Конспект занятия"Заучивание стихотворения «Осень» А.Твардовского " план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. «Лес осенью» (А.Т. Твардовский), «Последние грибы» (М.М. Пришвин) Твардовский лес осенью скачать fb2

Конспект занятия : Заучивание стихотворения «Осень» А.Твардовского направлено на формирование и развитие навыков выразительного чтения, памяти и поэтического слуха у дошкольников.

Конспект занятия.

Цель:

  1. Учить детей интонационно выразительно передавать красоту зимней природы, при чтении наизусть стихотворения.
  2. Развивать поэтический слух, память, речь.
  3. Помогать детям, почувствовать образный язык стихотворения.

Методы и приёмы:

  1. Физминутка
  2. Положительная мотивация
  3. Художественное слово
  4. Вопросы
  5. Беседа.

Материалы, оборудование:

  1. Репродукция И.И.Левитан «Осенний, солнечный

День»

  1. Аудио запись «Грустный дождик» А. Климов

Предварительная работа:

  1. Рассматривание репродукции И.И.Левитан «Осенний, солнечный день»
  2. Беседа о времени года «Осень»
  3. Загадывание загадок
  4. Произвольное рисование на тему «Осень»

Словарная работа: Меж редеющих верхушек, бережёт густую тень,

Сдвинул шапку набекрень.

Ход занятия:

Звучит музыка. Воспитатель загадывает загадку:

«Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь ёлочек и сосен.

Потому, что

Я –… (Осень)

Как, вы догадались? (собирают урожай, птицы улетают, деревья раздеваются)

Беседа об осени :

  1. Сейчас какое время года?
  2. Назовите осенние месяцы?
  3. Назовите приметы осени.
  4. -Посмотрите репродукцию, и скажите, как она называется?
  5. Кто написал её?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Твардовского «Осень».

Воспитатель читает стихотворение:

«Осень»

Меж редеющих верхушек,

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко жёлтая листва.

Птиц неслышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

- Какие слова и выражения особенно вам понравились, и вы хотели бы ещё раз послушать?

(воспитатель зачитывает понравившиеся отрывки стихотворения)

- Как вы считаете, почему это произведение называется стихотворением? (читается в рифму, похоже на песню)

Динамическая пауза: Координация слова с движением

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Жёлтые. Красные листья,

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси грачи. Журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машут вдали.

Листопад, листопад

Листья жёлтые летят.

Кружат по дорожке

Падают под ножки.

Воспитатель с детьми проводит разбор текста стихотворения:

  1. Как вы понимаете выражение «Меж редеющих верхушек»? (Листья с деревьев опадают, верхушки деревьев остаются без листьев.)
  2. Что значит «Зашумела у опушек ярко жёлтая листва» (Листья опали и когда идёшь по опавшей листве, она шуршит)
  3. Почему, в лесу не слышно птиц? (Улетели в тёплые края)
  4. Отчего же стала ель в лесу заметней? (Ель и сосны всегда зелёные, а среди голых деревьев их хорошо видно)
  5. Как вы понимаете такое выражение «Сдвинул шапку набекрень» (У гриба шляпка съехала набок)

Воспитатель ещё раз читает стихотворение, и дети рассказывают его наизусть.

  1. Осень прекрасная пора. Подберите определение к слову «ОСЕНЬ» (Жёлтая, золотая, оранжевая, разноцветная, яркая…)
  2. Какие слова-действия можно подобрать к слову «ЛИСТЬЯ». (Опадают, летят, падают, кружатся, лежат, шуршат…)
  3. Про что можно сказать «Осенняя» (ОСЕННИЙ, ОСЕННИЕ…)

Итог: Анализ занятия.

Составила воспитатель первой квалификационной категории:

Балдина Светлана Васильевна


Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней –
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

Анализ стихотворения «Лес осенью» Твардовского

А.Т. Твардовский – известный русский поэт. Свою известность и значимость поэт получил благодаря тому, что он сам из простого народа и пишет о русской природе, о её красоте и неповторимости. Автор уникален тем, что пишет, как для детей, так и для взрослых. В стихотворении «Лес осенью» поэт раскрывает красоту осеннего, полного прикрас дня, обращая внимания на количество образов в природе, но подчёркивая выразительность каждого из них.

Описывает изменения, которые происходят с природой, автор подчёркивает, простоту сюжета и образов, но в этой простоте природа остаётся такой же прекрасной и удивительной. В стихотворении Твардовский использует несколько картин:

  • поэт смотрит в небо и видит, что между деревьями разворачивается красота синего неба;
  • поэт смотрит на землю, а под ногами яркая и жёлтая, как солнце, листва;
  • тишина в природе подчёркивается отсутствием птичьих песен, погружая человека всё ближе к природным явлениям;
  • животный мир представлен в образе белки, которая делает прыжок с ветки на ветку;
  • растительный мир показан через образ ели, которая скрыта в тени, но остаётся таким же важным составляющим природы;
  • живые существа в природе, подосиновик, как путник, который сдвигает свою шапку, чтобы осмотреться;

В стихотворении природный мир оживает, автором используются эпитеты: «густая тень», так же присутствует олицетворение: «бережёт тень», «сдвинул шапку». С помощью метафор в стихотворении описываются действия: «показалась синева», «зашумела листва». В произведении поэт описывает только природу, человека в ней нет, есть лишь творец, который осторожно наблюдает и описывает её красоту и нетронутость.

Художественные приёмы помогли А.Т. Твардовскому передать ту красоту осени, которую создала сама природа. Рисуя картину гармонии природы, автор показывает два главных образа стихотворения, это образы Бога-Отца и Матери – земли, родителей всего живого. Автор рассказывает о реакции всего живого на наступление осени, как ведут себя растения и животные. Но, несмотря на холода, на то, что птицы улетают, каждое время года уникально по-своему и автор подчёркивает это.

В своём творчестве Твардовский, описывая природу, показывая своё отношение к ней. С помощью пейзажей автор показывает близость человека и природы. «Лес осенью» первое произведение Твардовского, с которым знакомятся дети. Оно учит любви, ко всему живому, а также призывает обращать внимание на красоту вокруг нас и беречь её.

ПЛАН­КОНСПЕКТ ПРЕДМЕТ: литературное чтение ТЕМА: «Лес осенью» (А.Т. Твардовский), «Последние грибы» (М.М. Пришвин). ЦЕЛЬ: Познакомить с произведениями «Лес осенью» и «Последние грибы» и биографиями А.Т. Твардовкого и М.М. Пришвина. Формировать у детей понятие об осени, последних грибах. Способствовать развитию речи, навыка осознанного беглого чтения. Воспитывать любовь к природе. ОБОРУДОВАНИЕ: тетради, ручки, книги, плакаты, иллюстрации. ПЛАН: 1. А) орг. момент – 1 мин. Б) проверка д.з. – 5 мин. В) рассказ о грибах – 1 мин. 2. А) справка об авторе – 1 мин. Б) первичное чтение – 2 мин. В) словарная работа­ 1 мин. Г) работа над партитурой­ 10 мин. Д) чтение в парах­ 10 мин. Е) справка об авторе – 1 мин. Ж) первичное чтение­ 2 мин. З) выборочное чтение­ 10 мин. 3. А) итог – 1 мин. ХОД УРОКА Деятельность учителя Мотивационно­целевой этап. Орг.момент ­ Здравствуйте, дорогие ребята! ­ Тихонько садитесь! Проверка домашнего задания. ­ Итак, домашним заданием у вас было наизусть выучить стихотворение. ­ Давайте тихонечко расскажем в парах стихотворение? ­ Чей сосед лучше рассказал? (с выражением)? (опрос 5 человек). ­ Молодцы, ребята! Выход на тему. ­ Какое время года описывалось в стихотворении? Чем оно богато? ­ Ребята, а какие грибы бывают? ­ Какие названия грибов вы знаете? ­ Как правильно нужно срывать грибы? ­ Посмотрите на рисунок, здесь изображены грибы. ­ Существует много видов грибов. / подосиновик, подберёзовик, груздь, лисички, мухомор и т.д. / ­ Белые грибы встречаются вблизи берёз, сосен, елей, дубов, рыжики ­ в сосновых и еловых лесах, подосиновики – около осин. В наших лесах встречается много съедобных грибов. Первыми, с конца Деятельность учащихся Работа в парах Осень. Плодами и грибами съедобные и ядовитые

апреля по середине мая, появляются сморчки и строчки, затем шампиньоны. В середине июня, когда колосится рожь – появляются подберёзовики. Вслед за ними – маслята, подосиновики, сыроежки. Со второй половины лета вплоть до первых заморозков плодовые тела образуют грибы всех видов. ­ Молодцы, ребята? ­ Мы продолжаем тему осени в литературе. ­ С какими произведениями вы познакомились, изучая данную тему? ­ Назовите авторов. ­ Молодцы! Операционно­исполнительный этап. ­ Одним из поэтов, которого привлекла эта тема,был и Алексей Трифанович Твардовский. Справка об авторе. ­ А.Т.Твардовский родился 8 (21). 06. 1910 году. На Хуторе Загорье, ныне Починковский район, Смоленской области. Умер 18.12.1971 году в дачном посёлке близ Красной Пахры Московской области. Похоронен в Москве. Он был русским советским поэтом и общественным деятелем. Он написал очень много рассказов. В послевоенные годы всё глубже и разностороннее осмыслял исторические судьбы народа «Мир большой и трудный». ­ И сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Лес осенью». ­ Вы недавно были в парке. ­ Что вы увидели? Какие звуки слышали? ­ Молодцы! Словарная работа. ­ В стихотворении мы, встретимся со словами, которые вы ещё не слышали. (на доске слово «набекрень»). ­ Ребята как вы понимает слово «набекрень»? Набекрень – с наклоном набок, сдвинув к уху. Первичное восприятие текста. ­ И так, ребята, давайте откроем стр.30. (я сама читаю 1 раз). ­ Как вы понимаете выражения: «Меж редеющих верхушек показалась синева», «Стала ель в лесу заметней», «Подосиновик последний сдвинул шляпу набекрень?» ­ Почему птиц не стало слышно? ­ Почему ель стала заметней? ­ Почему подосиновик сдвинул шляпу набекрень? ­ Вам понравилось стихотворение? ­ Чем? ­ Какие строки из стихотворения вам запомнились! Понравились? (зачитайте). Работа над выразительным чтением. ­ Ребята, на доске вы видите паузы и тоны. ­ Какую паузу вы выбрали в 1­м предложении. ­ Какое слово главное? (2,3,4,5…).(разбиваем на части, читаем в паре (1,2,3 человек) (1,2 спрашиваем)). ­ Ребята, какую бы вы картинку нарисовали к этому стихотворению? ­ О каких изменениях в природе рассказал автор? ­ Ребята, а вы собирали грибы? ­ Молодцы! (Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин, Соколов – Микитов). Улетели Листья опали Да Красотой описываемой природы Проставляют тон и паузы. Словесное рисование

­ Один из писателей, такой как М.М.Пришвин любил писать о природе. ­ Сегодня мы рассмотрим его рассказ «Последние грибы». Справка об авторе. ­ Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году. (1954). Он был не только детским писателем – книги свои он писал для всех. Писал только о том, что он сам видел и сам пережил в природе. Писателем Пришвин сделался так: в молодые годы пешком весь север с охотничьим ружьём за плечами и написал о своём путешествии книжку. Она называлась «В краю непуганых птиц». Первичное чтение. ­ Теперь откроем стр. 31.(сама читаю). ­ Какую музыку вы услышали, читая рассказ? ­ Какое настроение он у вас вызвал? ­ Теперь давайте в парах прочитаем. (по 1 – 2 человек). (зачитывают 2­3 человек). ­ Ребята, как играл ветер с липой? ­ Как играл с тучей? ­ Где прятались последние грибы? ­ Какие грибы нашёл под листьями автор? ­ Молодцы! ­ Какую бы вы иллюстрацию нарисовали? ­ А, как вы думаете, почему это рассказ называется «Последние грибы»? ­ Молодцы! Рефлексивно­оценочный этап. ­ Что интересного было на уроке? ­ О, чём расскажите дома? ­ Домашнее задание выучить стих или пересказ. ­ Оценки за урок. Выборочное чтение.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...