Средства выразительности в произведение рубцова старая дорога. Стихотворение «Старая дорога». А. С. Пушкин

«Старая дорога» Николай Рубцов

Всё облака над ней,
всё облака…
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука…
Навстречу им - июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам-качаются ромашки,
И зной звенит во все свои звонки,
И в тень зовут росистые леса…
Как царь любил богатые чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые
вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,
То хуторок с позеленевшей крышей,
Где дремлет пыль и обитают мыши
Да нелюдимый филин - властелин.
То по холмам, как три богатыря,
Ещё порой проскачут верховые,
И снова-глушь, забывчивость, заря,
Всё пыль, всё пыль, да знаки верстовые…

Здесь каждый славен -
мёртвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошёл,
Перекликаясь с теми, кто проходит…
Здесь русский дух в веках произошёл,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пойдёт через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как прежде, облака…

Анализ стихотворения Рубцова «Старая дорога»

Стихотворение «Старая дорога» было создано Рубцовым во время поездки на Алтай, предпринятой в 1966 году. Там он пробыл несколько месяцев – с мая по сентябрь. Тот период ознаменовался написанием ряда лирических произведений. В их числе – «Шумит Катунь», «Ось жизни», «В горной долине», «Весна на берегу Бии», «Улетели листья с тополей…», «В деревне». Сочиненные на Алтае стихотворения литературоведы объединили в цикл, дав ему негласное название «Алтайское лето».

В «Старой дороге» нашли отражение значимые для творчества Рубцова темы – дороги и родины. В произведении можно с некоторой долей условности выделить два плана. Первый – реальный. Поэт описывает дорогу, на первый взгляд особо ничем не примечательную. Обычный человек, скорей всего, и вовсе не обратил бы на нее внимание, ведь на просторах необъятной России таких – великое множество. Действие стихотворения происходит в разгар лета. По небу плывут облака, по сторонам качаются ромашки и «в тень зовут росистые леса». В тексте вообще немало бытовой конкретики. Например, в середине поэт упоминает полусгнивший овин и «хуторок с позеленевшей крышей».

Лирический герой шагает по старой дороге, испытывая от этого невероятное счастье. Душа его звенит, перекликаясь «со всей звенящей солнечной листвой». Ему нравится незатейливый пейзаж вокруг, он умеет искренне радоваться простым вещам. Герой обладает зорким сердцем. Шагая по обыкновенной дороге, он видит прошлое и настоящее страны, переживает одновременно единственное мгновение и целую вечность. Так появляется второй план стихотворения. В дорожной пыли возникают фрагменты истории и мифологии России с ее царями, богатырями, пилигримами. Расширяются границы времени и пространства. Дорога становится местом практически мистическим, где «русский дух в веках произошел». В финальных строках внимание лирического героя переключается с прошлого и настоящего на будущее. Он искренне верит, что вышеупомянутый русский дух пройдет через века. Когда-нибудь травой покроется дорога, но также будут плыть над ней облака. Анализируемый текст отличается кольцевой композицией – первые и последние строки не повторяют в точности друг друга, но весьма похожи и явно перекликаются. Тем самым Рубцову удается показать непрерывное вращение колеса истории. Меняются времена, но есть на свете кое-что вечное – как русский дух, как облака.

Идут по ней, как прежде, пилигримы,

И машет им прощальная рука.

Навстречу им июльские деньки

Идут в нетленной синенькой рубашке,

По сторонам – качаются ромашки,

И звон звенит во все свои звонки,

И в тень зовут росистые леса…

Как царь любил богатые чертоги,

Так полюбил я древние дороги

И голубые

вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,

То хуторок с позеленевшей крышей,

Где дремлет пыль и обитают мыши

Да нелюдимый филин – властелин.

То по холмам, как три богатыря,

Еще порой проскачут верховые,

И снова – глушь, забывчивость, заря,

Все пыль, все пыль да знаки верстовые…

Здесь каждый славен –

мертвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь,

Душа, как лист, звенит, перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой,

Перекликаясь с теми, кто прошел,

Перекликаясь с теми, кто проходит…

Здесь русский дух в веках произошел,

И ничего на ней не происходит.

Но этот дух пройдет через века!

И пусть травой покроется дорога,

И пусть над ней, печальные немного,

Плывут, плывут, как мысли, облака…

В этом стихотворении можно выделить несколько пластов. Первый – конкретный и реальный. Это описание дороги, окруженной лесами, с ее пылью и верстовыми знаками, травой и ромашками по обочинам. Вдали видны полусгнивший овин и хуторок с позеленевшей крышей, три холма. Точно указано время – знойный июль.

Второй пласт – человек, лирический герой, шагающий по этой дороге: «так полюбил я древние дороги». Поэт передает внутреннее состояние своего героя: «И оттого, в любви своей не каясь, / Душа, как лист, звенит, перекликаясь/ Со всей звенящей солнечной листвой». Человек шагает по пыльной дороге, но ему хорошо. Он ощущает себя частью окружающего мира, он видит филина, избы вдалеке, может насладиться прохладой леса и красотой ромашек. Ему хорошо, пока он идет. Но ведь он идет один! И куда он идет? И от чего уходит? Не потому ли мысли его все-таки печальны?! И не ему ли махала «прощальная рука»?

Третий пласт – философский, если можно так сказать. Раздвигается пространство и время. Дорожная пыль превращается в пыль веков. Появляются образы пилигримов и скачущих всадников, и русский дух. Интересно, что слово «пилигрим» имеет два значения:

1)странник, путешественник; 2)странствующий богомолец, паломник.

Видимо неслучайно в стихотворении присутствует, пожалуй, только один звук – звон: «и зной звенит во все свои звонки» (прием аллитерация), «душа звенит». У читателя невольно идет ассоциация с колокольным звоном.

Начинается и заканчивается стихотворение одной и той же картинкой – плывущими по небу облаками. Это тоже многозначный образ. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво, непостоянно, и вместе с тем легко, прекрасно и проходящее. Облака – символ вечной природы. Как и дорога – «старая дорога» (именно этот образ вынесен в название стихотворения), много повидавшая на своем веку, бесконечная. Да и у июльских деньков «нетленная» синенькая рубашка.

Рубцов в этом стихотворении часто использует прием олицетворения. Создается впечатление движения и смены картинок: июльские деньки идут, ромашки качаются, росистые леса зовут, облака плывут. Все глаголы стоят в настоящем времени, подчеркивая сиюминутность впечатлений.


Похожие материалы:

Тема дороги в поэзии Николая Рубцова. Анализ стихов. Тема дороги
Тема дороги достаточно часто встречается в произведениях русских поэтов и писателей. Например, у Н.А. Некрасова в стихотворении «В дороге» и поэме «Кому на Руси жить хорошо»; у А.С. Пушкина – образ зимней дороги; у Н.В. Гоголя в поэме «Ме...

Готическая литература в России
Общие тенденцииВообще интерес к готической литературе России был не чужд. В Россию готическая волна начинает проникать к 1790-м годам, когда в Европе достигает своего апогея. Так, рассмотренный ранее «Замок Отранто» Уолпола знали в семье А...

Истоки, типы, жанры и формы фантастики
Если под фантастикой понимать любую выдумку, любое нарушение пропорций действительности, зафиксированное в художественной форме, то её дальние истоки следует искать не только в средневековой, в данном случае древнерусской литературе, но и...

Все облака над ней,

все облака…

В пыли веков мгновенны и незримы,

Идут по ней, как прежде, пилигримы,

И машет им прощальная рука.

Навстречу им июльские деньки

Идут в нетленной синенькой рубашке,

По сторонам - качаются ромашки,

И звон звенит во все свои звонки,

И в тень зовут росистые леса…

Как царь любил богатые чертоги,

Так полюбил я древние дороги

И голубые

вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,

То хуторок с позеленевшей крышей,

Где дремлет пыль и обитают мыши

Да нелюдимый филин - властелин.

То по холмам, как три богатыря,

Еще порой проскачут верховые,

И снова - глушь, забывчивость, заря,

Все пыль, все пыль да знаки верстовые…

Здесь каждый славен -

мертвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь,

Душа, как лист, звенит, перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой,

Перекликаясь с теми, кто прошел,

Перекликаясь с теми, кто проходит…

Здесь русский дух в веках произошел,

И ничего на ней не происходит.

Но этот дух пройдет через века!

И пусть травой покроется дорога,

И пусть над ней, печальные немного,

Плывут, плывут, как мысли, облака…

В этом стихотворении можно выделить несколько пластов. Первый - конкретный и реальный. Это описание дороги, окруженной лесами, с ее пылью и верстовыми знаками, травой и ромашками по обочинам. Вдали видны полусгнивший овин и хуторок с позеленевшей крышей, три холма. Точно указано время - знойный июль.

Второй пласт - человек, лирический герой, шагающий по этой дороге: «так полюбил я древние дороги». Поэт передает внутреннее состояние своего героя: «И оттого, в любви своей не каясь, / Душа, как лист, звенит, перекликаясь/ Со всей звенящей солнечной листвой». Человек шагает по пыльной дороге, но ему хорошо. Он ощущает себя частью окружающего мира, он видит филина, избы вдалеке, может насладиться прохладой леса и красотой ромашек. Ему хорошо, пока он идет. Но ведь он идет один! И куда он идет? И от чего уходит? Не потому ли мысли его все-таки печальны?! И не ему ли махала «прощальная рука»?

Третий пласт - философский, если можно так сказать. Раздвигается пространство и время. Дорожная пыль превращается в пыль веков. Появляются образы пилигримов и скачущих всадников, и русский дух. Интересно, что слово «пилигрим» имеет два значения:

1)странник, путешественник; 2)странствующий богомолец, паломник.

Видимо неслучайно в стихотворении присутствует, пожалуй, только один звук - звон: «и зной звенит во все свои звонки» (прием аллитерация), «душа звенит». У читателя невольно идет ассоциация с колокольным звоном.

Начинается и заканчивается стихотворение одной и той же картинкой - плывущими по небу облаками. Это тоже многозначный образ. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво, непостоянно, и вместе с тем легко, прекрасно и проходящее. Облака - символ вечной природы. Как и дорога - «старая дорога» (именно этот образ вынесен в название стихотворения), много повидавшая на своем веку, бесконечная. Да и у июльских деньков «нетленная» синенькая рубашка.

Рубцов в этом стихотворении часто использует прием олицетворения. Создается впечатление движения и смены картинок: июльские деньки идут, ромашки качаются, росистые леса зовут, облака плывут. Все глаголы стоят в настоящем времени, подчеркивая сиюминутность впечатлений.

В одном ряду стоят характеристики природы и состояние человека: глушь, заря и забывчивость; у вечности есть глаза, а филин - «нелюдимый властелин». Много эпитетов: прощальная рука, росистые леса, древние дороги, солнечная листва, печальные облака.

Цветовая гамма напоминает есенинскую: голубой, синий и алый.

Стихотворение написано 5-стопным ямбом с пиррихием. Рифма - парная и опоясывающая, мужская и женская, точная.

Поэт строкой выделил, на наш взгляд, ключевые, главные слова данного стихотворного текста: облака, вечность, мертвый и живой. Пространство замкнулось в единый круг жизни и смерти, «где каждый славен».

Таким образом, в данном стихотворении дорога символизирует целый мир, с его прошлым и настоящим; мир природы и человека; мир, где царит русский дух.

Два стихотворения Николая Рубцова не дают мне покоя... Два стихотворения, в которых он, как мне кажется, обозначил путь личный, и думается, что не только личный. Две дороги - по одной возвращался он на родину, ко всему родному, по другой - покидал родину...

Вот первое:

СТАРАЯ ДОРОГА

Всё облака над ней,

всё облака...

В пыли веков мгновенны и незримы,

Идут по ней, как прежде, пилигримы,

и машет им прощальная рука.

Навстречу им июльские деньки

Идут в нетленной синенькой рубашке,

По сторонам - качаются ромашки,

И зной звенит во все свои звонки,

И тень зовут росистые леса...

Как царь любил богатые чертоги,

Так полюбил я древние дороги

И голубые

вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,

То хуторок с позеленевшей крышей,

Где дремлет пыль и обитают мыши

Да нелюдимый филин-властелин.

То по холмам, как три богатыря,

Еще порой проскачут верховые,

И снова - глушь, забывчивость, заря,

Все пыль, все пыль да знаки верстовые...

Здесь каждый славен -

мёртвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь,

Душа, как лист, звенит, перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой,

Перекликаясь с теми, кто прошел,

Перекликаясь с теми, кто проходит...

Здесь русский дух в веках произошел,

И ничего на ней не происходит.

Но этот дух пройдет через века!

И пусть травой покроется дорога,

И пусть над ней, печальные немного,

Плывут, плывут, как мысли, облака...

А вот второе стихотворение:

ПОЕЗД

Поезд мчался с грохотом и воем,

Поезд мчался с лязганьем и свистом,

И ему навстречу жёлтым роем

Понеслись огни в просторе мглистом.

Поезд мчался с полным напряженьем

Мощных сил, уму непостижимых,

Посреди миров несокрушимых.

Поезд мчался с прежним напряженьем

Где-то в самых дебрях мирозданья,

Перед самым, может быть, крушеньем,

Посреди явлений без названья...

Вот он, глазом огненным сверкая,

Вылетает... Дай дорогу, пеший!

На разъезде где-то, у сарая,

Подхватил, понёс меня, как леший!

Вместе с ним и я в просторе мглистом

Уж не смею мыслить о покое,-

Мчусь куда-то с лязганьем и свистом,

Мчусь куда-то с грохотом и воем,

Мчусь куда-то с полным напряженьем

Я, как есть, загадка мирозданья.

Перед самым, может быть, крушеньем

Я кричу кому-то: «До свиданья!..»

Но довольно! Быстрое движенье

Всё смелее в мире год от году,

И какое может быть крушенье,

Вот две дороги - старая, над которой «плывут как мысли облака». И новая - железная, по которой: «Поезд мчался с грохотом и воем, Поезд мчался с лязганьем и свистом...» И это «перед самым, может быть, крушеньем». Да ещё требует - дай дорогу, пеший... Может, это тому самому пешему кричат, который по старой дороге идёт...

Трижды, как заклинание, звучит: «Перед самым, может быть, крушеньем...» И уже ужас от этого движения на встречу крушению... И как-то не успокаивает фраза о том, что не может быть крушения, «если столько в поезде народу...» Столько «крушений» видел и пережил сам Рубцов, вся Россия (и он не мог этого не понимать), что нет не верю я даже Рубцову в этом случае. Да и верил ли сам-то он?.. Хотел, может, верить, хотел участвовать в этом «быстром движенье», которое «всё смелее в мире год от году», но и боялся его, не принимал душой...

А и как тут душой примешь, если: «Подхватил, понёс меня, как леший! Вместе с ним и я в просторе мглистом Уж не смею мыслить о покое, - Мчусь куда-то с лязганьем и свистом, Мчусь куда-то с грохотом и воем...» И это человек, у которого на «старой дороге»: «Душа, как лист, звенит, перекликаясь Со всей звенящей солнечной листвой...»

Когда читаешь стихотворение «Поезд» вспоминается, конечно же, «Баллада о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова. Рубцов наверняка читал это стихотворение. Написанное в 1932 году, оно было впервые опубликовано в альманахе «День поэзии» в 1966. Рубцов не мог пропустить эту публикацию, тем более что стихотворение сразу стало знаменитым.

Вольно или невольно, стихотворение Рубцова (блестящее по форме и страшное по содержанию) вступает в соперничество с «Балладой...» Кочеткова. И... проигрывает. К счастью. В «Балладе...» - крушение случилось, но Любовь победила. И завет-заклинание: «С любимыми не расставайтесь...», от того, что крушение было попущено (а стихотворение написано на основе реального события), звучит только сильнее, пронзительнее...

А стихотворению Николая Рубцова при всей внешней убедительности концовки (сохранилась архивная телевизионная запись с секретариата Союза писателей в Вологде, на которой Рубцов читает именно это стихотворение - такое внешне жизнеутверждающее, читает блестяще) - не веришь.

А может, Рубцов этого и добивался? Чтобы оставалось сомнение в несокрушимости летящего по железному пути поезда?..

И ведь скоро сама жизнь (а вернее - смерть) подтвердила неверность концовки в рубцовском стихотворении: «...Какое может быть крушение, если столько в поезде народу». Крушение-то случилось. Личное крушение (столько людей было вокруг, все всё видели, многие понимали, что происходит, и никто не смог предотвратить). Но ведь и ещё одно крушение произошло через двадцать с небольшим лет (что по историческим меркам - как два дня) - крушение страны, машины, казавшейся несокрушимой. Тут вспоминаются строчки песни известной, конечно, любому советскому человеку: «Наш паровоз вперёд летит! В коммуне остановка! Иного нет у нас пути...» Не долетел паровоз-то, и сколько же пропавших под обломками...

Да, конечно, Рубцов писал не об этом поезде... А о каком?..

И как тут не вспомнить ещё одно странное и великое стихотворение...

А. С. Пушкин

БЕСЫ

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик!..» - «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон - теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой».

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали... «Что там в поле?» -

«Кто их знает? пень иль волк?»

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Колокольчик дин-дин-дин...

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре...

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...

Два пути указал своей жизнью и своим творчеством Николай Рубцов:

«старую дорогу» и железную дорогу.

Выбирает, всё равно, каждый сам: по той ли дороге, на которой «русский дух в веках произошел» идти; по тому ли пути, на котором лязганье и свист, грохот и вой, мчаться...

Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 6

Комментарии

5. Анна де Бейль :
2015-12-31 в 14:11

В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,

И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.

Но все равно в жилищах зыбких -
Попробуй их останови! -
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.

И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.

Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем...
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.

4. Георгий : Re: Две дороги Николая Рубцова
2015-12-31 в 11:09

https://goo.gl/UKpl7y
ДО КОНЦА

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!

Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
Стадом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.

Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста!

https://goo.gl/lbceEK
В ГОРНИЦЕ

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Будут поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе...

3. вода : Две дороги Николая Рубцова
2015-12-31 в 10:29

Уважаемый Потомок, спасибо за Ваш комментарий.
У меня тоже появилось в мыслях, когда прочитала:

Трижды, как заклинание, звучит: «Перед самым, может быть, крушеньем...» И уже ужас от этого движения на встречу крушению... И как-то не успокаивает фраза о том, что не может быть крушения, «если столько в поезде народу...» Столько «крушений» видел и пережил сам Рубцов, вся Россия (и он не мог этого не понимать), что нет не верю я даже Рубцову в этом случае. Да и верил ли сам-то он?.. Хотел, может, верить, хотел участвовать в этом «быстром движенье», которое «всё смелее в мире год от году», но и боялся его, не принимал душой...

.

особенно последние слова из этой цитаты - "... не принимал душой", как и многие поэты серебряного века, "века" - противоречивого, поэты Гумилёв, Ахматова, .... Марина Цветаева, монолог - "Монолог" - "... уж много их упало в эту бездну...", именно, монолог души, который нужно слушать и слышать всем.
"...К вам всем - что мне,
нив чём не знавшей меры,
Чужие и свои?! -
Я обращаюсь с
требованьем веры
И просьбой о любви..."

2. Потомок подданных Императора Николая II : Re: Две дороги Николая Рубцова
2015-12-31 в 05:36

Заблудившийся трамвай

Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.

Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трем мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик, - конечно тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?

Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят - зеленная, - знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.

В красной рубашке, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковер ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла!

Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шел представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий,
И за мостом летит на меня
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.

Верной твердынею Православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.

И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить…
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить.

1. Галкина Л.В. : Re: Две дороги Николая Рубцова
2015-12-31 в 02:22

Спасибо автору за статью, за приведенные стихи Николая Рубцова.
Но с рассуждениями автора не соглашусь.
На мой взгляд, первое стихотворение поэта - о Родине. Второе - о своей личной судьбе.
И трагедию, происшедшую с Рубцовым, не возможно было предотвратить, ибо никому из многочисленных знакомых поэта и в голову не приходило, что его можно из-за пустяковых обид лишить жизни. Да и сам поэт в последние минуты своей жизни так и не понял, что его убивают. В момент трагедии как раз множества людей с ним и не было. Он был один на один с убийцей.

1. Стихотворение «Старая дорога».

Все облака над ней,

все облака…

В пыли веков мгновенны и незримы,

Идут по ней, как прежде, пилигримы,

И машет им прощальная рука.

Навстречу им июльские деньки

Идут в нетленной синенькой рубашке,

По сторонам – качаются ромашки,

И звон звенит во все свои звонки,

И в тень зовут росистые леса…

Как царь любил богатые чертоги,

Так полюбил я древние дороги

И голубые

вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,

То хуторок с позеленевшей крышей,

Где дремлет пыль и обитают мыши

Да нелюдимый филин – властелин.

То по холмам, как три богатыря,

Еще порой проскачут верховые,

И снова – глушь, забывчивость, заря,

Все пыль, все пыль да знаки верстовые…

Здесь каждый славен –

мертвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь,

Душа, как лист, звенит, перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой,

Перекликаясь с теми, кто прошел,

Перекликаясь с теми, кто проходит…

Здесь русский дух в веках произошел,

И ничего на ней не происходит.

Но этот дух пройдет через века!

И пусть травой покроется дорога,

И пусть над ней, печальные немного,

Плывут, плывут, как мысли, облака…

В этом стихотворении можно выделить несколько пластов. Первый – конкретный и реальный. Это описание дороги, окруженной лесами, с ее пылью и верстовыми знаками, травой и ромашками по обочинам. Вдали видны полусгнивший овин и хуторок с позеленевшей крышей, три холма. Точно указано время – знойный июль.

Второй пласт – человек, лирический герой, шагающий по этой дороге: «так полюбил я древние дороги». Поэт передает внутреннее состояние своего героя: «И оттого, в любви своей не каясь, / Душа, как лист, звенит, перекликаясь/ Со всей звенящей солнечной листвой». Человек шагает по пыльной дороге, но ему хорошо. Он ощущает себя частью окружающего мира, он видит филина, избы вдалеке, может насладиться прохладой леса и красотой ромашек. Ему хорошо, пока он идет. Но ведь он идет один! И куда он идет? И от чего уходит? Не потому ли мысли его все-таки печальны?! И не ему ли махала «прощальная рука»?

Третий пласт – философский, если можно так сказать. Раздвигается пространство и время. Дорожная пыль превращается в пыль веков. Появляются образы пилигримов и скачущих всадников, и русский дух. Интересно, что слово «пилигрим» имеет два значения:

1)странник, путешественник; 2)странствующий богомолец, паломник.

Видимо неслучайно в стихотворении присутствует, пожалуй, только один звук – звон: «и зной звенит во все свои звонки» (прием аллитерация), «душа звенит». У читателя невольно идет ассоциация с колокольным звоном.



Начинается и заканчивается стихотворение одной и той же картинкой – плывущими по небу облаками. Это тоже многозначный образ. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво, непостоянно, и вместе с тем легко, прекрасно и проходящее. Облака – символ вечной природы. Как и дорога – «старая дорога» (именно этот образ вынесен в название стихотворения), много повидавшая на своем веку, бесконечная. Да и у июльских деньков «нетленная» синенькая рубашка.

Рубцов в этом стихотворении часто использует прием олицетворения. Создается впечатление движения и смены картинок: июльские деньки идут, ромашки качаются, росистые леса зовут, облака плывут. Все глаголы стоят в настоящем времени, подчеркивая сиюминутность впечатлений.

В одном ряду стоят характеристики природы и состояние человека: глушь, заря и забывчивость; у вечности есть глаза, а филин – «нелюдимый властелин». Много эпитетов: прощальная рука, росистые леса, древние дороги, солнечная листва, печальные облака.

Цветовая гамма напоминает есенинскую: голубой, синий и алый.

Стихотворение написано 5-стопным ямбом с пиррихием. Рифма – парная и опоясывающая, мужская и женская, точная.

Поэт строкой выделил, на наш взгляд, ключевые, главные слова данного стихотворного текста: облака, вечность, мертвый и живой. Пространство замкнулось в единый круг жизни и смерти, «где каждый славен».

Таким образом, в данном стихотворении дорога символизирует целый мир, с его прошлым и настоящим; мир природы и человека; мир, где царит русский дух.

2. Стихотворение «У размытой дороги …»

Грустные мысли наводит порывистый ветер,



Грустно стоять одному у размытой дороги,

Кто-то в телеге по ельнику едет и едет –

Позднее время – спешат запоздалые дроги.

Плачет звезда, холодея, над крышей сарая…

Вспомни – о родина! – праздник на этой дороге!

Шумной гурьбой под луной мы катались играя,

Снег освещенный летел вороному под ноги.

Бег все быстрее…Вот вырвались в белое поле.

В чистых снегах ледяные полынные воды.

Мчимся стрелой…Приближаемся к праздничной

Славное время! Души моей лучшие годы.

Скачут ли свадьбы в глуши потрясенного бора,

Мчатся ли птицы, поднявшие крик над селеньем,

Льется ли чудное пение детского хора, –

О, моя жизнь! На душе не проходит волненье…

Нет, не кляну я мелькнувшую мимо удачу,

Нет, не жалею, что скоро пройдут пароходы.

Что ж я стою у размытой дороги и плачу?

Плачу о том, что прошли мои лучшие годы…

Это стихотворение объединено образом лирического героя, его чувствами и воспоминаниями. Оно называется – «У размытой дороги» (ср. «Старая дорога»). «Грустно стоять одному у размытой дороги…» – главная мысль стихотворения. Настроение меняется от «грустно» до «плачу». Плачет звезда, ей холодно, ветер порывистый, и плачет лирический герой. Природа созвучна его настроению. От чего же на душе волнение и от чего слезы? Наверное, самое главное все же не то, что прошли лучшие годы, а то, что дорога размыта. Нет пути, или герой не знает, куда идти дальше и зачем?! Все стихотворение построено, как диалог с самим собой. Есть восклицания, и есть риторический вопрос: «Что же стою у размытой дороги и плачу?» Здесь противопоставлены две картинки и два ощущения: праздник, лучшие годы, шумная гурьба людей, веселье и размытая дорога, печаль, одиночество.

Рифма перекрестная и только женская. Трехсложный размер (четырехстопный дактиль) придает стихотворению мягкость и напевность.

Таким образом, в данном стихотворении дорога – это как неизвестное будущее, в котором, по мнению лирического героя, уже не будет так хорошо, как раньше.

3. Стихотворение «Два пути».

Рассыпались

листья по дорогам.

От лесов угрюмых падал мрак…

Спите все до утреннего срока!

Почему выходите

на тракт?

Но мечтая, видимо, о чуде,

По нему, по тракту, под дождем

Все на пристань двигаются люди

На телегах, в седлах и пешком.

А от тракта, в сторону далеко,

В лес уходит узкая тропа.

Хоть на ней бывает одиноко,

Но порой влечет меня туда.

Кто же знает,

может быть, навеки

Людный тракт окутается мглой,

Как туман окутывает реки…

Я уйду тропой.

с. Никольское Вологодской обл.

Это стихотворение интересно тем, что оно написано, когда автору было всего 14 лет. Но он определил уже для себя свой путь. Это не широкая дорога, по которой идет большинство людей, а узкая тропа. Для немногих. Рубцов понимал, что «на ней бывает одиноко, но порой влечет меня туда».

В данном стихотворении путь, дорога – это судьба, которую ты выбрал и которой ты уже не сможешь изменить.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...