Род имен существительных упражнения. Род несклоняемых имен существительных. Вот бы их обилетить

Дальнейшие тренировочные работы проводим на словосочетаниях, включающих несколько существительных.

1. Записать под диктовку.

Из поездки по Америке и Японии; в каморке на лестнице; в беседке у акации; вдоль дороги и на дороге; от былинки к былинке; на лекции по биологии и ботанике; в траншее во время атаки; вокруг кибитки и в кибитке; по тропинке к станции; в хрестоматии по литературе; на стройке узкоколейки в Боярке; в пристройке около оранжереи; вдоль тропинки и на тропинке; от деревни к деревне.

2. Из данных существительных составить словосочетания: обочина, дорога — на обочине дороги.

Опушка, роща; постройка, фабрика; вспышка, молния; библиотека, академия; территория, поликлиника; история, Греция; граница, Монголия; окраина, деревня; история, болезнь.

Переходим к закреплению окончаний существительных 2-го склонения (в тренировочные упражнения включаем существительные l-го и 2-го склонения).

1. Существительные, стоящие в скобках, поставить в предложенном падеже. С тремя из них составить предложения.

Находился (отдаление), говорил (воспитание), отдыха (Дунай), отразилось (урожай), встретился (издательство), ездил

(автомобиль), стрелки (циферблат), спустился (парашют);снимался (фильм), шел (лестница), лечился (амбулатория), видит (расстояние), ранен (наступление), жили (подвал), находится

(плаванье), прочел (оглавление), записано (постановление), село (санаторий), учился (лицеи), лекция (астрономия),рассказывал (впечатление), обсуждалось (ассамблея).

2. Составить словосочетания с существительными в предложенном падеже.

Вестибюль, иней, обычай, гербарий, безмолвие, ротозей, указатель,. злодей, искусство, ..запястье, стихотворение, идея, единица, чешуя, преподаватель, кондуктор, потребитель, ремесло, верховье, улей.

3. Составить словосочетания, поставив оба существительных в предложном падеже: фестиваль, Швеция- на фестивале 8 Швеции; академия, заседание — в академии на заседании.

Излечение, санаторий; путешествие, Африка; окошко, кухня;

скамейка, сквер; басня, медведь пробуждение, природа; сарай, хутор; выступление, собрание; кресло, терраса; встреча, пароход; вокзал, буфет; юбилеи, театр; домик, опушка; линейка, лагерь; движение, орбита.

4. Проверить окончания существительных способом подстановки.

а дружбе и единении; при встрече и расставании; ошибки в изложении и сочинении; на сцене и экране; жил в покое и довольстве; растянулся в сарае на сене; в тревоге и смятении; на соревновании в Италии и Франции перелом в настроении аудитории; нуждался в поддержке и утешении; мечтал о счастье и славе; в мастерстве и умении.

1. Поставить в соответствующем падеже существительные, стоящие в скобках.

Распинаться (ведомость); обвинили (трусость), говорили (Анатолий); работал (Каспий); ждал (вокзал), был (бюллетень), подошел (пропасть) работает (артель), стремится (цель}, прикован (постель), сидел (шинель), был (митинг):, играл (рояль),зверь (ярость), корабль (гавань), ошибки (предложение), стремился (цель), пятно (скaтepть).

2. Составить словосочетания (глагол + существительное в род., дат. Илипредлож. падеже)

грань, моль, отмель, скатерть, апрель, шаль, прибыль, ладонь, окрестность, местность, крепость, повесть, молодость, молодежь, сонливость, горесть, память, отчаяние, Енисей, покой, зритель, олень, лень, якорь, картофель, нарушитель, ясность, посетитель, независимость, печаль, возможность, бандероль, шалость.

3. Составить словосочетания «существительное + существительное с предлогом» или «существительное с предлогом + существительное>>.. Использовать предлоги по, на, при,о,

для: жизнь в изгнании, на обложке тетради.

Строительство, Сибирь; повесть, революция; жизнь, чужбина; помещение, станция; порог, дача; сбруя, лошадь.

Спинка, кровать: история, болезнь; власть, стихия; заглавие, рукопись; запах, полынь; мерцание, ночь; увеличение, влажность; свет, коптилка; штаб, дивизия; развитие, авиация.

4. Записать под диктовку, определить род и склонение существительных.

Об успеваемости и поведении; в дыму и копоти; знал о приближении опасности.; о долге и верности присяге; в смущении и ярости; о его бескорыстии и скромности; памяти революции; о стойкости бесстрашии; в недоумении и растерянности; о величии и значимости человека; учился латыни и математике; в крае, районе и области; в мякоти и кожице лимона; на фестивале молодежи в Германии; в пилотке и шинели; нуждался в защите и помощи; в литературе, живописи и графике, о новом периоде жизни; в корне ставке и окончании.

Так как учащиеся часто смешивают сходные формы имен собственных и нарицательных, можно предложить им такие упражнения.

1. Поставить в дательном падеже имена собственные.

Наташа, Наталия, Наталья; Мария, Марья, Маша; Анастасия, Настя; Юлия, София, Gофья, Соня;

2. Поставить в предложено падеже Имена нарицательные.

Юность, юноша, юношество; молодость, молодежь; ветвь, ветка; площадь, площадка; ель, елка.

Однако следует иметьв виду, что — прием подстановки нельзя использовать, если существительное употреблено с предлогом ПО, так как он в зависимости от значения может требовать предложного или дательного падежа.Школьникам нужно сообщить, что если предлог ПО употребляется в значении времени (ПО-после), то существительное ставится в предложном падеже: вышел на работу (когда?) по выздоровлении; узнал случившемся (когда?) по приезде в город; по возвращении из лагеря, по выполнении работы, по завершении стройки, по истечении срока.

Если предлог по обозначает причину, то он употребляется с дательным падежом: по ошибке взял не ту книгу; попал туда по недоразумению.

В упражнения по орфографии полезно включать такие примеры, которые расширят словарный запас учащихся. В частности, при изучении существительных необходима систематическая работа над паронимами — словами, различными по значению, но близкими по звучанию. Учащиеся часто путают эти слова, ошибочно употребляют одно слово вместо другого. Вот какие; пары слов целесообразно включать в упражнения.

Абонемент — абонент, боцман — лоцман, барин — барчук, выражение — вырождение, здравница — здравица, дипломат-дипломант, дворянин — дворовый — дворецкий — придворный, довольство — довольствие, жар — жара, индеец — индиец, контакт — контракт, континент — контингент, комплекс — комплект, крепостной — крепостник, недоумение — недоразумение, невежда — невежа, обсуждение — осуждение, опечатки — отпечатки, обличье — обличение, оружие — орудие, процесс — процессия, персонал — персонаж, продукты — продукция, поступок — проступок, практик — практикант, романист — романтик, столб-столп, человечность — человечество, экономия — экономика, экономка, эскалатор — экскаватор, эмигрант — иммигрант.

Используя эти слова, можно давать самые разнообразные задания, например:

1) объяснить значение паронимов (не более двух-трех на одном уроке);

2) подобрать к каждой паре паронимов прилагательное, указать склонение существительного;

3) составить предложения с данными паронимами и т. д. Отработку навыков грамотного письма в окончаниях существительных мы проводим поэтапно: сначала работаем с отдельными словами, затем со словосочетаниями и, наконец, переходим к работе с предложениями.

Приводим предложения.Для диктантов, которые можно использовать при повторении всей темы.

1) Он раздвинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени, под стеной часовни (Кор.).

2) Пушкин создает трагедию о царе Борисе, о смутном времени, о народе и власти.

3) Мцыри предпочитает гибель на свободе жизни в неволе.

4) Детство Лермонтова прошло в деревне, в имении бабушки, в Пензенской губернии.

5) В «Капитанской дочке» Пушкин разрушает лживую легенду о Пугачеве как о злодее и преступнике.

6) В этой сказке говорится о долге и верности, о дружбе и любви, о нетерпимости ко злу.

7) Сколько прелести в этой тишине, в вяжущем запахе полыни, в ясности осеннего неба, в мерцании.

Песня о Соколе — это песня о счастье, о смысле жизни, о величии и ничтожестве, о героизме и мещанстве, о безумстве, храбрых и о «мудрости» трусов.

9) В редакции уже было известно о случае на гидростанции.

10) Он заботился о благоустройстве и озеленении всего района.

11) Желаю и в веселье, не забывать о дружбе и единении молодежи всех наций и стран (Шол.).

12) Он бывал в Киеве, Николаеве, Ярославле, Туле, Самаре, Казани, Астрахани и других городах.

13) Это была беседа о ненависти к врагу, о бесстрашии, о благородстве, о революционном долге, о патриотизме.

14) Он рассказывал о Советской России о6 экономике и культуре страны, о жизни ее народа.

15) Мы побывали в Мавзолее, в планетарии, в Третьяковской галерее и на открытии выставки.

16) Толстой нежно вспоминал о любимой няне Татьяне Филипповне, об экономке Прасковье Исаевне; знавшей много интересных историй, о веселом официанте Тихоне и о многих других.

17) На собрании говорили о нашей успеваемости и поведении на уроке.

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

Тема: Род несклоняемых имён существительных

Тип урока: комбинированный урок

Технология: личностно-ориентированное обучение

Цели урока:

Образовательная:

    создать условия для объективной необходимости изучения несклоняемых имён существительных;

    создать условия для изучения в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей определения рода несклоняемых существительных.

Воспитывающая:

    содействовать осмыслению целей образования; приобретению веры в себя; реализации конкретных индивидуальных способностей;

    содействовать формированию желания познавать мир; воспитанию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся.

Развивающая:

    способствовать овладению навыками самоорганизации учебной деятельности, умению ставить перед собой цель, планировать деятельность, овладению навыками работы в группе;

    способствовать умению выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации.

Оборудование:

  • 4. Карточки-задания

    5.Путевые дневники (приложение 1)

    6.Учебники, словари.

ПО:ГР Paint (приложение 2)

Уроку предшествовала подготовительная работа: учащимся было предложено подготовить материал для краткого сообщения о континентах (Евразии, Австралии, Америке, Африке).

План урока.

1.Организационно-мотивирующий этап.

2. Сообщения учащихся.

3.Эвристическое погружение.

4. Физкультурная пауза

5. Практическая часть:

а) обработка языкового материала, полученного в ходе путешествия;

б) создание версии возможной формулировки грамматического правила;

в) сравнение созданной версии с материалом учебника; обращение к словарям;

г) закрепление.

6. Итог урока. Рефлексия

7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационно-мотивирующий этап.

Чтение стихотворения (приложение 2, слайд 2).

Почему вы смеётесь? (Мы так не говорим). Редактирование текста (слайд 3)

Значит, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте и запишите тему урока в ваш путевой лист (приложение 1, остановка 1).

Правильно, на сегодняшнем уроке вам самим предстоит, совершая кругосветное путешествие, решить проблему: как определить род несклоняемых имен существительных (самооценка записи темы, слайд 4).

А что вам лично даст это путешествие по теме «Род несклоняемых существительных»?

Формулировка собственных целей.

Выберите из перечня то, что подходит вам (слайд 5), запишите свои цели, прочитайте нам (остановка 2, самооценка).

Что собирает путешественник в разных странах? Что привозит из странствий? Что мы соберём в нашем путешествии?

Слово учителя:

Цель путешествия - собрать языковой материал по теме нашего урока «Род несклоняемых имен существительных». Давайте же уточним, какие слова мы будем собирать? Почему эти существительные называются неизменяемыми?

3. Повторение

а) - Помогут нам в достижении цели ваши письменные ответы (остановка 3; повторение существительных собственных, одушевлённых и неодушевлённых; самооценка).

б) - Ребята, все опытные путешественники готовятся к поездкам и походам, узнают как можно больше о тех странах и континентах, где собираются побывать. Вам тоже было дано домашнее задание: повторить параграф в учебнике по природоведению, в котором рассказывается о материках. Итак, представитель каждой группы покажет на карте материк, изученный группой, и кратко расскажет нам о его особенностях.

Сообщения учащихся (слайд 6). Класс выбирает лучший рассказ, и ученики называют, записывают название континента, на котором им захотелось побывать, так оценивая сообщения (путевой лист, остановка 3, взаимооценка).

4.Эвристическое погружение (слайд 7-19).

Предварительный материал собран, и мы отправляемся в путешествие. Слушайте внимательно меня и в моих коротких сообщениях ищите слова - неизменяемые существительные, вам подскажут слайды с иллюстрациями:

«Мы с вами находимся на материке Евразия, самом большом из всех континентов. Отправимся в Европу, а именно в Париж - столицу Франции. Пройдемся неторопливо по широкой авеню - улице со всех сторон обсаженной деревьями. Отдохнем в парижском кафе и в путь. Нас ждет Италия, здесь жарко и пальто придется снять. На острове Капри нас угостят вкусным спагетти. Затем перенесемся в страну восходящего солнца - Японию. Мы остановимся на минутку, чтобы посмотреть на борцов сумо, древней спортивной игры. Подкрепимся японским национальным блюдом суши - это вкусное блюдо, приготовленное из креветок, сырой рыбы, морских водорослей, солений и овощей. Если вас не прельщает сырая рыба и водоросли, остановимся на островах Океании, полакомимся спелым киви, фруктом, названным так по имени птицы киви, обитающей в сырых лесах Новой Зеландии. Тело этой птицы покрыто волосовидными перьями и у нее нет крыльев».

Остановимся и сделаем запись в путевой дневник. Запишите с необходимыми пояснениями слова - неизменяемые существительные, услышанные вами в моем рассказе. Проверьте их написание по таблице (слайд 11; остановка 4,самооценка).

Произнесем новые слова вслух, правильно делая ударение.

Продолжаем путешествие.

Задание: подчеркните несклоняемые существительные в текстах (карточка у каждого ученика).

«Австралия – самый отдаленный и потому загадочный материк. Здесь обитают такие животные, которых нет на других материках: кенгуру, прыжок которого длиною в 9-12 метров, симпатичный коала, очень похожий на медведя, не забудем и про какаду - большого попугая с хохолком на голове».

Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая взаимопроверка по таблице (остановка 4).

«И вот мы в Южной Америке. Обязательно заедем в Бразилию - родину кофейного дерева, из плодов которого готовят вкусный напиток - кофе. Самая известная река Америки - Колорадо. А если вы хотите посмотреть озеро Онтарио, то поедем в Северную Америку. Здесь сделаем запись в путевые дневники».

Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая взаимопроверка по таблице.

« Перед нами жаркая Африка. Вслед за доктором Айболитом проплывем по реке Лимпопо, побываем в пустыне Калахари. Понаблюдаем за потешными ужимками шимпанзе. Преодолеем Ангольское плато и поспешим домой».

Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая самопроверка по таблице (слайд 20).

5. Физминутка

6. Практическая часть. Упражнения на закрепление. Обращение к словарям.

а) Задание. Распределите записанные вами существительные на три колонки: географические названия, одушевленные существительные, неодушевленные существительные. Запись в путевой дневник (остановка 5). Взаимопроверка (по слайду 24).

одушевленные

существительные

неодушевленные

существительные

Колора́до

Лимпопо́

Калаха́ри

шимпанзе

спагетти

б) Как определить род этих существительных? Ваши версии?

Запись версий в путевой дневник (остановка 6)

Работа в группах:

    Принятие правил работы в группе.

Памятка для работы в группе:

    Выберите руководителя

    Прочитайте вслух задание

    Распределите работу

    Найдите ответ на вопрос и обсудите его

    Договоритесь о едином мнении группы

    Составьте план ответа

    Выберите представителя от группы для выступления

    Защита версии группы

    Взаимооценка представленных вариантов.

в) Сравните ваши предположения с правилом в учебнике (параграф 40, страница 93 – 94; остановка 7, взаимооценка)

Итак, род несклоняемых имен существительных, обозначающих географические названия, определяется родом тех имен существительных, которыми эти названия могут быть заменены. Например, Колорадо - река, женский род; Онтарио - озеро, средний род, Торонто - город, мужской род (слайд 25). Определите род имен существительных в первой колонке.

Несклоняемые одушевленные существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (мадам) или к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных: конферансье, какаду, шимпанзе (слайд 26).

Несклоняемые неодушевленные имена существительные относятся преимущественно к среднему роду: вкусное эскимо, высокогорное плато. Запомните, что слово кофе относится к мужскому роду (слайд 27).

г) Осложненное списывание с последующей самопроверкой и взаимопроверкой (слайд 28, 29; остановка 8).

Бразильск… кофе, огромн… шимпанзе, живописн… Капри, жарк… Гоби, разговорчив… какаду, знойн… сирокко, полноводн… Миссисипи, гигантск… кенгуру.

Перу заключил(?) договор с Чили. Перед нами расстилал(?)сь Калахари. Торонто встречал(?) гостей из России. Капри восхищал(?) туристов красотой природы.

Молодцы! Понравилось ли вам путешествовать?

7. Итог урока. Рефлексия (самооценка, остановка 10; слайд 30).

Выставление итоговой оценки в путевой лист (самооценка).

Учащиеся рисуют отдельный итоговый смайлик и прикрепляют его на тот континент на карте полушарий, на котором они хотели бы побывать (слайд 32).

8. Домашнее задание (слайд 33).

1) Задание для всех: Пополните путевые заметки словами из упражнений к параграфу учебника «Неизменяемые существительные».

2) Творческие задания по выбору:

Написать памятку «Как определить род несклоняемых существительных»;

Составить кроссворд;

Создать иллюстрации к путевым заметкам;

Написать свои путевые заметки.

Приложение № 1

ПУТЕВОЙ ДНЕВНИК

Учени… 6 _ класса МБОУ «СОШ №_ » ____________________ Дата: _______

ОЦЕНИВАНИЕ:

ПОЛУЧИЛОСЬ НЕ СОВСЕМ ПОЛУЧИЛОСЬНЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Остановка

(Этап урока)

Делаем запись

Ставим оценку

1. Определение темы урока.

2. Постановка своей цели на урок.

Повторить…

Изучить…

Овладеть способами определения…

Составить собственное представление о …

3. Повторение

а) Ответить на вопросы:

Географические названия относятся к …

Отвечают на вопрос КТО? ...

Отвечают на вопрос ЧТО? ...

б) Написать название самого интересного рассказа вашего одноклассника о континенте, на котором вам захотелось побывать________________

4. Путешествие по континентам

Австралия:

Оценка за всё задание

5. Распределите записанные несклоняемые существительные на три группы.

(Какие важные признаки существительных мы выделили при повторении?)

Оценка за всё задание

6. Как определить род этих существительных? Версия вашей группы

7 .1)Внимательно прочитайте в учебнике параграф 40 (стр. 93 – 94)

2).Сравните ваши предположения с правилом в учебнике

8. Осложнённое списывание (работка по карточкам)

Задание: согласуйте несклоняемые имена существительные с прилагательными

1) Бразильск… кофе, огромн… шимпанзе, живописн… Капри, жарк… Гоби, разговорчив… какаду, знойн… сирокко, полноводн… Миссисипи, гигантск… кенгуру.

Задание: Согласуйте в роде глаголы прошедшего времени и несклоняемые имена существительные.

2) Перу заключил(?) договор с Чили. Перед нами расстилал(?)сь Калахари. Торонто встречал(?) гостей из России. Капри восхищал(?) туристов красотой природы.

9. Создайте алгоритм для определения рода несклоняемых существительных

10 . Рефлексия

Каковы были ваши цели? Насколько их удалось реализовать?

    У меня получилось…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Теперь я знаю…

    Моё настроение при изучении темы…

Ваши пожелания себе, одноклассникам, учителю.

Итоговая отметка

Использованная литература:

1. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения.[Электронный ресурс]. Версия 1.0 / М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003

2. Хуторской А.В. Как организовать образовательную ситуацию на уроке. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003

3. http://21vu.ru/load/111-1-0-1349

4. http://www.gramota.ru

5. Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М. 1996

6. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2009.

7. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р. И. Аванесова

Т.Р. Артеева МБОУ «СОШ № 6» г. Усинска

Род имен существительных

Задание 1.Выпиши существительные женского рода в два столбика: в 1-й – с окончаниями –а, -я, во 2-й – без окончаний.

Соль, медаль, сосна, тень, ворона, точка, зелень, награда, сирень, лошадь, кровь, туча, дочка, чистота, ручка, пыль, вьюга, вещь, печь, береза.

Задание 2.Спиши имена существительные. Определи их род.

Степь, дверь, ремень, щель, зелень, конь, голубь, тетрадь , медаль, лошадь, зверь, лебедь, пень, день, тень, медведь , пристань.

Выделенные слова раздели для переноса.

Задание 3.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи род имен существительных.

Ябл…ко, земл…ника, …зык, р…бята, ст…лица, лаг…рь, т…традь, мес…ц, ур…жай, п…м…дор, яг…да, п…года, к…рабль, м…лоток, д…рога, р…бина, м…локо.

Задание 4.Прочитайте слова, близкие по значению.

Родина, Отчизна, Отечество. Бой, битва, сражение. Клятва, обещание, присяга. Доброта, сердечность, душевность. Работа, труд, занятие. Мелодия, напев, мотив.

Спиши. Над именами существительными укажи род

Задание 5.К данным существительным подбери близкие по значению существительные. Напиши, укажи род имен существительных.

Перстень - …, зной - …, укрепление - …, граница - …, мрак - …, залив - …, удача - …, занавес - …, обязанность - …, безмолвие - … .

С л о в а д л я с п р а в о к: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.

Задание 6.Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

Задание 7.Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Задание 8.Спишите предложения. Укажите род имён существительных (м.р.,ср.р., ж. р.)

Ворона каркнула во всё воронье горло. Голодная кума-лиса залезла в сад. Вот дождик брызнул, пыль летит. Мы вдруг увидели в окно, что дождик кончился давно. Воротился старик ко старухе.

Задание 9.Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задание 10.Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задание 11.Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растение, яблоко, обед, восход, восток, север, мебель, комната, лагерь, песок, чувство, животное, горизонт, корабль.

Задание 12.Запиши слова в три столбика по родам.

Сахар, дыхание, тётя, сырость, чтение, кот, ветер, мороженое, морковь.

Задание 13.Распредели слова в три столбика по родам.

Задание 14.Распредели слова в три столбика по родам.

Рояль, кино, радость, кенгуру, скорость, пианино, костюм, пальто, одежда.

Задание 15.*

Распредели слова в три столбика по родам.

Коктейль, решение, мебель, пони, меню, сырость, высота, здание, ковёр.

Упражнение 1

Данные ниже существительные во множественном числе распределите на 2 группы: имеющие категорию рода и не обладающие такой категорией. По каким показателям (формальным, семантическим) вы определили род существительных из первой группы?

Опилки, туманы, сплетни, часы, дожди, сутки, цветы, села, бури, шахматы, музеи, семьи, сливки, ясли, попытки, занятия, модели, сани, запахи, моря, звери, полосы, чувства, числа, брюки, юбки, сапоги, ворота, прятки, стены, сессии, станции, условия, рыбины, лебеди, сказки, сумерки.

Упражнение 2

Из данных форм множественного числа существительных выберите только имена, имеющие категорию рода, определите это грамматическое значение в каждом случае.

Сны, тростники, штаны, мечты, гости, объедки, шашки (игра), кроссовки, глубины, рукава, люди, цветники, жидкости, правила, ходики, спутники, умения, кандалы, ножны, итоги, веснушки, крошки, окна, яблоки, ягоды, намерения, скрепки, сумерки, ворота, расходы, бриджи, кассеты, обиды, кеды.

Упражнение 3

Распределите данные ниже существительные в группы в зависимости от их родового значения, определите род и назовите принцип распределения существительных по родам:

а) Мощь, слуга, служанка, невежда, мораторий, домище, неряха, стиль, решение, начальство, юноша, пальтишко, спортсмен, малышня, супруга, врач;

б) Жизнь, редактор, мозоль, житель, жительница, невежа, свидетель, голосище, творчество, вельможа, платьице, мямля, заводишко, декан, успех;

Упражнение 4

Определите род данных существительных и назовите средства его выражения:

а) Мощь, слуга, музей, хлебушко, коллега, бригадир, кольцо, соболь, армия, судья, юноша, акация, осадки, сынишка, ртуть, детина, агроном;

б) Пламя, недотрога, старшина, дело, тропики, дворишко, воля, вояка, янтарь, скворушка, дождище, тезка, семья, магистраль, подмостки, вихрь;

в) Потемки, зеркало, зайчишка, чистюля, фасоль, пластырь, умница, ущелье, народище, тиски, подпись, стремя, мачеха, техник, ветошь, слуга;

Упражнение 5

Из данного текста выпишите все существительные и определите их род, выделив формальный показатель. Какими принципами можно руководствоваться при определении рода этих существительных?

а) Роса смыла с деревьев ночную тьму, и в зелени, седой от росы, стали улыбаться розовые яблоки анис, засверкала злотом пахучая антоновка, а вскоре прилетели щеглята в алых колпаках, осыпаясь, падали на землю желтые листья, и порою нельзя было понять – лист или щегленок мелькнул. (М.Горький);

б) В такие дни впервые отворяют окна, сметая с подоконников дохлых

мух; в такие дни, блаженно улыбаясь, часами сидят у ворот на лавочках; в такие дни кажется, что счастье – это просто солнце, просто воздух, просто жизнь сама по себе. (Ю.Поминов);

Упражнение 6

Определите род у несклоняемых существительных. Назовите приемы определения значения рода:

а) Ассорти, пони, портье, кенгуру, алоэ, такси, миссис, харчо, эскимо, крупье, хобби, сэр, ООН, лото, падре, резюме;

б) Пончо, конфетти, пани, кепи, Токио, маэстро, пенальти, трюмо, пюре, торнадо, ВТО, безе, фламинго, салями, колье, пресс-атташе;

Упражнение 7

Выпишите из примеров существительные, значение рода которых выражается аналитически. Определите это значение и средства его выражения в каждом случае

Растяпа, журнал, торнадо, ходики, холодище, пани, сосед, пюре, тихоня, нытик, уродина, желе, сторож, трусишка, Токио, пейзаж, детина, крупье, тезка.

Упражнение 8

Распределите существительные с флексиями –а, -я в зависимости от их рода: мужской, женский и общий род:

а) Земля, Алеша, плакса, вата, красотуля, пилюля, дядя, родня, тайга, домина, дедушка, награда, слуга, Валя, аудитория, недотрога, сынишка, семья;

б) Махина, сынуля, возня, Саша, коллега, симфония, львица, тихоня, вояка, дочка, заря, жадина, старушка, сетка, судья, администрация, старшина;

Упражнение 9

Распределите данные существительные по типам склонения, сделайте вывод о связи формального показателя рода и типа склонения существительных:

а) Теплота, везение, настойчивость, талант, коллега, май, баловень, мямля, пальтецо, махина, акварель, сердечко, секретарь, банкнота, гербарий;

б) Знание, дикция, капель, детина, мораторий, лидер, очередь, кисель, маслице, успех, победа, воробьишко, достижение, неженка, нежность;

Упражнение 10

Укажите тип склонения данных существительных: субстантивное (его виды), разносклоняемые, смешанное склонение, адъективное склонение:

а) Радость, удача, дитя, знание, соловей, Бунин, аллея, заведующий, семя, лес, голосишко, совесть, голубь, мороженое, зерно, пламя, ковыль, мастерская, Кутузов, молодежь, луч, поле, путь, запятая, край, ягода, дедушка, подлежащее, грусть, защита, санаторий, юноша, пустырь;

б) Здание, трамвай, обида, числительное, имя, дерзость, свобода, путь, определение, Толстой, набережная, аффикс, номинация, емкость, заливное, песня, пламя, профилакторий, Чехов, молодость, ученик, учащийся, человечишко, надежда, мостовая;

Упражнение 11

Из данных во множественном числе существительных выпишите те, которые склоняются только по парадигме множественного числа.

Дебри, мысли, джунгли, события, чистюли, успехи, подмостки, пейзажи, морозы, осадки, заросли, брюки, стихи, тиски, лужи, списки, сплетни, дети, роды, тропики, щипцы, ножницы, отрасли, компании, слухи, надежды, радости, споры, котлеты, щепки, друзья, характеры, строки, команды.

Упражнение 12

Выпишите из данных примеров существительные, не входящие в субстантивный тип склонения.

Партия, рагу, Демченко, сирень, знамя, сладкое, Ауэзов, эскимо, куплет, гороно, февраль, гостья, столовая, слой, семейство, ТОО, мадам, мораль, ведущий, линия, общение, шоу, Никитин, случай, радость, досье, Алеша, уровень, высь, будущее, время, положение, кофе, заведующий, пальто.

Упражнение 1

Распределите все данные ниже существительные на две группы: 1) имеющие противопоставление по числу и 2) не имеющие противопоставления по числу. Свой ответ обоснуйте.

а) Тишина, тепло, балл, пух, уют, кафе, журнал, олень, костер, усталость, досье, лед, глубина, Павлодар, чайник, информация, попытка, хлам, звезда, природа, камень, эксперимент, еда, окно, этаж, вино, список, безе;

б) Награда, наружность, адрес, контроль, пюре, статья, Венеция, варенье, шалаш, объем, лен, ежевичник, ходики, мышление, анализ, человечество, зелень, СМИ, пресс-атташе, джинсы, триместр, легкость, взлет;

Упражнение 2

Выпишите из текста существительные, вступающие в корреляцию по числу. К каким лексико-грамматическим разрядам они относятся?

Вот бы их обилетить!

Популярный российский киноактер Алексей Булдаков начинал свою карьеру в павлодарском драмтеатре, закончил молодежную театральную студию…

Как-то он приезжал навестить мать (она по-прежнему живет в Павлодаре) и охотно рассказывал о тех временах. О том, например, что первой ролью, которую ему довелось здесь сыграть, был …диван. О сельских гастролях, которых было в ту пору очень много… Колесили по всей области на старом, разбитом автобусе – небольшая труппа во главе с директором, который в ходе этих гастролей совмещал также обязанности администратора и кассира.

Надо вам сказать, народу на спектакли собиралось обычно немного, - вспоминал Булдаков. – Лето, жара, сенокос, огороды – одним словом, страда, людям не до спектаклей… И вот едем мы как-то по степи… Зной, солнце как будто взбесилось, автобус раскалился, как сковородка на плите, мы все в пыли и в какой-то полудреме. Автобус встал, дорогу переходила огромная, наверное, с тысячу годов, отара овец...

Дремавший директор-администратор-кассир вдруг встрепенулся и мечтательно говорит: «Ребята! Вот бы их всех обилетить!» (Ю. Поминов «Блестки»).

Упражнение 3

Выпишите существительные, не имеющие противопоставления по числу. К каким лексико-грамматическим разрядам они относятся?

Дрова, салазки, облака, сени, шаги, пельмени, коллеги, удары, ворота, игрушки, попытки, фонды, встречи, тиски, события, надежды, журналы, сапоги, салки, тряпки, сливки, склады, сходни, ливни, строчки, очки (штрафные), финансы, друзья, Карпаты, налоги, рейтинги, чернила, ставки, прогулы.

Упражнение 4

Какие из существительных, данных в форме множественного числа, не имеют противопоставленной формы единственного числа? К каким лексико-грамматическим разрядам они относятся?

Сплетни, молнии, опросы, брюки, люди, обои, кудри, звонки, салаты, грабли, джинсы, объедки, лужи, шипцы, стрельбы, детишки, сны, духи (ароматные), группы, лапти, ножницы, прятки, куски, шашни, отпечатки, очки (модные), верхи (общества), списки, бусинки, обноски, витрины.

Упражнение 5

Поставьте данные существительные в форме множественного числа. Полученные примеры распределите на две группы случаев:

1) изменение формы числа не вызвало изменение в значении существительных, т.е. формы множественного числа имеют формальный характер и;

2) изменение формы числа вызвало изменение в значении существительных. Какие именно изменения в семантике можно выделить?

Страх, масло, жизнь, выбор, плащ, пустота, конфета, анализ, верх, стекло, духи, мир, шум, тон, проверка, делегация, снег, снежинка, песок, высота.

Упражнение 6

Употребите данные существительные в форме множественного числа. Какие изменения в семантике вы заметили? Чем это можно объяснить?

Долг, хлеб, страсть, мох, судьба, глубина, дождь, красота, осадок, вино, хлеб, пропуск, шум, масло, табак, песок, трава.

Упражнение 7

Данные ниже существительные употребите (где возможно) с количественными числительными. Чем объясняется способность сочетаться или не сочетаться с такими числительными?

а) Цветок, салфетка, кабинет, трава, родня, простор, тишина, свадьба, студенчество, сахар, пирожок, Астана, кассета, обаяние, травинка;

б) Ассортимент, степь, стандарт, социум, Иртыш, горожанка, ягодка, урожай, старина, внук, малинник, братство, словарь, надежда, сувенир;

Упражнение 8

Проанализируйте особенность значения числа у существительных из данного текста: имеют / не имеют противопоставление по числу; приводит или нет к изменениям семантики изменение формы числа.

Мужчины вышли в столовую и подошли к столу с закуской, уставленному шестью сортами водок и столькими же сортами сыров с серебряными лопаточками и без лопаточек, икрами, селедками, консервам разных сортов и тарелками с ломтиками французского хлеба.

Мужчины стояли около пахучих водок и закусок, и разговор об обрусении Польши затихал в ожидании обеда.

Алексей Александрович доказывал, что обрусение Польши может совершиться только вследствие высших принципов, которые должны быть внесены русской администрацией.

Песцов настаивал на том, что один народ ассимилирует себе другой, только когда он гуще населен. (Л.Толстой «Анна Каренина»).

Упражнение 1

Определите значения формы именительного падежа существительных в следующих предложениях:

1) Выигрышные площади интерьера были испорчены подземными спусками, для пассажиров были оставлены только маленькие боковушки;

2) Тамошний председатель, какой-то Яценко, просил прислать специалиста;

3) Что же это за лакомство – пропаренный до барашковой кучерявости, до золоторунного сияния початок!

4) Остров – узкая, едва приметная полоска земли над вспененными водами;

5) Многоярусные шатры и маковки церквей чутко откликаются на переливчатую игру ветреного неба;

6) Ветер из пустыни нес сухой снег;

Упражнение 2

Выпишите существительные в форме родительного падежа. Определите значения, присущие этой падежной форме:

1) Из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые бутоны маков;

2) Два дня буйно пламенели маки, и на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли;

3) Савоня, растерянно возвращаясь с кладбища, проковылял вдоль посада, постоял в бездумье вдоль дороги;

4) Десятка три баб и девок, запорошенные с ног до головы пылью, отбивали слоистые плиты и сбрасывали на дно оврага;

5) Ветер спустился с пригорка, шелестя, будто тысячекрылая стая скворцов;

6) Заречного берега не было видно;

7) Ее так поразили вороха конфет, пряников и множество всяких кукол, что ничего другого она не запомнила;

8) Для жительства Игнат облюбовал глухой лесистый лог на краю степи;

9) В мае степь бело-лиловая от диких ирисов и анемонов;

10) Ночь топталась и ходила вокруг костра, отступая перед огнем на несколько шагов;

11) За спиной были отяжелевшие от студеной сырости луга, и она, все еще не поборов робости, замерев от неожиданности, тихо присела по другую сторону костра. (из произв. Е.Носова).

Упражнение 3

Найдите существительные в дательном падеже и укажите их падежные значения:

1) Она увидела бредущего к костру человека;

2) А она удивлялась своей смелости, как прошла этот распадок;

3) Он выбрался к обеду следующего дня;

4) Лучи медленно подкрадывались к луне;

5) Целый день она ходит по лавкам да по лоткам;

6) На подвешенном к потолку шесте парами висели березовые веники;

7) Мужики в который раз подивятся слепому неразумию этой праздной, еще ни разу не служившей человеку земли;

8) Облака скатились к востоку;

9) По степи внезапно пронесся горячий ветер;

10) Иные, не скрывая своей крестьянской непримиримости к бродяжьей жизни, посмеивались. (из произв. Е.Носова).

Упражнение 4

Какие значения имеют существительные в форме винительного падежа?

1) Варька входила в туман, как в воду, сначала по пояс, а потом и вовсе с головой;

2) Она прихлебывала чай маленькими глотками, посматривая на Сашку сквозь душистый парок;

3) Журавли прилетали на гороховое поле;

4) Дрова роняли капли на жаркие угли;

5) По косогору пробежала белая полоса, и первые капли гулко зашлепали по теплому настилу;

6) До той поры, пока появится вольный материал на хату, плотники помогали сладить маленькую времянку в одно окно;

7) Положив половинку помидора в рот, она запрокидывала голову, досылала щепотку соли;

8) Поле начали перепахивать под зиму;

9) Варька продиралась сквозь брызжущие росой заросли, разрывая сомкнувшиеся стебли коленками и спеша выбраться на открытое место;

10) Невозможно было проспать эту ночь, и ноги сами несли Варьку в туманные дали лугов. (из произв. Е.Носова).

Упражнение 5

Определите значения, присущие форме творительного падежа существительных:

1) Ночь искрилась лунно-голубым свечением, и пьяняще пахло аиром, раздавленным конскими копытами;

2) Варька загребла обеими руками и пригнула к себе на грудь гибкие шелковинки мятлика;

3) Она не знала, какой скачет за нею Сашка: то ли обозленный ее своеволием, то ли задетый ее смешливым вызовом;

4) Варька услышала за спиной топот вороного;

5) Над лесом показались две большие, четко очерченные птицы;

6) Коса заходила с сердитым и протяжным шиканьем;

7) Широкими полукружьями рушились перед косарями хрустальные люстры морковника;

8) А у дороги торчал случайно не задетый плугом сухой подсолнух;

9) Надо бы пальто хорошее, с меховым воротником и с подкладкой шелковой;

10) Дуняшка, перекликаясь с матерью, тоже про свое думала;

11) Вся их наука казалась ему детской игрой; (из произв. Е.Носова).

Упражнение 6

Какие значения имеют данные ниже примеры существительных в предложном падеже?

1) Я просыпался в пепельном полусвете северного утра, свет этот всю ночь брезжил в окнах;

2) В лесу стояла влажная духота, покосы затерялись в лозняковой чащобе;

3) Она замерла в минутном отдыхе;

4) Луга купались в последних лучах солнца;

5) Тянулись навстречу по скошенному полю вечерние тени;

6) Об одиночестве своем Анфиса никому не смела сказать;

7) Пелагея шла налегке в сером клетчатом платке и в Степкином ватном пиджачке. (из произв. Е.Носова).

Упражнение 7

Из данных ниже примеров выпишите примеры с существительными, имеющими субъектное падежное значение. Определите форму падежа:

1) В автобусе ехали, разлученные теснотой, и наконец Пелагея с Варькой вывались на автостанции;

2) И был приятен своим домовитым уютом стук топора за сараем;

3) Едва солнечные лучи озолотили вершины гор, как несколько их появилось уже около нашего бивака;

4) После полудня небо стало заволакиваться слоистыми облаками; вокруг солнца появились круги, и вместе с тем начал подыматься ветер;

5) Множество следов изюбров и диких коз было заметно по всему лугу;

6) Молнии хлестали рядом с нами, и на душе у нас было неважно;

7) Тополь гудел, как исполинский орган;

8) Егорушка почувствовал, как воз, на котором он лежал, покачнулся и тоже заскрипел;

9) Я знал что этот куст посажен Антоном Павловичем;

Упражнение 8

Из данных ниже примеров выпишите примеры с существительными, имеющими объектное падежное значение. Определите форму падежа:

1) И опять я с невольным уважением задумывался о человеке, срубившем из могучих стволов эту высокую избу с дюймовым крюком для детской зыбки;

2) В который раз поддаваясь обману, я вскакивал с кровати, отдергивал забытую хозяевами, задувавшуюся внутрь избы занавеску и выглядывал из высокого окна;

3) Расспрашивал я об иконах и бабу Евдокию с дедом Михайлой;

4) Или, жуя травинку, добиваясь от нее какого-нибудь вкуса, думал бы о минувшем лете, о живой шумливой траве, которая теперь вот уложена в сенной ворох;

5) Шагая по мокрой траве к селу, я вспомнил, что уже давно не писал о таких вот милых пустяках;

6) Налетел и упруго толкнул в спину ветер – теплый и влажный, сытый травами, как дыхание стада;

7) Облака чуть окрашены в розовые краски… (М.Горький);

8) Егорушке были видны только его ноги, едва касавшиеся земли. (А.Чехов);

9) Мы старались услышать хотя бы слабый плеск волны (К.Паустовский);

10) Тихими ночами лета море…спокойно, как душа ребенка, утомленного играми дня, дремлет оно, чуть вздыхая…(М.Горький);

Упражнение 9

Из данных ниже примеров выпишите примеры с существительными, имеющими обстоятельственное падежное значение. Определите форму падежа:

1) Рыжие маслята толпами высыпали из-под мелкого ельничка;

2) Желто-пестрая косынка навесом укрывала ее лицо от солнца;

3) От недавней погони за шляпой, и от хлынувшего ливня, к нему пришло радостно-возбужденное состояние;

4) Ужинали уже при свете лампы, за тесовым столиком под отцветавшими вишнями;

5) На боку сабля, как молния сверкает.. (М.Горький);

6) В парке, у стены маленькой старой дачи, среди сора, выметенного из комнат, я увидел растрепанную книгу; видимо, она лежала тут давно, под дождями осени, под снегом земли, прикрытая рыжей хвоей и жухлым прошлогодним листом. (М.Горький);

7) Сейчас же за окнами начинался сад, где во множестве росли черешни, все белые от цветов, круглые и кудрявые, точно стадо белоснежных овец, а между ними возвышались стройные, прямые тополи с ветками, молитвенно устремленными вверх, в небо… (А.Куприн);

8) Из осоки с криком вылетело три бекаса. (А.Чехов). 9) По велению призвания, во имя своего внутреннего побуждения человек может совершать чудеса и выносить тягчайшие испытания. (К.Паустовский);

Упражнение 10

Из данных ниже субстантивных словосочетаний выпишите примеры с существительными, имеющими определительное падежное значение. Определите форму падежа.

Множество зданий, запахи лугов, тень деревьев, прополка сорняков, капли росы, зудение мошкары, надежды на урожай, десяток дворов, узелок с едой, звезды ромашек, свет солнца, сырость песка, подгонка платья, разговоры женщин, дымка черемухи, дым костра, сияние луны, стрекот сверчков, голубизна неба, блеск воды, усталость от работы, стебли цветов, разговор с соседями, пакеты для отправки, крики журавлей, жизнь для людей.

Упражнение 11

Распределите субстантивные словосочетания в зависимости от выражаемых ими падежных значений. Определите форму падежа имени существительного.

Зелень тополей, остатки топлива, разговоры о будущем, папки с отчетами, небо над городом, свисток судьи, подготовка к семинару, шум дождя, комната сына, президент компании, споры из-за участка, поездка на остров, примерка платья, пирожки с мясом, ответы студентов, изделия из бисера, состав команды, увольнение тренера, занятия на воздухе, вера в будущее, цветение лозы, травы степей, соответствие требованиям, домик в горах, приказ начальства, письмо из-за границы, вершины гор, таяние ледников, вышивка по шелку, крыло самолета, краски юга, восторг от поездки, подбор примеров, бои без правил, выступления участников, радость победы.

Дидактические материалы, включающие компетентностно-ориентированные задания по теме "Род несклоняемых имен существительных".

Прочитайте и распределите на группы следующие слова: Шампунь, невежа, врач, мышь, лебедь, недотрога, кенгуру, пальто, кофе, здоровье, авеню, мозоль, день рождения. Сколько у вас получилось групп? Почему столько? Какие слова войдут в каждую группу?

Задание для наблюдения в группах.

Группа 1.

Мы были в зоопарке, а потом рассказали бабушке о розовом фламинго,

о том, как пони катал детей по зоопарку,

а маленький шимпанзе рисовал красками картину.

Группа 2. Прочитайте предложение, подчеркните несклоняемые имена существительные. Подумайте, что их объединяет. Какого они рода? Какое предположение можно выдвинуть?

    Живописный Сочи принимал зимнюю олимпиаду.

    Эри – одно из Великих американских озёр.

    Полноводная Конго – вторая по величине река Африки.

Группа 3 . Прочитайте предложение, подчеркните несклоняемые имена существительные. Подумайте, что их объединяет. Какого они рода? Какое предположение можно выдвинуть?

    Этот концерт ведёт знаменитый конферансье.

    Как денди лондонский одет.

    Миссис Хадсон была хозяйкой квартиры, в которой жили Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Группа 4 . Прочитайте предложение, подчеркните несклоняемые имена существительные. Подумайте, что их объединяет. Какого они рода? Какое предположение можно выдвинуть?

    На десерт подавали апельсиновое желе и безе.

    В газете было напечатано интересное интервью.

    Шерстяное кашне согреет в холодную погоду.

После обсуждения в группе найдите и заполните свою строку в таблице

Несклоняемые существительные

Род имени существительного

Примеры

Неодушевленные имена сущ.

просторное фойе

Суровая Гоби

Полноводная Замбези

Одушевленные имена сущ.

Знаменитый маэстро,

Юная мисс, важная леди

Одушевленные имена сущ.

Маленький пони

Тренировочные упражнения

Упражнение 1 . Найди лишнее слово, объясни, почему ты так считаешь.

1.Филе, драже, ассорти, жако, ралли.

2.Лимпопо, Миссисипи, Капри, По, Замбези.

3.Пианино, пенсне, рефери, интервью, эскимо

4. Марабу, кенгуру, рагу, какаду, гризли

Упражнение 2 . Впиши пропущенные буквы в окончания имен прилагательных.

    Альпинисты с трудом преодолевают вершины труднодоступн... Килиманджаро в Африке.

    Многомиллионн... Чикаго - крупный научный центр Америки.

    Африканск... Лимпопо - судоходная река.

    Солнечн… Капри манит туристов.

    Живописн… Игуасу окутан радужной пылью.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...