Майерс психология. Социальная психология. Интенсивный курс. Поддержание близких взаимоотношений

Social Psychology

David G. Myers

McGRAW-HILL, INC.

New York St. Louis San Francisco Auckland Bogota

Caracas Lisbon London Madrid Mexim

NewDe,hi Paris San Juan Singapore SyXy Tokyo ToronTo

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

и аспирантов психологических факультетов,

а также слушателей курсов психологических

дисциплин на гуманитарных факультетах

Санкт-Петербург

Москва Харьков Минск 1997

Дэвид Майерс

Давид Майерс Социальная психология

Перевели с английского В. Гаврилов, С. Шпак, С. Меленевская, Д. Викторова

Главный редактор В. Усманов

Заведующий редакцией М. Чураков

Научный редактор А. Свенцицкий

Литературные редакторы М. Шахтарина,

В. Рыжков, В. Попов

Художественные редакторы П. Кудряшов, С. Лебедев

Художник А. Суворов

Корректоры Л. Конорова, Е. Рогозина

Оригинал-макет подготовила М. Шахтарина

ББК 88.5 УДК 159.9:301

Майерс Д.

Социальная психология /Перев. с англ. - СПб.: Питер, 1997. - 688 с: ил. ISBN 5-88782-141-8

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» воспитал не одно поколение американских студентов. Пятое издание этого фундаментального труда появилось в США в 1996 году. Живой язык автора, обзор широкого спектра теорий и гипотез, разнообразие экспериментов - все это привлечет внимание не только студентов гуманитарных факультетов, но, безусловно, заинтересует психологов, социологов, философов.

© 1996,1993,1990,1987,1983 by The McGraw-Hill Companies, Inc. All rights reserved.

© Перевод на русский язык С. Меленевская, В. Гаврилов, Д. Викторова,

С. Шпак, 1996.

© Обложка, издательство «Питер Пресс», 1997.

Published by arrangement with the original publisher, McGraw-Hill, U.S.A.

Подготовлено к печати издательством «Питер Пресс» по лщензионному договору с McGraw-Hill, США.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было срздствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-88782-141-8

ISBN 0-07-044377-7 (англ.)

Все упомянутые в данном издании товарные знаки и зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам.

Издательство «Питер Пресс». 194044, С.-Петербург, Выборгская наб., 27. Лицензия ЛР № 063798 от 26.12.94.

Подписано в печать 20.10.97. Формат 70Х1О0"/16. Усл. п. л. 55,9. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 960.

Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Государственного комитета РФ по печати.

197110, С.-Петербург, Чкаловский пр., 15.

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ..............................27

в Социальная психология и смежные науки.................................................30

Социальная психология и социология................................................30

Социальная психология и психология личности..................................31

Уровни объяснения...........................................................................31

Резюме............................................................................................33

■ Социальная психология и человеческие ценности...................................33

Очевидное влияние ценностей............................................................34

Завуалированное влияние ценностей..................................................34

Субъективные аспекты науки.........................................................34

Завуалированные ценности в психологических концепциях.............36

Нельзя соединить «есть» и «должно быть» ....................................38

Резюме............................................................................................38

■ «Я знал это!»: не является ли социальная психология

аналогом здравого смысла?.........................................................................40

Резюме............................................................................................46

■ Социальная психология: как это делается.................................................46

Корреляционное исследование: нахождение естественных связей..........46

Противостояние: взаимосвязь - причинность................................47

Опрос..........................................................................................49

Нерепрезентативные выборки....................................................50

Последовательность вопросов....................................................51

Право выбора ответа.................................................................52

Формулировка.........................................................................52

Экспериментальное исследование: поиск причины и следствия.............53

Контроль: манипулирование переменными.....................................53

Случайное распределение: великий уравнитель...............................55

Этика экспериментального исследования........................................56

Объяснение и прогноз: использование теорий.....................................58

Из лаборатории - в жизнь...............................................................60

Резюме............................................................................................60

ЧАСТЬ 1. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ________________________62

ГЛАВА 2. «Я» В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ...........................................................64

■ Я-концепция....................................................................................................64

Самопознание...................................................................................67

■ Социальная психология

Объяснение нашего поведения.......................................................67

Прогноз нашего поведения............................................................68

Мудрость и заблуждения самоанализа...........................................69

Я и культура....................................................................................71

Резюме............................................................................................73

■ Самоэффективность.......................................................................................74

Локус коргтроля................................................................................74

Приобретенная беспомощность - самоопределение............................75

Коллективная эффективность............................................................77

Резюме............................................................................................79

■ Предрасположение в пользу своего Я.........................................................79

Объяснения позитивных и негативных событий..................................79

Можем ли мы все быть выше среднего?..............................................82

Нереалистичный оптимизм................................................................83

Ложный консенсус и уникальность....................................................85

Другие тенденции в пользу своего Я..............................................86

Мотивация самоуважения..................................................................88

Размышления о самоэффективности и предрасположении в пользу

своего Я...........................................................................................89

Предрасположение в пользу своего Я как адаптация.......................90

Предрасположение в пользу своего Я как плохая адаптация...........91

Резюме............................................................................................93

■ Самопрезентация............................................................................................94

Ложная скромность..........................................................................94

Препятствия, которые мы создаем себе сами........................................95

Управление впечатлениями...............................................................96

Резюме............................................................................................98

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ.......................,........99

■ Интерпретация других..................................................................................100

Кому приписать причину: человеку или ситуации............................. 100

Предполагаемые черты................................................................ 102

Атрибуции здравого смысла........................................................ 103

Интеграция информации............................................................. 104

Почему мы изучаем ошибки атрибуции............................................. 104

Фундаментальная ошибка атрибуции............................................... 105

Фундаментальная ошибка атрибуции в повседневной жизни..........107

Почему мы совершаем ошибку атрибуции?...................................109

Перспектива и ситуационное осознание.................................... 109

Культурные различия.................................................... \2

Насколько фундаментальной является фундаментальная ошибка атри­буции? \2

Резюме................................................................. \ ] 5

■ Наши суждения о других............................................................................U5

Интуиция: наш потенциал внутреннего знания.................................115

Сила интуиции............................................................. j j g

Границы интуиции...................................................................... 117

Конструирование интерпретаций и воспоминаний..............................118

Восприятие и интерпретация событий..........................................119

Стойкость убеждений................................................................. 122

Конструирование воспоминаний..................................................123

Реконструирование прошлых установок................................... 124

Реконструирование прошлого поведения...................................126

Реконструкция прежнего опыта............................................... 127

Самонадеянность в суждениях.........................................................128

Лекарство от самонадеянности.................................................... 131

Эвристика...................................................................................... 132

Эвристика репрезентативности.................................................... 132

Игнорирование базовой оценочной информации...........................133

Доступность эвристики............................................................... 134

Иллюзорное мышление................................................................... 136

Иллюзорная взаимосвязь............................................................ 136

Иллюзия контроля..................................................................... 138

Азартные игры....................................................................... 138

Возврат к среднему................................................................. 138

Настроение и суждения................................................................... 140

Резюме.......................................................................................... 142

■ Убеждения самореализации........................................................................143

Ожидания преподавателя и поведение студента................................144

Что мы ждем от других, то и получаем............................................. 145

Резюме.......................................................................................... 147

■ Выводы...........................................................................................................148

Резюме..........................................................................................152

ГЛАВА 4. ПОВЕДЕНИЕ И УСТАНОВКИ.........................................................153

■ Определяют ли установки поведение?...................................................... 155

Неужели мы все лицемеры?............................................................. 155

Когда на самом деле установки предсказывают поведение?................ 157

Уменьшение социальных влияний на выраженные установки......... 157

Уменьшение других влияний на поведение...................................158


Exploring Social Psychology

Изучаем социальную психологию

Дэвид Майерс - психолог с мировым именем. Книга Майерса представляет собой шедевр преподавательского искусства: в увлекательной форме читатель знакомится с наукой о человеческом поведении в обществе, быстро и надежно запоминает понятия, факты, теории, изучает методы и эксперименты. Академический курс социальной психологии, изложенный в этой книге, усваивается эффективно и легко.

Дэвид Майерс (David G. Myers) - профессор психологии мичиганского Хоуп-колледжа. Он один из тех учителей, которых студенты сами называют «выдающимися». Майерс любит преподавать, и этой страстью проникнуты все его работы, написанные для широкой аудитории. Он публикует статьи в двадцати журналах и написал сам и в соавторстве около десятка популярных книг - среди них «The Pursuit of Happiness» (Avon, 1993) и «The American Paradox» (Yale University Press, 2000).

Исследовательская деятельность Майерса получила высокую оценку: за труд по групповой поляризации девятая секция Американской психологической ассоциации присудила ему престижную премию Гордона Оллпорта. Научные статьи Майерса печатаются более чем в 20 журналах, включая «Science», «American Scientist», «Psychological Science» и «American Psychologist». Онслужитнаукеикакредактор-консультантв «Journal of experimental Social Psychology» и «Journal of Personality and Social Psychology».

В свободное от преподавания и научной работы время Дэвид Майерс возглавляет Комиссию по гуманитарным связям в своем родном городе, с его помощью основан городской Центр общественного содействия, оказывающий поддержку малоимущим семьям; лекции ученого звучат в многочисленных университетских и религиозных аудиториях. У Дэвида и Кэрол Майерс трое детей: два сына и дочь.

Предисловие к русскому изданию

Отрадной тенденцией последнего времени для тех, кто учится в высшей школе, и для тех, кто преподает там, является выход в свет отечественных изданий зарубежных учебников, широко известных во многих странах. К разряду именно таких работ принадлежит данная книга Дэвида Майерса. Это имя, несомненно, знакомо читателю, интересующемуся социальной психологией. Публикация учебника Майерса «Социальная психология», осуществленная несколько лет тому назад в Санкт-Петербурге, была первым отечественным изданием подобного рода. Предлагаемая вашему вниманию новая работа Майерса «Изучаем социальную психологию» («Exploring Social Psychology») также представляет собой учебник по данной дисциплине. Однако следует подчеркнуть, что это во многом другая книга.

Чем же отличается этот труд Майерса от того, который уже, может быть, знаком нашему читателю? Первое, что бросается в глаза при сравнении, - данный учебник раза в два меньше по объему, чем предыдущая книга Майерса. И это, несомненно, способно порадовать любого студента в период подготовки к экзамену. Но не это главное.

Специфическая обязанность настоящей книги заключается в ее форме. Прежний, почти 700-страничный (в отечественном издании) учебник Майерса не только «сжат», но переструктурирован в серию написанных живым, далеким от наукообразности языком небольших разделов. При этом полностью подтверждается известное положение: настоящий профессионал может рассказывать о предмете своего интереса сколь угодно долго и, наоборот, сколь угодно кратко. Все зависит от конкретной ситуации.

Каковы же еще характерные особенности данного учебника? Необходимо отметить, что его автор является психологом по своему образованию и в течение многих лет преподает различные психологические дисциплины. Почему это важно? Напомним читателю, что с начала XX века социальная психология стала развиваться в рамках двух отраслей научного знания - психологии и социологии. Различные представители и одной и другой науки включают (до сих пор) социальную психологию в «свою» систему знаний. Поэтому социальная психология как наука приобретает соответствующий «акцент» в зависимости от того, психологический или социологический фундамент лежит в основе исследовательского анализа. В данном случае Майерс выступает как последовательный психолог, в центре внимания которого находится не социум (как у социолога), а именно человек, оказывающийся в различных ситуациях и подвергающийся влиянию этих ситуаций. Содержание данной книги достаточно полно охватывает основную проблематику современной американской социальной психологии. Здесь рассматриваются не только исследования, признанные классическими и оказавшие большое воздействие на последующее развитие науки, но и работы последнего времени, расширяющие горизонт социально-психологического знания. Таковы, например, исследования гендерных проблем, различных сторон любви и счастья.

Поскольку социальная психология является гуманитарной наукой, то всегда имеет значение собственная позиция автора по вопросам взаимосвязи личности и общества. Вывод, к которому приходит Майерс на последней странице своей книги, состоит в том, что «мы сами являемся творцами наших социальных миров». В дополнение этой мысли он подчеркивает, что именно мы сами «морально ответственны за то, как используем дарованную нам свободу». Материалы исследований, представленные в новой книге Майерса, так или иначе подтверждают данные выводы. С полным основанием можно сказать, что учебник Майерса не только обогащает читателя новыми знаниями, но и несет определенную гуманистическую мораль, подчеркивая ценность каждой личности, ее роль и ответственность в ситуации выбора.

Автору настоящего предисловия доставляет особое удовольствие рекомендовать эту книгу нашим читателям еще потому, что он имеет честь состоять вместе с профессором Майерсом в одной и той же научной организации SPSSI (The Society for the Psychological Study of Social Issues) - Обществе психологического исследования социальных проблем. В руководящем составе этого общества, которое основал в 1936 г. в США Курт Левин, Дэвид Майерс работает давно и весьма плодотворно.

В заключение отметим, что учебник Майерса привлекает не только богатым исследовательским материалом, но и четкой формой, логикой аргументации, ярким языком, который не потускнел благодаря хорошему переводу. Данная книга может быть интересна как студентам, аспирантам, начинающим психологам, так и многоопытным специалистам. Каждая категория читателей найдет здесь много полезного для себя. Новая книга профессора Майерса, несомненно, займет достойное место в ряду учебных изданий по социальной психологии.

А. Л. Свенцицкий

профессор, заведующий кафедрой социальной психологии

Санкт-Петербургского государственного университета

Санкт-Петербург, сентябрь 2000 г.

Предисловие

Несомненно, социальная психология - это академическая дисциплина со своей историей, героями, теориями, методиками и жаргоном. Но в лучших своих проявлениях эта наука изучает душу общества и держит руку на пульсе всего человечества. В последние годы она постепенно выходит на центральные позиции. Прежде на социальную психологию смотрели как на второстепенную диковину, скорее более близкую к культурной антропологии, чем к практичной и разносторонней экспериментальной психологии - той, что с гордым клеймом «сделано в США» доминировала в психологии по крайней мере до 60-х годов. И если когнитивная психология вернула в науку понятие человеческого сознания, то социальная психология погрузила людей в исполненный значения живой социальный контекст. Когда в других областях психологии ученые также осознали, что для понимания закономерностей мышления, чувств и действий человека важно знать его социальное окружение и межличностную динамику, то и там в исследования начали включать социальные аспекты. В итоге мы имеем социальное познание, социальное научение, социальную эволюцию, социальную теорию личности и множество других пограничных дисциплин, обогащающих наше понимание человеческой сущности. И хотя мы традиционно привыкли говорить, что фокусом психологических исследований является отдельная личность, картина становится куда более захватывающей, если человека рассматривать как часть сложной социальной ткани.

Эту книгу можно одновременно назвать и строго научной и чисто человеческой, т.к. её страницы наполняет интереснейшая информация и интригующие факты, что делает изучение материала познавательным и увлекательным.

Описание

Эту книгу можно одновременно назвать и строго научной и чисто человеческой, т.к. её страницы наполняет интереснейшая информация и интригующие факты, что делает изучение материала познавательным и увлекательным. В работе приводятся данные о фундаментальных принципах социального мышления, социального поведения, социального влияния, а также результаты последних исследований и экспериментов. Книга адаптирована для психологов, политологов, социологов и философов.

Книга состоит из 13 глав и нескольких дополнительных модулей.

В главах рассматривается вопрос о том, что такое социальная психология и её взаимодействие со смежными дисциплинами, как она сопряжена с человеческими ценностями. Рассматриваются вопросы социального мышления, места человека в обществе, самоконтроля, убеждений, поведения, установок, социального влияния и социальных отношений. В конце каждой главы автор делает очень интересные выводы.

Часть, посвящённая модулям, состоит из нескольких небольших глав, в которых идёт речь о прикладной социальной психологии и соприкосновении социальной психологии с темами правосудия и надёжного будущего.

В конце книги находится глоссарий и алфавитный указатель для удобного поиска нужной информации в книге.

Об авторе

Майерс Дэвид - американский профессор факультета психологии Хоуп-колледжа в штате Мичиган, США. Педагог и выдающийся учёный, получивший премию Гордона Оллпорта, присуждённой ему 9-м отделением Американской психологической ассоциации за исследования групповой поляризации. Его научные труды были опубликованы более че в двадцати журналах по психологии. Помимо этого, Дэвид Майерс является редактором-консультантом журналов «The Journal of Personality and Social Psychology» и «Journal of Experimental Social Psychology», а также автором множества книг.

Дэвид Майерс (David G. Myers) - профессор психологии мичиганского Хоуп-колледжа. Он один из тех учителей, которых студенты сами называют «выдающимися». Майерс любит преподавать, и этой страстью проникнуты все его работы, написанные для широкой аудитории. Он публикует статьи в двадцати журналах и написал сам и в соавторстве около десятка популярных книг - среди них «The Pursuit of Happiness» (Avon, 1993) и «The American Paradox» (Yale University Press, 2000).

Исследовательская деятельность Майерса получила высокую оценку: за труд по групповой поляризации девятая секция Американской психологической ассоциации присудила ему престижную премию Гордона Оллпорта. Научные статьи Майерса печатаются более чем в 20 журналах, включая «Science», «American Scientist», «Psychological Science» и «American Psychologist». Он служит науке и как редактор-консультант в «Journal of experimental Social Psychology» и «Journal of Personality and Social Psychology».

В свободное от преподавания и научной работы время Дэвид Майерс возглавляет Комиссию по гуманитарным связям в своем родном городе, с его помощью основан городской Центр общественного содействия, оказывающий поддержку малоимущим семьям; лекции ученого звучат в многочисленных университетских и религиозных аудиториях. У Дэвида и Кэрол Майерс трое детей: два сына и дочь.

Книги (4)

Социальная психология

Книга, одновременно строго научная и человечная, наполнена фактами и интригующей информацией, что делает её чтение не только познавательным, но и увлекательным. В ней описаны фундаментальные принципы социального мышления, социального влияния и социального поведения, а также разнообразные эксперименты и последние исследования.

Изучаем социальную психологию

Книга Майерса представляет собой шедевр преподавательского искусства: в увлекательной форме читатель знакомится с наукой о человеческом поведении в обществе, быстро и надежно запоминает понятия, факты, теории, изучает методы и эксперименты. Академический курс социальной психологии, изложенный в этой книге, усваивается эффективно и легко.

Интуиция

Насколько надежна наша интуиция? Можем ли мы полагаться на нее, когда делаем покупки в магазине, выбираем спутника, нанимаем сотрудников или оцениваем собственные способности?

Видный американский психолог Дэвид Майерс умело показывает, что интуиция, пробуждая в нас поразительную проницательность, в то же время может иногда ввести нас в опасное заблуждение.

Опираясь на современные данные психологической науки, Майерс обсуждает сильные и слабые стороны использования интуиции в случаях, когда судьи и присяжные оценивают правдивость показаний, когда психологи и психиатры выявляют склонность к преступлению, когда руководители принимают решение о найме новых сотрудников.

Дэвид Майерс «Социальная психология»

(David G. Myers «Social Psychology», 7th ed., 2002)

Эта книга, одновременно строго научная и человечная, наполнена фактами и интригующей информацией, что делает её чтение не только познавательным, но и увлекательным. В ней описаны фундаментальные принципы социального мышления, социального влияния и социального поведения, а также разнообразные эксперименты и последние исследования. Книга будет полезна не только психологам, но и социологам, философам, политологам.

Содержание

Предисловие

Глава 1. Введение в социальную психологию

Социальная психология и смежные дисциплины

Социальная психология и человеческие ценности

Феномен «Так я и знал!»: можно ли поставить знак равенства между социальной психологией и здравым смыслом?

Как работают социальные психологи

Часть I. Социальное мышление

Глава 2. Я в социальном мире

Я-концепция: кто Я?

Осознанный самоконтроль

Предрасположение в пользу своего Я

Самопрезентация

Глава 3. Социальные убеждения и суждения

Как мы объясняем поступки окружающих

Конструирование интерпретаций и воспоминаний

Как мы судим об окружающих

Самореализующиеся убеждения

Глава 4. Поведение и установки

Определяют ли установки поведение

Определяет ли поведение установки?

Почему поступки влияют на установки

Часть II. Социальное влияние

Глава 5. Гены, культура и гендер

Природа человека и культурные различия

Гендерные различия и сходства

Эволюция и гендер: делать то, что предначертано природой?

Культура и пол

Глава 6. Конформизм

Классические исследования

Когда проявляется конформизм?

Почему проявляется конформизм?

Кто проявляет конформизм?

Сопротивление социальному давлению

Глава 7. Убеждение

Способы убеждения

Слагаемые убеждения

Примеры исследований в области убеждающего воздействия: как секты вербуют сторонников

Сопротивление убеждению: прививка установок

Глава 8. Влияние группы

Что такое группа

Социальная фасилитация

Социальная леность

Деиндивидуализация

Групповая поляризация

Огруппленное мышление

Влияние меньшинства

Часть III. Социальные отношения

Глава 9. Предрассудки: антипатия к другим

Природа и власть предрассудков

Социальные источники предрассудков

Эмоциональные источники предрассудков

Когнитивные источники предрассудков

Глава 10. Агрессия: причинение вреда другим

Что такое агрессия?

Теории агрессии

Факторы, провоцирующие агрессию

Ослабление агрессии

Глава 11. Влечение и близость, дружба и любовь

Дружба

Любовь

Поддержание близких взаимоотношений

Завершение отношений

Глава 12. Альтруизм: помощь другим

Почему люди помогают друг другу?

Когда мы помогаем друг другу?

Кому мы помогаем?

Как сделать оказание помощи более распространенным явлением?

Глава 13. Конфликт и примирение

Конфликт

Примирение

Модули. Прикладная социальная психология

Модуль А. Социальная психология в клинике

Как клинические психологи выносят свои суждения

Социальное познание и проблемное поведение

Социально-психологический подход к лечению

Социальная поддержка и благополучие

Модуль Б. Социальная психология и правосудие

Показания свидетелей

Другие источники влияния на суждения

Присяжные как индивидуальности

Жюри присяжных как группа

Из лаборатории – в жизнь: настоящие жюри присяжных и их имитации

Модуль В. Социальная психология и надежное будущее

Глобальный кризис

Социальная психология материализма и умеренности

На пути к разумному потреблению

Глоссарий

Дэвид Дж. Майерс – профессор психологии Хоуп-колледжа в штате Мичиган. Он не только блестящий педагог, но и выдающийся ученый: за исследования групповой поляризации Американская психологическая ассоциация (9-е отделение) присудила ему премию Гордона Оллпорта. Его научные статьи опубликованы более чем в двух десятках журналов. Д. Майерс – редактор-консультант журналов Journal of Experimental Social Psychology и The Journal of Personality and Social Psychology , автор десятков книг, в том числе научно-популярных.

Предисловие

Когда мне впервые предложили написать этот учебник, я представил себе книгу, которая должна быть одновременно строго научной и человечной, наполненной проверенными фактами и интригующей. Она должна рассказывать о социальной психологии не менее увлекательно, чем репортер-криминалист рассказывает о каком-либо расследовании, а для этого в ней должны быть как обобщенные результаты самых последних исследований важнейших социальных явлений, так и сведения о том, как ученые изучают и интерпретируют их. Материал должен быть изложен достаточно полно, но он также должен и стимулировать мышление студентов – их готовность вникать в суть проблем, анализировать их и соотносить принципы науки с тем, что происходит в реальной жизни.

Как же автор должен отбирать материал для «достаточно полного» вводного учебника в ту дисциплину, которой занимается? Материал, который воспринимался бы как цельное повествование, но при этом не отпугивал бы своей громоздкостью, потому что его можно усваивать и по частям? И я решил представить те теории и данные, которые, с одной стороны, вполне доступны рядовому студенту, а с другой – не освещаются в иных курсах по социологии или психологии, и при этом обратить основное внимание на материал, который дает возможность изложить социальную психологию в духе интеллектуальной традиции, присущей гуманитарным наукам. Гуманитарное образование, которое обращается к шедеврам литературы и к величайшим достижениям философии и науки, развивает наше мышление, расширяет наш кругозор и освобождает нас от власти сиюминутного. Внести свой вклад в достижение этих целей может и социальная психология.

Лишь немногие из тех, кто в студенческие годы изучает психологию, становятся профессиональными психологами, едва ли не все избирают другие специальности. Сосредоточившись на аспектах этой науки, важных с гуманистической точки зрения, можно изложить её фундаментальное содержание таким образом, что она будет полезной всем студентам и окажет на них стимулирующее воздействие.

Социальная психология – это настоящий праздник идей! На протяжении всей истории человечества социальное поведение человека научно изучалось лишь в течение одного века, того самого, который недавно завершился. Если принять во внимание, что мы находимся лишь в самом начале пути, можно сказать, что достигнутые результаты делают нам честь. Мы обогатились важными сведениями об убеждениях и иллюзиях, о любви и ненависти, о конформизме и независимости.

Хотя многое в поведении человека ещё остается загадкой, социальная психология уже сегодня может частично ответить на многие интригующие вопросы:

– Станут ли люди вести себя по-другому, если они сначала воспримут новые установки? Если да, то какой способ убеждения наиболее эффективен?

– Почему люди иногда помогают, а иногда причиняют вред друг другу?

– Как возникают социальные конфликты и что нужно сделать для того, чтобы его участники разжали кулаки и пожали друг другу руки?

Ответы на эти вопросы – а именно в этом и заключается моя миссия как автора данной книги – позволяют нам лучше понять самих себя и те социальные силы, которые воздействуют на нас.

Как построен учебник?

Изложение основного курса предваряет отдельная глава, которая знакомит читателя с методами социально-психологических исследований. Она также предупреждает студентов о том, что результаты, уже ставшие известными, могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся, и о том, что собственные нравственные ценности социальных психологов проникают в изучаемую ими науку. Задача, которую ставил перед собой автор, работая над этой главой, заключалась в том, чтобы подготовить студентов к восприятию изложенного в остальных главах.

Книга построена в соответствии с приведенным в ней определением социальной психологии как науки о том, как люди думают друг о друге (часть I), влияют друг на друга (часть II) и относятся друг к другу (часть III).

Часть I посвящена социальному мышлению , т. е. тому, как мы воспринимаем самих себя и окружающих. В ней приводится оценка точности наших впечатлений, интуиции и объяснений.

В части II рассматривается социальное влияние . Отдавая должное культурным источникам наших установок и изучив природу конформизма, убеждения и огруппленного мышления, мы можем лучше понять воздействующие на нас скрытые социальные силы.

Часть III посвящена проявлениям как негативных, так и позитивных социальных отношений (в форме установок и поведения). Она построена таким образом: рассказу об агрессии предшествует изложение материала о предрассудках, а рассказу об альтруизме – материал о взаимных склонностях людей; завершается она рассмотрением динамики конфликта и его разрешения.

О практическом использовании результатов социально-психологических исследований рассказывается как в каждой главе, так и в отдельной главе «Прикладная социальная психология», состоящей из трех самостоятельных модулей: «Социальная психология в клинике», «Социальная психология и правосудие» и «Социальная психология и надежное будущее».

В этом издании, так же как и в предыдущем, большое внимание уделено различным культурам, в чем можно убедиться, в частности, на примере главы 6, в которой рассказывается о роли культурных традиций; об этом же свидетельствует и использование во всех главах книги результатов исследований, проведенных в разных странах. Все авторы – дети своей культуры, и я не исключение. И все же благодаря знакомству с мировой психологической литературой, переписке с исследователями, живущими в разных уголках земного шара, и поездкам за границу у меня появилась возможность представить читателям из разных стран мир социальной психологии. Основное внимание, как и в предыдущих изданиях, уделяется фундаментальным принципам социального мышления, социального влияния и социального поведения в том виде, в каком они сформулированы на основании результатов тщательно проведенных экспериментальных исследований . В надежде расширить наши представления о той единой семье, которая зовется человечеством, я стремился проиллюстрировать эти принципы транснациональными примерами.

Чтобы облегчить читателям изучение этой книги, я вновь разделил каждую главу на три или четыре не очень объемных раздела. Каждому разделу предпослан небольшой анонс, а завершает его резюме, систематизирующее содержание раздела и подчеркивающее ключевые концепции.

Веря, как и Торо, в то, что «обо всем живом можно просто и естественно написать понятным языком», я, работая над каждым параграфом, стремился к созданию как можно более увлекательного и полезного учебника. Благодаря новому художественному оформлению книги рисунки и фотографии приобрели бо льшую выразительность. Как и в предыдущем издании, в конце книги приводится глоссарий, в котором расшифровываются термины, использованные в ходе изложения.

Хотя на обложке этой книги стоит только одно имя, на самом деле в её создании участвовал большой коллектив ученых. Несмотря на то, что никто из них не несет никакой ответственности за написанное мною и на то, что не все они и не во всем согласны со мной, их замечания и предложения, бесспорно, пошли мне на пользу.

В книге сохранены многие из тех полезных замечаний и усовершенствований, которые были сделаны консультантами и рецензентами первых шести изданий. И я искренне признателен каждому из них.

Неоценимую помощь оказали мне Hope College (штат Мичиган) и University of St. Andres (Шотландия). Благодаря людям, работающим в этих учебных заведениях, и царящей в них обстановке я получил удовольствие от самого процесса «вынашивания» «Социальной психологии». В Hope College поэт Джек Ридл помог мне обрести ту интонацию, которую вы услышите, когда начнете читать эту книгу, а Кэти Адамски вновь вложила в нее свою доброжелательность и секретарский талант. Филлис и Рик Вандервельде справлялись со всеми рисунками исключительно профессионально и быстро. Кэтрин Браунсон, Дженнифер Хюбер и Рейчел Браунсон работали над библиографией, корректурой и выполняли всю канцелярскую работу. Кэтрин Браунсон, кроме того, работала над созданием новой рубрики «Социальная психология в моей работе», ею выполнена и бо льшая часть такого неблагодарного труда, как составление авторского указателя и постраничная сверка ссылок.

Если бы не издательство McGraw-Hill в лице Нельсона Блэка, мне в голову никогда не пришла бы идея написать учебник. Элисон Меершаерт руководила версткой первого издания. Ребекка Хоуп и Шарон Гири помогли мне составить план седьмого издания и учебных пособий, являющихся приложением к нему. Руководитель проекта Сьюзн Браш, при активном участии редактора Лори Бэрон, терпеливо руководила процессом превращения рукописи в готовую книгу.

Я искренне благодарю всех, кто помогал мне и поддерживал меня. Сотрудничество с ними превратило создание этой книги в приятное и увлекательное занятие.

Дэвид Дж. Майерс

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...