Павел бойков - на главных направлениях. Бойков, павел михайлович Отрывок, характеризующий Бойков, Павел Михайлович

В 1942 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков.

В воздушном бою 12 августа 1943 г. сбил два бомбардировщика и один истребитель врага; при заходе в очередную атаку был сбит прямым попаданием зенитного снаряда. Получил тяжёлое ранение в голову (с повреждением правого глаза) и в ногу, выбросился с парашютом над вражеской территорией в районе села Кадница (Харьковская область , Украинская ССР). Был спасён местными жителями, после освобождения села советскими войсками передан в госпиталь. После выписки из госпиталя из-за ухудшения зрения был признан негодным к лётной работе, однако сумел добиться возвращения в строй и с октября 1944 года воевал в составе 113-го гвардейского истребительного авиационного полка, совершив с испорченным зрением 185 боевых вылетов и сбив 2 самолёта врага. Окончил войну в Пражской наступательной операции в должности заместителя командира эскадрильи, в звании капитана.

О числе побед П. М. Бойкова в литературе существуют значительные противоречия. Так, по данным Н. Бодрихина, к 9 мая 1945 года на его счету было 373 боевых вылета, 58 воздушных боёв, 18 сбитых вражеских самолетов лично и 9 - в группе . По данным М. Быкова, выполнил к тому же времени 345 боевых вылетов, провёл 51 воздушный бой, сбил 8 самолётов лично и 5 в группе Кроме того, ещё 13 самолётов врага повредил. Представлялся своим командиром полка к званию Героя Советского Союзав мае 1945 года , согласно данному представлению сбил лично 10 немецких самолётов. Командиры дивизии и корпуса, командующий воздушной армией и 4-м Украинским фронтом поддержали данное представление, но в Главном штабе ВВС в Москве награду тогда заменили на орден Красного Знамени.

Семья

Отец - Михаил Пахомович Бойков (1885-1919).

Мать - Анна Андреевна Бойкова (1890-1942).

Жена - Октябрина Иосифовна Бойкова (род. 1925)

  • дочь - Нинель (род. 1949).


Б ойков Павел Михайлович - бывший заместитель командира истребительной авиационной эскадрильи 113-го гвардейского истребительного авиационного полка 10-й гвардейской авиационной дивизии 10-го истребительного авиационного корпуса 8-й воздушной армии, подполковник в отставке.

Родился 3 мая 1917 года в посёлке Мга Кировского района Ленинградской области в семье железнодорожника. Русский. Одновременно с учебой окончил и Ленинградский аэроклуб. Работал в аэроклубе инструктором.

В Красной Армии с 1938 года. В 1942 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков.

Участник Великой Отечественной войны с октября 1942 года. Сражался на Юго-Западном, Северо-Кавказском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Воевал на истребителях Як-7, Ла-5 и Ла-7 в составе 817-го (1942-1943 годы), 3-го гвардейского (1943-1944 годы) и 113-го гвардейского истребительных авиационных полков.

В бою 12 августа 1943 года, прикрывая свои войска от удара вражеской авиации, сбил в неравном бою два бомбардировщика и один истребитель врага. В этом бою при заходе в очередную атаку был сбит прямым попаданием зенитного снаряда. Был тяжело ранен в голову, правый глаз и в ногу, выбросился с парашютом над вражеской территорией в районе села Кадница Богодуховского района Харьковской области. Был спасен местными жителями с риском для собственной жизни, после освобождения этой местности советскими войсками передан в госпиталь...

При выписке из госпиталя признан негодным к летной работе, так как из-за ранения в голову произошло ухудшение зрения. Однако сумел добиться возвращения в строй и воевал до Победы, совершив с испорченным зрением 185 боевых вылетов и сбив 8 самолётов врага.

С октября 1944 года Павел Бойков воевал в составе 113-го гвардейского истребительного авиационного полка. К 9 мая 1945 года совершил 373 боевых вылета, провел 58 воздушных боев, сбил 18 вражеских самолетов лично и 9 - в группе (по некоторым публикациям число побед указывается иным, приведенные данные взяты из книги Н. Бодрихина «Советские асы», признанной наиболее точным и достоверным изданием). Кроме того, ещё 13 самолётов врага повредил. Начал воевать рядовым летчиком, окончил войну заместителем командира эскадрильи. Завершил свой боевой путь в Пражской наступательной операции.

Командиром полка представлялся к званию Героя Советского Союза, но награжден не был. Вряд ли причиной тому стало нахождение на вражеской территории: его героизм в том роковом бою подтвердили однополчане, село освободили наши войска через несколько недель, лётчик к тому времени был в тяжелом состоянии из-за множественных ранений. Имелось положительное заключение проверки особого отдела полка. Видимо, имела место неразбериха с документами без чьего-либо злого умысла...

После войны отважный летчик продолжил службу в ВВС СССР. В 1960 году П.М. Бойков уволен в отставку в звании подполковника. Окончил исторический факультет педагогического института и много лет работал преподавателем. Он - автор капитального труда «На главных направлениях» о боевом пути 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии.

У казом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1995 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов подполковнику в отставке Бойкову Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

Жил в городе-герое Ленинграде (с 1991 года - Санкт-Петербург). Скончался 16 мая 2005 года. Похоронен в городе-герое Ленинграде - Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Награждён четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями Советского Союза и Чехословакии.

Почетный гражданин села Кадница Богодуховского района Харьковской области Украины.

Сочинения:
На главных направлениях. - Москва: Воениздат, 1984.

Бойков Павел Михайлович На главных направлениях

Павел Михайлович Бойков

Бойков Павел Михайлович

На главных направлениях

Из вступления: В 1937 г. сын рабочего Павел Бойков по комсомольскому набору поступил в Ленинградский аэроклуб, а в 1938 г. стал летчиком-инструктором. В 1942 г. Бойков окончил Сталинградскую школу летчиков-истребителей. В октябре того же года прибыл на Сталинградский фронт и до Дня Победы находился в действующей армии. За время войны П. М. Бойков летал на самолетах-истребителях, произвел 386 боевых вылетов, из них 215 на воздушную разведку, участвовал в 50 воздушных боях, в которых лично сбил 15 самолетов противника и 4 - совместно с другими летчиками. 12 августа 1943 г. П. М. Бойков, выполняя боевое задание по прикрытию своих войск от ударов авиации противника, вступил в воздушный бой с бомбардировщиками Ju-88, действовавшими под прикрытием истребителей Me-109). В этом воздушном бою он сбил два бомбардировщика и один истребитель противника. Будучи тяжело раненным, выбрался из самолета, раскрыл парашют, но приземлился в расположении фашистских войск. Местные жители... помогли перейти линию фронта. После излечения в военном госпитале врачи запретили П. М. Бойкову летать, но он вернулся в свой полк. Летая с испорченным зрением, П. М. Бойков произвел 185 боевых вылетов, участвовал в 35 воздушных боях, в которых сбил 8 вражеских самолетов.

Hoaxer: В 1945 году П.М. Бойков был представлен к званию Героя Советского Союза, но представление осталось нереализованным. В 1995 году Указом Президента РФ П. М. Бойкову было присвоено звание Героя Российской Федерации. Подробнее см. эту статью об авторе

К читателю

Начало боевого пути

Над Волгой и Доном

В боях над Кубанью

Над Курской дугой

В небе Украины

Краков, Прага

Заключение

К читателю

Сегодняшние успехи Советских Вооруженных Сил с боевой и политической подготовке являются продолжением славных боевых традиции, сложившихся в годы Великой Отечественной войны. Советская Армия, руководимая Коммунистической партией, разгромила сильного и коварного врага - германский фашизм, обеспечила свободу и независимость народам нашей Родины, спасла страны Европы от порабощения.

Отстаивая мир на земле, Коммунистическая партия и Советское правительство зорко следят за происками агрессоров. Они воспитывают советских людей в духе беззаветной преданности Родине, постоянной готовности защищать ее так же мужественно и самоотверженно, как защищали ее советские воины на полях сражений Великой Отечественной. Память о них священна, и поэтому каждая новая книга, написанная участником Великой Отечественной войны, представляет большую ценность. Военно-исторический очерк "На главных направлениях", повествующий о боевом пути 10-й гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознаменной, ордена Суворова II степени дивизии, написан одним из лучших летчиков соединения П. М. Бойковым. В нем на примерах боевой деятельности подразделений и полков дивизии широко освещается трудная, героическая борьба советских воинов в годы войны, беспримерная отвага и мужество летчиков-истребителей, стойкость и самоотверженность, ратный труд инженеров, техников, механиков и всех других специалистов соединения. Это - рассказ о героизме простых, скромных людей, беззаветно преданных своей Родине.

До Дня Победы оставалось еще три года, когда на подмосковном аэродроме формировалась 201-я истребительная авиационная дивизия. В октябре 1942 г. она вошла в резерв Верховного Главнокомандования, в составе которого в течение, трех лет непрерывных боев действовала на многих главных направлениях.

Бои на Западном фронте весной 1942 г.. Сталинградская битва, освобождение Ростова-на-Дону и Донбасса, воздушные сражения на Кубани, битва на Курской дуге, освобождение Украины, форсирование Днепра и освобождение Киева, освобождение Польши и Чехословакии - основные вехи боевого пути 201-й, а затем 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии.

Сотни воинов дивизии были удостоены правительственных наград, а пятнадцати лучшим за героизм и мужество, проявленные в воздушных боях. Президиум Верховного Совета СССР присвоил высокое звание Героя Советского Союза. Полки, входившие в состав дивизии, получили почетные наименования: 111-й гвардейский истребительный авиационный полк (гиап) - Сталинградского, 112 гиап - Каменец-Подольского, 113 гиап - Карпатского.

Дивизия и ее полки более тридцати раз отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего.

Закончилась война. 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. На этом историческом параде в составе сводного полка 4-го Украинского фронта участвовали и воины 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии во главе с командиром дивизии генерал-майором авиации В. П. Уховым. Среди участников парада были и Герой Советского Союза В. Ф. Скобарихин, П. Л. Гнидо, С. Д. Горелов.

Хочется сказать несколько слов и об авторе книги. В 1937 г. сын рабочего Павел Бойков по комсомольскому набору поступил в Ленинградский аэроклуб, а в 1938 г. стал летчиком-инструктором. В 1942 г. Бойков окончил Сталинградскую школу летчиков-истребителей. В октябре того же года прибыл на Сталинградский фронт и до Дня Победы находился в действующей армии. За время войны П. М. Бойков летал на самолетах-истребителях, произвел 386 боевых вылетов, из них 215 - на воздушную разведку, участвовал в 50 воздушных боях, в которых лично сбил 15 самолетов противника и 4 - совместно с другими летчиками.

12 августа 1943 г. П. М. Бойков, выполняя боевое задание по прикрытию своих войск от ударов авиации противника, вступил в воздушный бой с бомбардировщиками Ju-88, действовавшими под прикрытием истребителей Me-109). В этом воздушном бою он сбил два бомбардировщика и один истребитель противника. Будучи тяжело раненным, выбрался из самолета, раскрыл парашют, но приземлился в расположении фашистских войск. Жители села Кадница Евдокия Никаноровна Тищенко, Галина Семеновна Выгуляр, Зинаида Кирилловна Шакун, видевшие приземление летчика, разыскали его, оказали медицинскую помощь и помогли перейти линию фронта. После излечения в военном госпитале врачи запретили П. М. Бойкову летать, но он вернулся в свой полк. Летая с испорченным зрением, П. М. Бойков произвел 185 боевых вылетов, участвовал в 35 воздушных боях, в которых сбил 8 вражеских самолетов.

За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм П. М. Бойков награжден четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, многими медалями СССР и медалью Чехословацкой Социалистической Республики "За храбрость". После увольнения из рядов Советской Армии в 1960 г. в запас по состоянию здоровья Павел Михайлович окончил исторический факультет педагогического института и ныне продолжает активно работать. Его книгу "На главных направлениях" с интересом прочтут и молодые читатели, и ветераны войны.

Заслуженный деятель науки, доктор военных наук,

профессор, генерал-майор авиации Г. Лаврик

Доктор технических наук, профессор

полковник-инженер Д. Малинин

Начало боевого пути

Весной 1942 г., когда враг находился в 150-200 км от Москвы и осаждал Ленинград, развернулись активные боевые Действия на южном крыле советско-германского фронта и на северо-западном направлении. Советская Армия стремилась развить успех, достигнутый зимой 1941/42 г., противник же надеялся вернуть утраченную им стратегическую инициативу. К этому времени благодаря самоотверженному труду рабочего класса и колхозного крестьянства, мобилизующей и руководящей роли Коммунистической партии увеличился выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции для обеспечения Советской Армии вооружением, снаряжением и продовольствием.

На основе боевого опыта, полученного в ходе войны, количественного и качественного роста боевой техники, которая непрерывным потоком поступала в действующую армию, вносились изменения в тактику боевых действий и организационную структуру войск. Организационные мероприятия направлялись на обеспечение массированного применения и эффективного использования вооружения и боевой техники, значительного повышения огневой и ударной мощи всех видов Вооруженных Сил.

Существенной реорганизации подверглись и Военно-воздушные силы. Формировались однородные авиационные дивизии (бомбардировочные, истребительные, штурмовые). В составе каждого фронта создавались воздушные армии. В августе Ставка приняла решение приступить к формированию авиационных корпусов РВГК. Эти соединения стали мощным маневренным средством Ставки, предназначенным для усиления воздушных армий и создания количественного превосходства в авиации на решающих стратегических направлениях.

5 мая авиационные силы Западного фронта были объединены в 1-ю воздушную армию под командованием генерал-лейтенанта авиации Т. Ф. Куцевалова, которого в середине июня 1941 г, сменил генерал С. А. Худяков - впоследствии маршал авиации. Политотдел возглавил бригадный комиссар В. Н. Толмачев. Заместитель командарма - генерал А. К. Богородецкий, начальник штаба генерал А. С. Пронин. В состав воздушной армии первоначально входили 5 авиадивизий (4-5-полкового состава), затем их количество было доведено до 13 (201, 202, 203, 234, 235-я истребительные, 204-я бомбардировочная, 213-я ночная бомбардировочная, 215-я смешанная, 214, 224, 231, 232, 233-я штурмовые).

201-я истребительная авиадивизия была создана. 10 мая 1942 г. из боевых летных частей расформированных ВВС общевойсковых армий Западного фронта. Формирование дивизии проходило одновременно с выполнением боевых задач.

Командовал 201-й истребите...

Он родился 3 мая 1917 года в посёлке Мга Кировского района Ленинградской области, в семье железнодорожника. Отец - Бойков Михаил Пахомович (1885 - 1919 гг). Мать - Бойкова Анна Андреевна (1890 - 1942 гг). Супруга - Бойкова Октябрина Иосифовна (1925 года рождения). Дочь - Бойкова Нинель Павловна (1949 года рождения).

В 1937 году сын рабочего Павел Бойков по комсомольскому набору поступил учиться в Ленинградский аэроклуб. В 1938 году он поступил в школу инструкторов - лётчиков в Ульяновске, по её окончании в 1940 году - в Сталинградскую военную школу лётчиков - истребителей.

С октября 1942 года сержант П. М. Бойков на фронтах Великой Отечественной войны. Боевое крещение прошёл на Юго - Западном фронте в составе 897-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия). Принимал участие в Сталинградской битве.

С 1943 года сражался в составе 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка (235-я авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия) в должности старшего лётчика.

Позже воевал на Северо - Кавказском, Воронежском фронтах. 12 августа 1943 года был тяжело ранен и направлен на излечение в госпиталь.


В тот день Павел Бойков в составе эскадрильи под командованием Гвардии капитана М. И. Мудрова вылетел на отражение нападения немецких бомбардировщиков, которых прикрывали истребители Ме-109. Получив в ожесточённом бою ранение в голову, правый глаз и ногу, он продолжал вести бой и лично сбил 2 немецких бомбардировщика Ju-88, истребитель Ме-109 и подбил ещё 2 Ju-88. При заходе в атаку Ла-5 Бойкова попал в плотный заградительный огонь зенитной артиллерии немцев и взорвался на высоте 1500 метров. Лётчик получил множественное ранение в грудь, ноги и потерял сознание. Взрывная волна выбросила его из кабины самолёта вместе с креслом. К счастью, он пришёл в себя, отстегнул сидение, раскрыл парашют и приземлился в расположении фашистских войск в 7 км от линии фронта. Истекая кровью, добрался до леса и упал без сознания.

За боем следили не только немцы, но и жители украинского села Кадница. Немцы искали его, но неудачно. Смелые девушки Екатерина Никаноровна Тищенко, Галина Семёновна Выгуляр и Зинаида Кирилловна Шакун нашли отважного лётчика и спрятали от фашистов. Кормили, лечили, помогли перейти линию фронта.

После излечения в военном госпитале врачи запретили П. М. Бойкову летать, но он вернулся с строй. Участвовал в боях на 1-м Украинском фронте в должности командира звена.

В августе 1944 года П. М. Бойкова перевели в 113-й Гвардейский ордена Суворова 3-й степени Карпатский истребительный авиационный полк 10-й Гвардейской Краснознамённой Сталинградской истребительной авиационной дивизии 10-го авиационного истребительного корпуса РВГК 8-й Воздушной армии, где стал заместителем командира эскадрильи.

Он участвовал в освобождении Польши. Войну закончил в Чехословакии в звании Гвардии капитана и в должности заместителя командира эскадрильи.

Летая с испорченным зрением, Павел Бойков произвёл 185 боевых вылетов, участвовал в 35 воздушных боях, в которых сбил 8 вражеских самолётов.

Окончательные итоги боевой деятельности П. М. Бойкова в различных источниках приводятся не однозначно. Так, по материалам сайта "Солдаты ХХ века" он произвёл 393 боевых вылета на истребителях Як-7, Ла-5, Ла-7. Участвовал в 58 воздушных боях, сбил лично 18, в группе - 9 и подбил 13 самолётов противника. В предисловии к его книге "На главных направлениях" указывается на 386 успешных боевых вылетов, из них 215 - на воздушную разведку, 50 воздушных боёв, 15 самолётов противника сбитых лично и 4 в группе с товарищами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 10 личных и 4 групповые победы лётчика. ]

За образцовое выполнение всех заданий командования в боях с врагами и проявленные при этом мужество и отвагу П. М. Байков был награждён орденами Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, многими медалями СССР, в том числе "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией", "За освобождение Праги" и медалью Чехословацкой Социалистической Республики "За храбрость". Он почётный гражданин села Кадница Богодуховского района (Украина).

Ещё в 1945 году представлен к званию Героя Советского Союза, но тогда представление осталось нереализованным.

После окончания войны Павел Михайлович продолжал служить в ВВС. В 1960 году по состоянию здоровья уволился из рядов Советской Армии в запас. Окончил исторический факультет педагогического института. Автор книги - "На главных направлениях" (о боевом пути 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии). В 1995 году Указом Президента РФ П. М. Бойкову присвоено звание Героя Российской Федерации. Жил в Санкт - Петербурге. Умер 14 июня 2005 года.

* * *

Список известных побед Гвардии капитана П. М. Бойкова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 08.12.1942 г. 1 Ju-88 юж. Николенков Як-7, Ла-5, Ла-7.
2 13.12.1942 г. 1 Не-111 Морозовский
3 18.12.1942 г. 1 Ju-88 (в паре - 1 / 2) Николенков
4 27.12.1942 г. 1 Ju-87 (в группе - 1 / 4) Быстрый
5 04.08.1943 г. 1 Ме-109 Томаровка
6 12.08.1943 г. 1 Не-111 (в группе - 1 / 6) Никитовка - Павловка
7 1 Не-111 Богодухов
8 30.04.1944 г. 1 FW-190 Езежаны
9 03.05.1944 г. 1 Ме-109 Олеша
10 14.07.1944 г. 1 FW-190 Зборов
11 27.03.1945 г. 1 Ме-109 Мосты
12 03.04.1945 г. 1 FW-190 Рошкау

Всего сбитых самолётов - 10 + 4 [ 9 + 3 ]; боевых вылетов - 345; воздушных боёв - 51.

Бойков Павел Михайлович

На главных направлениях

Из вступления: В 1937 г. сын рабочего Павел Бойков по комсомольскому набору поступил в Ленинградский аэроклуб, а в 1938 г. стал летчиком-инструктором. В 1942 г. Бойков окончил Сталинградскую школу летчиков-истребителей. В октябре того же года прибыл на Сталинградский фронт и до Дня Победы находился в действующей армии. За время войны П. М. Бойков летал на самолетах-истребителях, произвел 386 боевых вылетов, из них 215 на воздушную разведку, участвовал в 50 воздушных боях, в которых лично сбил 15 самолетов противника и 4 - совместно с другими летчиками. 12 августа 1943 г. П. М. Бойков, выполняя боевое задание по прикрытию своих войск от ударов авиации противника, вступил в воздушный бой с бомбардировщиками Ju-88, действовавшими под прикрытием истребителей Me-109). В этом воздушном бою он сбил два бомбардировщика и один истребитель противника. Будучи тяжело раненным, выбрался из самолета, раскрыл парашют, но приземлился в расположении фашистских войск. Местные жители... помогли перейти линию фронта. После излечения в военном госпитале врачи запретили П. М. Бойкову летать, но он вернулся в свой полк. Летая с испорченным зрением, П. М. Бойков произвел 185 боевых вылетов, участвовал в 35 воздушных боях, в которых сбил 8 вражеских самолетов.

Hoaxer: В 1945 году П.М. Бойков был представлен к званию Героя Советского Союза, но представление осталось нереализованным. В 1995 году Указом Президента РФ П. М. Бойкову было присвоено звание Героя Российской Федерации. Подробнее см. эту статью об авторе

К читателю

Начало боевого пути

Над Волгой и Доном

В боях над Кубанью

Над Курской дугой

В небе Украины

Краков, Прага

Заключение

К читателю

Сегодняшние успехи Советских Вооруженных Сил с боевой и политической подготовке являются продолжением славных боевых традиции, сложившихся в годы Великой Отечественной войны. Советская Армия, руководимая Коммунистической партией, разгромила сильного и коварного врага - германский фашизм, обеспечила свободу и независимость народам нашей Родины, спасла страны Европы от порабощения.

Отстаивая мир на земле, Коммунистическая партия и Советское правительство зорко следят за происками агрессоров. Они воспитывают советских людей в духе беззаветной преданности Родине, постоянной готовности защищать ее так же мужественно и самоотверженно, как защищали ее советские воины на полях сражений Великой Отечественной. Память о них священна, и поэтому каждая новая книга, написанная участником Великой Отечественной войны, представляет большую ценность. Военно-исторический очерк "На главных направлениях", повествующий о боевом пути 10-й гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознаменной, ордена Суворова II степени дивизии, написан одним из лучших летчиков соединения П. М. Бойковым. В нем на примерах боевой деятельности подразделений и полков дивизии широко освещается трудная, героическая борьба советских воинов в годы войны, беспримерная отвага и мужество летчиков-истребителей, стойкость и самоотверженность, ратный труд инженеров, техников, механиков и всех других специалистов соединения. Это - рассказ о героизме простых, скромных людей, беззаветно преданных своей Родине.

До Дня Победы оставалось еще три года, когда на подмосковном аэродроме формировалась 201-я истребительная авиационная дивизия. В октябре 1942 г. она вошла в резерв Верховного Главнокомандования, в составе которого в течение, трех лет непрерывных боев действовала на многих главных направлениях.

Бои на Западном фронте весной 1942 г.. Сталинградская битва, освобождение Ростова-на-Дону и Донбасса, воздушные сражения на Кубани, битва на Курской дуге, освобождение Украины, форсирование Днепра и освобождение Киева, освобождение Польши и Чехословакии - основные вехи боевого пути 201-й, а затем 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии.

Сотни воинов дивизии были удостоены правительственных наград, а пятнадцати лучшим за героизм и мужество, проявленные в воздушных боях. Президиум Верховного Совета СССР присвоил высокое звание Героя Советского Союза. Полки, входившие в состав дивизии, получили почетные наименования: 111-й гвардейский истребительный авиационный полк (гиап) - Сталинградского, 112 гиап - Каменец-Подольского, 113 гиап - Карпатского.

Дивизия и ее полки более тридцати раз отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего.

Закончилась война. 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. На этом историческом параде в составе сводного полка 4-го Украинского фронта участвовали и воины 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии во главе с командиром дивизии генерал-майором авиации В. П. Уховым. Среди участников парада были и Герой Советского Союза В. Ф. Скобарихин, П. Л. Гнидо, С. Д. Горелов.

Хочется сказать несколько слов и об авторе книги. В 1937 г. сын рабочего Павел Бойков по комсомольскому набору поступил в Ленинградский аэроклуб, а в 1938 г. стал летчиком-инструктором. В 1942 г. Бойков окончил Сталинградскую школу летчиков-истребителей. В октябре того же года прибыл на Сталинградский фронт и до Дня Победы находился в действующей армии. За время войны П. М. Бойков летал на самолетах-истребителях, произвел 386 боевых вылетов, из них 215 - на воздушную разведку, участвовал в 50 воздушных боях, в которых лично сбил 15 самолетов противника и 4 - совместно с другими летчиками.

12 августа 1943 г. П. М. Бойков, выполняя боевое задание по прикрытию своих войск от ударов авиации противника, вступил в воздушный бой с бомбардировщиками Ju-88, действовавшими под прикрытием истребителей Me-109). В этом воздушном бою он сбил два бомбардировщика и один истребитель противника. Будучи тяжело раненным, выбрался из самолета, раскрыл парашют, но приземлился в расположении фашистских войск. Жители села Кадница Евдокия Никаноровна Тищенко, Галина Семеновна Выгуляр, Зинаида Кирилловна Шакун, видевшие приземление летчика, разыскали его, оказали медицинскую помощь и помогли перейти линию фронта. После излечения в военном госпитале врачи запретили П. М. Бойкову летать, но он вернулся в свой полк. Летая с испорченным зрением, П. М. Бойков произвел 185 боевых вылетов, участвовал в 35 воздушных боях, в которых сбил 8 вражеских самолетов.

За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм П. М. Бойков награжден четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, многими медалями СССР и медалью Чехословацкой Социалистической Республики "За храбрость". После увольнения из рядов Советской Армии в 1960 г. в запас по состоянию здоровья Павел Михайлович окончил исторический факультет педагогического института и ныне продолжает активно работать. Его книгу "На главных направлениях" с интересом прочтут и молодые читатели, и ветераны войны.

Заслуженный деятель науки, доктор военных наук,

профессор, генерал-майор авиации Г. Лаврик

Доктор технических наук, профессор

полковник-инженер Д. Малинин

Начало боевого пути

Весной 1942 г., когда враг находился в 150-200 км от Москвы и осаждал Ленинград, развернулись активные боевые Действия на южном крыле советско-германского фронта и на северо-западном направлении. Советская Армия стремилась развить успех, достигнутый зимой 1941/42 г., противник же надеялся вернуть утраченную им стратегическую инициативу. К этому времени благодаря самоотверженному труду рабочего класса и колхозного крестьянства, мобилизующей и руководящей роли Коммунистической партии увеличился выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции для обеспечения Советской Армии вооружением, снаряжением и продовольствием.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...