Методы сбора и обработки информации в журналистике. Методы получения информации в журналистике. Классификация информационных ресурсов

Когда журналист уже выбрал тему для материала и готовится его создавать, то он практически сразу сталкивается с проблемой выбора самого надежного источника информации. Наиболее распространёнными в 21 веке методами сбора информации являются наблюдение, интервью и изучение документов. Наиболее объективным способом является последний, но редко кто прибегает к нему – слишком много времени это занимает, а быстрота и оперативность сейчас ценятся больше степени правдивости и независимости мнения.

Интервью

Этот способ строится на основе беседы и предполагает достаточно обширную подготовку со стороны журналиста. Для того, чтобы взять хорошее интервью, необходимо максимально изучить всю доступную информацию об интервьюируемом и его деятельности. Людям гораздо проще и приятнее общаться с информированным человеком. Обязательным условием является также подготовка вопросов или хотя бы плана беседы. Это поможет не забыть ничего важного в процессе разговора и выстроить его наиболее логичным образом. До интервью стоит изучить материалы из прессы. В процессе разговора стоит обращать внимание на ремарки и эмоциональный окрас реплик, это поможет составить наиболее правильное впечатление об отношении интервьюируемого к беседе. Помните – доброжелательное отношение и осведомленность помогут вам сделать качественное интервью с практически любым человеком.

Наблюдение

Наблюдение является одновременно популярным и скандальным способом получения информации. Это самый доступный метод, поскольку для него не требуется особых умений – необходимо просто быть свидетелем события, записывая впечатления от увиденного на камеру или на диктофон. Но многие идут гораздо дальше и моделируют события (например, врываясь на автомобиле на закрытую территорию и снимая на видеокамеру всё, что происходит), либо погружаясь на день в другую сферу деятельности, что грозит проблемами с полицией в силу нарушения законов при этом процессе. В целом, для наблюдения не требуется сверхъестественных навыков, достаточно просто достоверно описывать события.

Работа с документами

Самый объективный способ сбора информации, он имеет свои тонкости. Перед работой с ним надо убедиться, что документ подлинный, узнать название и дату ценной бумаги. При этом именно документ может стать тем самым доказательством и подтверждающим фактором, благодаря которому решаются многие важные вопросы, в том числе и в суде. При работе с ним надо зафиксировать название, дату документа, четко указать цитаты и страницы, с которых они взяты.

Кроме основных методов сбора информации в журналистике существуют также социологические способы. Это анкетирование, контент-анализ текста, журналистский эксперимент и прочие методы, позаимствованные из социологии. Каждый из них по-своему важен и интересен, но применяться может лишь в ряде ситуаций. Как видим, способов сбора информации достаточно, но каждый из них надо применять, используя тот багаж знаний, который у вас уже есть. Если «влезть» в ситуацию не с тем способом, то ваш материал будет никуда не годен, а это не то, чего бы вы хотели.


Билет №13 Источники и методы сбора журналистской информации

Как пишет М.Н. Ким, «в основе любого журналистского произведения лежат факты –своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура».Поэтому столь важным является сбор фактического материала. Однако не любой факт может стать там самым «кирпичиком», он должен соответствовать ряду определённых условий: представлять общественный интерес, обладать информационной ценностью (быть новостью), быть достоверным, оперативным и полным. Жизнь – это океан фактов разных по объёму, важности, характеру, большинство из которых существуют в связи с другими. Здесь встаёт вопрос ободном из аспектов работы над журналистской информацией – о творческом поиске фактов, поиске информации.

Следует также отметить, что, используя различные источники информации,

важна тщательность и осмотрительность, ведь малейшая фактическая неточность может дискредитировать журналиста. Кроме того, «небрежность в поиске информации ведёт к тому, что журналист может дезинформировать общественность и нанести ущерб репутации людей» (В. В. Ворошилов. Типология журналистики.), в результате чего доверие к журналисту будет подорвано.


Поиск информации – это в какой-то степени наука, ведь каждый журналист вырабатывает свой почерк, технологию работы с источниками информации. Для этого журналисту необходимо представлять действительность как совокупность источников информации и знать их координаты.
В сущности, вся информационная среда делится на три типа источников информации: документ, человек и предметно-вещевая среда.

1.Документальный тип источников информации.
Понятие «документа» употребляется сегодня в двух смыслах. Причём один из них более объёмен: документ – это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве», а другой – более узок: «документ – это юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой-либо факт».[ Большой толковый словарь русского языка]
Говоря о значении документа как информационного источника в журналистике, часто останавливают своё внимание лишь на узком смысле. Между тем, как пишет Г. В. Лазутина «для журналистики актуальны оба значения слова: «деловая бумага»- лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности».[ Г. В. Лазутина Основы творческой деятельности журналиста.]
Информация, которую журналист может извлечь из документальных «информационных кладовых», носит абсолютно разный характер: от законов и решений высших органов власти, от фундаментальных положений известных научных трудов до характеристик и описания мест, людей, событий.
Общение журналиста с документальными источниками информации начинается с их поиска. Сейчас, во время «информационного взрыва» этот вопрос особо актуален. Работа с документами требует высокого уровня документоведческой, библиографической грамотности, широкого представление о типах и видах документов, бытующих в обществе. В журналистике принята следующая классификация документов.

По типу деятельности, породившей документ:
1. Государственно-административные;
2. Производственно-административные;
3. Общественно-политические;
4. Научные;
5. Нормативно-технические;
6. Справочно-информационные;
7. Художественные.
Вторая классификация, менее обширная, нежели первая основана на группировке

по сферам их обращения . Суда входят документы:
1. Производственные;
2. Общественных организаций;
3. Бытовые.
« Под производственными документами имеется в виду совокупность текстов (в том числе личных: заявления, докладные и объяснительные записки, просьбы), которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах»[ Г. В. Лазутина Основы творческой деятельности журналиста.] Такие документы всегда подлежат регистрации. Однако не существует ни нормативного акта, ни ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста к ним. Поэтому представители прессы нередко с отказами официальных лиц. Приходиться искать обходные пути, убеждать людей, имеющих отношение к этим документам, помочь журналисту.
Равнозначная ситуация и с документами общественных организаций – текстами, обеспечивающими информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Во многих случаях представители пресс- службы, после запроса журналистом подобных сведений, просят обойтись данными, предоставленными ими. «Это приводит к коллизиям, разрешая которые журналист, стремясь выполнить свой профессиональный долг, оказывается на грани риска: пытается добыть документы не вполне законным путём.»[ Г. В. Лазутина Основы творческой деятельности журналиста.]
В работе с бытовыми документами – той совокупностью официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту, розыск – самое трудное. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека (т. е. предъявить или нет документ, определяет только воля его владельца). «Обращение к документам такого рода, будь это письма, дневники, бязательства или расписки, требует от журналиста ясного понимания того, что право на получение и использование сведений из них ему даёт только добровольное согласие их обладателей.»
Социология разработала следующее деление документов , применяющееся в

журналистике:


1. По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).
2. По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении денег и протокол собрания коллектива).
3. По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).
4. По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные – отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).
5. По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчёты по установленному образцу «целевые», т. е. созданные по заказу журналиста – допустим, справка деятельности учреждений).
«В зависимости от характера документа и цели журналиста происходит выбор методов анализа . Это могут быть общие методы (понимание, осмысление, сопоставление ) или специальные (источниковедческие, психологические, социологические, криминалистические) .»[ Т. Засорина. Профессия журналист.]
Процесс освоения журналистом документа состоит из трёх этапов : извлечение данных, их интерпретация и фиксация.

1.Первый из них предполагает умение журналиста быстро и глубоко перерабатывать знаковую информационную продукцию.

2.Качество второго, основанного на анализе, оценке и объяснении полученных данных «зависит от того, насколько журналист умеет включать в соображения здравого смысла критерии оценок, задаваемые системой знаний общеметодологического и специального характера». [Г. В. Лазутина Основы творческой деятельности журналиста.]

3.Многое зависит от навыка точной фиксации данных, полученных в результате проработки документальных материалов. В данном контексте уместно говорить о создании нового документа – профессиональных записей журналиста, которые при определённых условиях могут иметь юридическую силу.


Однако работа с документами обязательно предполагает как проверку их на подлинность, так и определение достоверности и надёжности заключённых в них данных. При возникновении сомнений в подлинности документа, т. е. В его действительном происхождении от того автора и при тех обстоятельствах, которые предполагает текст документа, необходимо специальным образом проанализировать его. Этот анализ предполагает внимание к содержательным характеристикам документа, его внешней стороне, в целях выявления признаков подлинности или несоответствия им. Иногда довольно трудно при помощи подобных приёмов определить подлинность источника, тогда на помощь приходят специалисты – историко-источниковеды, текстологи, криминалисты.


При этом важно различать документально подтверждённые сведения (завизированный текст) и факты типа «как стало известно из заслуживающих доверия источников». Оперирование такими сведениями требует специальных оговорок.[ Е. П. Прохоров. Введение в теорию журналистики.]
Чтобы убедиться в достоверности информации , содержащейся в источнике, журналисты прибегают к правилам проверки достоверности документов, принятым в социологии. Согласно им необходимо:
1. Различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);
2. Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;
3. Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;
4. Учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.
Не менее полезным является также проверка источника путём сравнения его с другими сведениями, а при ситуации, когда документ становится базой для серьёзных выводов и обобщений, журналисту необходима консультация специалиста, способного выступить в качестве эксперта в той или иной области.
2. Предметно-вещевая среда как источник журналистской информации .
Под предметно-вещевой средой понимается обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек. Главный вопрос для журналиста: где отыскать эти источники. На данный момент в обществе утвердилось понимание необходимости оказывать средствам массовой информации организационную информационную поддержку.

Системы информирования журналистов.
Сегодня у нас в стране существует достаточно развёрнутая система информирования журналистов о происходящих событиях. К основным его формам Г. В. Лазутина относит следующие:

1. Брифинги – короткие совещания работников средств массовой нформации, на которых идёт ознакомление с позицией властных труктур по тому или иному вопросу;

2. Презентации – торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности;

3. Пресс-конференции – встречи государственных или общественных деятелей, представителей науки, культуры и т.д. с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы;

4. Пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами;

5. Специальные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы деятельности, создаваемые корпоративными информационными агентствами;

6. Экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб. Пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.[ Г.В.Лазутина Основы творческой деятельности журналиста]
Они поставляют редакциям СМИ деловые сведения, которые в дальнейшем

находят отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они фактически не являются производителями информации, но способствуют обмену и распространению важных сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере. «Примером может служить ассоциация корреспондентов зарубежных СМИ, аккредитованных в Москве, число которых с либерализацией внешней политики России возросло в геометрической прогрессии.»[ С. Г.Короконосенко основы журналистики]


Из различия информационных каналов следует, что наибольшего взаимопонимания с аудиторией они достигают лишь, если они действуют сообща, как элементы единой системы. Ведь необходимо принимать во внимание, что человек и общество находиться под влиянием сразу нескольких источников информации, и естественно, что потребители продукции СМИ испытывают некий дискомфорт, когда эти источники либо повторяют друг, либо, наоборот, высказывают диаметрально противоположные точки зрения.
В высшей степени существенно и то, что сегодня законодательно предусмотрено право журналистов запрашивать и получать информацию от государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц.

Государственные организации как источники информации.
И всё-таки своевременная добыча сведений о существенных изменениях действительности, о тех сторонах жизни, знание о которых для аудитории – необходимость, остаётся для средств массовой информации проблемой номер один. Прежде всего, необходимо хорошо представлять себе всю совокупность естественных «накопителей информации», сложившихся в обществе на тот или иной период. Оказывается, что для информации о неблагоприятных событиях и для информации о событиях благоприятных в обществе существуют разные «накопители», причём первые (милиция, «скорая помощь», пожарная служба, аварийные службы, ГАИ, народные суды и так далее) в силу естественных причин известны людям гораздо больше, а потому и журналистами освоены лучше. Информация же о благоприятных фиксируется с большей или меньшей степенью отчётности в соответствующих управленческих службах муниципальных округов. К сожалению, это происходит не так оперативно, как в случаях неприятного свойства. Поэтому достаточно важно представлять себе структуру органов управления, как страны, так и города и области. На данный момент издаётся невероятное количество периодических справочников, содержащих информацию такого рода. Такой справочник является неплохим помощником в нелёгком деле добычи информации.

Информационные агентства.
Отдельно стоит поговорить о таком источнике журналистской информации, как информационные агентства, в силу их специфичности. Это информационные службы обеспечивают журналистскую деятельность, поставляя им «сырой», фактический материал, материал оформленный по типу жёсткой новости, но сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией.
(Из истории Инф Агентств всякая инфа)
Идея подобного рода предприятий зародилась в начале 19 века, ей журналисты всего мира обязаны французу Шарлю Гавасу, который первым раскинул сеть своих представительств в разных местностях, продавая газетам и журналам добытые им факты.
На данный момент наибольшей популярностью на мировом рынке информации пользуются следующие агентства: «Associated Press» и «United Press International» (США), «Agance France-Press» (Франция), «Reuters» (Великобритания) и ИТАР-ТАСС (Россия). Эти информационные агентства являются наиболее мощными источниками информации в мире, они представлены на информационном рынке большинства стран. С. Г. Корконосенко приводит следующий пример: доля информационной продукции американского информационного агентства «Associated Press» на рынке Европы достигает 80%.[ С. Г.Короконосенко основы журналистики]
В пределах крупных регионов земного шара разворачивают свою деятельность региональные агентства. Далее по величине идут национальные агентства, областные, городские, а так же те, что создаются при издательствах и вещательных компаниях.
Предметом гордости как для российских профессионалов, так и для всей нации служит то, что на уровне с мировыми гигантами «Associated Press» и «Reuters» в течение десятилетий работает крупнейшая фабрика новостей – ИТАР- ТАСС. У него было немало прямых и отдалённых предшественников: Российское телеграфное агентство(1894), Торгово-телеграфное агентство(90-е годы), Санкт-петербургское телеграфное агентство(1904), государственное Российское телеграфное агентство на базе ВЦИК(1918). Последнее считается его прямым предшественником, так как в 1925 году РОСТА превратилось в Телеграфное агентство Советского Союза, которое и вошло позднее в число мировых лидеров. Сейчас ИТАР-ТАСС работает на пяти континентах, в России действуют его отделения и корреспондентские пункты во всех региональных центрах. На масштабы производства этого агентства указывает хотя бы такой приведённый статистическими исследованиями факт, что оно в течение суток готовит и предлагает потребителям – другим представителям прессы –более 150 газетных полос текста первичной новостной информации.
В начале 60-х годов появилось ещё одно уже негосударственное информационное агентство – Агентство печати «Новости» (АПН), которое впоследствии стало РИАНом – Российским информационным агентством «Новости».

Как пишет В.В. Ворошилов в своей книге «Типология журналистики», возрастание значения нового вида информации, связанного с потребностями бизнеса, частного сектора экономики, стало одной из причин, приведших к созданию альтернативных ИТАР-ТАСС и РИАН негосударственных информационных агентств.[ В. В. Ворошилов. Типология журналистики] Первым – в 1989 году – возник «Постфактум». Вначале это была информационная служба «Факс», созданная для информирования первых частных предприятий и кооперативов. В мае того же года агентство было зарегистрировано в качестве независимой службы «Постфактум». На данный момент это информационное агентство располагает обширной сетью корреспондентов по всей России и в СНГ, поддерживает деловые связи не только с отечественными и зарубежными средствами массовой информации, но и с органами государственной власти, банками, промышленными фирмами и т. д. «Журналисты имеют возможность получать информацию в виде тематических сводок и вестников по вопросам экологии, культуры, экономики, военного дела, авиации и космонавтики и т. д. Кроме этого агентство предлагает сервисные услуги: пользование базой данных, в которой содержатся публикации сотен российских СМИ, ежедневные анонсы событий предстоящего дня, непрерывно обновляемые подборки «горячих» новостей.»

Ещё одним крупным информационным агентством России является «Интерфакс», первыми клиентами которого стали иностранные журналисты, посольства и западные фирмы, размещённые в Москве. Хотя для многих западных журналистов экономическая информация уже давно стала важнейшим «товаром», российской экономике он тогда ещё практически никем не предлагался. Сегодня агентство поддерживает с частным бизнесом тесные отношения, имея около двух тысяч подписчиков в России и свыше тысячи иностранных. Как источник

журналистской информации это агентство является по сути одним из самых надёжных и проверенных. Информацию, полученную из этого агентства, используют самые видные журналисты нашей страны.
В настоящее время действуют немало средних и мелких информационных агентств (Сибинформ, Урал-акцент и другие). Только в Санкт-Петербурге в 1996 году работало 13 агентств: «Северо-Запад». «Дело - Информ», «ИТАП - ПРЕСС»,«ИНМИР» (информация – мобилизация интеллектуальных ресурсов),

«Эксклюзив», «СФИНКС - ПОСТИНФОРМ» (учредитель - Студенческая федерация информационных контактов «СФИНКС- пост») и др. Кроме того, в городе распространяется 18 различных информационных бюллетеней: «За безопасность движения», «Закон», «Жизнь», «Информация для предпринимателей», «Налоги и бизнес», «Страдания предпринимателя», «Наш район», «Приморские новости» и т. д.
В целях повышенной оперативности крупнейшие информационные агентства пользуются всеми видами связи, в том числе и космической, имеют мощные компьютерные центры, служащие для подготовки, обработки и хранения информации, которая непрерывно поступает потребителям по телетайпу, либо в виде оперативных бюллетеней новостей, пресс-релизов, выходящих часто несколько раз в день.
Итак информационные агентства передают журналистам самую оперативную и актуальную социальную, политическую, экономическую информацию, тем самым они в значительной степени сокращают временные и финансовые затраты работников прессы, на посылку своих корреспондентов в отдалённые географические точки, на получение новейшей информации из правительственных источников, добыча которой подчас является проблематичной, на информирование о ситуации в «горячих точках» и зонах вооружённых конфликтов и др.
Интернет как источник журналистской информации .
Конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального и

чрезвычайно перспективного источника информации –глобальной компьютерной сети Интернет. Интернет - недорогой, мощный механизм, который может оказать значительную помощь в развитии независимой журналистики в России. Трудно переоценить то количество полезной для журналиста информации, которое содержит сеть Интернет. Но кроме этого он может укрепить связь и согласованность между журналистами и их информационными издательствами в России. Он также обеспечивает быстрые и надежные связи между журналистами и их информационными источниками, даже если между ними лежит несколько тысяч километров. Он может соединить средства массовой информации в России с быстро развивающимися электронными сетями за границей (в основном в США и Европе). Как уже упоминалось, Интернет предоставляет альтернативные методы публицистики во времена кризиса, или в случае восстановления цензуры. И для нации, проходящей через тяжелые экономические изменения, Интернет предоставляет возможности нового финансирования, через электронное распространение новостей, публикаций и реклам.

3.Человек как источник журналистской информации .
Человек является ключевым звеном в системе информационных источников. Г.В. Лазутина приводит американскую научную традицию, где оно классифицируется как «живой источник», «и в этом – не только прямой смысл: человек – субъект деятельности, он включён в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем».[ В. Г. Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста]
Действительно, человек, с одной стороны – свидетель или участник происходящих вокруг нас событий и потому выступает в качестве носителя информации об этих событиях. С другой стороны, он держатель информации о себе, о своём внутреннем, неповторимом мире. И, наконец, он транслятор информации, полученной от других.
Особенность этого источника в том, что он может открыться или не открыться для журналиста: как существо социальное он сам программирует своё поведение, это необходимо учесть каждому журналисту, работающему с этим источником информации.

=Интервью .
Конечно, чаще всего львиную долю сведений журналист получает в интервью – непосредственном общении с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Однако от обычного общения беседа как метод познавательной деятельности сильно отличается. Ведь по сути интервью – «это такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчётливо сознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия ».[ В. Г. Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста]
Журналист должен быть чётко подготовлен к предстоящему интервью, должен знать на какие сведения может рассчитывать, приступая к беседе. Чаще всего это следующая информация: фактические данные, знания в той или оной области, мнение по тому или иному поводу, объяснения или комментарии того или иного события (происшествия) имевшего место быть, предложения и прогнозы. При этом каждый вид может быть представлен весьма разнообразно. Например, факты могут быть даны как позитивные, так и негативные; они могут быть как из прошлого, так и из настоящего, как из собственной жизни интервьюируемого, так и из частной жизни другого лица. Само собой разумеется, что далеко не обо всех вещах интервьюируемый выражает готовность беседовать с журналистом. Это требует от журналиста определённых нюансов в поведении, определенных тактических приёмов. Здесь для журналиста важным является знание психологии общения. Если же вопросы интервьюера нацелены на выяснение взглядов, суждений, отношения собеседника на определённые аспекты действительности, то это, по сути, раскрывает личность интервьюируемого. Чаще всего такая ситуация предстаёт перед нами в портретных интервью.
Ещё одно важнейшее качеству интервьюера – способность «сходиться с людьми». Ведь количество, да, пожалуй, и качество полученной в процессе интервью информации зависит от того, насколько журналист смог «разговорить», раскрыть своего собеседника, расположить его к беседе.
М. Н. Ким выделяет следующие классификации интервью . В зависимости от заданности содержания беседы интервью подразделяются на формализованные и неформализованные , первые предполагают чёткое информирование журналиста о факте, в то время как вторые более склоняются к получению обширных сведений о собеседнике.

По степени интенсивности интервью делятся на короткие, средние и фокусированные , причём каждый из видов применяется в зависимости от целей, преследуемых журналистом.[ М. Н. Ким. Технология создания журналистского произведения]
Естественно, что у каждого журналиста существует определённая тактика ведения интервью. Комбинация разного рода вопросов, их чередование, последовательность, осознанный выбор тех средств общения, которые оказываются в данных условиях наиболее целесообразными, ритм разговора, специальные полемические приёмы, – всё это есть проявления продуманной тактики.
Как считает Г. В. Лазутина, интервью оказывается вполне удачным , с точки зрения информационной насыщенности, если журналист :

1. Основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как индивидуальности);

2. Научился контролировать ход беседы, своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их;

3. Владеет достаточным количеством приёмов, способных стимулировать общение.[ В. Г. Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста]

Валерий Аграновский в своей книге «Ради единого слова» изложил ряд принципиальных положений по ведению интервью:

1. Истинный журналист должен идти к собеседнику, во-первых, с мыслью, а во-вторых, за мыслью (наши вопросы должны побуждать собеседника думать и говорить.)

2. Чтобы беседа была плодотворной, собеседник как минимум должен быть в ней заинтересован. В самом деле, журналист может задавать вопросы и по обязанности, но получать на них ответы он может только при желании собеседника.

3. Сам журналист как личность должен быть интересен собеседнику.[ В. Аграновский. Ради единого слова]


Как отмечает Т. Засорина, в каждом источнике информации есть свои возможности и ограничения. Интервью же – самый субъективный источник информации. Так как, например, разные люди, очевидцы одного и того же события, по-разному о нём рассказывают и часто даже расходятся во мнении.[ Т. Засорина. Профессия журналист.] Но возможно в этом же заключается положительное свойство этого источника информации – возможность услышать иной взгляд на проблему, расценить ситуацию с другой точки зрения.
Каждому журналисту приходиться выступать в роли интервьюера, расспрашивать людей, вести беседы, без которых редко обходится подготовка материала. На мой взгляд, журналисту необходимо таким образом организовывать интервью, чтобы о нем можно было сказать следующее: «Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь, а тем, кто хорошо спрашивает мне, и отвечать приятно».
=Общение журналистов с «коллегами по цеху»
Как ни странно, но общение коллег журналистов является неиссякаемым источником полезной деловой информации, – в таких беседах представители СМИ не только обмениваются фактологическим материалом, но и имеют возможность сразу его осмыслить, выйти на определённую тему, уточнить концепцию.

Вот как по этому поводу высказался известный журналист Валерий Аграновский: «Не понимаю редакций, в которых царит классическая тишина, где в кабинетах чинный канцелярский порядок, а на стенах висят обязательства выдать столько-то строк в месяц, перегнав соседний отдел. Редакция не контора, как бы мы не иронизировали по этому поводу, редакция – это «живое» место, перекрёсток, где происходит вечное движение ног и мыслей, где набиваются в один кабинет из всех остальных, чтобы поговорить. Где идёт творческое обсуждение номеров, планов и проблем с правом безнаказанно высказываться, где культивируют «мозговые атаки», где с интересом ждут возвращения коллег из командировок и куда с радостью возвращаются. Только в этой атмосфере возможен продуктивный обмен информацией». [В. Аграновский. Вторая древнейшая.] На мой взгляд, такой процесс получения информации журналистами плодотворно влияет на их творческую деятельность, способствует поддержанию информационного сотрудничества между журналистами, что в свою очередь положительно влияет на качество преподносимой аудитории информации.


=Наблюдение

Источником информации служит и наблюдение, которое при грамотном построении даёт возможность изучить явление, а не отдельные его аспекты.

Систематическое наблюдение – это наблюдение, ориентированное на получение

данных о развитии той или иной сферы действительности, о поведении того или иного лица с помощью многократных непосредственных и опосредованных контактов в течение сколько-нибудь длительного контакта.


Наблюдение - давно освоенный метод в журналистике. Ворошилов приводит ряд успешных использований такого источника информации как наблюдение. Чтобы максимально результативно провести наблюдение известные журналисты Михаил Кольцов, Лариса Рейснер, Иван Гудимов и другие на время меняли профессию (такое наблюдение называется включённым). Известинец В. Надеин, например, торговал на рынке, чтобы подготовить фельетон «Как я продавал барана»; Алла Трубникова поступила послушницей в монастырь, чтобы описать жизнь обители изнутри, и опубликовала очерк «Путешествие в 18 век».[ В. В. Ворошилов. Журналистика]
Анализ творческого опыта журналистов говорит о том, что регистрация наблюдений имеет очень индивидуальный характер. В блокнотах журналистов можно найти записи всякого рода – описательные, эмоциональные, оценочные выражения, меткие словечки, аналогии, истолкования… Эти мелочи как раз и передают настроение, ощущение, придают материалу достоверность, создают «эффект присутствия».
В зависимости от позиции наблюдателя различают открытое и скрытое наблюдение. При открытом наблюдении журналист не скрывает своего присутствия, цели и содержания работы. При скрытом до поры до времени он не сообщает об истинной цели своего расследования и работы.
Интуиция, ёмкое воображение, чёткий отбор чужих восприятий, общий уровень развития самого журналиста, исходная творческая установка – всё это помогает эффективно использовать наблюдение в журналистике.
Существенная особенность этого источника информации в том, что «визуальные контакты в данном случае дополняются непрерывным накоплением документальных материалов, отражающих те или иные моментов жизни объекта и позволяющих увидеть новые или упорно повторяющиеся его явления».
4.Социологические способы получения информации (У Корконосенко)
=Массовое интервьюирование и анкетирование .
Среди всех видов фактов, с которыми приходиться иметь дело журналисту, особое место занимает аудиторная информация. Без регулярного получения и осмысления сведений о том, кто и как воспринимает ту или иную ситуацию, тот или иной факт, СМИ теряет всякие шансы на конкурентноспособность своей продукции на рынке. «Изучение аудитории – необходимая и важнейшая сторона профессиональной работы в СМИ. Профессиональной не только в смысле исполнения служебных обязанностей, но и с точки зрения квалифицированного, грамотного подхода к аудитории.»[ Журналист и информация. Под ред. С, Г, Корконосенко.].
Массовое анкетирование – это метод получения данных о состоянии общественного сознания общественного мнения, общественной практики по тому или иному поводу с помощью устного опроса многих лиц. Главная трудность для журналиста здесь заключается в формулировке вопросов, которые позволяли бы получить от опрашиваемых не отговорку, а ответ по существу.
Анкетирование – это метод получения тех же самых данных с помощью заочного (письменного) опроса посредством закрытых или открытых вопросников. Закрытые вопросники предполагают выбор ответов на них из предлагаемых в анкете, а открытые дают возможность свободной формулировки ответа на вопрос.
Грамотность составления вопросника – это первейшие условие надёжности полученных в результате сведений. Целесообразной является предварительная консультация с социологом по этому поводу, особенно если предмет изучения сложный и требует от составителя анкеты высокой квалификации.
В последние годы социологи печати все чаще применяют телефонные опросы. Это уместно для исследования аудитории на небольшой территории – в городе, районе, и т. п. «Однако здесь от интервьюера требуется максимум такта и корректности, поскольку его ближайшей задачей становится завоевание доверия

и поддержание внимания собеседника».


У опросов и анкетирований очень большие возможности, свобода – в принципе можно получить ответ на любой вопрос (конечно, если вопрос правильно задан). Однако это достаточно субъективный источник информации, поскольку у каждого человека существуют индивидуальные особенности восприятия, избирательность внимания и свойств памяти.
=Эксперимент.
К эксперименту журналисты прибегают значительно реже, поскольку этот метод требует больших затрат – временных, ресурсных, материальных, организационных и пр.

«Эксперимент – это метод получения сведений об объекте через выявление реакции на экспериментальный фактор, в качестве которого выступает одна или несколько его изменяемых характеристик».[ В. Г. Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста] Интуитивно журналисты давно нащупали возможность открывать для себя таким образом новое о людях и ситуациях, однако это были отдельные эпизоды в профессиональной практике. А вот во второй половине нашего века эксперимент стал использоваться интенсивно и – с ориентацией на социологические разработки. Первые научные описания эксперимента как метода журналистского познания появились не так давно, причём опять же с учетом социологических рекомендаций.

Суть журналистского эксперимента заключается в том, что журналист создает ситуацию, которая заставляет людей проявлять свои «законсервированные» до эксперимента качества. Эксперимент позволяет также обнаружить неочевидные процессы, закономерности в работе учреждений и предприятий.

=Контент-анализ

Это анализ содержания, который имеет целью получить количественные характеристики явления- например, частоту появлений на газетной полосе имени одного из кандидатов в депутаты в сравнении с другим, повторяемость той или иной формы и т.д. Существенную пользу этот метод приносит при изучении читательской (слушательской, зрительской) почты, что позволяет понять тематические предпочтения аудитории, ее типичные претензии к редакции и пожелания. Методика проведения контент-анализа требует четкого выделения единиц счета, без чего статистические результаты и выводы могут оказаться некорректными.

Этические нормы в работе с источниками информации

Существует несколько правил (рекомендуемых, но не общепринятых). Не следует: прикидываться, т.е. представляться работником другой профессии (за исключением включенного наблюдения); запугивать собеседника, советовать и давать рекомендации; обещать разобраться и принять меры; допускать морально осуждаемые поступки; идти на сближение с персонажами; принимать от источники подарки и услуги; производить запись разговора на диктофон без ведома собеседника;


(Из госов МГУ)

Понятие “метод” (с греч. - исследование) понимается теорией журналистики как “форма практического освоения действительности”. Таким образом, метод - это комплекс действий, направленных на решение определенных задач. В данном случае, основная задача - создание журналистского текста на материале полученных сведений. Стадии творческого процесса: получение сведений - осмысление - создание текста.

Системы методов связаны с переработкой полученного материала. Общение как метод интервьюирования, например. Творческий метод журналистики может быть направлен не только на поиск истины, но и с противоположной целью. Т.е. это не механическая технология, а именно творческий метод.

Понятие документа. Документ и источник. Классификация документов как первый этап их анализа. Проблема подлинности, достоверности и надежности документов. Использование документа в журналистском материале.

Документальной наз. любую информацию, фиксированную в печатном, рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото, кинопленке.

Понятие «документ» употребляется сегодня в двух смыслах - широком и узком:

  • - В широком смысле - материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная запись, перфокарта и т. п.) с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве,
  • - В узком - деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.

Документ и источник .

Если верить Лазутиной, журналист представляет действительность как совокупность источников информации. Существует три типа источников:

  • - документ,
  • - человек,
  • - предметно-вещественная среда.

Одни и те же данные он может найти в источниках всех трех типов. Основным источником информации считается человек, но и возможности работы с документами нельзя недооценивать.

Классификация документов как первый шаг их анализа .

Общение журналиста с документальными источниками информации начинается с их поиска . Следующий шаг - классификация документов - первый этап анализа. В журналистике принята следующая классификация документов.

По типу деятельности , породившей документ:

Государственно-административные;

Производственно-административные;

Общественно-политические;

Нормативно-технические;

Справочно-информационные;

Художественные.

По сферам их обращения:

Производственные (Совокупность текстов, которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах. Доступ к ним затруднён, т.к. не существует ни нормативного акта, ни ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста к ним. Нужно искать обходные пути - убеждение, например).

Общественных организаций (Тексты, обеспечивающие информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Доступ к ним также затруднён, так как представители пресс-служб часто не заинтересованы в том, чтобы их предоставить).

Бытовые (Обеспечивает информационное обслуживание людей в быту. Самое трудное - розыск. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека).

Классификация документов:

  • 1. способ фиксирования информации - рукописные, печатные документы, кино и фотопленки, магнитные ленты.
  • 2. тип авторства - личные или общественные
  • 3. статус документа - официальные или неофициальные
  • 4. способ получения документа - естественно функционирующие; созданные спец. По заказу жур-та; вызванные - ответы читателей.
  • 5. степень близости к материалу - первичные или вторичные

Проблема достоверности и надежности документа: достоверность и надежность документов серьезная проблема. Надежность - это уверенность в том, что мы имеем дело с той информацией. Достоверность - проблема истинности данных, их соответствия действительным событиям. Документ может быть весьма надежным и тем не менее содержать совершенно недостоверную информацию. Первичный документ надежнее вторичного, а официальный предпочтительнее неофициального.

Достоверны, если: 1. они не затрагивают интересы автора 2.наносят определенный ущерб автору 3. с т.зр. автора они не существенны 4. автор относился к ним недоброжелательно.

При возникновении сомнений в достоверности и подлинности документа необходимо специальным образом проанализировать его. Следует определить:

подготовлен ли документ компетентным (в силу своего положения) и уполномоченным для этой цели лицом;

не повлияла ли обстановка, в которой составлялся документ, на его содержание;

не искажены ли фамилии должностных лиц;

соответствует ли содержание документа тексту оттиска печати (углового штампа);

подписан ли документ уполномоченным для этой цели лицом.

Желательно также установить дату появления документа и его номер. Кроме того, профессиональный подход требует проверки изложенных сведений по другим источникам. Важно также, знакомясь с текстом, четко отделять события, о которых идёт речь, от его оценок, факты от мнений о них. Используя отдельные фрагменты документа в публикации, следует учитывать общий контекст, в котором этот документ функционирует. Вырванный из общего контекста событий документ может привести к искажению сути дела.

Иногда довольно трудно при помощи стандартных приёмов определить подлинность источника, тогда на помощь приходят специалисты.

Документ - важен, с его помощью проверяются сведения, он аргумент, доказательство в суде, опора на документы делает публикацию основательной и защищенной . Надо обеспечивать себя копиями док-в. Личными док-ми (письма, дневники, завещания) - пользоваться с разрешения их автора или владельца. Исключения - письма в редакцию (если там нет просьбы не называть ФИО). Сведения в письмах требуют проверки.

Процесс освоения журналистом документа состоит из трёх этапов:

  • - извлечение данных,
  • - их интерпретация
  • - фиксация (т.е. заметки, написание материала).

Фиксация приводит к созданию профессиональных записей журналиста, которые при определенных условиях могут иметь юридическую силу.

1. Наблюдение. Основан на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Н.- довольно сложное действие, предопределяемое как особенностями наблюдаемого объекта, так и личными качествами, профессиональными навыками, опытом наблюдающего. Несколько видов журналистского наблюдения:

1.B зависимости от степени непосредственного контакта наблюдателя с наблюдаемым объектом - прямое (явный контакт) или косвенное (опосредованный контакт, с использованием косвенных данных). 2. По временному признаку, по количеству затраченного времени на кратковременные и длительные. 3. По основанию заявленности или незаявленности наблюдателя своей роли - открытые и скрытые. 4. По степени участия наблюдателя в событии на включенные (наблюдатель внедряется в организацию и видит все происходящее изнутри) и невключенные (изучение со стороны).

2. Интервью и беседа - самые распространенные методы сбора информация. Различаются 3 вида контактов: письменный (резюме, проект), устный (разговор по телефону) и аудиовизуальный (личная встреча, непосредственны» контакт, обмен визитными карточками).

3. Проработка документов. Документ – это чаще всего письменное свидетельство о ч.-л.. Но выделяются несколько типов документов по разным основаниям: 1. По типу фиксации информации (рукописные, печатные, фото-, кино, и магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д.). 2. По типу авторства - официальные и личные. З.По близости к объекту отображения -первоначальные и производные. 4. По подлинности – оригиналы и копии. 5. По предназначенности для печати - преднамеренно и непреднамеренно созданные.

Другая типология документов: госуд-администр., производ.-администр., обществ.- полит., научн., нормативно-тех., справочно-инф., худ., бытовые документы: личные пиьсма, записки, кино- и фотосъемки, дневники и пр.

При анализе документов необходимо: 1.Различать описания событий и их интерпретацию (факты и мнения). 2.Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной. 3.Выявяять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь. 4.Сравнить при возможности содержание исследуемых документов с информацией, полученной по расследуемому вопросу из других источников. 5.Использовать хронологически принцип рассмотрения фактов.

Отбор получаемой информации. Значимость информации определяется фактологической насыщенностью, а также достоверностью ее содержание. Oшибки: 1. Безоглядное доверие документам, в опубликовании которых некто бывал очень заинтересован, доверие к документам, не имеющим точного авторства или выходных данных. 2. 0бычно такие материалы содержат компрометирующие сведения против тех или иных учреждений, отдельных деятелей.

4. Эксперимент или провокация. Наблюдатель создает не существовавшую до него, а искусственную ситуацию и уже затем изучает ее, применяя метод наблюдения. То есть способ выявления состояния объекта действительности путем его реакции на экспериментальный фактор (экономический, правовой, психологический, лабораторный)

5. Криминолого-следственные методы. Использование технических средств.

Ни один из методов не является исчерпывающим, необходимо их комбинирование (т.н. «принцип дополнительности»)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...