Аварии на автомобильном транспорте ipb. Аварии на автомобильном транспорте, их причины и последствия. Действия при аварии и в чрезвычайной ситуации на автомобильном транспорте

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.

По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их гос­питализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений :

От прямого удара транспортным средством,

От общего сотрясения тела человека вследствие удара,

От прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету;

От трения различных поверхностей тела че­ловека о части автомобиля или покрытие дороги.

Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.

Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при различных видах ДТП, но с разной частотой.

Частота различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончив­шиеся выздоровлением, и у погибших в ДТП зна­чительно отличается.

Среди пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, у 57% имелись ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций, у половины - пе­реломы различной локализации.

Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, зна­чительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смертельным исходом, возникают при наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Сравнение видов повреждений указывает на то, что почти все пострадавшие, погибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, большинство (87%) - переломы различной локализации, а более 42% - разрывы внутренних органов и раны.

Характеристика жертв при транспортных катастрофах

Приведенные в таблице средние показатели можно использовать как ориентировочные с обязательной поправкой на конкретные условия - масштаб катастрофы, место, время года, суток и т.д.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На этот период приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения ДТП.

В целом в России каждый год только на автомагистралях погибает до 45 тысяч человек.

При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье.

Сидя на заднем сиденье , постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После аварии определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через

окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как можно дальше - возможен взрыв.

При падении в воду автомобиль может некоторое время держаться на плаву. Выбирайтесь через открытое окно, так как при открывании двери машина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом "Впрок"), избавьтесь от лишней одежды. Выбирайтесь из автомобиля при заполнении его водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости, разбейте лобовое стекло подручным тяжелым предметом. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу автомобиля, а затем резко плывите вверх.

правила безопасного поведения участников дорожного движения:

    водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, и в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности, не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;

    пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;

    пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.

Эта аббревиатура на слуху у всех. Даже большинство детей понимают смысл термина ДТП. Его используют, если речь идет об аварийной ситуации, возникшей на дороге. При этом понятие и определение транспортной аварии в ПДД более многогранно, поэтому нельзя все ситуации свести воедино. О том, какие происшествия относят к ДТП, кто по закону является участником аварии, и как действовать, оказавшись в подобной ситуации, расскажет этот обзорный материал.

Определение понятия

Аббревиатура ДТП расшифровывается, как дорожно-транспортное происшествие. Определение понятия закреплено в ст. 2 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года и в п. 1.2 ПДД РФ. Дорожно-транспортное происшествие - это событие, к возникновению которого привело движение автомобиля по проезжей части и с его участием. Результатом произошедшего может стать , нанесение вреда или причинение материального ущерба.

Из определения вытекают основные признаки ДТП:

  1. ДТП признается только ситуация, в которой принимал непосредственное участие автомобиль. Так, если из окна машины была выброшена бутылка, которая попала в пешехода, это не будет являться ДТП. Однако к транспортным авариям относятся ситуации, при которых, велосипед, находящийся в движении, упал на пешехода, - случившееся будет являться ДТП.
  2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором принимает участие движущееся ТС. Так, если , произошло ДТП. Если пешеход упал на автомобиль, случившееся дорожно-транспортным происшествием не признается.
  3. Ситуация является ДТП, если в ней был нанесен вред имуществу или жизни и здоровью человека. Так, если машины слегка задели друг друга, даже не поцарапав покрытие, дорожно-транспортное происшествие не произошло. ГИБДД вызывать не обязательно. Если в результате столкновения был нанесен вред автомобилям, иному имуществу или людям, считается, что произошло ДТП.

Если дословно трактовать определение, то получается, что в событии должно участвовать минимум 2 транспортных средства. Однако, если имеет место наезд на пешехода или причинение вреда имуществу, ДТП может возникнуть и при участии только одного автомобиля.

Кто признается участниками

Это положение позволяет начать поиск виновного. Поэтому, говоря об авариях, стоит выяснить, кто именно является участником ДТП по закону. В действующих нормативно-правовых актах не содержится определение понятия как таковое. Однако оно вытекает из самого термина.


Участником ДТП признается субъект, который в результате действия или бездействия принял участие в дорожно-транспортном происшествии. Это значит, что, помимо водителей, в ДТП могут участвовать:

  • пассажиры;
  • пешеходы;

Условно участников делят на 2 категории:

  • виновные;
  • потерпевшие.

ДТП всегда происходит по чьей-то вине. Обычно виновником произошедшего признается водитель одного из транспортных средств. Выявить потерпевшего сложнее. В первую очередь им признается водитель второго автомобиля. Однако пострадать во время случившегося могут пешеходы и пассажиры. Их также могут признать потерпевшими.

Основные причины возникновения ДТП

На основании статистических данных специалисты выявили причины, вызывающие дорожно-транспортные происшествия и их последствия. Около 85% ДТП происходит в результате нарушения положений ПДД РФ. При этом виновниками в 70-75% случаев являются водители. Причинами травматизма и аварий на автомобильном транспорте являются:

  • езда на неисправном автомобиле;
  • отвлекающие факторы;
  • нарушение ПДД;
  • вождение автомобиля ;
  • движение на автомобиле в неблагоприятную погоду;
  • плохая дорога;
  • усталость водителя;
  • превышение установленного режима скорости.

Условно причины ДТП разделяют на 2 категории - объективные и субъективные. В первую входят дорожные ситуации, возникшие по независящим от водителя причинам. Сюда относятся:

  • плохая освещенность улиц;
  • некачественное дорожное полотно;
  • техническое состояние ТС;
  • недостаток дорожных знаков.

К субъективным причинам, которые вызывают возникновение аварий и катастроф на дорогах, относятся ситуации, к которым привели непосредственно действия водителя. В категорию включают действия лица, управлявшего транспортным средством, стиль езды, нарушение ПДД и правил эксплуатации авто. Обычно возникновение аварий и катастроф на дорогах происходит в результате совокупности факторов. Поэтому важно четко выявить причины случившегося, чтобы понять, какую ответственность будет нести каждый участник происшествия.

Виды ДТП - классификация и характеристика

Виды дорожно-транспортных происшествий закреплены законодательно. Чтобы узнать, на сколько типов подразделяются аварии на транспорте, стоит обратиться к Приказу МВД РФ №328 от 18 июня 1996 года. В нем содержатся основные типы происшествий и их характеристика. Согласно приказа МВД РФ, существует 9 основных видов ДТП, в список которых входят:


Повреждения автомобиля в результате столкновения и травмы при ДТП могут сильно различаться в зависимости от вида произошедшей аварии. При этом на сколько бы типов ни подразделялись аварии на транспорте, последствия каждого из них могут быть очень серьезными.

Статистика ДТП в России и в мире

Статистические данные позволяют оценить существующую проблему. Чтобы оценить её масштаб, рекомендуется узнать, сколько людей гибнет в автокатастрофах в мире и в РФ в год. Согласно статистике, выложенной на официальном сайте ГИБДД , число смертности людей в результате ДТП по России за 2018 год составило 16412 человек, а 192959 участника аварий получили ранения. В общей сложности за этот период произошло 151291 ДТП.

Мировая статистика ДТП довольно неоднозначна. Согласно данным ВОЗ, каждый день в автокатастрофах погибает около 3000 человек. Около 100 000 участников аварий получают тяжелые травмы. За год жертвами ДТП становится около 1,25 млн человек. Значение показателя установилось еще в 2007 году и с тех пор остается примерно на 1 уровне. Статистика ДТП по странам имеет следующий вид:


Нередко причиной ДТП становится алкогольное опьянение. Статистика аварий на дорогах по вине пьяного водителя по разным странам показывает, что в 2020 году в России жертвами нетрезвых или отказавшихся проходить освидетельствование автолюбителей стали чуть больше 3800 человек. Еще 22900 человек получили ранения разной степени тяжести. В США и Австралии по вине пьяных водителей происходит около 33% всех ДТП со смертельным исходом, а Новой Зеландии - 31%. При этом Всемирная Организация Здравоохранения также не удовлетворена антиалкогольным законодательством в некоторых государствах ЕС - Франции, Финляндии и Испании. В среднем в экономически развитых странах на долю пьяных водителей приходится приблизительно 20% аварий со смертельным исходом.

Как действовать при ДТП

Оказавшись в ДТП, водители часто впадают в панику и не знают, как поступить. Порядок действий закреплен в п. 2.5 ПДД РФ. В нем говорится:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.


Дальнейшие действия напрямую зависят от того, пострадали ли в результате аварии люди, или вред нанесен только имуществу. Порядок действий в первой ситуации фиксирует п. 2.6 ПДД РФ.

Норма содержит следующую информацию:

Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Если вред причинен только имуществу, в соответствии с п. 2.6.1 ПДД РФ водитель обязан зафиксировать произошедшее при помощи фото- и видеосъемки, а затем убрать транспортное средство с проезжей части, если оно мешает движению других автомобилей. Закон обязывает заснять:

  • расположение машин по отношению друг к другу;
  • положение ТС к объектам инфраструктуры;
  • повреждения автомобиля;
  • следы на дороге, оставленные попавшими в аварию машинами;
  • предметы, имеющие отношение к ДТП.

Если участникам аварии не удается прийти к общему мнению в отношении определения виновников или иных нюансов произошедшего, необходимо записать имена и адреса проживания очевидцев произошедшего, а затем обратиться в полицию для получения дальнейших указаний.

Если обстоятельства разногласий не вызывают, необходимость в обращении в уполномоченный орган отсутствует. Схема действия в сложившейся ситуации может быть следующей:

  • оформить документы о происшествии, посетив ближайший пост ДПС или отделение полиции, предварительно зафиксировав случившееся при помощи фото- и видеосъемки;
  • оформить документы без привлечения уполномоченных лиц, заполнив бланк в соответствии с нормами Положений о правилах ОСАГО владельцев ТС;
  • не оформлять документацию, если повреждено только имущество участников ДТП, но такой вариант может обернуться проблемами при получении или договоренности.

При этом точный порядок действий после ДТП зависит от индивидуальных нюансов сложившейся ситуации.

Возможные последствия

Если водитель стал виновником ДТП, его могут привлечь к 1 из 3 видов ответственности. Гражданская ответственность наступает вне зависимости от того, был ли нанесен вред жизни и здоровью людей. В соответствии с нормами статьи 1079 ГК РФ, виновник происшествия должен компенсировать нанесенный ущерб. Обязанность в возмещении может быть наложена сразу на несколько лиц - на человека, находившегося за рулем, и на гражданина, предоставившего транспорт. Владелец машины может избежать гражданской ответственности только в том случае, если автомобиль был угнан.


Если действия гражданина стали причиной создания угрозы безопасности движения, а также жизни или здоровью человека, виновника происшествия могут привлечь к административной ответственности. В соответствии со статьей 12.24, за нанесение легкого вреда полагается штраф в размере 2500-5000 руб. или лишение прав на 1-1,5 года. Если был нанесен вред средней степени тяжести, размер взыскания возрастет до 10000-25000 руб. Альтернативой может стать . Гражданин не сможет управлять автомобилем 1,5-2 года. В п. 6 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, говорится:

Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения врачом - .

Если пострадавший получил тяжелые телесные повреждения или погиб, виновника происшествия привлекут к уголовной ответственности. Наказание зафиксировано в статье 264 УК РФ. В ней говорится:

Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


Нахождение в момент аварии в состоянии алкогольного опьянения повышает суровость наказания. В соответствии с п.2 статьи 264 УК РФ, водителя привлекут к принудительным работам на срок до 3 лет или лишат свободы на срок до 4 лет. Если действия гражданина повлекли за собой гибель человека, продолжительность отработки увеличится до 4-5 лет. Альтернативой станет лишение свободы на срок до 5-9 лет. Во всех ситуациях на управление авто на 3 года.

Профилактика транспортных аварий

Государство старается предупредить возникновение некоторых аварийных ситуаций. В уполномоченных органах неоднократно поднимался вопрос о том, как можно снизить влияние человеческого фактора на возникновения ДТП и уменьшить число аварий. В соответствии с положениями ФЗ №196 от 10.12.1995 года, ИП и юр. лица обязаны допускать к управлению транспортом только водителей, имеющих соответствующую квалификацию. Дополнительно организации должны принимать участие в обеспечении безопасности дорожного движения с целью предотвращения ДТП.

В приказе Минтранса №7 от 15.01.2014 закреплен перечень требований, предъявляемых к профессионализму водителей. Дополнительно утверждена Программа занятий с водителями транспортных компаний. План мероприятий по предупреждению и профилактике аварийности на автотранспорте в обязательном порядке должен включать проведение соответствующих уроков. Итогом обучения становится проведение зачета.

Ежегодная статистика дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации однозначно свидетельствует о том, что автомобильный транспорт является источником повышенной опасности и обеспечение безопасности участников движения на автодорогах страны - актуальная, многоплановая задача. Ее успешное решение зависит от многих факторов, среди которых важное значение имеют действия самих участников движения.

Если вопреки принимаемым превентивным мерам дорожно-транспортного происшествия не удается избежать, то его участникам не следует покидать машину до ее остановки, управляя машиной до последней возможности. Сохраняя самообладание и не впадая в панику, предпринять меры, чтобы уйти от встречного удара: свернуть в кювет, забор,

кустарник, даже лучше в дерево, чем в идущий на вас автомобиль, или перевести встречный удар в скользящий, боковой. Когда удар неизбежен, самое главное - препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову, для этого необходимо упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы,

упереться руками в рулевое колесо (переднюю панель). Пассажир находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок.

Если рядом ребенок, крепко прижать накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место для пассажира - переднее сидение, поэтому детям до 12 лет находиться там запрещают без специального устройства. Как правило, после удара двери заклинивает

и выходить приходится через окно. Если машина упала в воду, она может некоторое время держаться на плаву, выбираться из нее также надо через открытое окно. При аварии в первую очередь следует оказать помощь пострадавшим: по возможности освободить, извлечь из машины, помочь принять удобное положение тем, кто не имеет возможности сделать это самостоятельно.

Обязательно принять меры к вызову на место происшествия сотрудников ГАИ и скорой помощи, по возможности организовать доставку пострадавших в ближайшее медицинское учреждение. Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте - тормоза, на втором - рулевое управление, на третьем - колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

Как действовать при неизбежности столкновения. Сохраняйте самообладание - это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок - накройте его собой.

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше - возможен взрыв.

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением - покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

Информация находится в стадии актуализации

Правила поведения

Когда удар неизбежен, самое главное - препятствовать, своему пере­мещению вперед и защитить голову, для этого необходимо упереться нога­ми в пол, голову наклонить вперёд между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо (переднюю панель), пассажир, находящий­ся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок.

Если рядом ребенок, крепко придать, накрыть собой и также упасть набок, Наиболее опасное место для пассажира - переднее сиденье, поэтому детям до 12 лет правила дородного движения находиться там запрещают без специального устройства, как правило, после удара двери заклинивает и вы­ходить приходится через окно.

Если машина упала в воду, она может не­которое время держаться на плаву, выбираться из неё также надо через открытое окно. При аварии в первую очередь следует оказать помощь по­страдавшим: по возможности освободить, извлечь из машины, помочь при­нять удобное положение тем, кто не имеет возможности сделать это само­стоятельно. Обязательно принять меры к вызову на место происшествия со­трудников ГИБДД и скорой помощи, по возможности организовать доставку пострадавших в ближайшее медицинское учреждение.

Как оказать первую помощь пострадавшему



Аварии на автомобильном транспорте

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ

Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ АВАРИИ

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПАДЕНИИ АВТОМОБИЛЯ В ВОДУ

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % ране­ных погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни празд­ников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зи­мой. На зимние месяцы приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся при­чиной возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

При неизбежности столкновения (схема 47) сохраняйте самооб­ладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сде­лайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превыша­ет 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь гру­дью к рулевой колонке. При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиде­нье. Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После аварии определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелым подруч­ным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как мож­но дальше - возможен взрыв.

При падении в воду автомобиль (схема 48) может некоторое время держаться на плаву. Выбирайтесь через открытое окно, так как при от­крывании двери машина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (тогда легче искать), активно провен­тилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды. Выбирайтесь из автомобиля при заполнении его водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости, разбейте лобовое стек­ло тяжелым подручным предметом. Протиснитесь наружу, взявшись ру­ками за крышу автомобиля, а затем резко плывите вверх.

При попадании в ДТП следует сразу же остановиться и осмотреть автомобили - свой и пострадавшего водителя (если вы виновник ава­рии). Если есть пострадавшие, ни при каких обстоятельствах не остав­ляйте их без помощи. Сообщите о происшествии по телефону «02» или передайте информацию на ближайший пост ГИБДД через водителей, проезжающих мимо. Не покидайте места аварии до прибытия работни­ков ГИБДД. Максимально сохраните все следы происшествия.

Оказавшись свидетелем дорожно-транспортного происшествия, наезда или аварии, при котором водитель скрылся, запомните и тут же запишите номер, марку, цвет и любые приметы автомобиля и водителя; оказав помощь пострадавшим, передайте эти сведения в ГИБДД. Если вы на автомобиле, остановите его, не доезжая до места аварии. Вклю­чите аварийный сигнал. Прибывшей службе ГИБДД детально опишите все, что увидели на месте происшествия.

В целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий участники дорожного движения обязаны:

водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, а в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;

пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать води­теля от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;

пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрут­ные транспортные средства на посадочных площадках.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...