Генерал майор кузнецов николай. Кузнецов, николай федорович. Кузнецов, Николай Федорович



Кузнецов Николай Фёдорович – заместитель командира авиаэскадрильи 436-го истребительного авиационного полка (239-я истребительная авиационная дивизия, 6-я воздушная армия, Северо-Западный фронт), капитан.

Родился 13 (26) декабря 1916 года в городе Петроград (ныне Санкт-Петербург). Русский. В 1931 году окончил 7 классов школы, в 1933 году – школу ФЗУ. Работал токарем по металлу на заводе №4 имени М.И. Калинина в Ленинграде (производство взрывателей).

В армии с сентября 1935 года. В 1937 году окончил Ленинградскую военную школу авиационных техников. До апреля 1940 года служил в ВВС авиатехником в истребительной авиаэскадрилье и истребительном авиаполку (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939 – марте 1940 – техник звена 68-го истребительного авиационного полка.

В мае 1941 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – июле 1942 – лётчик, командир звена и заместитель командира авиаэскадрильи 191-го истребительного авиационного полка. Воевал на Северном (июнь-август 1941), Ленинградском (август-октябрь 1941), Калининском (март-апрель 1942), Западном (май-июнь 1942) и Юго-Западном (июнь-июль 1942) фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, в боях на велижском направлении, Воронежско-Ворошиловградской операции.

В ноябре 1942 – мае 1945 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи, заместитель командира 436-го (с марта 1943 – 67-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Северо-Западном (ноябрь 1942 – март 1943), Центральном (июнь-сентябрь 1943) и 1-м Белорусском (июнь 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в Демянской операции, Курской битве, Орловской и Черниговско-Припятской, Бобруйской. Люблин-Брестской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.

6 января 1943 года в воздушном бою был ранен в грудь, а его самолёт подбит. Несмотря на ранение и пожар на самолёте, дотянул до своей территории, где совершил вынужденную посадку в лес. До марта 1943 года находился на излечении в госпитале.

Всего за время войны совершил 252 боевых вылета на истребителях И-16, «Харрикейн», Р-40 «Киттихаук» и Р-39 «Аэрокобра», в 99 воздушных боя сбил лично 23 и в составе группы 12 самолётов противника .

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года гвардии капитану Кузнецову Николаю Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

После войны до июня 1946 года продолжал службу в ВВС заместителем командира истребительного авиаполка (в Центральной группе войск; Австрия).

В 1949 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе. С декабря 1949 – командир 16-го истребительного авиационного полка ПВО (в Московском районе ПВО; город Рязань).

Участник войны в Корее: в январе-июне 1952 – командир 16-го истребительного авиационного полка. Совершил 27 боевых вылетов на реактивном истребителе МиГ-15.

В 1952-1954 – лётчик-инспектор Управления боевой подготовки ВВС.

В 1956 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). В октябре 1956 – августе 1957 – начальник Грозненского военного авиационного училища лётчиков, в августе 1957 – ноябре 1963 – начальник Черниговского военного (с 1959 – высшего военного) авиационного училища лётчиков.

С 1972 – советник главного конструктора НПО «Энергия» по военно-космическим программам. С июня 1978 года генерал-майор авиации Н.Ф.Кузнецов – в запасе.

Жил в Звёздном городке Щёлковского района Московской области. Умер 5 марта 2000 года. Похоронен на Преображенском кладбище в Москве.

Генерал-майор авиации (1959), заслуженный военный лётчик СССР (8.07.1967), доктор военных наук (1974). Награждён 2 орденами Ленина (29.10.1941; 1.05.1943), 4 орденами Красного Знамени (10.02.1942; 6.08.1944; 16.06.1945; 30.12.1956), орденами Александра Невского (29.03.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 3 орденами Красной Звезды (7.04.1940; 3.12.1941; 17.05.1951), медалью «За боевые заслуги» (6.11.1945) и другими медалями, иностранными медалями .

В Звёздном городке на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Примечания:
1) Согласно исследованиям М.Ю.Быкова, документальные подтверждения имеются на 21 личную и 12 групповых побед;
2) Награждён за выполнение 213 боевых вылетов, в которых сбил лично 17 и в составе группы 12 самолётов противника;
3) В середине 1990-х годов Н.Ф.Кузнецов Указом так называемого Постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР был награждён второй медалью «Золотая Звезда». Однако это награждение юридически нелегитимно.

Сочинения:
Фронт над землёй . М., 1970;
Годы испытаний. Ленинград, 1987;
Главный и Первый. М., 1988;
Правда о гибели Гагарина. Домодедово, 1994.

Воинские звания:
Воентехник 2 ранга (16.12.1937)
Лейтенант (24.05.1941)
Старший лейтенант (12.02.1942)
Капитан (10.02.1943)
Майор (29.05.1944)
Подполковник (4.08.1948)
Полковник (5.11.1951)
Генерал-майор авиации (25.05.1959)


12 июля 2012 10:48, Собинформ

Одним из наиболее запомнившихся командиров Озёрской войсковой части 3273 был генерал-майор Николай Александрович Кузнецов. Под его командованием дивизия несла свою службу по охране нашего закрытого города 13 лет - с 1984 по 1997 год, неоднократно была отмечена за успехи в боевой и политической подготовке высокими наградами, в том числе и орденом Красной Звезды. Вашему вниманию - небольшой рассказ про его жизнь, которая схожа разве что с героической повестью.

Николай Александрович родился в суровое военное время, 3 декабря 1941 года, в деревне Калистово Калининской области, которая как и многие была оккупирована немцами.

За окном 1941 год, декабрь. В доме - вражеские солдаты и офицеры. Время не самое подходящее для появления на свет маленького Коли, тем более что его мать, Татьяна Васильевна, уже воспитывала двоих детей. Однажды ночью новорождённый сильно заплакал, один из немцев подошёл к нему, чтоб заколоть штыком от ружья - не понравился шум в доме. Бедной матери пришлось слёзно умолять немца не убивать невинного младенца. В обмен на жизнь пришлось тут же собрать вещи и с тремя детьми уйти жить в холодную баню. Ни еды, ни дров, ни защиты.

В начальной школе с маленьким, но уже тогда героического поведения Колей произошла следующая история. На перемене все дети вышли из класса отдохнуть и сели на старую школьную скамейку. Но учеников было настолько много, и скамья была настолько ветхая, что проломилась. Да неудачно - Коле сильно придавило ногу. На улице темнеет, зима, все ученики уже давно разошлись по домам, а Коли всё нет. Родителей охватила паника, и они отправились к друзьям Коли, которые уже давно грелись у себя дома. Оказалось, что маленький, беспечный Коля не стал обращаться к друзьям за помощью, решил добраться до дома сам. Когда его нашли, он плакал и фактически полз, была сломана нога, но на помощь он не звал.

После школы – сельскохозяйственный техникум. Там он и встретил свою любовь, Маргариту Ивановну, одну и на всю жизнь. Он заботился о ней ежеминутно и даже на расстоянии, ведь Николай Александрович исколесил десятки городов. Друг друга всегда и во всём поддерживали и прожили душа в душу до 13 февраля 2005 года, дня смерти Николая Александровича.

Молодой курсант Саратовского военного училища Николай Кузнецов.

Любовь всей жизни - Маргарита.

В техникуме он стал возглавлять дружину, помогающую работе милиции. И тогда понял, что хочет быть полезным для страны, поэтому после техникума пошёл работать не агрономом, а в милицию. Через год службы его направили в Саратовское военное училище МВД. Позже закончил Военную Академию им. Фрунзе в Москве.

В звании старшего лейтенанта.

Сын Николая Кузнецова - Олег - пошёл по стопам отца и добился больших успехов на службе Отечеству.

Проводы в Саратовское военное училище.

Всего его служба стране составляет ни много ни мало 36 лет (с 1961 года по 1997), а по факту он служил всю свою жизнь, ведь он старался быть в курсе событий, даже уйдя в отставку. За добросовестное исполнение воинского долга и особые заслуги перед Отечеством Александру Николаевичу было присвоено звание «Почётный сотрудник МВД». Кроме того, он был награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-ей степени.

С внуком Алексеем на руках.

Честный, порядочный, отзывчивый и очень добрый. Всего добивался своим трудом, ведь у простого деревенского парня не было никаких связей, он всего добивался сам. Требовательный к дисциплине и порядку, к солдатам он относился не свысока, а по-людски, уважая каждого как человека. Умел видеть в людях и хорошие качества и плохие. Расставляя приоритеты, не заводил дружбу просто так и с кем попало. Говорил, что погоны получил не для того, чтобы бояться.

Евгения Кузнецова, фото из семейного архива

Кузнецов, Николай Федорович

Летчик-истребитель, заслуженный военный летчик СССР (1967), Герой Советского Союза (1943), генерал-майор авиации, д-р воен. наук. Участник советско-финляндской войны. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 436 (67 гв.) иап, был командиром эскадрильи. 6 января 1943 г. в воздушном бою на подступах к Ленинграду на горящем самолете таранил истребитель противника. Совершил 252 боевых вылета, в 150 воздушных боях сбил лично 25 и в группе 12 самолетов противника. После войны до 1978 г. продолжал служить в ВВС. Участник войны в Корее. В 1963-1972 гг. был начальником Центра подготовки космонавтов. Автор книги "Фронт над землей".

Кузнецов, Николай Федорович

(26.12.1916-5.3.2000). Заместитель командира эскадрильи 436-го истребительного авиационного полка (239-я истребительная авиационная дивизия, 6-я воздушная армия, Северо-Западный фронт), капитан. Родился 26 декабря 1916 года в Петрограде в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1940 года. Окончив 7 классов и школу ФЗУ, работал токарем на ленинградском заводе имени М. И. Калинина. В РККА с 1935 года. Окончил Ленинградскую школу авиационных техников в 1937 году, Качинскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Старший лейтенант Кузнецов Н. Ф. особенно отличился 6 января 1943 года. В воздушном бою самолет Кузнецова P-40K был подбит. На горящем истребителе советский летчик, отбиваясь от показательных атак пяти немецких стервятников, уходил к линии фронта. Добить самолет немцы не смогли: Кузнецов горел, терял высоту, но уходил от немцев то в одну сторону, то в другую, скользил по воздуху, и упрямо тянул к своим. Когда до линии фронта оставалось всего ничего, тройка "Мессеров" отвернула в сторону и ушла, а двойка решила атаковать русского сверху, ударить по кабине, чтобы наверняка добить его. Тогда Кузнецов задрал нос самолета вверх и ответил на атаку всеми шестью пулеметами, которыми был вооружен "Китти-Хаук", и он попал и угодил точно в немца, - потом, работая рулями, резко нырнул вниз. Сработал Кузнецов мастерски - своим винтом он отрубил, а точнее, отломил фашисту хвост. Немец камнем рухнул на землю и в ту же секунду взорвался. А Кузнецов продолжал тянуть на подбитой машине к своим, чувствовал, что огонь вот-вот проберется в кабину, - из-за этого он не открывал фонарь, боялся, что стоит только чуть приоткрыть фонарь, как пламя проникнет в кабину, оно проберется даже сквозь очень малую щель, и тогда все - летчик превратится в факел. Дотянуть до аэродрома Кузнецов не смог. Его самолет упал сразу же за линией фронта. Дальше летчик сумел пройти примерно семь километров и потерял сознание от усталости и потери крови. А дальше был госпиталь, тяжелейшая операция и возвращение в строй. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Николаю Федоровичу Кузнецову присвоено 1 мая 1943 года за 213 боевых вылетов, 17 лично и 12 в группе сбитых самолетов противника. Войну закончил в Берлине, гвардии майором, заместителем командира 67-го истребительного полка. Всего он провел 252 воздушных боя и сбил 37 самолетов противника (с учетом групповых побед). Принимал участие в Параде Победы. После войны продолжал службу в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, в 1956 - Военную академию Генерального штаба. При его активном участии в конце 50-х - начале 60-х годов создавался отряд советских космонавтов и строился Центр подготовки космонавтов. В 1963-1972 гг. - начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. С 1978 года заслуженный военный летчик СССР, доктор военных наук, генерал-майор авиации Кузнецов - в отставке. Автор воспоминаний о Великой Отечественной войне "Фронт над землей", а также книг о С. П. Королеве и Ю. А. Гагарине. 13 мая 1945 года Николай Федорович был представлен к званию дважды Героя Советского Союза. Представление подписали С. Руденко - командующий 16-й воздушной армией, генерал-лейтенант К. Телегин - Член Военного совета фронта и Маршал Советского Союза Г. Жуков. Но по каким то причинам второй звезды Кузнецов не получил. История эта продолжилась в 1999 году. Председатель так называемого "постоянного Президиума Верховного Совета СССР" Сажа Умалатова подписала Грамоту о присвоении звания дважды героя, и вручила Звезду Героя из золота низкой пробы. 5 марта 2000 года Николай Федорович скончался в Звездном городке. Похоронен на кладбище подмосковной деревни Леониха. Награжден 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, 3 орденами Красной Звезды, медалями.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Кузнецов, Николай Федорович" в других словарях:

    Николай Фёдорович Кузнецов (26 декабря 1916, Петроград 5 марта 2000, Звёздный городок Московской области) лётчик, военачальник, учёный, писатель. Генерал майор авиации, Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик СССР. Доктор военных… … Википедия

    Николай Фёдорович Кузнецов (26 декабря 1916, Петроград 5 марта 2000, Звёздный городок Московской области) лётчик, военачальник, учёный, писатель. Генерал майор авиации, Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик СССР. Доктор военных… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кузнецов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Кузнецов, Алексей. Алексей Фёдорович Кузнецов Дата рождения: 24 марта 1928(1928 03 24) … Википедия

    Василий Васильевич Кузнецов … Википедия

    Феликс Феодосьевич Кузнецов (р. 22 февраля 1931 г., д. Маныловица Тотемского района Вологодской области) русский советский критик и литературовед. Член корреспондент АН СССР (1987, ныне РАН). Лауреат Государственной премии СССР (1981).… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ватутин. Николай Фёдорович Ватутин Прозвище Психолог (однокурсники по пехотному училищу), Генерал от наступления (офицеры Воронежского фронта), Гроссмейстер (генералы вермахта) Дата… … Википедия

    Николай Дубовской … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Соловьёв. В Википедии есть статьи о других людях с именем Соловьёв, Николай. В Википедии есть статьи о других людях с именем Соловьёв, Николай Николаевич. Николай Николаевич Соловьёв … Википедия

    Всеволод Фёдорович Руднев 19 (31) августа 1855 7 (20) июля 1913 Герой Русско японской войны Место рождения Динамюнде, Лифляндская губерния Место смерти Мыше … Википедия

КУЗНЕЦОВ НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

генерал-майор

Родился 26 декабря 1916 года в Петрограде в рабочей семье. После окончания 7 классов и школы ФЗУ работал токарем на ленинградском заводе имени М.И.Калинина.

В 1935 году по спецнабору был призван в Красную Армию и в 1937 году окончил Ленинградскую школу авиационных техников. С ноября 1939 года по март 1940 года в составе 68-го истребительного авиаполка принимал участие в советско-финляндской войне, по окончании которой поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С первых же дней начала Великой Отечественной войны лейтенант Н.Ф.Кузнецов принимал участие в боях на Ленинградском фронте в составе 191-го авиаполка. Уже в июле 1941 года, в районе Петрокрепости, он одержал свою первую воздушную победу: залпом реактивных снарядов звена И-16 были уничтожены два «Мессершмитта-110».

Летать приходилось не только на советских самолетах. Через некоторое время полк был перевооружен на британские «Харрикейны» и продолжал воевать на Калининском фронте.

Вскоре, вновь пройдя переподготовку на американские истребители «Киттихаук», старший лейтенант Кузнецов был переведен в 436-й истребительный авиаполк, в ноябре 1942 года вошедший в состав 239-й истребительной авиадивизии. Количество побед на боевом счету Н.Ф.Кузнецова росло довольно быстро: 26 декабря 1942 года, в день своего 26-летия, он уничтожил 26-й самолет противника! А всего через 10 дней Кузнецову предстоял самый тяжелый и опасный бой за весь период боевых действий на фронте …

6 января 1943 года в воздушном бою самолёт Кузнецова P-40 «Kиттихаук» был подбит. На горящем истребителе советский лётчик, отбиваясь от показательных атак пяти немецких стервятников, уходил к линии фронта. Однако добить самолёт немцы так и не смогли: Кузнецов горел, терял высоту, но уходил от немцев то в одну сторону, то в другую, скользил по воздуху, и упрямо тянул к своим. Когда до линии фронта оставалось всего ничего, тройка "мессеров" отвернула в сторону и ушла, а оставшаяся пара решила атаковать русского сверху, ударить по кабине, чтобы наверняка добить его. Тогда Кузнецов задрал нос самолёта вверх и ответил на атаку всеми шестью пулеметами, которыми был вооружен его «Киттихаук». И он попал! И угодил точно в немца! Потом, работая рулями, резко нырнул вниз. Сработал Кузнецов мастерски - своим винтом он отрубил, а точнее, отломил фашисту хвост. Немец камнем рухнул на землю и в ту же секунду взорвался.

А Кузнецов продолжал тянуть на подбитой машине к своим, чувствовал, что огонь вот-вот проберётся в кабину, - из-за этого он не открывал фонарь, боялся, что стоит только чуть его приоткрыть, как пламя проникнет в кабину, оно проберётся даже сквозь очень малую щель, и тогда всё - лётчик превратится в факел. Дотянуть до аэродрома Кузнецов не смог. Его самолёт упал сразу же за линией фронта…

А потом раненный летчик сумел пройти около семи километров по снежной целине, потерял сознание от усталости и потери крови, но в последний момент был найден подоспевшей группой, направленной на его поиск. Дальше - госпиталь, тяжелейшая операция и возвращение в строй.

Пока Кузнецов находился в госпитале, командованием было подготовлено и направлено по инстанциям представление о присвоении ему звания Героя Советского Союза: к февралю 1943 года заместитель командира эскадрильи 436-го истребительного авиационного полка 239-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта капитан Кузнецов Николай Фёдорович совершил 213 боевых вылетов, лично сбил 17 самолетов противника и еще 12 в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за указанные отличия капитану Кузнецову Н.Ф. было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 966).

Во время нахождения Кузнецова в госпитале произошло еще одно важное для него и личного состава полка событие - приказом НКО СССР № 128 от 18 марта 1943 года 436-й истребительный авиаполк был преобразован в 67-й гвардейский.

После возвращения в полк и очередного переучивания на новую для себя американскую «Аэрокобру», летчик продолжал драться с врагом. Он сражался на Курской дуге, участвовал в освобождении Белоруссии и Польши. Войну закончил в Берлине, в должности заместителя командира 67-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (в ноябре 1943 года полк вошел в состав 273-й истребительной авиационной дивизии). Несколько боевых орденов на груди свидетельствовали о его мастерстве и мужестве. Одним из таких знаков боевого отличия стал и орден Александра Невского. В представлении к ордену командованием указывались такие заслуги:

«На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвел 233 боевых вылета, участвовал в 94 воздушных боях, в которых сбил лично 21 и в группе 12 самолетов противника.

С 6 августа 1944 года по 19 января 1945 года произвел 33 боевых вылета, участвовал в одном воздушном бою, в котором сбил самолет противника Ме-109: 15 октября 1944 года, выполняя боевое задание в районе Бултуск, Серотск на высоте 3000 метров провел воздушный бой, в результате которого сбил один самолет противника.

Во время боев за освобождение Варшавы произвел 6 боевых вылетов на «свободную охоту», штурмовку войск и техники противника. 17 января 1945 года летным составом полка было уничтожено до 60 машин, 5 цистерн с горючим и сбит один самолет противника».

За образцовое выполнение боевых заданий командования, проявленные при этом доблесть и мужество, нанесение противнику значительных потерь в живой силе и технике в ходе боев за освобождение Варшавы, приказом командующего 16-й воздушной армией № 0199/н от 29 марта 1945 года заместитель командира 67-го гвардейского истребительного авиаполка 273-й истребительной авиационной дивизии гвардии майор Кузнецов Н.Ф. был награжден орденом Александра Невского № 23572 .

Всего к моменту окончания войны Николай Федорович Кузнецов произвел 252 боевых вылета, лично сбил 25 и в группе еще 12 самолётов противника. Принимал участие в Параде Победы.

После войны Николай Фёдорович продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Затем ему пришлось ещё немного повоевать - с начала 1952 года полковник Кузнецов командовал 16-м истребительным авиаполком, сражавшимся в небе Северной Кореи. Там его полк сбил 26 неприятельских самолётов, потеряв четырех своих лётчиков. Сам Кузнецов совершил 27 боевых вылетов на истребителе МиГ-15.

Вернувшись в Советский Союз, Николай Кузнецов командовал авиационной дивизией, в 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба, стал генералом. В 1957 году был назначен начальником Черниговского военного авиационного училища летчиков. Училище под командованием генерал-майора Кузнецова за последующие шесть лет дало стране тысячи высококвалифицированных летчиков-истребителей.

С 1963 по 1972 год Н.Ф.Кузнецов возглавлял Центр подготовки космонавтов. При его активном участии были осуществлены десятки важнейших экспедиций пилотируемой космонавтики. Юрий Гагарин был у него заместителем...

В 1978 году заслуженный военный лётчик, доктор военных наук генерал-майор авиации Н.Ф.Кузнецов ушел в отставку и поселился в Подмосковье. Им написаны несколько книг: воспоминания о Великой Отечественной войне "Фронт над землей", книги о С.П.Королеве и Ю.А.Гагарине.

5 марта 2000 года Николай Фёдорович скончался в Звездном городке и был похоронен на кладбище подмосковной деревни Леониха.

Генерал-майор Кузнецов Н.Ф. – кавалер двух орденов Ленина, четырех орденов Красного Знамени, орденов Александра Невского и Отечественной войны I степени, трех орденов Красной Звезды. Он был награжден также многими медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги» и Золотой Звездой Героя Советского Союза.

Источники:

1. Центральный Архив Министерства Обороны РФ, опись 686196, дело 4113, лист 216.

2. «Кавалеры ордена Александра Невского Москвы и Московской области». Том 1. М.: Альтекс, 2000. – стр. 298-299;

3. Материалы сайта "Авиаторы Второй мировой ".

4. Биография Героя на сайтах "Красные соколы " и "Герои страны ".

5. "Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь". Том 1. М.: Воениздат, 1988г.

6. Библиотечка журнала "Орденская книжка". Герои Советского Союза. Справочник: Даты. Номера. Указы. Сост.: Н.Ефимов. И.Пак.

Родился 13 (26) декабря 1916 года в Петрограде (ныне город Санкт - Петербург) в семье рабочего. Окончив 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества, работал токарем на ленинградском заводе имени М. И. Калинина. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил Ленинградскую школу авиационных техников.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Награждён орденом Красной Звезды.

В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года лейтенант Н. Ф. Кузнецов в действующей армии. По сентябрь 1941 года служил в 191-м ИАП, летал на И-16 и "Харрикейне". Затем, по май 1945 года, в - 436-м ИАП (67-м Гвардейском ИАП), летал на "Киттихауке" и "Аэрокобре".

К февралю 1943 года заместитель командира эскадрильи 436-го истребительного авиационного полка (239-я истребительная авиационная дивизия, 6-я Воздушная армия, Северо - Западный фронт) старший лейтенант Н. Ф. Кузнецов совершил 213 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 17 самолётов противника и 12 в составе группы.

1 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 252 боевых вылета, в 150 воздушных боях сбил 25 самолётов противника лично и 12 - в группе с товарищами.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Участник вооружённого конфликта на территории Кореи 1950 -1953 годов.

В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1963 - 1972 годах возглавлял Центр подготовки космонавтов. С 1978 года генерал - майор авиации Н. Ф. Кузнецов - в отставке. В декабре 1999 года удостоен второй медали "Золотая Звезда" Героя. Автор книг: "Фронт над землёй" и "Годы испытаний". Умер 5 марта 2000 года.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (трижды); медалями.

* * *

Судьба этого боевого лётчика олицетворяет преемственность поколений в советской авиации. Начав свою службу курсантом Ленинградской школы авиатехников в 1935 году, он прошёл 3 войны, командовал крупными авиационными соединениями, руководил Центром подготовки космонавтов.

Николай Кузнецов родился в декабре 1916 года в Петрограде, в рабочей семье. Окончив в 1937 году Ленинградскую школу авиационных техников, в составе 68-го истребительного авиаполка участвовал в Советско - Финляндской войне зимой 1939 - 1940 годов, обеспечил безаварийную работу всех самолётов звена при длительных 40-градусных морозах и был награждён орденом Красной Звезды. Затем, по собственному желанию, был отправлен в Качинскую военную авиационную школу лётчиков, которую успешно окончил в 1941 году.

С июня 1941 года - на фронтах Великой Отечественной войны. Участник обороны Ленинграда. Сначала воевал в 191-м авиаполку, летая на И-16 и "Харрикейне". Свою первую победу лейтенант Н. Ф. Кузнецов одержал в июле 1941 года в районе Петрокрепости, когда залпом реактивных снарядов, дружно пущенных звеном И-16, были уничтожены 2 многоцелевых самолёта Ме-110... После переобучения на "Харрикейн" Кузнецов в составе того же полка воевал на Калининском фронте.

Осенью 1941 года в полку работал замечательный советский художник Яр-Кравченко. С раннего утра и до позднего вечера он был на самолётных стоянках, на взлётно - посадочной полосе, заглядывал на командный пункт, в землянки, общежитие лётчиков и рисовал, неустанно рисовал.

Яр-Кравченко отказывался от всяких привилегий. Жил в землянке на аэродроме, питался тем же, чем и лётчики, - нередко одними сухарями. Он делил с ними горечь неудач и радость побед. Может быть, поэтому его работы были так выразительны и реалистичны.

Когда художник закончил в боевых полках серию авиационных рисунков и портретов, журналист М. Жестев в одной из ленинградских газет написал о нём тёплую корреспонденцию:

"Славой овеяны имена наших лётчиков - истребителей, они любимы народом, и эта любовь привела художника Яр-Кравченко к народным героям. Мастерской рукой портретиста он создал этот замечательный фронтовой альбом.

Когда рассматриваешь этот альбом, каждый штрих приобретает необыкновенное значение. Тут нет сражений в воздухе. Героизм лётчиков дан через портрет. Вы чувствуете его во взгляде глаз, повороте головы, в каждой чёрточке лица..."


Мы перелистываем альбом. Вот Герой Советского Союза младший лейтенант Харитонов. Он сидит в кабине. Художник зарисовал его волевое лицо перед вылетом в бой. Вот стоят на аэродроме Кузнецов, Грачёв, Плавский. Эти 3 крылатых богатыря сбили в воздушных боях 48 немецких самолётов. Вот мастер штурмовки капитан Горохов, вот лётчики - ночники Апполонин, Мациевич, Григорьев - люди зоркого взгляда, бесстрашно идущие за врагом по следу зенитных разрывов. А вот лётчик Мурга. Под портретом лаконичные строки: "В воздушных боях он уничтожил 11 фашистских самолётов..."

Альбом издан редакцией газеты "Атака" в ноябре 1941 года. Вы перелистываете его от начала до конца, от первого до последнего портрета, и вам не хочется расставаться с близкими и дорогими вам людьми. Их бодрость, мужество и отвага заставляют усиленно биться ваше сердце. Вас глубоко волнует образ героя лётчика, славного защитника города Ленина. Он многолик, этот образ, он в сердце каждого советского патриота".


И-16 тип 17 Н. Ф. Кузнецова. 191-й ИАП, 1941 год.

Вскоре, перевооружившись вновь, теперь уже на американские Р-40 "Киттихаук", Кузнецов был переведён в 436-й ИАП (впоследствии ставший 67-м Гвардейским ИАП), где воевал до конца войны.

Боевой счёт Николая рос довольно быстро: 26 декабря 1942 года, в день своего 26-летия, он одержал уже 26-ю победу - интересное совпадение дат! А вскоре, 6 января 1943 года, провёл свой самый тяжёлый бой за весь период войны.

В тот день группа истребителей 436-го авиаполка, вылетев на сопровождение штурмовиков, внезапно была атакована самолётами противника. Кузнецовская пара устремилась на ближайшие "Мессера". Зайдя со своим ведомым Голдобиным на немцев со стороны солнца, они завязали бой.

Схватка была жестокой - всё небо покрылось дымом. Внизу тоже шёл бой. В одной из атак по машине Кузнецова ударил "Мессер", повредил очередью маслопровод. Выбрызнувшим маслом залило весь фонарь, несколько минут вообще ничего не было видно, оставалось лишь маленькое неиспятнанное пространство сзади. Потом масло малость стекло в сторону, в стеклах фонаря образовалась прослоина, и Кузнецов стал невольно искать в воздухе ведомого: где же он?

Но Голдобина уже не было. Через минуту он увидел - горит его ведомый, кувыркается с длинным хвостом дыма к земле (Голдобин сумел выброситься из горящего самолёта с парашютом, попал к партизанам, остался жив и впоследствии успешно продолжал воевать).


Друзья поздравляют Н. Ф. Кузнецова с очередной победой.

В общем, Николай оказался один против 5 "Мессеров". Они нападали на него грамотно: вначале Кузнецова атаковывала пара, потом тройка, затем снова пара и снова тройка, и так далее, немцы сменяли друг друга, что, собственно, Кузнецову и надо было: он сковывал немецкие истребители, не допускал их до наших штурмовиков - он отвлёк на себя сразу 5 самолётов.

В какой - то момент Кузнецов засёк, что один немецкий самолёт исчез - одна пара "Мессеров" находится впереди, вторая пара сзади, а пятого самолёта нет, он исчез, хотя не должен был исчезнуть. Его надо было во что бы то ни стало найти. Но старший лейтенант Н. Ф. Кузнецов не нашёл 5-го немца, не успел отыскать, тот словно бесследно растворился в бездонном синем небе, в огромном белесом солнце.

В это время с земли прозвучала команда генерала Ф. П. Полынина:

Штурмовики своё отработали, штурмовики уходят домой, ястребкам тоже можно возвращаться. Ястребки, ястребки - домой! Ястребки, можно возвращаться!

"Ну всё, пора и мне на аэродром", - это была последняя мысль, которая мелькнула у Кузнецова перед резким ударом, буквально швырнувшим самолёт в сторону. Это исчезнувший "Мессер" внезапно вывалился из роскошного зимнего солнца, поражающего своими размерами, и атаковал Кузнецова. По плечу хлестнул металл. Будто кувалдой ударило. Левая рука у Кузнецова сразу перестала действовать, её перебило, фонарь, забрызганный маслом, на этот раз забрызгало кровью... Двигатель перестал тянуть.

Но ни боли, ни красной мути перед глазами не было. Кузнецов развернулся и на горящем самолёте потащился к линии фронта, к своим. Мотор "Киттихаука" не работал. До линии фронта было километров 15, не меньше. Запас высоты позволял ещё тянуть - приборы показывали 3500 метров. Хотя пламя вряд ли удастся сбить простым планированием, для этого нужна хорошая скорость. Линия фронта была хорошо видна - она проходила по нитке железной дороги далеко впереди, нить растворялась в слабой морозной дымке, уходя по дуге влево и по такой же дуге вправо.


Кузнецов тянул к этой железной дороге, как к единственной своей жизненной цели, которую очень важно было достичь. Для "Мессеров" его самолёт теперь представлял лёгкую наживу, они начали расстреливать "Киттихаук", как на полигоне, показательно, немцы словно бы тренировались на воздушных учениях: вначале на самолёт заходила двойка, била по Кузнецову из всех стволов, отстрелявшись, отворачивала в сторону, и на её место заступала тройка. И тоже хлестала из всех стволов.

И всё равно добить самолёт немцы не смогли: Кузнецов горел, терял высоту, но уходил от немцев то в одну сторону, то в другую, скользил по воздуху, и упрямо тянул к своим. Когда до линии фронта оставалось всего ничего, тройка "Мессеров" отвернула в сторону и ушла, а двойка решила атаковать русского сверху, ударить по кабине, чтобы наверняка добить его.

Тогда Кузнецов задрал нос самолёта вверх и ответил на атаку всеми 6 пулеметами, которыми был вооружён "Киттихаук", и он попал и угодил точно в немца, - потом, работая рулями, резко нырнул вниз.

Сработал Кузнецов мастерски - своим винтом он отрубил, а точнее, отломил противнику хвост. Немец камнем рухнул на землю, взбив высокий султан снега, и в ту же секунду взорвался. Солнечное пространство стало розовым от сильного пламени.

А Кузнецов продолжал тянуть на подбитой машине к своим, чувствовал, что огонь скоро проберётся в кабину. Из - за этого он не открывал фонарь, боялся, что пламя проникнет в кабину - оно проберётся даже сквозь очень малую щель, и тогда всё - лётчик превратится в факел.

Кузнецов буквально переполз по воздуху, через нитку железной дороги, снизился за неровным, побитым снарядами леском, глянул на высотометр, засекая, сколько же остается до земли, и удивился: он уже находился на высоте 100 метров ниже уровня аэродрома. Выпускать шасси было нельзя - "Киттихаук" мигом бы перевернулся лапами вверх, поэтому Кузнецов продолжал планировать. А земля уже совсем рядом, до сугробов рукой подать. Кузнецов открыл фонарь и в следующий миг резкий удар выбросил его из кабины.

Он пролетел несколько метров по воздуху и зарылся в снег. От удара Кузнецов на несколько мгновений потерял сознание, хотя этот момент не зафиксировал, - очнулся он довольно быстро. Было темно. А ведь только что, буквально несколько минут назад он видел яркий свет, солнце, дымку, поднимающуюся от снега, розовый от пламени горящего немца снег, и вдруг - темнота, ночь. В голове мелькнуло обреченное: "Неужели выбило глаза? Или они сгорели?"



Истребитель Р-40К "Киттихаук" старшего лейтенанта Н. Ф. Кузнецова. 436-й ИАП, зима 1943 года.

Пошевелил ногами, обе ноги действовали, шевельнул правой рукой - действует правая рука, а левая, прижатая к телу, - нет, она будто тряпичная, чужая. То ли перебита, то ли ещё что с ней произошло - не понять. Боли не было. На лицо свалился кусок снега, опалил холодом. Кузнецов начал здоровой рукой раскапывать над собою снег и вскоре выбрался на поверхность, на свет. Облегчённо вздохнул - глаза видели.

Кое - как дотелепал до самолёта - там имелась рация, из кабины можно было связаться со своими, хотя связь с землёю с земли - не то, что с землёю с воздуха. Рация оказалась разбитой, надежд на то, что кто - нибудь попытается ему помочь, - никаких. Самолёт продолжал гореть, пламя не погасил даже высоко взбитый столб снега. Носом "Киттихаук" зарылся в высокий сугроб. Кузнецов достал из фюзеляжа укороченные финские лыжи - не лыжи, а лыжонки, на вид почти детские, очень лёгкие. Кузнецов всегда брал их с собою в полеты: а вдруг пригодятся. И вот - пригодились.

Услышал, как в унтах что - то захлюпало. Подумал, что угодил в болото, зачерпнул чёрной зловонной жижки, оказалось - нет. В унтах хлюпала кровь, натекла туда из - под гимнастёрки. Отвернул борт реглана, а там - страшно смотреть - месиво, половина груди - сплошная рана, открытая. Кровь уже загустела, превратилась в чёрный холодец. Кузнецов летал на задания, не отвинчивая орденов - ордена у него были старые, на винтах - Ленина, Красной Звезды, - и когда по нему рубанула очередь, то превратила ордена в крошево, вбила металл в тело.


Друзья поздравляют Николая Кузнецова с очередной одержанной победой.

Кузнецов спокойно, будто и не он был ранен, прикинул размеры раны - примерно 20 сантиметров на 12. Он ещё не знал, что у него были перебиты ребра. Но главное - боль пока не чувствовалась, было онемение, была тошнота, подкатывающая к горлу, было ещё что - то, но только не боль. Надо заметить, что 30-градусный мороз тоже не ощущался. Кузнецов выгреб из раны кровяное месиво, оторвал кусок свитера, протёр рану, железки, оставшиеся от орденов на поверхности раны, сунул в карман. Потом оторвал от нижней рубахи большой клок и заткнул им рану.

Встал на лыжи и двинулся в сторону так называемой рокадной дороги, которая питала фронт, - он хорошо знал местность, карту, помнил, где что находится - всё это он не раз видел с воздуха, заучил, - по дороге постоянно ходили машины, они возили снаряды, патроны, еду, раненых, Кузнецова с машин обязательно увидят и подберут.

Прошёл примерно 7 километров, а идти по снегу, по целине, на коротких, постоянно проваливающихся лыжонках - это даже здоровому, не посечённому свинцом человеку тяжело, не говоря уже о раненном, потерявшем много крови. Когда Кузнецову сделалось совсем невмоготу, он начал сбрасывать с себя лишние, мешавшие ему идти, вещи. Сбросил планшет, потом шарф, потом ещё что - то. Единственное, что не стал бросать - пистолет ТТ, - оружие всегда может пригодиться. О том, что за оружие надо отвечать, он не думал.


День быстро угас, солнце закатилось за горизонт, вскоре сделалось темно. Выдохшись, Николай сел на снег немного отдохнуть и потерял сознание. Очнулся он от того, что над его головой висела большая зимняя луна, рождественски яркая, колдовская, она слепила, словно солнце, заставляла слезиться глаза. Поковырявшись в кармане, Кузнецов достал часы, снятые с руки, вгляделся в них. Времени было уже много, половина одиннадцатого ночи.

"Господи, неужели я потерял сознание ещё раз? - подумал он обречённо. - Не дай погибнуть, не дай..." Через несколько минут где - то далеко, может быть, даже вообще за пределами земли, послышались голоса, они словно бы вытаяли из некоего недоброго сна, из одури, а не из яви, и Кузнецов вновь устало подумал: "Галлюцинация. Всё, я замерзаю... Это конец!".

Но это была не галлюцинация, это была явь. К Кузнецову шли люди - командующий Воздушной армией Ф. П. Полынин, на глазах у которого старший лейтенант совершил таран - генерал всё видел со своего КП, - послал группу на поиски лётчика: может быть, остался жив?

Группа отыскала самолёт, поняла, что лётчик жив, и по следам двинулась за Кузнецовым. Она и нашла его, лежащего в снегу, уже замерзающего. В группе находился фельдшер Лелеко. Он сделал ему укол, привёл в чувство, солдаты поставили лётчика на лыжи, подхватили его с двух сторон под руки и так, на лыжах, потащили по снегу. Таким необычным способом - встоячку на лыжах - удалось одолеть целых 10 километров. Последние километры Кузнецов уже ничего не видел: глаза опухли, сжались в крохотные щелки. Да и отключаться начал.

Очнулся он в тепле, в землянке. Через некоторое время, тогда же ночью, за ним пришла машина - полуторка с открытым кузовом, кузов застелили лапником - еловыми ветками, и утром Кузнецова повезли в госпиталь. По дороге повстречали машину, шедшую из авиационного полка; в кабине рядом с шофёром сидели врач и полковой штурман, комполка послал их поддержать Кузнецова, а вдруг понадобится помощь?

Кузнецов же, лежа в кузове, всё пытался прорваться сквозь тяжёлую одурь и сообщить людям, что он ещё жив, не надо его держать в гробу - лётчиков в их части хоронили в гробах, устланных еловыми лапами, это стало традицией в авиационном полку, и Кузнецову чудилось, что его везут на кладбище. Но его везли в госпиталь. И хорошо, что с ним оказался врач полка.

В госпитале Кузнецова осмотрел хирург и сделал неумолимый вывод:

Оперировать нельзя!

Почему? - вскинулся врач авиационного полка, нехорошо побелев. - Как так, нельзя?

К сожалению, поздно.

Нет, не поздно. Он ранен был только вчера, никаких гангренных процессов ещё нет.

Хирург уступил: Кузнецова отнесли на операционный стол. Операция шла долго. Без наркоза. Хирург кусачками выравнивал ему ребра, откусывал кости, извлекал из мышц эмаль от орденов. Кузнецов слышал сквозь боль, как осколки со звоном падают в эмалированный таз. Плашечку от ордена Красной Звезды, где изображён солдат с винтовкой - те, кто знаком с этим орденом, знают серебряную пластинку, прикреплённую к рубиновой эмали, - положил в карман халата, сказал морщившемуся от боли Кузнецову:

Это я, старлей, возьму себе. На память об операции, если не возражаешь.

Когда операция закончилась, врач дал Кузнецову полстакана спирта:

Выпей! Боль снимет.

Действительно после спирта боль сделалась глухой, далёкой...

* * *

Пока Кузнецов находился в госпитале, командованием было подготовлено и направлено по инстанциям представление о присвоении ему звания Героя Советского Союза. К февралю 1943 года заместитель командира эскадрильи 436-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Н. Ф. Кузнецов совершил 213 боевых вылетов, лично сбил 17 самолётов противника и ещё 12 в составе группы.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года капитан Кузнецов Николай Фёдорович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 966).

После лечения Николай вернулся в полк и, переучившись на новый самолёт - американскую "Аэрокобру", продолжил воевать. Он сражался на Курской дуге, участвовал в освобождении Белоруссии, Польши. Войну закончил в Берлине, Гвардии майором, заместителем командира 67-го Гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе.

Всего выполнил 252 успешных боевых вылета, в 150 воздушных боях сбил 37 самолётов противника - 25 лично и 12 в группе с товарищами.

Тогда же, в победном мае 1945 года, а точнее, 13-го числа, его представили к званию дважды Героя Советского Союза, о чём командир дивизии объявил перед строем. 17 августа 1945 года это представление подписали С. И. Руденко - командующий 16-й Воздушной армией, будущий Маршал авиации, следом - член Военного совета фронта генерал - лейтенант К. Телегин и Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Надо полагать, что это представление было не раз обсуждено: слишком уж высокое это звание - дважды Герой. Но эту награду он получил лишь 54 года спустя...



В первом ряду в центре командир 67-го Гвардейского ИАП подполковник А. Б. Панов,
справа от него - Герой Советского Союза Н. Ф. Кузнецов. Осень 1943 года.

Документы ушли в Москву и... застряли. Несмотря на то, что они были подписаны столь высокими людьми, вот ведь как. Самим Жуковым! Интересоваться же, как продвигаются бумаги, Кузнецов не стал - неудобно было. Не его это дело. А Маршал Жуков, к этой поре, стал неудобен Сталину, тем, кто сидел в Кремле и интриговал в правительственных коридорах. Это мигом усекли разные придворные шаркуны, они начали останавливать все дела, подписанные легендарным Маршалом. В том числе остановили и бумаги на присвоение Кузнецову звания дважды Героя Советского Союза. Наградное дело Кузнецова списали и отправили в архив, в город Подольск. Будто и не было 37 сбитых им немецких самолётов (М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 21 личную и 12 групповых побед) и множества другой уничтоженной техники: автомобилей, броневиков, паровозов...

А жизнь, между тем, шла своим чередом. После войны Николай Фёдорович продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Затем ему пришлось ещё немного повоевать - с начала 1952 года Гвардии полковник Кузнецов командовал 16-м ИАП, сражающимся в небе Северной Корее. Там полк под его командованием сбил 26 неприятельских самолётов, потеряв 4 лётчиков. Сам Кузнецов совершил 27 боевых вылетов на истребителе МиГ-15бис.

Вернувшись в Советский Союз, Николай Кузнецов командовал авиационной дивизией. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба, стал генералом, заслуженным военным лётчиком страны, доктором военных наук. С 1963 года по 1972 год возглавлял Центр подготовки космонавтов. При его активном участии были осуществлены десятки важнейших экспедиций пилотируемой космонавтики. Он, кстати, возводил Звёздный городок - с самого первого кирпича. Юрий Гагарин был у него заместителем...

В 1978 году генерал - майор авиации Н. Ф. Кузнецов ушёл в отставку и поселился в Подмосковье (в Звёздном городке Щёлковского района Московской облпсти).

В 1986 году в Подольском архиве были найдены его наградные документы - те самые, подписанные Жуковым. Генеральный конструктор, сменивший С. Королёва, академик В. Глушко направил на депутатском бланке письмо к тогдашнему Председателю Президиума Верховного Совета СССР А. Громыко с просьбой вернуться к рассмотрению старого наградного дела. Через некоторое время Громыко позвонил Глушко и сказал: "Кузнецова можете поздравить. Представление поддержано. Хотя Указ ещё не подписан".

Академик не замедлил поздравить генерала Н. Ф. Кузнецова, но, оказалось, сделал это рано: вторую "Золотую Звезду" тот тогда так и не получил.

Дело вновь, как и в послевоенные годы, застряло. Были обращения космонавтов к Президенту, обращения ученых, ветеранов войны - всё впустую. Но тем не менее верно говорят: под лежачий камень вода не течёт. Надо было всё время стучаться в эту дверь. Не самому, конечно, генералу стучаться, а его друзьям.

В конце 1990-х годов в газете "Семья" была опубликована статья о 5 несостоявшихся женщинах - космонавтах. Николай Фёдорович Кузнецов был одним из консультантов этой статьи - ведь все космонавты, состоявшиеся и несостоявшиеся, прошли через его руки. После этой статьи, а также после очерка о гибели Юрия Гагарина возобновились ходатайства о присвоении Николаю Фёдоровичу звания дважды Героя. И опять отказы. От самых разных чиновников. Подключились к этим ходатайствам и газета "Семья", и Московский пресс - клуб ЦДРИ. В результате, как говорят в таких случаях, "состоялось": в конце 1999 года пришло известие, что генерал - майору авиации Н. Ф. Кузнецову наконец-то присвоено это долгожданное звание.

Ох, как радовался этому Николай Фёдорович! В декабре 1999 года ему вручили вторую "Золотую Звезду" Героя, и он с удовольствием прицепил её к лацкану пиджака. Но, к сожалению, проходил он с наградой недолго - в январе 2000 года ему сделалось плохо, и его положили в госпиталь. И раны, и болезни, и возраст взяли своё... 5 марта, как ни горько об этом сообщать, дважды Героя Советского Союза Николая Фёдоровича Кузнецова не стало. Но справедливость всё же восторжествовала: в нашей памяти генерал Н. Ф. Кузнецов навсегда останется дважды Героем...

Прославленный советский ас похоронен на Преображенском кладбище в Москве (участок 4).

* * *

Список всех известных побед Гвардии майора Н. Ф. Кузнецова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 27.08.1941 г. 1 Ju-87 Тосно И-16, "Харрикейн",

"Киттихаук", "Аэрокобра".

2 1 Ме-109 (в паре - 1 / 2) ст. Шапки
3 29.08.1941 г. 1 Ju-87 Мга - Погорелушка
4 06.09.1941 г. 1 Ju-88 (в паре - 1 / 2) "подожгли"
5 11.09.1941 г. 2 Ju-87 Николаевское
6 12.09.1941 г. 1 Hs-126 аэр. Сиверская
7 16.09.1941 г. 1 Ме-109 сев. - зап. Красный Бор
8 21.09.1941 г. 1 Ju-87 Горелово
9 22.09.1941 г. 1 FW-200 (в паре - 1 / 2) Кронштадт
10 24.09.1941 г. 1 Ju-88 (в группе - 1 / 3) юж. окр. Шлиссельбург
11 27.09.1941 г. 1 Ме-109 Шлиссельбург
12 27.06.1942 г. 1 Ме-110 Волоконовка
13 1 Ме-109 Ленцово
14 28.06.1942 г. 1 Ме-109 Богдановка
15 01.07.1942 г. 1 Ме-109 Волоконовка
16 06.12.1942 г. 1 FW-189 Пола
17 30.12.1942 г. 1 Ме-109 юж. Соснино
18 06.01.1943 г. 1 Ме-109 (в группе - 1 / 6) Ольховец
19 1 Ме-109 (сбит таранном) * Кузьминское
20 1 Ме-109 (в группе - 1 / 6) Ольховец
21 12.09.1944 г. 1 FW-190 Белоленка - Терхомин
22 15.10.1944 г. 1 Ме-109 юж. Дзебанице
23 27.03.1945 г. 1 FW-190 зап. Хоэн
24 19.04.1945 г. 1 FW-190 Даненберг

Всего сбитых самолётов - 21 + 12 [ 19 + 6 ]; боевых вылетов - 252; воздушных боёв - 99.

[ * Информация взята из открытой печати, архивными документами не подтверждается. ]

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...