Какой знак препинания нужно поставить между частями БСП?
А) Лица хозяина сначала не было видно – он стоял спиной к свету.
В) Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиной к свету.
С) Лица хозяина сначала не было видно; он стоял спиной к свету.
Д) Лица хозяина сначала не было видно, он стоял спиной к свету.
Е) Лица хозяина сначала не было видно он стоял спиной к свету.
Значение смысловых отношений между простыми предложениями в БСП:
Совесть потеряешь – другой не купишь.
А) пояснение
В) причина
С) условие
Д) дополнение
Е) одновременность
БСП – это:
А) предложение, в котором одно из простых предложений зависит от другого связаны с ним подчинительными союзами или союзным словом.
В) предложение, в котором простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.
С) предложение, в котором простые предложения соединяются в сложные интонацией, без союзов и союзных слов.
Д) предложение, состоящее из двух и более простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно.
Е) простые предложения соединяются в сложные с союзами или союзными словами.

30 В каком БСП между его частями стоит тире?
А) Мы должны остаться дома на улице сильный ветер.
В) Он знал за десять минут отсюда уже начинался бой.
С) Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
Д) Накрапывал дождь ветер стал сильнее море рокотало.
Е) Большинство сходилось на одном старые законы не годятся.

Код ответа БСП 1

Номера вопросов

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
1 а а д е с с д а с с е а с в е с а е с а а с в с в в с в с с

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...