София полоцкая храм. Описание Софийского собора в г. Полоцк. Где находится Софийский собор

Полоцкий Софийский собор является уникальным храмом среди одноименных немногих православных храмов Европы, первый каменный на территории республики и один из самых ранних на территории Древней Руси.

Этот уникальный памятник входит в предварительный Список Юнеско.

Построен собор Софии был на правом берегу Западной Двины в Полоцке в 12 веке. Уже в середине 18 века основательно храм перестроили соответственно проектам Глаубица Яна в стиле позднебелорусского (виленского) барокко.

Собор установлен по частям света, с юга расположились 50 метровые остроконечные башни символ обеднения каталитической и православной церкви (униаты).

От 11 века до нашего времени, тем не менее, дошли куски кладки, сохранившийся почти полностью фундамент, части стен, апсиды, столбы, а также фресковые удивительные росписи второй половины 11 века. И сегодня собор удивляет своим величием и красотой.

Любопытный факт, копию Софийского собора 11 века собираются строить на берегах Западной Двины, однако уже в другом городе республики – Витебске.

Об истории собора
Появился в Полоцке собор после того, как его «старшие сестры» появились в Новгороде и Киеве. Строились данные храмы соответственно образцу храма, который построен был в Константинополе. Софийский собор в Полоцке стал в мире четвертым храмом Святой Софии.

Люди между тем слово родом из Греции «софия», означающее «мастерство и мудрость», стали понимать как проявление единства всех жителей в княжестве, общность людей.

Встретить первые упоминания о храме можно в «Житии преподобной Полоцкой Ефросини», «Слове о полку Игореве» (12 век).

Возводили этот архитектурный памятник горожане и мастера из Византии в 1044 – 1066 годах с распоряжения князя Чародея Всеслава. Символ могущества и независимости Полоцкого княжества, собор будто походил на белый корабль, который плывет по Двине.

Построенный по канонам Византии в традиции зодчества Полоцка располагался храм между усадьбой епископа и хоромами князя в Верхнем замке, что свидетельствовало о роли в государстве церкви.

Стала полоцкая София культурно-просветительским православным центром. Тут же располагалась самая богатая библиотека, магистрат, казначейство, архив, хранились святыни, устраивались посольские приемы. Была в соборе также усыпальница князей, где археологами найдено было 16 саркофагов.
После заключения церковной Брестской унии в 1596 году храм передали униатам, восстановив после пожаров 1607 и 1648 годов. Соответственно распоряжениям архиепископа Кунцевича Иосафата при перестройке сняты были верхи боевых угловых башен крепости-храма.

По приказам Петра I во времена Северной войны использовали собор в качестве склада для боеприпасов и амуниции. В 1710 году после взрыва храм был разрушен значительно.

В стене собора во времена войны 1812 года в сделанной специально нише хранили православную священную реликвию – Крест Ефвросинии Полоцкой.
В 1913 году в храме провели реставрацию сохранившихся еще образов. В соборе во времена Великой Отечественной войны разместился гарнизонный костел войск Германии.

Об архитектуре Софийского собора
Собор 11 века можно назвать образцом древнерусского зодчества. С Новгородскими и Киевскими храмами соединяли полоцкий храм галереи, пять нефов и крестово-купольная система. Были также уникальные свои черты. К примеру:
1. Вима – алтарное дополнительное разделение, образованное с помощью двух столбов (этот прием для своего времени необычен, его использовали только в Болгарии).
2. Семиглавие собора (символ семи церковных Вселенских соборов) – У Новгородской Софии 5 глав, у Киевской – 13.
В 11 веке София в Полоцке была поистине грандиозным сооружением – в ширину 26,5 метров, в длину 31,5 метров, в высоту 31 метр. Толщина стен собора достигала более двух метров.

Использовалась при строительстве необработанные валуны камни, плинфа. На стенах имелся живописный рисунок, создавался который кладкой в технике ряда «утопленного».

Получил современный облик собор в веке 18. По замыслу Глаубица Яна на берегах Двины, появилась одноапсидная величественная базилика с двумя колокольнями-башнями. Развернута базилика была в сторону реки фасадом.

Дополняли внутри роскошный интерьер колонны в стиле барокко, карнизы фигурные и украшения лепные. Появилось на алтарном своде изображение барельефное Новозаветной Торицы. Первый и второй ярусы украшались росписью и деревянными скульптурами.

Сохранились до наших дней частично фрески старинные, среди которых изображение Нерукотворного Спаса и копия известной работы «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Проведена была большая реставрация храма в семидесятые годы двадцатого века. В 2010 – 2013 гг. по ходу реконструкции были обновлены проемы окон, фасад и кровля.

О Софийском соборе сегодня
Софийский собор на сегодняшний день является в Беларуси одним из культурных крупнейших центров. Совершаются здесь обряды, богослужения, проходят творческие вечера, концерты и экскурсии.

В 1987 году открыт был музей истории архитектуры Софийского собора. В экспозиции его имелись редкие экспонаты, которые повествовали об истории собора, архитектурных особенностях и последних реставрациях. Среди данных экспонатов фрагменты кладки 11 века, фресковые росписи конца века 11 и фундамент.

Для посещения музея самостоятельно был разработан аудиогид на английском, русском и белорусском языках. Имелся также путеводитель с картой Полоцка и планом собора.

Впервые в 1983 году собрал слушателей концертный зал Софийского собора, славится который великолепной своей акустикой, а уже с 1985 году тут звучал орган.

Описание

Третья София

Полоцкая София - живая история Беларуси, ее гордость. Величественное здание на берегу Западной Двины отсылает к временам славного Полоцкого княжества, к святой Ефросинье и расцвету древнего Полоцка. Софийский собор - душа города, а душу уничтожить не так уж просто.

Собор святой Софии стал одним из первых православных оборонных храмов на Беларуси. Он был построен между 1044-1066 годами. Полоцким князем в это время был легендарный Всеслав Чародей. Место для храма выбрали красивое - на правом берегу Двины, в том самом месте, где в нее впадает речушка Полота. От которой и пошло название города - Полоцк.

София в Полоцке еще раз подчеркнула высокое положение Полоцкого княжества, это был третий такой собор на восточнославянских землях - после Киева и Новгорода. Храм выглядел внушительно и напоминал плывущий над Двиной белый корабль.

Строительство Софии в Полоцке было связано с переносом центра города со старого городища. К сожалению то, что мы видим сейчас - не оригинальное здание, от древней Софии остались только фрагменты нижних стен и столпов, а также апсид высотой примерно 11 метров. Собор был схож с аналогичными соборами в Киеве и Новогороде - пятинефный крестово-купольный храм имел выделенную алтарную часть в центральной апсиде с синтроном и купол диаметром 5,85 метра.




Возле храма были построены крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. Летописи свидетельствуют, что полоцкая София имела семь куполов. Главный купол был размещен в центре, его окружали четыре меньших купола. Крещальня и лестничная башня тоже имели свои купола. Не смотря на схожесть с киевским и новгородским храмами, полоцкая София имела свои особенности. Например, в ней отсутствовали галереи, кроме того храм имел три апсиды, а не пять.

Храм в Полоцке был расписан только фресками, в этом он повторял новгородскую Софию. Киевский собор мог похвастаться еще и мозаикой. Есть мнение, что все три храма строили одни мастера, приглашенные из Константинополя. Софийский собор стал центром общественной и культурной жизни древнего Полоцка. Здесь была расположена библиотека и архив, находилось казначейство и магистрат. Кроме того в храме хранились религиозные святыни, а еще здесь принимали послов из других земель. Иногда в официальных документах вместо названия города использовали название «Святая София».

У собора была непростая судьба, он много раз горел и разрушался. После 1569 года православный собор отдали униатам. Известный униат Иосафат Кунцевич тоже имел отношение к полоцкому собору. Он восстановил и перестроил храм после пожара 1607 года. Во время русско-польской войны Полоцк взяли войска царя Алексея Михайловича. Софию вернул православным верующим, но в 1667 году она снова стала униатской.

Страшная трагедия произошла во время Северной войны - святая София была взорвана. Петр I занял город и отдал храм обратно православной общине. Православные верующие отказались его принять, потому что боялись репрессий. Дальше существует несколько версий развития событий. По одной из них пьяный Петр I вместе с солдатами вторглись в храм, который тогда был униатским. Царь потребовал отдать ключи от царских врат, потому что там хранились мощи Иосафата Кунцевича. Когда монахи отказались, он собственноручно убил настоятеля и четырех монахов и приказал выбросить их тела в Двину.

У этой же версии есть немного другое истолкование. Рассказывают, что царь спросил, кто изображен на иконе и монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками (то есть православными). Петр приказал арестовать монахов, но они стали сопротивляться и были убиты. Вот с этими печальными событиями и связывают первую версию об уничтожении древней Софии. В притворе храма в то время размещался пороховой склад. И существует мнение, что кто-то из униатских верующих решил отомстить русскому царю и войску, которые не только убили униатских пастырей, но и попытались отдать храм православным. Было достаточно одной искры, чтобы весь порох в притворе рванул. От древнего храма остались только руины.




Другая версия связывает этот роковой взрыв со шведским королем Карлом. Он потерпел поражение под Полтавой и вел переговоры с русскими о возвращении домой через земли Речи Посполитой. На прощание шведы устроили в городе несколько пожаров, один из которых и спровоцировал взрыв в соборе.

Некоторые ученые придерживаются третьей точки зрения. Они считают, что борьбу униатов и православных использовал в своих целях Ватикан. Полоцкая София была настоящим символом православья на этих землях, а католической церкви это было очень невыгодно. Подговорить кого-нибудь из оскорбленных униатов не составило бы труда. Тем более что многие знали о наличии пороха в храме. Одна искра - и Софии нет.

Какая из этих версий правдива, сейчас уже не узнаешь. В каждой из них есть логика. Но это не главное, главное - чудовищное разрушение святого храма. Древняя София лежала в руинах, и все споры, чей это храм, стали бессмысленны.

Только в 1740-х года началось восстановление собора. Его возглавил униатский священник Флориан Гребницкий. На тех основаниях стен, что остались после взрыва, возвели двухбашенную бизилику в стиле виленского барокко. Это был уже совсем другой храм, просто построенный на «костях» старой Софии.

Во время войны 1812 года полоцкий собор использовался наполеоновскими войсками в качестве конюшни. А в 1839 году храм вернули православным верующим. Капитальный ремонт сооружения прошел в 1911-1914 годах. Правда, уже через десять лет церковь закрыли - началась эпоха советского атеизма. Здесь разместился краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны (с 1942 по 1944 гг) София стала действующей, но потом ее опять закрыли.

В 1985 году органостроительная фирма «Rieger Kloss» соорудила здесь орган, первый концерт можно было послушать уже в мае 1985 года.

Пережив бесчисленные войны, пожары, полное разрушение София вновь является символом Полоцка. Сейчас это трехнефная одноапсидная базилика. С южной стороны возведены две 50-ти метровые башни. Внутреннее убранство храма тоже заслуживает внимания. Кроме барочных колонн здесь очень много таких элементов декора, как лепные украшения и фигурные карнизы. Удивляет и цветовая гамма интерьера.

Софийский собор в Полоцке сейчас является частью Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Недалеко от собора установлен один из древних Борисовых камней.

Делюсь материалами, подготовленными в свое время для поездок ОИРУ (продолжаю пост

av4 ). Софийский собор в Полоцке - одна из трех Софий Древней Руси. Он менее известен прежде всего потому, что ему не повезло с сохранностью. Вполне благополучное существование храма, построенного в XI веке, а в конце XVI отошедшего к униатам, кончилось во время Северной войны. Петр I устроил в нем пороховой склад, который в один момент взорвался.
Брошенный храм, лишившийся сводов и западной стены, простоял так до 1730-х гг., когда началось его восстановление (а фактически, полная перестройка) по проекту виленского архитектора И.Глаубица - главного мастера "виленского барокко" (двухбашенные костелы с высокими щитами-аттиками между ними, напоминающими по очертаниям католические алтари; любопытно, что сам Глаубиц был лютеранином).
В итоге храм оказался переориентирован главным алтарем с востока на север - там выросла новая апсида, а с запада, на месте полностью разушенной стены, для симметрии возвели апсиды, стилизованные под древние восточные. (Поскольку собор принадлежал униатам, то алтари у них смотрели по-католически в разные стороны). После ликвидации унии в 1830-х гг. собор вновь стал православным. В советское время его закрыли, использовали под склад, кажется, а в 1970-е отреставрировали под музей с органным залом, допустив такую "атеистическую" несообразность, как спуск в подвал через алтарь.
В таком качестве София пребывает и ныне, служб не бывает.

Вид с юго-востока (видны раскрытия кладки из плинфы на апсидах)

Вид с северо-запада (видны "псевдодревние" апсиды)

Интерьер. Иконостас главного алтаря - без икон

Раскрытия древней кладки в восточных апсидах

Присоединялось более полутора миллионов человек из состава бывших Белорусской и Литовской униатских епархий.

Предпосылки

Второсортное положение униатов по отношению к римо-католикам латинского обряда и народная память о насильственном обращении в унию определяло неустойчивый характер униатства в Польском государстве . По вхождении части польских земель в Российскую империю при Екатерине II по ним прошла волна массовых возвращений в Православие . Также позиция Униатской церкви в этих землях ослаблялась подчинением ее римо-католической духовной коллегии в России, где доминировали иезуиты , что грозило полным поглощением латинством. Униаты под водительством митрополита Ираклия (Лисовского) стали бороться против латинизации путем административного обособления от латин и возрождения православных богослужебных традиций, что поставило их на курс воссоединения с Православной Церковью.

Начался сбор подписей среди униатского духовенства. Обычно он происходил при посещении местного храма епископом, который в частной беседе выяснял настроение священника в отношении общего воссоединения. В Литовской епархии из 1057 священников свои подписки дали 760; но в Белорусской – из 680 только 186. В последней был предпринят даже обратный сбор подписей, и 111 униатских священников выразили свое несогласие с воссоединением и просили императора сохранить Униатскую церковь или, в случае отклонения прошения, предоставления права принять латинский обряд. Расследование дела показало, что большая часть этих священников действовало по принуждению помещиков-римо-католиков. Меньшая часть подписавшихся продолжала настаивать на своей просьбе и испытала на себе административные меры воздействия со стороны епархиального начальства. 8 священников выдержали давление, остались при своем, и были отосланы во внутренние области России.

Власти предполагали возможность беспокойств, почему 8 января года генерал-губернаторы западного края империи были наделены чрезвычайными полномочиями, а в январе года в Витебскую губернию был направлен 29-й казацкий полк. 13 января из Санкт-Петербурга в Полоцк выехал член Секретного комитета по делу униатского исповедания камергер Скрипицын, который должен был наблюдать за состоянием униатского духовенства. 24 января в Жировичи к униатскому епископу Антонию (Зубко) из столицы прибыл фельдегерь с подготовленным актом о воссоединении и письмом епископа Иосифа (Семашко), с тем чтобы Антоний подписал акт и убедил духовное руководство епархии, а затем привез акт в Полоцк . 3 февраля епископ Иосиф предписал Белорусской униатской консистории, чтобы священников, которые не подписали прошение, выслали в монастыри.

Ход собора и последствия

12 февраля году в неделю Торжества Православия в Полоцке состоялся собор всех трех униатских епископов, – Иосифа (Семашко) , Василия (Лужинского) и Антония (Зубко) , – и 21 человек других высших духовных лиц. Собор принял акт из двух пунктов. В первом провозглашалось единство с Православной Церковью и прошение о подчинении Униатской церкви Святейшему Синоду Русской Православной Церкви , во втором соборяне просили императора Николая I содействовать скорейшему присоединению униатов к Православию. К Соборному акту были приложены обязательства 1305 священников и монахов, после принятия акта их количество выросло до 1607. После подписания Соборного акта епископ Иосиф совершил торжественную обедню в Полоцком Софийском соборе . Во время литургии он поминал вместо папы Римского всех православных патриархов. После литургии все епископы отслужили благодарственный молебен.

Затем епископ Иосиф отвез Соборный акт в Санкт-Петербург, и 26 февраля передал его обер-прокурору Синода Протасову. 1 марта акт поднесли императору, который передал его на рассмотрение Синоду. 13 марта Синод принял решение: «Епископов, духовенство и верующих Греко-католической церкви объединить с Православною Церковию Всероссийской ». 25 марта Николай I дал согласие, написав на документе, сообщающем о решении Синода: «Благодарю Бога и принимаю ». 30 марта при полном собрании Синода о согласии императора было объявлено епископу Иосифу (Семашко) и выдана грамота к воссоединенным епископам, духовенству и народу. По этому случаю была отлита памятная медаль с надписью: «Отторгнутые насилием воссоединены любовию (1839) ».

Тем временем епископы Василий и Антоний выехали в Витебск , куда 12 марта прибыл казачий полк. Обнародование акта Полоцкого собора началось с апреля года и шло на протяжении весны и лета. Новообращенные епископы совершили объезд паствы с колокольным звоном и торжественными богослужениями. Обнародование прошло спокойно: воссоединение униатов с Православием, в значительной степени проведенное «сверху», не встретило сопротивления «снизу», найдя широкий отклик не только среди духовенства, но и среди простого народа. Так произошло присоединение 1607 униатских приходов и более 1.6 миллионов человек к Православию. Уния в пределах Российской империи перестала существовать. Совместные богослужения бывшего униатского духовенства с православным, когда общее число священников доходило до 50, 80 и даже до 150 человек, соединили некогда разделенную паству западных губерний страны.

Ватикан безрезультатно пытался дипломатическим путем предотвратить упразднение унии в Российской империи. 22 ноября года папа Григорий XVI издал аллокуцию с обвинением униатского епископата в отступничестве, но без критики Российского правительства, так как опасался последствий для римо-католиков в империи.

Литература

  • Грыгор’ева, В. В., Завальнюк, У. М., Навіцкі, У. І., Філатава, А. М., навук. рэд. Навіцкі, У. I., Канфесіі на Беларусі (канец ХVІІІ – ХХ ст.) , Мн., 1998.
  • Кірэеў, В., «Полацкі царкоўны сабор 1839», Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. , т. 5, Мн., 1999, 540-541.
  • Стрельбицкий, И., Униатские церковные соборы с конца ХVI века до воссоединения униатов с православною церковью , Вильна, 1888.
  • Opacki, Z., «Likwidacja Unii kościelnej na „ziemiach zabranych” w 1839 roku», Polska – Ukraina: 1000 lat sąsiedztwa. – T. 2: Studia y dziejów chreścijaństwa na pograniczu kulturowym i etnicznym / Pod. Red. S. Stępnia, Przemyśl, 1994, 119–130.

Использованные материалы

  • Хотеев, Алексий, свящ., «Полоцкий собор 1839 года», Православие на Беларуси (на сайте Минского Скорбященского храма):
  • Марозава, Святлана Валянцінаўна, «Полацк. царк. сабор», сайт Хрысціянства ў гістарычным лёсе беларускага народа :

Полоцкий собор Софии Премудрости Божией - один из старейших памятников сакрального зодчества и первый каменный храм Беларуси. Построенный на высоком берегу Западной Двины Всеславом Чародеем (князем Полоцким, героем «Слова о полку Игореве») собор стал символом политической независимости, экономической мощи и высокого культурного уровня Полоцкого княжества. В наши дни он назван одним из .

Мифы и факты

История белорусского монументального зодчества началась именно с этого храма. Он был возведен в 1044-1066 годах, примерно в одно время с такими великими христианскими святынями, как Софийские соборы в Киеве и Новгороде, и во многом был похож на них. Это о нем писал автор «Слова о полку Игореве»: «В Полотьске позвониша заутренюю рано в святые Софеи колокола, а в Киеве звон слышу».

Музей Софийского собора открыт с 10.00 до 17.00 ежедневно, кроме понедельника.
Стоимость: 15 000 руб. (1,75 $), льготный - 10 000 руб. (1,16 $). Посещение выставок оплачивается дополнительно.
* Бесплатно для участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, военнослужащих срочной службы, детей дошкольного возраста и сирот.
Официальный сайт: polotsk.museum.by

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...