Цветаева домики старой

Отличный повод вспомнить поэтессу, нежно и страстно любившую Москву, и прогуляться по её столичным адресам, постояв возле домов, которые она оживила в стихах.

Одноэтажный деревянный дом № 8 в Трёхпрудном переулке, в котором Марина провела дет-ство, не уцелел. Представить его можно, вспомнив строки:

Высыхали в небе изумрудном
Капли звёзд и пели петухи.
Это было в доме старом, доме чудном...
Чудный дом, наш дивный дом в Трёхпрудном,
Превратившийся теперь в стихи.

Первый «дом Марины» в Москве снесли во время революции. Фото: pastvu.com

Крошечный дом, в котором Цветаева пережила и счастье, и боль (в нём она потеряла в 1906 г. мать, отец же был всё время занят), был олицетворением «Марининой Москвы»: на него со всех сторон надвигались новые дома, поэтесса писала о них — «уроды, грузные, в шесть этажей». «Трёхпрудный дом» снесли в революцию, но атмосфера, из которой ткалось вдохновение будущей великой поэтессы, осталась прежней. Она особенно чувствуется возле тополей, о которых строки:

Этот тополь! Под ним ютятся
Наши детские вечера.
Этот тополь среди акаций
Цвета пепла и серебра».


Чтобы почувствовать цветаевскую Москву, нужно непременно побывать в Трёхпрудном переулке. Деревянного домика, в котором выросла поэтесса, уже нет, но атмосфера старой романтической Москвы сохранилась.

Фото: pastvu.com ; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

«Обормотник» с видом на Кремль

Следующее очень важное место — легендарный дом № 19 в Сивцевом Вражке, прозванный богемной молодёжью «обормотником». Сюда юная и по уши влюблённая в Сергея Эфрона Марина

переехала в 1911 г. после судьбоносной встречи с будущим мужем в Коктебеле. «У меня большое окно с видом на Кремль, — писала Цветаева Волошину . — Вечером я ложусь на подоконник и смотрю на огни домов и тёмные силуэты башен. Наша квартира начала жить». В квартире Эфрона и Цветаевой постоянно «толклась» творческая молодёжь: уст-раивали капустники, ставили спектакли, пели песни и читали стихи.

В «обормотнике» в Сивцевом Вражке поэтессе сначала было весело, потом стало неуютно... Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Впрочем, вернувшись из свадебного путешествия, молодая жена вдруг осознала, что устала от шума и суеты. И принялась искать в Москве дом, чтобы свить «романтическое гнездо». Не комфортабельную квартиру в новостройке, а «типично московский дом» — желательно с историей: она обожала старые дома, старинные вещи и старомодные наряды

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Всё исчезаете вы.

Вымечтанный дом нашёлся в Борисоглебском переулке (№ 6, стр. 1, сейчас в нём расположился музей), между Арбатом и Поварской.

Дом-корабль

«Самое удивительное в нашем «доме-корабле» — то, что, глядя на него с улицы, невозможно даже предположить, как причудливо он спланирован внутри, — рассказывает Наталья Шаинян, начальник экспозиционно-выставочного отдела Дома-музея Марины Цветаевой . — В квартире Марины (метражом около 200 кв. м) комнаты были на трёх уровнях. В одних были высокие лепные потолки, в других — низкие и скошенные, их связывало огромное количество коридоров, лесенок и ступенек. Поэтесса немедленно влюбилась в своё новое жилище и начала в буквальном смысле вить гнездо, обставив антикварной мебелью и украсив бесконечным числом изысканных вещей. Здесь она прожила две кардинально противоположные жизни (1914-1922 гг.). Сначала — счастливую, светлую и полную надежд, потом, когда муж ушёл на Гражданскую войну, — страшную, голодную и отчаянную. Мы постарались воссоздать счастливый период, отыскав предметы мебели и обстановки, идентичные тем, что были здесь раньше (оригиналов практически не сохранилось: ведь в годы революции и войны Цветаева всё сожгла ради обогрева или выменяла на продукты). О них она потом писала:

С большою нежностью — потому
Что скоро уйду от всех —
Я всё раздумываю, кому
Достанется волчий мех,
Кому — разнеживающий плед
И тонкая трость с борзой,
Кому — серебряный мой браслет,
Осыпанный бирюзой...

По легенде, в доме-корабле в Борисоглебском Марина с мужем танцевали на крыше танго. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Комната с 11 углами

«Кто бы ещё здесь мог жить, только я!» — писала она восторженно, едва въехав в «сборище комнат». Себе выбрала самую диковинную — с одиннадцатью (!) углами. В ней отчаянно сочиняла, днём и ночью, часто пришедшие в голову спонтанные строчки записывала прямо на обоях, подтверждая сказанные когда-то Волошиным слова: «В ней материала на десять поэтов». Эту комнату обожали все. Детей в неё пускали по спецприглашению, врываться просто так в «пещеру Аладдина» не полагалось. Бусы мурановского стекла по стенам, панцирь черепахи, люстра синего хрусталя — поэтесса сравнивала своё «убежище» с морским дном, так созвучным с её именем (в переводе с латыни Марина означает «морская»). До того как начались холодные и голодные годы, семья Цветаевой жила здесь очень счастливо. По легенде, поэтесса даже танцевала с мужем танго на крыше («На неё действительно можно выйти. Насчёт танцев — неизвестно, а вот то, что Марина сажала на нагретую солнцем крышу двух дочерей, — факт», — разъясняют в музее).

Игра в... жизнь

После революции наступили тяжёлые времена: в квартиру начали подселять жильцов, постепенно вытесняя Цветаеву с домочадцами из их комнат. От холода приходилось кочевать по дому в поисках тепла и спать с детьми на кухне, чтобы согреться. И всё равно голодная, мёрзнущая и обездоленная (Цветаева, живя в Борисоглеб-ском, потеряла одну из дочерей) поэтесса не падала духом, писав о тех временах: «Я обожаю 19-й год, потому что я в него... играю». В мае 1922 г. с дочерью Ариадной из своего разорённого, но всё ещё любимого семейного гнезда поэтесса выехала за границу для встречи с мужем, а когда в 1939 г. вернулась — лучезарное восприятие жизни померкло. И уже ни по одному из своих последних адресов (она, например, ютилась в полутёмной комнатке у сестры мужа в Мерзляковском переулке, д. 16) никогда не была так пронзительно счастлива, как в «доме-корабле» в Борисоглебском.

В Борисоглебском переулке 26 декабря 2007 года открыт бронзовый памятник Марине Цветаевой. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Александр Стародубов | "Слава прабабушек томных, Домики старой Москвы."-М.Цветаева.

Леонид Утесов "Московские окна"

(Марина Цветаева)

Александр Стародубов родился в 1959 году на Пресне. Александр начал писать поздно. После окончания МАИ служил в Вооруженных силах. И только после 30 лет начал работать как профессиональный художник и вступил в профсоюз независимых художников.
Излюбленная тема художника - пейзажи любимого города, романтика, светлая грусть, ностальгия по ушедшей Москве.
Картины Александра Стародубова завораживают любителей московской старины — на них город выглядит неотразимо красивым своими старинными особняками, узкими улочками, какой-то невыразимой прелестью заснеженных деревьев и туманного горизонта.
Все время пытаешься понять — где списан тот или иной сюжет? Видишь знакомые архитектурные объекты, церкви, дома, но и не узнаешь улицу…
Оказывается, что вся эта "Москва Стародубова", так похожая на реальность, — по существу плод воображения художника!
Его произведения экспонировались на многих выставках, находятся в разных коллекциях в России и за рубежом. Серию его работ приобрел даже музей Булгакова в далеком канадском Торонто, чтобы показать посетителям дух старой сказочно-фантастической столицы России.










«Домики старой Москвы» Марина Цветаева

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,

Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!

Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, —
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы — их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

Анализ стихотворения Цветаевой «Домики старой Москвы»

Сложная структура образа дома в раннем цветаевском творчестве имеет конкретный автобиографический источник, указанный в произведении « » Дом детства лирической героини, вместивший в себя радостный «невозвратно-чудный мир», получает торжественную метафорическую характеристику «душа моей души». Московский топоним, дважды упомянутый в стихотворном тексте, вписывает дом в пространство любимого города, священного «нерукотворного града».

В произведении 1911 г. нашла отражение обширная тема родного дома, неотделимого от облика города. Воплощением идеализированного уютного мира московской старины стал обобщенный образ домиков. Они, словно живые существа, играют роль лирического адресата: анализируемый текст открывается обращением к основному образу.

Личные воспоминания детских и юношеских лет лирического «я» определяют особенности изображения домиков. В комплекс последних включен перечень типичных деталей интерьера, характерных для быта зажиточных горожан рубежа XIX-XX вв.: расписные потолки в комнатах, огромные зеркала, портреты предков, темные портьеры, декоративные элементы на кованых воротах. Визуальный ряд дополняется звуковым сопровождением - музыкой, исполняемой на клавишном инструменте. С образом мечтательных «томных» дам, прабабушек героини, связано упоминание о кудрях, склонившихся к рукоделию. Этот образ построен по принципам синекдохи. Картина, включающая разнообразные детали, в глазах героини становится «знаком породы», образцом гармоничного существования.

В зачине заявлен мотив исчезновения и разрушения, придающий лирическому повествованию элегическое звучание. Старинные постройки сравниваются с «дворцами ледяными». Сказочный контекст призван подчеркнуть мысль о ненадежности, иллюзорности: появление и исчезновение великолепных зданий, возникающих по велению волшебства, происходит внезапно и мгновенно.

Антитезу уходящей прекрасной старине составляет дисгармоничное настоящее, выражением которого выступают современные безликие и «грузные» архитектурные коробки. Не скрывая своей неприязни, субъект речи именует новостройки «уродами» и сравнивает их со сторожами, угрожающими гибелью милым домикам. Вопросительные интонации, организующие перечисление вещных примет прежней жизни, подчеркивают растерянность, тревогу и боль субъекта речи. Вместе с исчезновением исторических кварталов уходит гармония, уступая место враждебной бездушной современности.

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,

Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!

Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, -
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы - их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

Анализ стихотворения «Домики старой Москвы» Цветаевой

Широко известно, что М. Цветаева с огромной неприязнью относилась к наступлению новой эпохи, которая символизировала для нее победу обывательского образа жизни. Поэтесса считала, что родилась не в свое время. Она мечтала жить в романтическом XIX веке, когда женщину считали верхом совершенства и относились к ней, как к божеству. Такой взгляд Цветаевой ярко выражен в стихотворении «Домики старой Москвы» (1911 г.).

Лирическая героиня обращается к старинным московским домам, которые были населены представителями аристократии. Она жалеет о том, что таких шедевров архитектуры становится все меньше. Сравнивая жилища «прабабушек томных» с «дворцами ледяными», Цветаева считает, что они хранили в себе особую атмосферу. «Потолки расписные», «до потолков зеркала» представляли собой полную противоположность современной безвкусице. В «домиках старой Москвы» было невозможно опуститься до уровня пошлой мещанской жизни. Их жильцы сохраняли чистоту аристократической «породы». Они обладали тонким художественным вкусом, врожденным благородством и изысканными манерами, т. е. теми качествами, которых уже практически не осталось у современников поэтессы.

Заменившие старые здания «уроды… в шесть этажей» олицетворяют для Цветаевой грубую и пошлую толпу серых одинаковых людей. Она с болью относится к стиранию сословных различий. Поэтесса не могла вынести жизнь в квартире с неизбежными ссорами и скандалами между соседями. Даже общение с людьми, которых Цветаева считала ниже себя по происхождению, приносило ей страдания.

Дома родовой знати были залогом сохранения русского величия. В этих последних оплотах бережно хранились национальные традиции российского родового дворянства. Их исчезновение, по мнению поэтессы, неизбежно выразится в общем падении культурного и духовного уровней.

Сама Цветаева родилась и до замужества прожила в таком старинном доме, находящемся в «переулочке скромном» (Трехпрудный переулок). С ним поэтессу связывают самые теплые и счастливые воспоминания. Семья Цветаевых вела активную творческую жизнь. Их дом часто посещали многие талантливые современники, профессора, искусствоведы, музыканты. В нем действительно царил особый аристократический дух.

Стихотворение «Домики старой Москвы» можно считать пророческим, так как дом, в котором родилась и выросла известная поэтесса, до наших дней не сохранился.

Марина Ивановна Цветаева

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,

Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!

Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, —
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы — их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

Сложная структура образа дома в раннем цветаевском творчестве имеет конкретный автобиографический источник, указанный в произведении «Ты, чьи сны еще непробудны…». Дом детства лирической героини, вместивший в себя радостный «невозвратно-чудный мир», получает торжественную метафорическую характеристику «душа моей души». Московский топоним, дважды упомянутый в стихотворном тексте, вписывает дом в пространство любимого города, священного «нерукотворного града».

В произведении 1911 г. нашла отражение обширная тема родного дома, неотделимого от облика города. Воплощением идеализированного уютного мира московской старины стал обобщенный образ домиков. Они, словно живые существа, играют роль лирического адресата: анализируемый текст открывается обращением к основному образу.

Личные воспоминания детских и юношеских лет лирического «я» определяют особенности изображения домиков. В комплекс последних включен перечень типичных деталей интерьера, характерных для быта зажиточных горожан рубежа XIX—XX вв.: расписные потолки в комнатах, огромные зеркала, портреты предков, темные портьеры, декоративные элементы на кованых воротах. Визуальный ряд дополняется звуковым сопровождением — музыкой, исполняемой на клавишном инструменте. С образом мечтательных «томных» дам, прабабушек героини, связано упоминание о кудрях, склонившихся к рукоделию. Этот образ построен по принципам синекдохи. Картина, включающая разнообразные детали, в глазах героини становится «знаком породы», образцом гармоничного существования.

В зачине заявлен мотив исчезновения и разрушения, придающий лирическому повествованию элегическое звучание. Старинные постройки сравниваются с «дворцами ледяными». Сказочный контекст призван подчеркнуть мысль о ненадежности, иллюзорности: появление и исчезновение великолепных зданий, возникающих по велению волшебства, происходит внезапно и мгновенно.

Антитезу уходящей прекрасной старине составляет дисгармоничное настоящее, выражением которого выступают современные безликие и «грузные» архитектурные коробки. Не скрывая своей неприязни, субъект речи именует новостройки «уродами» и сравнивает их со сторожами, угрожающими гибелью милым домикам. Вопросительные интонации, организующие перечисление вещных примет прежней жизни, подчеркивают растерянность, тревогу и боль субъекта речи. Вместе с исчезновением исторических кварталов уходит гармония, уступая место враждебной бездушной современности.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...