Читательский дневник паустовский заячьи лапы главная мысль. “Прощание с летом” Паустовский – отзыв для читательского дневника. й класс. Урок литературного чтения


Название произведения: Заячьи лапы
Паустовский К. Г.
Год написания: 1937
Жанр произведения: сказка
Главные герои: Ларион Малявин - дед, Ваня - внук, Карл Петрович - доктор.

Сюжет

Дед был на охоте и увидел зайца. Пристрелить не удалось, пуля прошла мимо. А в это время лес объял пожар. Бежав за зайчиком дед сумел спастись. Но бедное животное пострадало - лапы и живот обожглись. Желая спасти зайца внук деда, Ваня отправился к деревенскому ветеринару, но тот отказался лечить. Аргументы, что это особенный заяц не подействовали. Мальчику было очень горько. Однако, бабка Анисья дала надежду, посоветовав найти в городе Карла Петровича. Это удалось с трудом. Недовольный аптекарь таки дал адрес. Карл Петрович оказался стариком, который всю жизнь лечил детей. Дед уговорил его взяться за зайца. Доктор вылечил зверя. Об этой истории даже напечатали в московской газете. Дедушке предлагали продать зайца, но тот наотрез отказался, считая его другом. Равное ухо зайца напоминает о спасении, дарованном проворным зайцем.

Вывод (мое мнение)

Сказка побуждает ценить великодушные поступки. Дед никогда не забывал, что сделал для него заяц. Он был готов на многое, ради того, чтобы вылечить животное. Не стоит воспринимать как должное помощь от ближних. Кроме того, нужно отвечать тем же, проявляя искреннюю любовь и заботу.

Константин Георгиевич - великий русский писатель. Он любил путешествовать, отражал свои впечатления об увиденном, людях в своих повестях и рассказах. Его животных учат людей доброте, состраданию, отзывчивости, любви к родному краю. С одним из его трудов вы познакомитесь, прочитав краткое содержание. «Заячьи лапы» Паустовский написал в 1937 году. Но до сих пор этот рассказ не может оставить читателя равнодушным.

Краткая биография: становление писателя

Чтобы понять, почему написал К. Г. Паустовский «Заячьи лапы», нужно хотя бы немного узнать о самом авторе.

Родился он в Москве, в 1892 году, 31 мая. Отец Константина из рода работал железнодорожным статистом. По словам самого писателя, мать была женщиной суровой и властной. Рассказывая о своей семье, Константин Георгиевич говорил, что они любили заниматься различными искусствами - много играли на рояле, посещали театры.

Из-за того что семья распалась, Константин с шестого класса вынужден был трудиться наравне со взрослыми, чтобы зарабатывать на учение и на жизнь. Мальчик стал репетитором. А свой первый рассказ он написал в 1911 году, его издали в журнале «Огни».

Еще будучи ребенком Костя грезил путешествиями. Со временем он осуществил свою мечту, побывав во многих странах. Впечатления от этих поездок, встреч с разными людьми легли в основу многих его очерков. Но, как признавался впоследствии сам писатель, лучше Средней России мест нет.

Паустовский говорил, что он все охотнее и чаще пишет о простых безызвестных людях - пастухах, паромщиках, ремесленниках, лесных объездчиках, «сторожах и деревенских детях - своих закадычных друзьях». Вот поэтому и создал К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» - рассказ, в котором мальчик и старик пытаются спасти зайчонка. Но не все так просто в этом произведении…

Начало повествования

Пришла пора раскрыть краткое содержание. «Заячьи лапы» Паустовский написал, чтобы наглядно показать - не нужно делать зла, так как потом об этом придется пожалеть. Это произведение показывает благородство простых людей, один из которых оступился, но потом исправился.

Произведение Паустовского «Заячьи лапы» начинается со знакомства. Перед читателем предстает мальчик, проживающий в селе на Урженском озере. Зовут ребенка Ваня Малявин.

Ребенок принес к ветеринару маленького зайчонка, завернутого в ватную куртку мальчика. С первых же строк возникает жалость к этому маленькому существу, автор пишет, что заяц плакал, глаза его были красные от слез. Но ветеринар даже не спросил, что случилось, он закричал на мальчика, сказав, что тот скоро будет к нему таскать мышей. Ребенок не выдержал и ответил, что ругаться не нужно, этот заяц особенный, его прислал вылечить дедушка.

На вопрос ветеринара, что случилось, мальчик ответил - у него обожжены лапы. Вместо того чтобы оказать зверьку помощь, ветеринар вытолкнул ребенка в спину и крикнул вслед, что он не умеет их лечить и посоветовал зажарить зайца. На такие жестокие слова мальчик ничего не ответил. Так начинает свой рассказ Заячьи лапы были повреждены из-за лесного пожара. Об этом происшествии читатель узнает позже.

Сострадание Ивана

Выйдя от ветеринара, мальчик тоже стал плакать. Его увидела бабушка Анисья. Ребенок поделился с нею своей печалью, на что старушка посоветовала ему обратиться к доктору Карлу Петровичу, который живет в городе. Ваня быстро пошел к дедушке рассказать обо всем.

По дороге ребенок сорвал для питомца травки, просил, чтобы тот поел. Иван подумал, что зайчик хочет пить, пробежал с ним к озеру, чтобы тот утолил жажду. Продолжаем далее краткое содержание. «Заячьи лапы» Паустовский создал и для того, чтобы дети с юных лет учились состраданию. Ведь мальчику Ване было жаль своего длинноухого друга, поэтому он пытался его вылечить, накормить и напоить.

Поиски врача

Дома ребенок все рассказал деду Лариону, и наутро они отправились в путь. Прибыв в город, старик и внук стали расспрашивать прохожих, где живет Карл Петрович, но никто не знал этого.

Затем они зашли в аптеку, фармацевт дал адрес врача, но огорчил путников тем, что тот уже три года, как не принимает пациентов. Ларион и Ваня разыскали доктора, но тот сказал им, что он не ветеринар, а специалист по детским болезням. На что пожилой человек ответил, мол, какая разница кого лечить, ребенка или зайчонка.

Встреча с врачом, выздоровление

Доктор стал лечить зайца. Ваня остался у Карла Петровича, чтобы ухаживать за подопечным, а Ларион утром ушел на озеро. Вскоре об этом происшествии узнала уже вся улица, через 2 дня весь город. На третий день к доктору пришел сотрудник газеты и попросил дать интервью о зайце.

Когда ушастик окончательно поправился, Ваня отнес его домой. Историю эту быстро забыли, только профессор из Москвы очень хотел, чтобы дед продал ему четырехлапую знаменитость. Но Ларион ответил отказом.

Что же произошло тогда в лесу?

Далее переходит к основным событиям краткое содержание. «Заячьи лапы» Паустовский написал таким образом, что о причине ожогов ушастика читатель узнает ближе к концу. С этого момента становится понятно, что повествование ведется от имени самого Константина Георгиевича. Тот рассказывает, что осенью был у деда Лариона, ночевал у него в доме на озере. Старику не спалось, и тот поведал о происшествии.

Было это еще в августе. Как-то дед пошел охотиться, увидел зайца и выстрелил. Но провидению было угодно, чтобы тот промахнулся, а заяц убежал. Старик пошел дальше, но вскоре почувствовал запах гари, увидел дым и понял, что это лесной пожар. Ураганный ветер способствовал быстрому распространению огня. Старик побежал, но стал спотыкаться и падать. Пожар настигал его.

Спасется ли пожилой человек?

Ларион чувствовал, что огонь уже хватает его за плечи, но тут увидел зайца, выскочившего у него из-под ног. Тот бежал медленно, было видно, что у него повреждены задние лапы, так как он волочил их. Старик обрадовался зверю, как родному. Он знал, что животные обладают особым чутьем, они чувствуют, куда нужно бежать, чтобы спастись от пожара.

Из последних сил трусил пожилой человек за зайцем, просил того не бежать быстро. Так ушастик вывел Лариона из огня. Оказавшись на берегу озера, оба упали без сил. Тут пришла пора старика позаботиться о своем спасителе. Взял он маленького друга на руки и понес домой. Когда ушастика вылечили, старик оставил его у себя.

Окончание рассказа для кого-то предсказуемо, для кого-то неожиданно. Ларион покаялся, что он виноват перед животным. Ведь это был тот самый заяц с разорванным ухом, которого он чуть не застрелил.

Вот такой интересный рассказ написал К. Г. Паустовский.

«Заячьи лапы»: главные герои

Произведение начинается со знакомства с Ваней Малявиным. Затем автор очень кратко рассказывает о его дедушке. Это два главных героя повествования. Несомненно, третьим является заяц, который вел себя геройски и благородно - спас Лариона, несмотря на то что тот едва не убил его в начале их встречи. Но добро порождает добро. И в трудную для животного минуту старик не оставил своего спасителя, преодолел различные преграды - равнодушие людей, неблизкий путь, чтобы помочь зверьку.

Есть здесь и второстепенные герои. Кто-то из них, как бабушка Анисья, Карл Петрович - положительные, так как они не остались равнодушными к чужой беде. На фоне благородства этих людей особенно ярко видно убийственное равнодушие ветеринара, который едва не погубил животное, так как даже не осмотрел его.

Анализ: «Заячьи лапы», Паустовский

В своем произведении писатель поднимает важные проблемы, рассказывая о равнодушии одних людей и доброте других, о тесной взаимосвязи природы и человека. Анализируя внутреннюю форму рассказа, можно утверждать, что в самом начале повествование безличное. Ближе к концу произведения становится понятно, что ведется оно от лица автора.

Анализируя главных героев, можно сказать, что автор поведал немного об их внешнем облике, зато дал читателю возможность увидеть внутреннее состояние этих благородных людей. Писатель поведал, что старик ходил в онучах, с палкой. Это был с высоким чувством ответственности. Ваня тоже хороший и заботливый мальчик, он искренне переживает за зайца, что говорит об отзывчивости ребенка и его добром сердце.

Если проводить анализ природных пейзажей, видно, что автор представил их в двух ипостасях. Первая - это жара, ураган, из-за которых начался сильный пожар. Вторая - холодная осень, октябрьская ночь, когда так хорошо сидеть за чашкой чая в доме и разговаривать, как делали это Константин Георгиевич и Ларион. Природные описания помогают читателю полностью погрузиться в рассказ, оказаться вместе с героями на месте событий. На этом заканчивается краткий пересказ.

Паустовский «Заячьи лапы» написал для читателей всех возрастных категорий. И взрослым, и детям будет полезно ознакомиться с этим интересным и поучительным рассказом.

Мальчик принес к ветеринару больного зайца и попросил осмотреть его. Врач сначала отказывался, но Ваня начал объяснять, что его послал дедушка. Он очень просил вылечить животное.

Заяц вел себя тихо, только плакал и мигал глазами, которые стали красными от слез. Оказалось, что у него обожжены лапы. Доктор отказался лечить больного ушастого. Ваня Малевич взял его на руки и вышел из кабинета. Облокотился на стену и заплакал. Он не знал, что делать дальше. На прием к ветеринару сидела бабушка, которая привела свою козу. Бабка Анисья пожалела мальчика и зайца. Она посоветовала отнести его к Карлу Петровичу, в город. Ваня поблагодарил добрую старушку и быстро побежал назад, домой. Дорога была неблизкой, но мальчик мчался через лес к дедушке. Надо было успеть отвезти зверька в город, иначе могло произойти непоправимое.

Зайцу было очень больно, и он постанывал. Стаяло знойное лето, и кругом горели лесные массивы. В воздухе витал запах гари, дыма и копоти. На следующее утро старик и мальчик двинулись в путь. Ваня Малевич завернул зверя в старую куртку и нес сзади. Ушастый друг притих совсем, ему становилось все хуже. Наконец, путники вышли на базарную площадь. Они не знали, где надо искать Карла Петровича и спрашивали у прохожих. Только, никто точно не мог указать адрес, по которому нужно идти дальше.

Дедушка и Ваня зашли в аптеку. Оказалось, что старичок в белом халате, знает Корша Карла Петровича. Это – детский врач, но он уже три года не работает. Ванин дед рассказал историю про зайца. Если бы не зверек, то старика не было бы уже в живых. Он спас ему жизнь тем, что при пожаре вывел дедушку из леса, зато сам обжог лапы. Аптекарь сразу заглянул в свою тетрадь, и назвал адрес доктора. Который и вылечил Зайца.

Картинка или рисунок Заячьи лапы

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Нортенгерское аббатство Джейн Остин

    У деревенского священника Морланда была большая и дружная семья. Одна из дочерей, семнадцатилетняя Кэтрин, любила читать старинные романы. Однажды близкие друзья родителей супруги Аллен пригласили

  • Краткое содержание Защита Лужина Набоков

    10-летнему мальчику Лужину родители сообщили, что он сможет посетить школу сразу после возвращения из деревни в Петербург. В страхе перед неизведанным, маленький Лужин сбегает прямо с вокзала

  • Краткое содержание Руслан и Людмила Пушкин

    Князь Владимир решил устроить праздник собрав вместе своих сыновей, друзей и другой народ. Поводом для праздника стала свадьба его единственной дочери-Люды. Вокруг все рады этому событию

  • Краткое содержание Саломея Оскар уайльд

    Саломея - падчерица царя Ирода Иудейского и дочь жены Ирода - Иродиады, которая была проклята пророком по имени Джоканаан (известным как Иоанн Креститель в Библии). Он говорит, что брак короля является

  • Краткое содержание Бажов Голубая змейка

    Сказ о двух мальчиках, Ланко и Лейко, которые были друзьями с самого детства и однажды встретили голубую змейку. Оказалось, что это особое существо, которое несет богатство и удачу – золотую пыль, и неудачу и раздор

Константин Георгиевич – великий русский писатель. Он любил путешествовать, отражал свои впечатления об увиденном, людях в своих повестях и рассказах. Его произведения о природе, животных учат людей доброте, состраданию, отзывчивости, любви к родному краю. С одним из его трудов вы познакомитесь, прочитав краткое содержание. «Заячьи лапы» Паустовский написал в 1937 году. Но до сих пор этот рассказ не может оставить читателя равнодушным.

Краткая биография: становление писателя

Чтобы понять, почему написал К. Г. Паустовский «Заячьи лапы», нужно хотя бы немного узнать о самом авторе.

Родился он в Москве, в 1892 году, 31 мая. Отец Константина из рода запорожских казаков, работал железнодорожным статистом. По словам самого писателя, мать была женщиной суровой и властной. Рассказывая о своей семье, Константин Георгиевич говорил, что они любили заниматься различными искусствами – много играли на рояле, посещали театры.

Из-за того что семья распалась, Константин с шестого класса вынужден был трудиться наравне со взрослыми, чтобы зарабатывать на учение и на жизнь. Мальчик стал репетитором. А свой первый рассказ он написал в 1911 году, его издали в журнале «Огни».

Еще будучи ребенком Костя грезил путешествиями. Со временем он осуществил свою мечту, побывав во многих странах. Впечатления от этих поездок, встреч с разными людьми легли в основу многих его очерков. Но, как признавался впоследствии сам писатель, лучше Средней России мест нет.

Паустовский говорил, что он все охотнее и чаще пишет о простых безызвестных людях – пастухах, паромщиках, ремесленниках, лесных объездчиках, «сторожах и деревенских детях – своих закадычных друзьях». Вот поэтому и создал К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» – рассказ, в котором мальчик и старик пытаются спасти зайчонка. Но не все так просто в этом произведении…

Начало повествования

Пришла пора раскрыть краткое содержание. «Заячьи лапы» Паустовский написал, чтобы наглядно показать – не нужно делать зла, так как потом об этом придется пожалеть. Это произведение показывает благородство простых людей, один из которых оступился, но потом исправился.

Произведение Паустовского «Заячьи лапы» начинается со знакомства. Перед читателем предстает мальчик, проживающий в селе на Урженском озере. Зовут ребенка Ваня Малявин.

Ребенок принес к ветеринару маленького зайчонка, завернутого в ватную куртку мальчика. С первых же строк возникает жалость к этому маленькому существу, автор пишет, что заяц плакал, глаза его были красные от слез. Но ветеринар даже не спросил, что случилось, он закричал на мальчика, сказав, что тот скоро будет к нему таскать мышей. Ребенок не выдержал и ответил, что ругаться не нужно, этот заяц особенный, его прислал вылечить дедушка.

На вопрос ветеринара, что случилось, мальчик ответил – у него обожжены лапы. Вместо того чтобы оказать зверьку помощь, ветеринар вытолкнул ребенка в спину и крикнул вслед, что он не умеет их лечить и посоветовал зажарить зайца. На такие жестокие слова мальчик ничего не ответил. Так начинает свой рассказ Константин Паустовский. Заячьи лапы были повреждены из-за лесного пожара. Об этом происшествии читатель узнает позже.

Сострадание Ивана

Выйдя от ветеринара, мальчик тоже стал плакать. Его увидела бабушка Анисья. Ребенок поделился с нею своей печалью, на что старушка посоветовала ему обратиться к доктору Карлу Петровичу, который живет в городе. Ваня быстро пошел к дедушке рассказать обо всем.

По дороге ребенок сорвал для питомца травки, просил, чтобы тот поел. Иван подумал, что зайчик хочет пить, пробежал с ним к озеру, чтобы тот утолил жажду. Продолжаем далее краткое содержание. «Заячьи лапы» Паустовский создал и для того, чтобы дети с юных лет учились состраданию. Ведь мальчику Ване было жаль своего длинноухого друга, поэтому он пытался его вылечить, накормить и напоить.

Поиски врача

Дома ребенок все рассказал деду Лариону, и наутро они отправились в путь. Прибыв в город, старик и внук стали расспрашивать прохожих, где живет Карл Петрович, но никто не знал этого.

Затем они зашли в аптеку, фармацевт дал адрес врача, но огорчил путников тем, что тот уже три года, как не принимает пациентов. Ларион и Ваня разыскали доктора, но тот сказал им, что он не ветеринар, а специалист по детским болезням. На что пожилой человек ответил, мол, какая разница кого лечить, ребенка или зайчонка.

Встреча с врачом, выздоровление

Доктор стал лечить зайца. Ваня остался у Карла Петровича, чтобы ухаживать за подопечным, а Ларион утром ушел на озеро. Вскоре об этом происшествии узнала уже вся улица, через 2 дня весь город. На третий день к доктору пришел сотрудник газеты и попросил дать интервью о зайце.

Когда ушастик окончательно поправился, Ваня отнес его домой. Историю эту быстро забыли, только профессор из Москвы очень хотел, чтобы дед продал ему четырехлапую знаменитость. Но Ларион ответил отказом.

Что же произошло тогда в лесу?

Далее переходит к основным событиям краткое содержание. «Заячьи лапы» Паустовский написал таким образом, что о причине ожогов ушастика читатель узнает ближе к концу. С этого момента становится понятно, что повествование ведется от имени самого Константина Георгиевича. Тот рассказывает, что осенью был у деда Лариона, ночевал у него в доме на озере. Старику не спалось, и тот поведал о происшествии.

Было это еще в августе. Как-то дед пошел охотиться, увидел зайца и выстрелил. Но провидению было угодно, чтобы тот промахнулся, а заяц убежал. Старик пошел дальше, но вскоре почувствовал запах гари, увидел дым и понял, что это лесной пожар. Ураганный ветер способствовал быстрому распространению огня. Старик побежал, но стал спотыкаться и падать. Пожар настигал его.

Спасется ли пожилой человек?

Ларион чувствовал, что огонь уже хватает его за плечи, но тут увидел зайца, выскочившего у него из-под ног. Тот бежал медленно, было видно, что у него повреждены задние лапы, так как он волочил их. Старик обрадовался зверю, как родному. Он знал, что животные обладают особым чутьем, они чувствуют, куда нужно бежать, чтобы спастись от пожара.

Из последних сил трусил пожилой человек за зайцем, просил того не бежать быстро. Так ушастик вывел Лариона из огня. Оказавшись на берегу озера, оба упали без сил. Тут пришла пора старика позаботиться о своем спасителе. Взял он маленького друга на руки и понес домой. Когда ушастика вылечили, старик оставил его у себя.

Окончание рассказа для кого-то предсказуемо, для кого-то неожиданно. Ларион покаялся, что он виноват перед животным. Ведь это был тот самый заяц с разорванным ухом, которого он чуть не застрелил.

Вот такой интересный рассказ написал К. Г. Паустовский.

«Заячьи лапы»: главные герои

Произведение начинается со знакомства с Ваней Малявиным. Затем автор очень кратко рассказывает о его дедушке. Это два главных героя повествования. Несомненно, третьим является заяц, который вел себя геройски и благородно – спас Лариона, несмотря на то что тот едва не убил его в начале их встречи. Но добро порождает добро. И в трудную для животного минуту старик не оставил своего спасителя, преодолел различные преграды – равнодушие людей, неблизкий путь, чтобы помочь зверьку.

Есть здесь и второстепенные герои. Кто-то из них, как бабушка Анисья, Карл Петрович – положительные, так как они не остались равнодушными к чужой беде. На фоне благородства этих людей особенно ярко видно убийственное равнодушие ветеринара, который едва не погубил животное, так как даже не осмотрел его.

Анализ: «Заячьи лапы», Паустовский

В своем произведении писатель поднимает важные проблемы, рассказывая о равнодушии одних людей и доброте других, о тесной взаимосвязи природы и человека. Анализируя внутреннюю форму рассказа, можно утверждать, что в самом начале повествование безличное. Ближе к концу произведения становится понятно, что ведется оно от лица автора.

Анализируя главных героев, можно сказать, что автор поведал немного об их внешнем облике, зато дал читателю возможность увидеть внутреннее состояние этих благородных людей. Писатель поведал, что старик ходил в онучах, с палкой. Это был добрый человек, с высоким чувством ответственности. Ваня тоже хороший и заботливый мальчик, он искренне переживает за зайца, что говорит об отзывчивости ребенка и его добром сердце.

Если проводить анализ природных пейзажей, видно, что автор представил их в двух ипостасях. Первая – это жара, ураган, из-за которых начался сильный пожар. Вторая – холодная осень, октябрьская ночь, когда так хорошо сидеть за чашкой чая в доме и разговаривать, как делали это Константин Георгиевич и Ларион. Природные описания помогают читателю полностью погрузиться в рассказ, оказаться вместе с героями на месте событий. На этом заканчивается краткий пересказ.

Паустовский «Заячьи лапы» написал для читателей всех возрастных категорий. И взрослым, и детям будет полезно ознакомиться с этим интересным и поучительным рассказом.

3-й класс. Урок литературного чтения.

Тема: " Константин Паустовский «Заячьи лапы» Что чувствуют и переживают герои."

Тип урока: комбинированный.

Цель: Создать условия для развития умений внимательно и осознанно читать произведение, анализировать внутренний мир героев произведения; способствовать развитию умения определять жанр художественного произведения .

Планируемые образовательные результаты :

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:

Работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ход урока.

I .Орг. момент

Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих.

II .Введение в тему.

Прочитайте эпиграф нашего урока.

Эпиграф урока: «Способность видеть в обыкновенном чудесное - признак мудрости!»

Как вы понимаете эти слова?

Ребята, с произведением каких писателей мы познакомились, из­учая тему «Учимся любить»?

Проверьте себя по содержанию.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного писате­ля. А героя узнаете, отгадав загадку.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц.)

-Найдите фамилию автора и название его произведения по содержанию. (К. Паустовский «Заячьи лапы».)

Знаком ли вам этот писатель?

(Показ портрета)

Константин Георгиевич Паустовский – великий русский писатель. Он любил путешествовать, отражал свои впечатления об увиденном, людях в своих повестях и рассказах. Его произведения о природе, животных учат людей доброте, состраданию, отзывчивости, любви к родному краю. С одним из его трудов вы познакомитесь, сегодня. Это рассказ «Заячьи лапы», который Паустовский написал в 1937 году. Но до сих пор этот рассказ не может оставить читателя равнодушным.

III . Сообщение темы и цели урока.

Внимательно прочитайте тему урока.

Чему мы будем учиться на уроке?

Сформулируйте цели урока продолжив фразы:

Я хотел бы познакомиться….

Я хотел бы узнать…

Я хотел бы развить умение…

Сегодня мы познакомимся с произведением Константина Георгиевича Паустовского "Заячьи лапы", будем анализировать внутренний мир героев произведения .

IV .Работа над новым материалом.

1. Знакомство с писателем.

Чтобы понять, почему написал К. Г. Паустовский «Заячьи лапы», нужно хотя бы немного узнать о самом авторе.

Константин Паустовский родился в 1892 г. в Москве. Детство про­вел на Украине у деда и бабки. Писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путеше­ствовать. Ещё будучи ребенком Костя грезил путешествиями. Со временем он осуществил свою мечту, побывав во многих странах. Впечатления от этих поездок, встреч с разными людьми легли в основу многих его очерков. Но, как признавался впоследствии сам писатель, лучше Средней России мест нет. Паустовский говорил, что он все охотнее и чаще пишет о простых безызвестных людях – пастухах, паромщиках, ремесленниках, лесных объездчиках, «сторожах и деревенских детях – своих закадычных друзьях». Вот поэтому и создал К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» – рассказ, в котором мальчик и старик пытаются спасти зайчонка. Но не все так просто в этом произведении…

2. Словарная работа.

Работа в группах.

Так как произведение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения.

Сейчас, работая в группах найдите в толковом словаре значения слов.

1 группа ищет значение слов:

Оголец – мальчишка, молодой парень.

Пациент – больной, который лечится у врача.

Пенсне – очки, которые держатся с помощью пружинки на переносице.

Посох – длинная трость, палка для опоры при ходьбе.

2 группа ищет значение слов:

Прошамкать – проговорить невнятно из-за отсутствия зубов.

Сени, сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенской избе.

Ураган – ветер необычной, разрушительной силы.

Умреть (умрет) – диалектное; особенность произношения слов в определенной местности.

3 группа ищет значение слов:

Онучи – обмотка для ноги под сапог, портянка.

Ветеринар – специалист по лечению животных.

Лапти – в старое время крестьянская обувь, сплетенная из лыка (липа).

Коновал – знахарь, лечащий лошадей (о плохом, невежественном враче).

3 группа ищет значение слов:

Вереница – ряд сходных предметов, движущихся друг за другом цепью.

Зенит – в астрономии – точка небесной сферы, находящаяся вертикально над головой наблюдателя.

Янтарь – окаменевшая живица хвойных деревьев, от прозрачного до темно-красного цвета, обрабатывается для украшений.

Фетровая шляпа – плотный валяный материал из высококачественных сортов шерсти.

3. Чтение рассказа Константина Паустовского «Заячьи лапы» 1-ой части учителем, 2-3-ей части учащимися по цепочке.

Понравилось произведение?

Выразите своё мнение о прочитанном рассказе одним словом.

Что вам особенно понравилось в этой истории?

Чему учит это произведение?

4. Физкультминутка

4. Работа по содержанию.

Кто рассказал нам эту историю? О чем она? (О том, как дед и внук спасали зайца.)

Из-за чего произошла эта история?

Найдите слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что лето было жаркое.

Проверим, внимательно ли вы читали текст.

Как вы думаете, заяц, которого с помощью доктора спас дед, - тот самый, в которого он стрелял? Из какого эпизода это видно?

Найдите и прочитайте, что рассказал дед доктору Карлу Петровичу. Какая деталь подтверждает, что это один и тот же заяц? (Заяц был с рваным ухом.)

Какие чувства пережил дед во время пожара? (Он почувство­вал приближение смерти.)

Найдите подтверждение в тексте. («Смерть настигала деда...».)

Найдите самый напряженный момент в рассказе деда. Перечитайте его и подчеркните действия деда во время пожара одной чертой, а действия зайца - волнистой ли­нией.

- Что можно сказать о поведении деда? (Он был в панике и не знал, что делать.)

Как же ему удалось спастись? Прочитайте, как это объяс­няет автор.

Как вы думаете, почему дед так упорно стремится спасти зайца: ведь он хотел убить его на охоте? (Дед хотел отпла­тить спасением за спасение.)

– Зачем Ваня обратился к ветеринару? Зачем Ваня и дедушка отправились в город?

Прочитайте, как к зайчику отнесся ветеринар. Почему ветеринар отказался его лечить?

Прочитайте и кратко расскажите о разговоре деда с аптекарем.

Кто вылечил зайца? Кто и как помогал в спасении больного зверька? Зачитайте отрывок.

Почему Ваня принимает такое участие в судьбе больного зайца?

- Кто участвовал в спасении зайца? ( Ваня Малявин, дед Ларион Малявин, бабка Анисья, доктор Карл Петрович, аптекарь.)

- Что вы можете сказать о Ване? (Он добрый, чуткий, вынос­ливый, упорный, заботливый мальчик.)

Подтвердите словами из текста, постарайтесь ничего не упу­стить. ( Ваня очень переживает, когда сельский ветеринар отказывается лечить зайца. По дороге домой он старается накормить зайца мягкими листьями. Ваня бежит напрямик через лес к озеру, чтобы в жару дать напиться зайцу.)

А теперь докажите, что почти все, кто так или иначе участ­вовал в судьбе зайца, очень хорошие люди.

Какое участие приняла в судьбе зайца бабка Анисья?

Найдем на с. 164 и перечитаем разговор Вани и бабки Ани­сьи. Какие ее действия вы можете отметить? (Не прошла мимо; посочувствовала; пожалела зайца; дала совет.)

- Как эти поступки ее характеризуют? (.Жалостливая, любо­знательная, душевная, добрая.)

Какие слова подтверждают, что она пожилая деревенская жительница? («Прошамкала», «не умреть», «пущай», «сер­дешный».)

А как Ваня и дед нашли доктора? Кто им помог?

Перечитайте диалог аптекаря и деда.

- Каким вы представляете себе аптекаря? (Толстый, старый, в пенсне, нервный, раздражительный, сердитый.)

Как вы думаете, почему сначала аптекарь не захотел помочь деду? (Примерный ответ. Аптекарь, услышав историю про зайца, сначала раздумывал над тем, что неловко беспокоить старого, уже не практикующего детского врача по такому делу, но затем проникся рассказом и выкрикнул адрес.)

Кто же вылечил зайца? Почему доктор согласился лечить его?

Перечитаем разговор деда и доктора и составим словесный портрет Карла Петровича. ( Старик с седыми взъерошенными бровями, интеллигентный, образованный, строгий, добрый, умел играть на рояле.)

- Какие действия предпринял дед по спасению зайца? ( От­правился в город; выспросил адрес; убедил доктора лечить зайца.)

- Какие человеческие качества при этом он проявил? (На­стойчивость, не стал наживаться на зайце, выпустил на волю.)

Какое у вас отношение к каждому из действующих лиц?

V . Закрепление.

1. Составление плана рассказа.

О чём рассказ?

О каких событиях в нём повествуется?

Составим план рассказа перечисляя цепочку событий.

План:

    Ваня у ветеринара.

    Совет бабки Анисьи.

    Дорога в город.

    Встреча с доктором.

    Лесной пожар.

    Заяц у деда.

Работа в парах.

Ребята, посмотрите на наш план и сопоставьте эти цепочки событий. Уточните, в какой последовательности события происходили на самом деле и в какой о них рассказывал писатель.

У учащихся появляется запись.

События в рассказе. События в жизни.

    Ваня у ветеринара. 1. Лесной пожар.

    Совет бабки Анисьи. 2. Ваня у ветеринара.

    Дорога в город. 3. Совет бабки Анисьи.

    Встреча с доктором. 4. Дорога в город.

    Лесной пожар. 5. Встреча с доктором.

    Заяц у деда. 6. Заяц у деда.

Почему рассказ о лесном пожаре перенесён в самый конец повествования?

(для ответа на них следует еще раз обратиться к третьей части, перечитать её).

(Последовательность событий в рассказе нарушена, чтобы подчеркнуть наиболее драматичный эпизод в нём и тем самым помочь читателю понять главную мысль: животные – наши друзья, к ним надо относиться бережно.

2. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи.

А теперь поработаем в группах, составляя словесный портрет героев.

1 группа - Каким вы представляете Ваню?

Проверка (Ваня беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый)

Речь: волнуясь шепчет

2 группа - Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог?

Прочитайте и обсудите диалог аптекаря с дедом. Скажите, что собой представляет аптекарь?

Проверка (Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)

3 группа - Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.

Проверка (Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)

4 группа - Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион?

Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?

Проверка (Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)

А как бы поступили вы?

Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.

О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

(Это рассказ о людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет! Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!)

VI .Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение.

2. Подготовить творческий пересказ от лица героя произведения – мальчика .

3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

VII .Итог урока.

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

Какие задания показались вам наиболее интересными?

Ребята, почему этот рассказ помещен именно в эту главу?

Что вас взволновало? О чем задумались?

II Х.Рефлексия.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...