Дидактический материал для работы с картой по географии. Дидактические материалы по географии. материал по географии (7 класс) на тему Дидактические материалы на уроках географии

«Дидактический материал по географии для учащихся 6-10 классов».

Во всех классах:

  • 1вариант - базовый уровень;
  • 2вариант - сложнее;
  • 3 вариант - самый сложный.

Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; нужно предлагать такие задачи и задания , с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя победителем. Это можно реализовать при помощи разноуровневого дидактического материала.

6класс

Тема: «План и карта» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Нарисуйте условные знаки, обозначающие следующие географические объекты: школа, карьер, шоссе, колодец, деревня, заросли кустарников, дом лесника.
  1. Что такое масштаб? Какие виды масштаба вы знаете?
  1. Какое значение имеют план и карта в практической деятельности?

Вариант 2

  1. На карте какого масштаба территория уменьшена в большее количество раз: 1:5000 или 1:10000? Обоснуйте свою точку зрения исходя из определения понятия «масштаб».
  1. Чем отличаются понятия «абсолютная» и «относительная» высота? Какая из них подписывается на картах?
  1. Сравните понятия «географическая карта» и «план местности».

Вариант 3

  1. Изобразите с помощью горизонталей холм высотой 17.5 метров. Разность высот соседних горизонталей 5 метров. Западный склон холма крутой, восточный пологий.
  1. Длина экватора составляет 40 000 километров. Определите, чему равняется длина дуги 1°. Если расстояние между объектами, расположенными на экваторе равно 10°, то чему равно расстояние в километрах?
  1. Имеются ли на Земле точки, для определения положения которых, достаточно только одной координаты?

Тема: «Атмосфера» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Дайте определение понятие «атмосфера». Какие газы входят в состав атмосферы?
  1. Отчего возникает ветер?
  1. Как зависит климат от широты местности и угла падения солнечных лучей?

Вариант 2

  1. Расскажите о значении атмосферы. От каких губительных для жизни людей явлений атмосфера предохраняет Землю?
  1. Назовите существенные признаки понятия ветер. Можно ли считать ветром вертикальное движение воздуха, поднимающегося от нагретой земной поверхности?
  1. Какое время года в Рио-де-Жанейро, Кейптауне, Мельбурне, если у нас: весна; зима?

Вариант 3

  1. Каким образом нагревается воздух? Почему с высотой температура воздуха понижается, ведь, удаляясь от земной поверхности, мы приближаемся к Солнцу – источнику тепла?
  1. Что общего в образовании тумана и облаков?
  2. Возможно ли следующее: Земля вращается вокруг Солнца, а смены времен года не происходит?

Тема: «Атмосфера».

Класс делится на 4 команды и получают карточки с вопросами, время на подготовку 5 мин. Команда подготовившая ответы раньше поднимает сигнальную карточку.

1 группа

  1. Расскажите о строении атмосферы? (тропосфера 0–20 км, стратосфера 20–55 км, верхние слои атмосферы – 55 км.)
  1. Как высчитывается среднесуточная температура?
  1. Что такое ветер? (движение воздуха в горизонтальном направлении)
  1. Что называется насыщенным воздухом? (воздух который не может вместить больше водяного пара, чем он содержит)

2 группа

  1. Каков состав воздуха атмосферы у поверхности земли? (азот, кислород, инертные газы, углекислый газ, водяной пар, случайные примеси: пыль, аммиак, сернистый газ)
  1. Что такое атмосферное давление? (сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы)
  1. Что называется бризом? (ветер который возникает на берегу моря, дважды меняет направление в течение суток днем – с моря на сушу, ночью – с суши на море)
  1. Какие виды облаков вы знаете? (слоистые, кучевые, перистые ит.д.)

3 группа

  1. Какие способы изучения атмосферы вы знаете? (метеорологические станции, радиозонды, метеорологические ракеты, искусственные спутники, наблюдения космонавтов).
  1. Что такое абсолютная влажность? (количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха).
  1. Из каких облаков выпадает дождь? (слоистые, кучево-дождевые, слоисто-кучевые)
  1. Что такое погода? (состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-то промежуток времени (сутки, месяц, сезон).

4 группа

  1. Что такое климат? (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности).
  1. Приведите примеры нормального, повышенного и пониженного давления? (760 мм рт.ст; 760 мм. рт.ст;
  1. Что называют атмосферными осадками? (вода выпадающая на земную поверхность в жидком или твердом состоянии)
  1. Назовите размеры дождевой капли? (0,5-5 мм)

Карточка № 1.

  1. Как называется параллель, на которой 22 июня солнце находится в зените, то есть под углом 90 градусов?
  1. Где солнце в зените находится в день зимнего солнцестояния?

Карточка № 2.

  1. Как называется параллель,на которой 22 декабря солнце находится в зените под углом 90 градусов?
  1. Между какими параллелями находится жаркий пояс освещённости?
  1. На какой параллели 22 июня начинается полярная ночь?

Карточка № 3.

  1. Какой пояс освещённости находится между тропиком и полярным кругом?
  1. На какой параллели 22 июня начинается полярный день?
  1. Где солнце в зените находится в день летнего солнцестояния?

Карточка №4.

  1. Какой пояс освещённости находится между тропиками?
  1. На какой параллели 22 декабря начинается полярный день?
  1. Как называется параллель, где в день летнего солнцестояния солнце стоит в зените,то есть под углом 90 градусов?

7класс

Тема: «Мировой океан» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Какие виды волн вы знаете? Как различаются по своему происхождению и силе ветровые волны и цунами?
  1. С чем связано возникновение течений в океане?
  1. На какие группы по способу передвижения подразделяют органический мир океана? Приведите примеры организмов, относящихся к различным группам?

Вариант 2

  1. Используя знания о распределении солнечного тепла и света по поверхности Земли, объясните, как и почему изменяется температура поверхностных вод Мирового океана.
  1. Что такое теплое и холодное течение? Каким образом они показываются на картах? В каких направлениях движутся?
  1. Какими природными ресурсами располагает Мировой океан? Какие из них используются наиболее интенсивно?

Вариант 3

  1. Почему вода в океане имеет горько-соленый вкус? Откуда появились соли в морской воде?
  1. Каким образом обитатели океана приспособились к условиям жизни? Могут ли глубоководные рыбы жить в поверхностных водах? Почему у большинства рыб брюхо светлое, а спина темная?
  1. Почему Северо-Атлантическое течение, имеющее температуру воды всего +12°С, считается теплым, а Канарское течение с температурой воды +19°С – холодным?

Тема: «Южная Америка» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Какие основные элементы земной коры, формируют материк? Какими формами рельефа они выражены?
  1. Почему Амазонка самая многоводная река планеты?
  1. Природные зоны Южной Америки имеют специфические названия. Каким зонам соответствуют следующие термины: «сельвас», «льянос», «кампос», «пампа»?

Вариант 2

  1. Южная Америка – самый влажный материк. Подтвердите этот факт, используя необходимую карту атласа. Объясните причины этой особенности.
  1. Определите, в каких климатических поясах расположена Южная Америка. Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, она имеет более широкий набор климатических поясов?
  1. Каким образом климатические особенности влияют на почвы и органический мир материка? Объясните этот факт на примере любой природной зоны материка.

Вариант 3

  1. Горы Анды – одни из самых высоких гор на Земле. Используя нужную вам карту, докажите этот факт с точки зрения строения земной коры и теории движения литосферных плит.
  1. На какой из ранее изученных материков Южная Америка похожа по особенностям своего животного мира? Обоснуйте свою точку зрения.
  1. Почему южноамериканское копытное животное лама, обитающее в районе экватора, имеет густую длинную шерсть?

8класс

Тема: «Географическое положение. Граница» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Какова площадь России, протяженность ее морских и сухопутных границ? Через какие природные объекты она проходит?
  1. Какие из морей России относятся к окраинным, какие к внутренним?
  1. Какие виды хозяйственной деятельности человека связаны с морями и океанами? Какое значение для России имеет Северный морской путь?

Вариант 2

  1. Охарактеризуйте положение России в пределах материка Евразия.
  1. Границами часовых поясов являются меридианы, однако на суше эти границы не всегда совпадают с направлением меридиана. Чем это объясняется?
  1. Вычислите примерную протяженность России с севера на юг и с запада на восток. Какие следствия имеет большая протяженность России?

Вариант 3

  1. В каких широтах расположена большая часть государства? Положение, какой крупной страны мира похоже на положение России?
  1. В разных источниках указывается неодинаковое количество морей, омывающих территорию России (12 или 13). С какими причинами это связано? Какова ваша точка зрения?
  1. Если вы 14 мая поплывете из Владивостока в Сан-Франциско и пробудете в пути 5 суток, то какого числа ваше судно прибудет в пункт назначения?

Тема: «Климат России» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Что такое солнечная радиация? Нарисуйте схему и покажите на ней все основные виды.
  1. Используя необходимую вам карту, определите территории, на которых выпадает наибольшее и наименьшее количество осадков? С чем это связано?
  2. Территория России омывается водами трех океанов. Какой из них оказывает наибольшее влияние на климат России?

Вариант 2

  1. Докажите на примере России, что климат зависит от географической широты, циркуляции воздушных масс, характера подстилающей поверхности.
  1. Каким образом климатические условия отражаются на хозяйственной деятельности человека, его питании, одежде, особенностях жилища, способах передвижения?
  1. Говорят, что в городе существует «остров тепла». Почему в центре города температура на 3-5 °С выше чем на окраинах?

Вариант 3

  1. В двадцатых числах марта и сентября, в дни равноденствия, угол наклона солнечных лучей к земной поверхности одинаков для одного и того же пункта. Например, для Москвы он составляет 34°. Почему среднемесячные температуры марта и сентября значительно различаются в одном и том же пункте? (В Москве среднемесячная температура марта составляет -5°С, а среднемесячная температура сентября + 9 °С.)
  1. Суточная сумма радиации 22 июня в Арктике больше, чем в самых южных районах Средней Азии. Объясните, почему летом температура воздуха в Арктике ниже, чем температура воздуха в умеренных широтах.
  1. На севере и юге Западно-Сибирской равнины выпадает примерно одинаковое количество осадков (около 300 мм. В год). Однако на севере территория переувлажнена (тундра, болота), а на юге ощущается недостаток влаги (сухие степи). С чем это связано?

Тема: «Рельеф и геологическое строение территории России»

Карточка № 1.

По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и впишите их в таблицу:

Основные формы рельефа

Название форм рельефа

НИЗМЕННОСТИ

ВОЗВЫШЕННОСТИ

ПЛОСКОГОРЬЯ

ГОРЫ

Карточка №2.

По предложенному плану составьте характеристику Западно – Сибирской равнины:

  1. Географическое положение территории. К какой тектонической структуре приурочена?
  2. Породами, какого возраста сложена и как они залегают?
  3. Высота территории над уровнем моря?
  4. Какие внешние процессы формировали рельеф территории?
  5. Какими полезными ископаемыми богата территория, и как они размещены?
  6. Какие стихийные явления, связанные с рельефом, здесь наблюдаются?
  7. Как влияет деятельность человека на рельеф территории?

Карточка №3.

  1. Под действием каких сил происходит постоянное изменение рельефа Земли?
  1. По тектонической карте России определите, какие районы нашей страны являются сейсмоактивными, назовите их; укажите названия крупнейших действующих и потухших вулканов России.

Где в России в последние годы произошли сильные землетрясения? Каковы были их последствия?

Карточка №4.

  1. Вспомните, какие полезные ископаемые связаны:

А) с магматическими породами?

Б) с осадочными породами?

  1. По тектонической карте определите месторождения, каких руд характерны для палеозойской складчатости? Мезозойской складчатости?

Карточка №5.

  1. Что и как показано на тектонической карте России?
  2. По тектонической карте определите, на каких тектонических структурах расположены равнины, горы.

Карточка №6.

С помощью геохронологической таблицы определите, в какую эру и в какой период образованы:

  1. Уральские горы;
  2. Горы Кавказ;
  3. Горы Северо – Востока Сибири;
  4. Горы юга Сибири;
  5. Горы Дальнего Востока.

Карточка №7.

  1. Заполните таблицу: «Главные особенности рельефа нашей страны». С помощью учебника и атласа конкретизируйте их.
  1. Назовите самую древнюю эру жизни Земли. В какой период, и в какой эре мы живем?

Тема: «Рельеф. Климат РФ» (Разноуровневые)

Карточка №1.

1.Устойчивый участок земной коры называется __________________.

3.Самые древние платформы страны находятся на _______________России.

4.На западе России находится обширная __________________равнина.

5.Самые длинные и старые горы РФ называются ______________________.

6.Способность Солнца излучать тепло и свет называется ________________.

7.Атмосферные вихри с низким давлением в центре называются __________.

8.Летом циклон приносит _______________________ погоду.

9.Коэффициент увлажнения это ______________________________.

Карточка №2.

1.Выход на поверхность платформы кристаллического фундамента это ________.

4.На востоке России находится _________________ плоскогорье.

5.Самые молодые горы России это _________________.

6.Общее количество солнечной энергии,поступающее на Землю это____________.

7.Атмосферные вихри с высоким давлением в центре это _______________.

8.Зимой антициклон приносит _____________________ погоду.

9.Объясните почему на западе России выпадает осадков больше чем Сибири?

Карточка №3.

4.Самые длинные и старые горы России называются ______________.

5.Самые древние платформы России находятся на _________________.

6.Летом антициклон приносит ______________ погоду.

7.Атмосферные вихри с низким давлением в центре это _________________.

8.Зимой циклон приносит _______________ погоду.

9.Объясните почему на севере России холоднее чем в центре Европейской части страны?

Карточка №4.

2.Самые молодые горы России находятся на ________________.

3.Выход на поверхность платформы кристаллического фундамента это _______.

4.Летом антициклон приносит ______________ погоду.

5.Атмосферные вихри с низким давлением в центре это _________________.

6.Зимой циклон приносит _______________ погоду.

7.Объясните почему на севере России холоднее чем в центре Европейской части страны?

8.На востоке России находится _________________ плоскогорье.

9.Самые молодые горы России это _________________.

Данные карточки позволяют провести контроль достаточно быстро, не требуют много времени от урока, просты при проверке и позволяют достаточно полно проверить знания учащихся.Можно использовать эти задания систематически, меняя варианты.

9класс

Тема: «Население» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Какова численность населения России? Какое место среди стран мира занимает Россия по численности населения?
  2. Какие народы населяют Россию? По каким признакам, и на какие группы их можно разделить?
  3. Что такое естественный прирост? От каких факторов он зависит?

Вариант 2

  1. Какие различия существуют в величине естественного прироста на территории России? Объясните этот факт.
  2. Какие зоны расселения выделяют на территории России?
  3. Как различаются города по выполняемым ими функциям?

Вариант 3

  1. Каким регионам России свойственна особая неоднородность национального состава территории? С какими причинами (историческими, природными) это связано?
  2. Какое население (городское или сельское) преобладает в России? Как различаются отдельные части России по соотношению городского и сельского населения?
  3. Что такое «трудовые ресурсы», как соотносятся понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?

Тема: «Комплекс конструкционных материалов» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Какие общие черты имеют межотраслевые комплексы, производящие конструкционные материалы?
  2. Каково значение химической промышленности?
  3. Какие главные виды продукции производятся лесной промышленностью?

Вариант 2

  1. Какие типы предприятий имеются в черной металлургии? Что такое комбинат полного цикла?
  2. Каковы особенности руд тяжелых и легких цветных металлов, и каким образом это влияет на размещение их производства?
  3. Дайте оценку лесных ресурсов России.

Вариант 3

  1. Около города Череповца (центральная металлургическая база) отсутствуют запасы руды и коксующихся углей. Однако здесь построен крупный металлургический комбинат полного цикла. Объясните данный факт.
  2. Какое значение для химико-лесного комплекса имеет комбинирование производства? Какие преимущества при этом достигаются?
  3. Коксующиеся угли Печерского бассейна расположены к металлургическим комбинатам Урала ближе, чем Кузбасс. Однако уральские заводы используют кузнецкий уголь. Почему?

10класс

Тема: «Политическая карта мира» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Вспомните основные этапы формирования политической карты мира. Как изменялась политическая карта мира в XX веке?
  2. Как различаются понятия «страна» и «государство»?
  3. Приведите примеры экономически развитых стран. На какие группы они подразделяются? Какие страны относятся к «большой восьмерке»?

Вариант 2

  1. Какие события оказали влияние на формирование политической карты с конца 80-х годов до настоящего времени? К каким изменениям на политической карте они привели?
  2. Приведите примеры территорий, на которых продолжаются региональные конфликты. Какие стороны противоборствуют друг с другом, в чем сущность этих конфликтов?

Вариант 3

  1. Какие признаки стран вы выделили бы для их классификации? Классифицируйте страны мира по предложенному вами принципу.
  2. Какие геополитические проблемы начали разрешаться в последнее время?

Тема: «Мировые природные ресурсы» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Что такое «природные ресурсы», на какие группы они подразделяются? Что называется ресурсообеспеченностью, в каких единицах она измеряется?
  2. В настоящее время поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях: «вширь» и «вглубь». Что значат эти термины, и в каких странах мира преобладают эти направления?

Вариант 2

  1. Как соотносятся понятия «природа», «природная среда», «географическая среда»?
  2. К современным экологическим проблемам относят дефицит минеральных ресурсов, оскудение биологических, опустынивание. Каковы причины их возникновения и возможные пути решения?

Вариант 3

  1. Приведите примеры стран с богатой ресурсной базой и с ограниченной ресурсной базой. Имеется ли связь между ресурсным потенциалом страны и уровнем ее развития?
  2. С течением времени и развития производительных сил прямая зависимость человека от природы уменьшилась. Настанет ли такое время, когда человек не будет зависеть от природной среды?

Материалами можно воспользоваться для уроков географии, домашнего обучения, для подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Цель: формирование знаний и умений чтения топографических карт и работы с ними.

Топографическая карта - это уменьшенное, подробное и точное изображение небольшого участка местности на плоскости (бумаге).

Условные топографические(картографические) знаки - это графические обозначения, показывающие положение какого-либо объекта на местности и передающие его качественную и количественную характеристику.

Классификация топографических (картографических) условных знаков:

Масштабные - размеры условных знаков выражены в масштабе топографической карты.

Внемасштабные - не выражаются в масштабе карты. Условные знаки не позволяют судить о размерах изображаемых предметов на карте.

Линейные - изображают протяженные объекты на местности, такие как: линии электропередач, железные или автомобильные дороги, просеки, и др.

Пояснительные - используют для дополнительной характеристики изображаемых на топографической карте объектов. Например, длина, ширина и грузоподъемность моста, ширина и характер покрытия дорог, средняя толщина и высота деревьев в лесу, глубина и характер грунта брода и др.

Классификация топографических (картографических) условных знаков - Документ MS Word для печати:

Электронный обучающих ресурс «Топографические условные знаки»

Интерактивный модуль - классификация разработан с использованием сервиса LearningApps.

Работа с топографической картой:

Задание №1

1.Имеется ли на плане условный знак «смешанный лес?

«ДА» или «НЕТ»

2. В каком направлении от колодца находится родник?

А. Западном

Б. Северном

В. Юго-западном

Г. Юго- восточном

3.В каком направлении находится точка А от точки В?

А. Восточном

Б. Юго-западном

В. Западном

Г. Северном

Задание №2

1.На плане указаны буквы А, Б, В. Какие условные знаки им соответствуют?

А - (родник )

Дидактический материал для работы с картой на уроках географии в 6-8 классах

Разработал учитель географии высшей категории
Черухина И.А.
СОШ №8, станица Новопластуновская
Павловского района Краснодарского края

в помощь учителю географии

Нам под ответственность дана
И вся земля, и вся Вода,
Страна возможностей гигантских,
Страна просторов океанских
Страна Семеновых-Тяншанских
Пржевальских, Миклухо-Маклайских,
Страна, в которой быть, друзья,
Плохим географом нельзя!

Задания, представленные на этих карточках, соответствуют программному материалу.

ПЕРЕЧЕНЬ ГЕОГАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ

1. Земная кора

Горы суши - Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест), Анды, Памир, Кавказские, Уральские, Скандинавские, вулкан Ключевская Сопка.

Равнины - Восточно-европейская со Среднерусской и Валдайс кой возвышенностями, Западно-Сибирская и Амазонская низмен ности, Среднесибирское и Аравийское плоскогорья.

Горы Океана - хребет Ломоносова, срединно-океанические хреб ты, Северо-Атлантический и Южно-Атлантический хребты, Восточно - Тихоокеанское поднятие.

2. Гидросфера.

Моря - Средиземное, Красное, Берингово. Проливы - Магелланов, Дрейка, Берингов. Острова - Гренландия, Гавайские.

Полуострова - Камчатка, Аравийский.

Течения - Гольфстрим, Лабрадорское.

Реки - Терек, Волга, Енисей, Амазонка.

Канал - Волго-Донской.

Озера - Каспийское, Байкал, Ладожское.

При выполнении заданий игрового типа у учащихся развивается умение ориентироваться по географической карте и запоминать с опережением географическую номенклатуру.

В Мурманск, где не замерзает океан,

Ведет корабль наш капитан.

Мурманск на Севере, Архангельск южнее,

Но в Мурманске почему-то теплее.

Где, интересно, живет истопник

Благодаря которому город открыт.

В книге рекордов Гиннесса

Рекорды морские есть.

Самое большое море Филиппинское,

Других морских аномалий не счесть.

Давайте мы с вами рекорды побьем

И самое... самое... сейчас на зовем.

    1. Самое холодное течение.

      Самый большой остров.

      Самое маленькое море.

      Самое соленое море.

      Самый широкий пролив.

      Море без берегов.

      Самая длинная горная цепь

      Самый холодный материк.

      Самый большой полуостров.

      Самый сухой материк

      Самый жаркий материк.

      Самое теплое течение.

      Самый маленький материк.

      Самый большой океан.

      Самый влажный материк.

      Самый маленький океан.

      Самое глубокое озеро.

      Самое большое озеро.

      Самая длинная река.

      Самая полноводная река.

      Самый большой водопад.

      Самый большой материк.

В пути, в неведомом краю

Наш компас - лучший друг.

Одной заглавной буквой *Ю*

На нем отмечен Юг.

А стрелка легкая - магнит

На север кончиком глядит.

Довольно Север мне найти,

И я в короткий срок

Определить могу в пути,

Где Запад, Юг, Восток.

С.Я.Маршак .

Для формирования у школьников системных знаний и умений, и усиления практической направленности большое внимание обращено на формирование повседневной географической культуры. Главная задача начального курса географии научить детей читать топографический план, физико-географическую и климатическую карты, составлять на их основе описания природных объектов, маршрутов, территорий и акваторий (по типовым планам). Обеспечить необходимую картографическую и общеземлеведческую подготовку учащихся к изучению первого страноведческого курса *Континенты и страны.* Работу я строю так, чтобы ученик влюбился в карту, в ее современное совершенство, позволяющее зрительно, мысленно, эмоционально ощущать сопричастность с миром, прикосновение и радость *созерцания* любого уголка планеты. Учу его *разговаривать* с картой как с добрым и мудрым собеседником. Она наградила бы юного друга языком свободной уверенной мысли, а значит, и грамотной речи во всех коммуникативных вариантах-монологах, диалог, дискуссия, вопросы к себе и товарищам, а* что, если...*

Я считаю важным, чтобы ученик у доски отвечал в содружестве с нужной картой, с места - с картой атласа и привык к такому ответу. Нельзя дать оскудеть мыслям и чувствам юного поколения на грани веков, пока есть География - главная наука о Земле и ее не молчащий, а живой спутник - карта.

В начальном курсе географии на первом уроке я знакомлю с золотым правилом географии: *Все, что называешь,- показывай на карте, все что показываешь, - называй.* На уроках использую карточки, которые у учащихся вырабатывают навыки работы с картой.

Карточка № 1

Задание:

1. Перечислить части Мирового океана:

материк............

море...............

залив..............

архипелаг..............

остров.................

полуостров............

пролив..................

2 Какими цифрами на карте обозначены:

исток..........

устье...........

река...........

3 Фрагменты каких материков показаны на карте.

4 Какой цифрой обозначено течение и как оно называется.

5 Какое название имеют самые высокие вершины гор.

КАРТОЧКА № 2

Установить соответствие:

Кордильеры

Гималаи

Альпы

Кавказ

Анды

Уральские

    А - Джомолунгма

    Б - Эльбрус

    В - Аконкагуа

    Г - Народная

    Д - Мак-Кинли

    Е - Монблан

КАРТОЧКА № 3

Установить соответствие:

Волга

Енисей

Амударья

Нил

Амазонка

А - Река начинается на Памире.

Б - Самая длинная река в Европе.

В - Граница Западно - Сибирской рав нины и Сибирского плоскогорья.

Г - Начинается на Валдайской возвы шенности.

Д - Самая длинная река в мире.

Е - Самая полноводная река в мире.

КАРТОЧКА № 4

Подпишете названия контуров озер, морей, заливов, островов, полуостровов.

КАРТОЧКА № 5

1. Указать цифры, которые характеризуют географическое положение материка.

Перечислить цифры, которыми обозначены внутренние воды материка.

Напишите цифры, обозначающие части рельефа материка.

Укажите цифры, обозначающие на материке объекты к которым можно сказать слова: самое... самый... самая... .

КАРТОЧКА № 6

ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?

А -

Йорк

Б -

Байкал

В -

Ключевская

Сопка

Г -

Дежнев

Д -

Врангеля

Е -

Ла - Манш

Ж -

Кольский

З -

Лаперуза

И -

Волга

К -

Джомолунгма

Л -

Лобнор

М -

Мальта

Н -

Финский

КАРТОЧКА № 7

Перечислить географические объекты:

Государства

Полуострова

Моря

Реки

Острова

Озера

Горы

Возвышенности

Равнина

Мыс

Залив

КАРТОЧКА № 8

« Два, третий лишний »

подчеркнуть лишнее название:

Волга, Печора, Байкал.

Кавказ, Путорана, Урал.

Врангеля, Дежнева, Челюскина.

КАРТОЧКА № 9

« Белая ворона »

Онежское, Чудское, Байкал, Ладожское.

Карское, Лаптевых, Японское, Баренцево.

Смоленская, Приволжская, Ленское, Ставропольская.

Учебное пособие является частью УМК по географии, основа которого учебник В. П. Дронова, И. И. Бариновой, В. Я. Рома «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс» под редакцией В. П. Дронова. Оно предназначено для организации тематического и итогового контроля предметных и метапредметных результатов изучения географии.
Задания проверочных работ составлены с учётом планируемых результатов освоения примерной программы по географии и сгруппированы по темам, изучаемым в 8 классе.

Примеры.
Определите страну-соседку России по краткому описанию.
«По разнообразию природы страну можно сравнить с целым материком. Большую часть страны занимают горы и высокие нагорья. Громаден вклад страны в мировую культуру. Здесь были изобретены бумага, шёлк, фарфор, компас, порох. В стране проживает более 50 различных народов. Большинство населения живёт в сельской местности и занимается сельским хозяйством. В то же время здесь много городов, в том числе крупных, причём городов-миллионеров значительно больше, чем в какой-либо другой стране мира».

Установите хронологическую последовательность в названиях государств, существовавших на территории нашей страны.
1) Союз Советских Социалистических Республик (СССР)
2) Московское государство
3) Российская империя

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ I. ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Проверочная работа №1
Тема: Входной контроль
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №2
Тема: Границы России. Россия на карте часовых поясов. Географическое положение России
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №3
Тема: Как формировалась государственная территория России. Этапы географического изучения территории. Административно-территориальное устройство России
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №4
Тема: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №5
Тема: Климат и климатические ресурсы
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №6
Тема: Внутренние воды и водные ресурсы
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №7
Тема: Почвы и почвенные ресурсы
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №8
Тема: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №9
Тема: Природное районирование
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №10
Тема: Численность населения России. Народы, языки и религии
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №11
Тема: Городское и сельское население.
Размещение населения России. Миграции населения.
Люди и труд
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №12
Тема: Хозяйство России. Природно-ресурсный капитал России
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №13
Тема: Сельское хозяйство. Лесное хозяйство.
Охота и рыбное хозяйство
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №14
Тема: Итоговый контроль
Вариант 1
Вариант 2
ЧАСТЬ II. ПРОВЕРЯЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧАСТЬ III. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ОТВЕТЫ.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География, Дидактические материалы, 8 класс, Баринова И.И., Соловьев М.С., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Природа материка
  1. Укажите и подпишите на карте даты весеннего и осеннего равноденствий и солнцестояний.
  2. Подпишите названия ветров, отмеченных на карте.
  3. Нанесите на карту течения, оказывающие влияние на формирование климата континента.
  4. Как называются местные ветры в пределах Сахары?___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________
  5. Как называется ветер, который приходит в Сахару из Афганистана?_____________________________________ _______________________________________________________________________________________________
  1. Подпишите на карте самое влажное место в Африке.
  2. В каких горах Африки больше всего грозовых дней в году?_______________________
  3. Что такое зенитальные дожди

В Африке?

Заштрихуйте на карте районы, где они выпадают.

  1. У жителей Эфиопии нередки случаи авитаминоза. Попробуйте объяснить это явление.
  2. Подумайте и объясните, почему основная жизнь людей на Эфиопском нагорье сконцентрирована на высоте 2000-3000 м над уровнем моря.

Рассказы по картинкам

1. Используя материал учебника и дополнительные источники, продолжите рассказ о природе Гималаев самостоятельно.

Гималаи

Громадная, высочайшая в мире стена Гималаев отделяет жаркую и богатую Индию от пустынных и сухих районов Центральной Азии. Горы достигают 7~8 тыс. метров. Здесь расположены горы-восьмитысячники - Джомолунгма, Чогори. _____________________

  1. Нанесите на карту Гималаи.
  2. В какую геологическую эру и эпоху горообразования сформировались Гималаи?
  3. Кто первым из альпинистов покорил высшую вершину мира?
  4. Каково влияние Гималаев на климат Земли?
  1. Перечислите восьмитысячники Гималайских гор.
  2. Назовите русского художника, жившего в Гималаях, который отразил их природу в своем творчестве.
  3. Нанесите на карту пути, по которым влажные морские ветры проникают в центральные районы Гималаев.

Тест «Природные области Южной Америки»

Какой из природных областей присущи следующие географические особенности? Выпишите соответствующие цифры.

  1. Область расположена в субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.
  2. Область расположена преимущественно в пределах экваториального климатического пояса.
  3. Более 200 дней в году идут дожди, погода не меняется в течение года.
  4. Большая часть территории области имеет абсолютные высоты от 500 до 2000 м.
  5. Характерны наиболее интенсивные тектонические движения и современный вулканизм.
  6. Расположена в пределах щита древней платформы.
  7. Область начала формирование в герцинскую и окончательно сформировалась в альпийскую складчатость.
  8. Область богата оловом, медью и другими цветными металлами, которые добывают преимущественно шахтеры-индейцы.
  9. Протекает самая полноводная река мира.
  10. Область расположена преимущественно в субтропическом климатическом поясе.
  11. Расположено озеро Титикака.
  12. Преимущественно в этой области расположена Ла-Платская низменность.
  13. На территории области расположена пустыня Атакама.
  14. Расположены постоянно влажные леса (сельва).
  15. Преобладают красно-желтые ферролитные почвы с малым количеством гумуса и кислой реакцией.
  16. В почвенном покрове преобладают красные ферролитные и красно-бурые почвы.
  17. Характерна высотная поясность ландшафтов.
  18. Широко представлены такие полезные ископаемые, как железные и марганцевые руды, уран, золото, алмазы.
  19. Характерны сухая зима (июль) и влажное лето (январь).
  20. Для растительного покрова характерны: шоколадное и хинное деревья, сейба, молочайные, орхидеи.
  21. Широко представлены низкорослые редколесья из кебрачо.
  22. Распространены плодородные красновато-черные почвы со значительным (20- 40 см) гумусовым горизонтом.
  23. В растительном покрове преобладают злаки.
  24. Типичные животные области: ленивец, тапир, ягуар, обезьяны.
  25. Широко распространены субальпийские и альпийские луга.
  26. Типичные животные области: броненосцы, пумы, пекари, олени, страусы нанду.
  27. Наиболее широко распространены сельскохозяйственные ландшафты.
  28. В составе животного мира много эндемиков: очковый медведь, шиншилла, лама.
  29. Широко распространены плантации кофейного дерева, сахарного-тростника, бананов.
  30. Плотность населения низкая. Население занимается преимущественно скотоводством.

Амазония

Анды

Бразильское нагорье

Пампа

35 вопросов по географии Южной Америки

  1. Страна, столица которой г. Каракас.
  2. Крупнейшая змея в бассейне Амазонки.
  3. Самый южный пролив у берегов Южной Америки.
  4. Крупнейшая река, впадающая в залив Ла-Плата?
  5. Высокогорное озеро на границе Боливии и Перу.
  6. Высочайшая вершина материка.
  7. Крупнейший город Бразилии.
  8. Самое высокогорное южноамериканское государство доколумбовой эпохи.
  9. Высочайший в мире водопад (бассейн реки Ориноко).
  10. Самое обширное плоскогорье материка.
  11. Крупнейший хищник в лесах Амазонки.
  12. Страна, столица которой г. Ла-Пас.
  13. Архипелаг, расположенный к востоку от Магелланова пролива.
  14. Озеро - крупнейший район добычи нефти на материке.
  15. Холодное течение у тихоокеанского побережья.
  16. Конкистадор, первым проплывший по всему течению Амазонки.
  17. Пустыня на севере Чили.
  18. Бразильская сосна.
  19. Мореплаватель, открывший пролив между континентом и Огненной Землей.
  20. Крупнейшая хищная птица Анд.
  21. Название обширной возвышенной местности на юге Аргентины.
  22. Самая южная точка Южной Америки.
  23. Крупнейший порт Перу.
  24. Крупнейшая в мире ГЭС на реке Парана.
  25. Дерево с самой легкой древесиной.
  26. Река, огибающая с трех сторон Гвианское плоскогорье.
  27. Крупнейшее высокогорное животное Анд.
  28. Главная статья экспорта Колумбии.
  29. Порт на Амазонке, до которого поднимаются океанские суда.
  30. Ученый и путешественник, изучивший фауну островов Галапагос.
  31. Единственное сумчатое животное, обитающее не в Австралии.
  32. Самый широкий водопад континента.
  33. Река, собирающая воду с территории семи стран материка.
  34. Главная статья экспорта Венесуэлы.
  35. Южноамериканская разновидность крокодилов.
  1. Используя данную карту и карту атласа, объясните особенности распределения осадков на территории Южной Америки.
  2. Объясните причины формирования тропического пустынного климата на побережье Тихого океана от 30 до 5°ю.ш.
  3. Подпишите на карте пустыню, расположенную в этих широтах.
  4. Почему на Западных склонах Патагонских Анд выпадает так много осадков?
  5. Укажите на карте, в какой части Южной Америки выпадает самое большое количество осадков. Попробуйте объяснить, почему.
  6. Нанесите на карту точки, где были зарегистрированы самая высокая и самая низкая температуры на континенте.
  7. Как называется ветер в Южной Америке, с которым встретились герои книги «Дети капитана Гранта»? ______________________________________

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Рассказы по картинкам

  1. Используя учебник и дополнительную литературу, продолжите рассказ о природе пампы самостоятельно.

Перед нами рисунок, где изображены субтропические травяные пространства в южной части Ла-Платской низменности. Эти открытые равнины в Аргентине называют пампой

  1. На карте Южной Америки заштрихуйте Ла-Платскую низменность.
  2. По картам атласа составьте характеристику климата пампы,

t января____________________

Осадки_____________________

t июля _____________________

Режим выпадения____________

  1. Какие виды животных и птиц сохранились в пампе?
  2. Каково хозяйственное использование пампы?____________________________________
  1. Как в Южной Америке (в пампе) называют пастухов? Расскажите, что вы знаете о них (образ жизни, характерная одежда и т.п.).
  2. Что такое «пантанал»? Расскажите, что вы о нем знаете.
  1. Используя материалы учебника и дополнительные источники, продолжите рассказ о бразильском лесе самостоятельно.

На рисунке показан своеобразный хвойный лес Бразильского плоскогорья. Основные массивы бразильской сосны араукарии сохранились в среднем течении р. Парана. Араукария - очень своеобразное дерево со стройным прямым стволом и кроной; напоминающей____________________________________________

  1. Заштрихуйте на карте Бразильское плоскогорье.
  2. В какой природной зоне находится юг Бразильского плоскогорья?
  3. Подпишите на карте реку Парана.
  4. По картам атласа дайте характеристику климата Бразильского плоскогорья.

t января_________________Осадки_________________________________________________

t июля ________________ Режим выпадения________________________________________

  1. Где используется древесина араукарии?__________________________________________
  2. Как называются растения подлеска в араукариевом лесу и почему они используются человеком?_____________________________________________________________________
  3. Какое из растений подлеска араукариевого леса культивируется в садах Европы?
  4. Почему лес из араукарий называется парковым? ___________________________________

Тест «Природные области Азии»

Какой из областей Азии присущи следующие географические особенности? Выпишите соответствующие цифры.

  1. В области находится наиболее жаркий и сухой район Азии.
  2. В области наиболее высокая конТинентальность климата.
  3. Расположена в субэкваториальном и экваториальном климатических поясах.
  4. В области выпадает от 1000 до 5000 мм осадков.
  5. Господствует муссонный тип климата умеренного и субтропического поясов.
  6. Характерно сухое жаркое лето и относительно холодная сухая зима.
  7. В области расположено место, где выпадает максимальное количество осадков на земном шаре.
  8. Наибольшие площади заняты горными системами и нагорьями.
  9. В области наиболее крупные запасы нефти.
  10. В области расположен самый крупный полуостров мира.
  11. В области широко распространены легко размываемые лессовые отложения, что дало название реке и морю, в которое впадает река.
  12. В области расположена глубочайшая континентальная впадина мира.
  13. В области расположен вулкан Кракатау, при извержении которого вулканический пепел поднимался на высоту до 80 км.
  14. В области открыто большое количество месторождений оловянных руд.
  15. Расположена Турфанская впадина (- 154 м).
  16. В области находится один из крупнейших потухших вулканов - г. Большой Арарат.
  17. Расположена самая длинная горная система Евразии.
  18. Расположено Тибетское нагорье со средней высотой 4500 м.
  19. Преимущественно в этой области находится самая длинная река Евразии.
  20. Большой вклад в исследование области внесли русские путешественники

Н. М. Пржевальский и П. К. Козлов.

  1. Широко представлены вечнозеленые, широколиственные и хвойные леса.
  2. В растительном покрове особенно широко представлены пальмы и бамбук.
  3. В почвенном покрове широко представлены желтоземы и красноземы.
  4. Основные сельскохозяйственные культуры области: просо, соя, кукуруза, рис, пшеница, хлопчатник.
  5. Наиболее широко представлены мангровые леса.
  6. Для животного мира области типичны тигры, носороги, тапиры.
  7. Верблюд - незаменимое животное для населения области, а финики - это “хлеб” бедноты.
  8. Господствует пустынная и полупустынная растительность.
  9. В области находится пустыня Такла-Макан.
  10. В области расположен вулкан Фудзияма, который жители называют “священной горой”.

Юго-Западная Азия

Центральная Азия

Восточная Азия

Юго-Восточная и Южная Азия

15 вопросов по географии Европы

  1. Самый северный архипелаг Европы
  2. Крупнейшая река, впадающая в Северное море.
  3. Крупнейший залив Балтийского моря.
  4. Горы на границе Испании и Франции.
  5. Высочайшая вершина Альп.
  6. Карликовое государство на побережье Средиземного моря.
  7. Крупнейшая река Франции.
  8. Пролив, отделяющий Италию от Сицилии.
  9. Полуостров на юге Греции.
  10. Горы, отделяющие Чехию от Польши.
  11. Единственный вулкан в континентальной Европе.
  12. Низменность на севере Италии.
  13. Народность, населяющая Северную часть Бельгии.
  14. Горы на юге Болгарии.
  15. Страна, половина территории которой лежит ниже уровня моря.
  1. Крупнейшая река Индокитая.
  2. Пролив, ведущий в Персидский залив.
  3. Горный хребет, служащий северной границей Тибета.
  4. Пустыня на юге Аравийского полуострова.
  5. Русский купец, совершивший в XV веке путешествие из России в Индию.
  6. Островное государство в Персидском заливе.
  7. Китайский “бамбуковый медведь”.
  8. Основное полезное ископаемое Малайзии.
  9. Высочайший вулкан Евразии.
  10. Пролив, отделяющий Аравию от Африки.
  11. Самая глубокая в мире впадина на суше.
  12. Русский путешественник, совершивший три экспедиции в Центральную Азию.
  13. Страна, столица которой г. Коломбо.
  14. Островное государство в Средиземном море.
  15. Главная река Индии.
  16. Самая длинная река Азии.
  17. Крупнейший хищник Азии из семейства кошачьих.
  18. Растение с самым большим (до метра в диаметре) цветком.
  19. Страна на полуострове в Персидском заливе.
  20. Река, давшая название Желтому морю.
  21. Высочайшая вершина Урала.
  22. Озеро на границе России и Китая.
  23. Народность на Кольском полуострове.
  24. Река, вытекающая из озера Байкал.
  25. Море, в которое впадает река Лена.

25 вопросов по географии Азии


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...