Воинские коллективы. Воинский коллектив, его черты и функции. Памяти поколений – дни воинской славы России

Воинскому коллективу, как и любому коллективу нашего общества, присущи все наиболее общие признаки. Но он имеет и свои особенности, характеризующие данный коллектив как воинский. Во-первых, воинскому коллективу свойственна специфическая главная задача и причина его существования - охрана и защита государственного суверенитета Российской Федерации. К тому же ее решение достигается насильственными средствами с помощью оружия. А это обусловливает своеобразие норм и правил поведения и взаимоотношений между членами коллектива. Во-вторых, в воинских коллективах предусмотрена строгая централизация управления и разделение людей на служебные категории, что четко регламентирует их обязанности и права. В-третьих, воинским коллективам характерны относительная однообразность и стабильность деятельности, длительность пребывания членов коллектива в условиях совместной деятельности. К числу прочих особенностей воинских коллективов также можно отнести оторванность значительной части коллектива от семьи, родных, близких, разнородность членов воинского коллектива и некоторые другие. Вместе с тем нельзя не отметить, что специфика профессиональной деятельности военных, их личностные и образовательные особенности накладывают своеобразный (специфический) отпечаток и на межличностные (внутриколлективные) отношения. Каковы же в этом случае специфические особенности коллективов военных подразделений? Как показывает анализ, к ним можно отнести:

1. Повышенную ответственность за решение служебных, вахтенных и боевых задач, особенно в ходе боевого похода;

2. Динамичный и постоянный учебно-боевой процесс;

3. Относительную изоляцию в профессиональной деятельности в составе расчетов, боевых частей и экипажей;

4. Экстремальность решаемых вахтенных и боевых задач;

5. Неоднородность коллектива (военнослужащие по контракту и военнослужащие по призыву);

Стержневой в понятии коллектива воинского подразделения выступает идея межличностных связей военнослужащих, формирующих его социально-психологическую характеристику.

В воинских частях существует большое разнообразие низовых (первичных) коллективов. В структуре их психологии много общего. В то же время все они отличаются друг от друга. Объясняется это тем, что воинские коллективы решают различные задачи, имеют свои военно-профессиональные особенности (например, в зависимости от структурности подразделения). Также различают воинские коллективы по типу внутриколлективного общения: в одних коллективах оно составляет основу коллективной деятельности (там, где имеются коллективная боевая техника и оружие, обслуживаемая группой воинов-специалистов), в других - общение происходит, в основном, на учебных занятиях, совещаниях, во время отдыха, так как члены коллектива заняты, главным образом, индивидуальной военно-профессиональной деятельностью. Коллективы, созданные в соответствии со штатно-организационной структурой (подразделение) обычно называют основными (формальными) воинскими коллективами. К их числу также относятся спортивные, художественные коллективы, кружки, секции и другие объединения по интересам, регламентированные соответствующими приказами. Коллектив, обеспечивающий непосредственное взаимодействие военнослужащих друг с другом, называется контактным. Контактные коллективы организационно включаются в первичные, функционирующие в рамках одного подразделения. Однако бывает, что первичные и контактные коллективы несколько разнятся по своей групповой психологии. В таком случае прочность первичного коллектива (подразделения) снижается. Каждый военнослужащий, естественно, может быть членом нескольких коллективов: прежде всего, основного (военно-профессионального), а также других. Например, являясь конкретным специалистом в коллективе подразделения, он как участник художественной самодеятельности входит в состав соответствующего кружка, а как спортсмен - является членом коллектива спортивной секции и так далее. Однако разнообразие воинских коллективов не мешает, а, напротив, помогает сплачивать людей вокруг главных целей и задач, превращать их в настоящую военную организацию, устойчивую и надежную при любых самых сложных обстоятельствах. В то же время для командира (начальника) подразделения весьма важным является учет в своей руководящей деятельности не только уровня социальной общности его подчиненных, но некоторых других особенностей, например, количества подчиненных, структуры подразделения и специфики решаемых ими военно-профессиональных и других задач. Именно их своеобразное сочетание в каждом конкретном случае позволили военным психологам выделить несколько видов коллективов, среди которых, прежде всего, представлены:

Первичные коллективы - коллективы с непосредственным контактом, взаимодействие между собой;

Вторичные коллективы - коллективы, состоящие из нескольких первичных. Они могут находиться в опосредованном взаимодействии, общении между собой

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что формирование воинских коллективов является следствием действия, как объективных законов, так и субъективной деятельности его членов. Вместе с тем необходимо учитывать, что люди, взаимодействующие в рамках конкретного воинского или другого коллектива, выступают носителями индивидуальной психики и уникальной личностной психологии. В результате осуществляемых контактов на межличностном уровне формируются своеобразные психологические явления, получившие название психологии коллектива.

По своей сущности психология коллектива представляет собой те непосредственные психологические реакции, которые формируются в результате межличностных взаимодействий военнослужащих с другими членами коллектива и закрепившиеся как общепризнанные. Иными словами, это возникающий в процессе общения, совместной жизни, служебной, караульной, боевой и всякой другой деятельности комплекс психологических связей между людьми, благодаря которым они приобретают способность действовать как единое целое. Отдельные, не связанные в логическую схему представления, достаточны для поддержания нормальных будничных взаимоотношений, но они не позволяют глубоко ориентироваться и, должным образом, реагировать на происходящие общественные события, предвидеть и учитывать следствия совершенных действий и поступков. Здесь, несомненно, должно появляться психологическое явление нового типа, отражающее отношение к происходящим событиям и явлениям всего коллектива. Если же говорить о структуре психологии коллектива, то есть о тех психологических компонентах, в которых заключено ее содержание, то ее можно представить двумя группами:

1. Группа личностных социально-психологических явлений, возникающих из непосредственного взаимодействия военнослужащих друг с другом. К ним относятся притязания, самоутверждение личности, лидерство, авторитет, психическое заражение, взаимные требования и внушения, подражание, конформизм, психологическая совместимость, идентификация, эмпатия, симпатия или антипатия и др. Нередко в психологической литературе перечисленные явления коллективной психологии используют при раскрытии содержания межличностных отношений.

2. Группа коллективных социально-психологических явлений, среди которых, прежде всего, выделяются коллективное мнение, коллективное настроение, коллективные потребности и коллективные традиции. Отдельные отечественные психологи в их число включают также коллективные привычки, запросы, ценности (интересы, взгляды, убеждения), психологическую готовность и устойчивость, нравственный климат коллектива и ряд других компонентов. Некоторые результаты совместной умственной деятельности военнослужащих - общие взгляды и позиции по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим проблемам службы, а также сам процесс их формирования называют коллективным мнением. Иногда в этом случае говорят о коллективной мысли или коллективном разуме. По своей же сути коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение воинского коллектива или его большей части к объектам, явлениям или событиям окружающего мира. Оно выражает позицию, взгляды, убеждения и ценностные ориентации военнослужащих. К числу его основных видов можно, прежде всего, отнести официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего из числа руководящего состава) коллективное мнение. При этом необходимо учитывать, что именно неофициальное мнение коллектива наиболее существенно влияет на формирование других социально-психологических явлений в данной социальной общности (группе или коллективе). Социально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают его членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения. Коллективное настроение - это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Следующим социально-психологическим явлением, проявляющимся в ходе межличностного взаимодействия, выступают коллективные потребности. По своей сути это психологическое отражение объективной или субъективной нужды коллектива в материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. Не менее важное влияние на функционирование коллектива оказываю коллективные традиции. Они представляют собой относительно устойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (караульной, боевой) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К числу основных видов традиций относятся служебные, профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Весьма важным социально-психологическим явлением воинского подразделения выступает лидерство. Считается, что лидерство - это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя их усилие на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимается такие действия человека, которые вносят изменение в поведение, отношения и чувства другого человека. Его можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет или пример. Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Следовательно, понятие "лидер" приобретает значение лишь вместе с понятием "цель". К тому же его неотъемлемым свойством всегда выступает наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер - это элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия. Подходит ли офицер для роли лидера, зависит прежде от признания за ним другими подчиненными качеств превосходства, внушающих им веру в него и побуждающих признать его влияние на себя. Естественное лидерство - когда влияние исходит из признания другими членами группы (коллектива) личного превосходства лидера. Причем здесь важно не то, что офицер обладает качествами превосходства, а то, что его подчиненные признают обладание этими качествами. Очень часто влияние лидера зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться лишь частичным основанием для лидерства. Обычно решающее значение имеет склонность к доминированию, а именно - умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность разговаривать на их языке.

Важной обобщенной характеристикой любого воинского коллектива является его направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Именно в целеустремленности отражается обобщенное социально-значимое лицо подразделения, характер его действий, коллективные интересы, запросы, устремления. Однако для усиления воспитательной роли коллектива мало определить лишь направленность его деятельности. Здесь важно конкретизировать цели коллектива. Разбить их по рубежам, определить вклад каждого военнослужащего в общее дело, внедрить эти цели в сознание подчиненных, вызвать интерес к их достижению. Характер и содержание направленности воинского коллектива в значительной мере определяются следующей характеристикой, которой выступает групповая (коллективная) совместимость, представляющая собой способность военнослужащих согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия в различных видах совместной деятельности. Иными словами, это эффект сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень удовлетворенности военнослужащих, в совместной военно-профессиональной деятельности. Результатом оптимальной коллективной совместимости и одним из условий эффективности функционирования воинского подразделения выступает сплоченность коллектива, представляющая собой характеристику прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий военнослужащих. К числу ее основных показателей отнесены четкость, слаженность и результативность совместной групповой деятельности. В свою очередь коллективная сплоченность отражается на количественных показателях следующей характеристики, которая представлена коллективной согласованностью (сработанностью, слаженностью). Ее сущность заключается в эффекте сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень максимально возможной успешности совместной деятельности при минимальных затратах на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной деятельностью. Иными словами, это результат успешного взаимодействия военнослужащих в конкретной деятельности (при отработке задач и нормативов, службы и др.). Высшая степень коллективной (групповой) согласованности характеризуется ее слаженностью, возникающей в процессе совместной деятельности личного состава из совокупности коллективных усилий и вызывающей у военнослужащих чувство гордости за свой коллектив, проявления товарищества, взаимопомощи, координации усилий, творческого отношения к делу.

Что характерно для любого воинского коллектива? Этот вопрос рассматривается многими дисциплинами. В частности, такую тему проходят в школе в рамках учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности". Данная статья послужит хорошим подспорьем в подготовке домашнего задания для этих уроков. Также настоящий материал может использоваться педагогами в качестве методического пособия.

Основные положения

Известно, что человеку свойственно вступать в различные сообщества. Для всех коллективов существует общее название - группа. Этим словом можно называть любое множество людей, объединенное одними целями, формами существования, особенностями общения внутри коллектива и так далее.

Существует также большие и малые группы. К первым принято относить общественные классы, нации, народы и так далее.

К малым группам можно отнести такие общественные образования, как школьный класс, заводской цех, группу друзей и прочие. К этой же категории причисляют и воинские подразделения.

Поэтому на вопрос "Что характерно для любого воинского коллектива?" одним из вариантов ответа является следующее утверждение: каждый из них можно назвать общественной группой.

Не просто группа

Здесь стоит сказать о том, что воинские подразделения представляют собой не просто общественные группы, но коллективы с той или иной степенью развития. Чем же отличаются друг от друга два этих понятия?

Если заглянуть в учебник психологии, то можно найти следующее определение. Коллективом является группа людей, объединенных общей целью и выполняющих общественно-полезные действия. То есть отличие заключается именно в наличии социально важной деятельности. Поэтому, отвечая на вопрос "Что характерно для любого воинского коллектива?", следует упомянуть и о том, что любое такое подразделение выполняет общественно важные задачи, главной из которых является защита Родины.

Разные степени развития

Воинский коллектив, как и любой другой - это явление не статичное, а постоянно развивающееся. Поэтому он проходит постепенно разные стадии развития. На низшей стадии организации находится воинское подразделение, только что укомплектованное новобранцами. Как правило, требуются до 5 дней для того, чтобы они познакомились друг с другом. Приятельские отношения быстрее устанавливаются между земляками и молодыми людьми, имеющими общие интересы (например, футбольными болельщиками). Такие малые группы принято называть ассоциациями. У них может быть свой О подобных коллективах говорят, что они имеют довольно устойчивую структуру.

К тому же, у их участников присутствует общая цель. Однако у таких групп нет достаточной сплоченности. В дальнейшем такая группа обычно становится более дисциплинированной. В этом случае ее уже можно назвать кооперацией. Несмотря на кажущееся единство, это сообщество нельзя назвать высокоразвитым коллективом, поскольку стремление к общим целям, как правило, продиктовано не высокими морально-этическими соображениями, а личной выгодой каждого из участников.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что постоянно развивающиеся взаимоотношения между военнослужащими - это тоже признак, характерный для всех подразделений.

Следующий уровень

При нормальных условиях в воинском подразделении через две недели службы обычно образуется несколько коопераций.

В дальнейшем они переходят на более высокий уровень развития и становятся автономными группами. Здесь взаимоотношения между военнослужащими более организованны и получают общественно-полезную направленность. Каждый из членов этой группы понимает необходимость подчиняться младшим командирам. В таких коллективах также существуют неформальные лидеры. Как правило, у них не возникает конфликтов с командирами, а наоборот, их деятельность способствует укреплению власти последних.

Нужно сказать, что от уровня развития взаимоотношений между военнослужащими зависит и общая боеспособность подразделения.

Один за всех и все за одного

Этот девиз мушкетеров может взять на вооружение любая малая группа, достигшая уровня автономии. Специалисты военного дела говорят, что и кооперации, и ассоциации являются крайне ненадежными явлениями, если рассматривать их деятельности в чрезвычайных условиях, и тем более, при реальных боевых действиях.

Практика показывает, что в экстремальных условиях малоразвитые общественные группы, как правило, очень быстро прекращают свое существование. Поэтому одной из главнейших задач, стоящих перед командирами, является сплочение коллектива, и способствование переходу его на более высокий уровень.

Боевая закалка

Здесь стоит вернуться к теме настоящей статьи "Что характерно для любого воинского коллектива?" Итак, командиры каждого подразделения стремятся к развитию внутри него нормальных взаимоотношений. Причина этому проста. В коллективе, который достиг уровня автономии, любые неприятности и испытания не вызывают распад, а наоборот, еще более сплачивают преодолевающую их группу.

Но такое содружество людей становится коллективом в полном смысле этого слова (имеет общественно-полезную направленность), если ее цели не ограничиваются эгоистическими интересами участников. В противном случае высокоразвитую общественную структуру можно назвать корпорацией. Чаще всего в подобных случаях сообщество действует лишь ради удовлетворения интересов неформальных лидеров. При таких обстоятельствах возникают различного рода Если в воинском коллективе существуют малые группы, построенные по принципу корпорации, то, как правило, командирам приходится применять к служащим дисциплинарные меры.

Кроме вышеперечисленных признаков воинского коллектива существуют также и другие. Они будут приведены ниже.

Формирование воинского коллектива

До этого речь шла в основном о составных элементах подразделения, таких как различные малые группы, существующие внутри него. Теперь же пришло время заострить внимание на как целостного явления. Он тоже проходит подобные стадии развития. Всего их насчитывается три:

  • Социальная общность.
  • Товарищество.
  • Воинское братство.
  • Зрелое общество.

Социальная общность

Это самая первая ступень развития воинского коллектива. Она характеризуется осознанием всеми бойцами необходимости стремиться к выполнению общей задачи - защиты родной страны. При этом подразделение уже является коллективом, то есть высокоразвитой малой общественной группой.

Воинское товарищество

На данном этапе развития все участники уже достаточно хорошо изучили друг друга.

Главная особенность такого воинского коллектива - прочные дружеские связи.

Также эта стадия подразумевает наличие в воинском формировании устойчивых традиций и обычаев, а также определенных привычек.

Братство

Воинский коллектив, находящийся на этой ступени развития, часто называют также социально зрелым. В нем взаимоотношения между всеми участниками коллектива достигли такого высокого уровня, при котором стали возможны следующие явления: взаимовыручка, дружеская поддержка, бесконфликтность и тому подобные.

Общие психологические условия

Специалисты говорят, что для нормального развития и существования подразделения нужны особые условия. Среди них выделяют три главных.

У всех бойцов должны быть сформированы одинаковые позиции по отношению к важнейшим вопросам воинской службы. Они будут достаточно устойчивыми, если опираются на моральные убеждения, жизненные принципы и мировоззрение каждого из солдат.

Коммуникативные навыки

Кроме того, у личного состава должны быть сформированы навыки общения друг с другом, что в свою очередь предполагает развитую систему взаимоотношений в воинском коллективе, с четким распределением обязанностей. Это касается как службы, так и бытовых моментов. Кроме того, необходимо прививать солдатам владение способами регуляции взаимоотношений. Например, должна быть выработана четкая позиция по стремлению решать все вопросы, избегая продолжительных конфликтов.

Третьим обязательным пунктом является установление дружеских отношений. То есть, выполнение служебных обязанностей должно носить не только формальный, рациональный, но и эмоционально-окрашенный характер. При наличии в воинском подразделении здорового дружеского климата тяготы и лишения службы переносятся гораздо легче.

Служба

Еще одной общей чертой всех подразделений является то, что они предназначены для выполнения воинской обязанности. Это еще одно название, применяющееся для обозначения службы. Обязательная воинская повинность существует во многих странах мира, в том числе и в современной России. Возраст, по достижении которого она наступает, в разных государствах может отличаться друг от друга. В настоящий момент в Российской Федерации началом призывного возраста считается 18 лет. А по достижении лицами мужского пола семнадцатилетия они встают на учет в военкомат.

Кроме того, в некоторых случаях военнообязанными могут быть и женщины. Кроме несения службы, предполагается также участие в вооруженных конфликтах в военное время, при условии всеобщей или частичной мобилизации. Об этом говорит закон о воинской службе. Его нарушение влечет за собой гражданскую или уголовную ответственность. Итак, воинская обязанность - это служба в армии.

Знамя

Еще одна общая черта всех коллективов оборонной сферы - наличие у них знамени воинской части. Этот отличительный знак в первую очередь показывает на принадлежность подразделения к вооруженным силам Российской Федерации. Историки говорят о том, что древним прототипом знамени были каменные или металлические фигурки (например, орла, льва и другие), которые крепились сверху специального деревянного шеста, называемого древком.

Знамена в их современном виде появились на Руси к 9 веку нашей эры. Во время ведения боя они помогали его участникам иметь представление о нахождении воинских частей на поле сражения. Символическое значение этого атрибута огромно.

Знамя олицетворяет собой честь воинского подразделения, его историю. Можно сказать, что в нем отражена связь славного прошлого вооруженных сил Российской Федерации с настоящим и будущим.

Поэтому каждый человек, проходящий военную службу, обязан защищать знамя даже в самых тяжелых условиях. Известны случаи, когда ради его спасения солдаты жертвовали своей жизнью.

Вынос боевого знамени перед всей военной частью происходит только в самых торжественных случаях.

Например, это происходит, когда новобранцы принимают присягу или при получении новой военной техники и оружия.

Самое главное

Во многих пособиях по военному делу указывается, что основой хороших взаимоотношений в воинском коллективе являются разнообразные духовные связи бойцов друг с другом. От степени их развития зависит качество службы каждого определенного солдата и подразделения в целом.

Универсальный термин

В специальной военной, а также юридической литературе все коллективы, которые существуют в оборонной сфере, а также разнообразные учреждения, в том числе и образовательные, объединяются под общим названием - воинские организации.

Такой термин является еще одним общим признаком всех подразделений.

Сборник правил

Устав воинского коллектива - это еще один непременный его атрибут.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, уставы действуют наравне с другими законами государства. В них перечисляются основные обязанности военнослужащих, такие как выполнение приказов, умение обращаться с оружием и техникой, знание званий.

Все это прописано в уставе внутренней службы.

Существует также другой документ. Он носит название устава гарнизонной и караульной службы. В нем приводятся права и обязанности должностных лиц, нормы, согласно которым должны быть обустроены казарменные и другие помещения. В таких уставах перечисляются основные военные мероприятия, и порядок их проведения.

Заключение

В данной статье были перечислены основные особенности воинских коллективов. В материале приведены определения воинского знамени, устава и другие важные моменты. Следует запомнить, что основа воинского коллектива - дружеские взаимоотношения между его участниками. Многие из данных сведений могут оказаться полезными при подготовке к занятиям по Основам безопасности жизнедеятельности.

Общие признаки воинского коллектива

Сущность и признаки воинского коллектива

В ходе совместной деятельности люди практически всегда вступают в социальные общности - группы. Группой принято называть определенное объединение людей. Все человеческое общество состоит из множества групп, которые различают по целому ряду признаков:

По целям и содержанию деятельности (трудовые, боевые, учебные и другие группы);

По способу объединения (группы производственные, бытовые и т. д.);

По форме организации и возникновения (группы реальные, условные, организованные, формальные и неформальные);

По характеру и контактности общения, отношений к личности всех других членов группы (первичные контактные и вторичные - дистантные).

Кроме того, выделяют большие и малые социальные группы.

Большие социальные группы - это классы, прослойки, политические группы, партии, профессиональные союзы, вооруженные силы, нации и другие (возрастные, образовательные) общности и объединения.

Малые социальные группы - это воинское подразделение, цех, школьный класс, студенческий курс. Их принято называть первичными. Они отличаются от больших тем, что в них осуществляется постоянное межличностное общение, контакт, взаимодействие.

Следует отметить, что группа - более широкое понятие, чем коллектив. При этом не всякая может рассматриваться в качестве коллектива.

Принято считать, что малые социальные группы классифицируются в зависимости от уровня развития и социальной направленности. Наиболее известные разновидности - ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив (см. рис. 1).

Любая малая социальная группа проходит три уровня развития: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень характерен для группы военнослужащих, которые только что объединились на основе приказа (призывники) или личных интересов (любители шахмат), что обычно называется ассоциацией - группой, имеющей официальную структуру и общую цель, «но не действующей как целое». Поэтому в ней не развиты ни подготовленность, ни организационное единство, ни психологическая коммуникативность. Ее структура и дальнейшее развитие во многом зависят от количества военнослужащих. Известно, что каждый член группы не может находиться в объективных личностных отношениях более чем с 7 -12 другими ее членами. Складывающиеся отношения составляют внутреннюю структуру элементарной группы. Если группа больше, например, состоит из 15 или 20 человек, то она стремится к разделению на несколько групп.

Многочисленные наблюдения за поведением призывников указывают на то, что им требуется от 3 до 5 дней, чтобы познакомиться друг с другом.

За это время уменьшается выраженность депрессивных настроений, устанавливаются эмоциональные контакты. Иногда это происходит еще раньше, например, в пути следования к месту службы или на призывном пункте. Среди земляков сразу же можно определить лидера и круг его общения. Если в команде призывники разделились на несколько групп с активными лидерами, то между ними могут возникнуть эмоциональные конфликты либо отношения спортивного соперничества.

Если ассоциация не распадается, то она постепенно переходит на средний уровень развития, который характеризуется более осознанной деятельностью и дисциплинированностью военнослужащих. Такую группу называют кооперацией. В ней, как правило, наблюдаются прочные служебные и товарищеские отношения. Командные функции выполняют назначенные лица, имеющие определенную власть. Кроме того, в группах-кооперациях существуют неофициальные лидеры, которые либо поддерживают младших командиров, либо затрудняют официальное управление. Здесь имеется подготовленность и организационное единство. Однако мотивы, побуждающие к достижению общего результата и цели деятельности, не имеют четкой нравственной направленности. Нет в такой группе и высокого уровня психологической коммуникативности.

При благоприятных условиях в подразделении через 10-15 дней образуются 2-3 группы-кооперации, включающие в свой состав от 3 до 7 военнослужащих. Проходит некоторое время, и они могут перейти на более высокий уровень своего развития - уровень автономизации.

Автономная группа характеризуется четкой организационной структурой и дисциплиной, внутренним единством целей и мотивов деятельности. Здесь возрастают управленческая роль младших командиров и социальная активность лидеров. При этом в большинстве случаев между командирами и лидерами существенных противоречий не возникает, хотя отдельные трения и возможны.

Следует отметить, что от уровня социального развития воинской группы во многом зависит эффективность ее служебной и боевой деятельности. В сложных экстремальных условиях группы типа ассоциации и кооперации очень часто становятся неуправляемыми, легко поддаются панике и распадаются, в то время как автономные группы не снижают результатов деятельности. Для последних сложные и опасные ситуации становятся своеобразными катализаторами социальной активности, преодолевая трудности, военнослужащие еще больше сплачиваются.

Но сплоченность автономных групп может таить в себе определенную опасность. Это связано с тем, что высокая организация, единство взглядов, эмоциональная удовлетворенность при наличии сильного и авторитетного лидера создают условия для появления у группы как социальной, так и асоциальной ориентации. Например, если военнослужащие объединяются на основе общих социально полезных целей и нравственных ценностей, не замыкаются внутри своей группы, а стремятся к широким контактам, то такая автономная группа превращается в воинский коллектив. С другой стороны, если военнослужащие скрывают свои намерения, преследуют свои эгоистические цели, то такая автономная группа постепенно превращается в корпорацию и становится лжеколлективом.

Корпорации - внутренне организованные группы, обладающие внутренней структурой и общей деятельностью, цели которых определяются как «личные через групповые».

Корпорация характеризуется высокой степенью подготовленности, организационного единства и психологической коммуникативности, но отличается по нравственной направленности групповым эгоизмом и индивидуализмом. Как отмечают многие исследователи, именно корпоративный дух, или групповой эгоизм, создают условия для неуставных взаимоотношений, националистических проявлений, грубых нарушений воинской дисциплины, поскольку деятельность корпоративной группы регулируется узкогрупповыми интересами и волей 1 -2 негативных лидеров.

Коллектив - это организованная группа людей, являющихся частью общества, объединенная общими целями, совместной социально-полезной деятельностью. Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее «собранность», т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова «кружок». В основе того и другого - связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражают понятия «товарищество», «воинское братство».

«Нельзя представить себе коллектив, если взять по простому сумму отдельных лиц, - говорил А.С. Макаренко. - Коллектив - это социальный, живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

Воинский коллектив - организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством единоначальника.

Воинский коллектив имеет ряд характерных признаков, наиболее типичные из которых - организованность, общественно значимая цель деятельности, сплоченность, совместимость (см. рис 2).


В своем развитии воинский коллектив проходит определенные стадии. Чаще всего из них выделяют три основные: социального единства, войскового товарищества и социальной зрелости.

Первая, начальная стадия развития воинского коллектива (стадия социального единства) характеризуется тем, что, находясь на ней, военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и общественных заданий. Она проходит не всегда легко. Как правило, возникают определенные трудности в сплочении коллектива. Нередко одна небольшая группировка безнравственных военнослужащих становится источником неуставных взаимоотношений и непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития воинского коллектива.

На второй стадии (стадии войскового товарищества), как правило, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются позитивные отношения между военнослужащими, формируется достаточно стабильная структура коллектива, которая не мыслима без коллективного мнения и настроения, взаимоотношений и сплоченности, дисциплинированности и коллективных привычек.

На третьей стадии социальной и боевой зрелости достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций воинского коллектива. Отношения между военнослужащими характеризуются наличием взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимозаменяемости и бесконфликтности. В коллективе, достигшем данной стадии развития, преобладает здоровый морально-психологический климат, благотворно влияющий на всестороннее развитие личности воина.

Для обеспечения процессов взаимодействия, общения, оказания помощи и поддержки, согласования совместных усилий при решении общих задач, для успешных действий коллектива в самой сложной обстановке важны прежде всего следующие социально-психологические условия:

а) наличие общих, согласованных позиций членов коллектива по главным вопросам общественной жизни и военной службы, формирующихся на основе морального единства военнослужащих, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных принципов;

б) навыки взаимодействия и общения, как в процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормами и способами регуляции совместной жизни и деятельности;

в) войсковое товарищество и боевая дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга.

Независимо от вида общественно- полезной деятельности, лежащей в основе объединения и организации людей, каждый из коллективов имеет не только свою специфическую, но и общую для всех своих членов общественно-полезную задачу, определенную организационную структуру, своеобразное сочетание людей различных возрастов и национальностей, определенный стиль взаимоотношений. Не является исключением и воинский коллектив. Воинское подразделение как определенная социальная общность возникает на базе организационной структуры части (корабля) и включает в себя ряд подсистем, которым присущи свои социально- психологические особенности. Среди таких подсистем есть формальные и неформальные группы. К первым относятся строевые отделения, боевые расчеты, экипажи, караулы, ко вторым - группы земляков, друзей, любителей музыки, спорта и т. п. Кроме того, в подразделении существуют ранговые группы, связанные с функциями управления и руководства личным составом. Это могут быть официальные ранговые группы сержантов, офицеров, которые управляют людьми согласно своим функциональным или общественным обязанностям, но возможно формирование и неофициальных ранговых групп военнослужащих, которые руководят воинами в соответствии со своими эгоистическими интересами.

Наиболее тесно и непрерывно контактируемый коллектив называется первичным. Первичными коллективами в армии являются отделение, расчет, экипаж, взвод, рота (батарея) и им равные. Узкая группа военнослужащих, насчитывающая два-три и более человека, называется микрогруппой.

Таким образом, воинский коллектив как высшая форма объединения людей характеризуется организованностью, сплоченностью, совместимостью, общественно значимой целью деятельности, относительной устойчивостью и продолжительностью совместного функционирования.

Социально-психологические характеристики воинского коллектива

Одной из важнейших социально- психологических характеристик воинского коллектива является морально- психологический климат. Под этим термином понимают преобладающий и относительно устойчивый психический настрои коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу. Отношения друг к другу дифференцируются на отношения по горизонтали (например, в воинском коллективе между рядовыми, сержантами, офицерами) и отношением по вертикали в системе руководства и подчинения.

Служебные отношения - важнейшая основа взаимодействия людей при решении профессиональных задач, в том числе и военнослужащих в бою, на службе, в повседневной жизни. Система данных отношений предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных, трудовых обязанностей и ролей. Они официально закреплены в организационной структуре воинского коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, приказах, уставах, правилах, наставлениях. Однако и на службе, и вне ее взаимодействуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных, так же как нельзя отождествлять личностные и неслужебные отношения.

Морально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций и чувств, которые существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения.

Коллективное настроение - это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива - это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью. От них зависит степень готовности военнослужащих к тем или иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению.
Коллективные потребности - это психологическое отражение объективной или субъективной нужды коллектива в материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. В основе формирования содержания коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные интересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноценного решения задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они становятся реальной силой лишь тогда, когда преобразуются в личностную потребность большинства военнослужащих подразделения. Обогащению арсенала потребностей военнослужащих способствуют широта и гармония их отношения к воинской службе в целом, своей военно-профессиональной деятельности, командирам и начальникам, сослуживцам и др.

Коллективное мнение - совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива к различным событиям и явлениям в жизни общества, Вооруженных Сил, в поведении и деятельности как всего воинского коллектива, так и каждого военнослужащего, входящего в него. Коллективное мнение может проявляться в форме оценки, желания, одобрения, осуждения, требования и т.п. Оно как бы информирует военнослужащего о реакции на его действия и поступки со стороны других членов коллектива и тем самым способствует принятию адекватных решений, выбору образа поведения и действий.

Коллективные традиции - относительно устойчивые, сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (боевой, вахтенной) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К их числу относятся служебные (вахтенные, боевые), профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Важной обобщенной характеристикой любого воинского коллектива является его направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Именно в целеустремленности отражаются обобщенное социально-значимое лицо подразделения, характер его действий, коллективные интересы, запросы, устремления.

Характер и содержание направленности воинского коллектива в значительной мере определяются такой характеристикой, как групповая (коллективная) совместимость, представляющая собой способность военнослужащих согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия в различных видах совместной деятельности. Иными словами, это эффект сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень удовлетворенности военнослужащих в совместной военно-профессиональной деятельности.

Результатом оптимальной коллективной совместимости и одним из условий эффективности функционирования воинского подразделения выступает сплоченность коллектива, представляющая собой характеристику прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий военнослужащих. К числу ее основных показателей отнесены четкость, слаженность и результативность совместной групповой деятельности.

В свою очередь коллективная сплоченность отражается на количественных показателях следующей характеристики, которая представлена коллективной согласованностью (сработанностью, слаженностью). Иными словами, это результат успешного взаимодействия военнослужащих в конкретной деятельности (при отработке задач и нормативов, несении вахтенной или боевой службы и др.).

Таким образом, рассмотренные социально-психологические характеристики воинского коллектива в совокупности дают возможность оценить морально-психологический климат, в котором живут и выполняют свои задачи военнослужащие подразделения, воинской части.

Руководителю ОГП целесообразно провести занятие методом рассказ- беседа с рассмотрением примеров из жизни подразделения.

В первом вопросе основное внимание необходимо направить на определение сущности коллектива, основные характерные отличия воинского коллектива от других форм социального объединения людей, а также разъяснение слушателям особенностей этапов (стадий) развития воинского коллектива.

При раскрытии второго вопроса занятия важно не только разъяснить солдатам (матросам) важнейшие социально-психологические характеристики воинского коллектива, но и обозначить роль каждого военнослужащего в создании и поддержании здорового морально- психологического климата в подразделении.

В заключительной части руководителю необходимо сделать выводы, отметить наиболее активных слушателей на занятии, дать задание на самоподготовку.

1. Давыдов Д. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов//Ориентир. - 2009. - №6.

2. Военная педагогика и психология. Психология воинского коллектива. - М.: 1986.

3. Колосов А. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива. // Ориентир. - 2008. - № 8.

4. Психология и педагогика. Военная психология. Под ред. Маклакова А.Г. -СПб.: Питер, 2004.

Подполковник Андрей Колосов

В сложной организации воинских соединений и частей важное место занимает их первичное звено – подразделение (расчеты, боевые части, экипажи и др.). Именно они, по мере своего становления, создают особое образование – коллективную психологию, которая регулирует совместную жизнь и профессиональную деятельность военнослужащих. Однако психологические явления являются продуктом коллективного взаимодействия.

Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее "собранность", т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова "кружок". В основе того и другого - связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражает понятия «товарищество», «воинское братство». Вследствие этого в отечественной военной психологии под воинским коллективом понимается организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством единоначальника. Следовательно, его отличительными признаками выступает то, что это:

    высокоорганизованная группа идейно убежденных и дисциплинированных военнослужащих, способных самостоятельно (автономно) выполнять служебно-боевые, служебные, учебные, и другие задачи;

    специфическая социальная общность, предназначенная для защиты Отечества, характеризующаяся единством понимания воинского долга, общностью коллективистской психологии.

Анализ группового объединения военнослужащих показывает, что в диалектике формирования коллектива можно выделить несколько этапов, каждый из которых имеет свое содержание и преследует специфические цели.

1-й этап - формирование случайной группы - начального объединения военнослужащих на основе их территориальной близости в данный момент времени (например, на сборном пункте или служебном совещании);

2-й этап - формирование неорганизованной группы (номинальной группы, конгломерата), предусматривающей добровольное объединение людей на основе некоторого совпадения их интересов, проявившихся в ходе непродолжительных межличностных контактов;

3-й этап - формирование организованной группы – объединения военнослужащих, способных к эффективным совместным действиям. Она, в свою очередь, бывает нескольких уровней.

Низкий уровень (ассоциация) представляет собой объединение на основе приказа (призывники) или интереса (любители шахмат). В составе такой группы может быть до 10 человек. Период функционирования - от 3 до 5 дней. По истечении указанного временного периода ассоциация или прекращает свое существование, или переходит на более высокий уровень.

Средний уровень (кооперация) - для нее характерна более осознанная деятельность и дисциплина. Возникает она, как показывают наблюдения войсковой практики, через 10-15 дней после установления межличностного взаимодействия. В подразделении, как правило, насчитывается 2-3 группы по 3-6 военнослужащих, объединенных, например, на основе актуализировавшегося в первое время воинской службы чувства землячества.

Высокий уровень (автономизация) характеризуется четкой организованной структурой и дисциплиной, внутренним единством целей и мотивов военно-профессиональной деятельности.

Высший уровень группового объединения людей в отечественной психологии, в отличие от большинства зарубежных школ, принято называть коллективом.

Наблюдения за формированием ряда воинских подразделений позволили военным психологам выделить четыре основных стадии развития коллектива.

1. Стадия социального единства - начальная стадия развития воинского коллектива, которая характеризуется тем, что большинство воинов сознательно относятся к службе и дисциплине, отчетливо представляют свои обязанности и цели деятельности, ориентируются на единую систему духовных ценностей, которая не противоречит их личностным ориентациям.

2) На стадии войскового товарищества в основном, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются товарищеские взаимоотношения между военнослужащими. На этой стадии уже можно обнаружить достаточно стабильную структуру коллектива: коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные привычки. Руководитель, воздействуя на эти показатели, более эффективно управляет коллективом и каждым подчиненным в отдельности.

3) Стадия социальной зрелости. Коллектив достигает единства воли действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций. Взаимодействие между военнослужащими основывается на взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимозаменяемости и бесконфликтности. Военнослужащие предъявляют к себе высокие требования, старательно изучают боевую технику и оружие, совершенствуют коллективное мастерство.

4) На стадии самоуправления коллектив понимает своего руководителя (командира), как говорится, с полуслова и воспринимает его требования как свои собственные. При этом отпадает необходимость контроля действий подчиненных - эту функцию выполняет адаптированное под коллективные устремления личностное сознание военнослужащего и коллективный контроль его сослуживцев.

Рассмотренные стадии развития воинского коллектива являются типичными для коллективов всех видов. Однако темпы развития могут быть различными в зависимости от социально-психологической подготовки руководителя, индивидуальных особенностей военнослужащих, характера решаемых коллективом служебных, вахтенных, боевых и других профессиональных задач. Следовательно, общие закономерности развития воинского коллектива должны учитываться офицером-руководителем подразделения и конкретизироваться в зависимости от сложившихся условий его деятельности.

В зависимости от характера и направленности функционирования (проведение сухопутных, воздушных, морских и т.д. операций) каждый из коллективов наделен соответствующими особенностями. Какова же специфика воинского коллектива подразделений и частей Военно-морского флота?

Находя ответ на этот вопрос, необходимо учитывать, что воинскому коллективу, как и любому коллективу нашего общества, присущи все наиболее общие признаки коллектива. Но в то же время он имеет и свои особенности, характеризующие данный коллектив как воинский.

Во-первых, воинскому коллективу свойственна специфическая главная задача и причина его существования - охрана и защита государственного суверенитета Российской Федерации. К тому же ее решение достигается насильственными средствами с помощью оружия. А это обусловливает своеобразие норм и правил поведения и взаимоотношений между членами коллектива.

Во-вторых, в воинских коллективах предусмотрена строгая централизация управления и разделение людей на служебные категории, что четко регламентирует их обязанности и права.

В-третьих, воинским коллективам характерны относительная однообразность и стабильность деятельности, длительность пребывания членов коллектива в условиях совместной деятельности. К числу прочих особенностей воинских коллективов также можно отнести оторванность значительной части коллектива от семьи, родных, близких, разнородность членов воинского коллектива и некоторые другие.

Вместе с тем нельзя не отметить, что специфика профессиональной деятельности военных моряков, их личностные и образовательные особенности накладывают своеобразный (специфический) отпечаток и на межличностные (внутриколлективные) отношения. Каковы же в этом случае специфические особенности коллективов военно-морских подразделений?

Как показывает анализ, к ним можно отнести:

1. Повышенную ответственность за решение служебных, вахтенных и боевых задач, особенно в ходе боевого похода;

2. Динамичный и постоянный учебно-боевой процесс;

3. Относительную изоляцию в профессиональной деятельности в составе расчетов, боевых частей и экипажей;

4. Экстремальность решаемых вахтенных и боевых задач;

5. Неоднородность коллектива (военнослужащие по контракту из числа офицеров и мичманов и военнослужащие по призыву);

6. Специфику повседневных задач и целей деятельности, а также периодически широкий диапазон общения и относительную стабильность коллективов кораблей.

Стержневой в понятии коллектива воинского подразделения выступает идея межличностных связей военнослужащих, формирующих его социально-психологическую характеристику.

В воинских частях существует большое разнообразие низовых (первичных) коллективов. В структуре их психологии много общего. В то же время все они отличаются друг от друга. Объясняется это тем, что воинские коллективы решают различные задачи, имеют свои военно-профессиональные особенности (например, в зависимости от структурности подразделения – боевая часть, экипаж, береговая часть и т.д.).

Также различают воинские коллективы по типу внутриколлективного общения: в одних коллективах оно составляет основу коллективной деятельности (там, где имеются коллективная боевая техника и оружие, обслуживаемая группой воинов-специалистов), в других - общение происходит, в основном, на учебных занятиях, совещаниях, во время отдыха, так как члены коллектива заняты, главным образом, индивидуальной военно-профессиональной (специалисты связи, акустики и др.) деятельностью.

Коллективы, созданные в соответствии со штатно-организационной структурой (подразделение) обычно называют основными (формальными) воинскими коллективами. К их числу также относятся спортивные, художественные коллективы, кружки, секции и другие объединения по интересам, регламентированные соответствующими приказами.

Коллектив, обеспечивающий непосредственное взаимодействие военнослужащих друг с другом, называется контактным. Его может составлять группа, башня.

Контактные коллективы организационно включаются в первичные, функционирующие в рамках одного подразделения. Однако бывает, что первичные и контактные коллективы несколько разнятся по своей групповой психологии. В таком случае прочность первичного коллектива (подразделения) снижается.

Каждый военнослужащий, естественно, может быть членом нескольких коллективов: прежде всего, основного (военно-профессионального), а также других. Например, являясь конкретным специалистом в коллективе подразделения, он как участник художественной самодеятельности входит в состав соответствующего кружка, а как спортсмен - является членом коллектива спортивной секции и так далее. Однако разнообразие воинских коллективов не мешает, а, напротив, помогает сплачивать людей вокруг главных целей и задач, превращать их в настоящую военную организацию, устойчивую и надежную при любых самых сложных обстоятельствах.

В то же время для командира (начальника) подразделения весьма важным является учет в своей руководящей деятельности не только уровня социальной общности его подчиненных, но некоторых других особенностей, например, количества подчиненных, структуры подразделения и специфики решаемых ими военно-профессиональных и других задач. Именно их своеобразное сочетание в каждом конкретном случае позволили военным психологам выделить несколько видов коллективов, среди которых, прежде всего, представлены:

Первичные коллективы - коллективы с непосредственным контактом, взаимодействие между собой (боевая часть кораблей 2 и 3 ранга, экипаж корабля 4 ранга и др.);

Вторичные коллективы - коллективы, состоящие из нескольких первичных. Они могут находиться в опосредованном взаимодействии, общении между собой (боевая часть корабля 1 ранга, экипаж корабля 3 ранга и др.).

Применение изложенных психологических признаков для анализа и оценки качественного состояния воинского коллектива выявить в каждом из них своеобразную структуру.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что формирование воинских коллективов является следствием действия, как объективных законов, так и субъективной деятельности его членов. Вместе с тем необходимо учитывать, что люди, взаимодействующие в рамках конкретного воинского или другого коллектива, выступают носителями индивидуальной психики и уникальной личностной психологии. В результате осуществляемых контактов на межличностном уровне формируются своеобразные психологические явления, получившие название психологии коллектива.

По своей сущности психология коллектива представляет собой те непосредственные психологические реакции, которые формируются в результате межличностных взаимодействий военнослужащих с другими членами коллектива и закрепившиеся как общепризнанные. Иными словами, это возникающий в процессе общения, совместной жизни, служебной, боевой и всякой другой деятельности комплекс психологических связей между людьми, благодаря которым они приобретают способность действовать как единое целое. Отдельные, не связанные в логическую схему представления, достаточны для поддержания нормальных будничных взаимоотношений, но они не позволяют глубоко ориентироваться и, должным образом, реагировать на происходящие общественные события, предвидеть и учитывать следствия совершенных действий и поступков. Здесь, несомненно, должно появляться психологическое явление нового типа, отражающее отношение к происходящим событиям и явлениям всего коллектива.

Если же говорить о структуре психологии коллектива, то есть о тех психологических компонентах, в которых заключено ее содержание, то ее можно представить двумя группами.

1. Группа личностных социально-психологических явлений, возникающих из непосредственного взаимодействия военнослужащих друг с другом. К ним относятся притязания, самоутверждение личности, лидерство, авторитет, психическое заражение, взаимные требования и внушения, подражание, конформизм, психологическая совместимость, идентификация, эмпатия, симпатия или антипатия и др. Нередко в психологической литературе перечисленные явления коллективной психологии используют при раскрытии содержания межличностных отношений.

2. Группа коллективных социально-психологических явлений среди которых, прежде всего, выделяются коллективное мнение, коллективное настроение, коллективные потребности и коллективные традиции. Отдельные отечественные психологи в их число включают также коллективные привычки, запросы, ценности (интересы, взгляды, убеждения), психологическую готовность и устойчивость, нравственный климат коллектива и ряд других компонентов.

Некоторые результаты совместной умственной деятельности военнослужащих - общие взгляды и позиции по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим проблемам службы, а также сам процесс их формирования называют коллективным мнением. Иногда в этом случае говорят о коллективной мысли или коллективном разуме. По своей же сути коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение воинского коллектива или его большей части к объектам, явлениям или событиям окружающего мира. Оно выражает позицию, взгляды, убеждения и ценностные ориентации военнослужащих. К числу его основных видов можно, прежде всего, отнести официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего из числа руководящего состава) коллективное мнение. При этом необходимо учитывать, что именно неофициальное мнение коллектива наиболее существенно влияет на формирование других социально-психологических явлений в данной социальной общности (группе или коллективе).

Социально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают его членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения.

Коллективное настроение - это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива – это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью и от которых зависит степень готовности военнослужащих к тем или иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению со стороны командира (начальника).

Следующим социально-психологическим явлением, проявляющимся в ходе межличностного взаимодействия, выступают коллективные потребности. По своей сути это психологическое отражение объективной или субъективной нужды коллектива в материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. В основе формирования содержания коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные интересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноценного решения задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они становятся реальной силой лишь тогда, когда преобразуются в субъективную потребность большинства военнослужащих подразделения. Обогащению арсенала потребностей военнослужащих способствуют широта и гармония их отношения к воинской службе в целом, своей военно-профессиональной деятельности, командирам и начальникам, сослуживцам и др.

Не менее важное влияние на функционирование коллектива оказываю коллективные традиции. Они представляют собой относительно устойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (вахтенной, -боевой) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К числу основных видов традиций относятся служебные (вахтенные, боевые), профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Считается, что становление и развитие традиций во многом определяются их характером и действенностью. Они становятся устойчивыми формами коллективного поведения, если соблюдаются определенные условия. Так, эмоционально привлекательные традиции стимулируют развитие коллектива, способствуют повышению сознательности и дисциплинированности. Их же утрата же существенно затрудняет развитие коллектива, точно так же, как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития личности.

К сожалению, в воинских подразделениях находят проявление и целый ряд традиций отрицательной направленности (неформальных традиций), противоречащих уставным требованиям и морально-этическим нормам современного цивилизованного общества (прежде всего порожденных так называемым феноменом «дедовщины»). Они негативно влияют на эмоциональное состояние многих военнослужащих, воинскую дисциплину, что, в целом, снижает эффективность функционирования воинского подразделения. К тому же, как подчеркивал А.С.Макаренко, такую традицию невозможно отменить приказом – она «должна быть вытеснена новой традицией, более сильной и более полезной. Такая работа требует большого терпения и глубокой мысли». Вот почему предупреждение складывания неформальных традиций, их разрушение в последние годы представляют серьезную проблему педагогической деятельности командиров и начальников.

Весьма важным социально-психологическим явлением воинского подразделения выступает лидерство.

Считается, что лидерство - это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя их усилие на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимается такие действия человека, которые вносят изменение в поведение, отношения и чувства другого человека. Его можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет или пример.

Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Следовательно, понятие "лидер" приобретает значение лишь вместе с понятием "цель". К тому же его неотъемлемым свойством всегда выступает наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер - это элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия.

Подходит ли офицер для роли лидера, зависит прежде от признания за ним другими подчиненными качеств превосходства, внушающих им веру в него и побуждающих признать его влияние на себя. Естественное лидерство - когда влияние исходит из признания другими членами группы (коллектива) личного превосходства лидера. Причем здесь важно не то, что офицер обладает качествами превосходства, а то, что его подчиненные признают обладание этими качествами.

Очень часто влияние лидера зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться лишь частичным основанием для лидерства. Обычно решающее значение имеет склонность к доминированию, а именно - умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность разговаривать на их языке. В этом случае роль лидера воинского коллектива заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий.

В то же время следует учитывать точку зрения ряда отечественных военных психологов, что общее лидерство в группе складывается из трех компонентов - эмоционального, делового и интеллектуального. Эмоциональный лидер ("душа группы") - это человек, к которому каждый член коллектива может обратиться за сочувствием. С деловым лидером ("руки группы") хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К интеллектуальному лидеру ("мозг группы") все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить или помочь найти нужную информацию. Естественно, что наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Чаще всего проявляется сочетание двух компонентов, например, эмоционального и делового, информационного и делового и т.д.

Важной обобщенной характеристикой любого воинского коллектива является его направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Именно в целеустремленности отражается обобщенное социально-значимое лицо подразделения, характер его действий, коллективные интересы, запросы, устремления. Однако для усиления воспитательной роли коллектива мало определить лишь направленность его деятельности. Здесь важно конкретизировать цели коллектива. Разбить их по рубежам, определить вклад каждого военнослужащего в общее дело, внедрить эти цели в сознание подчиненных, вызвать интерес к их достижению.

Характер и содержание направленности воинского коллектива в значительной мере определяются следующей характеристикой, которой выступает групповая (коллективная) совместимость, представляющая собой способность военнослужащих согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия в различных видах совместной деятельности. Иными словами, это эффект сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень удовлетворенности военнослужащих, в совместной военно-профессиональной деятельности.

Результатом оптимальной коллективной совместимости и одним из условий эффективности функционирования воинского подразделения выступает сплоченность коллектива, представляющая собой характеристику прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий военнослужащих. К числу ее основных показателей отнесены четкость, слаженность и результативность совместной групповой деятельности.

В свою очередь коллективная сплоченность отражается на количественных показателях следующей характеристики, которая представлена коллективной согласованностью (сработанностью, слаженностью). Ее сущность заключается в эффекте сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень максимально возможной успешности совместной деятельности при минимальных затратах на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной деятельностью. Иными словами, это результат успешного взаимодействия военнослужащих в конкретной деятельности (при отработке задач и нормативов, несении вахтенной или боевой службы и др.). Высшая степень коллективной (групповой) согласованности характеризуется ее слаженностью, возникающей в процессе совместной деятельности личного состава из совокупности коллективных усилий и вызывающей у военнослужащих чувство гордости за свой коллектив, проявления товарищества, взаимопомощи, координации усилий, творческого отношения к делу.

Рассмотренные социально-психологические явления воинских коллективов и их обобщенные характеристики представляют собой лишь теоретическое содержание коллективной психологии. Командирам и начальникам же важно не только их знание, но и умение использовать полученные знания в своей военно-профессиональной деятельности. А для этого необходимо знать порядок изучения основных социально-психологических явлений воинского коллектива.

Специфика жизни и быта военнослужащих срочной службы . С призывом в армию юноша отрывается от семьи, родственников и близких, от привычных условий жизни и характера взаимоотношений. Он должен усваивать иной уклад жизни, привыкать к приказной форме общения, приобретать новые знания и навыки, связанные с обязанностями военной службы.

Всё это сопряжено со значительными психологическими нагрузками. Многие солдаты на первых порах службы часто испытывают чувство неуверенности и даже боязни в простейших армейских ситуациях. Здесь многое зависит от того, каким молодой воин пришёл в армию, какова его личная целевая установка на службу и какими волевыми и физическими качествами он обладает. Психологически и физически сильный юноша безболезненно адаптируется к новым условиям жизни, а установленный для него срок военной службы пройдёт быстро и легко. Значительная роль в этом отводится допризывной подготовке, которая закладывает фундамент успеха в дальнейшей воинской деятельности молодых солдат.

Особенность армейской жизни и быта заключается ещё и в том, что большую часть своего времени военнослужащие находятся среди сослуживцев. Учебные занятия, боевое дежурство, обслуживание техники, спортивно-массовые и культурно-информационные мероприятия, да и личное время проходят в основном в тесном контакте с товарищами по службе.

Воинский коллектив . Работают ли люди или учатся, занимаются спортом или увлекаются творчеством, их жизнь проходит в коллективах - производственных бригадах, ученических классах, спортивных секциях или кружках художественной самодеятельности. Военная служба солдат и сержантов, призванных на срочную военную службу, проходит в воинских коллективах.

В первичных воинских коллективах - отделениях, экипажах, взводах, ротах - воины находятся в непрерывном служебном, бытовом или другом взаимодействии и общении друг с другом. Воинская деятельность специфична, она, как правило, насыщена учениями, боевыми дежурствами, тренировками, ведущимися в любое время года и суток, полна трудностей, а порой опасностей и риска, предельная по морально-физическим и психологическим нагрузкам. В бою воинский коллектив выполняет свои задачи силой оружия и боевой техники, насилием по отношению к противнику.

Воинский коллектив - это организованная группа военнослужащих, объединённых на основе воинской обязанности для совместного решения служебных, учебных или боевых задач.

Воинские коллективы отличают высокая степень организованности и дисциплины, взаимная ответственность и взаимовыручка, войсковое товарищество, внутренняя сплочённость, постоянная готовность к коллективному подвигу во имя интересов Родины.

Примером героизма, мужества и высочайшей степени коллективизма был подвиг Александра Матросова. 23 февраля 1943 года рядовой Матросов в бою за д. Чернушки (Псковская обл.) закрыл своим телом амбразуру пулемётного дзота гитлеровцев. Ценой своей жизни он уберёг от гибели многих своих товарищей и обеспечил выполнение боевой задачи подразделением. В ноябре 1944 года подвиг Героя Советского Союза А. Матросова повторил уроженец Белоруссии ефрейтор Пётр Куприянов. Только на белорусской земле подвиг Александра Матросова в годы Великой Отечественной войны повторили 23 воина Красной Армии.

Самопожертвование для спасения товарищей присуще нашей армии во все времена.

В книге «Сыновья» белорусский писатель Николай Чергинец так описывает бой Николая Коблика в Афганистане:

    «Турлаков быстро перевязал друга, уложил его пониже и подполз к Коблику.
    - Коля, Банявичус ранен в грудь. Его надо срочно к медикам, в роту.
    Коблик видел, что душманы обложили их уже с трёх сторон. Парень лихорадочно искал выход. Он немало повоевал, и приобретённый опыт подсказывал ему единственное решение. Коблик, не теряя времени, тоном приказа сказал:
    - Феликс, оставь мне автомат Банявичуса, три полных рожка и четыре гранаты, а сам тащи его к нашим. Я прикрою!
    - А ты?
    - Я прикрою! Втроём мы не сможем отойти. Не теряй время! Выполняй приказ! Альгирдас же кровью исходит!
    Турлаков тоскливо посмотрел по сторонам, молча положил перед Кобликом четыре гранаты, ужом проскользнул к лежавшему уже без сознания Банявичусу, взял его автомат и передал его Коблику.
    - Коля, а может, я останусь?
    - Не тяни время, Феликс, - резко сказал Коблик…
    И вот наступил момент, когда в его руках осталась единственная, последняя граната… Николай демонстративно бросил автомат на камни и выжидал, когда душманы приблизятся вплотную. Он слышал их радостные голоса. Они считали, что русский сдаётся.
    И когда не менее двух десятков душманов оказались вокруг него, Николай подумал: «Прости меня, мамочка!» - и разжал руку».

Такой подвиг совершил в Афганистане белорус Александр Чепик, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Проявление товарищества и взаимовыручки характерны для воинских коллективов и в мирные дни - при проведении боевых стрельб или гранатометания, преодолении водных преград, воздушном десантировании. Так, в ходе учебнотренировочных занятий при совершении прыжка с парашютом из-за резкого изменения метеорологических условий на высоте 600 м произошло схождение парашютистов, воинов 5-й отдельной бригады специального назначения рядовых Владимира Тишкевича и Андрея Бравкова. В результате купол парашюта Бравкова погас. Тишкевич в сложной нештатной ситуации сумел ухватить погасший купол парашюта Бравкова и удерживал его до самого приземления. Так Владимир спас жизнь своему товарищу. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, Указом Президента Республики Беларусь рядовой Тишкевич Владимир Геннадиевич награждён медалью «За отвагу».

Современные армии оснащены в основном оружием коллективного пользования. Такое оружие неизмеримо повысило взаимозависимость воинов при решении боевых задач. От того, как хорошо подготовлен, дисциплинирован и ответствен один член расчёта, зависит выполнение поставленной задачи всем расчётом и в целом всем подразделением. Недостаточная обученность, недисциплинированность или оплошность, к примеру, механика-водителя БМП может привести к невыполнению боевой задачи и гибели всего мотострелкового отделения. Ошибка в расчёте планшетиста может привести к невыполнению боевой задачи всем зенитным ракетным комплексом. Малейшая небрежность при проведении регламента на ракете может привести не только к срыву уничтожения важной цели противника, но и к несанкционированному взрыву на своей стартовой позиции. Поэтому для успешного решения боевых задач необходимо создать сплочённый коллектив, в котором личность каждого военнослужащего могла бы развиваться и влиять на формирование здорового климата в подразделении.

От школьного коллектива к воинскому коллективу . В воспитательной работе белорусской армии большое внимание уделяется созданию и укреплению воинских коллективов, основанных на принципах войскового товарищества. Но элементы взаимоотношений в воинском коллективе закладываются ещё задолго до армейской службы - в школе, профессионально-техническом колледже, техникуме. Уже в школьном, классном коллективе юноша должен познать, что такое общественный долг, обязанность, порядочность, товарищество, взаимовыручка. Эгоизм, высокомерие, безответственность неприемлемы в воинских коллективах.

Большое значение в воспитании учащихся - будущих воинов Вооружённых Сил и других воинских формирований имеет учебный предмет «Допризывная подготовка». В процессе допризывной подготовки юноши не просто должны научиться метко стрелять и бодро ходить строем. Главное в допризывной подготовке - формирование у будущих воинов морально-психологической готовности к исполнению ими своего гражданского долга по защите Республики Беларусь. Допризывник должен быть готовым стать достойным членом будущего воинского коллектива.

На занятиях по допризывной подготовке учащимся прививаются практические навыки в выполнении требований общевоинских уставов в приемлемой для призывников форме и мере. С этой целью классы именуются взводами, каждый класс делится на два-три отделения. Из числа юношей, обладающих высокими морально-психологическими и лидерскими качествами, назначаются командиры взводов и отделений. На каждом занятии должны соблюдаться требования общевоинских уставов при действиях, ответах, при обращении учащихся к руководителю занятия (по воинскому званию), прививаться дисциплинированность и подтянутость, воспитываться воинская вежливость, коллективизм и чувство уважения к старшим и своим товарищам.

  1. В чём состоит специфика жизни и быта военнослужащих срочной службы?
  2. Что такое воинский коллектив? Что отличает воинские коллективы?
  3. Как вы понимаете проявление товарищества в бою? Приведите примеры боевого товарищества.
  4. Почему коллективное оружие предъявляет более высокие требования к воинским коллективам?
  5. Охарактеризуйте коллектив вашего класса (учебной группы).
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...