Общественный строй во второй половине 19 века. Общественный строй России в первой половине XIX в. Крестьяне получили личные и имущественные права


Отмена крепостного права и проведение ряда буржуазных реформ внесли существенные изменения в общественный строй. Был открыт широкий путь развитию капитализма в России. Однако и после реформы сохранились многочисленные пережитки феодализма, особенно в сельском хозяйстве.

Одним из способов ведения помещичьего хозяйства некоторое время было экономическое закабаление крестьянства. Используя крестьянское малоземелье, помещики предоставляли крестьянам землю за отработку. По существу, продолжались феодальные отношения, только на добровольных началах.

В деревне неуклонно развивались капиталистические отношения. Появился сельский пролетариат - батрачество. Несмотря на препятствия, создаваемые общинным строем, шло расслоение крестьянства. Сельская буржуазия - кулаки - наряду с помещиками эксплуатировали бедняков. В силу этого шла борьба между помещиками и кулаками за влияние в деревне.

Но главная линия борьбы в деревне проходила между помещиками и крестьянами. Крестьянство в целом вело борьбу с помещиками за возвращение крестьянской земли, отрезанной в пользу помещиков при проведении крестьянской реформы. Все чаще ставился вопрос о передаче крестьянам всей помещичьей земли.

Нехватка земли у крестьян побуждала их искать приработка не только у своего помещика, но и в городе. Это порождало значительный приток дешевой рабочей силы на капиталистические предприятия. Город все сильнее и сильнее втягивал в свою орбиту бывших крестьян. В результате они закреплялись на капиталистическом производстве, а затем в город переезжали и их семьи. В дальнейшем эти крестьяне окончательно порывали с деревней и превращались в кадровых рабочих, свободных от частной собственности на средства производства, пролетариев. Поскольку крестьянин вырывался из-под власти крепостника, постольку он становился под власть денег, попадал в условия товарного производства, оказывался в зависимости от нарождающегося капитала.

В пореформенный период в России строятся новые заводы и фабрики. Буржуазия, используя большой приток дешевой рабочей силы, гигантскими темпами развивает промышленность, извлекая из этого сверхприбыли. В основных отраслях промышленности завершается промышленный переворот (переход от мануфактур к машинному производству), увеличивается производительность труда.

Россия быстро преодолевает свою промышленную отсталость. Этому способствовало то, что российские капиталисты, создавая новые фабрики и заводы (а новых предприятий было подавляющее большинство), оснащали их самым современным для того времени оборудованием.

Российская промышленность набирала такие мощные темпы развития, что к концу XIX в. возникли предпосылки вступления страны в более высокую стадию.

Важным последствием развития капитализма в России явилось формирование двух новых классов - буржуазии и пролетариата, которые выходят на политическую арену, активно включаясь в борьбу за свои классовые интересы.

Развитие капитализма в России все больше увеличивает значение буржуазии в обществе. Однако политические позиции ее еще недостаточно сильны. Политическую власть пока крепко держат в своих руках дворяне-помещики. Сохранение сословных привилегий дает дворянству значительные политические преимущества: оно продолжает занимать ключевые позиции в государственном аппарате.

Рабочий класс подвергался жестокой эксплуатации. Продолжительность рабочего дня и размер заработной платы почти произвольно определялись фабрикантами и заводчиками. Капиталисты имели возможности использовать рабочих на условиях низкой заработной платы при громадной продолжительности рабочего дня. Крайне тяжелыми были труд и быт рабочих.

Во второй половине XIX в. пролетариат ведет активную борьбу за свои права. В качестве одного из средств защиты своих интересов он использует стачечную борьбу.

В 90-е гг. возникают социал-демократические рабочие организации. Активно действуют профессиональные революционеры, отстаивающие интересы пролетариата. Широко развертывается революционная пропаганда марксизма. Назревают условия для создания в России политической партии рабочего класса. В 1898 г. созывается I съезд Российской социал-демократической рабочей партии.

В 70-е гг. появляется народническое движение. К концу века создаются условия для образования крестьянской политической партии.

К концу XIX в. создаются также предпосылки для возникновения буржуазных политических партий, однако они образуются позже.


Главное противоречие в развитии российского общества, родившееся еще в предыдущий век, вытекало из назревающих формационных изменений: на смену феодализму надвигался капитализм. Уже в предыдущий период обнаружился кризис крепостнической системы хозяйства. Теперь он идет с нарастающей силой. Феодализм все больше показывает свою экономическую несостоятельность. При этом кризис феодально-крепостнической системы становится всеобъемлющим, охватывая все важнейшие сферы экономики.

В промышленности крепостная мануфактура не может выдержать конкуренции с капиталистической мануфактурой, с буржуазной организацией производства. Капитализм обеспечивает неизмеримо большую производительность труда и работает с необычайной гибкостью и изворотливостью в сложных условиях, когда ему препятствуют все устои феодализма, прежде всего крепостничество, мешающее привлекать в производство рабочую силу и сужающее внутренний рынок. Победа буржуазного производства обеспечивается применением наемного труда и введением машин. Мануфактура сменяется фабрикой. В данный период начинается промышленный переворот. С 1825 по 1860 гг. число крупных предприятий обрабатывающей промышленности и занятых в ней рабочих возросло втрое. И не случайно в этой промышленности к 1860 г. 4/5 рабочих были уже наемными. В то же время во всей промышленности доля крепостных рабочих составляла еще 44%.

Наемный труд создавал стимул для повышения производительности заинтересованного в результатах производства работника, а применение машин экономило рабочую силу, столь дефицитную в условиях феодализма, крепостничества. Попытки применения машин в крепостной промышленности наталкиваются на низкий профессиональный уровень крепостного рабочего, а главное, на его нежелание работать, поскольку он заинтересован не в повышении производительности труда, а как раз наоборот - в экономии своего труда, попросту говоря, в том, чтобы работать как можно меньше.

Нарушение закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил видно и в сельском хозяйстве.

В XIX в. Западная Европа все более нуждается в русском хлебе. С 1831 по 1860 гг. среднегодовой вывоз хлеба из России вырос с 18 млн. до 69 млн. пудов. При этом рос и внутренний рынок: сбыт хлеба на нем в 9 раз превышал экспорт. Между тем урожайность зерновых в начале века составляла в среднем - 2,5 (т.е. 1 мешок посевного материала приносил 2,5 мешка собранного зерна). Следовательно, урожайность существенно не отличалась от той, что была и века назад.

Помещики разнообразными средствами пытаются увеличить товарность своих имений. Одни это делают путем еще большего нажима на крестьянина. В «образцовом» имении графа Орлова-Давыдова была строго регламентирована вся жизнь крепостного крестьянина, для чего было издано специальное Уложение. Этот вотчинный «закон» предусматривал сложную систему наказаний за нерадение крестьян к работе и даже за невступление в брак в положенные сроки: помещику нужно постоянное пополнение рабочей силы.

Другие помещики пытаются повысить доходность своих имений путем нововведений, но и это не дает им успеха. Нововведения терпят крах из-за той же незаинтересованности крестьянина в своем труде.

Всесторонний нажим на крестьянина порождает лишь рост классового сопротивления. После некоторого затишья в самом начале века растут крестьянские волнения, особенно усиливающиеся в определенные моменты. Так, после Отечественной войны 1812 г., породившей некоторые иллюзии в крестьянстве, разлилось широкое возмущение крестьян, когда их надежды на облегчение жизни не оправдались. Новая волна крестьянских выступлений прокатилась в связи с вступлением Николая I на престол. Только в 1826 г. было зарегистрировано 178 крестьянских выступлений. В конце царствования Николая количество крестьянских волнений выросло в 1,5 раза.

Все большее развитие буржуазных отношений в экономике, кризис крепостнического хозяйства не могут не найти отражения в социальной структуре общества, где в недрах феодализма вызревает капитализм.

Важнейшим моментом, определяющим изменения в общественном устройстве в этот период, является то, что вместо прежних основных классов постепенно складываются основные классы буржуазного общества - капиталисты и наемные рабочие, буржуазия и пролетариат. Формирование новых классов, как и ранее, идет за счет разложения старых. Буржуазия складывалась главным образом из купечества и верхушки крестьянства, сумевшей тем или иным путем разбогатеть. Такие крестьяне, иногда даже помещичьи, отпускались своим господином на оброк, обогащались, принося барину значительно большую выгоду, чем если бы они работали на пашне. Значительная часть ивановских фабрикантов вышла из среды разбогатевших крепостных, которые эксплуатировали десятки тысяч собственных односельчан. Российская буржуазия первой половины XIX в., растущая количественно и богатеющая, оставалась, однако, слабой политической силой. Во всяком случае, она, как и в предыдущие века, не помышляла еще о политической власти. Революционной силой российская буржуазия не была. Первыми возмутителями спокойствия России в XIX в. стали дворянские революционеры-декабристы и Герцен, а затем - революционные демократы-разночинцы.

За счет разложения старых классов складывался и пролетариат. Он образовался из ремесленников и городского низа, но главным источником его формирования было опять же крестьянство. Помещики преимущественно нечерноземных губерний, как уже отмечалось, часто отпускали своих крестьян на заработки под условием уплаты оброка. Эти крестьяне поступали на фабрики и заводы и эксплуатировались как наемные рабочие.

Широкое распространение имела и такая форма капиталистической организации производства, когда предприниматель раздавал работу по крестьянским избам, не заботясь, таким образом, ни о помещении, ни об оборудовании. Крепостной крестьянин становился рабочим, даже сам не замечая этого.

Формирование новых общественных классов порождало и принципиально новые классовые антагонизмы, борьбу труда с капиталом. Уже в 30-40-е годы возникает рабочее движение. Царизму приходится учитывать этот новый фактор в своей политике: в 1835 и 1845 гг. издаются первые законы о труде, охраняющие элементарные права рабочих, хотя и в ничтожной степени.

Образование новых классов происходило в рамках прежней сословной системы. Деление общества на сословия оставалось в принципе незыблемым. Несмотря на все сдвиги в экономике, правовое положение отдельных групп населения было прежним. Однако пришлось сделать маленькую уступку растущей буржуазии. В 1832 г. было введено новое состояние в составе сословия городских жителей - почетное гражданство. Почетные граждане были неподатным сословием, по своему статусу близким к дворянству. Эта уступка буржуазии имела и цель оградить дворянство от проникновения в него социально чуждых элементов, поскольку замкнутость дворянского сословия усиливается. В 1810 г. Александр I разрешил верхушке купечества приобретать у казны населенные земли, специально оговорив, что это не дает, однако, покупателю никаких дворянских прав. В то же время еще в 1801 г. была запрещена раздача дворянам новых имений. При Николае I принимаются меры к тому, чтобы затруднить приобретение дворянства по службе. В 1845 г. были резко повышены требования к государственным служащим, претендующим на дворянство. Для приобретения потомственного дворянства теперь нужно было дослужиться до штаб-офицерского звания в армии и до 5-го класса по штатской службе. Среди самих дворян было установлено неравноправие в зависимости от имущественного положения в пользу, разумеется, наиболее крупных, богатых помещиков. В 1831 г. был введен порядок, по которому прямо участвовать в дворянских выборах могли лишь крупные землевладельцы и крестьяновладельцы, другие голосовали лишь косвенным путем. Надо сказать, что имущественное положение дворянства было весьма неоднородным. Во второй четверти XIX в. дворян было свыше 250 тыс., из них около 150 тыс. не имели крестьян, свыше 100 тыс. сами занимались хлебопашеством.

Экономическое развитие страны, крестьянское движение заставили сделать некоторые шаги к ослаблению крепостного права. Даже шеф жандармов Бенкендорф писал царю о необходимости постепенного освобождения крестьян. В 1803 г. был принят известный Указ о вольных хлебопашцах, в 1842 г. было разрешено помещикам передавать земли крестьянам за определенные повинности, в 1848 г. крестьянам разрешили покупать недвижимое имущество. Очевидно, что эти шаги к раскрепощению крестьян существенных изменений в их правовое положение не внесли. Важно лишь отметить, что в законодательстве о крестьянстве опробовались институты, которые потом будут использованы в крестьянской реформе 1861г. (выкуп земель, «обязанное состояние» и пр.).

Классовое и сословное деление российского общества дополнялось делением этническим. Россия, с незапамятных времен бывшая полиэтническим государством, в данный период стала еще более многонациональной. В нее входили районы, стоявшие на разных уровнях экономического развития, и это не могло не отразиться на социальной структуре империи. Вместе с тем все вновь вступавшие в Российскую империю территории типологически относились к феодальной формации, хотя и на разных ступенях развития. Следовательно, классовая и сословная структура их была в принципе однотипной.

Присоединение новых территорий к России означало включение инонациональных феодалов в общую структуру российских феодалов, а феодально-зависимого населения - в состав эксплуатируемых. Однако такое включение проходило не механически, а имело определенные особенности. Еще в XVIII в. царское правительство предоставило все права российского дворянства прибалтийским баронам. Больше того, они получили привилегии даже в сравнении с русскими дворянами. Права русских первоначально получили и польские феодалы. Молдавские бояре в Бессарабии также приобрели права российских дворян. В 1827 г. такие права получили и грузинские дворяне. В XIX в., как и раньше, на государственную службу принимались лица вне зависимости от их национальной принадлежности. В формулярных списках чиновников даже не было графы о национальности.

Что касается трудящихся, то инонациональные крестьяне имели определенные преимущества перед великорусскими. В Прибалтике раскрепощение крестьян было проведено раньше, чем в Центральной России. Личная свобода сохранилась за крестьянами Царства Польского и Финляндии. Молдавским крестьянам было предоставлено право перехода. В Северном Азербайджане царское правительство конфисковало земли непокорных феодалов, составлявшие 3/4 всех земельных владений края. При этом крестьяне, жившие на таких землях, освобождались от повинностей своим прежним феодалам и перешли на положение казенных крестьян. Права казенных крестьян получили и казахи. Больше того, им было разрешено переходить в другие сословия. Было запрещено рабство, все еще имевшее место в Казахстане. Казахское население было освобождено от рекрутчины, тяжким гнетом давившей русских крестьян.

Таким образом, инонациональные крестьяне от присоединения к России или выиграли, или, по крайней мере, ничего не проиграли.

Что касается господ, то их интересы чем дальше, тем больше начинают сталкиваться с интересами русских феодалов, а это порождает определенную волну местного национализма. Правда, царизм вел довольно гибкую политику по отношению к инонациональным феодалам, стараясь привлечь их на свою сторону, и это в большинстве случаев ему удавалось.

Изменения в государственном механизме

В развитии Российского государства выделяется в качестве самостоятельного период с начала XIX в. до 1861 г. В это время, особенно в царствование Николая I, абсолютизм достигает своего апогея. Вся власть была сосредоточена в руках одного лица - императора всероссийского. В Основных законах, открывающих Свод законов Российской империи, идея самодержавия сформулирована четко и безапелляционно: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». По-прежнему, как видим, самодержавие идеологически обосновывается божественным происхождением. Вместе с тем появляется новая идея - идея законности власти монарха.

Император в данный период стремился лично вмешиваться даже в мелочи государственного управления. Конечно, такое стремление было ограничено реальными человеческими возможностями: царь был не в состоянии обойтись без государственных органов, которые проводили бы его желания, его политику в жизнь. Русский посол в Лондоне граф С. Р. Воронцов в 1801 г. в частном письме писал: «Страна слишком обширна, чтобы государь, будь он хоть вторым Петром Великим, мог все делать сам при существующей форме правления без конституции, без твердых законов, без несменяемых и независимых судов».

Разговоры о конституции велись при Александре I. Были составлены даже два проекта - М. М. Сперанского, а позже- Η. Η. Новосильцева. Несмотря на то, что они были составлены с расчетом ни в коей мере не колебать устои самодержавия, дальше авторских упражнений дело не пошло.

Спокойно обходясь без конституции, российские императоры не могли в то же время обойтись без совершенствования государственного аппарата, без приспособления его к нуждам нового времени. По мнению современных исследователей, необходимость реформ обусловливалась двумя основными обстоятельствами. Во-первых, развитие буржуазных отношений в России и буржуазной революции на Западе требовало приспособить государственный аппарат так, чтобы он мог отстоять феодальные порядки. Во-вторых, дворянство, его верхушка, в том числе и верхи чиновничества, хотели держать императора в своих руках, чтобы он не вздумал посягнуть на их классовые привилегии, объективная необходимость ограничения которых давно назрела.

Развитие государственного механизма в целом характеризуется в предреформенный период консерватизмом и реакционностью. Изменения, в нем происшедшие, невелики и относятся преимущественно к самому началу века, когда молодой Александр I с кружком аристократов-единомышленников решил провести либеральные реформы. Эти реформы, однако, остановились на учреждении министерств и Государственного совета.

Получив от императора поручение разработать проект преобразования государственного механизма, М. М. Сперанский предложил создать Государственную думу - представительный орган, избираемый собственниками недвижимости, которому вручались законосовещательные прерогативы. Одновременно предлагалось создать сугубо чиновничий Государственный совет, на который возлагались бы также законосовещательные и вместе с тем административные обязанности. Идея Государственной думы была решительно отвергнута, ибо в ней увидели попытку ограничения самодержавия, а Государственный совет в 1810 г. был создан.

Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Вместе с тем в «Образовании Государственного совета» подчеркивалось, что ни один проект не может стать законом без утверждения его императором. На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению.

Совет состоял из общего собрания и 4 департаментов: департамента законов, департаментов дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. Председателем Государственного совета считался сам император. Однако предусматривалось, что он может поручить функцию председательствования одному из членов Совета. Практически в течение рассматриваемого периода царь сам ни разу не председательствовал в Совете.

Еще раньше были реформированы органы отраслевого управления. Петровские коллегии уже на протяжении XVIII в. постепенно захирели. Принцип коллегиальности, существовавший в этих органах, все больше заменялся единоначалием их президентов, а сами коллегии при Екатерине II одна за другой упразднялись. В самом начале своего правления, в 1802 г., Александр I ввел новые органы отраслевого управления - министерства. Опыт их работы был обобщен и закреплен в 1811 г. «Общим учреждением министерств». Создавались министерства иностранных дел, военное, финансовое, юстиции и др. Круг министерств на протяжении периода менялся.

Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью управления и имел все полномочия для осуществления этой задачи. Он был как бы самодержцем в своей сфере деятельности.

Одновременно с министерствами был создан Комитет министров. Правда, положение о нем было издано десять лет спустя, в 1812 г. Это был совещательный орган при царе, имевший, прежде всего межведомственные и надведомственные функции, т. е. он решал вопросы, касающиеся сразу нескольких министерств или превышающие компетенцию министра. Кроме того, у него был еще собственный круг полномочий, в частности. Комитет наблюдал за губернаторами и губернскими правлениями. В состав Комитета министров входили председатели департаментов Государственного совета, министры, главноуправляющие ведомствами, государственный секретарь.

Учреждением, в котором наиболее ярко отразился абсолютистский порядок устройства высших органов управления, явилась Собственная его императорского величества канцелярия. При Николае она фактически стояла над всем аппаратом управления. Судьбы государства вершила небольшая кучка людей, находившихся в непосредственном подчинении царя. При Николае I в этой канцелярии было создано 6 отделений, права которых почти не отличались от прав министерств. Особо известно пресловутое III отделение, ведшее борьбу с революционными и вообще с прогрессивными настроениями в обществе. Ему был придан корпус жандармов, шефом которого считался главный начальник III отделения. Вся страна была разбита на жандармские округа.

Тайная полиция существовала и до Николая. При восшествии на престол Александр I упразднил тайную экспедицию, существовавшую с XVIII в. Однако уже в 1805 г., уезжая на войну с Наполеоном, он создал Временный комитет высшей полиции для наблюдения за общественным мнением. После Тильзитского мира этот комитет был преобразован в Комитет общественной безопасности, которому вменялась в обязанность и перлюстрация частных писем. В конце царствования Александра I создаются органы политической слежки и в армии.

Другого рода известность получило II отделение императорской канцелярии. Оно провело колоссальную работу по систематизации законодательства России.

Местное управление не претерпело в данный период существенных изменений.



Капитализм проникал и в крестьянское хозяйство, способствуя процессу социального расслоения и нарастания противоречий в деревне. В то время, как большинство крестьян беднело, в сёлах появляются разбогатевшие крестьяне, которые занимались торговлей, заводили промыслы, вкладывали свои капиталы в промышленность.

Феодально-крепостнический строй замедлял развитие капиталистических отношений в промышленности. Однако применение наемного труда, особенно на частновладельческих мануфактурах, постепенно росло. Даже в металлургической промышленности, в которой прежде преобладал крепостной труд, многие работы (заготовка руды, древесного угля и др.) стали выполняться наемными рабочими, что было выгоднее заводчикам. В 30-50-х годах XIX в. мануфактуры стали превращаться в капиталистические фабрики, основанные на применении паровых машин. Были построены первые железные дороги. Развивались новые классы - буржуазия и пролетариат, интересы которых, заключавшиеся в уничтожении крепостничества, на данном этапе совпадали.

Большое влияние на усиление кризисных явлений в российском обществе оказали войны, в которых Россия принимала участие. Так, если следствием Отечественной войны 1812 г. стало движение «декабристов» и их восстание 14 декабря 1825 г., то результаты русско-турецкой войны 1853-1856 гг. послужили мощным толчком к отмене крепостного права.

Население империи по-прежнему разделялось на сословия - дворянство, духовенство, крестьянство и мещан, к которым тесно примыкало купечество. Господствующим классом оставалось дворянство. Его экономическое и политическое могущество основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян, большинство которых считалось их собственностью. Представители дворянского сословия занимали почти все важные должности в государственном аппарате.

Император Александр I восстановил действие «Жалованной грамоты дворянству»(1785 г.), которую отменил его отец Павел I. Дворянство сохранило все старые привилегии и даже получило новые права: владеть фабриками и заводами, вести торговлю наравне с купечеством. Феодальное государство оказывало дворянам экономическую поддержку через государственный Заемный банк и другие кредитные учреждения.

Вместе с тем, среди дворянства увеличивалось расслоение. Многие из них были беспоместными (в 1835 г.-14 %), тогда как богатые дворяне (1,1 %) владели 33 % крепостных. Самодержавная власть стремилась усилить свою главную опору - крупных землевладельцев. Для этого в 1834 г. был увеличен земельный ценз при выборах дворянских сословных органов, что усилило влияние богатых помещиков на местное управление.

В целях сохранения крупных помещичьих хозяйств был принят закон (16 июля 1845 г.), который запрещал дробление заповедных дворянских имений (майоратов). Они должны были переходить по наследству только к старшему сыну и не подлежали отчуждению в пользу посторонних лиц.

Большинство помещиков полностью одобряло политику правительства, проводимую в интересах дворянского сословия. Вместе с тем, в первой четверти XIX века среди небольшой части дворян, под влиянием французской и американской революций, возникло либеральное движение, лидеры которого (П.И. Пестель, Н.М. Муравьёв и др.) выступили за отмену крепостного права и за ограничение, или даже уничтожение, самодержавного строя. Апогеем развития этого движения стало вооружённое выступление в Петербурге 14 декабря 1825 г., получившее известность как «восстание декабристов» и жестоко подавленное императором Николаем I.

Духовенство - второе привилегированное сословие - по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). В развитии правового положения духовенства необходимо отметить следующие особенности. С одной стороны, все его представители получили еще большие привилегии. Так, в 1801 г. они лично, а с 1835 г. и их семьи, были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 г. - от военного постоя. Священнослужители, награжденные орденами, приобретали дворянские права. Только за период 1825-1845 гг. дворянские права получили более 10 тыс. священнослужителей. При этом наследственное дворянство жаловалось лишь представителям белого духовенства, а черное духовенство вместе с орденом получало так называемое «командорство», т.е. право на пользование участком населенной земли с целью извлечения доходов.

С другой стороны, самодержавие хотело превратить духовное сословие в немногочисленную и управляемую социальную группу. Чёрное духовенство количественно сокращалось, а остальное - ограничивалось только лицами, непосредственно связанными с несением церковной службы. В этих целях ограничивались штаты монастырей, был установлен образовательный ценз для всех кандидатов на церковные должности. По указу 1828 г. детям священнослужителей, «за излишеством», предлагалось поступать по их выбору в гражданскую или военную службу. Тем, кто не делал этого в течение года, надлежало «непременно» записывать в одно из податных сословий. После 1831 г. был прекращён набор в армию безместных священников. С 1842 г. осуществлялся постепенный перевод приходского духовенства на государственное содержание.

В целом российское духовенство занимало консервативные, верноподданнические позиции. Но преследования раскольников, хотя и в меньших масштабах, продолжались. Репрессиям со стороны правительства подвергались, особенно после польского восстания 1831-1832 гг., многие представители католического духовенства.

Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Среди них выделялись крестьяне помещичьи (владельческие), государственные, посессионные и удельные. Особо тяжелым, как и прежде, оставалось положение помещичьих крестьян, которые считались собственностью своих владельцев. В «Своде законов Российской империи» (1835 г.) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу.

При Александре I делались попытки начать крестьянскую реформу, но дальше обсуждений и принятия некоторых незначительных мер дело не пошло. Всё же следует отметить как положительный факт, что был положен конец расширению крепостного состояния: запретили раздачу казённых имений в частную собственность.

В соответствии с Указом 1803 г. «О вольных хлебопашцах», помещики получили право отпускать своих крестьян на волю с земельными наделами за установленный самими помещиками выкуп. Однако лишь немногие крестьяне могли его заплатить. До 1861 г. «вольными хлебопашцами» стали всего 112 тыс. душ.

В целях развития промышленности в 1818 г. был издан Указ, который разрешил всем землевладельцам, в том числе крестьянам, учреждать фабрики и заводы.

После окончания Отечественной войны 1812 г., в целях сокращения расходов казны на содержание армии, часть государственных крестьян (общее их количество доходило до 400 тыс. душ) была переведена на положение военных поселенцев. Жители военных поселений, созданных в 1816 г. свирепым генералом А.А. Аракчеевым, обязывались заниматься сельским хозяйством и одновременно нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить в город, вся их жизнь была скована строгими правилами военной дисциплины. Это вызывало ненависть к «аракчеевской» системе в обществе, а среди военных поселенцев - массовые беспорядки. Не выполнив своего предназначения, после ряда восстаний в военных поселениях (1831 г.) они стали постепенно упраздняться и полностью были ликвидированы в 50-х годах. При этом бывшие военные поселенцы превращались либо в государственных, либо в удельных крестьян.

В 1842 г. был принят «Указ об обязанных крестьянах». Он разрешал помещикам сдавать крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности. Однако лишь всего шесть помещиков воспользовались этим разрешением.

В 1847 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, которому поручалось управление государственными крестьянами. Оно упорядочило оброчное обложение, увеличило земельные наделы государственных крестьян и определило правила работы органов крестьянского самоуправления: волостного схода, волостного управления, сельского схода и сельского старосты.

В ряде промышленных отраслей преобладающее место занимали посессионные крестьяне. Так, в 1860 г. в обрабатывающей промышленности их насчитывалось до 85 % от всех рабочих. Для фабрикантов они были менее выгодны, чем вольнонаёмные рабочие, так как их заработная плата включала стоимость оброка. В 1835 г. право помещиков отзывать посессионных крестьян было ограничено. В 1840 г. Государственный совет постановил начать ликвидацию посессионных предприятий, а заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян, превращая их в вольнонаёмных рабочих.

Положение удельных крестьян по сравнению с предшествующим периодом не изменилось.

Выводы по вопросу . Российская история унаследовала от предыдущего периода не только форму правления, но и всю социальную организацию. Дворянское сословие продолжало оказывать огромное влияние на государственные дела. Дополнительные привилегии получает духовенство, которое освобождается от земельного сбора и от постоя. Образование новых классов (буржуазии) проходило в рамках прежней сословной системы. Несмотря на все сдвиги в экономике, правовое положение отдельных групп населения было прежним. Однако пришлось сделать маленькую уступку буржуазии.

В первой половине XIX веке Россия представляла собой абсолютистское и крепостническое государство. Во главе империи стоял царь, все больше сосредоточивший все; нити управления в своих руках. Однако официально все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городские жители.

Дворянство , как и в предшествующий период, являлось экономически и политически господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми. Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности.

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовое положение этого сословия, окончательно превратившегося в служилое, существенно изменилось. С одной стороны, сами служители церкви получали еще большие привилегии. С другой стороны, самодержавие стремилось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквях.

Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Особо тяжелым, как и в прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. В 10-м томе Свода законов Российской империи (законы гражданские и межевые) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу. С 1816г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они должны были заниматься сельским хозяйством, сдавая государству половину урожая, и нести военную службу.

Купцы и мещане составляли всего несколько процентов населения.

На особом положении находилось казачество - военизированное сословие, выполнявшее функцию охраны приграничных территорий государства.

С началом промышленного переворота связано формирование нового социального слоя - вольнонаемных рабочих . На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. К 1860 г. 4/5 рабочих составляли вольнонаемные.

Во второй половине XIX социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы и развитием капиталистических отношений.

Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы - классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат). В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.


Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам . Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничье-бюрократическом аппарате, армии и общественной жизни. Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.

Быстро росла буржуазия , которая формировалась из купечества, мещанства, представителей разбогатевшего крестьянства. Она постепенно набирала экономическую силу, однако играла незначительную роль в политической жизни страны. Слабая и неорганизованная, она поддерживала самодержавие, которое обеспечивало экспансионистскую внешнюю политику и возможность эксплуатации трудящихся.

Крестьяне оставались наиболее многочисленной социальной группой. Получив в 1861 г. свободу, они с трудом приспосабливались к своему новому общественному положению. Для этого сословия продолжали сохраняться многочисленные ограничения в самых разнообразных социальных сферах. Незыблемой оставалась община, ограничивавшая правовую, хозяйственную и личную жизнь крестьянина. Община тормозила социальное расслоение крестьян, но не смогла предотвратить его. Оно шло замедленными темпами. Однако проникновение в деревню капиталистических отношений способствовало разделению сельских жителей на кулаков (сельская буржуазия) и основную массу бедноты и полуразорившегося крестьянства.

Обнищавшее крестьянство и городская беднота служили источником формирования пролетариата . Особенность рабочего класса России состояла в том, что он не порывал своих связей с деревней. Поэтому созревание кадрового пролетариата шло медленными темпами..

Население делилось на 4 сословия: дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели.

1)Дворянство: господствующее население. Добавлялось право владеть заводами и фабриками в городах. Но гос взгляд на дворян как на служилое сословие сохранял силу. В 19 столетие продолжала действовать «табель…», открывшая доступ в дворянство выходцам из других сословий. Для чиновников вводился образовательный ценз. Была поднята планка приобретения дворянства потомственного чина(статский советник 4 класс и полковник по военной службе 5 класс).

2)Духовенство: делилось на черное и белое(лишено права приобретения крепостных людей с землей и без земли), а белое - на священнослужителей(в 1801 освобождены от телесных наказаний) и церковнослужителей. В 19 столетие допускался выход из духовного сословия, безместное духовенство рекрутировалось на военную службу. Запрещалось заниматься торговлей, промышленностью. Пострижение в монашество обязывало передать свое родовое имение законным наследникам. Пострижение в монашество мужчинам раньше 30, а женщинам 40 не разрешалось.

3)Сельские обыватели: российское крестьянство делилось на гос, дворцовых, посессионых, помещичьих(находились на положение рабов). 1803 20 февраля «Указ о вольных хлебопашцах» - разрешалось помещикам освобождать своих крестьян как за выкуп, так и без выкупа, но с обязательным наделением землей, которая закреплялась в их собственности. В 1840 свободу получили посессионный крестьяне. В 1841 было покончено с работорговлей. 1848 вышел указ, разрешающий крепостным людям приобретать в собственность земли, дома, лавки, недвижимое им-во.

4)Городские обыватели: в 1832 указом было учреждено почетное гражданство(освобождались от телесных наказаний, от рекрутской повинности, от подушного оклада). Делилось на личное(выпускники университетов, художники с аттестами, дети купцов 1 и 2 гильдии, выпускники гимназий с золотой и серебряной медалью) и потомственное гражданство (ученым со степенью доктора/магистрата, артиста 1 разряда, купцам состоявшим в 1 гильдии 10 лет, во 2 – 20 лет, купцам с орденами). Почетноегра-во приписывалось сенатом. Купечество и так обладало привилегиями. К мещанству относились мелкие торговцы, ремесленники, домовладельцы.

Систематизация российскогозако-ва в пер. половине 19в. М.М.Сперанский.

Специальная комиссия под руководством П.В. Заводского для составления российского законодательства. Ключевую роль в работе комиссии сыграл М.М. Сперанский. В результате 3 проекта: граж., уголов., тор.уложений. Положительно результата не было.

1826 при канцелярии императора было создано 2 отделения для составления кодификации законодательства профессор М.А. Балусьянский, привлечен Сперанский.

1этап: создание полного собрания законов РИ. 1826-1830 4 томов – акты, 6 томов – справочные материалы, 31 тыс нормативных актов. В ПСЗ вошли все акты, написанные с 1649, включались действенные акты и недейственные (акты ФУС). Принцип хронологический;

2 этап: создание Свода законов РИ. 1830-1832 15 томов, только действующих актов. В основу построения томов отраслевой принцип.

31 января 1833 Николай 1 издал манифест об издании Свода законов РИ, в соответствии с которым свод объявлялся действующим источником права с 1 января 1835. Кодификация/инкорпорация – новые акты, старые изменяются, переработка. СЗ с 1835 до октября 1917.

Достоинства: послужил началом формирования основных отраслей Рос. Права; сделал доступными нормы рос.зак-ва для судей, чиновников. Минусы: содержалось немало устаревших норм.

Главная идея Сперанского – собрать все акты, выбрать действующие, применить отраслевые кодексы(уложения). 1845 принять уложения о наказаниях уголовных и исправительных (УК).

33. Гражданское право по СЗ РИ 1832. (учебник Егорова 284 + лекция).

34. Семейное право по СЗ РИ 1832. (учебник Егорова 296 + лекция).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...