Отпор крестоносцам. Конспект урока на тему "трудные времена на русской земле. Крестьянский крестовый поход

1. Монгольские племена на рубеже XII–XIII вв. кочевники на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал. Собственно монголы делились на несколько племен: монголы, татары, керанты, меркиты и др. Постепенно монголы подчинили татар. Основное занятие – пастбищное скотоводство, что вело к истощению пастбищ и борьбе за новые, отсюда захват земель и сильная конница в войске.

2. В 1190 г. монгольскому вождю Тэмучэну удалось объединить монгольские племена. В 1204–1205 году на куралтае (общем съезде племен)он объявил себяЧингисханом, т.е. великим ханом. Он провел реформу: ввел десятичную систему организации – (тьма – 10 тыс., а десяток совпадал с семьей, как основной единицей; создал личную гвардию; ввел железную дисциплину; организовал разведку.

3. Завоевание монголо-татар. В 1207–1211 гг. монголы покорили бурят, якутов, киргизов, уйгур; в 1211 году покорил Северный Китай. После этого степные варвары получили огромный научный и культурный потенциал: Чингисхан ввел уйгурскую письменность, использовал опыт китайских чиновников, привлек китайских военных специалистов (стенобитные и метательные машины, горючую смесь).

В 1219–1220 гг. – захватили Среднюю Азию (Бухару, Самарканд, Хорезм); через Северный Иран захватили в Азербайджане богатый торговый город Шемоху и вышли в половецкие степи, затем в Приазовье и в Крыму захватили Византийский торговый город Сураж (Судак).

В 1223 г. произошла битва на реке Калке между объединенными русско-половецкими войсками и монголо-татарами. С русской стороны в битве участвовали только Киевский, Черниговский и Галицкий князья. Монголы заявили русским князьям: зачем они помогают половцам, ведь на них не нападали. Русские перебили монгольских послов. В битве монголо-татары поодиночке разбили русско-половецкие войска.

4. Нашествие Батыя на Русь. В 1227 г. умер Чингисхан. Он завещал покорить всю Европу до Атлантики. В 1235 г. решено начать поход на Запад армии Батыя , – внука Чингисхана. В 1236 г. Батый разгромил Волжскую Болгарию, подчинил марийцев, башкир и половцев. В 1237 г. после 5 дней осады взял Рязань, никто из русских князей не помог Рязани. Затем обрушился на Владимиро-Суздальское княжество. В марте 1938 г. на реке Сити было разгромлено русское войско. Далее захватили Торжок, но дальше на Новгород не пошли, повернули на юг. Причины этого – распутица непроходимая для лошадей, тяжелые потери, завоеванные земли были малопригодны для скотоводства. На обратном пути монголы 7 недель осаждали небольшой город Козельск.

Осенью 1240 г. монголо-татары начали нашествие на юг: захватили Чернигов, Киев. В 1241 г. Батый вторгся в Польшу, Чехию, Венгрию, но внезапно прервал поход. Причины: спешил на выборы нового хана, у Батыя не хватало войск для контроля над завоеванной территорией.

5. Монголо-татарское иго. Слово «иго» означало «ярмо», «гнет». Он выражался:

а) Русь оказалась в вассальной зависимости от Золотой Орды. Князья получили ярлык на княжение в Орде. Ханы стравливали князей в борьбе за ярлык;

б) экономическая зависимость состояла в выплате дани . В 1254 г. монгольские писцы провели перепись русского населения для обложения данью. Сначала дань собирали баскаки , затем сами русские князья.

Церковь была освобождена от уплаты дани. Ее монголы не трогали, т.к. были веротерпимы, потому что были язычники.

6. Последствия ига:

· демографическая – убыло населения, перемещение его на север и северо-восток;

· разрушение городов как центров культуры, утеряны были многие навыки ремесел;

· моральное угнетение – появление врага вызывало троякое чувство: страх или смелость до безрассудства или желание спрятаться;

· ослабло вечевое начало – татарские ханы научили русских князей правилу: власть может не входить в соглашение с народом, власти надо только подчиняться;

· дискуссионный вопрос – содействовали или нет монголо-татары объединению Руси. С одной стороны, придя на Русь, они ликвидировали феодальную раздробленность, с другой – навязали иго.

7. Нашествие крестоносцев. В 1198 г. Римский папа организовал крестовый поход в Прибалтику. Крестоносцы боролись с язычниками, насаждая католичество, и порабощали местное население. Они методично продвигались на восток, строя крепости, как опору своего влияния. В 1201 г. немецкие и датские феодалы создали рыцарский Орден меченосцев (на Руси он именовался Ливонским). Тевтонский орден, поголовно истребил прусов и отдал их земли немцам. В 1237 г. оба ордена объединились, 1238 г. немецкие, датские и шведские феодалы заключили союз против Руси.

8. Невская битва 1240 г. В Неву вторгся шведский флот под командованием герцога Биргера. Пройдя по Неве, в устье реки Ижоры высадили конницу. Русская разведка доложила 19-летнему князю Александру Ярославовичу о передвижении шведов. Князь действовал решительно: не дожидаясь основных войск, с небольшой дружиной, он неожиданно попал на лагерь шведов и одержал блестящую победу.

9. Ледовое побоище 1242 г. Немецкие и датские феодалы обрушились на Псков, овладели крепостью Изборск, затем завоевали Псков, отрезали Новгород от выхода в Балтийское море. В самом Новгороде бояре и купечество не хотели тратить деньги для подготовки войска, поэтому Александр Невский покинул город. Рыцари продолжали наступать, но по просьбе новгородского вече князь вернулся и отбил у рыцарей Псков, захватил много пленных. В марте 1242 г. рыцари во главе с магистром Ливонского ордена двинулись на Новгород.

Князь стянул войска к Чудскому озеру: Рыцари построились в форме клина (свиньи), на острие наиболее сильные, одетые в броню воины, тем самым они стремились клином расчленить и уничтожить русские войска. Русские: впереди стояли лучники, в центре народное ополчение, а на флангах – полки правой и левой руки. Немцы оказались зажаты сильными флангами русских войск. Под тяжестью рыцарей начал ломаться лед, многие утонули или отступили. Пятьдесят знатных рыцарей было взято в плен.

10.Значение побед над крестоносцами:

· остановлена экспансия;

· не удалось навязать католичество;

· победа вселила моральный дух в русских людей, усилила авторитет церкви.

3. Возвышение Москвы и образование Русского централизованного государства (Московия)

Захват Константинополя крестоносцами. 1204. (Кратко)

«Взятие Константинополя крестоносцами», Делакруа, 1840

Стороны:

    Византия

    Крестоносцы (венецианский флот, западноевропейская пехота, в большей части французская).Поход организовал папа римский Иннокентий III , а возглавил феодал Бонифаций Монферратский

Причины

    Конфликт папы римского и византийского императора, который не желал подписывать унию, подчиняться власти папы.

    Соперничество Византийской империи и Венеции за владычество в данном регионе, Венеция встала на сторону крестоносцев.

    Желание западных феодалов поживиться во время похода, их привлекало богатство Византии.

    Внешней причиной стало обвинение Византии в том, что она не помогает в борьбе с мусульманами, а даже подписывает в Палестине договор с турками - сельджуками.

    Массовое убийство франков в Константинополе в 1182 г. -«резня латинов», погибло несколько тысяч европейцев, после чего многие выжившие были отданы в рабство мусульманам. Это произошло потому, что регентша малолетнего императора Алексия II Комнина - его мать Мария Антиохская, сестра католического князя Палестины- покровительствовала иностранцам, что не нравилось грекам.

    Наконец, одной из причин стала просьба сына свергнутого императора Исаака II- Алексия Ангела - вернуть ему законный трон. За это он обещал рыцарям солидное вознаграждение. Сам Исаак II Ангел был свергнут в 1195 году, к власти пришёл его брат Алексий III, который как раз и не шёл на примирение с Римом. Его правление было слабым, привело к началу упадка Византии.

Таким образом , причин захвата Константинополя было много, здесь столкнулись интересы нескольких групп людей, что и привело к трагедии.

Цели:

Крестоносцы - подчинить Византию, ликвидировать православную церковь в ней, обогатиться.

Из истории:

    Крестоносцы – это европейские рыцари, участвующие в крестовых походах, целью которых было обращение в язычество христиан.

    Всего было 9 крестовых походов.

    События 1204 года относятся к 4-му крестовому походу (1199-1204).

    Захвату города предшествовало две осады - в 1203 и в 1204 г.

Итоги:

    Захват в 1204 году Константинополя крестоносцами

    Разгром Константинополя, вывоз многих христианских святынь в Европу. Рыцари очень жестоко вели себя с жителями. Разбои, грабежи, убийства - всё это привело к упадку некогда великого города и всей греческой державы.

    В огне были уничтожены многие памятники архитектуры, пострадала Константинопольская библиотека.

    Византия как единое государство перестало существовать на более, чем 50 лет

    Образование на месте Византии четырёх самостоятельных империй: Латинская, Никейская, Трапезундская и Эпирская и одно княжество (Ахейское). Константинополь стал столицей образовавшейся Латинской империи.

Дальнейшая история Византии:

    1261 - реставрация Византии как государства. У власти в Константинополе утвердилась династия Палеологов.

    1453 - падение Византии, захват её Османской империей.

События истории России данного периода

    Описываемый период в истории Руси - это период феодальной раздробленности

В ходе похода также дополнительной целью стало освобождения священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман.

Первоначально обращение римского папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все христианские государства Западной Европы.

Феодалы и простой народ всех национальностей по земле и морю выдвигались на Восток, по пути освободив от власти турок-сельджуков западную часть Малой Азии и устранив мусульманскую угрозу Византии и в июле 1099 г. завоевали Иерусалим.

Во время 1-го крестового похода было основано Иерусалимское королевство и другие христианские государства, которые объединяются под названием Латинского Востока.

Предыстория конфликта

Одной из причин крестового похода был призыв о помощи, с которым обратился к папе римскому византийский император Алексей I.

Этот призыв был обусловлен несколькими обстоятельствами. В 1071 году армия императора Романа IV Диогена была разбита султаном турок-сельджуков Алп-Арсланом в поражении при Манцикерте.

Это сражение и последующее свержение Романа IV Диогена привело к началу гражданской войны в Византии, которая не стихала вплоть до 1081 г., когда на престол взошел Алексей Комнин.

К этому времени различные вожди турок-сельджуков успели воспользоваться плодами междоусобицы в Константинополе и захватили значительную часть территории анатолийского плато.

В первые годы своего правления Алексей Комнин был вынужден вести постоянную борьбу на два фронта - против норманнов Сицилии, которые наступали на западе и против турок-сельджуков на востоке. Балканские владения византийской империи также подвергались опустошительным набегам половцев.

В этой ситуации Алексей достаточно часто пользовался помощью наемников из Западной Европы, которых византийцы называли франками или кельтами. Генералы империи высоко ценили боевые качества европейской кавалерии и использовали наемников в качестве ударных частей. Их корпус нуждался в постоянных пополнениях.

В 1093-94 гг. Алексей, по-видимому направил папе римскому просьбу о помощи в найме очередного корпуса. Возможно, что эта просьба и послужила основанием для призыва к Крестовому походу.

Другим основанием могли послужить попавшие на запад слухи о зверствах, которые творились в Палестине.

В этот момент Ближний Восток оказался на линии фронта между султанатом Великих сельджуков (который занимал значительную часть территории современных Ирана и Сирии) и государством фатимидов Египта.

Сельджуков поддерживали в основном мусульмане-сунниты, фатимидов - в основном мусульмане-шииты.

Христианские меньшинства в Палестине и Сирии защищать было некому и во время военных действий представители некоторых из них подвергались грабежам и разорениям. Это и могло породить слухи о страшных зверствах, творимых мусульманами в Палестине.

Кроме того на Ближнем Востоке зародилось христианство: на этой территории существовали первые христианские общины, на этой территории находилось большинство христианских святынь так как христиане считают, что именно на территории Ближнего Востока произошли Евангельские события. По этой причине христиане считали эту землю своей.

Но в конце VI в. Магомет (570-632) объединяет арабов и воодушевляет на завоевательный поход для создания арабо-мусульманской империи.

Сирия и Палестина даются им победами при Адженадеин (634 г.) и Ярмук (636). Иерусалим занят в 638-м г. Александрия в 643-м и вскоре после Египта завоевывается вся Северная Африка. Кипр занят в 680 г.

Лишь в X в. Византия отвоевывает часть потерянных территорий. Острова Крит и Кипр отбиты Никифором Фокой в 961 и 965 гг. Он же совершает кавалерийский рейд в Сирию (968 г.) и занимает Xолм, Триполи и область Латтакиэ.

Его сподвижник Михаил Буртцес отбивает Алеп (969 г.) Иоанн Тимисхей берет Дамаск и Антиохию, но Иерусалим остается во власти Фатимидского эмира. Закрепляя за собой северную Сирию, Император Василий II-й не чувствует себя достаточно сильным, чтобы заступиться за христиан, против которых халиф Аль-Xаким начинает гонения (1009-1010)которые продолжаются вплоть до крестовых походов. Xpaм Гроба Господня в Иерусалиме почти целиком разрушен. В 1030-31 г. от арабов отбит Эфес.

Во второй половине XI в. (между 1078 и 1081-м годами) в Малой Азии появляются турки, создающие ряд небольших царств турок-сельджуков. (Дамасское, Алепское и др.) Так-же арабы предприняли попытки завоевания в Латинском(Западном)мире (Испания в VIII веке, Юг Италии в IX-м, пиратство арабских стран Сев. Африки).

Вследствие этого у христиан начала зарождаться идея о том, что им нужно защитить от гонений своих собратьев и вернуть утраченные земли и святыни.

Призывы папы римского, неистовые проповеди Петра Пустынника и других религиозных деятелей вызвали небывалый подъем. В разных местах Франции, Германии и Италии наскоро снаряжались походы. Кроме того, тысячи людей стихийно собирались в отряды и двигались на Восток.

На протяжении второй половины I тысячелетия мусульмане завоевали большую часть Северной Африки, Египет, Палестину, Сирию, Испанию и множество других территорий.

Однако ко времени Крестовых походов мусульманский мир был разобщён внутри, между правителями различных территориальных образований шли постоянные междоусобные войны, и даже сама религия претерпела раскол на несколько течений и сект. Этим не преминули воспользоваться внешние противники, в том числе и христианские государства на Западе. Так, Реконкиста в Испании, Норманнское завоевание Сицилии и атаки норманнов на североафриканское побережье, завоевания Пизы, Генуи и Арагона на Мальорке и Сардинии и боевые действия христианских правителей против мусульман на море ясно демонстрировали вектор направленности западноевропейской внешней политики конца XI века.

Так же значительную роль сыграло желание папы римского увеличить свою власть при помощи образования новых государств на захваченных территориях, которые бы зависели от папы. Затем так и случилось. Западные европейцы хотя и награбили много золота, но понесли огромные по тем временам моральные и человеческие жертвы, а мусульмане проиграли вдвое больше, и впоследствии у них начался кризис.

Западная Европа

Идея первого крестового похода в частности и всего крестоносного движения в целом берет своё начало в обстановке, которая сложилась в Западной Европе по окончании эпохи раннего Средневековья. После раздела империи Каролингов и обращения в христианство воинственных венгров и викингов наступила относительная стабильность. Однако за предыдущие несколько веков в Европе сформировался целый класс воинов, которым теперь, когда границам государств более не угрожала серьёзная опасность извне, приходилось применять свои силы в междоусобных конфликтах и усмирении крестьянских бунтов. Благословляя крестовый поход папа Урбан II сказал: «Кто тут обездоленный и бедный, там будет радостный и богатый!»

Непрекращающиеся военные конфликты с мусульманами позволили расцвести идее Священной войны против ислама. Когда мусульмане заняли Иерусалим - сердце христианской религии, - папа Григорий VII в 1074 году призвал воинов Христовых (лат. milites Christi ) отправиться на Восток и помочь Византии, которая тремя годами ранее потерпела серьёзное поражение в битве при Манцикерте, отвоевать священные земли. Воззвание папы было проигнорировано рыцарством, но тем не менее привлекло внимание к событиям на Востоке и спровоцировало волну паломничества на Святую землю. Вскоре начали поступать сообщения об издевательствах и гонениях, которым подвергались паломники со стороны мусульман на пути в Иерусалим и другие священные города. Известия о притеснении пилигримов вызвали волну негодования среди христиан.

В начале марта 1095 года на собор в Пьяченце прибыло посольство императора Алексея Комнина с прошением оказать Византии помощь в борьбе с сельджуками.

26 ноября 1095 года во французском городе Клермоне состоялся собор, на котором перед лицом знати и духовенства папа Урбан II произнёс страстную речь, призвав собравшихся отправиться на Восток и освободить Иерусалим от владычества мусульман. Этот призыв лёг на благодатную почву, так как идеи Крестового похода уже были популярны среди народа западноевропейских государств, и поход мог организоваться в любой момент. Речь папы лишь обозначила устремления большой группы западноевропейских католиков.

Византия

Византийская империя имела множество врагов на своих границах. Так, в 1090-1091 ей угрожали печенеги, однако их натиск был отбит при помощи половцев и славян. В это же время турецкий пират Чака, господствуя в Мраморном море и Босфоре, беспокоил своими налётами побережье вблизи Константинополя. Если учесть, что к этому времени большая часть Анатолии была захвачена турками-сельджуками, а византийская армия потерпела от них серьёзное поражение в 1071-м году в битве при Манцикерте, то Византийская империя находилась в кризисном состоянии, и существовала угроза её полного уничтожения. Пик кризиса пришёлся на зиму 1090/1091, когда напор печенегов с одной стороны и родственных им сельджуков с другой угрожал отрезать Константинополь от окружающего мира.

В этой ситуации император Алексей Комнин вел дипломатическую переписку с правителями западноевропейских стран (наиболее известна переписка с Робертом Фландрским), призывая их о помощи и выказывая бедственное положение империи. Также наметился ряд шагов по сближению православной и католической церквей. Эти обстоятельства вызвали на Западе интерес. Однако к началу Крестового похода Византия уже преодолела глубокий политический и военный кризис и пребывала в периоде относительной стабильности примерно с 1092-го года. Печенежская орда была разгромлена, сельджуки не вели активных кампаний против византийцев, и даже наоборот, император часто прибегал к помощи наёмных отрядов, состоявших из тюрок и печенегов, для усмирения своих врагов. Но в Европе считали, что положение империи бедственно, рассчитывая на унизительное положение императора. Этот расчёт оказался неверным, что привело в дальнейшем ко многим противоречиям в византийско-западноевропейских отношениях.

Мусульманский мир

Большая часть Анатолии накануне Крестового похода находилась в руках кочевых племён турок-сельджуков и сельджукского султана Рум, придерживавшихся суннитского течения в исламе. Некоторые племена во многих случаях не признавали над собой даже номинальной власти султана, либо пользовались широкой автономией.

К концу XI века сельджуки потеснили Византию в её границах, заняв практически всю Анатолию после победы над византийцами в решающей битве при Манцикерте в 1071 г.

Однако, турки больше были обеспокоены решением внутренних проблем, чем войной с христианами. Постоянно возобновляемый конфликт с шиитами и гражданская война, разразившаяся из-за прав наследования султанского титула, приковывали к себе гораздо большее внимание сельджукских правителей.

На территории Сирии и Ливана относительно независимую от империй политику вели мусульманские полуавтономные города-государства, руководствуясь в первую очередь своими региональными, а не общемусульманскими интересами.

Египет и большую часть Палестины контролировали шииты из династии Фатимидов. Значительная часть их империи была утеряна после прибытия сельджуков, и потому Алексей Комнин советовал крестоносцам заключить с Фатимидами союз против общего врага.

В 1076 г. при халифе ал-Мустали сельджуки захватили Иерусалим, однако в 1098 г., когда крестоносцы уже выдвинулись на Восток, Фатимиды отвоевали город.

Фатимиды надеялись увидеть в лице крестоносцев силу, которая влияла бы на ход политики на Ближнем Востоке против интересов сельджуков, извечного врага шиитов, и с самого начала похода вели тонкую дипломатическую игру.

В целом же мусульманские страны претерпевали период глубокого политического вакуума после смерти практических всех ведущих лидеров примерно в одно время. В 1092 г. умерли сельджукский вазир Низам ал-Мулк и султан Малик-шах, затем в 1094 г. аббасидский халиф ал-Муктади и фатимидский халиф ал-Мустансир.

И на востоке, и в Египте, началась ожесточённая борьба за власть. Гражданская война среди сельджуков привела к полной децентрализации Сирии и образованию там небольших, враждующих между собой городов-государств. В Фатимидской империи также существовали внутренние проблемы.

Христиане Востока

Католическая церковь низменно пропагандировала о жестоком обращении мусульман с христианами.

На самом деле, многие из христиан Востока, вопреки мнению церкви, не обращались в рабов (за некоторыми исключениями), а также могли сохранить свою религию. Так было во владениях турок-сельджуков и городов на Восточном Средиземноморье.

Поэтому, доводы католической церкви о тяжёлой судьбе их «братьев» на Востоке частично неверны.

Об этом свидетельствуют данные, что когда первые отряды крестоносцев вступили на территорию турок, большинство местного населения составляли именно христиане, мусульмане же предпочитали мирно сосуществовать с христианами.

Хронология событий похода

Крестьянский крестовый поход

Урбан II определил начало крестового похода на 15 августа (праздник Вознесения Богородицы) 1096 г. Однако задолго до этого к Иерусалиму самостоятельно выдвинулась армия крестьян и мелкого рыцарства, возглавляемая амьенским монахом Петром Пустынником, талантливым оратором и проповедником.

Масштабы этого стихийного народного движения были огромны. В то время, как Папа (Римский патриарх) рассчитывал привлечь к походу всего несколько тысяч рыцарей, Петр Пустынник в марте 1096 года повел за собой многотысячную толпу - состоявшую, правда, по большей части из безоружных бедняков, которые отправлялись в путь с женами и детьми.

Это огромное (по объективным оценкам всего в Поход выступило несколько десятков тысяч (~ 50-60 тыс.) бедняков несколькими «армиями», из которых в Константинополе сосредоточилось более 35 тыс. чел., а в Малую Азию переправилось до 30 тыс.) неорганизованное полчище столкнулось с первыми трудностями ещё в Восточной Европе.

Покидая родные края, люди не успели (а многие просто не смогли из-за своей нищеты) запастись провиантом, так как отправились в путь слишком рано и не застали богатый урожай 1096 года, который уродился в Западной Европе впервые после нескольких лет засухи и голода.

Поэтому они рассчитывали, что христианские города Восточной Европы станут бесплатно обеспечивать их едой и всем необходимым (как это было всегда в Средние века для паломников, шедших в Святую землю), либо же будут отпускать провиант по разумной цене.

Однако Болгария, Венгрия и другие страны, через которые пролегал маршрут бедноты, не всегда соглашались на такие условия, и потому между местными жителями и бесчинствующими ополченцами, силой отнимавшими у них продовольствие, вспыхивали конфликты.

Спускаясь по Дунаю, участники похода разграбили и опустошили венгерские земли, за что неподалеку от Ниша их атаковала объединённая армия болгар, венгров и византийцев.

Около четверти ополченцев было перебито, но остальные практически без потерь добрались к августу до Константинополя. Там к последователям Петра Пустынника присоединились армии, выдвинувшиеся из Италии и Франции. Вскоре наводнившая город крестоносная беднота начала устраивать в Константинополе беспорядки и погромы, и императору Алексею не оставалось ничего другого, как переправить их через Босфор.

Оказавшись в Малой Азии, участники похода перессорились и разделились на две отдельные армии.

На стороне напавших на них сельджуков было значительное преимущество - они были более опытными и организованными воинами и к тому же, в отличие от христиан, отлично знали местность, поэтому вскоре практически все ополченцы, многие из которых ни разу в жизни не держали в руках оружия и не имели серьёзного вооружения, были перебиты.

Эту 1-ю битву на северо-западе Малой Азии при Дорилеуме, «в долине Дракона», сложно назвать битвой – сельджукская кавалерия атаковала и уничтожила первую меньшую группу крестоносцев-бедняков, а потом обрушилась на их главные силы.

Почти все паломники погибли от стрел или сабель тюрок-сельджуков, мусульмане не пощадили никого - ни женщин, ни детей, ни стариков, которых было много среди «горе-крестоносцев» и за которых нельзя было получить хороших денег при продаже на рынке как рабов.

Из примерно 30 тысяч участников «Похода нищих» удалось добраться до владений византийцев всего нескольким десяткам человек, примерно 25-27 тыс. были убиты, а 3-4 тыс., в основном молодые девушки и юноши, попали в плен и были проданы на мусульманских базарах Малой Азии. Военный предводитель «Похода бедняков» рыцарь Вальтер Голяк погиб в бою при Дорилеуме.

Духовный лидер «горе-крестоносцев» Петр Пустынник, которому удалось спастись, позже примкнул к главной армии 1-го крестового похода. Вскоре подошедший византийский корпус смог только сложить из тел павших христиан холм высотой до 30 метров и совершить обряд отпевания павших.

Германский крестовый поход

Хотя антисемитские настроения царили в Европе на протяжении многих веков, именно во время 1-го крестового похода произошли первые массовые преследования евреев.

В мае 1096 г. германская армия численностью около 10 000 человек, возглавляемая мелким французским рыцарем Готье Нищим, графом Эмихо Лейнингенским и рыцарем Фолькмаром, отправилась на север через долину Рейна - в противоположном Иерусалиму направлении - и устроила массовую резню евреев в Майнце, Кельне, Бамберге и других городах Германии.

Проповедники крестового похода только разжигали антисемитские настроения. Призывы бороться с евреями и мусульманами - главными, по мнению церковников, врагами христианства - люди воспринимали как прямое руководство к насилию и погромам.

Во Франции и Германии евреи считались главными виновниками распятия Христа, и, так как они находились несравненно ближе, чем далекие мусульмане, люди задавались вопросом - зачем отправляться в опасное путешествие на Восток, если можно покарать врага дома?

Зачастую крестоносцы предоставляли евреям выбор - принять христианство или умереть. Большинство предпочитало смерти ложное отречение, кроме того в еврейских общинах, до которых доходили известия о произволе крестоносцев, были нередки случаи массовых отречений и самоубийств.

Согласно хронике Соломона бар Симеона, «один убивал брата, другой - родителей, жену и детей, женихи убивали своих невест, матери - детей». Несмотря на попытки местного духовенства и светских властей предотвратить насилие, тысячи евреев были убиты.

В оправдание своих действий крестоносцы приводили слова папы Урбана II, который на Клермонском соборе призвал покарать мечом не только мусульман, но и всех, кто исповедовал любую другую религию, отличную от христианства.

Вспышки агрессии против евреев наблюдались на протяжении всей истории крестовых походов, несмотря на то, что церковь официально осуждала массовые убийства мирных жителей и советовала не уничтожать иноверцев, а обращать их в христианство.

Иудеи Европы со своей стороны также пытались противостоять крестоносцам - они организовывали отряды самообороны, или же нанимали наёмников для защиты своих кварталов, пытались договариваться о защите с местными иерархами Католической церкви.

Также евреи предупреждали о выдвижении очередных отрядов крестоносцев своих собратьев и даже мусульман в Малой Азии и Сев. Африке и даже собирали средства, которые пересылались через еврейские общины для увеличения экономической мощи мусульманских эмиров, активно боровшихся против вторжений европейцев-христиан и терпимо относящихся к еврееям.

Крестовый поход дворянства

После разгрома армии бедняков и массовой резни евреев в августе 1096 г. в поход наконец выдвинулось рыцарство под предводительством могущественных дворян из разных регионов Европы.

Граф Раймунд Тулузский вместе с папским легатом Адемаром Монтейльским, епископом Ле-Пюи, повел за собой рыцарей Прованса.

Норманнов Южной Италии возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Братья Готфрид Булонский, Эсташ Булонский и Балдуин Булонский были военачальниками лотарингцев, а воинов Северной Франции повели граф Роберт Фландрский, Роберт Нормандский (старший сын Вильгельма Завоевателя и брат Вильгельма Рыжего, короля Англии), граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа (сын Анны Киевской и младший брат Филиппа I, короля Франции).

Дорога в Иерусалим

Проводником крестоносцев через Малую Азию, был армянский князь Баграт, брат владетеля крупнейшего армянского княжества в Приевфратье Васила Гоха. Матеос Урхаеци сообщает, что с выходом армии крестоносцев из Никеи письма с извещением об этом были посланы владетелю Горной Киликии Константину Рубениду и правителю Эдессы Торосу Пересекая Азию в разгар лета, воины страдали от жары, недостатка воды и провианта. Некоторые, не выдержав тягот похода, погибали, пало много лошадей.

Время от времени крестоносцы получали помощь деньгами и пищей от братьев по вере - как от местных христиан, так и от оставшихся в Европе, - но по большей части им приходилось добывать пропитание самостоятельно, разоряя земли, через которые пролегал их путь.

Военачальники крестового похода продолжали оспаривать друг у друга главенство, однако ни один из них не обладал достаточным авторитетом, чтобы взять на себя роль полноценного лидера.

Духовным вождём похода был, безусловно, Адемар Монтейльский, епископ Ле-Пю

Когда крестоносцы миновали Киликийские врата, армию покинул Балдуин Булонский. С небольшим отрядом воинов он отправился собственным маршрутом через Киликию и в начале 1098 г. прибыл в Эдессу, где завоевал доверие местного правителя Тороса и был назначен его преемником.

В том же году Торос, в результате заговора при участии Балдуина, был убит.

Целью крестового похода была провозглашена борьба с «неверными» за освобождение из-под их власти «гроба господня» в Иерусалиме, а первой жертвой крестоносцев стал правитель христианской Эдессы Торос, со свержением и убийством которого было образовано графства Эдесского - первое государства крестоносцев на Ближнем Востоке.

Осада Никеи

В 1097 г. отряды крестоносцев, разгромив армию турецкого султана, начали осаду Никеи.

Византийский император, Алексей I Комнин, заподозрив, что крестоносцы, взяв город, не отдадут его ему (по вассальной присяге крестоносцев (1097), крестоносцы должны были отдать захваченные города и территории ему, Алексию).

И, после того, как стало ясно, что Никея рано или поздно падёт, император Алексий послал в город послов с требованием сдаться ему.

Горожане были вынуждены согласиться, и 19 июня, когда крестоносцы приготовились к штурму города, они с огорчением обнаружили, что им сильно «помогла» византийская армия.

Осада Антиохии

Осенью армия крестоносцев достигла Антиохии, которая стояла на полпути между Константинополем и Иерусалимом, и 21 октября 1097 г. осадила город.

В понедельник 28 июня готовые к бою крестоносцы вышли из города - «фаланги, выстроившись поотрядно, стояли друг против друга и готовились начать сражение, граф Фландрский сошёл с коня и, трижды простёршись на земле, воззвал к Богу о помощи».

Затем хронист Раймунд Ажильский пронёс перед воинами Святое копьё.

Кербога, решив, что без труда расправится с немногочисленным войском противника, не внял советам своих генералов и решил атаковать всю армию целиком, а не каждую дивизию по очереди. Он пошёл на хитрость и отдал приказ изобразить отступление, чтобы увлечь крестоносцев в более сложную для сражения местность.

Рассредотачиваясь по окрестным холмам, мусульмане по приказу Кербоги поджигали за собой траву и осыпали градом стрел преследующих их христиан, и многие воины были убиты (в том числе знаменосец Адемара Монтейльского).

Однако воодушевлённых крестоносцев было не остановить - они устремились «на иноплеменников, как огонь, что сверкает на небе и сжигает горы».

Рвение их разгорелось до такой степени, что многим воинам явилось видение святых Георгия, Димитрия и Мориса, скачущих в рядах христианской армии.

Само сражение было коротким - когда крестоносцы наконец нагнали Кербогу, сельджуки запаниковали, «передовые конные отряды обратились в бегство, и было предано мечу множество ополченцев, добровольцев, вступивших в ряды борцов за веру, горевших желанием защитить мусульман».

Штурм Иерусалима начался на рассвете 14 июля. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен утыканные гвоздями «просмоленные <…> деревяшки, обертывая их в горящие тряпки».

Обстрел камнями, однако, не причинил городу особого вреда, так как мусульмане защитили стены мешками, набитыми хлопком и отрубями, которые смягчали удар.

Под непрекращающимся обстрелом - как пишет Гийом Тирский, «стрелы и дротики сыпались на людей с обеих сторон, подобно граду» - крестоносцы пытались придвинуть к стенам Иерусалима осадные башни, однако им мешал опоясывающий город глубокий ров, который начали засыпать ещё 12 июля.

Сражение продолжалось весь день, однако город держался. Когда наступила ночь, обе стороны продолжали бодрствовать - мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия.

Утром 15 июля, когда ров был засыпан, крестоносцы смогли наконец беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам и поджечь защищающие их мешки.

Это стало переломным моментом в атаке - крестоносцы перекинули на стены деревянные мостки и устремились в город.

Первым прорвался рыцарь Летольд, за ним последовали Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский.

Раймунд Тулузский, армия которого штурмовала город с другой стороны, узнал о прорыве и тоже устремился в Иерусалим через южные ворота.

Увидев, что город пал, эмир гарнизона башни Давида сдался и открыл Яффские ворота.

Тема: « Трудные времена на Русской земле. Отпор крестоносцам».

Цели деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с героическими страницами истории нашей Родины - Ледовым побоищем и блестящим полководцем А. Невским; определения границ знания
и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о военном деле на Руси; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, художественной литературой, связанной с темой урока, организовывать рабочее место.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

м етоды и формы обучения: о бъяснительно -иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: карточки для индивидуального опроса, контурные карты, картина П. Д. Корина А. Невский, кантаты «А. Невский» С. Прокофьева, схема Ледового побоища, мультимедийный проектор,презентация, компьютер.

Ход урока:

    Оргмомент.

Подготовленный ученик читает стихотворение.\

Русь

Под большим шатром голубых небес –

Вижу – даль степей зеленеется.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!..

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Это стихотворение написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин . Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?

к огда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена?

о чем пойдет речь на уроке? (Дети отвечают)

учитель цель . Сегодня на уроке мы будем работать по теме: «Борьба русского народа со шведскими и немецкими захватчиками».

Сегодня мы говорим об очень тяжёлых днях нашей страны, которые не закончились монголо-татарским нашествием. Мы продолжим разговор о не менее лёгких временах Отечества - нашей большой Родины. Речь пойдёт о сыне Отечества, о настоящем патриоте, гражданине, победившего неприятеля, посягавшего на русские земли. А в конце урока вы узнаете, почему у него необыкновенная фамилия и почему спустя семь столетий в СССР учреждается высокая награда, боевой орден А. Невского. Новый материал понять нам будет трудно без событий, которые мы изучали на прошлом уроке. Именно они облегчат нам восприятие нового материала.

ii . Проверка домашнего задания.

1. (индивидуальное 1 ученику по карточке)

1.Ответьте на вопрос:

В чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды?

2. Покажите на карте территорию Золотой Орды и её столицу .

2. Фронтальный опрос.

Как понимаете слово «нашествие»?

Какие враги поработили в то время Русь?

Почему их так называли?

Почему ни одного монгола – татара нельзя назвать искусным землепашцем?

Покажите на карточках в каком году напали монголо-татары на Русь? Какой век?

Покажите на карте путь монголо-татар. Кто вёл их войско?

Как сказать по - другому: «Огнём и мечом прошли враги по русской земле и оставили новые холмики на сельских погостах».

Почему же монголо-татарам удалось завоевать Русь?

3. Тестирование.

1 ). При нашествии монголо-татар на Русь какой из городов был захвачен первым: а) Киев;

б) Владимир;

в) Рязань.

2) Сколько дней оборонялись жители Козельска:

а)50;

б) 7 недель;

в)7.

3)В каком году войско монголов под руководством хана Батыя пошло на Русь?

а) 1237;

б) 1240;

в) 1238;

4)Про кого говорили «мужество львиное, терпение собачье».

а) монголо - татаров;

б) защитников Козельска.

(Взаимопроверка. Ключ. слайд)

Поставьте столько баллов, сколько правильных ответов.

Встаньте те, кто сделал 1-2 ошибки, те, кто не сделал ошибок.

4) Проверка ученика, работавшего по карточке.

Так что же оставили после себя в памяти людей многих поколений завоеватели?

(Ничего кроме тяжких воспоминаний о реках пролитой крови, разрушенных городах и океане слёз, пролитых по погибшим).

Итог. Итак, тяжёлая, страшная беда, она ещё долго будет испытывать наш народ.

III . Работа над новым материалом.

1) Рассказ учителя.

Русская пословица гласит: «Пришла беда - отворяй ворота».

Какая же это беда в это время?

(Нашествие монголо - татар и беды, причинённые ими.)

Тяжёлое время татарских погромов и вражду между князьями переживала русская земля.

Нашествие с востока совпало с натиском на западные рубежи Руси.

(Показ на карте).

Начались походы Рыцарей-крестоносцев, обосновавшихся в Прибалтике. (Карта).

Почему же их так называли?

В борьбу за новые земли включилась Швеция. (Карта).

Теперь и с этой стороны над Русью нависла серьёзная опасность.

Почему именно в этот период решили крестоносцы отобрать часть русских земель?

(Русь истекала кровью от нашествия монголо-татар, лежала в развалинах.

Русь разделилась на множество княжеств и земель, и князья воевали друг с другом за богатые княжества.)

Узнав о шведском вторжении, новгородский князь Александр Ярославович не стал дожидаться, когда неприятель подойдёт к Новгороду, а поспешил ему навстречу. Слайд

в сражении на реке Неве шведы потерпели поражение. С тех пор стали называть князя Александром Невским.

(Работа с контурной картой. Дети отмечают место и дату сражения.)

(вывешиваю картину П. Д. Корина А. Невский)

Но поживиться на русских землях хотели не только золотоордынцы да шведы. Чесались руки у немецких рыцарей, они с завистью смотрели на наши русские земли. И вскоре после невской победы в русских землях появились крестоносцы. Они взяли пограничную крепость Изборск. (Карта), направились к Пскову и захватили его. (Карта). В этом помогли крестоносцам некоторые изменники - бояре. Ночью они тайно открыли городские ворота. Овладев Псковом, враги двинулись к Новгороду.(Карта). Над городом нависла страшная угроза. А победителя шведов князя Александра Невского в это время не было. После невской битвы он поссорился со своевольными новгородцами и уехал в свои владения во Владимирской земле. (Переяславль-Залесский. Карта). Напуганные крестоносцами, новгородцы решили просить князя возвратиться. Александр не держал на них обиды. Он, прежде всего, думал о земле русской и сразу же вернулся в Новгород со своей дружиной. (Словарная работа)

Дружина

Княжеское войско. Слайд

Вас когда-нибудь обижали? Какое чувство у вас возникло?

Мы должны учиться у А. Невского, прощать во имя общего блага.

Гремели трубы в Новгороде. Со знамёнами, со стягами вышел встречать народ князя Александра. И шум стоял по всему Новгороду, какого давно уже не было. Князь Александр стал собирать войско.

(Мальчик в костюме)

А. Невский: Слушай! Слушай, добрый люд,

Слову князя внемли!

Хан Батый жесток и лют,

Разоряет земли.

Губит нас проклятый враг,

Грабит нас безбожно,

Но от хана как-никак,

Откупиться можно:

Дань заплатим. Спору нет,

Стянем пояс туже,

Но ливонец – наш сосед,-

Дело тут похуже!

Вот теперь не отбери

У ливонцев Пскова,-

Доберутся до Твери,

Суздаля, Ростова.

А захватят города

И начнут селиться,

И прости – прощай тогда,

Русская землица!

Нам их земли не нужны,

Нам своё вернуть бы,

Ведь сейчас нам вручены

Всей Отчизны судьбы!..

(Слушание кантаты «А. Невский» С. Прокофьева).

Росло войско, готовилось оружие.

А какое оружие было у русичей?

Посмотрите на иллюстрации, где изображены русские воины.

Какое вооружение и какую защиту имели русские воины?

Вооружение: Слайд

Меч

Защита:

Шлем

А рыцари-крестоносцы были закованы в стальной панцирь, закрывавший тело - латы. Выбитый из седла рыцарь становился неповоротливым. Доспехи русских были значительно легче(16кг против 50кг) и удобнее (стальной шлем и кольчуга).

Возглавив новгородские полки, князь двинулся к Пскову. (Карта).

Русское войско внезапно приблизилось к городу и освободило его. Враг даже опомниться не успел.

(Инсценирование. Лагерь крестоносцев. Дети в костюмах).

Магистр: Говорите!

1крестоносец: У русских воинов большое войско!

2крестоносец: Они хорошо вооружены!

1крестоносец: Они умело ведут осаду городских стен!

2крестоносец: Они храбры и сильны!

Магистр: Кто же у них во главе войска?

1крестоносец: Князь Александр.

Магистр: Тот самый, который разбил на Неве шведов!

А теперь выступил против нас? И опять победил? Что

же это случай? Или же этот Александр действительно

умный и смелый полководец? Вы его видели?

2 крестоносец : Да!

Магистр: Каков он?

1крестоносец: Высокий.

2 крестоносец: Широк в плечах, голос громкий.

1крестоносец: И молод.

Магистр: Молод… Молод, не опытен. А победы его случайные

удачи. Не видел он ещё грозной силы. Ну что ж, не

видел, так увидит!

Весной 1242года крестоносцы двинулись на Русь. А навстречу

По долине голубой

Снежною дорогой

Соблюдая меж собой

Распорядок строгий,

Шла в поход большая рать

Князя- полководца,

Чтоб от немцев защищать

Землю новгородцев.

Позади остался дом

И тепло людское,

Впереди сверкало льдом

Озеро Чудское. (Карта).

(Работа по учебнику. Объяснительное чтение. Словарная работа.)

Что такое Узмень?Слайд

Узмень

Какое название получила знаменитая битва?

Побоище

Почему побоище названо Ледовым?

Ледовое

Назовите дату битвы.

(Работа с контурной картой. Ученики отмечают 1242г. и место события).

(Схема построения немецких рыцарей. 1 ученик, подготовленный дома рассказывает о строе). Слайд

Как строились немецкие рыцари?

Как называли русские такое построение?

Среди словарных слов найдите рыцарей на конях.

(Слайд:

Конница

(схема Ледового побоища. Дети в костюмах русских воинов, показывая по карте, инсценируют ход битвы Слайд).

Летописец: Выходили в смертный бой

На врагов проклятых

И с дружиной наравне

Мужики в овчинах,

Кто пешком, кто на коне,

Даже при дубинах.

Воин 1: У ливонцев перевес,

Клин « кабаний» страшен,

Он идёт на перерез

Пехотинцам нашим.

Воин 2: Вот врезается он к нам

В строй «кабаньей пастью».

Чтоб разрезать пополам

Войско на две части.

И не сладить нипочём

С этой силой дикой.

Воин 3: Рыцарь сверху бьёт мечом

И пронзает пикой.

Но когда внедрился в тыл

Алый крест зловещий,

Князь с дружиной окружил,

Взял ливонца в « клещи».

Воин 1: И пришла в смятенье та

Рыцарская сила:

«Отвалилось от хребта

Всё «кабанье рыло»».

Александр: Грохот, ржанье, стон и крик

Наши жмут сильнее,

А ливонец не привык

Получать по шее.

Как? Куда теперь бежать

В панцире пудовом?

Или, сняв его, дрожать

На пути ледовом?

И по льду семь вёрст пешком,

В плен дружиной взяты,

Шли ливонцы босиком

Побросавши латы.

Летописец: Эти ратники в борьбе

Землю отстояли!

Ведь спасли они тогда

Русскую землицу-

Сёла, пашни, города

И, стало быть, столицу!

400 рыцарей было убито, 50 взято в плен. Некоторые из пленных крестоносцев были раздеты и босы, потому что во время боя сбрасывали с себя тяжёлые одежды и обувь, пытаясь спастись бегством. Теперь они забыли о своих высоких титулах и знатности, понуро брели по дороге, месили ногами талый снег. Слайд

Титул

Такого поражения не знал до того времени Ливонский Орден. С тех пор со страхом смотрели рыцари на восток. Запомнилось им Чудское озеро. Вскоре после сражения отправили крестоносцы послов в Новгород просить мира. Согласился Александр на мир и сказал:

Александр: Пусть без страха жалуют к нам в гости.

Но кто на русскую землю с мечом придёт, тот от

меча и погибнет. На том стояла и стоять будет

Русская земля!

(Включаю кантату С. Прокофьева «А.Невский»).

Эта музыка, воспроизводящая патриотический дух того времени, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

2) Закрепление

Что вы запомнили из нашего урока, а я помогу выбрать главное. И пришёл черёд узнать, почему у Александра Ярославовича такая фамилия?

Сколько лет прошло после Ледового побоища? Посчитайте.

Сколько это столетий?

Почему, спустя семь столетий была учреждена высокая награда - боевой орден А. Невского?

(В этом заключается ценность русского люда. Подвиги предков бессмертны, ибо учат побеждать и защищать Родину и нас с вами).

Какие черты характера у Александра Невского?

(Прежде всего, он был смелым воином и талантливым полководцем).

Кто из вас хотел быть полководцем? Сложи из кубиков схему ледового побоища.

Почему же события, которые происходили, важны и актуальны сегодня?

Какое место вы занимали бы в них?

Почему же русские воины сумели одержать победу над сильным врагом?

(Прежде всего, они любили Родину, талантливый полководец руководил ими, дружно готовились выполнять любой приказ).

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Чтобы больше узнать о нашествии рыцарей-крестоносцев и героической борьбе русских воинов вы можете прочитать книги из серии «Российская история в картинках» «А. Невский», «Ледовое побоище»; О.Тихомирова «На страже Руси»; «Юность полководца» В. Г.Яна. Стихи Н. Кончаловской, они прозвучали сегодня на уроке.

А рассмотрев картину «Ледовое побоище»,

вы узнаете ещё много интересного, о чём мы не говорили сегодня на уроке.

IV . Итог урока V . Домашнее задание

Миф о «плохих» крестоносцах и «хороших» арабах не имеет ничего общего с действительностью.

Премьер-министр России Владимир Владимирович Путин, комментируя вторжение сил НАТО в Ливию, сказал следующее: "Резолюция СБ ООН, безусловно, является неполноценной и ущербной. - Она разрешает вторжение в суверенную страну . И вообще, это мне напоминает средневековый призыв к Крестовому походу , когда кто-то призывал кого-то идти в определенное место и чего-то освобождать". По первому пункту невозможно не согласиться, но вот относительно «крестового похода» возникают вопросы. Сам лидер ливийской Джамахирии часто сравнивает современных европейских политических лидеров с крестоносцами, стремящихся поработить и ограбить мусульман в целом, и арабов в частности. Но корректно ли такое сравнение и что из себя представляли крестоносцы?

Фраза Путина отражает сложившийся в последнее время в мире отрицательный стереотип в отношении Крестовых походов. Статьи и фильмы, которые рассказывают о зверствах крестоносцев в отношении мусульман и евреев и про мирное сожительство христиан и мусульман на Ближнем Востоке до начала походов можно встретить сейчас на каждом шагу. Крестоносцев представляют дикими фанатиками, явившимися в миролюбивые и высококультурные мусульманские страны исключительно ради грабежей и убийств. В новых голливудских фильмах («Царство небесное», «Время ведьм») крестоносцы показываются в лучшем случае заблуждающимися фанатиками, обманутыми церковью. Следствием этой тенденции стало принесение римским папой Иоанном-Павлом II извинений мусульманам за Крестовые походы.

«Добрые» арабы и «злые» крестоносцы

На самом деле такая оценка содержит изрядную долю лукавства. Зверства крестоносцев, кончено, были, но надо понимать, что они не являлись чем-то из ряда вон выходящим для той эпохи. Арабская цивилизация выросла из диких кочевых племен аравийских пустынь, которые начали завоевывать более культурные и развитые области, принадлежавшие христианам: ассирийцам и грекам. Большая численность побежденного населения и его более высокий культурный уровень диктовали захватчикам единственно возможный путь быстрого построения империи - веротерпимость и милость к побежденным, дававшие возможность для освоения их технического и культурного опыта. До сих пор историки приписывают арабам высокую культуру Византии и Ассирии. После того как задачи построения империй - арабской, а затем турецкой были решены, начинается период «закручивания гаек». Давление на христиан постепенно усиливается. В XIX и XX веках, когда Турция начнет разваливаться турки будут складывать пирамиды из голов восставших болгар, а в Первую мировую устроят геноцид греческого населения.

Впрочем, уже в то время арабы далеко не всегда были милостивы и веротерпимы: так, в 1009 году фатимидский халиф Аль-Хаким велел разрушить храм Святого Гроба. После смерти халифа храм возродили, но периодические нападения мусульман на паломников-христиан все равно случались. Антихристианские погромы, сопровождавшие резней, случались в Иерусалиме трижды: в 614 году при персах, в 966 и в 1009 годах при арабах. Уничтожением жителей сопровождался захват арабами Сиракуз в 878 году. Африканский эмир Ибрагим ибн Ахмед взяв в 902 г. Таормину (последний оплот Византии на Сицилии) в целях устрашения приказал устроить страшную резню: все взрослое мужское население было порублено, а женщины и дети проданы в рабство. Даже епископу Прокопию арабы отрезали голову, а тело сожгли. В захваченной арабами Испании периоды веротерпимости также периодически сменялись вспышками религиозного фанатизма и истреблением христиан. Завоевав в VIII веке Северную Африку, арабы через два столетия мягкой политики в отношении иноверцев приступили к насильственной исламизации. В результате, если в IX веке мусульман было 10%, то в XI уже 80%. Тогда же исчезают надписи на латинском языке. Местное христианское население частью утратило веру, язык и культуру, частью было истреблено или вымерло (численность населения Северной Африки в эту эпоху катастрофически сокращается). Так что у взявших Иерусалим крестоносцев был к мусульманам длинный счет, который они и предъявили к оплате. Интересно, что из всех захваченных рыцарями городов, резня отмечена только в Иерусалиме, следовательно, в остальных случаях и европейцы являли милость. А населению Святого города просто припомнили прошлые погромы христиан. Историческая память тогда была живуча: через столетие Саладин (считавшийся милостивым и благородным правителем) подступит к городу с желанием полностью истребить христиан в нем. "Я буду поступать с вами так, как вы поступили с его жителями, когда завоевали его в 492 (1099 от Рождества Христова) году, убивая и захватывая в плен и чиня подобные обиды" - скажет он жителям, и только упорное сопротивление и богатый выкуп спасут их от уничтожения.

Не следует забывать также, что крестоносцы шли отвоевывать исконные (на тот момент) христианские земли, на которых арабы были захватчиками и соответственно европейцы не были настроены щадить их.

Первый крестовый поход был организован в 1095 году . Инициатором этого похода выступил римский папа Урбан II, с целью освобождения священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман . Изначально обращение римского папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию. Эта идея охватила все христианские государства Западной Европы и даже нашла горячий отклик в Польше и княжествах Киевской Руси .

Одной из основных причин всеобщего воодушевления была просьба византийского императора Алексея IКомнина о помощи, направленная римскому папе. Кроме того, эта инициатива была поддержана христианами, проживающими на территории Ближнего востока, в частности монофизитами. Крестовый поход был крупным и значимым событием в долгой войне двух цивилизаций. В эти времена по всей ойкумене шло столкновение христианского и мусульманского миров. В Испании шла Реконкиста, ещё совсем недавно от мавров была очищена южная Франция и Пиренеи - в честь этого сложена знаменитая песнь о Роланде; южная Италия и Северная Африка стали ареной сражений между мусульманами и норманнами. Византия, отчаянно отбиваясь от турок и кочевников из причерноморских степей, потеряла всю Малую Азию.Православная Русь вела длительные войны в южнорусских степях с кочевниками мусульманами и шаманистами. Таким образом, не мудрено, что весь Христианский мир выступил единым фронтом в этом походе. Исторически это был ответ европейцев на арабские завоевания, попытка вернуть часть утраченного, но не попытка присвоить чужое.

Таким образом, Крестовые походы были частью гигантского геополитического столкновения двух миров. Для Европы это был еще и способ прекратить постоянные междоусобные войны, использовать бесцельно расходовавшийся в них потенциал для борьбы с внешним врагом. Бароны вместо того чтобы резать друг друга шли отвоевать Святую землю и помогать Византии.

Русский крестовый поход

На волне отречения Европы от крестоносцев и в России многие встали на позицию «я не такая, я жду трамвая». Мол, в России злобных крестоносцев никогда не было, наоборот добрые русские мужественно отбивались от них. Действительно Руси пришлось сражаться против орденов крестоносцев. В начале 1234 году на реке Омовже владимиро-новгородские войска разгромили силы ордена меченосцев. А в 1242 году произошло более известное Ледовое побоище. Но это был уже этап вырождения Крестовых походов, а за сто лет до этого существовали и русские крестоносцы.

У нас нет данных о том, что среди войск крестоносцев были крупные рати русских людей. Но Русь принимала активное участие в этом столкновении миров. Так, например, по повелению Великого Князя Киевского Владимира Мономаха и по решению Любечского съезда в 1111 году организовывается Русский крестовый поход в степь. Впервые вместе с войском в поход выступили священники. Первые 11 верст они шли впереди воинов и несли большой крест. Кроме русских воинов и князей в походе участвовали представители европейских народов, в частности граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, сын Анны Ярославны, двоюродный брат Владимира Мономаха. Русь в полной мере осознавала себя левым флангом общеевропейской реконкисты. Русский крестовый поход достиг самого сердца половецких земель. В ожесточенных боях половцы были разгромлены и обложены данью. Были взяты и половецкие города: Шарукань открыл ворота русским и был пощажен, Сугров отказался сдаться, и был стерт с лица земли вместе со всем населением. Да, наши предки тоже воевали по законам того времени! После этого половцы ещё долго не решались тревожить границы русских земель. А гонцы с известием о Русском крестовом походе помчались в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим.

Деградация

К сожалению, единый порыв христианского мира продолжался не долго. Уже в 1204 западноевропейские крестоносцы, принимая участие в 4-ом крестовом походе, разграбили и разрушили Константинополь - столицу православной Византии. Идея и цели крестовых походов начали смещаться в сторону от первоначальных - защиты христианских ценностей и святынь, помощи христианским государствам, возвращения христианских земель.

Крестовые походы продолжались ещё некоторое время, но их масштабы и результаты становились всё меньше и меньше. Так если во втором крестовом походе в 1147 году приняло участие около 70 000 человек, то в седьмом в 1248 году не более 15 тысяч.

Углубляющийся раскол между Православием и Католичеством свёл на нет помощь от русских князей. Европейские страны, не граничащие с мусульманским миром, всё реже принимали участие в походах. Европа начала утопать в междоусобных войнах. Только Русь и Иберия продолжали долгую борьбу за сохранение своей государственности.

Крестовые походы окончательно вырождаются в грабительские кампании, превращаются в оружие римских пап против конкурентов и просто неугодных престолу в Папской области. Организуются походы против гуситов и альбигойцев, против языческой Литвы и православной Руси (о них мы уже упоминали).

Дальнейшая колониальная и миссионерская деятельность стран западной Европы уже не имеет отношения к первоначальной идее крестовых походов.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...