Собор софии в полоцке. Мой личный фотоблог. Описание Софийского собора в Полоцке

Полоцкий Софийский собор - выдающийся памятник монументальной белорусской архитектуры XI-XVIII вв. в г. Полоцк Витебской области. Расположен на правом, высоком берегу Западной Двины, при впадении в нее р. Полота, на бывшем средневековом детинце города - Верхнем замке. Собор построен при князе Всеславе Брячиславовиче между 1044-1066 гг. (согласно другим данным, в 1050-1060 гг.) как православный храм в Верхнем замке, центр государственных дел и символ древнего Полоцка. На городской печати имелась надпись: «Печать Полочькая и стой Софьи». На большом валуне в фундаменте собора процарапаны имена ее строителей: Давид, Тома, Микула, Копес, Петр, Вориш.

Первоначальное упоминание о полоцкой Софии имеется в Новгородской летописи под 1066 г. В гениальном памятнике древнерусской литературы - «Слове о полку Игореве» (XII в.) автор, воздавая хвалу полоцкому князю Всеславу Чародею, восклицает: «Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а он въ Кыеве звонъ слыша».

В Полоцком княжестве Святая София была православным, культурно-просветительным центром и княжеской усыпальницей. При археологических раскопках в ней было обнаружено 16 саркофагов. В соборе находились государственная казна, крупная библиотека, архив государственных актов.

Торжественность и святость собора впечатляла и завоевателей. В ходе Ливонской войны, по свидетельству летописи, царь Иван IV Грозный в 1563 г. «пришел к городу Полотцску... увиде в городе верх церкви Софии... приказал... во все полки боярам и воеводам, чтоб пев молебны и прося у Бога помощи знамена бы развертели».
Храм дважды - в 1607 и 1643 г. - сильно пострадал от пожаров. После пожара 1607 г. сейм Речи Посполитой удовлетворил просьбу послов Полоцкого воеводства и разрешил «...руины церкви старой св. Софии выстроить и поправить». Восстановление собора было закончено в 1618 г.

В XI-XIX вв. Софийский собор был кафедральным собором Полоцкой православной епархии и полоцкой униатской архиепархии.

Первоначальный собор XI в. представлял собой образец монументального древнерусского культового зодчества с чертами романской архитектуры. Он имел ряд общих черт с Киевским и Новгородским Софийскими соборами того исторического периода.

Здание, Длиной 31,5 м, шириной 26,4 м, отличалось толщиной стен, составлявшей 1,45 м. Стены были сложены из бутового камня, чередовавшегося с рядами кирпича-плинфы, в технике полосатой кладки, создававшей двухцветную гамму поверхности, характерную для Полоцкой школы зодчества. В плане собор представлял собой пятинефную крестово-купольную 16-столпную базилику с тремя гранеными апсидами (сохранились с орнаментальными фресками в нижней части стен), завершенную семью куполами (по другим данным - пять).

Каждый фасад (кроме восточного) был расчленен шестью прямоугольными лопатками, которые соответствовали внутреннему разделению строения 16-ю опорными столпами на нефы, три средних нефа заканчивались апсидами. В стенах имелись три яруса оконных проемов. Над средокрестием возвышался центральный купол на барабане. Фасады были украшены полуциркульными нишами. Большие П-образные хоры и аркады, открытое подкупольное пространство сообщали внутреннему помещению собора вид парадного дворика, с галереями по периметру.

В конце XV - начале XVI в. собор был перестроен в пятиба- шенный храм оборонительного типа. В 1620 г. при Полоцком архиепископе Иосафате Кунцевиче собор был восстановлен после разрушений и значительно перестроен (мощи белорусского святого мученика Иосафата Кунцевича с 1948 г. покоятся в главном католическом соборе Св. Петра в Ватикане, рядом с фобом апостола Петра). На плане Полоцка 1707 г.ив других, более ранних источниках Полоцкая София выглядит храмом оборонительного типа.

Во время Северной войны 1700-1721 гг. в соборе находился пороховой склад российской армии. При отступлении царских войск из Полоцка 1 мая 1710 г. склад был взорван. Взрыв уничтожил одну стену, левый боковой алтарь, повредил фундамент, потолок, колонны.

Полоцкий Софийский собор претерпел шесть основательных перестроек. Последний раз он был перестроен в первой половине XVIII в. при участии униатского архиепископа Флориана Гребниц- кого. В 1738-1750 гг. собор перестоен польским архитектором И. Глаубицем и каменщиком Б. Косинским как каменная базилика в стиле виленского барокко. По канонам униатского храма, он был ориентирован с юга на север, главным фасадом обращен к Западной Двине, а высокой апсидой - к городу.

В феврале 1839 г. в Свято-Софийском соборе состоялся Полоцкий церковный собор, подготовленный царскими властями и униатским литовским епископом Иосифом Семашко. Актом этого собора стало аннулирование Брестской церковной унии 1596 г., униатская церковь в Беларуси была присоединена к Русской православной церкви.

Очередной ремонт Софийского собора был выполнен в 1913 г. с участием российского архитектора П. Покрышкина.

В период временной оккупации части территории Беларуси в 1918 г. в соборе была устроена немецкая гарнизонная кирха. В годы (советской власти в соборе в 1945-1969 гг. находились архив и книготорговая база.

В нынешнем виде Софийский собор представляет собой барочную трехнефную базилику с двумя многоярусными стройными башнями на главном (южном) фасаде и фигурным щитом между ними. В восточный фасад нового собора были включены остатки стен, фрагменты внутренних столпов, склеп и три апсиды храма 2-й половины XI в. Древнейшую кирпичную кладку можно увидеть снаружи и внутри.

Длина старого строения составляет ширину нового. Центральный неф главного фасада и со стороны алтарной апсиды завершены фигурными аттиковыми фронтонами. Главный фасад украшен декоративными элементами в стиле рококо, боковые фасады - спаренными пилястрами и лепными гирляндами.

В интерьере собора находится трехъярусная каменная алтарная перегородка как униатская переработка иконостаса. Боковые двери перегородки сохраняют художественные композиции XVIII в. «Св. Елена и Св. Макарий». В центре над третьим ярусом - темперная полихромная разрисовка «Тайная вечеря» (XVIII в.); выше, в барочном лепном картуше - «Спас Нерукотворный».

Алтарную перегородку завершает горельефная стукковая композиция «Троица новозаветная» в стиле зрелого барокко с мотивами рококо (XVIII в.).

В 1913 г. осуществлена реставрация икон собора, которую выполнили местные мастера: витебская художница и художник П. Зыков. В древней части храма (восточная апсида) сохранились остатки фресок XI в.

После реставрации собора в 1985 г. (архитектор В. Слюнченко) в нем расположены концертный зал с органом и Музей истории и архитектуры Софийского собора.

Историческое монументальное здание является ценнейшим памятником архитектуры и одним из символов национальной культуры. В настоящее время запланирована его новая реставрация.

При подготовке статьи были использованы материалы:
Кисель, В.П. Памятники истории и культуры Республики Беларусь / В.П. Кисель. - Минск: Лiтаратура i мастацтва, 2011. - 296 с.

Полоцкий Софийский собор является уникальным храмом среди одноименных немногих православных храмов Европы, первый каменный на территории республики и один из самых ранних на территории Древней Руси.

Этот уникальный памятник входит в предварительный Список Юнеско.

Построен собор Софии был на правом берегу Западной Двины в Полоцке в 12 веке. Уже в середине 18 века основательно храм перестроили соответственно проектам Глаубица Яна в стиле позднебелорусского (виленского) барокко.

Собор установлен по частям света, с юга расположились 50 метровые остроконечные башни символ обеднения каталитической и православной церкви (униаты).

От 11 века до нашего времени, тем не менее, дошли куски кладки, сохранившийся почти полностью фундамент, части стен, апсиды, столбы, а также фресковые удивительные росписи второй половины 11 века. И сегодня собор удивляет своим величием и красотой.

Любопытный факт, копию Софийского собора 11 века собираются строить на берегах Западной Двины, однако уже в другом городе республики – Витебске.

Об истории собора
Появился в Полоцке собор после того, как его «старшие сестры» появились в Новгороде и Киеве. Строились данные храмы соответственно образцу храма, который построен был в Константинополе. Софийский собор в Полоцке стал в мире четвертым храмом Святой Софии.

Люди между тем слово родом из Греции «софия», означающее «мастерство и мудрость», стали понимать как проявление единства всех жителей в княжестве, общность людей.

Встретить первые упоминания о храме можно в «Житии преподобной Полоцкой Ефросини», «Слове о полку Игореве» (12 век).

Возводили этот архитектурный памятник горожане и мастера из Византии в 1044 – 1066 годах с распоряжения князя Чародея Всеслава. Символ могущества и независимости Полоцкого княжества, собор будто походил на белый корабль, который плывет по Двине.

Построенный по канонам Византии в традиции зодчества Полоцка располагался храм между усадьбой епископа и хоромами князя в Верхнем замке, что свидетельствовало о роли в государстве церкви.

Стала полоцкая София культурно-просветительским православным центром. Тут же располагалась самая богатая библиотека, магистрат, казначейство, архив, хранились святыни, устраивались посольские приемы. Была в соборе также усыпальница князей, где археологами найдено было 16 саркофагов.
После заключения церковной Брестской унии в 1596 году храм передали униатам, восстановив после пожаров 1607 и 1648 годов. Соответственно распоряжениям архиепископа Кунцевича Иосафата при перестройке сняты были верхи боевых угловых башен крепости-храма.

По приказам Петра I во времена Северной войны использовали собор в качестве склада для боеприпасов и амуниции. В 1710 году после взрыва храм был разрушен значительно.

В стене собора во времена войны 1812 года в сделанной специально нише хранили православную священную реликвию – Крест Ефвросинии Полоцкой.
В 1913 году в храме провели реставрацию сохранившихся еще образов. В соборе во времена Великой Отечественной войны разместился гарнизонный костел войск Германии.

Об архитектуре Софийского собора
Собор 11 века можно назвать образцом древнерусского зодчества. С Новгородскими и Киевскими храмами соединяли полоцкий храм галереи, пять нефов и крестово-купольная система. Были также уникальные свои черты. К примеру:
1. Вима – алтарное дополнительное разделение, образованное с помощью двух столбов (этот прием для своего времени необычен, его использовали только в Болгарии).
2. Семиглавие собора (символ семи церковных Вселенских соборов) – У Новгородской Софии 5 глав, у Киевской – 13.
В 11 веке София в Полоцке была поистине грандиозным сооружением – в ширину 26,5 метров, в длину 31,5 метров, в высоту 31 метр. Толщина стен собора достигала более двух метров.

Использовалась при строительстве необработанные валуны камни, плинфа. На стенах имелся живописный рисунок, создавался который кладкой в технике ряда «утопленного».

Получил современный облик собор в веке 18. По замыслу Глаубица Яна на берегах Двины, появилась одноапсидная величественная базилика с двумя колокольнями-башнями. Развернута базилика была в сторону реки фасадом.

Дополняли внутри роскошный интерьер колонны в стиле барокко, карнизы фигурные и украшения лепные. Появилось на алтарном своде изображение барельефное Новозаветной Торицы. Первый и второй ярусы украшались росписью и деревянными скульптурами.

Сохранились до наших дней частично фрески старинные, среди которых изображение Нерукотворного Спаса и копия известной работы «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Проведена была большая реставрация храма в семидесятые годы двадцатого века. В 2010 – 2013 гг. по ходу реконструкции были обновлены проемы окон, фасад и кровля.

О Софийском соборе сегодня
Софийский собор на сегодняшний день является в Беларуси одним из культурных крупнейших центров. Совершаются здесь обряды, богослужения, проходят творческие вечера, концерты и экскурсии.

В 1987 году открыт был музей истории архитектуры Софийского собора. В экспозиции его имелись редкие экспонаты, которые повествовали об истории собора, архитектурных особенностях и последних реставрациях. Среди данных экспонатов фрагменты кладки 11 века, фресковые росписи конца века 11 и фундамент.

Для посещения музея самостоятельно был разработан аудиогид на английском, русском и белорусском языках. Имелся также путеводитель с картой Полоцка и планом собора.

Впервые в 1983 году собрал слушателей концертный зал Софийского собора, славится который великолепной своей акустикой, а уже с 1985 году тут звучал орган.

Полоцк - древнейший город Белоруссии (862 год), а может и всей Руси. В 9-10 веках - столица кривичей, самого крупного из восточно-славянских народов, чьи земли простирались от Смоленска до Пскова (точнее, Изборска). Его история очень сложна и противоречива, самые яркие ее события происходили более 1000 лет назад, когда во всей Руси не было ни единой каменной постройки, и поэтому являются ныне не более чем гипотезами. Возможно, Полоцк был мощной крепостью уже в 5-6 веках, а Балтийское море на самом деле транскрипция "Полоцкое море". Возможно, здесь еще до призвания Рюрика существовало централизованное государство, которым правил другой варяжский род. О колонизации Полоцка Киевом помимо реальной истории существует и легендарная, но придуманная еще до нашествия монголов. Здесь сложно понять, где факты, где гипотезы, где легенды.

На первый взгляд, Полоцк сохранил лишь осколки былого величия. В январе 2007 года, когда я был здесь прошлый раз (а это кстати первый город Беларуси, который я видел), он меня не слишком впечатлил - но лишь потому, что я не знал его истории. Вникнув в эту историю поглубже, в Полоцке начинаешь видеть чудеса за каждым камнем. Мой рассказ об этом городе будет состоять из трех частей: центр, Софийский собор и Спасо-Ефросиньин монастырь. Начнём с Софии Полоцкой, и здесь же я попробую рассказать о древней истории Полоцка.

Софийский собор расположен слегка на отшибе - в конце Нижне-Покровской улицы (бывшая улица Ленина), являющейся фактически набережной Западной Двины. На этой же улице много всего интересного, и ее стоит пройти из конца в конец, что я и делал в оба приезда. А вот со стороны центра идти к собору не очень удобно, найти путь от Софии к главной площади легче, чем наоборот. На вводном кадре - вид собора с Нижне-Покровской улицы:

История Полоцка буквально теряется в глубине веков. В "Повести временных лет" он упоминается под 862 годом в связи с призванием варягов, как и еще десяток древнерусских городов: Киев, Новгород, Изборск, Белоозеро, Ростов, Му ром. Но все эти города старше минимум на 2-3 века и известны по европейским и арабским хроникам. В книге "Деяния данов", 16-томном труде по истории датских викингов, написанном в конце 12 века Саксоном Грамматиком, есть глава "Не сила города берёт", в которой повествуется, как конунг Фродо Первый (а имя-то какое!) хитростью взял город Палтиски - крепость была не по зубам даже викингам, и хитрый Фродо мастерски сымитировал свою гибель в бою, после чего во время пира в Палтиски пробрались лазутчики, убили князя Веспасия и открыли ворота для варяжской дружины. Датами этот эпизод не снабжен, но из родословной Фродо Первого можно сделать вывод, что все это происходило около 1500 лет назад. В то же время, несложно представить, на каком уровне была историография в 12 веке, так что совсем не факт, что этот Фродо Первый вообще был, не говоря уж о датировке. Тем более не факт, что Палтиски - это Полоцк, хотя если так - получается даже интереснее: ведь это значит, что название Балтийского моря - переиначенное Полоцкое море.

Более достоверно то, что земли Полоцкого княжества населяли кривичи - один из крупнейших и древнейших восточно-славянских племенных союзов. Кривичами были основаны Изборск, Полоцк и Смоленск. Почти все древнейшие русские города (кроме Мурома, Ростова и Ужгорода) находились на периферии кривичской земли. Интересно, что в латышском языке русских по-прежнему неофициально называют "криевас", а Россию - Криевия. Полоцкое княжество, ставшее государством кривичей, располагалось в верховьях Днепра и Западной Двины, которые сами по себе образовывали "путь из варяг в греки" - причем более прямой и короткий, чем через Новгород. Есть гипотеза, что именно Полоцкое княжество, полумифическая Криевия была первым централизованным восточно-славянским государством, расцвет которого пришелся на "тёмные века", а упадок в 9-10 веках сопровождался усилением вассалов - таких как Новгород и Чернигов. Главным врагом Полоцкого княжества были викинги, постоянно пытавшиеся отвоевать балтийское побережье, и не было ли призвание варягов в Новгород заключением союза против Полоцка? Всё это лишь не подтвержденные предположения - об истории Руси до 862 года известно катастрофически мало.

На холме перед входом с Софийский собор лежит Борисов камень - ледниковый валун около двух метров в поперечнике. Борисовы камни с выбитыми на них крестами и надписями 12 века - одни из интереснейших памятников Полоцкой Руси. Это были межевые камни князя Бориса, то есть что-то вроде пограничных столбиков. Примерно то, перед чем в былинах чесал репу Илья Муромец:

В советское время "святые камни" (даже просто отмеченные крестами) разрушались еще активнее, чем церкви. Сколько Борисовых камней было, я не знаю, но сохранилось всего четыре . Один в Полоцке, второй в городке Друя на границе с Латвией, третий в деревне Камено (север Минской области), а четвертый в 1888 году был вывезен в Москву и ныне его можно видеть в Коломенском - причем он совсем небольшой:

До 980 (или 978) года Полоцким княжеством правила своя династия, не имевшая отношения к Рюриковичам, и по одной из версий основанная другими варягами. Последним князем был Рогволд, к чьей дочери Рогнеде сватался Владимир. Имя князя происходит то ли от славянского "владеющий рогом" (то есть скипетром - "власть имущий"), то ли от варяжского Рёнгвальд. Вообще, в Полоцкой земле были особые имена вплоть до 12 века - Всеслав, Брячеслав, Предслава и т.д. История о том, как прервался княжеский род, хорошо известна: Владимир посватался к Рогнеде, получил отказ (так как законным наследником киевского престол был Ярополк), одолел Ярополка в междоусобной войне и вернулся в Полоцк уже великим князем, где убил Рогволда и насильно взял Рогнеду в жены, а в 987 году сослал вместе с малолетним сыном Изяславом в Заславль, откуда Рогнеда вернулась в Полоцк, а с Изяслава началась полоцкая ветвь Рюриковичей.

(мост через Двину, с которого тоже отличные виды на собор)

Эта история еще в домонгольские времена оформилась в легенду, впервые записанную в 1128 году. Здесь Владимир полюбил Рогнеду, а Рогнеда отказала ему со словами "не буду рабича розувати" - "не желаю за сыном раба ухаживать" (ведь Владимир был незаконнорожденным сыном Святослава от ключницы Малуши). Владимир победил Ярополка чуть ли не чтобы заполучить Рогнеду, в Полоцке сначала изнасиловал ее на глазах у Рогволда, которого убил только после этого. И в Заславль ее сослал не потому, что крестился и с многоженством надо было завязывать (естественно, в пользу византийской принцессы), а потому, что все эти годы он Рогнеду может и любил, но она-то его ненавидела и в 987 году попыталась убить. В упомянутой легенде говорится, что Владимир взял меч и велел Рогнеде наряжаться в лучшее платье - мне страшно представить, что он собирался с ней сделать... но за мать вступился 8-летний сын Изяслав, зачатый в том самом изнасиловании на глазах Рогволда. Мальчик, угрожавший князю его же мечом, видимо стал последней каплей, и князь выслал проклятых аборигенов в дальнюю резиденцию Изяславль (в честь сына и названную). Это конечно легенда, но факт в том, что вскоре постаревшая Рогнеда и повзрослевший Изяслав вернулись в Полоцк.

(иезуитский коллегиум начала 18 века и кирха конца 19 века).

В Полоцке же в период отсутствия Рогнеды тоже не скучали: в 986 году здесь обосновал варяжский миссионер Торвальд Кондрассон, более известный как Торвальд Путешественник - родившись в Исландии, он служил в Дании, Норвегии, Англии, неудачно пытался крестить родную Исландию (закончилось все конфликтом с язычниками, одного из которых он убил - после чего уже не мог проповедовать), жил в Иерусалиме и Константинополе, откуда был командирован на Русь с миссионерской целью. В Полоцке им был основан монастырь, здесь же Кондранссон и умер в 1002 году - и вероятно, что именно он крестил Полоцк. Кроме того, есть версия, что Торвальд (Турволд) основал - древнее сердце Полесья.

(Курган Славы за Двиной)

С середины 11 века Полоцкое княжество вновь отпало от Киевской Руси, достигнув расцвета при Всеславе Чародее (правил в 1044-1100 годах), которого современники считали колдуном и чуть ли не оборотнем - этакий Волх Всеславич, превращавшийся то в сокола, то в тура. В 1065 году Всеслав начал войну за Киев с тремя сыновьями Ярослава Мудрого, в 1067 году был разбит в битве на Немиге (в связи с чем впервые упоминается Минск), полгода (1068-69) провел в темнице-срубе (то есть постройке без дверей, которая строилась прямо вокруг заключенного), а затем в Киеве случилось восстание против Ярославичей, и Всеслав на полгода таки стал Киевским князем. Затем Ярославичи вернулись с поддержкой Польши, и Всеслав решил благоразумно уйти. В родном княжестве он правил свободно, и Полоцк достиг расцвета, после которого начался упадок и дробление. Последний князь Брячеслав выдал свою дочь Александру в 1239 году за Александра Невского. В 1248 году Полоцк вошел в Литовское государство (первым князем был Товтивилл), и окончательно утратил самостоятельность в 1386 году (со смертью князя Скиргайло Ольгердовича). Но это, как говорится, совсем другая история, которую я расскажу в следующей части.

Три деревянных Софийских собора были заложены в год Крещения Руси в трех главных городах: Киеве, Новгороде и Полоцке. Посвящение они получили в честь Софийского собора в Константинополе. София, если кто не знает - в данном случае не имя, а греческое слово "мудрость". Полное название так и звучит: собор Софии Премудрости Божьей. В середине 11 века, по случаю победы над печенегами соборы начали перестраивать в камне. В 1037 году была освящена новая Киевская София, в 1050 - Новгородская, а в 1067 - Полоцкая. Судьбы трех храмов сложились по-разному, и ныне Полоцкая София выглядит так:

Это типичный белорусский храм в стиле виленского барокко. Построил его в 1738-50 годах сам Иоганн Глаубиц, и София считается его шедевром. Предыдущее здание было разрушено в Северную войну (как - расскажу чуть позже), но и оно было не изначальным. Первый раз собор был сильно перестроен в 15 веке, став храмом-крепостью. В 1596 году собор передали униатам, а в 1602 он был разрушен пожаром и восстановлен к 1618 году униатским епископом Иосафатом Кунцевичем (позднее убитом повстанцами в Витебске, так как несколько перегнул палку в насаждении греко-католичества). То есть, к Северной войне Полоцкая София уже не была древнерусским храмом. К чему я подробно на этом останавливаюсь? Дело в том, что в разрушении ДРЕВНЕЙ Софии традиционно обвиняют Петра Первого.

А дело было так: в 1705 году русские войска вошли в союзнический Полоцк, и в соборе случился конфликт между Петром и монахами-базилианами. Поляки говорят, что пьяная скотина Петрище нажрался вхлам, вломился в собор, попытался надругаться над мощами Кунцевича и лично поубивал вступившихся за святыню монахов. Наши же говорят, что Петр просто пришел в собор, и поинтересовался у базилиан, чьи это мощи, на что те ответили: это Иосафат Кунцевич, убитый еретиками (то есть православными). Петр разозлился и приказал монахов арестовать, они оказали сопротивление и были убиты при задержании. В документах сказано только, что причиной конфликта стал гнев Петра, спровоцированный дерзким поступком монахов.

Далее то ли в самом соборе, то ли в одной из ближайших построек был устроен пороховой склад, который вскоре рванул. Сейчас уже вряд ли кто-то наверняка скажет, насколько аутентичен был храм, уничтоженный этим взрывом, и насколько восстановимы были его руины.
Как бы то ни было, с 11 века уцелела только правая (если стоять ко входу лицом) апсида:

Это древнейшее здание в Белоруссии. Участок древней кладки с вмурованными валунами похож на кладку Коложской церкви в Гродно. Как это понимать? Я не архитектор и не искусствовед, поэтому не буду высказывать своих предположений.

Ныне в соборе музей с платным входом. Вестибюль отделен от зала плотными шторами, а зал очень величественен - интерьер в стиле "виленского барокко" работы Глаубица:

Вот только нет алтарей, стоявших не только в апсиде, но и у каждого столпа. Зато орган на месте:

В этом же зале и небольшая экспозиция. Католические (униатские) скульптуры:

Изразцы и прочая керамика:

Уже показанный макет Софии 11 века и камень с надписями:

А написано на нём "Давид, Тума, Микола, Копесь, Воришк о" - примерно то же, что "Саня, Дима, Серый и братва". Кто они были, эти пятеро, жившие без малого тысячелетие назад? Что за историю скрывают эти надписи? У меня с трудом укладывается в голове, что и в те века жили ЛЮДИ - почти такие же, как мы.

А так изнутри выглядит древняя апсида:

Фрагменты кладки и росписей:

Древний пол на два метра ниже нынешнего - культурные слои... Купюры с трехзначными числами пусть не пугают: один российский рубль равен примерно 100 белорусским (плюс-минус 2-3), да еще и здесь нет металлической монеты.

Фрагменты древней штукатурки с остатками фресок:

Под залом собора - подвал с остатками кладки 11 века:

Основания столпов:

Кирпичи. Интересно, что означает пентаграмма и какого она века? То ли 11, то ли 21, со всеми промежуточными вариантами...

Осколки фресок:

Украшения и надписи:

А за деревянными опорами - Тьма Веков:

Но древностью история Полоцка не исчерпывается - это был важный город и в Великом княжестве Литовском, и в объединенной Речи Посполитой, и в губернской России. В следующей части - центр города и его польско-литовская история.

БЕЛАЯ РУСЬ-2011
.
Витебская область .
. Родина "виленского барокко".
Полоцк. Софийский собор.
Полоцк. По центру.
Полоцк. Спасо-Ефросиньин монастырь.
Витебск. Задвинье.
Витебск. Улица Ленина.
Витебск. Старый город.
Орша.
Могилёвская область .
Могилёв. Площадь Ленина и Первомайская улица.
Могилёв. По улице Ленина к Ратуше.
Могилёв. Николаевский монастырь.
Бобруйск. По городу.
Бобруйск. Крепость.

  СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ - памятник архитектуры XI-XVIII веков, самая первая каменная постройка на территории Белоруссии.

Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI в. остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 м. При возведении собора в XI в. в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

11 июля 1705 года, во время Северной войны 1700-1721 годов, собор был закрыт российской армией (царь Пётр I передал собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии).

Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Св. Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: «В том же году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам [царь Пётр I] убил 4 базилиан в Полоцке ».

По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов ».

Во время Северной войны 1700-1721 годов в притворе храма размещался пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.

После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным.

В 1911-1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

В 1985 году в соборе чехословацкой органостроительной фирмой «Rieger Kloss» был сооружён орган. Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.

Сейчас собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

Кресто-Воздвиженский собор находится на территории Спасо - Ефросиньевского монастыря в городе Полоцке. Построен он был в 1893-97 годах. Проектом собора занимался архитектор У.Ф.Коршиков. Стиль постройки - русско-ретроспективный. Он относится к русско-византийскому направлению в архитектуре. Собор строили на пожертвования, которые собирали несколько лет.

Свято-Ефросиньевский монастырь долгое время был без большого вместительного храма, ведь на праздники и особенно на день память святой Ефросинии Полоцкой в монастырь всегда прибывало очень много народа. Поэтому и было принято решение возвести большой храм.

В XX веке храм пострадал от снарядов, долго стоял пустым, в годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фашисты, а храм и часть обители были огорожены проволокой, там находились советские военнопленные.

В 1989 году прошла первая литургия в храме, а в 1990 году храм открылся после ремонта. В соборе находятся две чудотворные иконы божией матери.

Софийский собор

Софийский собор в Полоцке – колыбель христианства на этой земле – был построен примерно в 1044-1066 годах.

Изначально он был кубической формы и увенчан семью куполами. Неоштукатуренный фасад позволял увидеть кладку со специфическими утопленными рядами. Фрагменты древней кладки, сохранившейся с XI века, можно видеть до сих пор. Другие древние части собора, включая фрески, сегодня хранятся в музее, посвященном архитектуре и истории собора.

Как и сам Полоцк, храм пережил много трагических событий, а на рубеже XV и XVI веков и вовсе был перестроен в церковь оборонного типа. В начале XVIII века в соборе взорвался пороховой склад и он снова был перестроен, правда сохранив древний фундамент и остатки стен. После перестройки он стал трехнефным храмом с симметричными башнями в стиле виленского или позднебелорусского барокко. Интерьер обогатился лепниной, фигурными карнизами и довольно яркими красками. Из прежних росписей сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" и "Спас Нерукотворный".

Современный храм Святой Софии мало похож на православную церковь и в наши дни является, скорее, культурным центром, нежели приходом. Здесь обустроен концертный зал и музей, проходят ежегодные музыкальные фестивали.

Богоявленский собор

Белокаменный православный кафедральный собор построен в 1777 году в стиле барокко. Является частью упраздненного ныне Свято-Богоявленского монастыря. Собственно, строительство началось еще в 1761 году, а 5 августа 1777 года собор был освящён.

Первоначально храм представлял собой строгий одноапсидный крестово-купольный каменный храм с двумя башнями на главном фасаде, но впоследствии неоднократно перестраивался. Как и многие другие, в советское время Богоявленский собор был закрыт как храм. Сначала здесь разместился спортзал, позже - картинная галерея. Но в 1991 году собор был заново открыт для богослужений.

Из особо почитаемых образов здесь находится икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», также сохранились три фрагмента фресковой росписи второй половины XVIII века.

Располагаясь посреди современного жилого массива на правом берегу Двины, стройный и строгий Богоявленский собор является не только духовным, но и архитектурным украшением района. Является объектом Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфросиниевского монастыря

Спасо-Ефросиниевский женский монастырь - центр белорусского православия в древнем Полоцке.

Основала его в 1125 году княгиня Ефросиния Полоцкая. Именно с ее участием в 1161 году воздвигли каменный Свято-Преображенский храм. Удивительно, что церковь сохранилась до наших дней. Теперь это самая старая постройка в монастыре. По преданию церковь строил зодчий Иоанн.

Стиль храма включает разные направления архитектуры того времени. Главное отличие этого храма - стремление ввысь, что было характерно для западно-русской архитектуры. Но можно сказать, что тогда зодчие, строившие храмы на территории Полоцка, имели свой неповторимый стиль, отличающий церкви от других.

Княгиня Ефросиния подарила Свято-Преображенскому храму золоченный крест с частицами мощей святых. Но в XIII веке крест вывезли, и только при правлении Ивана грозного крест смогли вернуть.

После революции храм был закрыт, а крест Ефросинии вывезли в Минск, а потом в Могилев, где он во время великой Отечественной войны бесследно пропал. После войны храм был единственным, где проводили службу. Во время возрождения монастыря второе рождение получил и храм.


Достопримечательности Полоцка

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...