Дидактическая игра 2 младшая по краеведению. Дидактические игры по краеведению «Люби и знай свой край родной» (старшая, подготовительная группа). «Путешествие по городу»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится нравственно-патриотическое воспитание.

Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту, где родился человек. Академик Д.С. Лихачёв справедливо отмечал: «Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»

Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.

Для её решения, несомненно, во многом способствуют дидактические игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Кратко опишем некоторые игры, которые мы использовали в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Закрепить знания ребят о микрорайоне, где находится наш детский сад, и ближайших улицах помогла игра «Кто быстрее?».

Детям предлагался план – схема нашего микрорайона с маршрутом следования и изображёнными на нём «главными» объектами микрорайона (детский сад, школа, магазины, почта, аптека, парикмахерская и др.), кубик с числовыми фигурами от 0 до 6,фишки в виде человечков. Ребята по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается фишка-человечек. Выигрывает тот, кто первый вернётся в детский сад, откуда и начинается маршрут следования. Причём, если ребёнок остановился напротив какого-то объекта, он должен рассказать для чего он нужен. Например: «Я зашёл в парикмахерскую, что бы меня подстригли».

Подобную игру можно проводить и с целью закрепления знаний детей о самых ярких достопримечательностях нашего города, где на плане-схеме могут быть отражены такие места и объекты Нижнего как, например, площадь Минина, Нижегородский кремль, главная улица нашего города, некоторые театры, парк, цирк, планетарий и т. д.

Расширить, закрепить, уточнить представления детей о достопримечательностях Нижнего Новгорода помогут игры: лото «Нижний Новгород», «Заколдованный город», «Подбери такую же», «Сложи картинку», «Узнай и назови».

В лото «Нижний Новгород» детям раздаются игровые поля с изображением отдельных построек. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками. Выигрывает тот, кто сделает это первым.

В игре «Заколдованный город» дошкольникам предлагаются контурные изображения зданий. Дети должны их «расколдовать», то есть найти фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Выигрывает тот, кто сделает это первым.

Более лёгкий вариант – это игра «Узнай и назови», когда детям предлагается фотография или открытка с изображением какого- либо известного места, здания нашего города, и они должны его назвать или игра «Найди такую же», где ребёнок из ряда предложенных ему картинок должен найти ту, на которой изображено то же место или здание как на картинке ведущего.

В игре «Сложи картинку» дошкольник должен из отдельных фрагментов собрать целостное изображение. Причём это можно сделать по образцу, по контуру или по памяти.

Расширять, закреплять знания детей о родном городе помогают и такие дидактические игры как «Да – нет», «Ты катись, катись, клубочек», «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу».

В игре «Да – нет» ребятам предлагается внимательно выслушать отдельные утверждения и оценить правда это или нет. При согласии с данным утверждением они произносят слово «да», при несогласии – «нет», называя правильный ответ. Например:

Наш город называется Россия (Нет. Нижний Новгород)

Нижний Новгород расположен на реках Волга и Ока (Да)

На гербе нашего города изображена лошадь. (Не верно. Это олень)

Главная площадь нижнего Новгорода – пл. Советская (Нет. Это пл. Минина) и т. д.

Начиная игру «Ты катись, катись клубочек», ведущий вместе с детьми произносит слова: «Ты катись, катись клубочек

Быстро, быстро по рукам.

У кого сейчас клубочек

Даст ответ скорее нам.».

Ребёнок, в руках которого оказался клубочек после произнесения последнего слова, должен ответить на вопрос ведущего о нашем городе. Например: Назови город, в котором мы живём или

Какие реки есть в нашем городе.

Назови улицу, где ты живёшь и т. д.

Естественно, сначала роль ведущего берёт на себя педагог, затем это может быть и ребёнок. . .

Детям нравится игра «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу». В ней дети по выбору «волшебной стрелки» должны, не называя места, где они побывали, рассказать, что там делали и что видели. Например: «Я с мамой в выходной ходила туда, где в клетках находятся разные животные. Особенно мне понравился тигр. Или. Я был на площади, где расположен Кремль. Как она называется? И т.д. Конечно, детям среднего дошкольного возраста не просто придумывать и загадывать такие «загадки», поэтому сначала в роли ведущего выступает педагог.

Умение рассказывать требуется и в игре «Волшебный микрофон».

Дети, передавая из рук в руки «волшебный микрофон», рассказывают, где они побывали, например, в праздничные или в выходные дни, что видели, что им запомнилось, понравилось. «Я с папой ходил в цирк. Там выступали разные животные. Особенно мне понравились медведи, которые ездили на велосипеде.»

С целью углубления знаний о природе Нижегородского края можно использовать следующие дидактические и настольные игры:

1. «С какого дерева детки».

Группе детей раздаются картинки с изображением различных деревьев наиболее часто встречающихся в наших краях. Ведущий предъявляет игрокам карточки, на которых изображены листья, семена, плоды этих деревьев. Дети должны выбрать для своего дерева свои «детки». Выигрывает тот, кто сделает это первым.

2. Игра-лото «Ягоды-овощи-фрукты».

Ребята должны правильно сгруппировать предложенные им карточки.

3. Закрепить знания детьми домашних и диких животных нашего региона помогает игра «Кто где живёт», где ребята должны для каждого предложенного им на картинках животного выбрать и назвать «дом», в котором тот живёт.

4. Настольная игра «В лесу» предполагает знания детьми растений, птиц, зверей, некоторых насекомых нашего края. Дошкольникам раздаются карточки-лото. Ведущий поочерёдно показывает картинки с изображением отдельных объектов. Дети должны увидеть нужную им для своей карточки-лото картинку и правильно назвать.

Выигрывает тот, кто первый заполнит свою карту.

Расширить, закрепить знания детей о различных видах народно-прикладного искусства Нижегородского края помогут следующие игры:

1. «Магазин сувениров».

Дети в ней могут купить понравившийся предмет лишь подробно его описав.

2. «Чудесный мешочек»

Ребята на ощупь должны догадаться, что за предмет они нашли в мешочке.

3. Пазлы «Русские узоры»

Дети подбирают подходящие элементы росписи

4. Лото «Узнай элементы узора»

Играющим предлагаются большие карты, украшенные какой-либо росписью. По краям несколько свободных «окошек», куда дети выкладывают маленькие карточки с изображением элементов данной росписи.

4. «Весёлые матрёшки»

В данной игре ребёнок должен украсить готовыми элементами узора сарафан и платок матрёшки.

Для закрепления знаний детей о ремёслах мы использовали игру «Щит и меч», где игроки самостоятельно или с помощью ведущего выбирают карточки с изображением людей, занятых каким-либо ремеслом (кузнец, строитель, гончар и т.д.). Затем ведущий показывает им картинки с изображением отдельных предметов (мате-риалов, инструментов, готовых изделий), и играющие должны выбрать те из них, которые им подходят. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием.

Можно предложить детям поиграть в игру «Кто быстрее соберёт картинку». А на ней будет изображён какой-либо род занятий людей в древности.

Для уточнения знаний детей о предметах быта нижегородцев, живущих в далёком прошлом, в сравнении с современными предметами можно использовать игру « Найди пару».

Все перечисленные нами игры доступны для восприятия детьми и могут помочь для закрепления знаний о родном крае.

Мониторинг для выявления знаний детей среднего дошкольного возраста о родном городе.

1. Как называется город, в котором мы живём?

2. Как называется наш детский сад?

3. На какой улице он находится?

4. Назови улицу, на которой ты живёшь.

5. Есть ли в нашем городе главная площадь (улица)? Как они называются?

6. На берегах каких рек расположен наш город?

7. Если бы к нам приехали гости из другого города, что интересного ты бы им показал в нашем городе?

8. Давай поиграем в игру: «Что это?»

Я буду показывать картинки, а ты должен (а) угадать, что это. За правильный ответ получишь фишку.

Если наберёшь пять фишек, я подарю тебе картинку о нашем городе.

Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом

Знакомясь сродным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

Предлагаемые дидактические игры по краеведению для детей старшего дошкольного возраста помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

Задачи:

1.Расширять представления детей о зданиях и их назначении.

2. Закреплять правила безопасного поведения на улице.

3.Закреплять и расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т. д.)

4.Развивать связную монологическую речь.

5.Воспитывать любовь и уважение к родному городу.

«Путешествие по городу»

Задачи:

Упражнять детей в группировке карточек с определенной тематикой;

Расширять знания о родном городе;

Развивать мышление и память.

Ход игры:

Большие карточки педагог раздает детям, маленькие оставляет у себя. Ведущий берет по одной маленькой карточке, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на большие карточки. Тот, к кому относится карточка, называет, что изображено на ней и рассказывает все, что знает. Остальные игроки могут дополнять его рассказ.

Игровое правило:

Игровое действие: Поиск нужных карточек.

«Найди пару»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Задачи:

Закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах;

Развивать зрительную память, восприятие;

Развивать умение анализировать свой ответ.

Ход игры:

Карточки с изображением учреждений города педагог раздает детям, другие – оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, работающими на этих объектах, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней.

Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.

Игровое действие: Поиск нужных карточек.

«Сложи картинку»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Задачи:

Закреплять знания детей о внешнем виде зданий города Тюмени;

Учить складывать из частей целое.

Ход игры:

1. Ребенок собирает из частей картинку с видом музея (других достопримечательностей города).

2. Участвуют 2-3 ребенка. Используется несколько комплектов разрезных картинок, части картинок перемешиваются. Дети выбирают нужные части картинок и соединяют в общее изображение.

Игровое правило: Выигрывает тот, кто соберет картинки первым

Игровое действие: Подбор нужных частей картинок.

«Найди герб наш его города»

Задачи : закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материал : Карточки с изображениями гербов разных городов Тюменской области.

«Собери герб нашего города»

Задача: Закрепить представления о символическом значении изображения герба города Тюмени.

Материал: Разрезные картинки герба города Тюмени.

«Узнай герб»

Задача : учить детей узнавать гербы городов Тюменской области.

Материал: картинки гербов городов Тюменской области, карта Тюменской области с нанесёнными точками расположения городов на карте.


«Достопримечательности Тюмени»

Цель: Научить детей узнавать достопримечательности родного города и классифицировать их по назначению.

Материал: Картинки различных достопримечательностей города по несколько видов: мосты, театры, музеи, фонтаны, памятники, скверы и др.


Дидактические игры по краеведению позволяют не только расширить и закрепить представления детей о родном крае, но и воспитать чувство гордости за свой край, развивать речь, внимание, мышление дошкольников. Теоретическое и практическое исследование данной проблемы, отсутствие данных игр в продаже натолкнуло меня на мысль разработать и изготовить их самостоятельно. Дидактические игры по краеведению, разработанные мною, можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, самостоятельной детской деятельности, а также в семейном воспитании. К играм подобран иллюстративный материал. На основе представленных игр педагогам можно по аналогии разработать игры на развитие представлений детей о любом регионе России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по краеведению.

Аннотация:

Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Теоретическое и практическое исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах нашего города игр по краеведению, натолкнуло меня на мысль о самостоятельном изготовлении таких игр. Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. При использовании представленных игр следует придерживаться определенных принципов:

  1. Опираться на уже имеющиеся у детей знания;
  2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
  3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
  4. Постепенно усложнять задачу и игровые действия;
  5. Конкретно и четко объяснять правила игры.

Здесь представлены игры, разработанные мною, а также модифицированные игры других авторов. Игры будут интересны педагогам дошкольных учреждений, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Словесная игра «Почемучка»

Цель: Развитие вопросительно – исследовательской активности детей (на материале символов города Красноярска).

Материалы: Четыре набора картинок с изображением символов Красноярска, по три картинки в каждом наборе:

1 набор: Изображение исторических лиц города: Василий Суриков, Иван Ярыгин, Дмитрий Хворостовский;

2 набор: Символика города и края : флаг, герб города и герб края.

3набор: Предметные символы: Красноярский краеведческий музей, Исторические ворота города, Часовня на Караульной горе;

4 набор: Природные комплексы города: Заповедник «Столбы», парк флоры и фауны «Роев ручей», фан – парк «Бобровый лог».

Ход игры:

Ребенку показывают 1 набор картинок. Уточняется, знает ли он, что изображено на них. Педагог предлагает поиграть в игру «Вопрошай-ка» и задать как можно больше вопросов о том, что он хотел бы узнать про данный объект. Вводится соревновательный мотив: параллельно «на ушко воспитателю» задает вопрос игровой персонаж «Почемучка» или другой ребенок. Выигрывает тот, кто придумает больше вопросов. Сначала игра проводится с использованием пробной картинки, для того, чтобы дети поняли условие игры. После того как ребенок задал интересующие вопросы, его просят рассказать все, что он знает про объект, изображенный на картинке.

Дидактическая игра «Пьедестал почета».

Цель: Закрепление представлений об архитектурных и скульптурных особенностях достопримечательностей Красноярска, развитие связной речи.

Материал: изображения архитектурных и скульптурных достопримечательностей Красноярска, знакомых детям, изображение «пьедестала почета» - лесенки из трех ступеней.

Ход игры:

Из набора иллюстраций архитектурных и скульптурных достопримечательностей ребенку предлагается выбрать три, которые ему больше всего нравятся, разместить их на «пьедестале почета», рассказать о данной достопримечательности и объяснить, почему они привлекли его внимание.

Дидактическая игра « Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города и городов края; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” из 7-10 частей герба города в разобранном варианте, изображения гербов городов края.

Ход игры:

1 вариант : Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.

2 вариант: Ведущий называет город края, дети из представленных гербов выбирают правильный вариант, обосновывая особенности изображения герба.

Дидактическая игра «Достопримечательности города».

Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.

Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; “мозаика” этих же фотографий; иллюстрации достопримечательностей других городов.

Ход игры

1 вариант: Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с достопримечательностями города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики выбранную достопримечательность города.

2 вариант: Ребенок выбирает иллюстрацию с достопримечательностью города и, не показывая ее другим игрокам, начинает описывать ее. По описанию игроки должны отгадать примечательное место города.

Дидактическая игра «Думаем о родном городе».

Цель: закрепление правил поведения в городе и в природе, развитие экологических представлений.

Оборудование: мяч.

Ход игры.

Д ети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свой город. Если ребенок считает, что человек любит город, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему.

Человек вернулся заповедника «Столбы» с букетом ландышей.

Человек сажает в парке возле своего дома деревья.

Человек моет в Енисее свою машину.

Человек выбросил мусор в канаву возле дома.

После отдыха на острове Татышев человек собрал весь мусор.

Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.

Оборудование: макет телевизора, экран которого разделен на 4 части, карточки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории Красноярского края. Карточки с птицами, животными и растениями России и других стран.

Ход игры.

Ведущий вставляет в экран карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в Красноярском крае, объясняют почему. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала.

Дидактическая игра «Животные нашего края».

Цель: Закрепление знаний детей о животных нашего края. Развитие связной речи детей.

Оборудование: схема – цветок с условными обозначениями на лепестках: место обитания, питание, звук, внешний вид, детеныши.

Ход игры.

На столе раскладываются карточки изображениями вниз. У каждого игрока схема-цветок с уловными обозначениями. Ребенок выбирает карточку с изображением животного, выкладывает в центр схемы – цветка в соответствии с условными обозначениями рассказывает о животном:

  • Как называется животное;
  • Где обитает;
  • Чем питается;
  • Какие звуки издает;
  • Как выглядит;
  • Как называются детеныши животного.

Дидактическая игра «Красный огонек».

Цель: закрепление знаний детей о растениях и животных Красноярского края, занесенных в Красную книгу.

Оборудование: Красные книги растений и животных, карточки с изображением растений и животных.

Наталья Дроздовская
Картотека настольных игр по краеведению

"Анаграммы"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц и растений Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Участников можно разделит на две команды. Каждая команда получает набор слов; необходимо, переставив в них буквы, образовать новые слова – анаграммы (анаграмма – греческое слово : анна – пере, грамма - буква) .

Из данных слов выбрать названия связанные с растительным и животным миром нашей области.

Например :

РОСТ, КАР, СИЛА, СОЛЬ, ПАРК…

На разгадывание анаграмм дается определенное время. Кто больше составит слов, тот и победитель. Победившей команде вручают медали «Знатоки анаграмм» .

"Времена года"

Цель игры :

Повторить знания детей о временах года; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Играют от 2 и более человек. На столе лежат карточки с загадками , с описанием того или иного времени года, описанием вниз. Играющий берет карточку , переворачивает ее и читает. Затем говорит, о каком времени года идет речь. Если ответил правильно, то карточку забирает себе , если нет, переворачивает ее и ложит назад. У кого из играющих будет больше карточек , тот лучший знаток времен года.

Домино "Грибы"

Цель игры :

Повторить название грибов; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Участвуют от 2 до 4 человек. Каждый берет себе по 7 фишек, на которых изображены две картинки . Задача игроков выстроить последовательную цепь. Выигрывает тот, у кого не останется ни одной фишки.

"Животные и их детеныши"

Цель игры :

Ход игры:

Участвуют от 1 до 3 детей. Ребенок из предложенных картинок должен составить видовую пару того животного, которое живет на территории нашего края. Затем назвать этого животного, его детенышей.

"Зоопарк"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

В этой игре дети должны разместить своих животных птиц в Зоопарке, при этом получая за них доход и очки.

Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся все карточки . Как только это случилось, партия прекращается.

"Кто где живет?"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц, насекомых Кемеровского района; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Играют 2-3 ребенка. Дети должны распределить животных, птиц по месту его обитания. Каждому дается по 2 картинки , на которых изображены река, лес, горы и т. д. Дети должны подобрать 4 животных, птиц обитающих на данной территории. Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.

"Кто самый внимательный"

Цель игры :

Повторить название животных и растений, птиц, водных ресурсов нашего района; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Из предложенных карточек выбрать только те , на которых изображены :

Животные нашего края;

Перелетные птицы;

Насекомые;

Рыбу наших рек;

Реки Кемеровского района и т. д.

Кто сделает меньше всех остальных- ошибок, тот победил.

"Кто больше составит пар"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц и растений, водных ресурсов Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

В основе этой игры лежит принцип чешской игры «Пенсессо» . Перед началом игры карточки раскладываются на столе картинками (связанные с родным краем : животные, растения, памятные места, символы и т. д.) в низ, играющие (3,6 человек) рассаживаются вокруг стола и поочередно открывают по две карточки . Тот, кому удалось открыть карточки с одинаковыми фигурами, забирает их себе, получая одновременно право дополнительного хода.

Игра заканчивается, когда все карточки будут разобраны , выигрывает тот, кому удастся открыть наибольшее количество парных карточек . При этом во время игры дети называют то, что на них изображено.

Мозайка " Звери Кемеровской области"

Цель игры :

Повторить название животных Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Из предложенных частей мозайки дети собирают, только зверей (медведя, зайца, лису и т. д., которые обитают на территории Кемеровской области.

Мозайка "Кузбасс"

Цель игры :

Повторить название нашей области, пять орографических районов; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры

Из предложенных частей мозайки дети собирают карту Кемеровской области .

"Необычный зоопарк"

Цель игры :

Повторить название животных Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

В этой игре дети должны разместить своих животных в Зоопарке, при этом получая за правильно узнанное животное - очки. Но нужно найти сначала спрятавшегося животного, так как на картинке изображено необычное животное : хвост - лисы, уши – зайца, туловище – медведя и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока кто – нибудь из играющих не угадает всех животных изображенных на картинке .

Победит тот, у кого больше очков.

"Отгадай животное"

Цель игры :

Повторить название животных Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

По какой-нибудь части животного или по следу, дети должны определить животное. И назвать проживает ли оно у нас. За правильный ответ дети получают очко. Кто больше набрал очков тот и победитель игры.

"Прочитай и разложи"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц, растений и орографических районов Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Играют два или несколько детей. В начале игры каждый выбирает себе район. Затем из предложенных карточек с изображением животных, птиц, растений, располагают их на месте его обитания, где оно чаще всего встречается.

Цель игры :

Познакомить с реками Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

На столе лежат карточки с названиями рек . Игра похожа на игру «Города» . При помощи считалки выбираем того ребенка, который первым называет реку. Следующий - на последнюю букву первого слова ищет карточку , где на данную букву начинается название следующей реки, и т. д. Карточки выкладываются в ряд . Последний игрок является победителем.

"След в след"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Ребенок выбирает себе карточку (изображение внизу, с животным или птицей, он называет это животное (птицу) . На следующих карточках изображены следы , среди множества следов он должен найти след своего животного (птицы) . Тот, кто за наименьшее время это сделает – победитель.

"Цветок с приметой"

Цель игры :

Повторить название цветов; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

По описанию, которое написано на корточках, дети должны определить и назвать цветок.

"Четвертый лишний"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц, растений и грибов; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Воспитатель называет группу из четырех предметов связанных с родным краем .

Дети должны из перечисленной группы выбрать лишнее слово и объяснить, почему это слово является лишним в этой группе. За правильный ответ ребенок получает жетон. Кто наберет больше всех жетонов, тот будет победителем этой игры.

"Чудо – дерево"

Цель игры - первым прийти к «Финишу» , на кружок 100.

"Шифровка"

Цель игры : Познакомить с интересными фактами из жизни природы родного края.

Ход игры:

Участвуют от одного до несколько человек. Участники получают карточку – шифровку . Нужно расшифровать текст, записанный в ней (Перед этим даем простейший пример того, как читать зашифрованный текст.)

(Тетерев токует)

"Юный путешественник"

Цель игры : повторить с ребятами название рек, а также стран, морей.

Ход игры:

Игроки перемещают свои фишки по квадратам, расположенным на периметре игрового поля по результатам броска кубика и собирают карточки – фотографии встреченных достопримечательностей. При этом нужно обращать внимание на памятные места нашего края.

Елена Павлова
Краеведческие игры для дошкольников

Малая родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.

Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа .

Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Краеведение - это , прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.

Всем известный факт : формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте . Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Краеведческие игры актуальны и интересны для детей дошкольного возраста . Играя в такие игры , дети получают целостное представление о родном крае , городе, о своей Родине. Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры , которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Краеведческая игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта

Краеведческие игры - мощный педагогический инструмент. Благодаря им, дети глубже, шире познают свой край, узнают, что присуще только данной местности, что любят жители этой местности.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте , а обучающая игра – это одно из средств воспитания и развития детей. Дидактическая игра для дошкольника на занятиях по петербурговедению – это интересный способ познания своего родного города. В процессе игры , помимо обучения, у детей развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Использование дидактических игр по петербурговедению - это хорошее средство закрепления полученных знаний как в совместной деятельности, так и в индивидуальной.

Все дидактические игры условно разделила на группы. Суть большинства игр отображена в названии.

1. Игры , направленные на умение воспроизводить в памяти внешний вид объекта :

«Чего не хватает?»

«Выбери недостающую деталь»

«Найди лишнюю картинку»

«Узнай картинку по ее части»

«Сложи изображение из частей»

«Составь архитектурно-скульптурный ансамбль»

«Собери пары картинок»

«Узнай по силуэту»

«Подбери к силуэту его изображение»

«Найди ошибку художника»

2. Игры , направленные на воспроизведение в памяти полученных знаний :

«Составь пары» (подбери к памятнику архитектуры или скульптуры автора; подбери к портрету известного и великого человека его памятник, стоящий в нашем городе)

«Кто больше назовет?»

«Аукцион петербургских названий»

«Правда – неправда»

«Петербургский кубик»

«Кто ответит быстрее?»

«Узнай по описанию»

«Придумай вопрос»

«Я знаю пять названий»

3. Игры , направленные на развитие устной и письменной речи :

«Найди лишнее слово»

«Назови одним словом»

«Полслова»

«Составь слово из слогов (из букв) »

«Доскажи словечко»

«Закончи предложение»

«Отгадай слово по первым звукам»

«Петербургские рифмы»

«Какой – какая»

4. Игры , направленные на развитие умения выполнять математические вычисления, связанные с цифрами.

«Петербургская математика»

«Найди правильное число»

5. Игры , направленные на развитие ассоциативного мышления, воображения :

«Петербургские ассоциации»

«Изобрази скульптуру»

«Отгадай скульптуру по пантомиме»

«Черный ящик»

6. Игры , направленные на развитие пространственного ориентирования :

«Петербургский навигатор»

«Встаньте правильно»

К командным соревнованиям можно отнести такие игры , как :

«Что? Где? Когда?»

"Поле чудес"

«КВН»

«Путешествия по…»

«Прогулка по…»

«Экскурсия по…»

«Спасение … (сказочного героя.) от…»

«Собираем коллекцию экспонатов для музея…»

«Поиски пропавшей достопримечательности (клада.) »

«Поиски тайного (загадочного.) места в Санкт-Петербурге»

Важно не отдельно рассматривать каждый объект, а в единстве с другими, составляющими художественный ансамбль. Это позволяет развивать у детей стремление видеть целостность и единство памятников архитектуры, скульптуры, понимать значимость каждого в отдельности, умение ориентироваться в городе, развивать художественный вкус, желание наслаждаться красотой, изяществом, величием и могуществом Санкт – Петербурга. Главным результатом работы считаю воспитание современного, культурного маленького человека – юного петербуржца, любящего свой город, в котором он живет.

Список источников

1. Батяшева Л. П. Поисково-исследовательская деятельность в ДОУ / Л. П. Батяшева

2. Лаврова Т. Б. Нравственно-патриотическое воспитание. "Мой непостижимый город" / Т. Б. Лаврова сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

3. Лаптенок Е. Ю. «Занятия по Петербурговедению в подготовительной группе детского сада» (из опыта работы) сайт ДОУ №1 Адмиралтейского района

4. Миронова А. А. Петербурговедение для малышей. Создание условий для формирования первоначальных представлений о родном городе (и не только об этом) / А. А. Миронова

5. Серова З. А. "Знаешь ли ты Санкт-Петербург?" Краеведческие игры . Санкт-Петербург Издательский Дом "МиМ", 1998 г.

Публикации по теме:

Краеведческие центры как средство приобщения дошкольников к культуре родного края Данная статья предназначена для воспитателей дошкольных учреждений. В этой статье автор делится опытом, как можно решать проблему патриотического.

Игры для дошкольников КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ДАЛЬШЕ СЧИТАЕТ ЦЕЛЬ. Закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание.

Грушка бильбоке. (рассчитана на любой возраст, начиная с 4-5 лет.) Цель: Развивать ловкость у детей, глазомер, скорость реакции, координации.

Игры со сказками для дошкольников Муниципальное дошкольное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 13 «Незабудка» г. Северодвинск Игры со сказками для.

Краеведческие игры Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для нас не секрет, что основным видом деятельности детей является игра. Поэтому я создала серию игр, которые.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...