А Сергей Абрамов - это кто? Да вот же, Вик, пароход! Теплоход "Сергей Абрамов". В списках больше не значится

Весной 1960 года в Чехословакии, для Волжского пароходства, был построен пассажирский теплоход "Дружба". Более 40 лет он возил пассажиров по Волге, из Москвы в Астрахань. С 1965 года судно называться именем погибшего в Сталинградскую битву капитана Рачкова. В 2003 году теплоход "Капитан Рачков" был продан из пароходства в Москву бизнесмену Сергею Абрамову, который переоборудовал судно и назвал его в честь себя. После этого теплоход стал работать на рынке речных круизов. Широкую известность теплоход "Сергей Абрамов" получил после выхода в октябре 2007 года фильма "День выборов", где судно "сыграло" главную роль. Летом судно возило туристов, зимой принимала постояльцев в роли плавгостиницы на речном вокзале Москвы. В ноябре 2011 года теплоход полностью сгорел в Москве, а ровно через год был отправлен в Череповец, где закончилась его полувековая история.


Теплоход "Капитан Рачков" на р. Волге. Фото: Владимир Розовский

Теплоход "Дружба" - "Капитан Рачков" с 1965 года - относится к пассажирским , которые изначально, после постройки, работали в Волжском пароходстве, на скоростной пассажирской линии Москва-Астрахань-Москва. Суда делали остановки почти на всех пристанях. Билеты продавались как на полный маршрут, так и от одной пристани до другой. Линия была льготной, для многих проезд на судне был бесплатным. Именно поэтому, в 2005 году она была закрыта, но еще в 2003 году теплоход "Капитан Рачков" поменял владельца и был куплен московским бизнесменом Сергеем Абрамовым. С этого года начинается новая страница в истории судна.


Теплоход "Сергей Абрамов" у причала Северного речного вокзала Москвы. Сентябрь 2004 г. Фото: Михаил Архипов

Купленные Абрамовым в Волжском пароходстве два однотипных пассажирских теплохода "Капитан Рачков" и "Сергей Лазо" были первыми судам данного типа, которые прошли серьезную модернизацию и переоборудование для повышения комфортабельности пассажиров. Каюты были оборудованы санузлами, была улучшена планировка общественных помещений, снижена пассажировместимость. Переоборудование "Рачкова" было закончено к лету 2004 года ("Лазо" к 2005 году) и два судна начали работу на туристических пассажирских маршрутах. "Капитан Рачков" стал , а "Сергей Лазо" превратился в . В межнавигационный период суда ("Абрамов";) стало использоваться как плавгостиница у Северного речного вокзала на Химкинском водохранилище в Москве. Летом - совершали круизы из Москвы в Питер, по Волге и Каме.

"Сергей Абрамов" у причала речного вокзала (март 2007 года) и в первом рейсе (май 2011 года). Фото: Михаил Архипов.

Летом 2006 года теплоход участвует в съемках комедии "День выборов" режиссера Олега Фомина, где в главных ролях сыграли участники "Квартета И". Съемки фильма проходили в Москве и на Волге, в городах Углич, Белый городок и Ярославль. Премьера фильма состоялась в октябре 2007 года. Примечательно, что по сценарию действие фильма происходило на теплоходе "Николай Бауман" - сейчас это судно под названием работает как плавобщежитие на Каспийском море. На обложке DVD с фильмом запечатлен теплоход "Леся Украинка", изначально и до 2001 года работавший на Днепре (с 2007 года судно называется ). В начале фильма запечатлены сразу два Сергея Абрамова - человек (за рулем кабриолета) и, собственно, сам теплоход.

На съемках фильма "День выборов", июль 2006 г., Москва, Северный речной вокзал. Фото: Алена Кравченко.

В ночь с 13 на 14 ноября 2011 года, на борту теплохода, пришвартованного у причала Северного речного вокзала Москвы, возник пожар. Тушение судна продолжалось рекордное время - более 15 часов. В результате судно выгорело, более чем полностью, и набрав воды во время тушения затонуло.

После ликвидации пожара, в котором погиб один человек, началась операция по его подъему. Для этого были загерметизированы иллюминаторы и началась откачка воды. Но почти через месяц после начала откачки воды выяснилось, что один из иллюминаторов так и остался разбит, что привело к тому, что . Когда его закрыли, то воду откачали за ночь. После этого до ноября следующего, 2012 года, судно оставалось на акватории водохранилища, у
причалов грузового порта. Летом было закончено следствие, которое объявило о том, что причиной пожара .


"Сергей Абрамов" в Северном порту Москвы. Май 2012 г. Фото: Михаил Архипов.

Внутри теплохода "Сергей Абрамов". Ноябрь 2012 г. Фото: Игорь Солонинкин

Днем 8 ноября 2012 года, теплоход "Сергей Абрамов", с помощью двух буксиров, начал движение в свой последний рейс - на разделку в Череповец, куда его доставили через 10 дней. Зимой 2012-2013 года судно было порезано на металл.

Иван Семенович Рачков родился в 1899 году в Кстово. Вся его жизнь была неотрывно связана с Волгой. В двенадцатилетнем возрасте Ваня уже начал свою трудовую деятельность матросом на пароходе "Лилия". В 1935 году Иван Рачков окончил Горьковский речной техникум, и был назначен капитаном старейшего на Волге судна "Гончаров". Спустя три года, И. С. Рачков был переведен на почтовый пароход "Иосиф Сталин". Это было перед самой войной, когда враг стоял под стенами Сталинграда. Пароход вывозил жителей, эвакуированных из города. Среднего роста, добродушный, но в то же время строгий и требовательный, капитан Иван Семенович Рачков был душой экипажа. В свой последний рейс экипаж судна принял на борт женщин, детей и стариков, эвакуируемых из горящего Сталинграда. Ночью судно попало под обстрел немцев. На пароходе вспыхнул пожар. Многие женщины и дети погибли на нем от обстрела и пожара. Капитан И. С. Рачков до последней минуты продолжал стоять на мостике горящего, тонущего судна. А когда один из снарядов разорвался прямо в рулевой рубке, капитан судна получил смертельное ранение. Рачков погиб на боевом посту, спасая людей и государственное имущество.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1943 года Иван Семенович Рачков посмертно награжден орденом Ленина. Он похоронен на площади Павших борцов в Волгограде. Имя И. С. Рачкова значится в ряду героев Сталинградской битвы на мемориале Мамаева Кургана. Его именем названа одна из улиц в Кировском районе города Волгограда и проспект в городе Кстово, его имя носит один из волжских пассажирских теплоходов.

Литература

  1. Глухова, Л. Помнят и город, и люди, и Волга // Маяк. – 1985. – 16 июля.
  2. Господчикова, Елена. Именами героев-кстовчан: есть улицы центральные, высокие и важные... // Маяк. - 2015. - № 41-42 (24 апреля). - С. 10.
  3. Зимин, В. Баллада о капитане Рачкове // Маяк. – 2001. – 19 июля. – С. 2.
  4. Спиридонова, Н. Имени волжского капитана: [мемориальная доска памяти капитана Рачкова установлена на здании библиотеки-филиала № 1(ст. Кстово)] // Маяк. – 2000. – 28 нояб. – С. 1.
  5. Федоров, В. Волжскому отважному капитану // Маяк. – 1985. – 12 мая.
  6. Иван Семенович Рачков [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia (15.03.2016)

Иван Семёнович Рачков (род. 14 октября 1899, Кстово - ум. 26 августа 1942, Сталинград) - потомственный речник, участник Сталинградской битвы - капитан парохода «Иосиф Сталин». Член ВКП(б). Пароход «Иосиф Сталин» был обстрелян с правого берега Волги немецкой артиллерией и затонул 26 августа 1942 года во время эвакуации мирного населения из Сталинграда в Куйбышев. Погибло несколько сотен человек. Капитан И. С. Рачков погиб при исполнении своего долга во время спасения пассажиров с тонущего горящего судна. За свой подвиг был посмертно награждён орденом Ленина и похоронен на Площади Павших борцов в Волгограде.

Биография

Иван Семёнович родился в городе Кстово Нижегородской губернии (сейчас Нижегородская область) в семье лоцмана. В 1912 году он начал работать матросом на пароходе «Лилия». В 1916 году Иван Семёнович работал на пароходе "Чайковский" одновремкнно с Александром Ивановичем ТорсуковымВладимир Казарин. . СГpress.ru. Проверено 4 декабря 2015. Весной 1918 года стал штурвальным.

В 1935 году Иван Семёнович закончил Горьковский речной техникум и был назначен первым штурманом, а затем капитаном судна «Гончаров». В 1938 году был переведён на почтовый пароход «Иосиф Сталин» Волжского грузопассажирского речного пароходства.

Участие в Сталинградской битве

В 1942 году во время Сталинградской битвы пароход под управлением Ивана Семёновича совершал рейсы, вывозя из Сталинграда мирных жителей и раненых бойцов. Обратными рейсами доставлял продовольствие, боеприпасы и пополнение защитникам Сталинграда.

В ночь с 26 на 27 августа 1942 года судно с эвакуируемыми жителями было обстреляно с оккупированного берега и затонуло. Иван Семёнович, спасая пассажиров, погиб на боевом посту.

Обстоятельства гибели

Днём 24 августа в районе посёлка Рынок артиллерийским огнём с берега и бомбардировкой с воздуха было потоплено пассажирское судно «Композитор Бородин», на котором находилось 700 человек. Погибло около 400 человек. Следующая попытка эвакуации вверх по течению проводилась ночью.

Погрузка мирного населения на борт «Иосифа Сталина» проходила на пристани у завода «Красный Октябрь» с утра 26 августа. В ночь на 27 августа пароход направился в Куйбышев совместно с пароходом «Михаил Калинин» и теплоходом «Парижская Коммуна». «Иосиф Сталин» шёл замыкающим в колонне, когда в районе Акатовка - Рынок караван подвергся обстрелу с оккупированного (западного) берега Волги. При появлении судов противник запустил осветительную ракету и с помощью громкоговорителей на русском языке приказал стать на якорь: «Русский пароходы, сдавайсь. Не будешь - будем стрелять пушка».

Суда сбросили ход и начали маневрирование. «Парижская коммуна», имитируя выполнение приказа, приблизилась вплотную к правому берегу, который заканчивался высоким обрывом, и, дав полный ход, попыталась проскочить опасный участок. Под обрывом образовалась мёртвая зона, по которой прошла «Парижская Коммуна», а за ней «Михаил Калинин». В это время немцы стали выдвигать к обрыву орудия. Несмотря на манёвр, пароходы не смогли выйти из-под обстрела, и на обоих судах были попадания, вызвавшие пожары, которые были потушены силами команд. К моменту прохождения участка «Иосифом Сталиным» орудия были выдвинуты максимально вперёд и мёртвой зоны уже не было. Капитан Иван Семёнович Рачков принял решение не приближаться к берегу, а полным ходом проскочить зону поражения. Траектория судна проходила в 200 метрах от орудий, и противник без проблем расстреливал корабль. На пароходе вспыхнул пожар, усугублённый большим количеством деревянных надстроек. Один из снарядов попал в машинное отделение и вывел из строя пожарное оборудование. Пароход потерял ход и стал дрейфовать вниз по течению. Многие пассажиры и члены команды погибли во время пожара и от артиллерийского обстрела. Оставшиеся в живых стали бросаться за борт. Капитан Рачков управлял судном и руководил спасательными работами, находясь в рулевой рубке. Он решил посадить пароход на песчаный осерёдок, чтобы пассажиры и команда могли спастись на отмели. Один из снарядов попал в рубку, и Иван Семёнович был смертельно ранен. Штурман довёл судно до осерёдка, что дало возможность спастись части людей. Судно затонуло на малой глубине, и над поверхностью Волги осталась мачта с красным флагом. Во время спасательной операции с борта «Иосифа Сталина» удалось спасти 50 человек, большинство из которых имели ранения и ожоги. Капитан Иван Семёнович Рачков оставался на своём посту и руководил спасением судна, пассажиров и перевозимых грузов до самой смерти. Члены экипажа привязали тело капитана Рачкова к дивану-скамейке и спустили в воду. Позже тело было подобрано на переправе.

Награды

  • орден Ленина (6 сентября 1943 года, посмертно)
  • орден Знак Почёта

Память

Иван Семёнович Рачков похоронен в Волгограде в братской могиле на площади Павших борцов.

Именем капитана Ивана Семёновича Рачкова названы:

  • улицы:
  • библиотека:
  • речные суда: одно из судов Волжского речного пароходства с 1966 по 2004 год носило имя «Капитан Рачков».

Ивану Семёновичу была посвящена народная песня «Капитан Рачков».

На теплоходе смело можно ставить точку. Все разговоры о восстановлении, которые изначально отдавали духом авантюризма, так и остались разговоры. Произошло то, что и должно было произойти - теплоход "Сергей Абрамов" списан и отправлен в Череповец для последующей разделки на металлолом. После "Сергей Абрамов" стал третьим из 14 теплоходов проекта 26-37, которые свое уже отработали. Под катом некоторые фотографии пятидесяти двухлетней круизной биографии теплохода и пожара 2011 года, который стал переломным моментом в жизни судна.

Речной пассажирский теплоход "Дружба" проекта 26-37 был построен в 1960-м году на судостроительной верфи Slovenske Lodenice n.p. Komarno в Чехословакии (г.Комарно). В 1961 году теплоход был распределен на баланс Волжского речного пароходства и начал свою первую транспортную навигацию в Советском союзе. Как и многие его собратья по проекту "Дружба" работала на транспортной линии Москва - Астрахань. В 1965 году теплоход сменил имя: "Дружба" стала называться "Капитан Рачков", в честь капитана парохода "Иосиф Сталин" Ивана Семеновича Рачкова, погибшего в 1942 году при эвакуации мирных жителей из Сталинграда. С этим именем на борту пароход отработал без малого 40 лет. Был таким же как все в плеяде волжских транспортников.

Фото с форума: oldsaratov.ru

Теплоход "Капитан Рачков" на Волге (1990 год). Автор фото: Илья Рабин.

Теплоход "Капитан Рачков" на Волге (2000 год). Автор фото: Alexey_NN87.

Про транспортно-круизные реалии "Капитана Рачкова" особенно нечего и рассказать - теплоход как теплоход. Отзывали о нем по разному и хорошо и не очень. "Капитану Рачкову" удалось пережить лихолетье девяностых годов, когда многе теплоходы остались стоять в затонах, а некоторые и были списаны. Транспортные линии начинали разваливаться, они признавались убыточными, теплоходы снимались с работы, продавались, но наш герой продолжал трудиться на неизменном маршруте Москва - Астрахань - Москва до 2004 года. В 2004 году два волжских теплохода проекта 26-37 - "Капитан Рачков" и "Сергей Лазо" были выкуплены у пароходства новой московской круизной компанией "Цезарь Трэвел" . Оба теплохода были серьезно реконструированы. Заодно теплоходы переименовали: "Сергей Лазо" стал "Президентом", его брат-близнец "Капитан Рачков" стал "Сергеем Абрамов" в честь хозяина фирмы его купившей. Переделанные суда получили новый проект - 26/37-311.

В 2005 году обновленный теплоход вышел в навигацию. Переделан он был весьма убедительно по тогдашним меркам. Была уменьшена пассажировместимость, все каюты были оборудованы индивидуальными санблоками, кондиционерами, холодильниками и телевизорами. Новый хозяин нашел своему теплоходу еще одно применение - осенью "Сергей Абрамов" остался зимовать у причалов Северного речного вокзала в качестве гостиницы, на борту работал ресторан. Недорогая гостиница для современной Москвы большая редкость, поэтому постояльцы на "Абрамове" были всегда, а участники круизных интернет-форумов облюбовали его как место для встреч в межсезонье в традиционной "речной" обстановке. Каждый год для работы на зиму руководство "Цезарь Трэвела" оставляло именно "Абрамова", в то время как другие теплоходы компании до весны разоружались. В навигацию теплоход выполнял круизы: первые годы из Москвы, потом из Самары и Казани.

Теплоход "Сергей Абрамов" в Болгарах (2009 год). Авто фото: Ivan90.

Теплоход "Сергей Абрамов" в Твери (2011 год). Автор фото: PIT.

2007 год стал по настоящему "звездным часом" для "Сергея Абрамова". На борту теплохода практически всю навигацию велись съемки кинофильма "День выборов". Шикарный шарж о выборном процессе в государстве россиянском сделал "Абрамова", наверное, самым узнаваемым теплоходом на Волге.

Свою последнюю навигацию 2011 года "Сергей Абрамов" отработал в Самаре, а осенью как обычно вернулся в Москву, чтобы встать на зиму гостиницей. Вот одна из последних его "круизных" фотографий. Сентябрь 2011 года теплоход спешит в Москву.

После ноябрьских праздников 2011 года "Сергей Абрамов" уже стоял у своего обычного "минус первого" причала Северного речного вокзала Москвы в качестве зимней гостиницы. Участники речного форума даже успели в первые дни работы провести там посиделки. Увы, гостиницей теплоход проработал только несколько дней. 14 ноября 2011 года около 4 часов утра на борту "Сергея Абрамова" вспыхнул пожар. Позднее пожарные установят, что очаг возгорания был в кормовом кубрике, где находятся каюты экипажа, там же будет обнаружено тело единственного погибшего - члена экипажа теплохода. Пожар распространялся стремительно, в результате выгорели практически внутренние помещения теплохода. Ведомство нынешнего министра обороны прибыло вовремя. Потом долго экипировывались и почти 12 часов щедро поливали теплоход водой. Повинуясь законам физики, набрав воды в корпус "Сергей Абрамов" лег на грунт у причала речного вокзала. Следует отметить, что фактически пожара было два: после того, как сбили первый очаг возгорания и начали работы по разбору, теплоход загорелся еще раз. К вечеру следующего дня МЧС отрапортовало в СМИ, что пожар на теплоходе "Сергей Абрамов" потушен, так как там просто нечему больше гореть. Небольшая фотохронология событий:

Ну, вот так вот "Абрамову" дали выгореть, доложили об очередном успешно потушенном пожаре, чиновники-судоходчики с большими глазами задавали в СМИ вопросы, мол, "какая гостиница?", "какой ресторан?", уверяя, что ничего подобного никогда не было, а теплоход просто подошел на минутку к причалу и случайно сгорел, еще раз пообещали усилить все возможные меры и на это все. "Сергея Абрамова" подняли через несколько дней, откачали воду и оттащили к причальной стенке грузового порта. Хозяин теплохода Сергей Абрамов озвучил, что несмотря ни на что восстановит теплоход, хотя удручающий вид судна говорил, что это какая-то авантюра. А на навигацию-2012 в акватории Северного порта появилась новая достопримечательность - погорелец "Абрамов". Он так и простоял весь год, пока разговоры о его восстановлении затихали, а его судьба становилась все более и более очевидной.

Теплоход "Сергей Абрамов" в Северном порту.
Автор фото: Михаил Архипов ( riverpilgrim ).

Чуда не произошло, произошло то, что было очевидно. 08 ноября 2012 года теплоходы "Павлин Виноградов" и "Шлюзовой-111" оттащили "Сергея Абрамова", от причальной стенки Северного порта и повели по каналу имени Москвы к Волге. Финальной точкой этого маршрута будет завод "Северсталь" в городе Череповце, где "Абрамова" распилят и отправят на переплавку.

Вот в нескольких словах его невеселая история. Круизные теплоходы уже давно не списывались, тем печальнее судьба "Сергея Абрамова".

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...