III. «Отчизна одиночества» в русской поэзии начала XX века. «Поэт совсем другой эпохи». «На севере диком стоит одиноко…»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Мотив одиночества в лирике серебряного века (А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского) Подготовили Ученики 9 класса

2 слайд

Описание слайда:

Александр Александрович Блок (1880-1921) Александр Львович Блок - юрист, профессор Варшавского университета, происходил из дворянского рода. Он родился в русской семье в Санкт-Петербурге 16/28 ноября 1880года. Совместная жизнь родителей маленького Саши не сложилась, его мать Александра Андреевна ушла от своего мужа Александра Львовича. Детство Саши прошло в Петербурге, и каждое лето он ездил к деду (по линии матери) в имение Шахматово, что находится в Подмосковье. Дед мальчика был известным учёным, ректором Петербургского университета, а звали его – Андрей Николаевич Бекетов. Саша рано начал писать стихи, ему было 5 лет. В гимназию пошёл в 9 лет. Он много и увлечённо читал, издавал детские рукописные журналы. В юности с друзьями ставил любительские спектакли. Окончив гимназию, поступил в Петербургский университет на юридический факультет (1898г). Через три года перевёлся на историко-филологический факультет. В свои студенческие годы, Александр был далёк от политики, его увлечением была древняя философия. В 1903 году он женился на дочери Менделеева – Любовь Дмитриевне. Ей он посвятил свой первый сборник стихов – «Стихи о прекрасной даме». В начале творческого пути увлечение философией даёт о себе знать. Его стихи о вечной женственности, о душе. Александр Блок романтик и символист.

3 слайд

Описание слайда:

«Бежим, бежим, дитя свободы» Бежим, бежим, дитя свободы, К родной стране! Я верен голосу природы, Будь верен мне! Здесь недоступны неба своды Сквозь дым и прах! Бежим, бежим, дитя природы, Простор - в полях! Бегут... Уж стогны миновали, Кругом - поля. По всей необозримой дали Дрожит земля. Бегут навстречу солнца, мая, Свободных дней... И приняла земля родная Своих детей... И приняла, и обласкала, И обняла, И в вешних далях им качала Колокола... И, поманив их невозможным, Вновь предала Дням быстротечным, дням тревожным, Злым дням - без срока, без числа... Дата создания: 7 мая 1900 года

4 слайд

Описание слайда:

«О, я хочу безумно жить…» О, я хочу безумно жить: Всё сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне,- Быть может, юноша весёлый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство - разве это Сокрытый двигатель его? Он весь - дитя добра и света, Он весь - свободы торжество! Данное лирическое произведение было написано в 1914 году. Этот год памятен началом Первой мировой войны, но в душе Александра Блока в это время происходили значительные перемены. Быть может, они связаны со встречей с Л. А. Дельмас, которая играла партию Кармен. Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» подчеркивает всю красоту и значимость совершающегося открытия в душе лирического героя и самого поэта. В нем происходят важные изменения, которые могли бы послужить поводом для большой перемены в творчестве и судьбе.

5 слайд

Описание слайда:

«Как тяжело ходить среди людей…» Как тяжело ходить среди людей И притворятся непогибшим, И об игре трагической страстей Повествовать еще не жившим. И, вглядываясь в свой ночной кошмар, Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства Узнали жизни гибельной пожар! Стихотворение было написано 10 мая 1910 года

6 слайд

Описание слайда:

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский - русский и советский поэт. Он родился в селе Багдати Кутаисской губернии (в советское время посёлок назывался Маяковский) в Грузии, в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857-1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 в Багдатском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко,из рода кубанских казаков, родилась на Кубани, в станице Терновская. В поэме «Владикавказ - Тифлис» 1924 г. Маяковский называет себя «грузином». Одна из бабушек, Ефросинья Осиповна Данилевская, - двоюродная сестра автора исторических романов Г. П. Данилевского. У будущего поэта было две сестры: Людмила и Ольга и два брата: Константин (умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины) и Александр (умер в младенчестве). В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Как и его родители, он свободно владел грузинским языком. Участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры. В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и заколок, бактериофобия осталась пожизненной. Ростом будущий поэт был около двух метров.

7 слайд

Описание слайда:

Тучкины штучки Плыли по небу тучки. Тучек - четыре штучки: От первой до третьей - люди; четвертая была верблюдик. К ним, любопытством объятая, по дороге пристала пятая, От нее в небосинем лоне разбежались за слоником слоник. И, не знаю, спугнула шестая ли, тучки взяли все - и растаяли. И следом за ними, гонясь и сжирав, солнце погналось - желтый жираф. Поэзия Владимира Маяковского отличается резкостью и прямолинейностью, однако среди огромного количества произведений с «рубленой» рифмой все же встречаются лирические стихи, поражающие своей наивностью и чистотой. Это – другой Маяковский, который, обнажая свою душу, не пытается ее защищать от осквернения со стороны людей, привыкших воспринимать поэта как балаганного шута. К немногочисленным произведениям, в которых чувства и мысли Маяковского находятся в гармонии с разумом, относится стихотворение «Тучкины штучки», написанное осенью 1917 года и опубликованное спустя несколько месяцев. Следует сразу отметить, что оно вызвало волну критики в адрес поэта, которого определенная часть общества уже воспринимала как одного из литературных идеологов революции. Маяковский предвидел такую реакцию публики, однако не побоялся предстать перед читателями наивным и восторженным автором, который еще не разучился видеть прекрасное вокруг себя и радоваться любым проявлениям красоты окружающего мира. Стихотворение «Тучкины штучки» состоит всего из 12 строк, которые выдержаны в духе детской считалочки. Но при этом каждая из них позволяет воссоздать идеалистическую картину, которую наблюдает автор, с безыскусностью и легкостью, которые присущи людям с открытой, чистой и очень ранимой душой. Автор пишет о том, что по небу плывут четыре тучки, три из которых своими очертаниями напоминают людей, а третья похожа на верблюда. «К ним, любопытством объятая, по дороге пристала пятая», - отмечает поэт. Очертания очередной небесной гостью напоминают ему слоненка, который вдруг начинает рассыпаться на множество маленьких слонят. И это пугает легкие тучки, которые тут же тают в небе, превращаясь в нечто бесформенное и бессмысленное. «И следом за ними, гонясь и сжирав, солнце погналось - желтый жираф», - резюмирует Маяковский, показывая, что за несколько минут все изменилось до неузнаваемости, и лишь в его воображении остались легкие тучки, напоминающие людей и животных.

8 слайд

Описание слайда:

«Послушайте» Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают – значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! – клянётся - не перенесёт эту беззвёздную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?! Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают – значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» нельзя начать, не упомянув о том, когда оно было создано. Впервые оно вышло в одном из сборников в марте 1914 года. Весь литературный процесс того времени был ознаменован парадами манифестов литературных течений и групп, в которых художники слова декларировали свои эстетические и поэтические принципы, отличительные признаки, а также программы. Многие из них выходили за продекларированные рамки и становились знаковыми поэтами своего времени. Без их творчества было бы уже трудно представить советскую литературу.

9 слайд

Описание слайда:

«Вывескам» Читайте железные книги! Под флейту золоченой буквы полезут копченые сиги и золотокудрые брюквы. А если веселостью песьей закружат созвездия "Магги"- бюро похоронных процессий свои проведут саркофаги. Когда же, хмур и плачевен, загасит фонарные знаки, влюбляйтесь под небом харчевен в фаянсовых чайников маки! Стихи 1912-1913 годов занимают особое место в творческом развитии Маяковского. Это было время, когда он ощупью ищет в поэзии новые пути; идейная незрелость его в этот период, трагическое ощущение социального одиночества, рождавшееся из отрыва от революционных масс, определяли нотки экспрессивности и бунтарства в ранних его стихах, появлявшихся на страницах футуристических сборников. В стихах этих было еще много умышленной эпатирующей резкости, полемического задора, в них звучал вызов мещанскому вкусу, благонамеренности обывателя. В смятенной разорванности образов, в необычности ассоциаций, в лихорадочности ритмов, в интонации выкрика Маяковский стремился передать свое тревожное, протестующее настроение, свой еще во многом смутный, но гневный и смелый протест против капиталистического строя, калечащего человека. При этом он не избежал приемов футуристической поэтики и в особенности живописи, сводивших картины внешнего мира к бессюжетным композициям отдельных реальных предметов и их элементов. В ряде ранних стихотворений Маяковский шел от ассоциаций, вызванных живописью футуристов. Отсюда «сдвиги» в композиции этих стихов и самая их «натюрмортность» , изобилующая зрительными предметно-живописными образами, представленными не в реальном, жизненном, а часто в смещенном порядке. Надписи вывесок, «фаянсовых чайников маки» , «заломленные руки» витрин магазина писчебумажных принадлежностей напоминают урбанистический натюрморт, перенесенный в стихи

10 слайд

Описание слайда:

«А вы могли бы…» написано в 1913 году. Лирический герой, как и во многих стихах Маяковского, - одинок. Ему нужна родственная душа, чтобы открыться, чтобы его смогли прочувствовать и понять. Первая строка указывает на то, что поэт - бунтарь. Он рушит устоявшиеся стереотипы, ломает принципы резко и под корень, дабы выделиться из толпы, серой массы, противостоящей ему всё время. Последняя фраза - вызов, риторический вопрос. Фраза предполагает ставить человека на некое "слабо": "А ты бы смог так, как я?". Художественные приёмы: метафоры (карта будня, флейта водосточных труб, скулы океана и др.) и риторический вопрос. Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

11 слайд

Описание слайда:

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, представитель новокрестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе. Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году. В Петрограде свои стихи Есенин читает Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получил широкую известность. В лирике Есенин мог психологически подойти к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии Есенина является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях. Начиная с 1914 года Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей (стихотворения «Сиротка»,1914г., «Побирушка»,1915г., повесть «Яр»,1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…»,1925 г.). В это время к Есенину приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.

12 слайд

Описание слайда:

«Заметался пожар голубой» Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз златокарий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил, Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень. Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали... В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Тема стихотворения - любовь. Чувство, которое накрыло поэта с головой. Первые строчки - о взгляде, о голубых глазах героя, в которых отражаются внезапные чувства. Слово "заметался" показывает душевные метани О первой любви говорит поэт, разбивший множество женских сердец и побывавший в браке. И то, что он считает эту любовь первой, говорит о силе чувства, его свежести и чистоте. Он рассказывает о пустой трате своей жизни до встречи с Августой и о том, что готов измениться ради любимой, лишь бы она захотела этого.

13 слайд

Описание слайда:

«Гой ты, Русь, моя родная» Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Стихотворение «Гой ты Русь, моя родная…» является одним из самых известных и в то же время, одним из самых ранних произведений творчества великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Оно было написано в 1914 году, когда автору этого стихотворения не было ещё и двадцати лет. Сергей Есенин обладал необычайным талантом – превращать свои стихи в умиление для созерцания

14 слайд

Описание слайда:

«Вот уж вечер. Роса.» Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки. И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой. Сергей Александрович Есенин написал данное стихотворение в 15 лет (у себя дома, в селе Константиново), будучи уже состоявшимся поэтом, он не сразу согласился включить свои ранние работы в сборники, так как считал их «пробой пера». Произведение «Вот уж вечер…» является одним из таких стихотворений.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

«Не жалею, не зову, не плачу» Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умерет Мое любимое стихотворение Сергея Есенина - “Не жалею, не зову, не плачу...”, где поэт затронул вечную, самую тяжелую для человека тему, тему старости. Мы когда-нибудь все станем бабушками и дедушками, для нас наступит время, когда уже не будет молодой резвости, жизнелюбия, веселья; время, когда больше будем думать о своих прожитых днях, об ошибках, которые ты когда-то допускал. Сергей Есенин в своем стихотворении жалеет о прожитых днях, и это кажется странным, ведь стихотворение написано в 1921 г., когда Есенину было всего 26 лет. Кажется, жизнь только начинается, а тут стихотворение о старости.

17 слайд

Описание слайда:

На протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.

В своём знаменитом стихотворении «Смерть поэта», явившееся своеобразным поминальным откликом на трагическую гибель непревзойдённого Пушкина. Лермонтов смело, без двусмысленных намёков высказывает своё мнение о светской «толпе», о её страстях и желаниях; по сути он обвиняет её в убийстве великого поэта:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабского поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

В этом и других и других своих стихотворениях Лермонтов как бы отделяет своего лирического героя от светского общества. Ему непонятна и скучна мишура света, его пустые «отточенные» разговоры, балы, обеды, сплетни; среди этой шумной, безмятежной толпы лирический герой Лермонтова не находит никого, кто бы смог понять его, он одинок и непонимаем в свете:

Но перед идолами света

Не гну колени я мои;

Как ты, не знаю в нём предмета

Ни сильной злобы, ни любви.

Для лирического героя Лермонтова нет счастья и в любви. Через все его произведения, посвященные этой вечной теме, неразрывно следует мотив одиночества. Лирическому герою поэта в любви сопутствует, по большей части, измена, обман, предательство и горькое разочарование:

Не ты, но судьба виновата была,

Что скоро ты мне изменила,

Она тебе прелести женщин дала,

Но женское сердце вложила.

Одиночество не оставляет поэта даже когда он влюблён и его чувство взаимно. В этом заключается его трагедия. Мотив одиночества присутствует и в изображении Лермонтовым окружающего его поколения: «печально я гляжу на наше поколенье!»; так говорит о нём лирический герой поэта. С горечью Лермонтов обнаруживает, что в основном поколение становится продолжателем традиций своих отцов, суть которых заключается в светских «вечеринках», карьеризме, лицемерии и выслуживании. Равнодушие и бездействие – вот то, чем живёт, окружающее поэта молодое поколение. Всё творчество Лермонтова наполнено болью за своё отечество, любовью ко всему, что его окружает и тоской по близкому по духу ему человеку.

Практически для всех поэтов и писателей состояние одиночества является одним из основных переживаний в жизни, которое находит отражение в их творчестве и влияет на их поэзии. При этом переживания самого состояния одиночества служит палитрой для глубины и яркости отражения особенностей бытия. Так, русская поэзия начала XX века отразила и раскрыла суть мирового кризиса, связанная с потерей религиозности, катастрофой ценностей, отсутствием перспектив развития, к тому же заглубленной социальными антагонизмами.

Как часто говорит об одиночестве В. Брюсов! Интимные стихи Брюсова очень личные и вместе с тем выражают общий для его времени нравственный опыт, достаточно невеселый, даже горький.

Стихотворение 1903 «Одиночество» воспроизводит беспощадность заключения «на дне души — тюрьмы», ощущение отделенности от других людей и в страсти, наконец, то, что особенно невыносимо — быть «вечно в центре круга, где вечно замкнутый кругозор ».

Тема одиночества личности — одна из ключевых в Блока. Здесь поэт выступает в первую очередь наследником традиции Лермонтова, который написал гениальное стихотворение: «Выхожу один я на дорогу». Лирический герой Александра Блока — поэт, творческая личность — как правило, изображается или отшельником, или созерцателем чужой жизни. В нем представлены ведущие символистские мотивы: раздвоенности (контраста), тайны, вечности, одиночества.

Великолепие формы стиха и приземленность, пошлость описываемой в нем действительности создают мотив раздвоенности уже в первых четырех строфах. Из-за негативного отношения (скепсис, иронию, сарказм) лирического героя к низкой действительности выражена его внутренняя непричастности к ней, значит, налицо мотив одиночества. И в итоге лирический герой пришел к выводу, что истина — в одиночестве, но не пустой и бесполезной, а в дарующий многообразие бытия, выраженное через символ вина.

Футуризм без Маяковского представить невозможно. Он был самым известным и талантливым поэтом-футуристом (не будь Маяковского, футуризм не получил бы такой популярности). Едва ли не основной темой раннего Маяковского становится тема трагического одиночества поэта: «Я одинок, как последний глаз идущего к слепым». Причина этого в том, что вокруг — нет людей. Есть толпа, масса, сита, что жует, смотрящий «устрицей из раковины вещей».

Таким образом, почти все русские поэты начала ХХ века раскрывают трагедию одинокой души, брошенной в холодный, враждебный, жестокий мир. Это раскрытие и осмысление по-разному выразили основные направления русской поэзии того периода — символизм, акмеизм и футуризм. Однако есть у них и общее. Они доказали, что одиночество — это не отрешенность от жизни, это упрек и вызов окружающей действительности. Стихи наполнены мыслями о смысле жизни.



    Самыми известными восточными произведениями, которые знают европейские читатели, являются рубаи персидского поэта Омара Хайяма. Он был выдающимся...


    Один из главных мотивов философских лирических произведений Тютчева представлен мотивом иллюзорности, эфемерности, ирреальности существования. ...


    Хотя Альберт Швейцер и убеждал, что этика начинается там, где заканчиваются разговоры, кажется, что тема этики и эстетики слова выглядит настолько...



    «Сказание о Еруслане.Лазаревиче»- одна из полярных русских по­вестей XVII века, прочно вошедшая в круг народного чтения. Ее герой Еруслан, несмотря...


    Понятие художественный образ относится к ключевым терминам эстетики. По этой причине, изучением этой проблемы занимаются многие ученые. В частности...

    Сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького,
    доктора филологических наук - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Юрий Минералов 2018. Все права защищены.

    Копирование текстов без письменного разрешения автора является грубым нарушением
    федерального закона об охране авторских и смежных прав.

В истории русской литературы личность Лермонтова всегда считалась неразгаданной тайной, постичь которую весьма непросто, практически невозможно. Ведь чтобы подняться на вершину блистательного и даже немного демонического таланта художника, нужно самому быть хоть немного близким ему по духу. Кроме того, ореол таинственности вокруг Лермонтова возник не только благодаря его яркому таланту, но и образу жизни — поэт выбрал, или точнее сказать, был вынужден выбрать одиночество, потому что не разделял пустых интересов светского общества и бесконечную череду праздных развлечении. Его больше волновали вопросы смысла человеческого существования, исторического и духовного прогресса общества. Но большинство соотечественников не разделяло исканий поэта, и ему приходилось в одиночку бороться с враждебностью мира.

Многие исследователи творчества Лермонтова отмечали преобладание трагических, порой даже скептических нот в его поэзии, когда лира поэта пела о личном счастье или о судьбе человечества. Мемуаристы и литературоведы объясняли этот факт тяжелой, несчастливой судьбой поэта, его трагическим одиночеством в жизни. Действительно, Михаил Лермонтов с самого детства был одинок, сложные отношения его родителей, а затем их скорая смерть лишили мальчика радостей семейной жизни. В любви и дружбе у молодого Лермонтова было больше разочарований, чем счастливых минут, а служба не приносила никакого удовлетворения.

Не находя успокоения в окружающих людях и вещах, Лермонтов углубляется в себя. Но даже наедине с собой поэт не обретает гармонии. Поэтому в его творчестве появляется еще один характерный мотив. Это тема внутренних противоречий личности писателя. С одной стороны, любовь художника к свободе, бесстрашие, жажда великих событии и изменений, с другой — его подверженность жизненным разочарованиям, скептицизм, безнадежность.

Такие разноплановые факты о жизни и творчестве поэта позволяют говорить о том, что одиночество Лермонтова неоднозначно. Иногда это беспомощное, вынужденное одиночество, когда человек чувствует и видит, что его усилия, творческие и душевные, никто в мире не хочет замечать, скорее, наоборот, они мешают общему безумию, житейской суматохе, где никто не хочет задумываться над вопросами времени и смысла человеческого существования. Именно к такому вынужденному одиночеству относится образ «гонимого странника» в поэзии Лермонтова, когда, не находя приюта на родной земле среди своих соотечественников, поэт обретает его только в своих собственных мыслях, мечтах, в природе, на другой земле:

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.

Делитъ веселье — все готовы —

Никто не хочет грусть делить.

(«Одиночество»)

Следует заметить, что и Пушкину, творчество которого многие считают жизнерадостным, в 30-е годы также было близко настроение неприятия современной жизни, ее нравов. Как показывает

история литературы, талантливым поэтам и писателям часто приходится расплачиваться ценой своего личного счастья за слово правды, за непокой и любовь к жизни.

Но можно также встретить и другой мотив одиночества в творчестве Лермонтова — это тема гордого, созидательного одиночества. В него художник погружается не от усталости или недооцененности современниками, а от жажды познания, стремления к новым открытиям. Только забыв о людских страстях и наслаждениях, оставаясь наедине с Богом и Космосом, человек открыт для новых чувств и знаний, которые Природа ему может поведать. Лермонтов писал об этом одиночестве так:

Один среди людского шума,

Возрос под сенью чуждой я,

И гордо творческая дума

На сердце зрела у меня.

Практически во всей поэзии Лермонтова лирический герой отождествляется с самим автором, но все-таки однозначного знака равенства поставить нельзя. Во многом Лермонтов выражал общее настроение своих соотечественников, но чаще всего — чувства передовых людей своего времени. Как правило, людей, серьезно и искренне задумывающихся о судьбе своей страны и народа, всегда оказывается немного, поэтому они, как искры, ярко вспыхивают и гаснут, без сожаления отдав свое тепло и огонь. Причем важно отметить, что в стихах Лермонтова отсутствует равнодушная ирония о своем времени и людях. Тяжелое и однообразное «теченье лет» он считал общей бедой, поэтому его стихи — это искреннее обращение человека к своим современникам.

Поверь, ничтожество есть благо в здешнемсвете.

К чему глубокие познанъя, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Вопросительная интонация автора вовлекает читателя в живой диалог о человеческих ценностях. Но чаще всего ответа он не получает — и тогда остается наедине со своей грустью и болью. Творчество Лермонтова, как человека, чуждого общественной жизни, невозможно воспринимать как отрицание бурных человеческих страстей. Напротив, Лермонтов — человек и поэт — жаждал ярких чувств и событий, но в обществе, где души людей «холоднее волн», нет места бескорыстной любви и истинному прогрессу.

Конечно, у каждого мотива, темы в творчестве поэта есть глубокая основа, целый пласт пережитых по этому поводу мыслей и чувств и, безусловно, объективные причины, связанные с современными проблемами общества. Но все-таки каждый художник интересен читателю своим индивидуальным мировосприятием, личным отношением к смыслу жизни, людям, к идеалу. В своем времени в личных поисках счастья, красоты и идеала Лермонтов был одинок. И для читателей разных поколений он запомнится именно этим трогательным и одновременно трагичным образом.

Тема одиночества близка и понятна многим русским поэтам. В этом нет ничего удивительного, так как многие из них при жизни оказались непризнанными, их творчество значительно опережало время, и было оценено по достоинству гораздо позже. Жизнь таких людей оказалась лишенной простых человеческих радостей, самой ценой из которых является общение. Одиночество стало их вторым «я», образом жизни и мыслей. Но, в то же время, помогло создать множество прекрасных и глубоких произведений, заставило острее чувствовать окружающий мир и собственную неприкаянность.

5 место. Для некоторых поэтов одиночество является синонимом отсутствия любви. Именно это чувство дает возможность человеку в полной мере ощущать себя счастливым. Когда любовь уходит, то в душе селится пустота. И даже если тот, кто еще недавно был самым близким и родным человеком, по-прежнему находится рядом, его уже не существует в твоем мире, наполненном печалью и тоской. Именно этим чувствам посвятил свое стихотворение «Одиночество в любви» поэт Дмитрий Мережковский . В его понимании любовь – это вечный поединок, в котором идет борьба за свободу. И тот, кто выходит из него победителем, получает в награду одиночество. «Я жил один, один умру», — пишет поэт, утверждая, что только смерть сможет научить людей любить без оглядки, открыто и по-настоящему.

«Одиночество в любви» Д.Мережковский

Темнеет. В городе чужом
Друг против друга мы сидим,
В холодном сумраке ночном,
Страдаем оба и молчим.

И оба поняли давно,
Как речь бессильна и мертва:
Чем сердце бедное полно,
Того не выразят слова.

Не виноват никто ни в чем:
Кто гордость победить не мог,
Тот будет вечно одинок,
Кто любит,- должен быть рабом.

Стремясь к блаженству и добру,
Влача томительные дни,
Мы все — одни, всегда — одни:
Я жил один, один умру.

На стеклах бледного окна
Потух вечерний полусвет.-
Любить научит смерть одна
Все то, к чему возврата нет.

4 место. В свою очередь, поэт Николай Рубцов олицетворяет одиночество со старостью и смертью. Для него эти понятия весьма близки, так как пожилой человек, друзья которого постепенно уходят из жизни, теряет людей, с которыми его объединяли общие интересы. В итоге в своем стихотворении «Замерзают мои георгины» поэт отмечает, что к концу жизни чувство одиночества и осознание того, что человек никому не нужен, становятся настолько сильными, что на их фоне смерть кажется единственным способом избавления от душевных страданий.

«Посвящение другу» Н.Рубцов

Замерзают мои георгины.
И последние ночи близки.
И на комья желтеющей глины
За ограду летят лепестки…
Нет, меня не порадует — что ты! —
Одинокая странствий звезда.
Пролетели мои самолеты,
Просвистели мои поезда.
Прогудели мои пароходы,
Проскрипели телеги мои, —
Я пришел к тебе в дни непогоды,
Так изволь, хоть водой напои!
Не порвать мне житейские цепи,
Не умчаться, глазами горя,
В пугачевские вольные степи,
Где гуляла душа бунтаря.
Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали…
Но люблю тебя в дни непогоды
И желаю тебе навсегда,
Чтоб гудели твои пароходы,
Чтоб свистели твои поезда!

3 место. Подобные мысли, к слову, были свойственны и поэту Николаю Некрасову , который также считал старость синонимом одиночества. В своем стихотворении «Умру я скоро. Жалкое наследство…» автор пишет о том, что преклонный возраст – это не только мудрость, знания и опыт, но и потери друзей, семьи и всех тех, кто в молодости дарил радость общения. И сожалеет, что к концу жизни остался один, на чужбине, лишенный самого важного – заботы и участия со стороны тех, кого когда-то любил.

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Н.Некрасов

(Посвящается неизвестному другу,
приславшему мне стихотворение
«Не может быть»)

Умру я скоро. Жалкое наследство,
О родина! оставлю я тебе.
Под гнетом роковым провел я детство
И молодость — в мучительной борьбе.
Недолгая нас буря укрепляет,
Хоть ею мы мгновенно смущены,
Но долгая — навеки поселяет
В душе привычки робкой тишины.
На мне года гнетущих впечатлений
Оставили неизгладимый след.
Как мало знал свободных вдохновений,
О родина! печальный твой поэт!
Каких преград не встретил мимоходом
С своей угрюмой музой на пути?..

И малый труд в заслугу мне сочти!

Не торговал я лирой, но, бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука.. Давно я одинок;
Вначале шел я с дружною семьею,
Но где они, друзья мои, теперь?
Одни давно рассталися со мною,
Перед другими сам я запер дверь;
Те жребием постигнуты жестоким,
А те прешли уже земной предел…
За то, что я остался одиноким,
Что я ни в ком опоры не имел,
Что я, друзей теряя с каждым годом,
Встречал врагов всё больше на пути —
За каплю крови, общую с народом,
Прости меня, о родина! прости!

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведет,
Но, жизнь любя, к ее минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
Я для нее не жертвовал собой,
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Ее умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости!..

2 место. Поэт Сергей Есенин также посвятил ряд стихов одиночеству, считая, что это состояние свойственно каждому человеку в той или иной мере. У кого-то оно вызывает печаль и разочарование, других же заставляет переосмыслить собственную жизнь и попытаться ее изменить. У Есенина одиночество ассоциируется с осенью – любимой порой года поэта. Однако в стихотворении «Отговорила роща золотая» он сравнивает свое одиночество с природой, которая готовится в зимней спячке. При этом Есенин отмечает, что каждый человек, став взрослым и покинув отчий дом, становится вечным странником и заложником этого чувства, которое заставляет его совершать пустые и необдуманные поступки. А после жалеть об этом и вновь пытаться найти забвение в обществе друзей, вина и женщин.

«Отговорила роща золотая» С.Есенин

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

1 место. Пожалуй, наиболее часто в своем творчестве к теме одиночества обращался поэт Михаил Лермонтов, для которого подобное состояние души стало привычным и почти естественным. Поэтические образы, создаваемые им, нередко являются одинокими странниками, которые порой и сами не знаю, куда держат свой путь. Однако в стихотворении «Как страшно жизни сей оковы» Лермонтов открыто, без метафорических сравнений, рассуждает на тему одиночества, отмечая, что радость и веселье с человеком готовы разделить многие, а грусть и печаль – никто.

«Одиночество» М.Лермонтов

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;

И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?

Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем…

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...