Ссср и международные конфликты. Ссср и международные конфликты Таблица ссср и международные конфликты 1960

В начале 50х сотрудничество успешно развивалось , СССР и КНР вместе противостояли империалистической политике (США). Но КНР никогда не была сателлитом СССР, его руководство претендовало на роль лидера соцстран Азии, самостоятельного центра силы в МО. До поры до времени эта позиция Пекина не вызывала беспокойства в Москве. Но после ХХ съезда КПСС (февраль 1956) лидеры КПК негативно восприняли критику культа личности Сталина и отвергли курс на десталинизацию. Руководство КНР не приняло установки КПСС на мирное сосуществование, на возможность осуществления социалистической революции без вооруженной борьбы. Еще большие разногласия в сфере МП. СССР в 1957 г. стал обладателем МБР и лишил США их неуязвимости. Теперь Хрущев мог взять курс на мир сосуществование с США. Но КНР не была признана ведущими капстранами. США поддерживали гоминьдановский режим на Тайване, представитель которого занимал место Китая в ООН. В 1959 г. разногласия КНР-СССР нарастали . СССР отказался помочь Китаю в создании атомной бомбы. Летом 1960 г. СССР прекратил всю экономическую и технологическую помощь КНР и отозвал всех советников. С 1962 г. между СССР и КНР открытый конфлик т: столкновения на китайско-индийской границе, СССР поддержал Индию. Июнь 1963 г КПК направила в Москву послание с 25 пунктами обвинений против КПСС – ревизионизм, предательство мировой революции. Октябрь 1964 г. успешное испытание атомного оружия КНР. После ухода Хрущева в 1964 СССР попытался улучшить отношения с КНР, но безуспешно. СССР начал наращивать свои вооруженные силы на границе с КНР. В 1966 г. в КНР началась "культурная революция", сопровождалась усилением антисоветской кампании. СССР стал рассматриваться как "империалистическая держава" и основной противник китайской революции. КНР стала добиваться признания всех договоров о границе, заключенных царской Россией с КНР, неравноправными и несправедливыми (косвенное предъявление территориальных претензий к СССР, требование признать ряд пограничных районов спорными). В марте 1969 г. открытые вооруженные столкновения из-за о-ва Даманский на р. Уссури . Вскоре встреча Косыгина с премьером госсовета КНР Эньлаем. Достигнута договоренность о возобновлении двусторонних переговоров по всем интересующим обе стороны вопросам. Эти переговоры, имевшие целью нормализацию отношений СССР - КНР, начались в Пекине в октябре 1969 г. на уровне замМИД, ыл сделан шаг к снижению напряженности между Москвой и Пекином.

27. Ссср и Япония, 1951 – 1956 гг.

После 1945 г. между Москвой и Токио не было дипломатических отношений.8 сентября 1951 мирный договор с Японией, но СССР, Польша и Чехословакия отказались это сделать, т.к. он не давал четкого решения территориальной проблемы. Япония отказывалась от всех прав на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, но ничего не говорилось о том, что Япония передавала территории СССР. Неопределенность создавала возможности для территориальных споров в будущем. Важным для Москвы было ее требование исключить всякую возможность размещения на территории Японии любых иностранных войск. Однако СФ договор позволял США сохранять свои войска в Японии для обеспечения ее безопасности по соглашению с правительством этой страны. В советской литературе Сан-Францисский мирный договор рассматривался как сепаратный: хотя СССР был формально приглашен к его подписанию, договор не учитывал советскую позицию. Юридически состояние войны между Советским Союзом и Японией продолжало сохраняться до 1956 г., а мирный договор между Японией и Россией не подписан до настоящего времени.Также, после 1951 г. японское правительство с подачи США и при их поддержке начало оспаривать право СССР на обладание четырьмя островами южной части Курильской гряды (Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп) на основании, что географически они к группе Курильских островов не относятся. США поддерживали японские претензии. Желая сорвать советско-японскую нормализацию, США по существу требовали от Токио ужесточить требования к СССР по территориальному вопросу. Госсекретарь заявлял, что если Япония согласится с вхождением 4х островов в СССР, то США будут считать себя вправе неограниченно долго оккупировать японский архипелаг Рюкю, временное военное присутствие США на котором было закреплено СФ договором. Японская дипломатия находилась в трудном положении - хотели улучшения отношений с Москвой, но опасались добиваться этого ценой ухудшения отношений с США с риском потерять шанс на возвращение Рюкю. В 1954г «мирное наступление» на Японию , рассчитывая не только нормализовать советско-японские отношения, но и по возможности расшатать японо-американский союз на основе договора безопасности США и Японии от 1951 г., срок действия которого истекал в 1961 г. Советско-японские переговоры о восстановлении дипотношений продолжались около 2 лет и завершились только в 1956 г. подписанием (19 октября ) Совместной декларации СССР и Японии . В соответствии с декларацией состояние войны между двумя странами было объявлено прекращенным, договорились установить дипотношения на уровне послов. Стороны согласились продолжить переговоры о заключении мирного договора, в связи с чем в декларации было сказано: «СССР, идя навстречу Японии и учитывая интересы Японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией».

(19 января 1960 г. японское правительство заключило с США новый договор безопасности, который продлил японо-американский союз еще на два десятилетия. В такой ситуации, с точки зрения СССР, обессмысливалась обещанная в 1956 г. Советским Союзом Японии уступка в виде передачи ей двух островов южной части Курильской гряды после заключения советско-японского мирного договора. Было ясно, что японское правительство сделало выбор в пользу союза с Вашингтоном. 17 января 1960 г. СССР направил Японии памятную записку, в которой извещало о своем отказе от обещания передать Японии острова Хабомаи и Шикотан в связи с тем, что «новый японо-американский договор безопасности фактически лишает Японию независимости, и иностранные базы, находящиеся в Японии в результате ее капитуляции, продолжают свое пребывание на японской территории»)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СССР на международной арене. 1960-1970-е гг.

Вопросы для повторения Охарактеризуйте международную обстановку середины 1960-х гг. Какую роль играл СССР в мировой политике того времени?

Ход урока Начало распада «социалистического лагеря». СССР и международные конфликты. Переход к политике разрядки международной напряженности. Разрядка: опыт теоретического осмысления.

Мир в годы «холодной войны»

1. Начало распада «социалистического лагеря» Идеология КПСС о том, что увеличение числа стран, идущих по пути социализма, укрепляет позиции СССР на международной арене. КИТАЙ Неодобрение критики в адрес И.В. Сталина 2. Идею мирного сосуществования расценили как «капитуляцию перед США»

КИТАЙ Неодобрение критики в адрес И.В. Сталина 2. Идею мирного сосуществования расценили как «капитуляцию перед США» Из Китая отозваны советские специалисты; Торгово-экономические связи между СССР и КНР заморожены; В 1964 году Китай предъявил претензии на 1,5 млн кв. км советской территории; В 1967 г. Посольство СССР в Пекине подверглось нападению; Начались инциденты на границе: наиболее крупный из них – столкновение близ острова Даманский на реке Уссури в 1969 г. (см. видео)

2 марта 1969 года начались бои за остров Д аманский. Тогда погибло 58 советских воинов. Похороны пограничников – участников боя с китайскими солдатами на острове Даманский. 1969 год.

2 марта 1969 года начались бои за остров Д аманский. Тогда погибло 58 советских воинов. Пограничники демонстрирую журналистам оружие, брошенное китайскими нарушителями на острове Даманский.

Пограничники на заставе Нижне-Михайловка Тихоокеанского пограничного округа ведет наблюдение за китайским берегом реки Уссури Обострение отношений с Китаем, располагавшим внушительной по численности армией и собственным ядерным оружием, потребовало от правительства СССР мер по укреплению восточных границ, развертывания сил по их прикрытию.

«Пражская весна» - это период (1968-1969 гг) при котором утверждалась свобода слова и печати, легально действовали политические клубы, оппозиционные правящей партии. Руководство СССР восприняло перемены в Чехословакии как угрозу основам социализма, спровоцированную действиями зарубежных спецслужб. Задание: Прочитайте на стр. 335 рассказ о том как происходил ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию (…Поводом для ввода…) и определите действительно ли так необходимо было вводить войска и реальными или выдуманными были причины ввода войск. (...видео «Пражская весна»)

Реальный социализм – модель организации жизни общества, которая утвердилась в СССР и союзных ему странах. После событий в Чехословакии руководство СССР заявило, что считает своим долгом защищать реальный социализм. Претензии Советского Союза на право осуществлять военное вмешательство во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору получили в странах Запада название доктрины Брежнева. Задание: прочитайте документ на стр. 336 и ответьте на вопросы после него.

2. СССР и международные конфликты. Задание: Прочитать пункт параграфа на стр. 337 найти и выписать в тетрадь конфликты и страны, которые принимали в них участие. 1. Юго-Восточная Азия (война во Вьетнаме); 2. Ближний Восток (Израиль, Египет, Сирия, Иордания); 3. Африка (Ангола, Мозамбик). Итог: Война в Юго – Восточной Азии и помощь арабским союзникам потребовали значительных материальных затрат со стороны СССР.

3. Переход к политике разрядки международной напряженности Задание: Самостоятельная работа с текстом учебника на стр. 338-340. Найти причины перехода к разрядке международной напряжённости. Вьетнамские солдаты возле груды корпусов-контейнеров из под шариковых бомб, сброшенных американскими самолетами во время войны во Вьетнаме.

Взгляды сторон на причины разрядки. СССР. Новый этап международных отношений. 2) Достижение паритета (равенства) в стратегических силах. 3) США терпят поражение в «холодной войне», вынуждены перейти к разрядке. 4) Невозможность для США военными средствами отстаивать свои интересы. США. Экономика СССР не выдерживает бремени гонки вооружений. 2) Конфликты и противоречия между странами социализма побуждают СССР искать пути примирения с Западом. В действительности разрядка объективно была выгодна обеим сторонам. 4. Разрядка: опыт теоретического осмысления.


Во внешней политике 60-80-х гг. можно выделить три направления:

1. отношения с социалистическим лагерем;

2. отношения со странами капитализма;

3. отношения с «третьим миром».

Новому партийному руководству во главе с Л.И. Брежневым в «наследство» от Хрущева досталось нарушенное единство социалистического лагеря из-за раскола с Китаем и трений с Румынией, натянутые отношения с Западом из-за Карибского кризиса, отсутствие ощутимых результатов в отношениях со странами «третьего мира». Брежневское руководство поставило в области внешней политики три приоритетные задачи: устранить угрозу распада социалистического лагеря и еще теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях; реализация концепции «мирного сосуществования» со странами Запада; последовательная поддержка «прогрессивных» движений и режимов во всем мире.

В советском руководстве в отношениях с Восточной Европой господствовала концепция «ограниченного суверенитета» или «доктрина Брежнева», означавшая фактически жесткий контроль над «братскими странами» Восточной Европы. Вместе с тем, после Венгерских событий 1956 г. политика в отношении восточноевропейских стран ориентировалась на предоставление несколько большей политической и экономической свободы. К власти во многих странах стали приходить либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы, которые не вписывались в классические представления о социализме.

В конце 60-х гг. к власти в ЧЕХОСЛОВАКИИ на волне студенческих демонстраций и забастовок пришел Дубчек. Под его руководством коммунистическая партия провела ряд реформ с предоставлением самостоятельности предприятиям и введением элементов рыночной системы. Экономические реформы, первоначально поддержанные Москвой, неизбежно вели и к политическим преобразованиям. Дубчек объявил о свободе слова, политическом плюрализме и переходе к многопартийной системе. Политическая реформа превратилась в угрозу господству коммунистической партии в Чехословацкой республике.



В такой ситуации СССР мог утратить свое всеобъемлющее влияние на Чехословакию. В Москве приняли решении о введении войск в страну.

В 1968 г. страны-участницы Варшавского Договора - Германия, Болгария и Польша во главе с СССР - ввели в Чехословакию войска. Лидеры-реформаторы были отстранены от руководства, в коммунистической партии проведена широкая чистка, реформы были приостановлены. Между СССР и Чехословакией был заключен новый договор, закрепивший присутствие в стране советских войск.

Аналогичная ситуация сложилась в ПОЛЬШЕ в 1980 г. Экономические трудности вызвали волну забастовок. 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объединенной рабочей партии встал генерал В. Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастание политической нестабильности, и в то же время предотвратило ввод советских войск на территорию Польши.

Следует отметить, что советское руководство использовало для предотвращения развала социалистического лагеря не только силовые методы. Упор стал делаться на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации.

Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ) , основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Одним из основных направлений программы было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Реально эта программа осуществлялась 10 лет и была прекращена в 1985 г.

Кроме того, СССР стал инициатором создания более 30 межгосударственных органов по координации работы промышленности, снабжению и распределению ресурсов, энергии и вооружений в социалистическом лагере. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба», газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах.

Наряду со странами Восточной Европы, входившими в ОВД и СЭВ, существовали также государства, проводившие независимый внешнеполитический курс.

Незначительным было политическое сотрудничество с ЮГОСЛАВИЕЙ . Югославское и советское руководство проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства.

Советское руководство мирилось и с румынской самостоятельностью, поскольку как внутренняя, так и внешняя политика руководства РУМЫНИИ во главе с Чаушеску соответствовала принципам социализма.

Серьезно обострены были советско-албанские отношения. АЛБАНИЯ разорвала дипломатические отношения с СССР еще в 1961 г.

В жесткой конфронтации СССР находился с КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ . В середине 60-х гг. с началом «культурной революции» китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с Советским Союзом. Из страны были высланы почти все советские граждане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более политические контакты.

В конце 60-70-х гг. отношения СССР с Китаем еще более ухудшились. На протяжении 70-х гг. КНР фактически рассматривалась как потенциальный противник. Китай был недоволен тем, что СССР оказывал значительную экономическую помощь Вьетнаму и Северной Корее. Эти страны находились под «патронажем» Китая. В конце 60-х гг. в конфликтах на советско-китайской границе в Казахстане и на Дальнем Востоке погибло более 1 тыс. человек.

Вмешательство США и СССР в войну во ВЬЕТНАМЕ с 1964 г. создало крупный очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. В СССР тщательно скрывались факты участия советских армейских подразделений в военных действиях. Вьетнам, после ухода США с его земель, сам превратился в агрессора и вторгся в Лаос и Камбоджу. В ответ на это в 1979 г. Китай объявил Вьетнаму войну. СССР оказывала активную поддержку Вьетнаму, предоставил ему значительную экономическую помощь, помогал военными специалистами. Но даже несмотря на эту поддержку, Вьетнам не смог противостоять китайской армии и вывел свои войска с территории Лаоса и Камбоджи.

Конец 60-х - начало 70-х гг. - время РАЗРЯДКИ международной напряженности и улучшения советско-американских отношений.

В 1967 г. между СССР и США был подписан Договор о запрещении использования космического пространства и небесных тел в военных целях, в 1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия, в 1971 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия на морском дне, а также Конвенция о запрещении бактериологического оружия.

В 1972 г. был заключен Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). По договору ограничивалось число межконтинентальных ракет и ракет, запускаемых с подводных лодок. Предполагалось заключение еще одного Договора - ОСВ-2, охватывающего другие виды вооружений.

В 1975 г. руководители европейских стран и США подписали Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе, закрепивший послевоенные европейские границы и расширявший экономические и политические связи европейских стран.

Разрядка сопровождалась и значительным увеличением экономических связей США и СССР: за период с 1971 по 1976 гг. объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз. Однако начавшаяся разрядка была прервана.

В середине 70-х гг. американские военные технологии сделали мощный рывок вперед. Были созданы крылатые ракеты «Першинг», что значительно усилило стратегическую мощь США. В ответ СССР разместил на европейской территории новые ракеты средней дальности СС-20, не попадавшие под соглашение ОСВ-1. США в качестве ответной меры разместили в Европе ракеты «Першинг», способные достичь территории СССР.С конца 70-х гг. международная напряженность вновь нарастает. Под влиянием советского вторжения в Афганистан американский Конгресс отказался ратифицировать Договор ОСВ-2.

В начале 80-х гг. США приступают к осуществлению широкой программы размещения оружия в космосе (система СОИ - Стратегическая оборонная инициатива ). Начинается новый этап гонки вооружений.

В отношениях со странами «ТРЕТЬЕГО МИРА » СССР придерживался политики экономической помощи «дружественным режимам». Странам социалистической ориентации предоставлялись кредиты по минимальным процентным ставкам, по демпинговым ценам продавались энергоносители, предоставлялась гуманитарная помощь медикаментами, продуктами питания, вещами первой необходимости.

Подобная политика вела к кризисам в собственной экономике. Однако политика не ограничивалась только экономической помощью - военное присутствие СССР, снабжение оружием, предоставление военных советников тщательно скрывалось как внутри страны от собственных граждан, так и за рубежом от мировой общественности.

Так, СССР вдохновлял кубинскую интервенцию в Анголе, помогал Народному фронту освобождения Мозамбика, непосредственно вмешался в конфликт в районе Африканского Рога сначала на стороне Сомали, затем, вернувшись к союзу с Эфиопией, поддержал ее в войне в Огадене.

Государственный переворот в 1978 г. в АФГАНИСТАНЕ и приход к власти афганских коммунистов вызвал сильную оппозицию в стране. «По просьбе товарищей по коммунистическому движению» СССР «выполняет интернациональный долг» и вводит свои войска в Афганистан в декабре 1979 г. Десятилетняя война обошлась большими человеческими жертвами и резко подорвала престиж СССР на мировой арене. Афганская акция положила начало новому периоду «холодной войны», глубокого недоверия, противостояния двух «сверхдержав» - США и СССР.

1. Проработать материал к уроку

2. Ответить тезисно письменно на 2 вопроса, на остальные три ответить устно

  1. Что такое «доктрина Брежнева»? Дайте ей оценку.
  2. Каковы были причины всестороннего стремления к разрядке в первой половине 1970-х гг.?
  3. С чего начиналась «разрядка»?
  4. Что свидетельствовало о начале новых процессов в социалистических странах?
  5. В каких региональных конфликтах участвовал СССР?

Условия экономики военного времени. Общий кризис, охвативший Советский Союз к концу 1980-х гг., определялся в первую очередь слабостью его экономики, разрушенной непосильными военными расходами. В течение последних 25 лет существования СССР мы жили не просто в условиях военной экономики, а в условиях экономики военного времени. От народа было скрыто, что за этот период на военные нужды было израсходовано более одного триллиона пятисот миллиардов рублей.

Вся наша официальная пропаганда в «застойные годы» трубила на весь мир о том, что «СССР - оплот мира и социализма». А «поборники мира» тем временем выполняли и перевыполняли планы по выпуску вооружений и военной техники, строили в 2-3 смены танки и самолеты, ежемесячно запускали в космос 5-6 военных летательных аппаратов, ежегодно взрывали 15-20 атомных или водородных бомб и являлись крупнейшим продавцом оружия в мире. По данным американских экспертов, всего в разных странах мира имеется около 50 миллионов автоматов Калашникова и около 8 миллионов единиц американской винтовки М-16.

Противостояние США и СССР. Региональные войны и военные конфликты с применением обычных видов вооружений продолжаются с конца Второй мировой войны по настоящее время. В ряде случаев они явились результатом военного противостояния двух великих держав США и СССР в различных точках земного шара. Общее число погибших за время этих региональных войн к только началу 1990 г. достигло 17 миллионов человек.

Наши руководители денно и нощно клялись на словах в своем миролюбии, однако в действительности все было не так. Сталинский социализм своей воинственностью всегда внушал людям страх и представлял собой угрозу всему миру. Сталинизм и неосталинизм - это бряцание оружием и вмешательство во внутренние дела не только пограничных суверенных государств, но и далеких заморских стран.

Хроника военных акций СССР. Ниже приведен перечень основных военных акций, осуществленных как непосредственно СССР, так и с его участием против ближайших соседей за «наши интересы» в послевоенные десятилетия.

  • 1948 г. - «осада» Западного Берлина». Блокирование советскими войсками наземных транспортных связей между ФРГ и Западным Берлином.
  • 1950-1953 гг. - война в Корее.
  • 1953 г. - подавление советскими войсками восстания в ГДР.
  • 1956 г. - подавление советскими войсками антикоммунистической революции в Венгрии.
  • 1961 г. - возведение за одну ночь 13 августа 29-километровой Берлинской стены. Берлинский кризис.
  • 1962 г. - тайный ввоз советских межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками на Кубу. Карибский кризис.
  • 1967 г. - участие советских военных специалистов в «семидневной войне» между Израилем и Египтом, Сирией, Иорданией.
  • 1968 г. - вторжение войск СССР, ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии в Чехословакию.
  • 1979 г. - ввод советских войск в Афганистан. Начало десятилетней афганской войны.

Страны, где воевали советские бойцы. Помимо известных всему миру военных операций с официальным участием Советской Армии то ли в виде «освободительных походов», то ли в составе «ограниченного контингента войск», наши «воины-интернационалисты» в штатском платье или в форме «туземцев», или в перекрашенных танках и самолетах находились в рядах армии в Северной Корее, Лаосе, Алжире, Египте, Йемене, Вьетнаме, Сирии, Камбодже, Бангладеш, Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре, Кубе. Боливии, Гренаде - всего более чем в двадцати странах Африки, Азии, Латинской Америки.

Газета «Красная звезда» 21 мая 1991 г. опубликовала с разрешения Министерства обороны СССР далеко не полный список стран, где принимали участие в боевых действиях советские военнослужащие - «воины-интернационалисты» с указанием времени боев. Он приводится ниже в таблице 1 с добавлением графы о долге этих стран Советскому Союзу за военную помощь.

Цена «бескорыстной помощи». «Бескорыстная помощь», по данным министра иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе, выступившего на XXVIII съезде КПСС, составила 700 миллиардов рублей за 20 лет. Это означает, что мы выбрасывали на ветер ежегодно 35 миллиардов рублей только на военные поставки бывшим социалистическим странам и странам «третьего мира» с целью обратить их в коммунистическую веру.

Подачки «нашим друзьям» самолетами, танками, вертолетами, ракетами, минами обошлись СССР слишком дорого: Египет, Сомали, Гана, Конго, Гренада, пройдя немного плечом к плечу с нашими военными специалистами «по пути социалистической ориентации», вернулись на путь нормального развития. В феврале 1990 г. в результате всеобщих свободных выборов и поражения сандинистов на выборах свернула с «нашего» пути Никарагуа. Ну а когда исчез СССР, потерпели поражение или трансформировались и почти все остальные режимы «социалистической ориентации».

Десятки тысяч советских военнослужащих в штатском платье ставили мины, устраивали засады и поднимали автоматы Калашникова и знамя национально-освободительной борьбы против «мирового империализма» в десятках стран «третьего мира». Далеко не все из этих добровольцев вернулись на Родину здоровыми и невредимыми. Многим из них была уготована судьба «неизвестного солдата» с безымянной могилой либо в африканских джунглях, либо в песках Сахары или на Голанских высотах.

Таблица 1
Участие военнослужащих СССР в боевых действиях
после Второй мировой войны

Страны, в которых находились советские военнослужащие Время боев (месяцы, гг.) Долг страны Советскому Союзу,
млрд. руб.
Северная Корея Июнь 1950 - июль 1953 2,2
Лаос 1960-1963, Август 1964-ноябрь 1968, ноябрь 1969—декабрь 1970 0,8
Алжир 1962—1964 2,5
Египет 18 октября 1962-1 апреля 1963, 1 октября 1969-16 июня 1972, 5 октября 1973 - 1 апреля 1974 1,7
Йемен 18 октября 1962-1 апреля 1963 1,0
Вьетнам 1 июля 1965-31 декабря 1974 9,1
Сирия 5-13 июня 1967, 6-24 октября 1973 6,7
Камбоджа Апрель-декабрь 1970 0,7
Бангладеш 1972-1973 0,1
Ангола Ноябрь 1975-1979 2,0
Мозамбик 1967-1969, ноябрь 1975-ноябрь 1979 0,8
Эфиопия 9 декабря 1977-30 ноября 1979 2,8
Афганистан Апрель 1978-май 1991 3,0
Никарагуа 1980-1990 1,0

Этот вывод подтверждается данными финансового управления Министерства обороны СССР за 1989 г. На пенсионное содержание 1 миллиона 280-ти тысяч ветеранов вооруженных сил и участников войн выделялось 2,4 миллиарда рублей. Из этих ветеранов 832 тысячи человек получают пенсии за выслугу лет. 111 тысяч человек получали пенсии по инвалидности - среди них и те, кто «понюхал пороху за границей», и, наконец, 239 тысяч человек получали пенсии по случаю потери кормильцев - тех «неизвестных солдат» с безымянными могилами.

«Добровольцы по принуждению». Оставшиеся в живых «добровольцы по принуждению» дали «компетентным органам» подписку о неразглашении «государственной тайны» - о «своих командировках» в Сомали, Мозамбик, на Гренаду и т.д. Только 30 июня 1989 г. завеса секретности, окружавшая наших «воинов-интернационалистов», слегка приоткрылась и было принято решение правительства о распространении на них льгот и преимуществ, предусмотренных для участников Великой Отечественной войны и для военнослужащих, проходивших службу в Республике Афганистан.

СССР как поставщик оружия. В последние 25 лет своего существования Советский Союз был крупнейшим поставщиком оружия в мире. Доля СССР в общем объеме поставок оружия во все страны мира достигла 40% в начале 1980-х гг., а по некоторым видам боевой техники и вооружения достигла 50% (автоматы Калашникова и танки). В начале 1980-х гг. экспортировалось 25% всех вооружений и боевой техники, производившейся в СССР. Наши конкуренты - США, Франция, Великобритания, Китай - признанные поставщики оружия - остались далеко позади. Например, в 1985 г. доля США в мировых поставках оружия составляла 27%, Франции - 12%, Великобритании - 5%, Китая - 3% .

Цифры. Анализ поставок продукции всеми промышленными комплексами (металлургическим, топливно-энергетическим, машиностроительным и д.р.) для предприятий военно-промышленного комплекса, военной науки, вооруженных сил, КГБ, МВД и иные специальные расчеты показали, что в 1989 г. «на оборону» было направлено 485 миллиардов рублей. Зная, что предприятия ВПК произвели товаров народного потребления (телевизоры, радиоприемники, магнитофоны и др.) на сумму 30 миллиардов рублей, считаем, что промышленность расходовала на оборону 455 миллиардов рублей.

Прибавим к этой сумме расходов средства, выделенные на военное строительство - не менее 10 миллиардов рублей и на военную науку - не менее 15 миллиардов рублей. Получаем, что общие военные расходы СССР (без транспорта и связи) составили только за один год не менее 480 (455 + 10 + 15) миллиардов рублей.

Если верить официальным данным, в 1989 г. валовой национальный продукт составил 924 миллиарда рублей, а произведенный национальный доход - 656 миллиардов рублей. Тогда наши расходы «на оборону» достигли умопомрачительных цифр - 51,9% от валового национального продукта или 73,1% от произведенного национального дохода, что и подтверждает полный крах советской экономики, надорвавшейся от непосильных военных расходов.

Эта безумная гонка вооружений в последнюю четверть века существования СССР и безрассудная (скорее, преступная по отношению к своему народу) помощь всем и вся, способствовали разорению нашей страны и доведению народа до полного обнищания.

Война во Вьетнаме

Значительно обострил международную обстановку конфликт во Вьетнаме.

Эта страна была разделена в 1954 г. по 17-й параллели на два государства. Северный Вьетнам (Демократическая Республика Вьетнам) пытался объединить страну, поддерживал революционное, партизанское движение (Национальный фронт освобождения, НФО) на юге. Это побудило диктаторский южновьетнамский режим обратиться за помощью к США.

Опасаясь, что переход Южного Вьетнама под контроль коммунистов подорвет влияние США в Юго- Восточной Азии, Вашингтон направил в Южный Вьетнам военных советников (в 1964 г. их численность составила 12 тыс. человек). Тем не менее НФО удалось захватить 2/3 территории страны. К 1965 г. во Вьетнаме уже сражалось около 400 тыс. военнослужащих США и 70 тыс. че­ловек из союзных им стран. Авиация США начала наносить удары по территории не только Южного, но и Северного Вьетнама. Военные действия затронули также территории Лаоса и Камбоджи. Советский Союз оказал широкомасштабную помощь Северному Вьетнаму. Туда направлялись военные советники, средства ПВО и истребители, в том числе новейших модификаций (МИГ-21). Всего за период 1953 - 1991 гг. СССР осуществил во Вьетнам поставки на сумму в 15,7 млрд долларов. Число только советских генералов и офицеров, участвовавших в войне во Вьетнаме, составило более 6,3 тыс. человек.

Конфликт с Китаем

Поддержка Вьетнама могла быть более эффективной при условии сохранения отношений сотрудничества СССР с Китаем, который также оказывал помощь ДРВ. Однако советско-китайские отношения в начале 1960-х гг. ухудшались. В 1964 г. Китай предъявил претензии на 1,5 млн кв. км советской территории, в 1966 г. были разорваны связи между КПСС и КПК, и в сентябре того же года хунвэйбины («красные гвардейцы») организовали осаду посольства СССР в Пекине. Возникли инциденты на границе, наиболее крупный из них - на острове Даманский на реке Уссури в 1969 г. В нем приняли участие регулярные силы Советской Армии, применившие реактивную артиллерию. СССР принял меры по укреплению восточных границ, развертыванию дополнительных сил по их прикрытию,



Арабо-израильский конфликт

Значительные ресурсы СССР отвлекла арабо-израильская война (она вошла в историю как «шестидневная война»), разразившаяся в 1967 г. между Израилем и соседними арабскими странами

Египтом, Сирией, Иорданией.

Арабские страны располагали значительным численным перевесом над армией Израиля (по численности пехоты - в 2,5 раза, танков - в 2 раза, самолетов - в 1,5 раза). Их лидеры надеялись на быструю победу, не скрывая своей цели - уничтожения Еврейского государства. Однако Израиль нанес упреждающие удары. Ему удалось уничтожить большую часть авиации арабских стран на аэродромах и завоевать господство в воздухе. Серия последовательных наступательных операций позволила Израилю разгромить сухопутные силы противостоящей ему коалиции по частям. Его войска оккупировали Синайский полуостров, сектор Г аза, западный берег Иордана и Голанские высоты. Потери арабских стран составляли более 40 тыс. убитыми, около 900 танков, 1000 орудий, 400 самолетов. Израиль потерял менее 1 тыс. человек, 100 танков и 48 самолетов.

После поражения Египта и Сирии Советский Союз оказал им помощь в восстановлении боеспособности вооруженных сил.

Только в октябре 1967 г. СССР поставил Египту 210 истребителей. В 1969 г. для прикрытия его территории от ударов Израиля с воздуха в Египте была развернута группировка советских войск ПВО, в состав которой входило до 20 тыс. человек. Утратив в 1969-1970 гг. около половины своих самолетов, ВВС Израиля прекратили налеты на Египет. Всего на военную помощь Египту с 1965 г. и до разрыва отношений сотрудничества (1972) было истрачено 3,2 млрд. долларов,

Кризис доверия в США

США в середине 1960-х гг. также вступили в полосу трудностей. Они были связаны с войной во Вьетнаме. США потеряли около 4 тыс. самолетов, свыше 55 тыс. человек убитыми и 300 тыс. ранеными (жертвы народа Вьетнама составили более 1 млн. человек). Война стала потрясением для американского общества. Благодаря телевидению рядовые американцы впервые увидели ее бес­смысленность и жестокость.

Протест молодежи США против призывов в армию, требования остановить войну приобрели массовый характер. К 1967 г. в антивоенном движении участвовали сотни тысяч человек.

Антивоенное движение сочеталось с массовой кампанией протестов небелого населения Америки против нарушений во многих штатах законодательства, запрещавшего расовую дискриминацию. Их усилению способствовало сокращение государственных расходов на социальные нужды, свертывание программы создания «Великого общества», т. к. все средства шли на военные цели.

В 1968 г. в результате покушения погиб лидер борьбы за расовое равенство Мартин Лютер Кинг. Возникли десятки террористических, леворадикальных группировок, стремившихся противостоять расизму, изменить облик общества силой оружия.

Кризисное положение в стране побудило JI. Джонсона отказаться от повторного выдвижения своей кандидатуры на пост президента США. На выборах 1968 г. победу одержал кандидат от Рес­публиканской партии Р. Никсон (1913-1994).

Администрация Р. Никсона пошла по пути свертывания участия США в войне во Вьетнаме. В Париже начались переговоры о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме (соот­ветствующее соглашение было подписано в 1973 г.). После вывода войск США из Южного Вьетнама диктаторский режим в 1975 г. пал, Вьетнам был объединен под властью коммунистов севера и юга страны.

Была отменена всеобщая воинская повинность. Армия стала комплектоваться на основе найма добровольцев. Избирательное право получила молодежь с 18 лет. Расширились социальные программы, направленные на улучшение положения небелого населения Америки.

Меры по обеспечению «равенства рас», продолженные преемниками Р. Никсона, принесли свои плоды. В 1960-1990-е гг. реальные доходы афро-американцев, из расчета на душу населения, возросли на 50% (у белых- на 40%). В 1990-е гг. примерно треть семей афро-американцев имела годовой доход выше среднего по стране, половина жила в собственных (или приватизированных) домах. Политика Р. Никсона обеспечила спад активности антивоенного и молодежного движения, принесла ему успех на президентских выборах 1972 г. Однако второй срок пребывания у власти Р. Никсона ознаменовался для него серьезными трудностями. Экономика США вступила в полосу кризиса. Спад промышленного производства, рост инфляции и безработицы подорвали авторитет правительства.

Разгорелся так называемый Уотергейтский скандал, связанный с незаконными действиями окружения президента во время выборов 1972 г. Разоблачения затронули и деятельность спецслужб США, в частности Центрального разведывательного управления (ЦРУ), по организации покушений на зарубежных политических деятелей, переворотов в недружественных США странах. Столкнувшись с угрозой импичмента(привлечения к суду), Р. Никсон подал в 1974 г. в отставку. Избиратели, разочарованные в Республиканской партии и вашингтонской политической элите, отдали голоса кандидату демократов, бывшему губернатору штата Джорджия Дж.Картеру (р. в 1924).

Американское общество вступило в период кризиса, главным симптомом которого стали резкое падение числа избирателей, участвующих в выборах, сокращение доверия к правящим кругам.

Кризис 1968 г. в Чехословакии и его последствия

В Чехословакии симптомы застоя, падения темпов роста экономики проявились раньше, чем в СССР. В 1968 г. руководителем Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ) стал А.Дубчек (1921-1992), сторонник реформ. Начался отказ от командно-административных методов управления экономикой, провозглашалась свобода слова и печати. Это вызвало подъем активности молодежи и интеллигенции. В стране возникли сотни политических клубов, ставших основой формирования оппозиционных КПЧ партий. Пресса разоблачала злоупотребления чиновников. Говорилось о возможности построения социализма «с человеческим лицом», опирающегося на демократические ценности. Пражские события были восприняты руководством КПСС как угроза самим основам социализма, спровоцированная действиями зарубежных спецслужб. 20 августа 1968 г. была введена в республику полумиллионная армия с 5000 танков и БТР, основу которой составляли советские войска (в интервенции приняли участие также Польша, Венгрия, ГДР и Болгария).

Аэродромы Праги и Брно, правительственные здания ночью захватили советские десантники. А. Дубчек был задержан и доставлен в Москву, КПЧ возглавил сторонник прежнего курса Г. Гусак. Армия Чехословакии не оказала сопротивления, отдельные манифестации молодежи были рассеяны войсками ОВД. Погибло 94 и были тяжело ранены 345 граждан Чехословакии.

После событий в Чехословакии, получивших название «пражской весны», руководство СССР заявило, что считает своим долгом защищать «реальный социализм». Претензии СССР на право осуществлять военные вмешательства во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору получили в странах Запада название доктрина Брежнева.

Выдвижение этой доктрины определялось двумя причинами.

С одной стороны, идеологическими соображениями. Советские лидеры не могли признать банкротство той модели социализма, которая была навязана СССР Восточной Европе, и опасались воздействия примера реформаторов на положение в самом Советском Союзе.

С другой стороны, в условиях «холодной войны» и раскола Европы на два военно-политических блока ослабление одного из них объективно оказывалось выигрышем для другого. Выход какой-либо страны из Варшавского договора (одно из требований реформаторов в Восточной Европе) рассматривался как нарушение соотношения сил в Европе. Советское руководство стремилось к тому, чтобы войска потенциального противника, которым считался блок НАТО, находились как можно дальше от границ СССР.

События в Чехословакии оказали крайне негативное воздействие на развитие как СССР, так и союзных ему стран. Руководители КПСС и других правящих партий в странах «реального социализ­ма» стали с еще большей подозрительностью относиться к идее любых перемен, что усугубило тенденции к застою.

Задания для самостоятельной работы.

1. Проанализируйте реформы Косыгина в промышленности и с/хозяйстве (причины, основные направления, результаты).

2. Заполните таблицу по итогам экономических реформ:

3. В чем состоят причины кризисных явлений в 60-70-х годах в экономике СССР? Дайте определение понятию «период застоя».

4. Дайте характеристику основным социальным противоречиям, сложившимся в СССР.

5. Какие положительные итоги социальной политики вы можете перечислить?

6. Составьте сравнительную таблицу «СССР и международные конфликты в 60-70-е годы».

7. Причины кризиса в Чехословакии, какую роль в данном событии сыграл Советский Союз?

Как кризис в Чехословакии повлиял на международную обстановку в Европе?

8. В чем причины кризиса доверия в США, в чем он проявился?

9. Дайте определение терминам: период застоя, хозрасчет, бюрократизм, коррупция, холодная война, теневая экономика, номенклатура, развитой социализм, Уотергейтский скандал, импичмент, пражская весна.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...