Основные симптомы психогенных нарушений голоса. Нарушение голоса - симптом не только заболеваний гортани. Коррекционная работа при нарушениях голоса

Заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов;

Несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса

Снижения слуха и др.

Могут нарушатся в различной степени все характеристики голоса:

При нарушении высоты: монотонный, низкий, дрожащий (треморирующий) голос, фальцет;

При нарушении тембра (хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, квакающий, назализованный, металлический голос, диплофония.

Различают органические и функциональные нарушения голоса. При органических имеются стойкие патолого-анатомические изменения в строении голосовых складок. Функциональные расстройства связаны с временным изменением функций гортани и голосовых складок.

1. Медицинский аспект учит, какой отдел (периферический или центральный), какого из речевых анализаторов (речедвигательный или речеслуховой) нарушен и каков характер нарушения (функциональный или органический).

2. Логопедический аспект вскрывает сущность того или иного расстройства голоса. Выделяют такие расстройства как: афонию, дисфонию, ложносвязочный голос, ринофонию. При этом в группу органических расстройств входят афония и дисфония при анартии и дизартрии; ринофония при изменении носовой трубы; дисфоним при снижении слуха.

3. Психологический аспект классификации учитывает влияние расстройств голоса на общение, особенности личности, ЭВС человека

Центрально органические – афония и дисфонии при дизартрии. Чаще встречается по ДЦП.

К группе периферических органических расстройств голоса относят нарушения, связанные с патолого-анатомическим изменением в структуре и функции гортани. Это дисфония и афония при хронических ларингитах, ожогах, травмах, опухолях гортани, состояния после удаления опухолей, парезы и параличи гортани.

В детском возрасте часто встречаются доброкачественные новообразования гортани – папилломы – бородавчатые опухоли неясной этиологии, которые располагаются на голосовых складках. (Во взрослом возрасте чаще встречаются злокачественные опухоли). Возникают в возрасте от 1 года до 5 лет. Лечатся хирургическим путем, могут вырастать снова. В результате может возникать рубцовый стеноз гортани. Ребенок нуждается в операции по расширению гортани.



Также рубцовый стеноз гортани может возникнуть после дифтирии, кори, ожогов, после удаления инородных тел, опухолевых образований, фибром, кист. Лечение состоит в хирургическом вырезании рубцово-измененной ткани. В трахее. Вставляется трубка на 3-4 месяца.

При отсутствии своевременного лечения дисфония может переходить с тойкую хрипоту вследствие появления на голосовых связках узелков, утолщений .

Бывает полное удаление гортани из-за злокачественных опухолей. В таком случае отмечается отсутствие голоса и дыхания. Длительное пребывание в больнице может явиться причиной ЗПР у детей. Взрослые тяжело переживают свой дефект.

При ринофонии наблюдается носовой оттенок голоса при правильном звукопроизношении. Возникает из-за нарушений функции мягкого неба. Выделяют органическую врожденную открытую ринофонию при врожденном укорочении мягкого неба. Приобретенная органическая открытая ринофония возникает при парезах и параличах мягкого неба, прободения, свищах неба из-за ранений, туберкулеза, сифилиса. Параличи и парезы часто бывают после дифтерии из-за давления опухолей. Функциональная открытая ринофония появляется у ослабленных астеничных детей с вялой артикуляцией, вследствие психотравм, испугов, страха. Закрытая ринофония возникает из-за болезней носоглотки – аденоидных разращений, полипов, искривления носовой перегородки.



К ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЯМ ГОЛОСА относят нарушения, которые не сопровождаются отклонениями в строение органов гортани. Чаще отмечаются у взрослых. Причинами могут быть голосовое переутомление, влияние психических факторов. Среди них выделяют.

1. Психогенная а-/дисфония у истеричных девочек и женщин как реакция на психотравму. При этом сохраняется звучный смех и кашель.

2. Фонастения – нарушение голоса у лиц голосоречевых профессий и проявляется в нарушении координации дыхания и фонации, в невозможности владеть голосом, в появлении неприятных ощущений. Причины: перегрузки, несоблюдение гигиены голоса при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

3. Гипертонусна / спастическая а-/дисфония связана с повышенным тонусом гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Возникает у людей форсирующих голос из-за его перенапряжения при чрезмерном напряжении. При попытках фонации голос либо не возникает совсем, либо появляется резкий, искаженный, глухой голос.

4. Гипотонусная а-/дисфония обусловлена двусторонним миопатическими парезами, то есть парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии) или сильном перенапряжении голоса. При этом страдают мышцы суживающие голосовые складки, из-за чего в момент фонации голосовые складки полностью не смыкаются. Патология проявляется от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения, боли в мышцах шей, затылка, грудной клетки.

Таким образом, симптомокомплекс функциональных нарушений включает:

ü Дисфония – изменение высоты, силы и тембра голоса.

Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические , каждое из них может быть органическим и функциональным . Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в сочетании того и другого.

1. Органические нарушения голоса . Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической. К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Степень дефекта голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Так, при любом из указанных заболеваний наряду с афонией может наблюдаться лишь незначительное изменение тембра (исключением является состояние после удаления гортани, которое всегда приводит к афонии).

Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышечного аппарата. Появляющееся несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость до полной невозможности выполнять голосовую нагрузку. Нарушения голоса, обусловленные периферическими парезами и параличами гортани, возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или возвратного нерва. Более распространенными являются односторонние нарушения). Положение голосовой складки на пораженной стороне может быть срединным (медиальным), боковым (латеральным) и средним между указанными (интермедиальным). При латеральной позиции более выражен дефект голоса, при медиальной - дыхания. Нарушение двигательной функции гортани ведет к неврогенным парезам внутренних мышц на пораженной стороне, которые в данном случае рассматриваются как органические. Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особо тяжелым.


Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при детском церебральном параличе.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Голосовая патология при локализации опухоли на голосовых складках развивается постепенно по мере ее роста. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после многократных операций вызывают тяжелые нарушения дыхания и голосообразования. Этиология и патогенез данного заболевания до настоящего времени не раскрыты. Ранний папилломатоз с нарушением дыхательной и голосовой функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка. Недостаточность голосового аппарата появляется после самого щадящего удаления опухоли. Полное удаление гортани по поводу злокачественной опухоли лишает человека голоса и резко нарушает функцию дыхания, так как трахея разобщается с глоткой.

Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Можно выделить несколько причин, определяющих остроту этих переживаний. Одна из них - особенности личности. У лиц с лабильной нервной системой более подавленное настроение, неверие в возможность преодоления дефекта. Второй причиной является неправильная оценка, своего состояния. Многие считают, что паралич и последствия удаления опухоли необратимы. Третьей психотравмирующей причиной бывает длительность расстройства голоса и многократность недостаточно эффективного лечения. Наконец, одна из главных причин - это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена, парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием. тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным. Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

Ринофония и ринолалия стоят несколько обособленно среди других голосовых нарушений, так как их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным. Открытая ринофония проявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резонирования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на симметрию и тонус голосовых складок. По данным И. И. Ермаковой (1984), ринолалия в 70-80% сопровождается фонастенией и гипотонусной дисфонией.

К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная афония. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушении. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

  • Механизмы, симптоматика и классификация функциональной дислалии. Дифференцированный подход при коррекции разных форм.
  • 1.Принцип использования различных анализаторов:
  • 2.Принцип опоры на сохранные анализаторы
  • 3.Принцип сознательности
  • 4.Принцип поэтапности работы над звуком:
  • 5.Принцип последовательности работы над звуками
  • Приёмы постановки звука j и заднеязычных к, г, х, к’, г’, х’.
  • Приемы постановки [х]
  • Приемы постановки [г]
  • Приёмы постановки с, с’, з, з’, ц.
  • Приёмы постановки ш, ж, ч, щ. Приемы постановки [ш], [ж]:
  • Приемы постановки [щ]:
  • Приемы постановки [ч]:
  • Приёмы постановки вибрантов.
  • Приёмы постановки звуков л и л’. Приемы постановки [л], [л`]:
  • Постановка звуков:
  • Особенности логопедической работы при бульбарной дизартрии.
  • Особенности логопедической работы при корковой дизартрии.
  • Определение дизартрии, её распространённость и этиология. Симптоматика дизартрии, проявляющейся в синдроме дцп.
  • Направления комплексного коррекционного воздействия при дизартрии на фоне дцп. Коррекционно-профилактические мероприятия на ранних стадиях развития ребёнка (в доречевом периоде).
  • Классификация дизартрии. Характеристика основных форм дизартрии, выделенных с учётом локализации поражения.
  • Дифференциальная диагностика дислалии и стёртой дизартрии. Симптоматика стёртой дизартрии. Особенности коррекционного воздействия при стёртой дизартрии.
  • Содержание дооперационной и послеоперационной работы при органической открытой ринолалии на почве врождённой расщелины нёба.
  • Органическая открытая ринолалия на почве параличей и порезов мягкого нёба и функциональная открытая ринолалия. Содержание логопедического воздействия при данных формах ринолалии.
  • Формирование речи под контролем логопеда у детей раннего возраста как профилактика ринолалии при врожденных расщелинах неба.
  • Медицинские и логопедические мероприятия в коррекции закрытой ринолалии.
  • Определение ринолалии, её классификация. Симптокомплекс органической открытой ринолалии, обусловленной врождёнными расщелинами нёба.
  • Органическая открытая ринолалия вследствие врожденных расщелин неба.
  • Содержание комплексного обследования детей с ринолалией.
  • Формирование речи под контролем логопеда у детей раннего возраста как профилактика ринолалии при врожденных расщелинах неба.
  • Содержание и методика обследования детей с дисграфией и дислексией.
  • Психофизиология процесса чтения. Этапы овладения навыком чтения. Определение дислексии, её механизмы и симптоматика.
  • Психофизиология процесса письма. Операции письма. Основные предпосылки, необходимые для овладения ребёнком грамотой.
  • Принципы логопедической работы при дисграфии. Дифференцированные методы устранения разных форм дисграфии.
  • Классификация дислексии, характеристика основных видов. Дифференцированные приёмы устранения разных видов дислексии.
  • Дисграфия. История изучения, этиология, симптоматика и распространённость. Классификация дисграфии, краткая характеристика основных видов.
  • Три концепции механизма алалии. Классификация алалии. Характеристика основных форм.
  • Основные принципы и методы логопедической работы при экспрессивной (моторной) алалии. Содержание работы на разных этапах.
  • Комплексное обследование детей с алалией.
  • Исследование экспрессивной речи
  • Импрессивная (сенсорная) алалия, её основные симптомы.
  • Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и нарушения речи у слабослышащих. Пути преодоления сенсорной алалии.
  • Характеристика состояния фф и лексико-грамматической сторон речи у детей с экспрессивной (моторной) алалией.
  • Особенности восстановительного обучения при афазии на ранних этапах и в резидуальный период. Дифференцированные приёмы восстановительного обучения на поздних этапах работы при разных формах афазии.
  • Классификация афазии. Основные формы афазии, выделенные в классификации Лурии, и их характеристика.
  • Формы афазии.
  • История учения об афазии. Классическое и неврологическое направления в изучении афазии. Современное понимание механизмов афазии в отечественной логопедии.
  • Расстройства голоса. Классификация нарушений голоса. Комплексное обследование лиц с нарушением голоса.
  • Патологическая мутация голоса, её проявления и пути устранения. Профилактика голосовых расстройств.
  • Особенности комплексного воздействия при органических и функциональных нарушениях голоса. Содержание логопедической части комплекса.
  • Этиология заикания. Взаимодействие предрасположенных и производящих факторов в этиологии невротического и неврозоподобного заикания.
  • Тахилалия, брадилалия, спотыкание. Этиология и симптоматика данных речевых расстройств, пути преодоления.
  • Комплексный подход в коррекции нарушений темпа речи.
  • Роль и место психотерапии в комплексном методе преодоления заикания. Виды психотерапии и особенности применения в разные возрастные периоды.
  • 3. Логопедическая ритмика
  • Комплексное обследование заикающегося ребёнка.
  • Дидактическая часть комплексного метода преодоления заикания. Сравнительная эффективность преодоления заикания в разные возрастные периоды.
  • Характеристика ффн речи у детей. Обучение и воспитание детей с ффн.
  • Онр у детей, его симптоматика и этиопатогенез. Характеристика разных уровней речевого недоразвития при онр. Обучение и воспитание детей с онр.
  • Обследование детей с недоразвитием фонетико-фонематической системы речи.
  • Закономерности развития фф системы речи в нормальном онтогенезе.
  • Расстройства голоса. Классификация нарушений голоса. Комплексное обследование лиц с нарушением голоса.

    Голос – система звуков, продуцируемая голосовым аппаратом чел-ка. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками. Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

    Параметры голоса – 1)сила голоса – определяется интенсивностью амплитуды колебаний голосовых складок и измеряется в децибелах. Интенсивность – уровень звукового давления говорящего. Громкость – уровень воспринимаемого сигнала. 2)высота голоса – меняется от частоты колебания голосовых складок (Гц). 3)диапазон голоса – разница между минимальным и максимальным значением. 4)тембр – индивидуальная окраска голоса. Зависит от высоты, силы, дополнительных шумов, от резонаторов, от эмоций и соматических заб-ий.

    Классификация голосовых нарушений - нарушения голоса разделяются на центральные и перефирические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляются как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

    1. по степени выраженности дефекта – афония, дисфония.2.по хар-ру нарушения – делятся на функциональные (временный, приходящий хар-р) и органические (свыязаны с изменением структуры органа или ткани).

    Функциональные нарушения психогенная функциональная афония – отсутствие звучного голоса в результате психотравмы. Отличием от органического явл сохранный звучный смех и откашливание. При ларингоскопии – голосовые складки сохраняют подвижность во время вдоха и выдоха. Чаще у женщин (истерички). Голос м.внезапно исчезнуть и внезапно появиться. Имеются пусковой момент и предрасполагающие факторы. Гипофункциональная дисфония (гипотонусная, гипокинетическая) недосмыкание голосовых складок. В зависимости от размеров и формы щели качество голоса будет различно. Щель м.б.линейной (голос высокого звучания с придыханием), овальной, треугольной (голос то высокий, то низкий). Терапия направлена на повышение мышечной активности. Назначают тонизирующие медикаментозные препараты (прозерин, элиутерокок, настойка женьшеня, витамины группы В), физиотерапия (Эл. динамические токи, иглотерапия и т.д.), голосовые и дыхательные упр. Звуки на твердой атаке. Отрывисто с минимальным объемом воздуха. Отрабатываются семантически значимые слова – крот, кот, который и сразу отрабатывается связная речь – кто там, вот кот и т.д. далее переходят к фразовой речи и к мягкой атаке. гиперфункциональная дисфония – (гипертонусная, гиперкинетическая) – перенапряжение голосовых связок. Терапия направлена на релаксацию. Режим молчания назначают ограниченно и дифференцированно. Может использоваться шепотная фонация. Пропевание звуков А-О-У, либо глухие щелевые согласные С-Ш, далее СА-ША-ФА, далее слово, фраза. В конце мягкая фонация голосообразования. Гипо-гипертонусная дисфония – гипотонус голосовой складки и гипертонус вестибулярного аппарата (складок). Фонастения – слабость голоса. Профессиональное нарушение голоса. Сухость, першение, оссаднение, жжение, навязчивое откашливание. Терапия – обучение навыкам дыхания, уметь распределять во время речи, вырабатывать нижнереберное дыхание, базовый звук для постановки М. Мутационная дисфония (физиологический процесс). Под действием половых гормонов гортань начинает расти. У мальчиков быстрее и мутация более выражена, у девочек медленнее. Начинается у девочек в 12-13лет, у мальчиков в 14. Мутация делится на: 1.предмутацию – симптомы связаны с ограничением верхних нот диапазона, наиболее ярко у вокалистов, 2.собственно мутацию – остро, бурно растет гортань, гиперемия голосовых складок, их отечность, скапливание большого кол-ва слизи – мутационный ларингит, несмыкание голосовых складок в виде треугольника, голос то повышается то понижается, 3.постмутацию - окончательно оформляется новый тип голоса, может длиться до 6мес, до 2-х лет, у других до 21г пока растет позвоночник.

    В зависимости от сроков мутации:

    Ранняя преждевременная мутация (гормональные нарушения раньше чем в 12-13л), -поздняя мутация, -пролонгирующая мутация, -вторичная мутация (после периода изменения голоса отмечается нестабильность звучания голоса – чаще эндокринные расстройства).

    Причины мутационных нарушений м.б.разными: - органические -эндокринная патология (голос евнуха), -функциональные – психоэмоциональная неподготовленность к смене голоса (в неполных семьях, позднее развитие), -амузыкальность (не различает высокие и низкие звуки). спастическая дисфония – похожа на лагингиальное заикание, т.к.спастичность складок, судорожность, ситуативность речи. Чаще у взрослых. У подростков во время мутации, но редко. Чаще у женщин.

    Органические нарушения 1гр – 1.воспалительные заб-я верхних и нижних дыхательных путей – ринит, фарингит, ларингит остр.и хронич.(атрофический, гипертрофический), монохордит, 2.сухость воздуха – увлажнять, применение масел, б-нь Рейнке-Гайека – складки медузообразной консистенции, хондриты и перихондриты гортани. Проявляется – харак-ое изменение слизистой оболочки гортани, появляется несмыкание голосовых складок, это ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость до полной невозможности выполнять голосовую нагрузку. 2гр – образования голосовых складок (доброкачественные опухоли) – 1.узелки голосовых складок. Узелки м.б.отечные молодые и старые фиброзные, 2.полипы голосовых складок: -фиброзный (сходны с узелками чаще с одной стороны), -ангиоматозный (в результате кровоизлияния) м.б. во время беременности –ограничить фонацию., -гранулемы, -папиллома (доброкачественная опухоль), Проявления – голосовая патология при локализации опухоли на голосовых складках развивается постепенно по мере ее роста. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после многократных операций вызывают тяжелые нарушения дыхания и голосообразования. Недостаточность голосового аппарата появляется после самого щадящего удаления опухоли. 3гр – онкологические заб-я6 –рак гортани. Полное удаление гортани лишает человека голоса. 4гр – парезы и параличи гортани: бывают – посттравматические, постинъекционные, идеопатические (не ясной этиологии); одлносторонние, двусторонние, латеральная фиксация, медиальная, паралатеральная, парамедиальная. Проявляется – голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание. Сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особо тяжелым. Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры ГМ, моста, продолговатого мозга, проводящих путей.

    Методы исследования – Исследование акустики – 1метод - метод слуховой оценки – мутационная дисфония, спастическая дисфония (с напряжением или тремором), афония (при этом сохранна шепотная фонация), дисфония (изменяется тембр голоса за счет добавочных призвуков). 2метод – позволяет выявить особенности изменения в гортани (ларингоскопия). Различают прямую и непрямую. При прямой необходим общий наркоз. При непрямом – высунуть язык и произнести звук И. Врач видит зеркальное отражение. Можно оценить особенности морфологического строения голосовых складок, степень их подвижности и смыкание во время фонации. 3метод – ларингостробоскопия – м.оценить хар-р колебательных движений, используют стробоскоп. 4метод – видеоларингостробоскопия – при помощи специального прибора можно наблюдать хар-р колебаний голосовых складок, фиксируется на видеопленку. 5метод – спектрографический анализ (график). 6метод – фонетографии (голосового поля) м.оценить высоту и силу голоса. Исследование дыхания – спирометрия – изучение жизненной емкости легких, монометры – измерять м.выдох и вдох, метод исследования нижнего дыхания, тип дыхания – внимание на координацию носового и ротового выдоха, рациональное использование воздуха во время речи, определяется время максимальной фонации. Методика Пана – различные задания прослушав которые д.повторить эталонный образец. Исследовать м.звуки, ритмы и т.д. 7метод – рентгенография и томография отражают точную картину в какой-то момент ее работы, не раскрывая хар-ра движений голосовых складок. Применяются приемущественно для диагностики опухолей. 8метод – глоттография. Принцип работы основан на изменении сопротивления токов ультравысокой частоты, подаваемых на гортань (смыкание понижает сопртивление, размыкание – усиливает). Изменение силы тока фиксируются на экране осциллографа в виде кривой (глоттограммы).

    Нужно изучать психологический статус – тест Айзенка 57вопросов (экстроверсию, невротизм и лживые вопросы), тест Люшера MNPI – шкала агрессии, невротизации и т.д., степень фиксированности на своем дефекте – тест Спилберга: болезненно реагирующие, адекватно реагирующие, безразличны к болезни, тест Дембо – метод нейролингвистического программирования: визуалисты – говорят более высоким голосом, жесты в верхней части, аудисты – более спокойно жесты в средней части, кинестетик – в нижней части. Тщательно собрать анамнез, выяснить когда впервые появились жалобы на изменения голоса, причину. Сведения об условиях работы, режима труда и отдыха, важно иметь данные о состоянии центральной и периферической нервной системе. В ходе беседы выяснить как реб или взрослый относится к своему дефекту, оценивает свое состояние.

    "

    Афония - полное отсутствие голоса и дисфония - частичные нарушения высоты, силы и тембра.

    Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические , каждое из них может быть органическим и функциональным . Органические нарушения голоса. Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической.

    К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей

    Функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов . К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.

    Фонастения - нарушение голоса не сопровождаемое видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом - усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений.

    Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе), а также при сильном перенапряжении голоса. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

    Ринофония и ринолалия - их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным. Открытая ринофония проявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этой слабый, сдавленный.

    К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная , или психогенная, афония . Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. П ри полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком.

    28. Система организации логопедической помощи

    В РБ проведена объемная работа по развитию

    логопедической помощи как в системе здравоохранения, так и

    образования: сложилась определенная система выявления лиц с речевой патологией, профилактики речевых нарушений и коррекционно-воспитательного воздействия.

    В системе здравоохранения функционирует Республиканский центр патологии слуха, голоса и речи, областные сурдологопедические кабинеты, 60 детских и 17 взрослых логопедических кабинетов, 9 стационаров, должности логопедов введены в домах ребенка. Названная служба системы здравоохранения осуществляет тесную связь и преемственность в работе с учреждениями образования. Функции координации осуществляет Республиканский центр патологии слуха, голоса и речи.

    Большая научно-исследовательская и организационная работа

    проводится кафедрой сурдопедагогики и логопедии Белорусского государственного педагогического университета. Постоянно разрабатываются и внедряются научно обоснованные методики по диагностике и коррекционно-воспитательному воздействию на лиц с речевой патологией, совершенствуются методики по ранней коррекционной работе.

    Однако в организации логопедической помощи населению РБ имеется ряд недостатков. Органами и учреждениями здравоохранения на местах не используются все возможности по

    оказанию логопедической помощи сельскому населению, а также - масштабному в городах.

    Существенным недостатком в организации логопедической помощи является отсутствие ранней развернутой коррекционной работы с детьми группы "риска".

    Неудовлетворительно организована комплексность в обследовании и оказании логопедической помощи как в учреждениях образования, так и в учреждениях системы здравоохранения.

    В связи с отсутствием логопедов в неврологических больницах и

    отделениях не осуществляется консультирование и

    коррекционно-восстановительное обучение постинсультных больных в острый период, что приводит к отсутствию координации и своевременной логопедической помощи больным с афазией.

    Материально-техническая база логопедических кабинетов не

    отвечает современному уровню: не отработана система переподготовки и повышения квалификации логопедов системы здравоохранения, снизилась координационная роль Республиканского центра патологии слуха, голоса и речи.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...