Что такое шень. Смотреть что такое "шэнь" в других словарях. Правильное использование шен-ци

В соответствии с китайской метафизикой окружающая нас среда представляет собой совокупность энергетических вибраций материальных и нематериальных сущностей всей Вселенной.

Метафизика разделяет энергию материального и нематериального мира, именуемую термином ци на позитивную и негативную, соответственно шен-ци и ша-ци. Как правило эти энергии называют укорочено, например, позитивную энергию именуют просто «ци», а негативную – «ша».

Шен-ци – это , оказывающая на человека положительное воздействие, ша-ци напротив, несёт агрессию и разрушение. Искусство фэн-шуй широко использует в своей философии и практиках понятие энергии ци. Аналогами ци в других культурах являются, к примеру, в Японии «ки», в Индии «прана», в Западной же философии говорят о «воле к жизни».

Необходимость индивидуального определения направления шен-ци

Понятие шен-ци с китайского переводится как «энергия жизни», неудивительно, что это направление является самым мощным, благотворным и жизнеутверждающим. Для каждого человека оно определяется в зависимости от его года рождения, в соответствии с которым определяется так называемое число ГУА, от значения которого и зависит шен-ци. Надо сказать, что ГУА – это магическое число, персональное для каждого человека, оно является своего рода личным ангелом-хранителем. Все числа ГУА подразделяются на две группы: западную (2, 6, 7, 8) и восточную (1, 3, 4, 9). Воспользовавшись несложной таблицей зависимости направления шен-ци от числа ГУА, каждый может узнать своё индивидуальное благоприятное направление. Выяснив своё направление можно перейти к использованию его благоприятного воздействия с помощью искусства фэн-шуй.

Определение направления шен-ци по числу ГУА:

Число ГУА
1 Юго-восток
2 Северо-восток
3 Юг
4 Север
6 Запад
7 Северо-запад
8 Юго-запад
9 Восток

Правильное использование шен-ци

Шен-ци очень мощное направление, являющееся источником огромной энергии. Это направление денег, высокого социального статуса, карьеры несущее при других благоприятных факторах фэн-шуй, богатство и успех в бизнесе. Энергия шен-ци оказывает мощное воздействие, как на деловые, так и личные начинания и если человек стремится к карьерному росту или процветанию бизнеса, то ему необходимо разместить свой рабочий стол в направлении шен-ци, в идеале в этом же направлении должна быть и дверь комнаты (при взгляде изнутри помещения). Садясь за стол переговоров, или совершая важный звонок поворачиваться надо в благоприятном направлении. Желательно даже за обеденный стол каждому члену семьи садиться лицом в направлении своего шен-ци. Вот только спать головой в этом направлении не стоит, ибо энергия ци столь сильна, что расслабиться и заснуть человеку довольно трудно, а если и удаётся погрузиться в сон, то он сопровождается тяжёлыми и тревожными снами. А ведь в погоне за финансовым успехом важно никогда не забывать об отдыхе, уметь забывать о проблемах и сон лучший в этом помощник. И не забывайте, что каждый человек сам может быть источником жизненной энергии и заряжать её окружающее пространство!

Женьшень – род многолетних трав, относящийся к семейству Аралиевые и включающий чуть больше 10 видов. В естественных условиях его представителей можно встретить на территории Северной Америки, России (Сибирь, Алтай, Урал) и некоторых стран Восточной Азии (Китай, Корея, Япония, Вьетнам). Женьшень обыкновенный или настоящий является одним из самых известных лекарственных растений. Для лечебных целей его специально культивируют, так как природные запасы ограничены и не способны удовлетворить спрос на него. Корень женьшеня обладает адаптогенными и тонизирующими свойствами, укрепляет организм, повышает иммунитет и сопротивляемость к различным болезням. Восточная народная медицина активно использует данное растение на протяжении уже более 2000 лет и считает, что оно продлевает жизнь и сохраняет молодость. Благодаря своим ценным целебным свойствам и сходством формы корня с телом человека женьшень в народе получил следующие названия: корень жизни, соль земли, дар бессмертия, божественная трава, стосил и др.

Ботаническое описание

Местами, где растет женьшень в природных условиях, являются густые тенистые, хвойные, широколиственные, кедровые, грабовые и смешанные леса. Он встречается одиночно или небольшими группами. Ему подходят хорошо дренированные умеренно влажные плодородные почвы, богатые удобрениями. Растение плохо переносит высокую влажность воздуха и прямые солнечные лучи. Размножение осуществляется семенами. Женьшень является долгожителем, его возраст может достигать 100 – 150 лет.

Интересно: Растение сильно истощает почвы, на которых произрастает, поэтому при выращивании в искусственных условиях после сбора, высаживать его на том же месте рекомендуется не ранее, чем через 10 лет.

Корень у женьшеня стержневой (длина до 25 см, диаметр до 3 см), мясистый, сморщенный, снаружи желтовато-белой окраски, веретеновидный, с крупными разветвлениями (до 6 штук). На свежем изломе ровный, белый, имеет сладковатый запах. Форма корня цилиндрическая с выраженными утолщениями в виде колец в верхней части, число которых прибавляется с возрастом. Корневище короткое, суженное, поперечно-морщинистое, располагается наверху корня, имеет рубцы от опавших стеблей. На его верхушке находится зимующая почка, из которой развивается надземный побег. К возрасту 100 лет масса корня растения составляет 300 – 400 г.
Стебель прямой, одиночный, тонкий, длиной до 60 – 70 см, в поперечном сечении круглый, внутри полый, прорастает из зимующей почки. Каждый год отмирает. Листья пальчато-сложные, на длинных черешках (6 – 8 см), состоят из 5 длинных эллиптических или обратнояйцевидных листочков с клиновидным основанием, заостренной верхушкой и мелкопильчатыми краями. Сверху они покрыты редкими волосками. Два боковых нижних листочка размером меньше верхних (длина 2 – 3 см, ширина 1 – 1.5 см), а средний самый крупный (до 15 см в длину и до 4 см в ширину). На вершине стебля образуют мутовку из 2 – 5 штук.

Цветение происходит в середине лета, спустя 8 – 10 лет после прорастания семян. Цветки обоеполые и тычиночные, тычинок 5 штук, пестик с нижней завязью и двумя столбиками. По размеру цветки мелкие (до 2 мм в диаметре), белой окраски, по форме напоминают звездочки. Они собраны чаще по 10 – 20 штук в соцветие простой зонтик диаметром 2 – 3 см на вершине цветочной стрелки, выходящей из центра листовой мутовки. Опыляются самостоятельно, обладают приятным ароматом.

Плоды, представляющие собой сочные ярко-красные двугнездные или реже трехгнездные шаровидные костянки длиной до 10 мм, созревают в конце лета – начале осени. Каждое гнездо содержит по одному морщинистому семени кремовой или белой окраски размером 3 – 6 мм, имеющих форму неправильной окружности или диска.

Химический состав

Полезные свойства женьшеня обусловлены многообразием входящих в его состав активных химических соединений. Основным лекарственным сырьем является корень растения, но иногда применяют также и надземные части. Он содержит:

  • алкалоиды;
  • смолы;
  • витамины (аскорбиновая, никотиновая, пантотеновая, фолиевая кислоты);
  • минералы (S, P, Mg, K, Ca, Co, Mn, Fe, Cu, Mo, Cr, Zn, Ti)
  • дубильные вещества;
  • слизи;
  • тритерпеновые сапонины (гинзенозиды или панаксозиды);
  • полиацетилены (фалькаринол, панаксинол, фалькаринтриол, панаксидол);
  • аминокислоты и олигопептиды;
  • полисахариды (пектины, крахмал);
  • фитостерины;
  • жирные кислоты;
  • эфирные масла (в основном сесквитерпены).

Важно: Установлено, что наибольшее содержание микроэлементов в корне женьшеня обнаруживается ближе к концу вегетационного периода.

Заготовка сырья

Дикорастущий женьшень собирают только при наличии специального разрешения в ограниченных количествах (10 – 15 г). Соответственно, доступно такое удовольствие далеко не каждому травнику.

Заготовку корней производят во время покраснения плодов. Корни аккуратно выкапывают, обрезают надземные части и тщательно очищают от посторонних примесей. Затем 60 минут обрабатывают паром и высушивают в подвешенном состоянии от одного до двух месяцев. После сушки масса корня снижается в 2 – 4 раза и он приобретает светло-коричневый цвет. Заготовленный таким образом продукт называется «желтый корень». Обработку паром можно не делать, в этом случае корни моют холодной водой, высушивают в специальных сушилках при температуре не более 60 °С и тогда получают «белый корень».

Наиболее популярным средством является «красный корень». Для его получения после сбора и очистки корни растения варят 1 час в воде, после чего прокалывают иглами и кипятят 3 часа в растворе тростникового сахара, а затем запекают на открытом огне и высушиваю на солнце до полного затвердевания.

Хранить готовое сырье следует в стеклянных банках не более 3 – 5 лет. Корень женьшеня в народной медицине применяют не только в засушенном, но и в свежем виде. Свежие корни хранят в деревянных ящиках, засыпая их сфагновым мхом, который хорошо сохраняет влагу, обладает антимикробным действием и позволяет им не пересыхать до 5 лет. Без специальной упаковки они сохраняют годность в течение 5 дней.

Важно: Китайский женьшень занесен в международную Красную книгу, остальные его дикорастущие виды строго охраняются региональными законами.

Для лечебных и косметических целей используют главным образом культивируемый женьшень, который заготавливают после достижения им 5 – 8 летнего возраста. Его выращивают на специально оборудованных плантациях или получают из клеточной культуры в условиях лаборатории. Лечебные свойства женьшеня дикорастущего и культивированного идентичны, может лишь слегка отличаться концентрация активных веществ (у искусственно выращенного она ниже). Культивируется растение в России, Австралии, Америке, Японии, Вьетнаме, Китае, но основным производителем является Южная Корея.

Формы выпуска

Культивируемый женьшень выпускается для лечебных целей в различных формах. После сбора корней растения их тщательно исследуют по определенным параметрам и сортируют по уровню качества, которых различают четыре:

  • небесный корень – самый дорогой, идеальный корень женьшеня массой 68 г и более, максимально напоминающий по форме тело человека со строго определенным количеством ответвлений, без каких-либо отверстий и повреждений;
  • земной корень – имеет недостаточное количество ответвлений или не похож на тело человека;
  • хороший корень – все остальные корни, которые нельзя было отнести к указанным выше категориям;
  • резаный корень – корни, которые были повреждены при сборе или обрезаны.

Из корня женьшеня изготавливают следующие виды препаратов:

  • растительное сырье, представляет собой прямоугольные или треугольные желтовато-белые пластины размером до 10 см, в которых видны кусочки нитевидных корешков;
  • настойка;
  • капсулы, таблетки, гранулы;
  • красный женьшень консервированный, продается в запаянных жестяных банках, в завернутом бумагу или упакованном в деревянную коробку состоянии;
  • экстракт красного женьшеня;
  • обработанные паром, готовые к употреблению корни;
  • молотый корень в виде порошка.

В Китае довольно популярным тонизирующим и освежающим средством является особый вид чая женьшень улун. Он характеризуется приятным цветочным пряным вкусом и ароматом. В его состав входят листья зеленого чая и целебные травы. Для его изготовления листья чая скручивают в шарики, обкатывают их в специальном порошке, состоящем из измельченного корня женьшеня, листьев райнекии, листьев падуба и других трав. В результате он приобретает вид шариков или комочков, которые при заваривании горячей водой (80 – 95 °С) разворачиваются и превращаются в целые чайные листы. При изготовлении улуна чай не подвергается полной ферментации, в отличие от обычных традиционных чаев. Этот напиток способствует укреплению нервной системы, помогает справиться с физической и эмоциональной усталостью.

Чай женьшень улунНекоторые фармацевтические производители выпускают различные БАД и витамины с женьшенем, которые оказывают общеукрепляющее действие на организм.

Лечебные свойства

Средства на основе корня женьшеня обладают довольно широким спектром лечебных свойств и воздействуют на самые разные процессы в организме. Они:

  • оказывают тонизирующее действие;
  • усиливают аппетит;
  • останавливают рвоту;
  • помогают быстрее восстановиться после операция и тяжелых заболеваний;
  • повышают работоспособность;
  • нормализуют артериальное давление;
  • снижает концентрацию глюкозы и холестерина в крови;
  • улучшает функцию надпочечников и других эндокринных желез;
  • благотворно влияют на ЦНС, помогают при депрессиях, неврозах и неврастении;
  • увеличивают сексуальное влечение, стимулируют половые функции у женщин и у мужчин.

Настойка из листьев растения может применяться для лечения диабета, трофических язв и некроза тканей.

Прием средств из женьшеня способствует замедлению процессов старения, улучшает память, умственную работоспособность, активность мозга, обменные процессы в организме, повышает его защитные способности.

Настойка женьшеня нашла применение в комплексном лечении диабета, атеросклероза, заболеваний ЦНС, психических переутомлений, неврозов, при синдроме хронической усталости, истощении. Женьшень используется для нормализации давления, благодаря тому, что водные экстракты женьшеня способствуют снижению АД, а спиртовые, наоборот, повышению. Он эффективен при лечении лучевой болезни и последствий радиационного воздействия.

Интересно: В восточных странах корень женьшеня используют в кулинарии. Его добавляют в супы, каши, варят, обжаривают. Порошок из корня применяется как приправа.

Растение эффективно при заболеваниях суставов и остеохондрозе. Оно может использоваться как наружно в виде компрессов и примочек, так и внутрь. Женьшень уменьшает болевые ощущения, снимает воспаление, что значительно облегчает общее состояние больного. Наружно его еще используют при зубной боли, заболеваниях горла и полости рта.

Иммуностимулирующее действие делает эффективным применение женьшеня для профилактики заболеваемости гриппом в период сезонных эпидемий. Кроме того, прием средств на его основе во время ОРВИ помогает снизить вероятность возникновения осложнений и облегчить течение болезни.

Эффективность женьшеня для мужчин

Корень женьшеня для мужчин эффективен при таких проблемах как импотенция, преждевременная эякуляция. Благодаря содержанию сапонинов растение стимулирует половую активность у представителей сильного пола, увеличивает половое влечение, усиливает потенцию и повышает подвижность сперматозоидов. Эффективность женьшеня для повышения потенции обусловлена его сосудорасширяющим действием, он улучшает кровоснабжение и питание полового члена, что приводит к повышению длительности и стойкости эрекции.

Женьшень в косметологии

Эфирное масло женьшеня используется в косметологических целях как компонент в средствах для стимуляции регенерации кожи и роста волос. Оно защищает кожу от обезвоживания, усиливает микроциркуляцию крови, регенерацию клеток, оказывает тонизирующее и бактерицидное действие, замедляет увядание кожи, разглаживает мелкие морщинки. Его добавляют в маски, кремы, бальзамы. Женьшень эффективен для волос, он помогает при их выпадении и перхоти. Настойку корней и листьев растения следует втирать в волосяные луковицы или использовать в разбавленном водой виде для ополаскивания волос.

Женщины иногда используют женьшень для похудения в виде капсул или таблеток, благодаря нормализации обменных процессов он способствует избавлению от лишнего веса

Интересно: Женьшень относится к растениям, с которыми связаны различные легенды. Согласно одной из них растение появляется в том месте, где молния ударяет в уходящий впоследствии под землю источник.

Аналоги женьшеня

В народной медицине по лечебным свойствам женьшень часто сравнивают с элеутерококком, который в народе называют еще «сибирским женьшенем». Оба эти растения относятся к адаптогенам и принадлежат к одному и тому же семейству Аралиевые. На вопрос, что лучше женьшень или элеутерококк тяжело дать однозначный ответ. Элеутерококк оказывает более медленное и плавное действие, эффект от его применения накапливается постепенно, но зато сохраняется дольше. В отличие от женьшеня природные запасы элеутерококка богаче. Он оказывает более выраженное влияние на нормализацию углеводного обмена и в большей степени снижают уровень глюкозы и холестерина в крови. Случайная передозировка средствами из элеутерококка будет иметь не такие серьезные последствия для организма.

Способ применения

В народной медицине из корня женьшеня готовят мази, пасты, настойки, отвары, чаи, а также используют в виде сухого порошка.

Предупреждение: Любые средства из женьшеня следует употреблять внутрь в первой половине дня, в противном случае возможны проблемы с ночным сном вследствие стимулирующего действия растения.

Настойка женьшеня на водке при суставных болях

Измельченный сухой корень (15 г) заливают 500 мл водки и выдерживают смесь 2 недели. Используют для растираний и компрессов при болях в суставах. Растирания проводят 1 – 2 раза в день. Для компресса настойкой пропитывают сложенную в несколько раз марлю и прикладывают к больному месту на 30 минут утром и вечером.

Медовая вытяжка

Измельченный корень женьшеня в количестве 25 г помещают в 500 г меда. Ставят смесь в темное место на 2 недели. Затем аккуратно извлекают остатки корней. Принимают по 1 ч. л. в день при головной боли, усталости, простуде.

Женьшень с виноградным соком

Измельченный свежий корень растения смешивают с 30 – 40 мл виноградного сока. Полученное средство принимают внутрь за 30 минут до еды:

  • при артрите (по ½ ч. л. дважды в день);
  • при мышечных болях (по ¼ ч. л. раз в день);
  • от облысения (по 1.5 ст. л. раз в день);
  • для укрепления иммунитета и профилактики различных заболеваний (по ½ ч. л. дважды в день);
  • при гипертонии (по ½ ч. л. дважды в день).

При острой зубной боли данное средство эффективно втирать в десну, а при мозолях – в болезненные участки на стопах.

Женьшеневая паста

Корень (2 ст. л.) измельчают, заливают горячей водой (2 ст. л.), оставляют на 3 часа, затем ставят на водяную баню, нагревают при перемешивании до 60 – 70 °C, дают остыть и используют по назначению. Данная паста эффективна в виде втираний при кожных заболеваниях и угревой сыпи, для лечения мозолей.

Меры осторожности

Несмотря на большой список полезных свойств женьшеня, имеются и противопоказания к его применению, поэтому перед началом лечения необходима консультация врача. Его принимают курсами, продолжительность которых должна составлять не более месяца. Корень растения не следует использовать для лечения, если у человека имеется:

  • повышенная нервная возбудимость;
  • тяжелая форма артериальной гипертензии;
  • нарушения ночного сна;
  • кровоточивость;
  • эпилепсия, судорожные состояния;
  • гиперфункция желез внутренней секреции;
  • инфекционные и воспалительные заболевания в стадии обострения;
  • индивидуальная непереносимость растения;

Женьшень также противопоказан детям, женщинам в период беременности и кормления младенца грудью. При его приеме могут наблюдаться следующие побочные эффекты: аллергические реакции, расстройства стула, носовое кровотечение, головные боли, бессонница, тошнота и рвота, тахикардия, перевозбуждение нервной системы. При их появлении следует прекратить прием и обратиться к врачу.

При лечении женьшенем следует учитывать, что он повышает чувствительность организма к другим стимуляторам, например кофеину, алкоголю.

Важно: Прием средств из женьшеня для мужчин может сопровождаться эпизодами повышения АД, учащением сердцебиения, нарушениями сна, поэтому бесконтрольное их употребление опасно.

Мастера говорят – для того чтобы культивировать «Природу» и изменять «Судьбу» надо их иметь в наличии, и иметь к ним доступ.

У современного человека подверженного множествам различных внешних и внутренних хаотических влияний нет, и не может быть, возможностей изменять свою «Судьбу». Стадия «выплавления Шэнь» уже предусматривает развитую и совершенную «Природу», основа которой достаточное изобилие энергии Ци и
гармония её циркуляций в организме.
Духовный уровень также усовершенствовался, от простого «свинца» до «серебра». Здесь кроме других целебных качеств «серебра» имеется ввиду его прекрасные отражающие качества, используемые в зеркалах. Качества безупречного отражения необходимые при созерцании и самосозерцании позволяют говорить о высокой степени духовного совершенствования.

Конечно, для начала алхимического процесса нужно уже иметь в наличии все необходимые для него ингредиенты, то есть «выплавить» триграммы и первоэлементы. / Дао здесь и сейчас./Небо и Земля первичные триграммы /состояния/, которые уже содержат в себе свои силы.Сила Неба – Огонь, сила Земли – Вода. Поэтому всё происходит, как и в природе – взаимодействие неба и земли сопровождается грозами и молниями, циклонами и антициклонами, температурными и атмосферными изменениями погоды.Когда мы нагреваем нижний даньтянь тем или иным способом, энергия пара поднимаясь создаёт облака, которые могут породить ураган, если мы не умеем этой энергией управлять.Рассматривая состояния Небо и Земля на уровне психических процессов мы видим что «хорошая погода» - спокойное их состояние взаимодействия обманчиво, так как процесс испарения воды не прекращается, а нарастает и готовит будущую непогоду.Более высокий энергетический уровень взаимодействия Неба и Земли определяет Небо как неизменные законы природы, которые не подвержены человеческому фактору, пониманию и воздействиям. Напротив, Земля определяется как некая совокупность сил, охраняющая и поддерживающая человеческую жизнь, однако как порождающая, так и отнимающая её.
Это мать, которая любит не за что-то, а вопреки всему. Уровень /Шэнь/ определяет Небо как «Справедливость», а Землю как
«Человеколюбие».
Именно так устроена наша духовная энергетика, где в постоянном диалектическом процессе – единстве и борьбе этих противоположностей рождаются наши поступки и наши человеческие созидания.Гармония взаимодействия
«Справедливости» и «Человеколюбия» в наших решениях и поступках никогда не бывает однозначной и всегда носит характер, как находок «Творчества», так и мастерства
«Исполнения».
Огонь «Справедливости» и Вода «Человеколюбия» являются энергетическими силами,которые имеют вполне определённую природу и местоположение в организме.Огонь «Справедливости» определяется как душевное «хотение», а Вода «Человеколюбия» определяется как телесное «желание». «Хотения» рождаются у нас в груди /выше пояса/,а «желания» рождаются в животе /ниже пояса/. Необходимо хорошо разбираться в том, что вами движет в разные моменты жизни, и как вы реагируете на эти движущие силы. Управлять этими силами, взращивать до полной их природной силы – есть подготовка к созданию, на разных этапах
«эликсира жизни».
Пока эти силы /Огонь и Вода/ не наберут природной мощи «эликсир жизни» не получится.
Природные, сила «хотения» сравнивается с яростью дракона, а сила «желания» со свирепостью тигра, именно поэтому «пружина жизни» от природы необычайно сильна.Мастера утверждают, что от природы в человеке заложены огромные силы, однако для выживания в постоянно ухудшающихся условиях жизни человек тратит всё больше и больше сил на внешние факторы. Это защита от неблагоприятных условий для жизни организма,а также огромные траты энергии на социальные проблемы, проблемы удовлетворения личности и её эгоистических целей, иллюзии успеха и благополучия.
Предлагается, для обретения «эликсира жизни» развернуть все силы внутрь себя и восполнить
энергии «Огонь и Вода» до их природной силы – силы дракона и тигра.Этот процесс кратко описан в книге «Дао здесь и сейчас».Наряду с пополнением энергии за счет третичных состояний /триграмм/, необходимо пополнять энергию за счет окружающей природы, неба и земли. Таким образом, можно в кратчайший срок достигнуть необходимого энергетического уровня. Многое из этого процесса описано в книге «Прозрение здесь и сейчас».
В настоящее время таких практических результатов может достичь только творческая личность, которая имеет творческий подход к любой жизнедеятельности, мировоззрение и соответствующий уклад жизни.
Такая личность профессионально настроена на созерцательный способ восприятия и творческий способ созидания. Таким образом, ей будет не трудно понять принципы и способы восполнения энергий, а естественная любовь и тяга к природе позволит без особых трудов получить необходимый природный комплекс энергетических зарядов.

Полностью восстановив энергетику до природной целостности, мы можем с её помощью заниматься восстановлением духовной целостности. Изучая «Взаимодействие Огня и Воды» мы на практике можем понять, что есть реальная энергетика.Наши «хотения» и «желания» и их взаимодействия в процессах нашей жизнедеятельности являют нам законы Инь и Ян, а также всей нашей психической энергетики.
Когда мы смотрим на эмблему Инь и Ян мы видим в чёрной половине белую точку, а в белой половине чёрную точку.Древние говорят что белая точка это луна, а чёрная это солнце.Объяснение кроется в свойствах Огня и Воды, и соответственно
«хотения» и «желания».
Например, одно из основных свойств Воды, это воспринимать и удерживать заряд энергии
или как сейчас говорят «информации». Напротив, одно из основных свойств Огня, это аннигиляция, уничтожение, разложение, распад до пустоты. Эти свойства Воды и Огня представлены в триграммах плюсом и минусом – сплошной чертой и чертой разорванной в середине триграммы.
Наша энергия Воды, «желания» легко превращается в автоматизм, в привычку получая и удерживая заряд энергии-информации. Поэтому мы должны понимать, что наш лунный свет размышлений основанный на работе памяти полон автоматизмов и привычек, имеющих на нас постоянное огромное воздействие и влияние. Более того, имея до семидесяти процентов жидкостей в нашем организме мы практически полностью зависим от своих желаний и автоматизмов. Напротив наша энергия Огня, «хотение», формируется сиюминутными движениями эмоций и не имеет ни каких преград и пределов в размерах и масштабах наших «хотений», никак не сообразуясь с нашими возможностями. Мало того, наш разбушевавшийся неуправляемый огонь иногда может быть на столько яростен что, придя в себя, через некоторое время нам бывает стыдно за свою несдержанность в запале чувств. Однако произошла разрядка, которая уничтожила напряжения и ненужные, ложные или устаревшие
энергетические образования, расчистив место для нового, свежего жизненного пространства.
Однако, для того чтобы эффективно культивировать свою «Природу» и изменять свою «Судьбу», на ряду с постоянным повышением своего уровня общей энергетики необходимо грамотно работать со своими «хотениями и «желаниями». В идеале необходимо полностью избавиться от автоматизмов «желания», подчинить их своей воле и контролю вплоть до глубоко залегающих инстинктов. В то же самое время наши «хотения», избавляясь от хаоса и зависимости от ситуации и случайностей, приобретают стабильные закономерности соответствующие «Законам Неба». Такая совместная работа наших «хотений и желаний»
имеет свою методику и различные технологии. Она соответствует этапу «Взаимодействия Огня и Воды /Кань и Ли/» На энергетическом уровне происходят изменения соответствующие выплавлению Шэнь из Ци. Триграммы Огонь и Вода обмениваясь своими средними чертами преобразуются в триграммы Небо и Земля /Цянь и Кунь/.

За последнее десятилетие в печати, книгах и статьях о духовных учениях и духовных учителях очень много говорится о могуществе человеческого сознания, о его космической роли и предназначении.
Необходимо уберечь занимающихся внутренней алхимией от характерной ошибки допускаемой некоторыми авторами в отношении роли сознания в духовном продвижении и духовном развитии.
При занятиях внутренней алхимией мы понимаем, что особыми качествами обладает только духовное сознание, дух – Шэнь.
О каком таком космическом сознании человека и его роли для галактики судачат десятки авторов современной эзотерики? Всё это трудно понять, будучи практиком. Сознание Синь и сознание И, которыми оперируют эти авторы, никак не могут претендовать на такую всемогущую роль.
Для правильных занятий необходимо чётко представлять себе, что такое дух –Шэнь.
Для примера можно использовать понятие «боевой дух». Представьте себе армию без боевого духа, такой армии не может помочь полководец, численность, техника. Только поражение ждёт такую армию, лишённую боевого духа.
Когда мы делаем что-то, неординарное, значительное наш дух поднимается для выполнения этой задачи и привлекает всю энергию и все наши способности для выполнения поставленной цели. Духовность это осознание значительности поставленной задачи, на выполнение которой мы готовы положить саму жизнь. Дух это огромная сила, которая включает в себя все энергии и сознания - Синь «хотение», И «желание».
Дух Шэнь это такая постоянная сила, которая включает в себя наше Я и поддерживается нашими «хотениями» и «желаниями», а также всеми нашими энергиями. Такая взращённая сила нашего Я – дух Шэнь, как говорят мастера, может существовать и отдельно от нашего тела как самодостаточная единица.

Несмотря на, повальное увлечение эзотерикой, параллельными мирами, чудесами духовной жизни в наше время остро ощущается полное отсутствие духовности, наряду с изощрённым пристальным вниманием к физическому здоровью и экологии.
Приземлённость, материальная заинтересованность, потребительские инстинкты, преобладают в нашей сегодняшней жизни большей части населения и, как это не печально, большинства молодёжи.Поэтому и в интересе к цигун и внутренней алхимии преобладают желания скорее потребительские, нежели духовные. Интересуясь силовыми аспектами энергии, долголетием, бессмертием, дело редко доходит до духовности, останавливаясь обычно на уровне общей энергетики. Именно поэтому за цигун и занятия внутренней алхимии принимаются в основном учения о преобразовании «Цзин в Ци».
Зато именно этот начальный оздоровительный этап имеет такое раздутое значение и популярность в массах, а также бесконечное количество интерпретаций и различных модификаций, что остаётся только удивляться.
Особенно удивляет обычная сегодня ситуация для увлекающихся цигун, когда молодой, нерастраченный здоровый организм годами пополняется энергией «цзин» с помощью упражнений предназначенных для старческого возраста.
Всеобщее увлечение сексуальными практиками и соответствующей энергетикой не улучшает качества общего уровня понимания цигун и внутренней алхимии.
Характерно общее непонимание силы духовных практик. Хочется напомнить здесь что именно дух «Шэнь» управляет всей энергетикой организма и отвечает за здоровье,долголетие и возможное бессмертие..
Именно «Шень» является настоящим хозяином и управителем нашего организма. Его роль это роль водителя, в автомобиле нет водителя машина неуправляема, мертва.
Можно иметь прекрасный автомобиль и не уметь им управлять,также можно быть прекрасным водителем и не иметь хорошего автомобиля.
Такая аналогия может прояснить ситуацию и направить на правильное понимание значения «Шэнь» в практике внутренней алхимии.
На этапе выплавления «Шэнь из Ци» наш организм постепенно приобретает настоящего хозяина, который реально может всем управлять, контролировать не только на уровне сознания, но и вне сознания, а также за всё отвечать с полным на то правом. Именно такое продвижение можно называть духовным ростом.
Изначально дух управляет всем организмом вне зависимости от сознания человека, однако такой дух ничем не отличается от духа животных. Человеческий дух «Шэнь» приобретает сознание и свободу для того, чтобы властвовать над душой и телом, а далее и над всем, что вне его, по законам Неба, таково первоначальное предназначение «настоящего» человека.

Над простым человеком властвует душевность и телестность – «хотения и желания».
Хотя у него дух тот же, но без власти. Он заявляет о себе то страхом экологических катастроф, то мучениями совести, то недовольством заземлённости, однако на него не обращают серьёзного внимания, принимая просто к сведению, так как человек живущий материальными нуждами в материальном мире живёт движениями своей души для устройства собственного благополучия.
Как только в человеке произошло такое низвержение власти духа, все части его естества пришли в смятение и беспорядок. Душевность и телесность, «хотения» и желания» вступили в бесконечную борьбу и воцарился хаос в сознательной жизни человека. Именно эгоизм и кажущаяся безнаказанность и независимость породили страсти – гордость, зависть, ненависть, скорбь, похоть, гневливость и тд.
Духовные стремления не гонят стремлений души /науки, искусства, семья, гражданские службы и должности/, однако, умеряют суету и страсти, приводят к порядку установленному «Небом».
Допустим вы, исследуя себя по всем статьям, нашли в себе и поняли все причины ваших недостатков. Однако для их исправления необходим определённый труд немалого напряжения. Готовы ли вы к таким напряжениям и трудам?
Обычное состояние нашего мышления «духа» – рассеяние, смятение, и блуждание мыслей.
Обычное состояние наших «желаний» - непостоянство, беспорядочность и своенравие,увлечение не потребностями естества, а извращёнными страстями.
Обычное состояние нашего сердца, чувств, «хотений» - полный захват страстями и помутнения способности отражения действительности, неверные впечатления, извращения вкусов, возбуждения направлены не в ту сторону.
Страсть есть «недуг души» или «болезненное состояние душевных сил».
В отличие от врожденного и неосознанного инстинкта, страсть противоестественна.
Страсть есть возмущение против природы, движение энергии против природы.
Источником «желаний» должны быть естественные потребности сложившейся в жизни, а в страстях, что есть естественного? Они расстраивают естество и все порядки жизни.
Безумие и противоестественность страсти заключаются в том, что в ней человек отказывается от естественного в своей природе соединения с Творцом, ищет ему замену.Реальную же замену "Небу" найти невозможно. Остаются только примитивные суррогаты в виде собственного «я» и подчиненных ему объектов материального мира. Но это явления ограниченные и временные, а не вечные, и человек становится безумным животным, которое соревнуется с создателем, пытаясь его заменить собой, ему подражая.
Это так называемый «Демонизм». В отличие от него «Духовность» стремится понять и принять законы «Неба» подняться до их естественного исполнения и слиться с волей создателя в каждом биении своего сердца, в каждом мгновении своей деятельности и самой своей жизни.
Мгновенно обрести духовность невозможно даже при соответствующей энергетике,
необходим период работы выплавления духа Шэнь. Эта работа требует больших напряжений и большого терпения. Без терпения - «свинец», человек не может действовать -«ртуть», не может научиться духовному, не может достичь совершенства. Невозможно без работы над собой прийти к созерцанию. Поэтому первым необходимо делать то, что требуется сейчас в настоящий момент, а высшее придет само собой, деланием называется то, что совершается телом, а созерцанием - то, что умственно творит разум.
Страсти овладевают нами через нашу практическую жизнь, через отношения с окружающим, через наше тело.
Так «сухостью» мы себя ожесточаем, становимся бесчувственным камнем, не способным воспринять истину. «Холодом» мы себя охлаждаем, охлаждаем наши души и наши духовные порывы. «Горением» возбуждаем в себе гнев и ненависть. «Теплом» возбуждаем в себе лень и половые инстинкты. «Влажность» способствует слабости, вялости, сонливости.
Именно регуляция ци в "шести соединениях" каналов инь и ян позволяет нам на практике противостоять нашим страстям умеряя их воздействие на нашу душу.
Необходимо заметить, что при увеличении общего количества энергетики такая регуляция особенно необходима, иначе наши страсти получают дополнительную силу и справиться с ними практически невозможно. Более подробно в книгах «Дао здесь и сейчас», «Прозрение здесь и сейчас».
Итак без терпения невозможно действие, а без действия невозможно созерцание.
Без развития телесности невозможно развитие духовности. Более того, именно «телесные души По» в дальнейшем преобразуются в духовность.
Китайская мудрость гласит –"Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается"."Велик тот, кто велик в терпении"
Подлинное терпение - это принятие мира целиком, со всеми его плюсами и минусами. Оно предполагает умение человека противостоять давлению, не допуская внутри себя стойких отрицательных эмоций по отношению к внешнему раздражителю. Истинное терпение всегда основано на любви, на его сильных и чистых токах. Его девиз - не казаться, как это присуще терпению внешнему, но быть спокойным и доброжелательным изнутри, что бы ни происходило”. Один из моих учителей говорил мне – «Терпение, это когда кругом всю плохо, а ты спокоен. Ты не закрываешь глаза, и действуешь разумно.»
Конечно, всё начинается с этапа «Очищения сердца». Чистота сердца освобождает от излишнего эротизма и не дает увлекаться постоянной зрелищностью, которые способствуют развитию нездорового любопытства и иллюзий. Чистота сердца требует очищения социального климата. От социальных контактов требуется, чтобы они создавали отношение, сдержанное и исполненное уважения к достоинству человека.
Такое качество как спокойствие, рождённое терпением порождает чистоту сердца – зеркала восприятия. Чистое сердце можно сравнить с зеркальной гладью озера, которая точно, без искажений, отражает наше лицо. Однако, села на воду стрекоза и породила круги на поверхности воды, что исказило наше изображение, улеглись волны и отражение снова адекватное. Таким образом, нам необходимо оберегать своё зеркало восприятия от малейших внешних воздействий. Сохранять сердце широко распахнутым, но совершенно пустым можно только тогда, когда человек имеет терпение, порождающее полное спокойствие.
Если в нашем разуме уже поселился дух Шэнь и мы понимаем, что нами движут законы Неба, сердце адекватно отразит действие этих законов при наличии чистоты сердца, и ничто не помешает их восприятию и пониманию. Так мы получаем объединенное действие ума и сердца,наше созерцание. Если наш разум бросается из стороны в сторону по воле событий, а сердце захвачено волнами эмоций, мы не можем адекватно отражать события и находясь во власти иллюзий всегда опираемся на свои собственные волевые акты, таким образом, проявляя свои демонические силы, далёкие от настоящей духовности.
Этап «Шэнь гун» - тренировка духа, включает подъём духа и его удержание в центре головы.
Избегая всякого возбуждения создать постоянный центр местопребывания духа, который контролирует всю вашу деятельность способом
пассивно- бдительного контроля.
Достичь устойчивости духа от «семи эмоций» и «шести желаний». Дух Шэнь не должен возбуждаться, постоянно оставаясь на своём месте. Конечно, это становится возможным только при условии гармоничного взаимодействия наших «желаний» и «хотений», гармонии взаимодействия Огня и Воды. Такая работа называется «Шоу Шэнь», «Гу Шэнь»,«Дин Шэнь». Далее необходимо тренировать дух Шэнь на расширение и сжатие в одну точку.
Сжимаясь в одну точку концентрированный дух приобретает удивительные свойства.
Этот этап называется «Нин Шэнь» - очищать, укреплять, концентрировать дух.

Найти иноязычный эквивалент китайскому слову шэнь крайне сложно. Как и во многих других случаях, здесь перевод прежде всего определяется контекстом, в котором это слово используется. Так, Шэнь может быть переведено как дух, бог, бессмертный, душа, разум, божественный и сверхъестественный.

Пока вы живете, ваш шэнь представляет собой дух, направляемый вашим разумом. Если ваш разум находится в неустойчивом состоянии, то о нем говорят синь шэн бу нин, то есть «(эмоциональный) разум и дух не ладят друг с другом». Обыкновенный человек может использовать свой для того, чтобы повысить энергетику своего шэнь, поднять его на более высокий уровень; но в то же время человек должен держать свой эмоциональный разум под контролем . Если И этого человека в состоянии управлять синь, тогда разум в целом сохраняет свою концентрацию и И в состоянии управлять шэнь. Когда же шэнь находится в возбужденном состоянии, он выходит из-под контроля И; об этом состоянии говорят: шэнь чжи бу цин, что означает «дух и воля (вырабатываемая И) не имеют ясности». В очень важно научить свой мудрый И эффективно управлять действиями эмоционального синь. Чтобы достигнуть этой цели, и учатся осво­бождению от эмоций. Только таким образом им удается создать в себе сильный шэнь, находящийся под их полным контролем.

При условии хорошего здоровья вы можете использовать И для того, чтобы защитить собственный шэнь и удержать его там, где он должен находиться, - в Верхнем Даньтяне. При этом даже получивший энергетическую подпитку шэнь находится под контролем. Если же человек очень болен или находится на грани смерти, его И ослабляется, и тогда шэнь покидает свой «дом» и начинает бродить вокруг. После смерти шэнь полностью отделяется от физического тела; тогда его называют уже хунь, или «душа». Нередко используют термин шэнь хунь, потому что хунь возникает из шэнь. Правда, иногда понятие шэнь хунь также применяют к духу умирающего, поскольку в этот момент дух находится между состоянием шэнь и хунь.

Китайцы считают, что, если человека достигает более высокого и сильного состояния, сам человек обретает возможность более острого чувственного восприя­тия, а разум его становится более мудрым и вдохновенным. Обычно мир живых считается миром , а духовный мир после смерти - соответственно . При этом говорят, когда шэнь человека достиг своего высшего состояния, разум этого человека обретает способности, выходящие далеко за пределы нормальных. При этом разум может легко понять идеи, до этого находившиеся вне пределов понимания, как и управлять ими; человек может при этом выработать в себе способность ощущать мир Инь или даже общаться с ним. Такой сверхъестественный шэнь называют лин - этим словом в Китае обычно называют умного и смышленого человека, способного быстро находить общий язык с людьми и тонко разбираться в природе вещей. Также счита­ется, что после смерти этот сверхъестественный шэнь не погибнет вместе с физичес­ким телом. Именно этот сверхъестественный шэнь (лин) будет продолжать удерживать вашу энергию вместе в виде «привидения», или гуй. Вот почему привидение также называют лин гуй, что значит «духовное привидение»; или лин хунь, то есть «духов­ная душа».

Исходя из сказанного выше, видно, что лин представляет собой сверхъестествен­ную часть духа. Согласно верованию, если эта сверхъестественная духовная душа достаточно сильна, она будет жить довольно долго после смерти физического тела и у нее будет множество возможностей к перевоплощению. Китайцы верят, что если человек достиг при жизни состояния или , тогда после смерти его сверхъестественный дух преодолеет цикл перевоплощений и будет жить вечно. Такие духи носят название шэнь мин, что значит «духовно просветленные существа», или просто шэнь, причем в данном случае это слово имеет значение духа, ставшего божественным. Обычно, если умирает простой человек, у которого сверхъестественная духовная душа недостаточно сильна, его дух располагает лишь небольшим временем на поиски нового обиталища, в котором он может возродиться прежде, чем эта энергия рассеется. В этом случае дух называют гуй, или «приви­дением».

И считают, что человек при жизни может использовать свою энергию и для того, чтобы подпитывать, или «вскармливать», шэнь (ян шэнь), укрепляя таким образом лин. Когда этот лин шэнь поднят до соответствующего уровня, воля человека в состоянии заставить его отделиться от физического тела даже при жизни. Когда человек достигает такого состояния, его физическое тело обретает возможность жить многие столетия. В народе тех, кто добился этого, называют сянь, что значит «бог», «бессмертный» или «эльф». Поскольку само слово сянь произошло от понятия шэнь, то иногда сянь называют шэнь сянь, то есть «бессмертными духами». Сянь - это живой человек, шэнь которого достиг состояния , или подобия . После смерти этого человека его дух будет называться шэнь мин.

Основа практики или заключается в том, чтобы укрепить шэнь, подпитать его, вырастить, пока он не созреет достаточно, чтобы отделиться от физического тела. Но чтобы проделать все это, цигунист должен знать, где именно находится шэнь и каким образом его следует сохранять, оберегать, питать и тренировать. Очень важно также представлять себе, где находятся корни вашего шэнь.

Ваш шэнь находится в (во лбу над переносицей), в месте, которое иногда называют «третьим глазом». Шэнь можно укрепить, концентрируясь на Верх­нем Даньтяне. В нашем случае под укреплением понимается сохранение и защита шэнь. Когда разум человека распыляется на мелочи и смущен, его шэнь начинает скитаться без цели. В этом случае говорят, что у человека шэнь бу шоу шэ у что значит «дух не хранится в своем обиталище».

Согласно теории цигун, синь (эмоциональный разум) способен поднять дух; но он же может привести шэнь в смущение, вынуждая его покинуть свое место. Поэтому вы должны постоянно использовать свой И (разум мудрости), чтобы укрощать свой шэнь, контролировать его, сохраняя в положенном месте.

Если в результате занятий цигун ваша ци в состоянии достигнуть шэнь и эффек­тивно наполнить его собой, тогда энергетический уровень шэнь значительно повы­сится, и это в свою очередь будет способствовать . Шэнь - это сила, которая поддерживает в вас жизнь, это своего рода центр управления движением ци. Если шэнь силен, тогда сильна и ци, а вы при этом получаете возможность эффективно управлять ею. Когда же шэнь ослаблен, точно такой же слабой является и ваша ци. При этом тело будет быстро деградировать. С другой стороны, ци поддерживает деятельность шэнь, наполняя его энергией, помогая оставаться ясным, сильным и проницательным. Так что если ци вашего тела ослаблена, таким же слабым будет и ваш шэнь. Ознакомившись с местом расположения вашего шэнь, вы должны понять, где находятся его истоки, а также научиться тому, как подпитывать его и заставлять расти. Мы уже говорили о (юань цзин), которая представляет собой жизненную эссенцию, унаследованную от родителей. После рождения Изначальная цзин становится наиболее важным источником энергии. Ваша (юань ци) создается именно из этой Изначальной цзин; при этом она смешивается с ци, получаемой из употребленной пищи и вдыхаемого воздуха, обеспечивая организм энергией для роста и деятельности. Естественно, эта смешанная ци также питает и ваш шэнь, но если наполняет ваш шэнь энергией, то укрепляет разум мудрости, контролирующий шэнь. Шэнь, сохраняющийся в своем месте обитания посредством И, который в свою очередь черпает энергию из Изначальной ци, назы­вается Изначальным Шэнь (юань шэнь). Следовательно, истоки вашего Изначального шэнь находятся в Изначальной цзин. Если ваш шэнь обладает повышенной энергетикой, но вместе с тем сдерживается при помощи И, это называется цзин шэнь, что дословно переводится как «семя-дух» или «жизненный дух».

Изначальный шэнь считается центром человеческого существа. Он способен при­вести вас в спокойное состояние, очистить разум и укрепить волю. Когда вы концен­трируете ваш разум на какой-либо задаче, сам процесс называется цзюй цзин хуэй шэнь, что означает «собирать цзин, чтобы встретиться с шэнь» (см. ) . Это подразумевает, что в процессе концентрации вы должны использовать свою Изначальную цзин для того, чтобы встретиться со своим Изначальным шэнь, поднять его так, чтобы разум стал спокойным, уравновешенным и сосредоточенным. Поскольку этот шэнь подпитыва­ется за счет вашей Изначальной ци (каковой считается ци Воды), то Изначальный шэнь считается Шэнь Воды .

Для тех, кто достиг высокого мастерства в занятиях цигун, культивирование собственного шэнь превращается в наиболее важный предмет занятий. У буддистов и даосов конечная цель культивирования шэнь заключается в том, чтобы сформиро­вать, породить Священный Зародыш (сянь тай) (см. ) из своего шэнь, подпитывая его до тех пор, пока духовный младенец не родится и не сможет существовать самостоя­тельно. Однако для обычного энтузиаста цигун вполне достаточно определить в качестве конечной цели занятий культивирование шэнь, подпитывая его ци и одно­временно сохраняя с помощью И контроль над ним. Такой «подросший» шэнь способен управлять ци, эффективно направлять ее, принося здоровье и долголетие.

Шэнь не может быть отделен от мозга. Шэнь - это духовная часть вашего существа, порождаемая и управляемая вашим разумом. Именно разум производит волю, которая сохраняет шэнь в крепком состо­янии. Из-за столь тесной связи китайцы, как правило, используют слова шэнь (дух) и чжи (воля) вместе - шэнь чжи. Вы также должны понимать, что если ваш шэнь поднят на достаточную высоту и крепок, то он тем самым укрепит вашу волю. Благодаря тесной взаимосвязи они будут помогать друг другу. Из сказанного видно, что мозг является материальной основой духа в человеке. Когда говорят «подпитывай свой шэнь», это значит, что необходимо «подпитывать свой мозг». Как мы уже говорили ранее, первоначальным источником этого питания является цзин. При трансформации цзин превращается в ци (см. ) , которая поступает в мозг, питая его и наполняя энергией. В технике цигун этот процесс называется фань цзин бу нао, то есть «возвращение к цзин для того, чтобы питать мозг».

Цзин, ци, шень связаны между собой, друг друга питают и друг за другом следуют. Практика цзингун укрепляет, сохраняет и очищает изначальную цзин, цзин питает ци, а ци питает шень.

Шень – это дух, как настроение. Шень часто называют главным командным центром.

Цзин – это все жидкости организма (слюна, кровь, мужское и женское семя). Жидкости нужны для любого живого организма, цзин как река, есть река – всегда есть жизнь и здоровье.

Изначальная цзин пребывает в почках, имея достаточное количество цзин можно обеспечивать все системы нужным количеством ци. Именно поэтому цигун и тайцзицюань содержат множество техник для укрепления почек.

Ци – это жизнь, есть ци – есть жизнь, нет жизни – нет ци. Что же такое ци? По китайским представлениям есть природная сила, наполняющая Вселенную, и эту силу называют ци. Небо обладает небесной (тянь) ци, Земля обладает земной ци, испытывающей влияние небесной ци. Частью земной ци является человеческая (жень) ци.

Ци движется в человеке по двенадцати каналам и накапливается в восьми «органах». Наиболее важные каналы это Ду-май и Жень-май, так как они контролируют работу всех остальных каналов.

Ци и кровь тесно связаны между собой, куда идет ци, туда идет кровь. Шень (дух) управляет потоками ци. Шень находится в верхнем даньтяне (во лбу над переносицей). В ходе занятий цигун практикующие стараются, чтобы ци достигла шень и укрепила его, тогда уровень шень повышается, что в свою очередь способствует циркуляции ци. Это можно понять на примере: сильные духом люди легче справляются с заболеваниями.

Нижний даньтянь (три пальца ниже пупка) является источником изначальной (юань, преднебесной) ци. Посленебесная ци, получаемая из воздуха и пищи, располагается в груди (средний даньтянь) и тесно связана с дыханием и кровообращением, сердцем и легкими. Процесс усвоения посленебесной ци можно усовершенствовать с помощью системы дыхательных упражнений.

Изначальная ци дается каждому человеку еще задолго до его рождения. По пуповине дети чувствуют вдохи и выдохи мамы. Находясь в материнской утробе, сам ребенок дышит идеально животом через нижний даньтянь и дальше дыхание идет по Малому небесному кругу, что соответствует движению ци по каналам Ду-май и Жень-май. Малый небесный круг у ребенка до рождения работает без сбоев, так как каналы Ду-май и Жень-май сомкнуты и образуют круг. Вдох длинный от даньтянь по задней поверхности тела (канал Ду-май) до точки Тяньсы на верхнем небе за деснами, выдох короткий от точки на нижнем нёбе до нижнего даньтянь.

Когда пуповину перерезают, такое дыхание заканчивается и точка даньтять закрывается. Начинается обычное дыхание через нос и рот до легких. Дыхание становится поверхностным, а со временем мы начинаем задействовать только верхнюю часть легких, в старости дыхание часто становится только горловым. Посленебесная ци тоже не опускается ниже до даньтянь и не смешивается с изначальной ци, таким образом, запасы ци не пополняются должным образом. А нет ци, нет и жизни. Получается застой ци в области головы и груди, лицо становится красным, а давление повышенным.

Практически все люди дышат следующим образом: вдох короткий, а выдох длинный, дыхание не глубокое. Вдох – это сбор новой ци из воздуха, выдох это избавление от старой ци. Изначальная ци растрачивается с течением жизни. Например, если ночью мы не спим и работаем, то растрачиваем ци. Здоровье становится все хуже и хуже, ци не собирается и не накапливается.

Сейчас много людей занимаются «умственным» трудом, а это работа тяжелая для головы, многие люди плохо спят, тревожны и раздражительны. Это происходит потому, что меридиан почек работает плохо, изначальная ци не восстанавливается, а только растрачивается.

Для занятий кунг-фу тоже важно, чтобы посленебесная ци опускалась вниз до даньтянь. Иначе получается, что дыхание затруднено и сильное сердцебиение. Если не заниматься цигун специально, то только в молодом возрасте можно сильно заниматься кунг-фу. Для того, чтобы сильно заниматься кунг-фу до старости нужно заниматься цзингун, чтобы каналы были открыты и ци свободно циркулировала и опускалась в даньтянь.

Цзингун помогает нам вернуться в состояние ребенка в материнской утробе, восстановить изначальное дыхание. Ци как фундамент. Для того, чтобы гармонизировать цзинь, ци, шень, нужно с помощью упражнений цзингун заниматься, здоровьем тела, спокойствием сердца и укреплением духа.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...