Погиб киевский князь игорь. Князь игорь. Азиатское коварство и честолюбивые мечты

Восстание под предводительством древлянского князя Мала вызвано недовольством решением князя Игоря о вторичном сборе дани.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О СМЕРТИ ИГОРЯ

В год 6453 (945). Сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь - пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите вы с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом и сказали: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя навстречу ему из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у города Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.

КОНЕЦ: ИГОРЬ СНОВА ПОШЕЛ НА ДРЕВЛЯН

Рассмотрев занесенные в летопись предания об Игоре, мы видим, что преемник Олега представлен в них князем недеятельным, вождем неотважным. Он не ходит за данью к прежде подчиненным уже племенам, не покоряет новых, дружина его бедна и робка подобно ему: с большими силами без боя возвращаются они назад из греческого похода, потому что не уверены в своем мужестве и боятся бури. Но к этим чертам Игорева характера в предании прибавлена еще другая - корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который делил все с нею, а Игорь, отпустив дружину домой, остался почти один у древлян, чтоб взятою еще данью не делиться с дружиною - здесь также объяснение, почему и первый поход на греков был предпринят с малым войском, да и во втором не все племена участвовали.

ТАК КТО ЖЕ УБИЛ ИГОРЯ?

Любопытно, что в «Истории» византийского автора второй половины X века Льва Диакона, младшего современника событий, обстоятельства гибели Игоря описаны несколько отлично от русской летописи. По версии Льва, Игорь, «отправившись в поход на германцев, был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Упоминание о германцах очень загадочно. Возможно, Лев Диакон действительно перепутал древлян с германцами.

Наша летопись не знает жутких подробностей смерти Игоря. Но не являются ли косвенным намеком на них слова, которые летописец приписывает древлянским послам, сброшенным по приказанию Ольги в яму, где их и засыпали живьем: «Пуще нам Игоревой смерти». Здесь как будто подразумевается какая-то особо жестокая смерть; на этом основании историки делают вывод, что летописцу было знакомо то предание, которое было известно и Льву Диакону. Выходит, что рассказ «Истории» не только не противоречит, но и даже как бы подтверждает повествование летописи о гибели Игоря от рук древлян.

Поведение самого Игоря во всей этой истории выглядит абсолютно нелогичным и странным. Почему его дружина вдруг почувствовала себя нищей, если князь, согласно Повести временных лет, незадолго перед этим совершил поход на Византию и получил «дань» с греков? И с какой стати Игорь увеличил по желанию своей дружины дань с древлян и попытался собрать ее дважды или даже трижды? Ведь согласно сообщению Константина Багрянородного, древляне были «пактиотами» русов. Следовательно, как уже было сказано выше, зависимость здесь не была односторонней: вероятно, термин «пактиоты» предполагал двусторонние отношения, выплату дани по договору-«пакту». Игорь же своим решением этот «пакт» нарушил, о чем и сообщили ему древляне: «Зачем снова идешь? Забрал уже всю дань». О том, что Игорь действовал «незаконно», свидетельствует и сам летописец, сообщая, что Игорь отправился к древлянам под давлением дружины, без малейшего повода и появление его сопровождалось насилием по отношению к «пактиотам». Не случайно и то, что древляне применили к Игорю позорную казнь, которой у различных народов с древности наказывались разбойники и прелюбодеи, а самого его в переговорах с Ольгой они именовали «волком», то есть так, как у славян традиционно именовался преступник, вор. Похоже, появление Игоря в земле древлян выглядело и в глазах древлян, и в глазах летописцев авантюрой, грабежом, а не сбором дани.

Странность и «незаконность» поведения Игоря подтверждается тем, что в земле древлян он появился один, со своей дружиной, в то время как обычно, согласно все тому же Константину Багрянородному, в «кружение» отправлялись все архонты русов. Да и по отношению к дружине Игорь поступил нехорошо, так как, отослав основную ее часть восвояси, остался с наиболее близкими людьми, желая собрать еще больше богатств.

Не менее странным кажется и поведение древлян. Было ли их восстание стихийным, вызванным только походом Игоря, или имело далеко идущие цели? Зачем, убив Игоря, они вступили в переговоры с Ольгой и предлагали ей в мужья Мала? Почему они были уверены в успехе своего посольства?

Нужно учитывать и то, что летописный рассказ о событиях в земле древлян долгое время существовал в виде устных преданий. Записаны они были более чем через 100 лет (об этом, кстати, свидетельствует и указание летописца о том, как изменился за это время Киев). Летописец, собирая эти предания и допуская в своем рассказе противоречия, как будто о чем-то не договаривает, а в картине, которую он рисует, оказывается слишком много «белых пятен». Тем более удивительно, что, не проясняя некоторые моменты своего повествования, составитель Повести временных лет в то же время вносит в него как бы «лишние» детали, еще более запутывающие текст. Одна из таких деталей - упоминание о богато разодетых «отроках» воеводы Свенельда.

Летопись косвенно намекает на причастность Свенельда к трагедии, разыгравшейся в Древлянской земле , однако ни разу его до этого не упоминает и не проясняет его роль в произошедших событиях. Возникшую проблему историки разрешили для себя быстро. Стоило только почитать Новгородскую первую летопись младшего извода, чтобы узнать о передаче Игорем Свенельду права сбора дани с уличей и древлян. Это объяснение источника обогащения Свенельда было признано удовлетворительным, но вопросы о роли Свенельда в событиях середины 40-х годов X века, об отношении воеводы к тому, что Игорь неожиданно решил отобрать у него право сбора дани, остались без ответа. Но так как летописи молчали об этом, то молчали и историки. Последним надо отдать должное - многие исследователи летописей еще в XIX веке стремились разрушить этот заговор молчания, заставить летописи разговориться и заполнить таким образом пробелы в древней русской истории, достигавшие 20-30 лет.

Любопытно, что богатство Свенельда бросилось в глаза воинам Игоря осенью, перед полюдьем, следовательно, воевода добыл его не сбором дани с уличей и древлян. Таким образом, богатство Свенельда к уличам и древлянам не имеет никакого отношения. Похоже, что и с выступлением древлян Свенельд никак не связан. Если бы Игорь в 6453 (945) году решил отобрать сбор дани с древлян у «заворовавшегося» Свенельда и собрать ее сам, а воевода не подчинился воле князя и поднял против него восстание, то тогда Игорь должен был бы начать сбор дани с наказания мятежника. Он же его будто и не замечает, собирает дань, отпускает дружину, потом едет к мятежникам, чуть ли не один, и те его, конечно же, убивают. Поведение Игоря выглядит более чем странным. Если Свенельд был мятежником, то восстание должно было начаться еще до того, как Игорь появился в земле древлян, при этом собрать дань, хотя бы и один раз, ему вряд ли бы удалось. В летописном рассказе о восстании древлян не чувствуется присутствие никакой посторонней силы вроде Свенельда. У Свенельда и древлян совершенно разные причины для недовольства Игорем.

Кто же все-таки убил Игоря? Наверное, это были древляне, так как летописи прямо говорят об этом и их рассказ, как было сказано выше, подтверждается сообщением Льва Диакона.

ДОБРЫЙ КНЯЗЬ МАЛ УБИЛ ИГОРЯ-БЕЗЗАКОННИКА

Древляне, казнившие Игоря по приговору веча, считали себя в своем праве. Послы, прибывшие в Киев сватать за древлянского князя вдову Игоря Ольгу, заявили ей: «Бяше бо мужь твой акы вълк, въсхыщая и грабя. А наши кънязи добры суть, иже распасли суть Деревьску землю...» Перед нами снова, как и в случае с вятичами, выступает союз племен с его иерархией местных князей. Князей много; в конфликте с Киевом они несколько идеализируются и описываются как добрые пастыри. Во главе союза стоит князь Мал, соответствующий «свет-малику», «главе глав» у вятичей. Он чувствует себя чуть ли не ровней киевскому князю и смело сватается к его вдове. Археологам известен его домениальный город в древлянской земле, носящий до сих пор его имя - Малин. Примечательно, что в начале Игорева полюдья никто из этих князей не протестовал против сбора дани, не организовывал отпора Игорю, все, очевидно, было в порядке вещей. Добрые князья убили Игоря-беззаконника тогда, когда он стал нарушителем установившегося порядка, преступил нормы ренты. Это еще раз убеждает нас в том, что полюдье было не простым беспорядочным разъездом, а хорошо налаженным важнейшим государственным делом, в процессе исполнения которого происходила консолидация феодального класса и одновременно устанавливалась многоступенчатая феодальная иерархия.

Можно ли верить истории? В этой статье-исследовании даётся новый взгляд на деяния и гибель князя Игоря.
Историю создают великие люди. А люди невеликие её переписывают. В современных учебниках и энциклопедиях прослеживается общая тенденция славянофобии – роль русского народа приуменьшается, искажается, а иногда обливается грязью. Складывается ощущение того, что нам хотят внушить стыд и пренебрежение к своей истории.

Мы можем любить или не любить свою историю. Но каждый человек должен уметь самостоятельно оценивать исторические события и деяния личностей, разбираться, что может быть правдой, а что больше похоже на ложный вымысел.

Забытые дела

Печальная участь «переписывания» постигла и киевского князя Игоря сына Рюрика, которого в народе прозвали Старым. Он принял власть в 912 году от князя Олега, бывшего ему опекуном, когда сам был уже зрелым мужем и имел жену Ольгу. Он никогда не пытался свергнуть Олега с престола, потому что не сомневался в законности его власти. Это послужило поводом для некоторых историков обвинять его в слабохарактерности и даже трусости. Игорь правил на Киевском престоле с 912 по 945 год. За это время князь свершил немало важных дел, направленных на укрепление Руси.

Но в современной литературе про князя Игоря можно прочитать, что он не прославил своё княжение ни победами в сражениях, ни великими военными походами, ни реформами. Но справедливы ли такие слова?

О мирных делах Игоря часто «забывают». Знаменит он больше благодаря неудачному походу на Византию и легенде о его гибели. А как же заключённый с печенежскими племенами мир в 915 году? Или торговый поход в Итальянские страны в 935, совершённый с греческими купцами? Или появление славянской азбуки Кирилла и Мефодия? Эти дела свидетельствуют о мирных отношениях с окружающими странами и о том, что Игорь заботился о развитии культуры и образования внутри страны.

Внешняя политика

Когда печенеги впервые напали на Русь, Игорь показал себя решительным правителем. Он выступил им навстречу с большими войсками. Сила и слава оружия русов заставили неприятеля пойти на мир. Будь Русь слаба, а её правитель несмел и ненапорист, быть большому сражению, а не переговорам.

В летописях существуют сведения о сражении с печенегами в 920 году (спустя целых пять лет мира!). И результаты этой крупной победы очевидны, если проследить дальнейшую историю. Во-первых, племена печенегов отважатся напасть на Русь лишь в 968 году. Одна победа Игоря Рюриковича дала целых 48 лет спокойной жизни! Во-вторых, есть доказательства того, что печенеги всё это время были если не в вассальной зависимости, то вынуждены были выполнять волю русского князя. Они входили во вспомогательные военные отряды княжеских войск в сражениях с Константинополем, а в 944 году князь приказал печенегам идти войной на Болгарскую землю, как гласит летопись. Даже арабский географ Ибн-Хаукаль в своих записях о землях руссов называет печенегов «копьём в руках князя».

Эти факты говорят определённо за то, что Русь при Игоре Рюриковиче была сильной державой, способной держать врагов в повиновении. Подтверждение этому находятся и в других источниках. В записях арабских историков и географов река Дон и Чёрное море названы «Русскими». Там же сказано, что «только руссы смеют плавать по ним». В записях историка Диакона из Византии можно найти утверждения, что современный Керченский пролив служил князю Игорю отправной точкой – военной базой, как сказали бы сегодня – для константинопольских походов в 941 и 944 годах.

Византийские походы

В современных учебниках говорится, что в 941 году князь Игорь захотел прославиться военной победой над Константинополем. Он снарядил армию и разместил её на 10 000 ладьях. Мотивация такого решения представляется сомнительной. В ту далёкую эпоху военные ресурсы и каждый воин были на счету. А играючи совершить поход на Византию – сильную империю с мощной армией – было не под силу даже Игорю. И, если князь пошёл на такого врага, значит, на то была веская причина. Определённо, Византия представлял для Руси угрозу, и Игорь решил заявить о себе прежде, чем враг придёт на его землю.

И заявление это было достаточно серьёзное. Посмотрим, в 941 Игорь проиграл сражение. Византийский военачальник Феофан Протовестиарий сжёг флот русичей «греческим огнём». А на берегу им нанесли поражение пехота и конница императора Лакапина. Но почему навстречу русичам войска вывел сам император? И почему он после не преследовал князя? И даже после победы не совершил похода в русские земли, чтобы уничтожить опасного соседа? Ответ очевиден – победа над славянами стоила Византии больших потерь, а разгром страны русов был невозможен.

А вот Игорь хотел обезопасить себя от опасного соседства. В 943 году он повторяет поход на Византию (в войсках князя, к слову, были отряды печенегов и наёмных варягов). Армия русов была столь сильна и многочисленна, что император Лакапин посчитал нужным откупиться от сражения. И здесь Игорь предстаёт перед нами мудрым дипломатом. Он принял мир, а Византию обложил данью, больше той, что брал Олег. Можно ли после этого говорить, что Русь была страной «варваров», а возглавлял её несмелый и нерешительный князь?

Гибель Игоря

Зависимость славянских племён от киевского князя выражалась платежом дани. При Игоре её выплачивали деньгами, пушниной, продуктами и ремёсленными изделиями. Каждый год поздней осенью князь с дружиной начинал объезд подчинённых земель. Полюдье продолжалось всю зиму до весны. Возможно, оно сопровождалось побоищами и всяким насилием над местным населением. К тому же размер дани не был определён, брали столько, сколько считали нужным. Ясно, что народ не раз восставал против такого обращения.

Под конец княжения Игорь перестал ездить за данью. Он посылал за ней воеводу Свенельда с его дружиной. Те быстро богатели, и завистливые дружинники Игоря уговорили его поехать за данью к древлянам – самому большому и богатому племени славян. Дальнейшие события мы знаем ещё со школы – князь, собрав дань, вернулся взять ещё. Но древляне восстали и убили Игоря с дружиной.

Следуя официальной исторической версии, понять древлян можно – их грабили, и они защищались. Но всё же есть в ней несколько моментов, заставляющих усомниться в их правдоподобности.

Во-первых, княжеская дружина не могла завидовать в богатстве Свенельду и его отряду. Ведь за год до этих событий Игорь получил откуп от Византии. Причём, больше того, сколько взял Олег. Княжеская дружина имела серебро и золото, шелка и прочие богатства. А чем мог Свенельд разбогатеть в землях славян? Только медами, мехами и ремёсленными изделиями.

Поэтому едва ли Игорь в преклонном возрасте нарушил свои привычки и поехал за данью к древлянам. Возможно, это был всего лишь предлог оказаться в тех землях, а на самом деле он имел другую цель. Какую же? Древляне часто проявляли неповиновение. Вполне вероятно, Игорь заподозрил их в бунте и приехал для его подавления.

Во-вторых, собрав дань, едва ли Игорь возвратился добрать ещё. Это поступок жадного и алчного человека. А славяне всегда славились щедростью, доходящей до расточительства. К тому же, как утверждают летописи, возвращался князь с малым отрядом, а это уже совсем неразумно – ехать с небольшим количеством людей к обобранным данью древлянам.

Так что же могло случиться? Возможно, древляне все-таки подняли бунт и хитростью вызвали к себе князя, где его и убили. Тогда не было и в помине жадных поборов князя. Возможно, Игорь погиб от рук дружины. Известно, что после войн с Византией ряды дружинников пополнили наёмные варяги, для которых предательство – не самый большой грех. В таком случае их предательство похоже на умышленное убийство. И мы можем лишь гадать, кому была выгодна гибель старого князя – воеводе Свенельду, княгине Ольге или другим «сильным мира сего»?

Эпилог

Судить с уверенностью о событиях древней истории невозможно. Вся проблема в том, что историю Руси мы можем узнать из ничтожно малого числа письменных источников. Это античные, древнееврейские, византийские и арабские сочинения. Большинство из них носят поверхностный характер, не дают точных сведений, имён и датировок.

А более ценные русские летописи писались при княжеских дворах или монастырях. И здесь большое значение имени политические взгляды и интересы летописца. К тому же, за столетия летописи многократно переписывались, и каждое поколение вносило в них свои поправки.

Именно поэтому не стоит всегда полагаться на официальные источники. История всегда была орудием в руках манипуляторов общественного сознания. Узнать определённо, что было на самом деле, невозможно. Поэтому нам и остаётся единственный выход – пропускать всю информацию через «фильтр» своего здравого разума.

Игорь был первым князем Древнерусского государства из династии Рюриковичей. Мало кто знает, что сам Рюрик был князем Новгородским. А подчинил Киев и перенес в него столицу князь Олег, именуемый Вещим. Олег был родственником Рюрика и, умирая, тот оставил на него малолетнего Игоря, а также своеобразное регентство при нем. Вещий Олег правил единовластно как неограниченный самодержец, однако ряд дел, особенно кровавых, он вершил именем малолетнего Игоря. Например, обманом выманив из Киева правивших там князей Аскольда и Дира, он казнил их, заявив: «Не князья вы и не княжеского рода. Но я княжеского рода. А это сын Рюрика».

Князь Игорь правил Киевом 33 года и, казалось бы, что его жизнь, как фактического родоначальника династии, должна быть доподлинно известна. Однако это не так. Нет единства даже в определении даты его рождения. Поэтому энциклопедия указывает, что родился он около 878 года, за год до смерти своего отца, которого часть историков вообще исторической личностью не считают.

Большая часть людей, окончивших советскую школу, смогут припомнить, что Игорь был незначительным князем, погибшим при сборе дани с древлян по своей жадности и глупости. Однако эта версия исторической правде не соответствует. Более того, причины его смерти и реальные убийцы окончательно не установлены.

К самостоятельному княжению Игорь приступил только после смерти Вещего Олега - личности тоже полулегендарной, во всяком случае, ни в одном иностранном источнике не упоминаемой, и это при том, что его «щит - на вратах Цареграда». Умер Олег в 911 (по другим источникам в 922) году. До своей смерти он успел женить Игоря на будущей первой русской святой - княгине Ольге. До брака Ольгу звали Преграда, и родом она происходила из Пскова, где была то ли простолюдинкой, то ли, наоборот, из знатной семьи Гостомысла. Возможно, что на самом деле она родилась в Пловдиве и была болгарской княжной. Ряд историков утверждает, что Ольга была дочерью Вещего Олега. И доподлинно известно лишь то, что при крещении она получила имя Елена.

После Ольги Игорь взял себе еще несколько жен. Однако, согласно древним летописям, та, которая позже стала святой, пользовалась у него наибольшим уважением. Считается, что брак был заключен в 903 году, однако и эта дата вызывает большие сомнения. Особенно если проанализировать тот факт, что их сын Святослав родился в 942 году.

Первый воинский поход князь Игорь совершил против древлян в 914 году. Это славянское племя имело столицу в Искоростени в 150 километрах от Киева. Вещий Олег покорил их, но после его смерти древляне дань платить отказались. Игорь разгромил древлян и обложил их данью больше олеговой. В 915 году у Игоря произошло первое столкновение с печенегами. Игорю удалось заключить с ними «вечный мир», который продолжался до 920 года, после этого на границах Руси и степи шла фактически непрерывная война.

В годы правления Игоря русские дружины охотно плавали по Каспию, грабя прибрежные государства региона. Им даже удалось разграбить и вырезать столицу Кавказской Албании, город Бердаа, находившийся на территории современного Азербайджана. «Рус, жадный к битвам, …пустился в море и на палубах своих судов совершил вторжение… Этот народ опустошил всю территорию Бердаа… Это нечто иное, как разбойники, подобные волкам и львам. Они никогда не предаются веселию пиров… Они овладевают странами и покоряют города…» - писал позднее Низами.

Однако воинская слава Олега - тот самый щит, очень манила князя Игоря. В 941 году он предпринял первый поход на Константинополь. Интересно, что повествующие об этом походе русские летописи являются пересказом греческих источников, они сообщают: «11 июня… на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы». Основные силы византийцев в это время воевали на других фронтах. Однако руководитель города, предупрежденный болгарами о нашествии, смело вступил в бой.

Византийцы имели на вооружении «греческий огонь» - горючую смесь, способную гореть в воде, и сумели сжечь большую часть русского флота. Поход закончился ничем. Однако в результате его князь Игорь стал первым русским правителем, попавшим в византийские летописи. Он первый перекрестно упоминается как в русских, так и в иностранных источниках. И, соответственно, является первым правителем Руси, чье реальное существование считается доказанным.

Первая неудача не обескуражила князя Игоря. В 943-944 году князь собирает новое войско, куда помимо славянских подразделений включается множество варяжских дружин и наемная конница печенегов. Он снова выступает в поход на Константинополь и одерживает победу, причем не пролив ни капли крови. Византийцы настолько испугались сообщений об огромном войске князя, что выслали вперед послов, которые обещали платить дань, щедро наградить каждого воина и, говоря современным языком, предоставить русским купцам режим наибольшего благоприятствования. Посовещавшись с дружиной, князь эти предложения принял. И вернулся в Киев со славой и богатством.

То, что этот умудренный многими битвами и тридцатилетним правлением государством, расширивший его границы и успешно сдерживающий натиск врагов князь делал дальше, согласно официальной версии, логическому объяснению не поддается. В 945 году он, по требованию дружины, которая «поиздержалась и поизносилась» отправляется за данью к древлянам. Следует понимать, что дружина - это высший слой тогдашнего общества, из которого впоследствии сформировалось боярство, поэтому голодать и быть плохо одетыми они точно не могли. Кроме того,нигде ничего не сообщается об отказе древлян платить дань, которой Игорь обложил их еще в 914 году. То есть получается, что самодержавец, собрав все руководство страны, отправляется на грабеж своих собственных подданных. Ну, допустим именно так оно и было. Тогда, видимо, в дальнейшем он просто сошел с ума. Собрав дань без всякого сопротивления, Игорь большую часть дружины с ценностями отправляет в Киев, а с малой бандой возвращается в Искоростень, желая ограбить его повторно. Древляне под руководством князя Мала восстают, дружину его уничтожают, самого же князя, привязав к двум деревьям, разрывают на куски.

Дальше - больше. Врага, настолько ненавистного, что для его уничтожения была избрана самая зверская казнь, с большой помпой и почетом хоронят вблизи от Искоростени, насыпав над его телом огромный курган. Князь же Мал, недолго думая, отправляется свататься к княгине Ольге. Неутешная вдова, естественно, как добрая христианка приказывает его и всю его свиту закопать живыми в землю в отместку за смерть супруга. Причем она настолько была убита горем, что позднее еще трижды ходила мстить древлянам.

То, что в этой версии что-то не так, историки заметили давно. Опираться на древние летописи как на достоверный документ достаточно сложно, так как все писалось исключительно на заказ правителей и в том ключе, который эти правители считали верным. Предлагалась версия, что Игорь мог быть убит недовольными варягами. В расширенном варианте версия гласит, что варяги были подкуплены. Остается вопрос: кем? Старинный принцип сыска гласит: «Qui prodest» - ищи кому выгодно.

Так вот, княгиня Ольга, не имея на то никаких династических прав, после смерти князя Игоря единолично правила Русью 17 лет, с 945 по 962 годы.

После последнего похода в Константинополь (944 год) князь Игорь жил со всеми в мире и даже на сбор дани отправлял своего воеводу Свенельда. Собирая дань в городах, Свенельд обогатился сам и обогатил свою дружину. Дружина князя Игоря стала высказывать недовольство: "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам ".
В связи с этим осенью 945 года Игорь решил самолично отправиться в полюдье, за сбором дани и свершением суда. Прибыв в земли древлян по словам летописца Игорь со своей дружиной стал брать дань больше чем обычно и чинил всякого рода насилие над древлянами. Собрав дань дружина совместно с Игорем отправилась назад в Киев, но по дороге домой Игорь неожиданно передумал возвращаться. Сказав дружине "Идите с данью домой, а я возвращусь, похожу еще ", он отпустил большую часть своей дружины. Сам же остался с небольшим числом ратников и возвратился, чтоб взять еще дани с древлян.
Древляне, узнав, что Игорь опять идет, начали думать с князем своим Малом: "Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас разорит ". Порешив так, они послали сказать Игорю: "Зачем идешь опять? Ведь ты взял всю дань? " Но Игорь не послушался их, тогда древляне, вышедши из города Коростеня, убили Игоря. Есть сведения, что "сего несчастного князя привязали к двум деревам, разорвали надвое ". Так, по преданию, погиб князь Игорь.

Игорь был первым князем Древнерусского государства из династии Рюриковичей. Мало кто знает, что сам Рюрик был князем Новгородским. А подчинил Киев и перенес в него столицу князь Олег, именуемый Вещим. Олег был родственником Рюрика и, умирая, тот оставил на него малолетнего Игоря, а также своеобразное регентство при нем. Вещий Олег правил единовластно как неограниченный самодержец, однако ряд дел, особенно кровавых, он вершил именем малолетнего Игоря. Например, обманом выманив из Киева правивших там князей Аскольда и Дира, он казнил их, заявив: «Не князья вы и не княжеского рода. Но я княжеского рода. А это сын Рюрика».

Князь Игорь правил Киевом 33 года и, казалось бы, что его жизнь, как фактического родоначальника династии, должна быть доподлинно известна. Однако это не так. Нет единства даже в определении даты его рождения. Поэтому энциклопедия указывает, что родился он около 878 года, за год до смерти своего отца, которого часть историков вообще исторической личностью не считают.


Большая часть людей, окончивших советскую школу, смогут припомнить, что Игорь был незначительным князем, погибшим при сборе дани с древлян по своей жадности и глупости. Однако эта версия исторической правде не соответствует. Более того, причины его смерти и реальные убийцы окончательно не установлены. К самостоятельному княжению Игорь приступил только после смерти Вещего Олега – личности тоже полулегендарной, во всяком случае, ни в одном иностранном источнике не упоминаемой, и это при том, что его «щит - на вратах Цареграда». Умер Олег в 911 (по другим источникам в 922) году. До своей смерти он успел женить Игоря на будущей первой русской святой - княгине Ольге. До брака Ольгу звали Преграда, и родом она происходила из Пскова, где была то ли простолюдинкой, то ли, наоборот, из знатной семьи Гостомысла. Возможно, что на самом деле она родилась в Пловдиве и была болгарской княжной. Ряд историков утверждает, что Ольга была

дочерью Вещего Олега. И доподлинно известно лишь то, что при крещении она получила имя Елена. После Ольги Игорь взял себе еще несколько жен. Однако, согласно древним летописям, та, которая позже стала святой, пользовалась у него наибольшим уважением. Считается, что брак был заключен в 903 году, однако и эта дата вызывает большие сомнения. Особенно если проанализировать тот факт, что их сын Святослав родился в 942 году.

Первый воинский поход князь Игорь совершил против древлян в 914 году. Это славянское племя имело столицу в Искоростени в 150 километрах от Киева. Вещий Олег покорил их, но после его смерти древляне дань платить отказались. Игорь разгромил древлян и обложил их данью больше олеговой. В 915 году у Игоря произошло первое столкновение с печенегами. Игорю удалось заключить с ними «вечный мир», который продолжался до 920 года, после этого на границах Руси и степи шла фактически непрерывная война. В годы правления Игоря русские дружины охотно плавали по Каспию, грабя прибрежные государства региона. Им даже удалось разграбить и вырезать столицу Кавказской Албании, город Бердаа, находившийся на территории современного Азербайджана. «Рус, жадный к битвам, …пустился в море и на палубах своих судов совершил вторжение… Этот народ опустошил всю территорию Бердаа… Это нечто иное, как разбойники, подобные волкам и львам. Они никогда не предаются веселию пиров… Они овладевают странами и покоряют города…» - писал позднее Низами.


Однако воинская слава Олега – тот самый щит, очень манила князя Игоря. В 941 году он предпринял первый поход на Константинополь. Интересно, что повествующие об этом походе русские летописи являются пересказом греческих источников, они сообщают: «11 июня… на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы». Основные силы византийцев в это время воевали на других фронтах. Однако руководитель города, предупрежденный болгарами о нашествии, смело вступил в бой. Византийцы имели на вооружении «греческий огонь» - горючую смесь, способную гореть в воде, и сумели сжечь большую часть русского флота. Поход закончился ничем. Однако в результате его князь Игорь стал первым русским правителем, попавшим в византийские летописи. Он первый перекрестно упоминается как в русских, так и в иностранных источниках. И, соответственно, является первым правителем Руси, чье реальное существование считается доказанным.

Первая неудача не обескуражила князя Игоря. В 943-944 году князь собирает новое войско, куда помимо славянских подразделений включается множество варяжских дружин и наемная конница печенегов. Он снова выступает в поход на Константинополь и одерживает победу, причем не пролив ни капли крови. Византийцы настолько испугались сообщений об огромном войске князя, что выслали вперед послов, которые обещали платить дань, щедро наградить каждого воина и, говоря современным языком, предоставить русским купцам режим наибольшего благоприятствования. Посовещавшись с дружиной, князь эти предложения принял. И вернулся в Киев со славой и богатством. То, что этот умудренный многими битвами и тридцатилетним правлением государством, расширивший его границы и успешно сдерживающий натиск врагов князь делал дальше, согласно официальной версии, логическому объяснению не поддается. В 945 году он, по требованию дружины, которая «поиздержалась и поизносилась» отправляется за данью к древлянам. Следует понимать, что дружина - это высший слой тогдашнего общества, из которого впоследствии сформировалось боярство, поэтому голодать и быть плохо одетыми они точно не могли. Кроме того,нигде ничего не сообщается об отказе древлян платить дань, которой Игорь обложил их еще в 914 году. То есть получается, что самодержавец, собрав все руководство страны, отправляется на грабеж своих собственных подданных. Ну, допустим именно так оно и было. Тогда, видимо, в дальнейшем он просто сошел с ума. Собрав дань без всякого сопротивления, Игорь большую часть дружины с ценностями отправляет в Киев, а с малой бандой возвращается в Искоростень, желая ограбить его повторно. Древляне под руководством князя Мала восстают, дружину его уничтожают, самого же князя, привязав к двум деревьям, разрывают на куски.


Дальше – больше. Врага, настолько ненавистного, что для его уничтожения была избрана самая зверская казнь, с большой помпой и почетом хоронят вблизи от Искоростени, насыпав над его телом огромный курган. Князь же Мал, недолго думая, отправляется свататься к княгине Ольге. Неутешная вдова, естественно, как добрая христианка приказывает его и всю его свиту закопать живыми в землю в отместку за смерть супруга. Причем она настолько была убита горем, что позднее еще трижды ходила мстить древлянам. То, что в этой версии что-то не так, историки заметили давно. Опираться на древние летописи как на достоверный документ достаточно сложно, так как все писалось исключительно на заказ правителей и в том ключе, который эти правители считали верным. Предлагалась версия, что Игорь мог быть убит недовольными варягами. В расширенном варианте версия гласит, что варяги были подкуплены. Остается вопрос: кем? Старинный принцип сыска гласит: «Qui prodest» – ищи кому выгодно. Так вот, княгиня Ольга, не имея на то никаких династических прав, после смерти князя Игоря единолично правила Русью 17 лет, с 945 по 962 годы.

Подпишитесь на нас

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...