Волков ю г социология молодежи учебное пособие. Волков Ю.Г. Типы социальных движений Социальная революция Терроризм Причины социальных движений Социальные проблемы

978-5-369-01582-7

Волков Юрий Григорьевич

Козырев, Г.И. Социология : учеб. пособие / Г.И. Козырев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИД «ФОРУМ», 2010. — 320 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-8199-0405-3. - Текст: электронный. - URL: http://сайт/catalog/product/474234 читать

978-5-98281-415-9

Представлены понятия социологической науки, ее история, теории, направления и концепции. Рассмотрены общество, его структура и типы, отношения личности и общества, вопросы социальных коммуникаций, поведения, стратификации, мобильности, а также изменений и движений. Каждый из разделов учебника содержит примеры из жизни и результаты социологических исследований, что облегчает усвоение материала и формирует комплексное представление о современной социальной реальности. Для студентов, аспирантов, преподавателей социологических факультетов. Представляет интерес для исследователей-социологов.

Верещагина Анна Владимировна

Социология безопасности : Учебник / А.В. Верещагина, С.И. Самыгин, Н.Х. Гафиатулина [и др.]; Под ред. Ю.Г. Волкова. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017 — 264 с.: 60х90/16 — (ВО:Бакалавриат; Южному федеральному университету — 100 лет) (П) ISBN 978-5-369-01582-7 - Текст: электронный. - URL: http://сайт/catalog/product/563785 читать

978-5-369-01582-7

Обеспечение безопасности - одна из актуальных проблем как отдельно взятого государства, так и мирового сообщества в целом. В этой связи важное значение приобретает анализ основных рисков и угроз безопасности современного социума, их видов и источников, а также социальных последствий для общества, уже давно функционирующего в рискогенном режиме. Обозначенный круг задач составляет предметное поле социологии безопасности как отрасли научного знания, которая приобретает статус жизненно важной для обеспечения стабильной и безопасной жизнедеятельности цивилизации третьего тысячелетия. Учебник ориентирован на широкий круг читателей, прежде всего студентов высших учебных заведений, магистрантов и аспирантов, преподавателей социологических дисциплин, а также всех тех, кто всерьез интересуется проблемами безопасности современного общества.

Волков Юрий Григорьевич

Основы социологии и политологии : учеб. пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. — 2-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 204 с. — (Cреднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/923771 читать

978-5-16-011915-1

В учебном пособии на основе современных достижений в области социологии и политической науки в систематическом виде излагаются основные теоретические вопросы, касающиеся социальной и политической жизни современного общества. В каждой главе пособия дается обзор основных теоретических концепций, разработанных зарубежными и отечественными учеными. Отличительной особенностью пособия является наличие специально разработанных заданий и логических задач, направленных на развитие познавательной самостоятельности студентов, формирование профессиональных компетенций в области социологии и политологии и побуждение к творческому освоению учебного материала. Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования последнего поколения. Предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, изучающих основы социологии и политологии.


Профессиональные интересы :

Социология личности, личность и идеология, гуманистическая идеология.



Исследовательские проекты :

2007 г. - Российский государственный научный фонд: «Этнократии на Северном Кавказе: механизмы формирования и пути трансформации в региональную элиту» (совместно с А.В. Лубским, В.В. Черноусом и др.); Южный федеральный университет (внутренний грант) «Молодежь Юга России: проблемы самоорганизации, технологии социального управления и профилактика экстремизма» (совместно с Г.И. Герасимовым, В.В. Черноусом, А.В. Сериковым и др.).
2006 г. - Межрегиональный институт общественных наук: Ислам в России: Научный семинар «Радикальное направление в исламской идеологии».
2005 г. - Комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области «Изучение жилищных проблем молодых семей Ростовской области» (совместно с В.В. Черноусом, А.В. Сериковым и др.);
2004 г. - Российский фонд фундаментальных исследований: «Глобальные и социокультурные факторы конфликтогенности и стабильности на Юге России» (совместно с А.В. Лубским, Н.И. Чернобровкиной, В.В. Черноусом и др.); Межрегиональный институт общественных наук: «Кавказ после холодной войны: пути стабилизации»; Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации: «Динамика общественного мнения молодежи Ростовской области по проблемам экстремизма и терроризма»;
2003 г. - Российский фонд фундаментальных исследований: «Федеративные отношения на Юге России: состояние и пути развития» (совместно с А.В. Лубским, Н.И. Чернобровкиной, В.В.Черноусом и др.).
1996 г. - Фонд «Культурная инициатива»: «Легитимность политической власти» (совместно с А.В. Лубским и др.).
1995 г. - Фонд Сороса: «Философия»; Фонд фундаментальных исследований: «Социология» (совместно с И.В. Мостовой).



Учебные курсы :

«Многомерный мир современного человека», «Идеология и личность», «Социология личности», «Современные идеологии», «Ключевые понятия социологии», «Гуманизм - идеология для России».



Публикации :

2007 г.:
Обществознание: Учеб. пособие М., (в соавт.).
Социология: Учеб. пособие. М.; Ростов н/Д., (в соавт.).
Социология: Учебник. Изд-е 3-е. Ростов н/Д..
Социология: история и современность. Изд. 2-е. Ростов н/Д.,(в соавт.).
Социология: Учебник. М.; Ростов н/Д., (в соавт.).

2006 г.:
Идентичность и идеология: взгляд в будущее. М..
Трансформация системы ценностей современного российского общества. М..
Социология: Учебник. М.
Социология: Учебник. М.; Ростов н/Д.. Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности. М.
Социология: Курс лекций. Изд. 2-е. перераб. и доп. Ростов н/Д..
Профессиональная переподготовка: Учеб.-метод. указания. Ростов н/Д., (в соавт.).

2005 г.:
Региональная политика и идеология в современной России. Ростов н/Д,.
Идеология региона и современная идеологическая ситуация в России. Ростов н/Д.
Гуманистическая перспектива как общенациональная цель российского общества. М.

2004 г.:
Идеология и гуманизм. М., (в соавт.).
Социология: Учебник. Ростов н/Д,.

2003 г.:
Дополнительное профессиональное образование в Ростовском государственном университете. Ростов н/Д.
Идеология для России (основные идеи гуманистической идеологии России). Ростов н/Д.

2001 г.:
Обществознание: Учеб. пособие. М.,(в соавт.).
Гуманизм и полиэтническая Россия. Майкоп, (в соавт.).
Идеология гуманизма и современный мир. М., (в соавт.).

2000 г.:
Молодежь современной России: Условия социального становления в период трансформации. Ростов н/Д,(в соавт.).
Социология: Учебник. М.,(в соавт.)
Молодежь современной России: условия социального становления в период трансформации. Ростов н/Д.
Проблемы формирования идеологий регионального развития. Ростов н/Д, (в соавт.).
Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее Росси). М..

(р. 10.10.1946) - специалист по социальной философии; доктор философских наук, профессор. Родился в Ростове-на-Дону. Окончил физико-математический факультет Ростовского педагогического института (1968), с 1968 - преподаватель физики Ростовского механичекого техникума. С 1969 служил в армии. Окончил аспирантуру кафедры научного коммунизма Ростовского государственного университета (1973). С 1973 по 1987 - секретарь комитета комсомола Ростовского государственного университета, райкома, горкома, обкома партии. В это же время по совместительству -старший преподаватель, доцент кафедры научного коммунизма Ростовского государственного университета, с 1987 - зав. кафедрой научого коммунизма, профессор (1988) ИПК при Ростовском государственном университете. С 1992 - директор ИППК при Ростовском государственном университете, проректор Ростовского государственного университета, зав. кафедрой социологии, политологии и права.

Вице-президент Российской академии гуманитарных наук, действительный член Российской академии социальных наук, действительный член Нью-Йоркской академии наук (1995). Кандидатская диссертация "Всестороннее развитие личности" (1973); докторская диссертация - "Проблема целостности личности: сущность, социальный механизм, формирование" (1985). Волков разрабатывает концепцию целостной личности и интегральной природы человека; теорию взаимодействия общества и личности в трансформируемом социуме. Им обосновываются идея гуманистической идеологии, положение о рационализации политики и управления в современных российских условиях; исследуется процесс формированияия ценностных ориентации населения в переходный период, а также факторы оптимального функционирования новых образовательных институтов.

Сочинения:

  1. Целостная личность: сущность, пути формирования. Ростов-на-Д., 1985;
  2. Homo humanus. Личность и гуманизм. Челябинск, 1995;
  3. Многомерный мир современного человека. М., 1998;
  4. Идеология и гуманистическое будущее. СПб.-Ростов-на-Д., 1999;
  5. Социология в вопросах и ответах. [В соавт.]. М., 1999;
  6. Социология: история и современность. [В соавт.]. М.-Ростов-на-Д., 1999;
  7. Социология: курс лекций. Уч. пос. [В соавт.]. Ростов-на-Д., 1999.

Учебник написан с учетом государственного образовательного стандарта второго поколения с опорой на российские реалии и лучшие зарубежные и отечественные учебники социологии, отличается энциклопедичностью и “многослойностью” изложения, интегральным решением учебных задач и ставит целью дать читателю прочные знания по социологии. Рассматриваются история социальных идей, основные понятия, направления и парадигмы социологии, а также ее методы. Особое внимание уделяется вопросам современной социологии.
Предназначен для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для аспирантов и преподавателей вузов, а также широкого круга читателей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие

§ 1.1. Социология как наука
Социология и другие науки

§ 1.2. Развитие социологии

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии
Становление социологии как науки
Классические социологические теории
Русская социологическая мысль
Современные социологические теории

§ 1.3. Уровни социологического анализа и социологические парадигмы

Уровни анализа
Социологические парадигмы

§ 1.4. Теоретические подходы в социологии

Функционализм
Теория конфликта
Символический интеракционизм

§ 1.5. Социологическое исследование

Основные понятия
Этапы социологического исследования
Методы исследования
Исследовательская этика
Социологическая перспектива
Социологическое воображение
Глава 2. КУЛЬТУРА
§ 2.1. Определения культуры

§ 2.2. Компоненты культуры

Нормы
Ценности
Символы и язык

§ 2.3. Культура и миф

Основные теории
Идеология

§ 2.4. Единство и разнообразие культур

Культурные универсалии
Культурная интеграция
Этноцентризм
Культурный релятивизм
Субкультуры и контркультуры
Культурная эволюция
Глава 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
§ 3.1. Основы социализации
Значение социализации
Природа и воспитание
Социальная коммуникация
Определение ситуации

§ 3.2. Личность

Характеристики личности
Самость
Теория “зеркального Я”
Понятие “обобщенного другого”
Процесс “управления впечатлениями”

§ 3.3. Социализация в течение жизненного цикла

Жизненный цикл в разных культурах
Детство
Подростковый возраст
Ранняя зрелость, или молодость
Средний возраст, или зрелость
Пожилой возраст, или старость
Смерть

§ 3.4. Ресоциализация

Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
§ 4.1. Социальная структура
Основные понятия
Социальные статусы
Социальные роли
Группы
Институты
Общества

§ 4.2. Классификация социальных групп

Социальные связи
Первичные и вторичные группы
Внутренние и внешние группы
Референтные группы

§ 4.3. Групповая динамика

Размер групп
Лидерство
Социальное манкирование
Социальные дилеммы
Групповое мышление
Конформизм

§ 4.4. Социальные организации

Характерные черты организации
Формальные организации
Типы формальных организаций
Бюрократия
Веберовская концепция бюрократии
Недостатки бюрократии
Управление в организациях
Неформальные организации
Глава 5. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
§ 5.1. Природа девиации
Социальные характеристики девиации
Социальный контроль
Социальные эффекты девиации

§ 5.2. Социологические теории девиации

Изучение девиантного поведения
Теория аномии
Теория культурного переноса
Теория конфликта
Теория стигматизации

§ 5.3. Преступление и система правосудия

Система правоохранительных органов
Преступление
Наркотики и преступность
Тюремное заключение
Тоталитарные институты
Преступность в России
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
§ 6.1. Модели социальной стратификации
Социальная дифференциация
Открытые и закрытые системы стратификации
Измерения стратификации

§ 6.2. Системы социальной стратификации

Рабство
Касты
Кланы
Классы
Тендерное неравенство и социальная стратификация

§ 6.3. Теории социального неравенства

Функционалистская теория стратификации
Конфликтологическая теория стратификации

§ 6.4. Классовая система современных обществ

Социальные классы
Стратификация современного российского общества
Идентификация социальных классов
Значение социальных классов
Средний класс
Бедность в России
Депривация

§ 6.5. Социальная мобильность

Формы социальной мобильности
Социальная мобильность в индустриальных обществах
Процессы достижения статуса
Глава 7. РАСОВОЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ И ТЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО
§ 7.1. Расовая и этническая стратификация
Расы, этнические группы и меньшинства
Предубеждения и дискриминация
Политика доминирующей группы
Функционалистская и конфликтологическая теории
Национально-этнический состав России

§ 7.2. Тендерная стратификация

Женское меньшинство
Тендерные роли и культура
Тендерная самоидентификация
Тендерные роли в России и западных странах
Глава 8. СЕМЬЯ
§ 8.1. Структура семьи
Роль семьи
Типы семьи
Формы брака
Функционалистский подход к проблеме семьи
Конфликтологический подход к проблеме семьи

§ 8.2. Брак и семья в России и США

Выбор партнера для брака
Детность семьи
Статус родителей
Работающие матери
Насилие, жестокое обращение с детьми и инцест в семье
Динамика браков и разводов в России
Семьи с неродным отцом или матерью
Забота о пожилых

§ 8.3. Альтернативные жизненные стили

Причины разнообразия жизненных стилей
Холостяцкая жизнь
Незарегистрированные пары
Семьи с родителями-одиночками
Глава 9. РЕЛИГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
§ 9.1. Религия
Священное и профанное
Типы религиозных верований и практик
Социальные формы организации религии
Функции религии
Дисфункции религии
Конфликтология и функционализм о религии
Подтверждение традиции: исламская революция в Иране
Изменения в секулярном мире: протестантская этика
Возрождение религии в России
Проблемы взаимоотношений государства и церкви в России

§ 9.2. Образование

Обучение и образование
Функционалистский подход к образованию
Конфликтология об образовании
Образование в современной России

§ 9.3. Здравоохранение

Функционалистский подход к здравоохранению
Конфликтологический подход к здравоохранению
Система здравоохранения
Здоровье населения России
ГЛАВА 10. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
§ 10.1. Экологическая среда
Экосистема
Эффекты перенаселения

§ 10.2. Народонаселение

Рост населения в мире
Факторы, влияющие на изменение численности населения
Демографические процессы в России

Структура населения
Мальтус и Маркс
Теория демографического перехода
Демографическая политика
Демографический прогноз численности населения земного шара

§ 10.3. Городская среда

Зарождение и эволюция городов
Модели роста городов
Российские города
Глава 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
§ 11.1. Источники социальных изменений
Социальные факторы изменений
Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса
Модернизация
Модернизация и индустриализация
Трансформация обществ
Социальные изменения в России
Социальные изменения в странах третьего мира
Мировая система и процессы глобализации

§ 11.2. Коллективное поведение

Разнообразие моделей коллективного поведения
Предпосылки коллективного поведения
Объяснения поведения толпы

§ 11.3. Социальные движения

Типы социальных движений
Социальная революция
Терроризм
Причины социальных движений
Социальные проблемы
Заключение. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Изменения в мире
Многополярный мир
Место России в мировом сообществе
Словарь специальных терминов
Литература
ПРЕДИСЛОВИЕ
Немного найдется академических дисциплин, которые касались бы нас так же близко, как социология. Будучи наукой, изучающей социальные организации и взаимодействия, социология помогает понять происходящие вокруг нас события и те социальные силы, которые оказывают на нас воздействие, акцентирует внимание на тех аспектах нашего социального окружения, которые мы часто игнорируем, упускаем из виду или принимаем как должное. Социология вооружает нас особой формой осознавания действительности.
В предлагаемом учебнике последовательно излагаются принципы, законы и закономерности возникновения и функционирования человеческих обществ, организованные в систему наукой, которую ее основатель О. Конт назвал социологией.
Учебный курс социологии ставит целью дать студентам достаточно полный компедиум знаний о специфике социологии и ее законах, вычленив его из всей огромной массы сведений, предоставляемых научной и учебной литературой.
Расположение материала и данные социологических исследований, примеры из различных областей социальной жизни позволят читателю, не обладающему специальной подготовкой, с наименьшей затратой времени познакомиться с широким кругом социологических проблем.
В этом учебнике главное место занимают принципы, а не детали, основные положения, а не текущие вопросы, и описание специально выбранных примеров, а не просто перечисление фактов.
Структура учебника сохраняет целостность учебного курса социологии, что позволяет, по замыслу авторов, оптимально использовать ее, в частности, при подготовке к экзамену – для систематизации и быстрого усвоения материала.
Многие ключевые темы – теория и практика социологических исследований, культура, социализация, группы и организации, девиация и социальный контроль, социальная стратификация, раса, пол, семья, религия, общество и социальные изменения – рассмотрены здесь более полно, чем в большинстве учебников по социологии.
В конце учебника приводится перечень ключевых терминов и определений. Наиболее важные социологические термины выделены шрифтом, их определения приводятся в учебнике по мере появления указанных терминов в тексте.
Социологическая культура становится неотъемлемым элементом российской действительности. В своем становлении и развитии российская социология, опираясь, конечно, на собственные традиции и достижения, использует опыт западной социологии. Настоящая книга опирается на материалы лучших зарубежных и отечественных учебников социологии – Э. Аспа, Э. Гидденса, А. Джонсона, Дж. У. Вандер Зандена, Р. Лэмма и Р. Шефера, А. Мендра, Н. Смелзера, Дж. Ритцера, Дж. М. Хинслина, а также многих научных статей.
Интерес к социологии естествен для людей вообще, так как человек, будучи существом социальным, сам является объектом ее изучения. Мы убеждены, что каждый образованный человек должен иметь представление о социологии, и именно поэтому мы написали эту книгу.
Авторы
Назад Содержание
Вперед

Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
Результатом взаимодействия людей в обществе является переплетение смыслов, ожиданий, деяний, и все это составляет предмет изучения социологии. Следовательно, мы можем определить социологию как научное изучение социального взаимодействия и организации.
Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.
Социология с ее опорой на наблюдения и измерения позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.
§ 1.1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Социология и другие науки
Естественные науки. Во все времена человек был одержим желанием раскрыть окружающие его тайны и понять мир.
В процессе познания люди разрабатывали методы изучения социального и естественного мира, с их помощью получали, обосновывали и систематизировали знания о мире. Социология – научное исследование общества и человеческого поведения – является одной из наук, разработанных современной цивилизацией. Чтобы лучше понять место социологии среди этих наук, необходимо вначале рассмотреть отдельно науки естественные и общественные.
Естественные науки – это теоретические и академические дисциплины, ставящие своей целью понимание, объяснение и прогнозирование событий и процессов природной среды. Естественные науки подразделяются на специализированные области исследования в соответствии со своим предметом, такие, как биология, геология, химия и физика. Далее они подразделяются на еще более специализированные разделы с более узким содержанием. Биология включает в себя ботанику и зоологию, геология – минералогию и геоморфологию, химия изучает органические и неорганические вещества, в физике выделяют биофизику и квантовую механику. В каждой области исследований рассматривается определенный “кусок” природы.
Общественные науки. Люди не ограничились изучением природы. Стараясь получить более полное представление о жизни, они создали также области науки, предметом которых является социальный мир. Эти общественные науки изучают человеческие отношения. Если естественные науки стремятся объективно понять мир природы, то науки общественные ставят своей целью объективно понять социальный мир. Мир природы включает в себя упорядоченные (закономерные) связи, которые не очевидны, но должны обнаруживаться в целенаправленных наблюдениях, упорядоченные отношения людей в социальном мире тоже не бросаются в глаза, и их приходится выявлять с помощью целенаправленных и регулярных наблюдений.
Науки об обществе включают в себя антропологию, экономику, политологию, психологию, историю и социологию. В свою очередь антропология делится на культурную и физическую антропологию; экономика на макро- и микроэкономику; в политологии имеются теоретические и прикладные разделы; психология может быть клинической или экспериментальной; история – всемирной и историей отдельных стран; объектом изучения социологии являются количественные и качественные аспекты общественной жизни. Поскольку нас интересует социология, сравним ее с другими общественными науками.
Политология. Политологи занимаются вопросами политики и управления государством. Они изучают то, как люди управляют своим обществом, различные формы правления, их структуру и отношение к другим общественным институтам. Особый интерес для политологов представляют способы достижения людьми власти в обществе, то, каким образом они сохраняют за собой властные позиции, взаимоотношение властвующих с подвластными, политические организации, институты, движения и поведение избирателей.

Экономика. Экономическая наука также концентрируется на изучении одного социального института. Экономисты занимаются исследованием проблем производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг в конкретном обществе.
Антропология. Антропология, родственная социологии дисциплина, исследует культуру как образ жизни общества в целом. Преимущественно она концентрирует свое внимание на изучении культуры дописьменных, или племенных, обществ. В понятие культуры как предмета антропологии входят: артефакты группы, например орудия труда, искусство и оружие; структура группы, т.е. иерархия и другие модели, которые определяют взаимоотношения в обществе; идеи и ценности группы, влияние верований на жизнь людей; формы коммуникации в группе, особенно язык.
Психология. Психологи занимаются исследованием психических процессов, связанных с интеллектом, эмоциями, восприятием и памятью. Такая отрасль психологии, как социальная психология, изучает социальную обусловленность поведения индивидов и групп, т.е. типы поведения в связи с социальными нормами, воспитанием, возрастом, жизненным опытом, происхождением, а также влияние потребностей, самооценки на межличностные, внутригрупповые и межгрупповые отношения.
История. Историческая наука изучает прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии, т.е. имеет дело с прошлым поведением и уникальными событиями. Она состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов. Отраслями исторической науки являются: историческая география, историография, экономическая история, а также археология, палеография, генеалогия, дипломатика, хронология и др.
Социология. У социологии много общего с другими общественными науками. С политологией ее объединяет то, что она исследует среди прочего проблемы политических отношений и государственного управления. С экономической наукой она граничит, затрагивая сферу социального обращения товаров и услуг, но в аспекте исследования социальных последствий производства, распределения и обмена. Как и антропология, социология делает своим предметом культуру, верования, традиции, но рассматривает их под особым социологическим углом. С психологией ее роднит то, что она исследует личность и ее жизнь в группе себе подобных. Наконец, в отличие от исторической науки, которая изучает только то, что свершилось и вошло в историю, социология фокусируется на современности, включает в себя социальное планирование и прогнозирование.
Что же отличает социологию от других общественных наук?
Определения предмета социологии
Одни социологи рассматривают общество как структурированную систему, другие – как совокупность взаимодействующих индивидов, одни изучают материальные факты, другие – символы. Ткань общественных отношений настолько сложна, что практически невозможно в одном определении выразить столь широкомасштабный предмет социологии. Поэтому приведем некоторые наиболее авторитетные суждения:(Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1999. С. 67-69.)
“...Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании”(Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 20.) (Э. Дюркгейм).
Социология, “будучи в самом широком смысле слова обширною наукой об обществе... может быть определена как наука социальных элементов и первых принципов”(Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. М., 1898. С. 36.) (Ф.Г. Гиддингс).
Предмет социологии “заключает в себе множество движений... отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов”(Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. С. 11.) (Г. Зиммель).
“Социология есть наука, исследующая формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями”(Лавров П.Л. Философия и социология//Избр. произв. В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 639.) (П.Л. Лавров).
“Сама социология справедливо и очень точно определяется как наука о культуре, или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова”(Де-Роберти Е.В. Социология и психология//Новые идеи в социологии. СПб., 1914. Сб. № 2. С. 8.) (Е.В. Де-Роберти).
“Социология должна быть учением об обществе, подобно тому как существует общее учение о жизни”(Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897. С. 3.) (Н.И. Кареев).
Социология – “наука о порядке и прогрессе человеческих обществ”(Ковалевский М.М. Социология. СПб., 1910. С. 30.) (М.М. Ковалевский).
“Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия,– с другой”(Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993. Т. 1. С. 57.) (П.А. Сорокин).
В дополнение к этому приведем еще некоторые определения предмета социологии как науки, которая изучает общество и социальное поведение.
Согласно определению Р. Парка и Э. Берджесса, социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение. А. Инкелес в свою очередь отмечает, что социология изучает системы социальных действий и их взаимоотношения и ее объектами являются общества, институты и социальные отношения.
Социология пытается постичь поведение человека, детерминируемое прежде всего культурой, бытом, социальной организацией и другими подобными факторами. При этом, естественно, в поле зрения исследователя попадают различные причинные связи, отношения и зависимости, т.е. социальное поведение изучается в динамике.
Я. Робертсон называет социологию наукой, изучающей человеческое общество и социальное поведение. По Д. Дугласу, социология является наукой, которая изучает человека и общности и стремится определить их характерные черты, особенно на примере современных цивилизаций.
Хотя социология обращает внимание и на индивида, однако центральными объектами ее исследования являются социальные группы и группировки, а также социальные процессы. Социология описывает и рассматривает среди прочего модели социальных ценностей, социальных изменений, девиантного поведения, религиозного поведения и семейной жизни. Социология исследует различия, которые существуют между социальными классами, политическими и профессиональными группами и другими социальными объединениями. При этом она не интересуется собственно межличностными различиями, хотя иногда должна рассматривать и их.
Дж. Ноббс, Б. Хайн и М. Флемминг выдвинули определение, характеризующее социологию как научное и систематическое исследование поведения людей, живущих в группах (имеются в виду организованные общности). Самой малой группой является, как правило, семья, а самой большой – нация или государство. Существуют такие группы, как школьный коллектив, рабочий коллектив, соседство, село или город.
“Социология,– пишет В.А. Ядов,– это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения”.
Г.В. Осипов определяет социологию как науку, которая исследует социальную структуру общества, развитие систем и организаций, а также взаимодействия внутри общества. Под социальной структурой Осипов подразумевает между- и внутриклассовые отношения и систему социальных институтов или учреждений, регулирующую эти отношения.
Согласно Н. Смелзеру, “социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей... Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений”. Э. Гидденс понимает социологию как “науку о социальной жизни человека, групп и обществ”.
Во всех приведенных определениях подчеркивается социальная структура, с одной стороны, и социальное поведение (действие) – с другой, как предметы социологического исследования. Демографическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствующие этические, моральные и духовные ценности (что в общих чертах составляет социальную структуру общества) определяют социальное поведение. Социология стремится понимать и объяснять поведение человека именно с помощью этих структурных и ситуативных факторов.
Одни структурные факторы, как, например, демографическая и экономическая структура общества, весьма конкретны. Другие – являются отвлеченными и как будто не столь очевидными. К ним относятся, в частности, социальные отношения, которые, как и социальная структура, регулируют взаимодействие индивидов.
Определение предмета социологии как науки, которая изучает социальное поведение, или действие, и социальные структуры, графически представлены на рис. 1.1.

2- е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.

Учебник написан с учетом государственного образовательного стандарта второго поколения с опорой на российские реалии и лучшие зарубежные и отечественные учебники социологии, отличается энциклопедичностью и “многослойностью” изложения, интегральным решением учебных задач и ставит целью дать читателю прочные знания по социологии. Рассматриваются история социальных идей, основные понятия, направления и парадигмы социологии, а также ее методы. Особое внимание уделяется вопросам современной социологии.

Предназначен для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для аспирантов и преподавателей вузов, а также широкого круга читателей.

Формат: doc / zip

Размер: 1,2 Мб

/ Download файл

Формат: pdf / zip

Размер: 26,5 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 5
Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ 7
§ 1.1. Социология как наука 7
Социология и другие науки 7
Определения предмета социологии 10
§ 1.2. Развитие социологии 13
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии 13
Становление социологии как науки 18
Классические социологические теории 25
Русская социологическая мысль 30
Современные социологические теории 40
§ 1.3. Уровни социологического анализа и социологические парадигмы 63
Уровни анализа 63
Социологические парадигмы 65
§ 1.4. Теоретические подходы в социологии 68
Функционализм 68
Теория конфликта 71
Символический интеракционизм 75
§ 1.5. Социологическое исследование 78
Основные понятия 78
Этапы социологического исследования 79
Методы исследования 83
Исследовательская этика 87
Социологическая перспектива 88
Социологическое воображение 88
Глава 2. КУЛЬТУРА 90
§ 2.1. Определения культуры 90
§ 2.2. Компоненты культуры 93
Нормы 93
Ценности 95
Символы и язык 96
§ 2.3. Культура и миф 98
Основные теории 98
Идеология 100
§ 2.4. Единство и разнообразие культур 103
Культурные универсалии 103
Культурная интеграция 104
Этноцентризм 105
Культурный релятивизм 106
Субкультуры и контркультуры 107
Культурная эволюция 108
Глава 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. . 112
§ 3.1. Основы социализации 112
Значение социализации 112
Природа и воспитание 114
Социальная коммуникация 116
Определение ситуации 121
§ 3.2. Личность 122
Характеристики личности 122
Самость 124
Теория «зеркального Я» 126
Понятие «обобщенного другого» 128
Процесс «управления впечатлениями» 130
§ 3.3. Социализация в течение жизненного цикла 132
Жизненный цикл в разных культурах 132
Детство 134
Подростковый возраст 136
Ранняя зрелость, или молодость 138
Средний возраст, или зрелость 142
Пожилой возраст, или старость 144
Смерть 146
§ 3.4. Ресоциализация 148
Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ 149
§ 4.1. Социальная структура 149
Основные понятия: 149
Социальные статусы 151
Социальные роли 152
Группы 155
Институты 156
Общества 160
§ 4.2. Классификация социальных групп 163
Социальные связи 163
Первичные и вторичные группы 164
Внутренние и внешние группы 166
Референтные группы 167
§ 4.3. Групповая динамика 168
Размер групп 168
Лидерство 170
Социальное манкирование 171
Социальные дилеммы 172
Групповое мышление 173
Конформизм 174
§ 4.4. Социальные организации 175
Характерные черты организации 175
Формальные организации 178
Типы формальных организаций 179
Бюрократия 180
Веберовская концепция бюрократии 181
Недостатки бюрократии 183
Управление в организациях 186
Неформальные организации 191
Глава 5. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 193
§ 5.1. Природа девиации 193
Социальные характеристики девиации 193
Социальный контроль 196
Социальные эффекты девиации 198
§ 5.2. Социологические теории девиации 201
Изучение девиантного поведения 201
Теория аномии 202
Теория культурного переноса 206
Теория конфликта 208
Теория стигматизации 211
§ 5.3. Преступление и система правосудия 215
Система правоохранительных органов 215
Преступление 219
Наркотики и преступность 223
Тюремное заключение 224
Тоталитарные институты 227
Преступность в России 228
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 233
§ 6.1. Модели социальной стратификации 25i
Социальная дифференциация 233
Открытые и закрытые системы стратификации 234
Измерения стратификации 235
§ 6.2. Системы социальной стратификации 240
Рабство 240
Касты 242
Кланы 244
Классы 245
Тендерное неравенство и социальная стратификация 246
§ 6.3. Теории социального неравенства 246
Функционалистская теория стратификации 246
Конфликтологическая теория стратификации 248
§ 6.4. Классовая система современных обществ 250
Социальные классы 250
Стратификация современного российского общества 253
Идентификация социальных классов 257
Значение социальных классов 259
Средний класс 260
Бедность в России 261
Депривация 263
§ 6.5. Социальная мобильность 265
Формы социальной мобильности 265
Социальная мобильность в индустриальных обществах 268
Процессы достижения статуса 269
Глава 7. РАСОВОЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ И ТЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО 271
§ 7.1. Расовая и этническая стратификация 271
Расы, этнические группы и меньшинства 271
Предубеждения и дискриминация 274
Политика доминирующей группы 276
Функционалистская и конфликтологическая теории 278
Национально-этнический состав России 280
§ 7.2. Тендерная стратификация 282
Женское меньшинство 282
Тендерные роли и культура 283
Тендерная самоидентификация 285
Тендерные роли в России и западных странах 287
Глава 8. СЕМЬЯ 292
§ 8.1. Структура семьи 292
Роль семьи. 292
Типы семьи 294
Формы брака 297
Функционалистский подход к проблеме семьи 300
Конфликтологический подход к проблеме семьи 302
§ 8.2. Брак и семья в России и США 304
Выбор партнера для брака 304
Детность семьи 307
Статус родителей 308
Работающие матери 309
Насилие, жестокое обращение с детьми и инцест в семье 310
Динамика браков и разводов в России 313
Семьи с неродным отцом или матерью 315
Забота о пожилых 317
§ 8.3. Альтернативные жизненные стили 318
Причины разнообразия жизненных стилей 318
Холостяцкая жизнь 318
Незарегистрированные пары 319
Семьи с родителями-одиночками 321
Глава 9. РЕЛИГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 323
§ 9.1. Религия 323
Священное и просранное 323
Типы религиозных верований и практик 324
Социальные формы организации религии 325
Функции религии 335
Дисфункции религии 339
Конфликтология и функционализм о религии 339
Подтверждение традиции: исламская революция в Иране 342
Изменения в секулярном мире: протестантская этика 343
Возрождение религии в России 345
Проблемы взаимоотношений государства и церкви в России 350
§ 9.2. Образование 352
Обучение и образование 352
Функционалистский подход к образованию 353
Конфликтология об образовании 355
Образование в современной России 357
§ 9.3. Здравоохранение 367
Функционалистский подход к здравоохранению 367
Конфликтологический подход к здравоохранению. . .- 369
Система здравоохранения 370
Здоровье населения России 372
ГЛАВА 10. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ 376
§ 10.1. Экологическая среда 376
Экосистема 376
Эффекты перенаселения 380
§ 10.2. Народонаселение 381
Рост населения в мире 381
Факторы, влияющие на изменение численности населения 382
Демографические процессы в России 385
Структура населения 390
Мальтус и Маркс 391
Теория демографического перехода 393
Демографическая политика 395
Демографический прогноз численности населения земного шара.... 397
§ 10.3. Городская среда 400
Зарождение и эволюция городов 400
Модели роста городов 405
Российские города 408
Глава 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 413
§ 11.1. Источники социальных изменений 413
Социальные факторы изменений 413
Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса 416
Модернизация 425
Модернизация и индустриализация 427
Трансформация обществ 428
Социальные изменения в России 435
Социальные изменения в странах третьего мира 438
Мировая система и процессы глобализации 441
§ 11.2. Коллективное поведение 445
Разнообразие моделей коллективного поведения 445
Предпосылки коллективного поведения 451
Объяснения поведения толпы 455
§ 11.3. Социальные движения 458
Типы социальных движений 458
Социальная революция 460
Терроризм 462
Причины социальных движений 464
Социальные проблемы 466
Заключение. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 469
Изменения в мире 469
Многополярный мир 470
Место России в мировом сообществе 474
Словарь специальных терминов 476
Литература 495

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...