«Политика — грязное дело»: что Сокуров говорил о власти, цензуре и церкви. Александр Сокуров: "Мы должны понимать, что мы шаг за шагом создаем жестокосердное государство" Последние высказывания сокурова

На кремлевском телеканале "Россия 24" вышла передача, в которой раскритиковали известного кинорежиссера Александра Сокурова.

Так, 14 февраля в эфире программы "60 минут" обсудили его резонансное заявление о российских журналистах-пропагандистах.

"Российских журналистов Сокуров считает нужным отправить в Гаагу под трибунал за то, что мы (российские журналисты. - Ред.) "разбрасываем спички во время пожара". Провокаторы - все политические обозреватели", - заявила в начале программы ведущая Ольга Скабеева.

После этого на экране в зале показали кадры трагедии в Одессе 2 мая 2014 года и Скабеева продолжила свой спич.

"Если мы опять таки правильно поняли, по версии режиссера, 48 заживо сожженных в Одессе было бы правильно не заметить. Или не заметить авиаудар по Луганску. Опять таки, если мы правильно поняли, обстрелы по Донецку тоже не стоит замечать. Так вернется ли мир на Донбасс, если операция Киева на юго-востоке страны украинские власти уже официально называют карательной операцией и даже вручают за это награды. Почему журналистов призывают молчать? Можно ли победить фашизм, если сделать вид, что фашизма не существует и как продать Родину за 100 000 долларов" - отрапортировала пропагандистка.

Самого Сокурова на эфире не было.

Отметим, что выходку прокремлевских журналистов раскритиковали представители российской общественности.

"Унижение человеческого достоинства -- конек современных госмедиа и примкнувших к ним боевых отрядов любителей родины по приказу. Это они радостно накидывали сачок на голову Немцова, они писали имя Шевчука в сортире на Киевской, они плескали в лицо Улицкой зеленкой. Они изо дня в день измываются над людьми своей страны и радостно ухмыляются содеянному. Теперь им сказали "фас" на Сокурова, человека, который не просто любит свою страну, но и жизнь положил, чтобы сделать ее лучше, достойней, сильнее", - написала на своей странице в   российская журналистка Екатерина Гордеева.

"Какие ж дряни, а. Ни на какую Гаагу я, разумеется, не рассчитываю. Но в Высший суд верю. А еще искренне желаю, чтобы ребенок этих двоих вдруг неожиданно вырос честным и свободным человеком. И как-нибудь спросил бы: "Мам-пап, как же не стыдно-то вам было. Это же вы не от голода и смерти меня спасали. Тогда зачем?", - добавила она.

Поддержал мнение Гордеевой ее супруг, заместитель директора Петербургской библиотеки имени Маяковского Николай Солодников.

"14 февраля. Телеканал Россия 1. Прайм тайм. Часовое обсуждение высказывания (и в целом морального облика) Александра Сокурова. Высказывания о том, что "журналистов разжигающих ненависть и воспевающих войну надо судить в Гааге". Обсуждали страстно. "Его фильмы наверняка сыграли свою роль в развале великой страны"; "что-то я его не видел в окопах Донбасса"; "пустослов"; "Он призывает к цензуре и хочет запретить нам говорить правду", "в России его не знают, а любят его фильмы только в Европе" итд", - отметил он на своей странице в  .

"Господин, Добродеев. Вам и вашим сотрудникам запретить говорить правду нельзя. Правда, в вашем случае - это только те слова, которые вы используете, выклянчивая государственные деньги на содержание своего притона. Посмотрите на себя в зеркало, посмотрите на ваших коллег. Великие художники на то и гении, чтобы сквозь века видеть будущее. Вас разглядел Босх. В вашем "лице", господин Добродеев, мир обрёл не новые вершины журналистики, но увидел Ад этой, когда-то почитаемой в России профессии", - добавил Солодников.

«Задача государства — развивать просвещение и определять цивилизованные рамки существования. Просвещение, а не мистика. Тысячу раз просвещение… А армия, политические партии, дипломатия и даже экономика — это все только инструменты цивилизации. Важно установить «рамки» цивилизованности. Но современное общество выпрыгивает за эти рамки с большой легкостью. И делает это оно сегодня с большим желанием, чем когда-либо. Оно само. Без принуждения… Люди так хотят». 31 августа 2016 года

«Руководству России, так же как и народу чеченскому, давно пора ответить на вопрос о войне с Чечней: что это было? Банальный мятеж против России или национально-освободительная борьба?» 31 августа 2016 года

Александр Сокуров родился 14 июня 1951 года. В 19 лет начал работать на телевидении. В 1975 году поступил во ВГИК, где за отличную учебу получил именную стипендию Эйзенштейна. Закончил учебу раньше срока из-за конфликта с администрацией института и руководством Госкино, которые обвиняли его в антисоветских настроениях. Начал работать в «Ленфильме», но его фильмы не допускали к прокату. Большинство из них вышли после перестройки, при этом удостоились множества премий — в частности, он является лауреатом Государственной премии России, заслуженным деятелем искусств России, народным артистом России, а также обладателем премии имени Тарковского. Также Сокуров неоднократно отмечался международными наградами: он является обладателем «Золотого льва», приза FIPRESCI на МКФ в Каннах, неоднократно номинировался на «Золотую пальмовую ветвь»​. В фильмографии режиссера десятки картин, среди которых «Одинокий голос человека», «Мать и сын», «Русский ковчег», «Фауст» и другие.

«Кроме общих экономических проблем, о которых я говорил на заседании советов, есть еще и политические, и они очень серьезные. Эти политические проблемы не позволяют создавать современное игровое и документальное кино на высоком содержательном уровне. Шаг влево, шаг вправо — угрозы, цензура, фильм не выпускается…» 7 декабря 2016 года

«Где эти политики с гуманитарным сознанием, когда они появятся? В России таких людей нет. Я их, по крайней мере, не вижу. Если бы меня спросили, кого надо разбудить, я бы сказал — Толстого, Томаса Манна. Разбудите хотя бы на короткое время Гёте, чтобы он на все это посмотрел, чтобы хоть одну фразу от него услышать, а потом пусть спит дальше. Не хватает людей такого масштаба, которые могли бы заглянуть в будущее!» 11 сентября 2015 года

«Мы понимаем прекрасно, что, во-первых, мы защищаем не кинематографиста Сенцова, а молодого человека, который совершал политические действия. Как режиссер он еще не состоялся. Сейчас его имя в политическом смысле много выше, чем его профессиональные и прочие умения. Мы прекрасно понимаем, что это абсолютно политическая коллизия и проблема одного звонка». 11 сентября 2015 года

«Я долгое время был за пределами России и вообще сейчас, наблюдая за собой, понимаю, что я все меньше и меньше слушаю «Эхо Москвы», я практически не смотрю «Дождь», хотя я подписан на него, и практически не читаю «Новую газету». И когда я попытался понять, почему это происходит со мной, я понял, что… Что эти мои удивительные уважаемые сограждане отстали от поезда — они не знают, каким способом формировать свою политическую тактику и стратегию». 22 сентября 2015 года

«С каждым днем я понимаю, насколько грязное дело эта политика. Причем со всех сторон — нет ни одного чистого стола, за которым сидят эти гигиеничные люди с чистыми салфетками и говорят о каких-то высоких вещах». 22 сентября 2015 года

«Лучшие из нас — наши великие гуманисты, сопротивленцы — диссиденты. Они положили начало борьбы с политическим лукавством. Они боролись за права человека, когда миллионы молчали. И это были молодые граждане. Именно эти люди привели к власти наших современных политиков и наших миллиардеров. Благодаря им получили свободу религиозные культы. Самоубийство — не ценить, не беречь молодых соотечественников». 10 февраля 2014 года, открытое письмо Владимиру Путину

«В нашей стране отсутствует работа над развитием идеи федерализма. Страна развивается, народ меняется, мир необратимо меняется... А наша федерация — как далекая скала. Национальные амбиции неизбежно будут меняться. Придется как-то с этим иметь дело. Мирным способом люди решать национальные проблемы пока не научились». 2 июня 2014 года

Политические высказывания деятелей культуры

«Проснулось непоротое поколение. Проснулось, очнулось и сообразило, что происходит. Кончилось терпение у истории, кончилось терпение в воздухе. Молодежь, которая обязана выйти на улицы, она-таки вышла».

Худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин на съезде СТД, 24 октября 2016 года:

«Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть — это единственный носитель нравственности и морали. Это не так».

Режиссер Андрей Звягинцев в статье в газете «Коммерсантъ», 26 октября 2016 года:

«В нашей стране миллионы людей, каждый из которых выбирает себе профессию, долго учится, совершенствуется, чтобы стать мастером своего дела. Учителя знают, как преподавать, врачи — как лечить, художники — как творить. И вдруг появляются государственные мужи, которые начинают всех их учить и «лечить» заново. Кто же наградил их безупречной квалификацией сразу во всех видах человеческой деятельности? Когда, наконец, чиновники поймут, что их дело — организовывать и поддерживать труд людей, а не раздавать им свои «заказы»?

Режиссер и глава комитета по культуре в Госдуме Станислав Говорухин в интервью телеканалу «Россия 24», 17 ноября 2016 года:

«За эти 15 лет, конечно, уровень нравственности сильно упал в обществе, и все ограничители оказались сняты, потому что государство не имеет права вмешиваться. А мы не вмешиваемся, и это тоже очень плохо».

Режиссер Никита Михалков , 19 февраля 2016 года:

«Начиная с 2000 года и на протяжении всех последующих лет из выборов в выборы я голосую и выражаю свою поддержку конкретному человеку — Владимиру Владимировичу Путину. И я совершенно серьезно считаю, что если бы не было Путина, то не было бы страны».

«Я говорил в 2008 году, что вой-на с Украиной неизбежна. Но я в том же интервью сказал, что эта война случится, если сегодня — то есть в 2008 году — не начнется работа по ее предотвращению. Тут ничего феноменального нет. Нужно просто знать историю». 2 июня 2014 года

«Я не сомневаюсь — я об этом говорил и президенту, и на разных общественных собраниях, — что стране нужна серьезная реформа системы и реформа уголовного права, которая бы касалась форм и способов ограничения свободы для молодых людей. Я в этом уверен, и никто меня не сможет переубедить». ​3 июня 2014 года

«Никакой божественности нет в самом этом понятии — «власть», а есть живые люди, которые действуют на основании своих человеческих инстинктов и характеров. И Борис Николаевич Ельцин действовал на основании своего характера. И Путин действует, опираясь на свой характер. Именно характером определяются политические действия, а не мнимыми законами исторического развития. Власть всегда в руках людей, которые охвачены стихией собственного характера. Люди моральные, совестливые с трудом живут во власти, потому что мораль ставит им определенные ограничения. И как бы ни воспитывали будущего царя, все равно проблемы с народом и государством никуда не исчезали». Ноябрь 2013 года

Российский историк (по образованию), кинорежиссёр.

До конца 1980-х годов, ни один из его снятых кинофильмов не был допущен Властями к прокату...

Во время работы на киностудии «Ленфильм» «… наконец-то стало понятно, что выживает только работающий человек, и это первое. Второе - практически доказано, что нужно только то, что нужно тебе, и объективно это важно. Третье - никогда ничего не нужно бояться; четвёртое - надо любить и быть преданным кругу друзей своих и никогда их не оставлять; пятое - надо серьёзно заниматься технологией, полностью её освоить. Шестое - надо заниматься своим образованием. И последнее - нельзя менять образ жизни, и для мужчины, по-моему, это очень важно - нельзя себя ни с чем делить, когда у тебя есть какое-то попадание твоё собственное в твою собственную жизнь, в твою собственную судьбу, к сожалению, нельзя себя ни с чем делить. Может быть, это моё личное заблуждение».

Москвина Т.В. , «В молчанньи – буря» (Беседа с Александром Сокуровым) / Всем стоять! (статьи), СПб «Амфора», 2006 г., с. 294.

«Пламенная идея часто слепит глаза. Задуманная Сокуровым «тетралогия о людях власти» интересна по затее, но исторически неубедительна: реальные деятели - Гитлер , Ленин , японский император Хирохито - здесь служат функциями, аргументами в философской игре.

И перестают быть живыми. Неприятие этих картин на фестивалях в Канне и Берлине - это неприятие самой идеи использовать реальные исторические фигуры в качестве доказательства тезиса.

«Как можно отыскивать человеческие черты в таком монстре, как Гитлер!», «Как можно низводить Ленина до жалкого полубезумного существа!» - донимали меня вопросами зарубежные коллеги. У них были свои основания: ни Ленин, ни Гитлер, какими они предстали в фильмах Сокурова, не могли бы стать ключевыми персонами века.

Нам показали распад личности, но тайну растлевающей силы власти не открыли, природа зла столь глобальных габаритов не стала яснее. На экране мельтешила человеческая мелочь, которую некая сила где-то за кадром необъяснимо раздула до масштабов главных тиранов XX века.

Но и раздражение художника, его ожесточенность можно понять. То, что для кинофестиваля и тем более для коммерческого проката - бизнес, для Сокурова - миссия и поступок, плод многолетних размышлений. […]

Александр Сокуров : Мы ведь всегда, во всех обстоятельствах пытаемся искать какую-то опору - это естественно. Например, в европейской истории. В истории с нацизмом меня беспокоит то, что он родился и получил такое грандиозное развитие именно в рамках европейской цивилизации. Это очень серьёзный сигнал. Он означает, что европейская цивилизация на самом деле никаких гарантий дать не может. Путь, которым идут европейские общества, ни в коем случае не гарантирует от падений. И если мы пытаемся примерить к себе какие- то критерии европейской жизни, то мы должны помнить, что европейцы, несмотря на твёрдые традиции, на многочисленные культурные и исторические прививки, которые им были сделаны, не смогли уберечься от нацизма.

Нацизм я понимаю как нравственное падение огромного количества людей. Дело ведь не в Гитлере .
Гитлер
- больной, несчастный человек. Несчастный глобально, от рождения до смерти.
Дело в том, что нацизмом оказались заражены миллионы злых, жестоких людей».

Кичин В.С., Мы – уставшая нация / Там, где бродит Глория Мунди: лента встреч, М., «Время», 2011 г., с. 326 и 329.

«Гениально прозвали в Ленинграде своего молодого гения - Сокурова : Кафка Корчагин! Это точно ещё и потому, что новаторы в области формы, как правило, конформисты по сути. Тому много примеров. Люди эти как бы покупают таким образом право быть экспериментаторами».

Гребнев А.Б. , Дневник последнего сценариста, 1942-2002, М., «Русский импульс», 2006 г., с. 397.

Ничто так не развивает человека, как другой человек.

Александр Николаевич Сокуров

Все плохое во мне - от визуального влияния. Все лучшее во мне создано литературой.

Александр Николаевич Сокуров

Образование утверждает: я все могу! А просвещение говорит: о нет, ты не все можешь, потому что ты не имеешь права на все.

Александр Николаевич Сокуров

«Молодой человек должен гордиться своей страной» - часто слышу это требование. Но в каком случае он будет гордиться своей страной?

Когда в стране будет справедливый суд.

Когда в стране будут красивые города, пусть не роскошные, но прибранные.

Когда в стране будут хорошие дороги.

Когда в стране не будет бедных.

Когда в стране люди будут честно разговаривать в школе, в институте, на работе, в телевизоре, друг с другом.

Когда в стране люди будут честно себя вести…

Вот тогда молодой человек будет гордиться… Впрочем, почему обязательно именно своей страной? Может быть, просто своим временем?

Александр Николаевич Сокуров

Человек везде над чем-то властвует: над семьей, предприятием, районом, городом, страной… Вот задаешь себе вопрос: почему он принимает именно такое решение, а не другое? Всегда и везде я вижу, что причины этого - в его характере. Не в особенностях его профессии, не в его специальности. Мотивация всех поступков - она связана с характером человека.

Кинорежиссер Александр Сокуров после вручения ему Платоновской премии в Воронеже встретился со зрителями и ответил на их вопросы 11 июня в кинотеатре «Спартак». Корреспондент РИА Воронеж побывал на встрече и записал самые яркие высказывания Александра Сокурова.

фото — Михаил Кирьянов

«Платонов - это сокровище, не поддающееся никакому анализу»

Андрей Платонов был самым ярким стилистом в нашей литературе. Сущность платоновского вещества - бесконечная, независимая, оригинальная, уникальная личность человека, у которой есть корни с жизнью. У литературы есть только одно время - present continuous - настоящее продолженное. Литература не стареет, и она по-прежнему является царицей всего. Андрею Платонову даровалась смелость, талант и решительность выражаться совершенно своим языком. Язык Платонова - абсолютно революционный в хорошем смысле этого слова, потому что у этой революционности есть своя гносеология, то есть происхождение. И мы знаем, что это за происхождение, откуда это произошло - из удивительного уклада жизни малого русского города. Понятие «малый русский город» не должно никого смущать или унижать. Это основа жизни русского народа и основа жизни русской культуры. Платоновская литература собирает русский народ, собирает нас и заявляет, что мы бесконечно оригинальны, что мы не заскорузлая конструкция, что мы не монотонны и скучны. Платонов - это абсолютное сокровище нашей литературы. Кстати, к счастью, не поддающееся никакому анализу. Как только вы проанализируете фразу Платонова, вы убьете сущность - как всякий образ. Никакой образ не поддается дешифровке. Образ существует в целостности, и его невозможно разъять или проанализировать.

«Кино высокомерно по отношению к прочей культуре»

Только литературная структура, только литературная природа и порода формирует в человеке просвещенную, свободную, независимую и очень глубокую сущность. Только тот, кто сложил свою природу на любви к литературе, большим пространным произведениям, большим романам, имеет запас прочности и запас идей. Если этого нет, то все идеи быстро исчерпываются, все художество заканчивается. Сие видно по современной живописи, особенно по русским молодым художникам, которые мало что читают. Это видно и по работам современных российских кинематографистов. Все кино ассоциируется с собранием людей - не очень грамотных и не очень образованных, но довольно энергичных и высокомерных по отношению к прочей культуре. Кино высокомерно по отношению к прочей культуре.

«В русских не видят предсказуемых собеседников»

Я очень много езжу по миру, в том числе по арабским странам. Хочу сказать, что все сейчас почему-то идут по этому пути. Все! И наша страна, можно сказать, идет не в самом авангарде. Бюджет американского государство многократно выше нашего. Рост милитаризма в стране - это тупик. Идея нейтралитета, нейтральности не владеет современными политиками и современными дипломатами. Мне много раз приходилось говорить с польскими дипломатами, президентами, министром иностранных дел Польши с уговорами принять принципы нейтральности. Но - не получилось. Идея нейтральности не популярна. Может быть, потому, что в мире к власти приходят люди дегуманизированные, которые забыли, к чему приводит вооруженность. Накопление силы в промышленности, которая переходит на рельсы военные, никогда не приводит к положительным результатам. Почему это происходит у нас? Мне кажется, в головах многих политиков отсутствует ясное, простое понимание того, что мы - страна с большим количеством соседей. У нас нет другой альтернативы, кроме как находить компромиссные, тихие решения. Мы никуда не денемся от границы с Прибалтикой, Финляндией, от границ с очень тревожным соседом - Китаем. А куда нам деться от границ с Украиной и Казахстаном? Армейский элемент должен быть только сдерживающим началом - и ни в коем случае не активно-наступательным. Когда у страны возникает активный, наступательный потенциал, малые соседи, памятуя сложные поступки Советского Союза, начинают нас бояться. Я езжу по миру - нас, действительно, боятся. В нас не видят предсказуемых собеседников.

«Валюта, которой мы расплачиваемся за политику, - человеческая жизнь»

Помните, когда решался вопрос вывода наших войск за пределы нашей границы, в Москве была организована демонстрация. По улицам шли с плакатами, поддерживающие военную деятельность страны сотни тысяч людей. Знаете, кто в основном там был? Женщины. Русские девушки, женщины готовы отправлять своих сыновей, любимых и мужей на войну. В моем фильме «Франкофония» я поднял вопрос о том, чего вообще стоит политика, каким образом мы получаем политику, каким образом нам навязывают политику и какой валютой мы расплачиваемся за нее. Эта валюта - человеческая жизнь. Политики расплачиваются с народом его собственной жизнью. Вы голосовали за это? Взяли под козырек. Вы хотели иметь «великое государство»? Вы его получили. Ну, получили войну. Ну, убили твоего брата, твоего мужа. В конце концов, статус вдовы весьма благороден. Нужно понимать, что нет у русского народа бОльших врагов, чем он сам. Мы так и не поняли, что было у нас во время сталинизма. У нас целый народ был на стороне Сталина. Нам очень трудно, мы очень запутались, мне кажется. У нас очень много нераспутанных моральных проблем, прежде всего - перед самими собой.

«Кино опасно для общества»

- «Отсев» в кинематографе велик. Из 20 человек кинематографического курса в кино остается работать один, а иногда - ни одного. В кинематографе все зависит от появления личностей, от появления новых молодых людей. Наша задача сейчас - сделать так, чтобы наибольшее количество молодых людей прошло профессиональную проверку. Легких денег уже нет (деньги стоят дорого), и чаще всего найти деньги - дороже, чем сделать фильм. Я верю, что появятся новые молодые люди, которые будут аккумулировать нашу энергию и лучшие наши качества. Это произойдет только в том случае, если это будут просвещенные люди. Дикий, мускулистый, агрессивный подросток-режиссер опасен. Кино вообще опасно для общества, как и телевидение. Оно приучает людей к смерти, к крови, равнодушию к смерти. Война в кино красива, смерть - красива, солдаты погибают красиво и перед смертью говорят красивые слова - девушке, жене, маме. Я этого никогда не видел, хотя был в боевых условиях. Мы должны помочь этим молодым людям. Появление талантливого человека неизбежно, и такие талантливые люди есть. Надо помочь им.

«Хотите поставить памятник Сталину? Ставьте, а мы посмотрим»

Если под Воронежем хотят поставить памятник Сталину, пусть его ставят. Бог распорядится с этими людьми. Люди, которые совершают такие поступки, всегда должны понимать степень наказания и неотвратимости наказания. Вы хотите, чтобы губернатор пришел туда и запретил это дело? У него нет на это морального права. Ставьте - а мы посмотрим. С другой стороны, государство должно иметь четкое и ясное понимание, какова реальная историческая оценка того периода. Что является критерием политической оценки? Для меня это жертвы, жестокосердие системы управления. Но, к сожалению, мы очень далеки от этой дискуссии, потому что все время на повестке дня появляются всякого рода другие дискуссии и подменные темы, которые отвлекают нас от нашей внутренней жизни. У нас много блестящих результатов и одновременно внутренних проблем, которые требуют как можно более скорейшего общественного обсуждения.

«Там, где жизнь политизирована, люди глохнут»

То, что сейчас происходит на Украине и в Сирии, не должно волновать нас в такой степени, как сейчас. У нас очень много социальных и моральных проблем, о которых мы, российские люди, должны начинать говорить. У нас есть предложения, у которых в конце - многоточие. Когда у народа таких предложений много, это становится уже опасно. Произойдет разрушение, распад государства, люди разочаруются в единстве. Страна, такая огромная, как наша, вполне способна начинать погибать от регионального сепаратизма, у которого будут все основания. Потому что единой, осмысленной эволюционной политики в жизни такого государства нет.

Наши политики не думают о судьбе государства наперед. Они не думают о том, что такое федерализм и как его понимать. Людей стало меньше, да и идеология стала агрессивнее. Церковь берет на себя огромную политическую роль. Нам нужно создать государство для молодых людей, в котором молодой человек чувствует себя посвященным в будущее своей страны и хорошо понимает свою будущую судьбу. Не надо внедрять в головы патриотические догматы. Вы постройте разумное государство, где существует разумная система политических взаимоотношений, где сумасшедшие люди не получают власти в партийных структурах и не попадают в парламент, где отсутствует политический сыск по отношению к молодежи. Политизация жизни - это очень опасно. Там, где существует политизированная жизнь, люди глохнут - у них монофонический слух. Они слышат только один диапазон.

«Мы должны поощрять появление в обществе сложных людей»

Надо делать все, чтобы быть народом и страной, где просвещение является нашей национальной идеей. Если мы добьемся просвещенческой культуры, тогда мы поймем, за кого надо голосовать. Голосуйте за того, для кого моральные ценности выше политических, а это очень просто проверить. Мы должны поощрять возникновение в нашем обществе сложных людей. А среди молодежи их очень много. Одно время я был близок с семьей президента Бориса Николаевича Ельцина. В то время многие выступали за то, чтобы усилить меру наказания за происходящие в стране процессы. По этому поводу он сказал: «Стоит только начать…Остановить потом будет трудно». До 1917 года наш народ сначала разбивал лбы на преданности православию, и как только группа людей дала ему свободу, народ стал уничтожать своих священников. В Петербурге священников зарывали живьем: бросали пять человек в яму и забрасывали землей. Несколько дней там земля шевелилась. Сейчас об этом не принято вспоминать. А какое количество монастырей было истреблено физически! Какое количество людей в рясах, вина которых была только в том, что они молились и имели другое мировоззрение…

«То, чем занимается наш парламент, - что-то постыдное»

Вне всякого сомнения, в правящей партии - нехватка политической воли. В правящей партии тоже должна быть борьба. Не нужно гоняться за людьми, которые хотят усыновить детей и влезать в постели людей - парламент в этом смысле у нас непонятно, чем вообще занимается. Это совершенно что-то постыдное. В самой правящей партии должны появиться сильные, мощные фигуры, которые не боятся, даже в рамках партийной дисциплины, делать замечания президенту, премьер-министру и правящим структурам - как это иногда бывало в «проклятой» компартии. На любом пленуме райкома вы могли встать и сказать, что вы думаете. Мы должны понимать, что мы шаг за шагом создаем жестокосердное государство.

Анастасия Сарма

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...