Почему выбор тютчевым дипломатического поприща можно. Тютчев подробная биография, тютчев дипломатия и интересные факты. На дипломатическом поприще в Германии

Сегодня многие воспринимают его как поэта, писавшего стихи о природе, красивые и легкие.

"Люблю грозу в начале мая,
когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом."

А вот современники Федора Ивановича Тютчева знали его в основном как талантливого дипломата, публициста и остроумного человека, чьи остроты-афоризмы передавались из уст в уста. Например: "Всякие попытки к политическим выступлениям в России равносильны стараниям высекать огонь из куска мыла".

В феврале 1822 года восемнадцатилетний Федор Тютчев был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел в чине губернского секретаря. Приглядевшись к нему, Александр Иванович Остерман-Толстой рекомендовал его на должность сверхштатного чиновника русского посольства в Баварии и, поскольку сам собирался за границу, решил отвезти Федора в Мюнхен в своей карете. Федор Тютчев прибыл в Германию в конце июня 1822 года и прожил здесь в общей сложности около двух десятилетий. В Баварии он знакомится со многими деятелями германской культуры того времени, прежде всего с Фридрихом Шиллером и Генрихом Гейне.

В 1838 году в составе русской дипломатической миссии Федор Иванович выезжает в Турин, напоминает доктор философских наук Константин Долгов.

Позднее в письме Вяземскому Тютчев отметит : "Очень большое неудобство нашего положения заключается в том, что мы принуждены называть Европой то, что никогда не должно бы иметь другого имени, кроме своего собственного: Цивилизация. Вот в чем кроется для нас источник бесконечных заблуждений и неизбежных недоразумений. Вот что искажает наши понятия... Впрочем, я более и более убеждаюсь, что все, что могло сделать и могло дать нам мирное подражание Европе, - все это мы уже получили. Правда, это очень немного".

К 1829 году Тютчев сложился как дипломат и попытался осуществить собственный дипломатический проект. В тот год Греция получила автономию, что привело к обострению борьбы между Россией и Англией за влияние на нее. Позднее Тютчев напишет:

Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась.

Поскольку в только еще возникающем греческом государстве происходили постоянные столкновения самых разных сил, было решено пригласить короля из "нейтральной" страны. На эту роль избрали Оттона - совсем юного сына баварского короля. Одним из идеологов такого пути восстановления греческой государственности был ректор Мюнхенского университета Фридрих Тирш. Тютчев и Тирш совместно разрабатывали план, по которому новое королевство должно было находиться под покровительством России, которая сделала гораздо больше, чем кто-либо, для освобождения Греции. Однако политика, проводимая министром иностранных дел Нессельроде, привела к тому, что Оттон стал, по сути дела, английской марионеткой. В мае 1850 г Тютчев писал:

Нет, карлик мой! трус беспримерный!
Ты, как ни жмися, как ни трусь,
Своей душою маловерной
Не соблазнишь Святую Русь...

А еще спустя десять лет Федор Иванович с горечью заметит : "Смотрите, с какой безрассудной поспешностью мы хлопочем о примирении держав, которые могут прийти к соглашению лишь для того, чтобы обратиться против нас. А почему такая оплошность? Потому, что до сих пор мы не научились различать наше "я" от нашего "не я".

Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.

Долгое время дипломатическая карьера Тютчева складывалась не вполне удачно. 30 июня 1841 года он под предлогом длительного "неприбытия из отпуска" был уволен из министерства иностранных дел и лишен звания камергера. Предлог был чисто формальным, подлинной же причиной стало расхождение Тютчева во взглядах на европейскую политику с руководством министерства, считает доктор исторических наук Виктория Хевролина.

Федор Иванович напишет об этом позднее: "Великие кризисы, великие кары наступают обычно не тогда, когда беззаконие доведено до предела, когда оно царствует и управляет во всеоружии силы и бесстыдства. Нет, взрыв разражается по большей части при первой робкой попытке возврата к добру, при первом искреннем, быть может, но неуверенном и несмелом поползновении к необходимому исправлению".

После своего увольнения от должности старшего секретаря русской миссии в Турине Тютчев еще в течение нескольких лет продолжал оставаться в Мюнхене.
В конце сентября 1844 года, прожив за границей около 22 лет, Тютчев с женой и двумя детьми от второго брака переехал из Мюнхена в Петербург, а через полгода его снова зачислили в ведомство министерства иностранных дел; тогда же было возвращено поэту и звание камергера, напоминает Виктория Хевролина.

Он сумел стать ближайшим сподвижником и главным советником министра иностранных дел России Горчакова. С самого начала вступления Горчакова в эту должность в 1856 году он пригласил к себе Тютчева. Многие историки считают, что основные дипломатические решения, которые принимал Горчаков, в той или иной степени подсказаны Тютчевым. В том числе знаменитая дипломатическая победа после поражения России в Крымской войне в 1856 году. Тогда, согласно Парижскому мирному договору, Россия была сильно урезана в правах в Крыму, а Горчакову удалось восстановить статус-кво, и с этим он вошел в историю, отмечает доктор исторических наук Виктория Хевролина.

Много лет проживший в Западной Европе Тютчев, разумеется, не мог не размышлять о судьбах России и ее отношениях с Западом. Написал об этом несколько статей, работал над трактатом "Россия и Запад". Он высоко ценил успехи западной цивилизации, но не считал, что Россия может идти по этому пути. Выдвигая идею о нравственном смысле истории, нравственности власти, критиковал западный индивидуализм. Советский поэт Яков Хелемский напишет о Тютчеве :

А в жизни были Мюнхен и Париж,
Почтенный Шеллинг, незабвенный Гейне.
Но все влекло в Умысличи и Вщиж,
Десна всегда мерещилась на Рейне.

Коллега по дипломатической службе князь Иван Гагарин писал : "Богатство, почести и самая слава имели мало привлекательности для него. Самым большим, самым глубоким наслаждением для него было присутствовать на зрелище, которое развертывается в мире, с неослабевающим любопытством следить за всеми его изменениями".

Сам же Тютчев в письме Вяземскому заметил : "Есть, я знаю, между нами люди, которые говорят, что в нас нет ничего, что стоило бы познавать, но в таком случае единственное, что следовало бы предпринять, это перестать существовать, а между тем, я думаю, никто не придерживается такого мнения..."

Сегодня многие воспринимают его как поэта, писавшего стихи о природе, красивые и легкие.

"Люблю грозу в начале мая,
когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом."

А вот современники Федора Ивановича Тютчева знали его в основном как талантливого дипломата , публициста и остроумного человека, чьи остроты-афоризмы передавались из уст в уста.

Например: "Всякие попытки к политическим выступлениям в России равносильны стараниям высекать огонь из куска мыла".

В феврале 1822 года восемнадцатилетний Федор Тютчев был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел в чине губернского секретаря. Приглядевшись к нему, Александр Иванович Остерман-Толстой рекомендовал его на должность сверхштатного чиновника русского посольства в Баварии и, поскольку сам собирался за границу, решил отвезти Федора в Мюнхен в своей карете.

Федор Тютчев прибыл в Германию в конце июня 1822 года и прожил здесь в общей сложности около двух десятилетий. В Баварии он знакомится со многими деятелями германской культуры того времени, прежде всего с Фридрихом Шиллером и Генрихом Гейне.

В 1838 году в составе русской дипломатической миссии Федор Иванович выезжает в Турин.

Позднее в письме Вяземскому Тютчев отметит: "Очень большое неудобство нашего положения заключается в том, что мы принуждены называть Европой то, что никогда не должно бы иметь другого имени, кроме своего собственного: Цивилизация. Вот в чем кроется для нас источник бесконечных заблуждений и неизбежных недоразумений. Вот что искажает наши понятия... Впрочем, я более и более убеждаюсь, что все, что могло сделать и могло дать нам мирное подражание Европе, - все это мы уже получили. Правда, это очень немного".

К 1829 году Тютчев сложился как дипломат и попытался осуществить собственный дипломатический проект. В тот год Греция получила автономию, что привело к обострению борьбы между Россией и Англией за влияние на нее. Позднее Тютчев напишет:

Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась.

Поскольку в только еще возникающем греческом государстве происходили постоянные столкновения самых разных сил, было решено пригласить короля из "нейтральной" страны. На эту роль избрали Оттона - совсем юного сына баварского короля.

Одним из идеологов такого пути восстановления греческой государственности был ректор Мюнхенского университета Фридрих Тирш. Тютчев и Тирш совместно разрабатывали план, по которому новое королевство должно было находиться под покровительством России, которая сделала гораздо больше, чем кто-либо, для освобождения Греции.

Однако политика, проводимая министром иностранных дел Нессельроде, привела к тому, что Оттон стал, по сути дела, английской марионеткой. В мае 1850 г Тютчев писал:

Нет, карлик мой! трус беспримерный!
Ты, как ни жмися, как ни трусь,
Своей душою маловерной
Не соблазнишь Святую Русь...

А еще спустя десять лет Федор Иванович с горечью заметит: "Смотрите, с какой безрассудной поспешностью мы хлопочем о примирении держав, которые могут прийти к соглашению лишь для того, чтобы обратиться против нас. А почему такая оплошность? Потому, что до сих пор мы не научились различать наше "я" от нашего "не я".

Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.

Долгое время дипломатическая карьера Тютчева складывалась не вполне удачно. 30 июня 1841 года он под предлогом длительного "неприбытия из отпуска" был уволен из министерства иностранных дел и лишен звания камергера. Предлог был чисто формальным, подлинной же причиной стало расхождение Тютчева во взглядах на европейскую политику с руководством министерства, считает доктор исторических наук Виктория Хевролина.

Федор Иванович напишет об этом позднее: "Великие кризисы, великие кары наступают обычно не тогда, когда беззаконие доведено до предела, когда оно царствует и управляет во всеоружии силы и бесстыдства. Нет, взрыв разражается по большей части при первой робкой попытке возврата к добру, при первом искреннем, быть может, но неуверенном и несмелом поползновении к необходимому исправлению".

После своего увольнения от должности старшего секретаря русской миссии в Турине Тютчев еще в течение нескольких лет продолжал оставаться в Мюнхене.

В конце сентября 1844 года, прожив за границей около 22 лет, Тютчев с женой и двумя детьми от второго брака переехал из Мюнхена в Петербург, а через полгода его снова зачислили в ведомство министерства иностранных дел; тогда же было возвращено поэту и звание камергера, напоминает Виктория Хевролина.

Он сумел стать ближайшим сподвижником и главным советником министра иностранных дел России Горчакова. С самого начала вступления Горчакова в эту должность в 1856 году он пригласил к себе Тютчева. Многие историки считают, что основные дипломатические решения, которые принимал Горчаков, в той или иной степени подсказаны Тютчевым.

В том числе знаменитая дипломатическая победа после поражения России в Крымской войне в 1856 году. Тогда, согласно Парижскому мирному договору, Россия была сильно урезана в правах в Крыму, а Горчакову удалось восстановить статус-кво, и с этим он вошел в историю, отмечает доктор исторических наук Виктория Хевролина.

Много лет проживший в Западной Европе Тютчев, разумеется, не мог не размышлять о судьбах России и ее отношениях с Западом. Написал об этом несколько статей, работал над трактатом "Россия и Запад". Он высоко ценил успехи западной цивилизации, но не считал, что Россия может идти по этому пути. Выдвигая идею о нравственном смысле истории, нравственности власти, критиковал западный индивидуализм. Советский поэт Яков Хелемский напишет о Тютчеве:

А в жизни были Мюнхен и Париж,
Почтенный Шеллинг, незабвенный Гейне.
Но все влекло в Умысличи и Вщиж,
Десна всегда мерещилась на Рейне.

Коллега по дипломатической службе князь Иван Гагарин писал: "Богатство, почести и самая слава имели мало привлекательности для него. Самым большим, самым глубоким наслаждением для него было присутствовать на зрелище, которое развертывается в мире, с неослабевающим любопытством следить за всеми его изменениями".

Сам же Тютчев в письме Вяземскому заметил: "Есть, я знаю, между нами люди, которые говорят, что в нас нет ничего, что стоило бы познавать, но в таком случае единственное, что следовало бы предпринять, это перестать существовать, а между тем, я думаю, никто не придерживается такого мнения..."

Из книги В.В. Похлебкина „Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Выпуск 1”.

К 215-летию со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева

Многие строки Тютчева стали крылатыми. Современник многих войн и социальных потрясений, он воспринимает свое время как «минуты роковые», канун великих событий.

Самое известное его четверостишие написано в 1866 году:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Великий русский лирик, поэт-мыслитель, публицист, Фёдор Иванович Тютчев - яркий представитель золотого века русской поэзии — стоит особняком в русском поэтическом пантеоне.

Он был современником Пушкина, который восхищался его поэзией. Однако сам Тютчев не считал поэзию своим основным занятием. Называл свои стихи «виршами» и «бумагомараньем». Относился к ним без трепета - по рассеянности мог где-то оставить или даже случайно выбросить.

Федор Иванович владел пятью языками, долгие годы работал дипломатом за границей. В своих политических статьях, которые актуальны и ныне,

Тютчев анализировал причину антирусских настроений, получивших распространение в Западной Европе, раскрывал и объяснял феномен русофобии, которая виделась ему в стремлении вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то силой презрения.

Об этом же он размышляет и в стихах. Вот одно из них - о некоторых доморощенных либералах:

Напрасный труд - нет, их не вразумишь, -

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация - для них фетиш,

Но недоступна им её идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В её глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

Дипломат с душой поэта широко прославился, прежде всего, не своими политико-философскими размышлениями (так, в своих политических статьях он афористично писал: «Россия как государство гигант, а как общество - младенец»), а лирическими стихами. Широко известны и любимы романсы Чайковского, Рахманинова, Свиридова и других композиторов на стихи Тютчева.

«Только талантам сильным и самобытным, - писал о поэте Николай Карамзин, - дано затрагивать такие струны в человеческом сердце. Мы решительно относим талант г. Ф. Тютчева к русским первостепенным поэтическим талантам».

Он родился 5 декабря 1803 года в родовой усадьбе в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии (ныне - Брянская область). Именно из этих среднерусских мест вышла чуть ли не вся великая русская литература: Фет, Тютчев, Лев Толстой, Тургенев, Лесков. В провинции дать достойное образование дворянским детям было сложно - и Тютчевы перебрались в Москву.

С четырёх лет и до окончания Московского университета Фёдор Иванович жил в Армянском переулке в Москве, в доме, на фасаде которого ныне - мемориальная табличка. Именно отсюда он уехал на дипломатическую службу в Мюнхен.

Первым учителем литературы Федора Ивановича стал молодой поэт-переводчик Семён Раич, руководивший его домашним образованием и поощрявший первые стихотворные опыты Тютчева. Самое первое свое стихотворение Фёдор написал, когда ему было 11 лет. Юноша переводил Горация, изучал латынь и древнеримскую поэзию.

В 1819 году, когда Фёдор поступил на словесное отделение Московского университета, Семён Раич покинул дом Тютчевых в Армянском переулке и вскоре стал наставником юного Михаила Юрьевича Лермонтова.

В 1821 году Тютчев блестяще окончил Московский университет, где изучал иностранные языки, литературу, историю искусства, археологию, принимал живое участие в литературной жизни университета. Вскоре он поступил на службу в министерство иностранных дел. В 1822 году Тютчев уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене (столица тогдашнего Баварского королевства).

В Мюнхене он приобщился к немецкой идеалистической философии свел знакомство с Шеллингом, дружил с Генрихом Гейне, переводил Гёте и Шиллера.

Имeннo здесь пoэт coздaл ряд знaмeнитых cвoих cтиxoтвopeний: «Beceнняя гpoзa», «3имa нeдapoм злитcя...», «O чём ты вoeшь, вeтp нoчнoй?..» и дpугие.

В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал её. Он вернулся в Россию, как потом сам признался, - более русским, чем был.

Весной 1836 года Тютчев переслал из Мюнхена в Петербург рукопись с 24 стихотворениями. Пушкин опубликовал их в своём «Современнике» под заголовком «Стихи, присланные из Германии», за подписью Ф.Т.

«Мне рассказывали очевидцы, - писал Юрий Самарин, один из основателей движения славянофилов, - в какой восторг пришёл Пушкин, когда он в первый раз увидел собрание рукописное его стихов. Он носился с ними целую неделю».

С конца 1840-х годов начинается новый подъём лирического творчества поэта. Но лишь в 1850 году к Тютчеву снова обратилось внимание большого журнала. И снова это был «Современник», ставший к тому времени некрасовским. В статье «Русские второстепенные поэты» Некрасов перепечатал почти все известные стихи Тютчева, разобрал их и смело поставил рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения:

«Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце, вот почему мы нисколько не задумались бы поставить г. Ф.Т. рядом с Лермонтовым».

Первая книга стихов Тютчева была напечатана только в 1854 году, когда ему был уже 51 год. Но даже это издание не состоялось бы, если бы И.С. Тургенев не уговорил его издать свои стихи. К Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава.

Тютчева очень часто называют «Певцом природы». Поэт буквально очеловечивает её, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. Его лирическим стихотворениям свойственна удивительная мелодичность. Романтическое преклонение перед красотой природы, умение заметить самые незначительные детали - вот главные качества пейзажной лирики Тютчева.

Тютчев умел наблюдать все времена года: первые грозы, первые зелёные листья, первый листопад, первые снегопады. По поводу стихотворения «Весенние воды» Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну...».

Вспомним строки пейзажной лирики Тютчева: «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Ещё земли печален вид...», «Зима недаром злится...», «Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят…», «Есть в осени первоначальной...», - эти и другие замечательные стихи Тютчева запоминаешь с детства и на всю жизнь.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Первой любовью поэта была Амалия Крюденер. Когда они познакомились, ей было всего 16, Тютчеву немного за 20. Родители прочили его избраннице более выгодную партию. Спустя почти полвека после их первой встречи, Амалия пришла попрощаться с умирающим Тютчевым. «В её лице, - запишет он напоследок, - лучшие дни моего прошлого пришли мне дать прощальный поцелуй».

Баронессе Амалии Крюденер, которая привезла когда-то Пушкину из Германии тютчевские стихотворения, он посвятил светлое, прекрасное стихотворение «Я встретил вас» о неожиданно вернувшейся весне любви, которой, как точно сказал Тургенев, не суждено умереть. Романс на эти стихи стал поистине народным.

Обе жены Фёдора Ивановича - первая Элеонора и вторая Эрнестина - тоже были немками. С каждой Тютчев венчался по двум обрядам - католическому и православному.

Последняя любовь Тютчева - Елена Денисьева, учившаяся в Смольном институте вместе с его дочерьми. Они познакомились в конце 1840-х годов. 47-летний поэт был женат, но без памяти влюбился в 24-летнюю Елену.

Эти отношения продлятся 14 лет и их плодом будут трое внебрачных детей и пронзительный Денисьевский лирический цикл Тютчева, признанный образцом русской любовной лирики. Одновременно от обоих законных браков у поэта было ещё шестеро детей.

Его отношения с Е.А. Денисьевой были очень драматичны. Перед ней закрылись двери светских гостиных, от Елены Александровны отвернулись даже родители.

В 1851 году Тютчев написал одно из самых известных стихотворений «Денисьевского цикла» «О, как убийственно мы любим…» (в 1854 году оно было опубликовано в 3-м номере журнала «Современник») об истинной сущности любви, которая может погубить человека, полное пронзительной боли, сознания вины перед любимой:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

Умерла Елена Александровна 4 августа 1864 года от туберкулеза. После её кончины Тютчев горько раскаивался в том, что причинил возлюбленной столько страданий.

Фёдор Иванович умер через 9 лет после Елены Денисьевой - 27 июля (по новому стилю) 1873 года в Царском Селе (ныне - город Пушкин Ленинградской области).

«Ранним утром 15 июля 1873 года, - писал Иван Сергеевич Аксаков, - лицо его внезапно приняло какое-то особенное выражение торжественности и ужаса; глаза широко раскрылись, как бы вперились вдаль - он не мог уже ни шевельнуться, ни вымолвить слова, - он, казалось, весь уже умер, но жизнь витала во взоре и на челе. Никогда так не светилось оно мыслью, как в этот миг, рассказывали потом присутствовавшие при его кончине… Через полчаса вдруг все померкло, и его не стало… Он просиял и погас».

Часть стихотворений поэта была им, по досадной ошибке или небрежности, сожжена при разборе бумаг или же утеряна. Поэтому до нас дошло не всё его лирическое наследие.

Все созданные Тютчевым стихотворения можно уместить в одну книжку, которой Афанасий Фет предпослал очень точный эпиграф «На книжке стихотворений Тютчева» (1885 г.):

…Но муза, правду соблюдая,

Глядит: а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.




Тютчев - поэт, дипломат, философ

«Свои прелестные стихи, как и свои прелестные слова, Тютчев ронял, как цветы мгновенного вдохновения... Он не знал, что значит сочинять стихи; они создавались в ту минуту, как созвучием нужно было высказать мысль или чувст­во, наскоро он набрасывал их на клочке бумаги и затем ронял, позабывая о них, на пол...» - писал о поэте его современник В.П. Мещерский. А Лев Толстой заметил: «Без Тютчева нельзя жить».

Великий поэт-мыслитель, философ и дипломат Федор Иванович Тютчев ро­дился 5 декабря 1803 года в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых в селе Овстут, что в тридцати восьми километрах от Брянска по до­роге на Смоленск. Здесь он провел детские годы и потом не раз приезжал сюда. Долгое время в селе жила его семья. Здесь похоронен отец поэта.

Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные,"

Где мыслил я и чувствовал впервые... - напишет поэт спустя многие годы.

В раннем детстве родители Ф.И. Тютчева поощряли его тягу к знаниям. Он обучался в домашних условиях истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам - французскому, латинскому и немецкому. На десятом году жизни учителем русского языка, одновременно руководившим и общим воспитанием мальчика, был молодой поэт СЕ. Амфитеатров, известный в лите­ратуре под фамилией Раич. «Необыкновенные дарования и страсть к просвеще­нию милого воспитанника изумляли и утешали меня, - вспоминал впоследс­твии Раич, - года через три он уже был не учеником, а товарищем моим - так быстро развивался его любознательный и восприимчивый ум».

В 1812 году Ф.И. Тютчев окончил Московский университет со степенью кандидата словесных наук и поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В тот же год он направляется в качестве сверхштатного сотрудника рус­ской миссии в Мюнхен.

Русский посланник в Мюнхене граф Воронцов-Дашков доносил в Петер­бург: «Новый атташе при моей миссии г-н Федор Тютчев только что приехал. Несмотря на малое количество дел, которое будет у этого чиновника на пер­вых порах его пребывания здесь, я все же постараюсь, чтобы он не зря терял время, столь драгоценное в его возрасте». Действительно, Тютчев за рубежом зря времени не терял. Ни сразу после того, как прибыл в Германию, ни позже, когда жил в Италии. В общей же сложности за границей он прожил двадцать два года. Молодой дипломат много занимался изучением истории, языков, философии, переводил немецких и других авторов. Многолетнее пребыва­ние за рубежом только внешне отдалило Тютчева от родины. Он пристально следил за всем, что происходило в литературной и общественной жизни Рос­сии, не забывал Брянский край, родные овстужские места. Вовсе не случайно, что в «Стихотворениях, присланных из Германии» Н. Некрасов впоследствии ощутил: «Все они написаны были чистым и прекрасным языком, и многие носили на себе живой отпечаток русского ума, русской души». О многом го­ворят и его письма на родину из-за границы. В одном из них, присланном из Италии, есть такие слова: «Скажите, для того ли я родился в Овстуге, чтобы жить в Турине?»

Весной 1836 года сослуживец Ф.И. Тютчева и ценитель его стихов князь И.С. Гагарин привез в Петербург рукопись стихотворений поэта. Они попали к А.С. Пушкину, который принял их «с изумлением и восторгом» и опубли­ковал в своем журнале «Современник» под инициалами Ф.Т. Всего в журнале за 1836 год было напечатано двадцать четыре стихотворения Федора Ивановича.

Пребывая за границей, Ф.И. Тютчев общался с немецким поэтом Генрихом Гейне, немецким философом Фридрихом Шеллингом, чешским ученым и писа­телем Вацлавом Ганкой, другими выдающимися деятелями западноевропейской культуры. В Россию Федор Иванович Тютчев вернулся в середине пятидесятых годов. Поселился в Петербурге. Несколько лет служил в ведомстве министерс­тва иностранных дел чиновником особых поручений при государственной кан­целярии, старшим цензором, а с 1858 года до самой смерти занимал должность председателя комитета иностранной цензуры.

Ф.И. Тютчев общался со многими деятелями литературы - В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, Я.П. Полонским, А.А. Фетом... Обаяние его личности, остро­та ума и речи влекли многих к поэту. В январским номере «Современника» за 1850 год Н.А. Некрасов опубликовал статью «Русские второстепенные поэты». «Несмотря на заглавие, - отмечалось в статье, - мы решительно относим та­лант господина Ф.Т. к русским первостепенным поэтическим талантам». Не­красов, ставший к этому времени редактором этого журнала, перепечатал поч­ти все известные стихи Ф.И. Тютчева, разобрал их и отметил, что это «талант сильный, самостоятельный». Не задумываясь, автор статьи поставил Тютчева рядом с Лермонтовым. Статья заканчивалась призывом издать стихотворения отдельной книжкой.

Практически осуществить идею Некрасова взялся Тургенев. Он уговорил Тютчева издать стихи и выступил в роли редактора и издателя. При жизни авто­ра увидел свет и второй сборник стихов. Творчество Федора Ивановича Тютчева высоко оценили многие его современники - писатели, поэты, критики, пуб­лицисты, почитатели поэзии. «Удивительное дело - так много лет, и притом лучших в жизни, провел он в чужих краях, а русское чувство теплилось в нем неугасимо; оно проникало до тайников его души и сказывалось свежо и сильно при всяком возбуждении. Он был исполнен пламенного патриотизма», - писал М.Н. Катков о Ф.И. Тютчеве в 1873 году. Высокую оценку деятельности поэта и мыслителя дал И.С. Аксаков: «Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник, поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосо­знания...»

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить, - эти неповторимые тютчевские строки не утратили своего глубокого смысла и в наши дни. Только истинный патриот своего Отечества и подлинный мастер стиха мог так сильно и кратко выразить свои сокровенные чувства. В этом чет­веростишии - жизненная позиция поэта, который в свое время сказал: «Я более всего любил в мире Отечество и поэзию». Или другое его высказывание: «Сле­довало бы понять раз и навсегда, что в России нет ничего серьезного, кроме самой России».

Тема России и ее истории проходит через всю жизнь Тютчева. Его муза от­кликалась и на самую больную русскую тему - тему человеческого страдания, социального и нравственного:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой...

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, -

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую порою ночной.

Ф.И. Тютчев вошел в сознание читателей прежде всего как вдохновенный пе­вец природы. Его стихи, например, «Весенняя гроза», «Зима недаром злится...», мы знаем с детства:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

А как точны и жизнерадостны строки о приходе весны. Они поистине стали хрестоматийными:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег.

Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет! »

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Изумительные по выразительности строки выходили нередко из-под пера Тютчева, когда он оказывался в родных краях. Природа Брянского края была до­рога поэту, она вызывала у него глубокие раздумья, раскрывала перед ним самые сокровенные тайны. Вовсе не случайно, что именно в Овстуге он напишет:

Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Проникновенный лирик, поэт-философ, прекрасно понимавший природу, ее язык, Тютчев создал и такие строки:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездумный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Следует, по-моему, назвать некоторые стихотворения, написанные Ф.И. Тютчевым во время поездок в родной Овстуг: «Чародейкою зимою...», «Есть в осени первоначальной...», «Смотри, как роща зеленеет...», «Ночное небо так уг­рюмо. ..», «В небе тают облака...», «В деревне».

В один из своих очередных приездов в родные края Ф.И. Тютчев гостил у подполковницы Веры Михайловны Фоминой в селе Вщиж. Здесь когда-то стоял древнерусский город Вщиж, бывший центром Вщижского удельного княжества и разоренный монголо-татарами. Лишь курганы напоминали о прошлом.

От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас?

Два-три кургана, видимых поднесь...

Да два-три дуба выросли на них,

Раскинувшись и широко и смело.

Красуются, шумят - и нет им дела,

Чей прах, чью память роют корни их.

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих - лишь грезою природы...

Набросок этого стихотворения был сделан в день поездки. Уже из Петербур­га поэт выслал жене Эрнестине Федоровне окончательную редакцию: «Посы­лаю тебе стихи... Они напомнят тебе поездку нашу в Вщиж к Фоминой, потому что были тогда написаны».

Особое место в творчестве Ф.И. Тютчева занимает любовная лирика. Стихи этого цикла проникнуты глубочайшим психологизмом, подлинной человеч­ностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных пере­живаний. Вспомните: «Я помню время золотое...» или «Я встретил вас...». Вы­сокую оценку получила лирическая исповедь поэта: «О, как убийственно мы любим...», «Чему молилась ты с любовью...», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и другие стихотворения, известные как Денисьевский цикл.

Талант Ф.И. Тютчева высоко ценили Пушкин и Толстой, Некрасов и Тур­генев, Достоевский и Фет, Чернышевский и Добролюбов, Плетнев и Вяземс­кий, Аксаков и Григорович... Ему посвятили свои стихи А. Апухтин, В. Брюсов, П. Вяземский, Ф. Глинка, А. Майков, Я. Полонский, Е. Растопчина, А. Толстой, С. Городецкий, И. Северянин, О. Мандельштам, Л. Мартынов, Н. Рубцов, Н. Ры-ленков, В. Сидоров... Разве всех перечислишь? А сколько книг, исследований написано о творчестве поэта! После его смерти вышло издание стихотворений, которое А.А. Фет приветствовал посланием. Оно заканчивается словами:

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Ф.И. Тютчев живет в бронзе памятников, в поэтических строках. Его имя но­сят в Брянске одна из улиц и областная научная библиотека. Возрождена родо­вая усадьба поэта в селе Овстуг, где действует музей-заповедник. Более сорока лет проходят на родине великого поэта каждое лето поэтические праздники. Дух поэзии витает над старинным селом Овстуг. Тютчевские стихи... Прочти. От них веет теплом, благородством, высокой любовью к Отечеству.

В то село,

Что песнями объято, - К Тютчеву Автобусы бегут, Где давно так ревностно и свято Тютчевское слово берегут, - читаем в стихотворении украинского поэта А. Довгия «Тютчев».

Фёдор Тютчев: поэт и дипломат

К 200-летию со дня рождения

В эти дни во многих странах мира проходят мероприятия, посвя щённые юбилею Ф. Тютчева. О стихах русского поэта вспоминали на занятиях в образовательных учреждениях. В Клайпеде состо ялись литературный вечер «Души моей ты гордость и любовь», мини-спектакль «Ангел мой, ты видишь ли меня?», музыкально- поэтический концерт «Чарующие звуки осенних вечеров», кото рые были посвящены великому мастеру поэтического слова.

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуге Орловской губернии в семье помещика. В декабре 1810 года Тютчевы купили в Москве, в Армянском переулке, просторный красивый особняк. Трёхэтажный дом - памятник архитектуры XVIII века, возведённый «смотрениями» замечательного русского зодчего.

В небольшой светлой комнатке, выходившей окнами на задний двор, семилетний мальчик с увлечением перечитывал стихотворения, своего любимого. Перед самой войной 1812 года в домах московской знати часто устраивались грандиозные балы. Однажды на Покровке в богатом доме князей Трубецких Фёдора познакомили с кудрявым непоседливым мальчиком Сашенькой Пушкиным. Возможно, так в первый и последний раз очно встретились два будущих русских поэта, о чем они никогда позже не вспоминали.

Первоначальное образование Фёдор получил дома, под руководством прекрасного учителя русской словесности Семёна Егоровича Амфитеатрова, который позже получил широкую известность как журналист и поэт-переводчик латинских и итальянских поэтов под фамилией Раич. Именно учитель пробудил в своем питомце любовь к литературе и к «стихотворчеству». Пятнадцатилетним мальчиком, в 1818 году, за стихотворение «Вельможа (Под­ражание Горацию)» Тютчев был избран сотрудником Общества любителей российской словесности; в следующем же году первые его стихотворения напечатали в «Трудах» общества. Основатель Общества, профессор Московского университета дал Фёдору Тютчеву рекомендацию в сотрудники Общества любителей русской словесности, потом рекомендовал для поступления в университет.

Тютчева экзаменовали профессора университета, которые по результатам записали, что «испытывали в русском, латинском, немецком и французском языках , в истории, поэзии и арифметике и нашли его способным к слушанию профессорских лекций». 6 ноября 1819 года Ф. Тютчев, которому через полмесяца исполнится шестнадцать лет, зачисляется студентом Московского университета. В этом событии для дворянской Москвы первой трети XIX века не было ничего из рук вон выходящего. В ее главный храм науки примерно в 14 лет поступили и. Тогда не без основания считали три года учёбы вполне достаточным для получения высшего образования гражданского становления.

Ф. Тютчев был неординарным человеком. Знавшие его люди подмечали быстрый ум, прекрасную память, начитанность и, конечно, поэтический дар. Он получил прекрасное образование в Московском университете и уже в 19 лет поступил на службу в Коллегию иностранных дел, оттуда в 1822 году был послан за границу. В Германии и Италии он прожил - представителем дипломатической службы России - двадцать два года.

Многолетнее пребывание за рубежом только внешне отдаляло о Тютчева от родины. В одном из своих писем того времени он признавался, что одинаково любит отечество и поэзию. Его стихи появлялись в печати на страницах различных журналов и сборников. После долгого пребывания за границей, ознаменованного общением с известными деятелями западноевропейской культуры: немецким поэтом Генрихом Гейне, философом Фридрихом Шеллингом и др., Ф. Тютчев в 1844 году вернулся в Россию. Он поселился с семьёй в Петербурге, где служил по цензурному ведомству до последнего дня своей жизни.

Тютчева в истории культуры стала понятна далеко не сразу. Немногие современники сумели разглядеть его могучий талант. При его жизни было, по меньшей мере, три человека, которые понимали, что Тютчев - гениальный поэт, второй после А. Пушкина. Достоевский, Л. Толстой и Н. Некрасов. Лев Толстой даже подчёркивал, что «Пушкин, конечно, шире, но Тютчев глубже».

В XX веке его оценивали по-разному. Тютчев при­знанный поэт, хотя многое о его жизни и творчестве по-прежнему неизвестно широкой публике.

Фёдор Тютчев поэт и дипломат. Это подтверждает его жизнь, его литературное наследие. Многие из его 392 стихотворений сопро­вождают нашу повседневную жизнь. Они важны и значи­тельны. Школьники с упоением декламируют легко запомина­ющееся «люблю грозу в начале мая», любители поэзии постарше наслаждаются его «пейзажной и душевной» лирикой, политики и на рубеже XXI века не переста­ют цитировать «Умом Россию не понять...в Россию можно только верить».

В обществе Ф. Тютчев всегда был в центре внимания. В Петер­бурге в 1845 году его называли «львом сезона». Светское обще­ство ценило его как блестящего собеседника, чьи шутки и острые слова подхватывались на лету и разносились стоустовой молвой: Его биограф И. Аксанов отмечал, что литература для Тютчева не была профессией, он лишь «за­писывал» свои стихи, мгновенно возникавшие под внезапным воздействием поразившего его явления природы или душевных переживаний.

Если внимательно проанализи­ровать стихи, то заметим, что Ф. Тютчев всегда показывает при­роду в движении, в непрерывной смене явлений, в переходных состояниях - от зимы к весне, от лета к осени, от грозы к успокое­нию, от дня к ночи, от ночи к утру. Человек в представлении Тютчева составляет часть великого мира природы, исторических событий и явлений. Один из исследова­телей его творчества и жизни, писатель В. Кожинов, автор фун­даментальной книги, изданной в серии «Жизнь замечательных людей», отмечал, что когда начал писать книгу, то хотел рассказать именно о великом поэте... Однако она превратилась в книгу об истории и об участии в ней Тютчева. У него было грандиозное историко-филологическое и философское мышление. Он мыслил веками и даже тысячелетиями. И свою дипломатическую деятельность воспринимал как участие в мировой истории.

Эту мысль подтвердил и современник Тютчева, его друг и коллега по дипломатической службе князь И. Гагарин. Он писал: «Богатство, почести и сама слава имели мало привлекательности для него. Самым большим наслаждением для него было присутствие на зрелище, которое развивается в мире, с неослабевающим постоянством следить за всеми его изменениями».

В истории есть примеры известных литераторов-дипломатов, вспомним Грибоедова, Бомарше и других, но всё же это редкость. По мнению наших современников, роль Тютчева на дипломатическом поприще всё же недооценена. Однако об этой стороне его деятельности более широко рассказывает В. Кожинов. Он считает, что Ф. Тютчев, кроме 22-х лет работы в дипломатических миссиях за границей, позже, находясь в Петербурге «сумел стать ближайшим сподвижником и советником министра иностранных дел Горчакова». По мнению В. Кожинова, основные дипломатические решения, которые принимал, в той или иной степени были подсказаны Тютчевым. В том числе знаменитая дипломатическая победа после поражения России в Крымской войне в 1856 году. Тогда согласно Парижскому мирному договору Россия была сильно урезана в правах в Крыму, а Горчакову удалось восстановить статус-кво, и этим он вошел в историю.

Много лет проживший в Западной Европе, Тютчев, разумеется, не мог не размышлять о судьбе России и её отношениях с Западом. Написал об этом несколько статей, работал над трактатом «Россия и Запад». Он высоко ценил успехи западной цивилизации. Ф. Тютчев был сторонником императора Александра II, который после коронации в 1856 году в своем обращении к дворянам Московской губернии ясно указал, что «крепостное право не может быть далее терпимо». Известно, что улучшать положение крестьян первыми начали дворяне западных губерний. Имеются немногочисленные свидетельства современников о том, что в беседах Ф. Тютчев упоминал И. Огинского, сына - государственного деятеля, литератора, композитора и дипломата, который в Ретавасе уравнял в правах крепостных и горожан, заменил крестьянскую барщину денежным оброком, сам ездил по деревням и учил крестьян вести хозяйство.

Ф. Тютчев, безусловно, был «Европеец высшей пробы», «западник по воспитанию», но одновременно и ревнитель православия, патриот, «один из самых ярких истолкователей русской души».

Практически треть жизни Тютчев провел за границей, обе его жены были иностранками, в доме обычно говорили не по-русски. И всё же Тютчев был, несомненно, патриотом России. Это ощущается и в стихах, и в статьях, и в письмах. Вот что он пишет дочери Анне, которая родилась и выросла в Германии, перед тем как 16-летней девушкой она должна была впервые увидеть Россию: «Ты найдёшь в России больше любви, нежели где бы то ни было в другом месте. И когда потом ты сама будешь в состоянии постичь всё величие этой страны и всё доброе в её народе, ты будешь горда и счастлива, что родилась русской». Вообще Тютчев как-то сказал, что больше всего любил отчизну и поэзию. Но только после... жены. Речь шла о первой жене, но не меньше он был предан и второй. Была у него и страстная первая любовь - ещё до женитьбы, и захватившая его целиком последняя, поздняя. Он вообще обладал особым даром любви, он боготворил женщин и не мог и дня прожить без любви. Женщины его тоже любили, но - поразительно - он воспринимал это не как должное, а как подарок судьбы: «Я не знаю никого, кто был бы менее чем я, достоин любви. Поэтому когда я становился объектом чьей-нибудь любви это всегда меня изумляло».

К сожалению, не всё на Земле вечно. Сменяются времена года и время суток, уходят одни и по являются другие. Так случилось и ранним утром 15 июля 1873 года в Царском селе, когда «просияло и погасло лицо» Ф. Тютчева. Ушёл из жизни поэт и дипломат, но память о нём жива. И сегодня мы читаем его стихи, поём романсы, композиторы создают новые мелодии наего стихи.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...