Творит падеж. Творительный падеж, его вопросы и формы. Творительный беспредложный приименной

Окончания прилагательных и существительных мужского (и среднего) рода тоже похожи между собой:

  • -ом /-ем – для существительных;
  • -ым /-им – для прилагательных;

И, как всегда, выбор одного окончания из пары зависит от твёрдости / мягкости последнего согласного. Это значит, что окончания мы трансформируем следующим образом:

  • _ и -ом
  • , и -ем
  • -ый , -ой , -ое -ым
  • -ий , -ее -им .

Вот несколько примеров:

  • (важны й проект ) → Наша команда сейчас работает над одним важным проектом .
  • (русски й язык ) → Сейчас я занимаюсь русским языком .
  • (ново е вечерне е плать е) → Оля хвастается своим новым вечерним платьем .
  • (домашне е вино ) → Гостеприимные хозяева угостили нас домашним вином .

Примечания:

1) После букв ж , ш , ч , щ и ц окончания существительных -о́м /-ем зависят от ударения (о́ – под ударением, – без ударения).

  • Антон мечтает стать врачо́м , когда вырастет.
  • У вас есть блюда мексиканской кухни? Я хочу чего-нибудь с острым пе́ рцем .
  • – Где Игорь? – Он на улице чинит машину вместе с отцо́ м .

2) После букв г , к , х , ж , ш , ч и щ нам не нравится произносить и (или) писать ы , поэтому у прилагательных в этом случае возможно только окончание -им .

  • (так ой дорог ой фотоаппарат) → Кто этот мужчина с так им дорог им фотоаппаратом? Наверное, он профессиональный фотограф!
  • (больш ое окно) → Девушка остановилась перед больш им окном, чтобы полюбоваться закатом.

3) У некоторых слов в творительном падеже ударение перемещается на окончание -ем . В этом случае окончание будет -ём .

  • (богаты́рь , води́тель ) → В детстве Илья мечтал стать богатырём , а стал води́ телем автобуса.
  • (царь , руководи́тель ) → Его друг Иван тоже любил сказки и мечтал стать царём . В итоге он стал руководи́ телем отдела маркетинга.

4) Некоторые слова теряют гласные , и в творительном падеже. Такие гласные называются “беглыми”.

Творительный падеж – один из косвенных падежей. Наиболее характерным значением творительного является инструментальное, что в т.ч. получило отражение в его названии. Тем не менее, оно является далеко не единственным: разные значения творительного образуют разветвлённую и местами весьма нетривиальную сеть. Творительный падеж отвечает на вопросы Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.

Творительному падежу соответствуют следующие окончания: -ой (-ою) / -ёй (-ёю) /-ей (ею) (водой / водою, землёй / землёю, больной / больною, мной / мною, башней / башнею, верхней / верхнею), -ом / -ём / -ем (столом / конём / морем, санаторием), -ым / -им (больным / рабочим), -ыми / -ими (больными, позывными / вашими, синими), -ми (детьми, всеми), -ами / -ями (ножницами, двумястами / гуслями, стульями), - (рожью, пятью), -а (сорокá),-мя (двумя), -у (полутора), ∅ (кофе, хаки).

Окончания творительного падежа одновременно с собственно падежным значением выражают также:

у имён субстантивных типов склонения - значение числа;

у имён адъективного (красный), адъективно-возвратного (выдающийся), I (дядин) и II (весь) местоимённых типов склонения (то есть большинства прилагательных, всех причастий, некоторых местоимений и существительных) – значения числа и рода (в ед.ч.).

Как определить творительный падеж?

Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?) , а также выделить у существительного падежное окончание.

Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.

Склонение Ед. число Мн. число
1 склонение -ой (-ей),-ей (-ею) Улыбкой , улыбкою ,Статуей , статуею ,

Сладкоежкой , сладкоежкою ,

Дядей , дядею

-ами (-ями),-ми Улыбками ,Статуями ,

Сладкоежками ,

Дядями

2 склонение -ом (ем) Пряником ,Роялем ,
Кольцом ,

Хранилищем

Пряниками ,Роялями ,
Кольцами ,

Хранилищами

3 склонение Лошадью ,Печалью Лошадями , лошадьми ,Печалями
Разносклоняемые -ей, -ею, -ем Дитятей , дитятею ,Путем ,

Знаменем

Детьми ,Путями ,

Знаменами

Обратите внимание . В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.

Значение имен существительных в творительном падеже

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

  • Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником) ;
  • Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками) ;
  • Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой) ;
  • Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом) .

Предлоги творительного падежа

Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом) , так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем) . С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между .

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами : гулять под дождем , блюдце под чашкой , видно за облаками , нести за спиной , спор между учениками , смеяться над шуткой , выступать перед аудиторией , дача под Москвой , брат с сестрой , говорить с другом .

Шесть падежных форм выражают различные падежные значения. Например, формы Р. падежа могут выражать отношения принадлежности (книга студента), отношения целого и части (крыша гаража), субъектные отношения (выступления артиста) и др.

Каждый падеж многозначен, и каждый падеж образует свою систему "значений, хотя значения в разных падежах могут сближаться.

Можно выделить общие и частные значения падежей. Общие значения следующие: субъектные, объектные, определительные и обстоятельственные.’

Субъектное значение имеют формы прямого или косвенных падежей, обозначающие субъект действия. Грамматический субъект может совпадать с логическим, когда подлежащее обозначает действующее лицо, действующий предмет (И. падеж): Облокотясь, Татьяна пишет, И все Евгений на уме (П.). Субъект может быть не грамматическим, а логическим: Меж тем Онегина явленье у Лариных произвело На всех большое впечатленье (П.).

Объектное значение имеют формы косвенных падежей, выражающие значение предхмета, на который прямо или косвенно направлено действие или который участвует в действии: Разорвали мы черные тучи... (Л.-Кум.) (действие направлено на предмет); Что написано пером, не вырубишь топором (Поел.) (действие осуществляется с помощью предмета).

Определительное значение имеют косвенные падежи, выражающие признак предмета: Но получив посланье Тани, Онегин живо тронут был (П.) (в этом случае определительное значение неразрывно связано с субъектным); И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок, В больших сапогах, в полушубке овчинном... (Н.)

Обстоятельственное значение имеют формы косвенных падежей, выражающие отношение предмета, названного существительным, ко времени, к месту действия, к его причине, цели и т. д.: В лесу раздавался топор дровосека... (Н.) (значение места действия).

Общие значения объединяют самые разнообразные частные значения, причем значения неравноценные: есть основные, типичные для данного падежа, а есть второстепенные, периферийные.

На то, какие значения имеют падежные формы, влияет несколько факторов, и прежде всего лексические значения падежных форм и слов, от которых они зависят.’ Ср.: Люблю весну

(объектное значение); Приезжал каждую весну (значение обстоятельства времени)Значения формы В."падежа различны, так как она в этих предложениях зависит от глаголов с разным значением/ Шел полем (значение обстоятельственное, пространственное); Шел ранним утром (обстоятельственное времени), т."е.на значение формы TV падежа влияет значение самих зависимых падежных форм."

Предлоги, употребляясь вместе с существительными, помогают выразить различные падежные значения, конкретизируют их и обогащают. Например, с формами Р/падежа употребляются многочисленные предлоги, которые помогают уточнять пространственные отношения (от города, до города, вокруг города и др.)ѴВ случае омонимии падежных форм предлоги являются средством их различения (к углу, в углу; из степи, к степи, в степи и т.*д.). С помощью предлогов различаются значения одной и той же формы падежа (жить у сестры - жить для сестры).

Значения именительного падежа. Основное значение именительного падежа - субъектное. Например: Райский пришел домой, чтоб поскорее объясниться с Верой (Гонч.).

В значении предикативного признака формы И." падежа выступают в составе сказуемого." Например: Ты гость, я хозяин.

Определительное значение формы И. падежа имеют тогда, когда они выступают в функции приложения.’Например: И вот из ближнего посада, Созревших барышень кумир, Уездных матушек отрада, Приехал ротный командир (П.).

Со сравнительными союзами формы И."падежа имеют значение предмета сравнения. Например: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой (П.).Или имеют значение «в качестве». Например: Богат, хорош собою, Ленский Везде был принят как жених (П.).

В роли обращения И.*падеж имеет звательное значение . Например: А в разведку меня, дяденька, будете брать? (Кат.)

В связной речи выделяется также именительный представления, называющий лицо или предмет с целью вызвать представление о нем. Например: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось (П.).

Значения родительного падежа. Основные значения родительного падежа - объектное, определительное и субъектное; второстепенные значения - обстоятельственные.

Родительный приглагольный может выражать объектные отношения. Прямой объект формы Р. падежа выражают тогда, когда действие направлено не на весь объект, а на часть его (купить хлеба) и когда при глаголе есть отрицание (не видеть смысла). Значение объекта имеют формы Р. падежа и при глаголах: ждать, просить, добиваться, желать, требовать, страшиться, бояться, опасаться, лишиться (желать успеха и т. д.).

Объектные отношения может выражать и Р. приименный, в таких случаях главное слово - отглагольное существительное (рубка леса): Родительный при словах со значением меры, количества обозначает предмет счета (стакан воды, корзина ягод, два метра)."При формах сравнительной степени Р. падеж обозначает объект сравнения (выше крыши, зорче орла).

Родительный приименный может иметь определительное значение (выступление артиста; чье выступление?) носителя признака, т. е. лица, предмета, обладающего качеством, свойством, которое называет управляющее имя (верность друга).

Родительный падеж может иметь значение принадлежности (квартира Якимова), части целого (стена дома), значение качественной оценки в сочетании с согласованным словом (человек высокого роста) или без такого, слова (человек слова); указывает на возраст (человек преклонных лет), материал (шкаф карельской березы). Близко к этим значениям выражение принадлежности называемого лица к какому-либо коллективу, предприятию, другому лицу (рабочие завода, друг писателя, член ВЛКСМ).

Обстоятельственные значения Р. падежа - это значения места, причины, цели и т. д. В таком значении Р. падеж чаще употребляется при глаголах и имеет при себе различные предлоги (остановиться около дома, дрожать от холода). Gp. употребление при отглагольных существительных (остановка около дома, дрожь от холода), где наряду с обстоятельственным значением проявляется и определительное. То же можно сказать и о существительных не отглагольных (дом у дороги).

Значения дательного падежа. Основные значения дательного падежа - объектные и субъектные; второстепенные - определительные.

Дательный приглагольный и приименный в значении объекта указывает на лицо или предмет, к которому направлено действие (писать другу, письмо другу). Такое значение может совмещаться с определительным (гимн труду). Ср." предложно-падежные формы: обратиться к ректору, обращение к народу.

В безличных конструкциях Д."падеж может обозначать субъект: Василию скучно; Дедушке нездоровится.

Определительное значение Д. падеж с предлогами имеет сравнительно редко (экзамен по физике, урок по литературе).

Значения винительного падежа. Основное значение винительного падежа - объектное. Винительный беспредложный обозначает объект, на который прямо переходит действие (любить родителей, читать книгу, взять ручку).

Второстепенные значения винительного падежа - субъектное (в безличных конструкциях) Машу так и тянет рассказать об этом; Больного знобит) и обстоятельственные (Шел километр; Приезжал в деревню каждое лето. ■+- Обстоятельственное значение меры). Обстоятельственные значения обычно бывают у существительных с лексическим значением времени, места и т. д.; особенно частотны в таком значении предложно-падежные формы с предлогами в, на (поехали в деревню, выехал на Украину, сказал об этом в пятницу и т.д.)."Предложно-падежные формы имеют также значения меры (речка по колено), цели (приехать на каникулы), значения определительные (платье в полоску, рубашка в клеточку и др.).

Значения творительного падежа. Основные значения творительного падежа - объектное, субъектное и значение предикативного признака. Как показывает название падежа, в объектном значении он указывает на предмет, при помощи которого совершается действие (писать карандашом, рубить топором)." Это падеж приглагольный. При- именный Т. падеж имеет, кроме того, и определительные оттенки (рубка топором) .С предлогом с творительный падеж имеет значение совместности (Миша с Васей).

При прилагательных Т. падеж имеет уточняющее значение (высок ростом, сильные духом): При глаголах TV падеж уточняет, ограничивает область распространения действия (заниматься спортом, руководить кружком).

Творительный падеж употребляется и при формах сравнительной степени (выше этажом, позже годом).

Субъектное значение Т: падеж имеет в страдательных конструкциях (сделано товарищем, исполнено артистом).

В значении предикативного признака Т."падеж бывает прежде всего в составе сказуемого (Он стал учителем).

Обстоятельственные значения - второстепенные, они свойственны как беспредложным формам, так и особенно формам с предлогами за, перед, над, под и др. (шел полем, говорить шепотом, сидел за столом, остановился перед домом и т. д.). Такие конструкции могут быть приглагольные и приименные (остановка за домом):

Значения предложного падежа. Предложный падеж имеет два основных значения: объектное и обстоятельственное. При объектном значении П. падеж указывает на предмет речи, мысли, чувства (говорить о брате, «Песнь о Гайявате»):В таком случае формы П.‘падежа зависят от глагола или отглагольного существительного и употребляются с предлогом о.

В обстоятельственном значении П. падеж с предлогами в и на указывает на место действия (жать в лесу, собрались на поляне). С предлогом при указывает на предмет, около которого что-либо (кто-либо) находится (числиться при штабе, жить при школе). Форма П. падежа может зависеть и от имени (сад в пригороде, участок при школе, квартира на окраине), приобретая и определительное значение.

Определительное значение может иметь только П. приимен- ный (пальто на меху, книга в переплете). Предложный падеж может иметь также значение состояния (лежать в забытьи, находиться в плохом состоянии, быть в плохом настроении).

В ряде случаев значение падежа можно определить только в более широком контексте." Например, предложение: Наказание Иванова всем показалось слишком суровым - можно понять двояко: 1) Иванов кого-то наказал (субъектное значение); 2) кто-то наказал Иванова (объектное значение). Чтобы избежать двусмысленности, нужно перестроить это предложение следующим образом: 1) Наказание Ивановым ученика... 2) Наказание учителем Иванова...

Значения Вопросы Примеры
Инструмент, орудие действия Чем? Записка была написана красным карандашом.
Действующее лицо в страдательном обороте Кем? Эта работа написана нашим лучшим студентом.
Именная часть сказуемого (предиката) после глаголов: быть, стать, работать, являться, казаться и др. Кем? Чем? Каким? Иван Грозный был жестоким человеком. Москва является древним русским городом. Этот человек показался мне знакомым.
Место Где? Туристы долго шли лесом. Самолет пролетел над городом. Машина остановилась под мостом. Перед Русским музеем стоит памятник Пушкину. Машина стояла за домом. Стол стоит между окном и кроватью.
Совместность действия С кем? Антон ходил в спортзал с другом.
Характеристика объекта С чем? Я люблю чай с молоком.
Время Когда? Мы приехали в Москву ранним утром. Перед экзаменом преподаватель провел консультации. Мы пришли к друзьям между пятью и шестью часами. За завтраком друзья обсудили все проблемы.
Цель За чем? Антон ушел в магазин за хлебом.

МЫ ЧИТАЕМ

А) Прочитайте текст «Первая улыбка» и скажите, почему он так называется.

ПЕРВАЯ УЛЫБКА

(ПО Е. ПЕРМЯКУ)

В стране, названия которой уже никто не помнит, жил удивительный мастер, который создавал вазы. Если, делая вазу, он был весел, то веселились все, кто её видел. И наоборот, если мастер грустил, то его ваза вызывала грусть и печаль.

Когда люди смотрели на его вазы, у них появлялись самые разные чувства: радость, смех, смелость, прощение... Но среди его ваз не было самой главной вазы – вазы Любви, потому что любовь ещё не расцвела в душе молодого мастера.

В этой же стране жил другой мастер. Его дочь была так хороша, что о ней знали даже звёзды. Глаза её были синие, как море, волосы были золотые, как солнце, речь её лилась, как серебряный ручей. Но она никогда не улыбалась.

Молодой мастер создал новую вазу – вазу Любви, в которой воспел красоту этой девушки. Когда дочь старого мастера смотрела на вазу Любви, её лицо становилось ещё прекраснее.

И однажды она улыбнулась молодому мастеру. Это была первая улыбка девушки. Солнечная. Счастливая. Прекрасная, как весенняя заря. Улыбка первой любви.

Эта первая улыбка осталась на всю жизнь в сердце молодого мастера и сделала это сердце ещё больше и добрее.

На площади около вазы Любви всегда собирались люди. Они приходили из разных городов и стран посмотреть на неё. Это были мастера, охотники, крестьяне, но среди них были и цари, которым принадлежали огромные страны. Когда они смотрели на эту вазу, в их сердцах возникал огонь любви.


Старики советовали молодому мастеру разбить вазу Любви. Они боялись, что внимание и богатство, которыми окружали девушку разные люди, разрушат её любовь к молодому мастеру. Старики знали, что иногда девушки забывают о своей первой улыбке. Но молодой мастер не верил старикам.

Многие цари предлагали девушке руку и сердце. Дарили ей драгоценности. Показывали ей свои дворцы. Она могла стать царицей степей или королевой гор.

Однажды морской царь устроил в честь этой девушки пир. И во время этого пира, когда рыбы исполняли танец любви, а волны и ветер создавали чудесную музыку, красавица согласилась стать женой морского царя. На море поднялась буря, и огромная волна унесла девушку в глубь моря.

А на берегу все люди ждали появления новой вазы. Вазы Горя. Вазы Отчаяния, Вазы Измены... А может быть, даже вазы Смерти.

И утром на площади появилась новая прекрасная ваза. На ней молодой мастер изобразил первую улыбку своей любимой. Люди назвали эту вазу «Первая улыбка».

Улыбались все. Улыбалось всё живое. Не улыбался только морской царь. Самая прекрасная из всех женщин была его женой. Ему принадлежал её голос, её дыхание, её глаза, её руки, ему принадлежало всё, кроме её первой улыбки. Потому что никто и никогда не может подарить свою первую улыбку дважды, так же как никто не может дважды родиться или дважды умереть.

Морской царь хотел уничтожить вазу, чтобы все забыли её. Можно уничтожить море, но нельзя изменить то, что уже произошло, и морской царь умер от горя.

А ваза улыбалась. Люди всей земли знали об этой вазе. Никто не помнил, что стало с молодым мастером и его любимой. Люди забыли о стране, где это всё произошло. Осталась одна ваза «Первая улыбка». Правда, она осталась в сказке, но первая улыбка всегда останется первой улыбкой.

Б) Ответьте на вопросы.

Бывают ли в жизни такие девушки, такие молодые люди и такие ситуации? Молодой мастер, когда его любимая стала женой морского царя, создал новую вазу. А как вы поступили бы на его месте? Есть ли похожие сказки у вашего народа?

В) Понравилась ли вам эта сказка? Красивая ли она? Какими языковыми средствами достигается эта красота? Найдите их в тексте и, используя их, перескажите текст.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 3 / Под ред. Р.А. Кульковой. – СПб: Златоуст, 2000. – 440с.

2. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 2. / Под ред. Р.А. Кульковой. – СПб: Златоуст, 2000. – 336с.

3. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 3 / Под ред. Р.А. Кульковой. – Спб: Златоуст, 2001. – 304с.

4. Большой русско-английский словарь: с приложением кратких сведений по английской грамматике и орфоэпии / О.С. Ахманова, З.С. Выгодская, Т.П. Горбунова и др. Под общим руководством А.И. Смирницкого. – 25-е издание, стереотип. / Под ред. О.С. Ахмановой. – М.: Русский язык, 2002. – 768с.

5. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа: Фонетика. Графика. Словообразование. Структуры предложений, порядок слов. Части речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Филология». – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384с.

6. Вопросы обучения русскому произношению. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. – 103с.

7. День за днем. Русский язык. Учебник для иностранных учащихся. П. «Панорама». – М.: ИЛБИ, изд-во «Самарский Дом печати», 1995.

8. День за днем. Русский язык. Учебник для иностранных учащихся. I. Экспресс. – М.: ИЛБИ, Прострэкс, изд-во «Самарский Дом печати», 1994.

9. Задания по русскому языку для контроля стартовых знаний иностранных студентов I курса. – СПб: Санкт-Петербургский государственный санитарно-гигиенический медицинский институт, 1994. – 44с.

10. Кокорина С.И., Твертинова М.Т., Анпилогова Б.Г. Программа по русскому языку как иностранному. – М.: Изд. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1997. – 82с.

11. Костина И.С. и др. Перспектива. Фонетический курс. Пособие для иностранных слушателей краткосрочных курсов русского языка. – 2-е издание, стереотип. – СПб: Златоуст, 1999. – 80с.

12. Краткий русско-английский разговорник. – М.: МПИО «Эдитор», 1990. – 32с.

13. Лебедева Ю.Г. Звуки, ударения, интонация. Учебное пособие. – М.: Русский язык, 1975. – 295с.

14. Максимова А.Л. Корректировочный курс русской грамматики (30 уроков). – 5-е издание. – СПб: Златоуст, 2005. – 176с.

15. Малышев Г.Г. Русская грамматика в картинках для начинающих. – Спб: Златоуст, 1993. – 301с.

16. Миллер Л.В., Политова Л.В., Рыбакова И.Я. Жили-были… 28 уроков русского языка для начинающих. Рабочая тетрадь. – 2-е издание. – СПб: Златоуст, 2000. - 88с.

17. Московкин Л.В., Сильвина Л.В. РУССКИЙ ЯЗЫК. Элементарный курс для иностранных студентов. – СПб: СМИО Пресс, 2002. – 512с.

18. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 6-е издание. – М.: Высшая школа, 2000. – 522с.

19. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976с.

20. Пехливанова К.И. Лебедева М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях (для иностранцев, изучающих русский язык). – М.: Русский язык, 1989. – 352с.

21. Пособие по обучению чтению для подготовительных факультетов вузов СССР. – М.: Русский язык, 1982. – 240с.

22. Русский язык – мой друг: Учебник русского языка для студентов-иностранцев. Базовый уровень / Под ред. Т.В. Шустиковой и В.А. Кулаковой. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 677с.

23. Сборник упражнений по грамматике русского языка (для иностранцев). Выпуск 1 / Голубева А.В. и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: Златоуст, 2002. – 176с.

24. Словарь иностранных слов / Под ред. Л.Н. Комарова. – М.: Русский язык, 1990. – 624с.

25. Соболева Н.И., Гадалина И.И., Иванова А.С., Харламова Л.А. Практическая грамматика. Элементарный и базовый уровень: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2001. – 213с.

26. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / Г.Н. Асерьянова и др. – М. – Спб: Златоуст, 1999. – 112с.

27. Хавронина С.А., Харламова Л.А. Русский язык. Лексико-грамматический курс. Начальный этап. – 4-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2001. – 240с.

28. Шумилина А.П. Русский язык для работы с иностранцами: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 456с.

29. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 334с.

УРОК 1.

Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Слоги. Ритм слова. Ударение. Редукция гласных. Оглушение звонких согласных. Твердые и мягкие согласные……………………………………………………………………………4

УРОК 2.

Интонация повествовательного и вопросительного предложений типа « Это Антон», «Кто это?», «Что это?», «А вы?». Личные местоимения. Род имен существительных. Сложные предложения с союзами «и», «а»…………………………………………………………………………...………..9

УРОК 3.

Конструкции типа «Меня зовут Антон». Именительный и винительный падежи личных местоимений. Притяжательные местоимения. Множественное число имен существительных и притяжательных местоимений……………………………………………………………………………..........17

УРОК 4.

Глаголы I и II спряжения (инфинитив, настоящее время, повелительное наклонение). Субъект и предикат. Винительный падеж неодушевленных имен существительных и личных местоимений в значении прямого объекта. Наречия образа действия…………………………………………………….29

УРОК 5.

Род и число имен прилагательных (именительный падеж). Использование имен прилагательных и соответствующих наречий образа действия. Инфинитивные конструкции с глаголами любить, хотеть, мочь . Местоимения свой, этот, эта, это, эти (тот, та, то, те) . Винительный падеж прилагательных и притяжательных местоимений……………………………….43

УРОК 6.

Винительный падеж одушевленных имен существительных. Винительный падеж прилагательных, притяжательных и указательных местоимений. Прошедшее время глагола. Наречия времени………………………………..58

УРОК 7.

Наречия места. Предложный падеж (объект места) имен существительных (единственное и множественное число), прилагательных, притяжательных местоимений. Употребление предлогов «в», «на». Прошедшее время глаголов мочь, быть , бывать, находиться …………………………………………...68

УРОК 8.

Будущее сложное время глагола. Винительный падеж для выражения времени. Предложный падеж в значении объекта мысли или речи. Предложный падеж для выражения времени………………………………....................87

УРОК 9.

Общее представление о видах глагола. Использование несовершенного и совершенного видов глаголов. Инфинитивные конструкции со словами можно, нужно ……………………………………………………………………..99

УРОК 10.

Использование глаголов совершенного вида в форме будущего времени. Будущее простое и будущее сложное время. Винительный падеж существительных, обозначающих направление движения. Глаголы движения идти, пойти, ходить, ехать, поехать, ездить . Предложный падеж существительных с предлогом на , обозначающий средства передвижения. Использование предлогов через, после. Глаголы начинать / начать / начаться; продолжать / продолжить / продолжиться ……………………………………..113

УРОК 11.

Глаголы движения группы идти / ходить с префиксами по- и при- . Родительный падеж имен существительных, личных местоимений, прилагательных в отрицательных конструкциях, в конструкции типа «у меня есть» и для обозначения места начала движения. Родительный падеж с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными, с числительными…………………………………………………………………………………..132

УРОК 12.

Инфинитивные конструкции со словом «должен». Дательный падеж имен существительных в значении адресата действия. Дательный падеж прилагательных, местоимений. Дательный падеж для обозначения возраста, в безличных предложениях, с предлогом по …………………………………...163

УРОК 13. Творительный падеж имен существительных, прилагательных, местоимений для обозначения совместного действия, инструмента действия (без предлога), характеристики объекта (с предлогом с ). Грамматические конструкции с глаголами быть, стать, работать …………………...181

УРОК 14.

Видо-временные формы глаголов. Склонение имен существительных и личных местоимений. Значения падежей. Словосочетания с глаголами…………………………………………………………………………………..194

УРОК 15.

Сложные предложения. Москва – столица России. Город, в котором я учусь……………………………………………………………………………….207

УРОК 16.

Предложный падеж прилагательных, порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Прямая и косвенная речь. Возвратное местоимение «себя»………………………….........216

УРОК 17. Винительный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Глаголы движения с приставками. Прямая и косвенная речь (вопрос без вопросительного слова и соответствующий ответ)……………………………………………………...227

УРОК 18.

Родительный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Краткие страдательные причастия. Сложные предложения с союзом чтобы и глаголом хотеть в главном предложении………………………………………………………………...240

УРОК 19.

Дательный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Дательный падеж с предлогом «к», обозначающий направление движения. Прямая и косвенная речь (императивные предложения). Неопределенные и отрицательные местоимения……………………………………………………………………....................245

УРОК 20.

Творительный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Творительный падеж существительных, обозначающих место. Сложное предложение с придаточным условным. Активные и пассивные предложения. Творительный падеж в пассивных предложениях………………………………………………………254

УРОК 21. Склонение порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений (систематизация). Степени сравнения прилагательных и наречий. Превосходная степень прилагательных с суффиксами –айш- и –ейш-…………………………………………………...267

УРОК 22.

Действительные причастия. Сослагательное наклонение глаголов. Страдательные причастия. Глаголы с постфиксом –ся (главные значения)…………………………………………………………………………….......275

УРОК 23.

Образование деепричастий. Полная и краткая форма прилагательных. Использование инфинитива в конструкциях с краткими прилагательными. Систематизация значений падежей…………………………....................286

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………....296

ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

Творительный падеж употребляется как в приименной (с существительным), так и в приглагольной (с глаголом) позиции. Интересно, что существительные в творительном падеже могут иметь разные значения, которые подробно описаны здесь. В статье приведены способы определения творительного падежа с примерами, дан список наиболее распространенных предлогов.

Что такое творительный падеж?

Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.

Примеры существительных в творительном падеже : горжусь дочерью , наслаждаются искусством , зажечь спичкой , написано учеником , стоять боком , идти колоннами , быть кассиром .

Как определить творительный падеж?

Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?) , а также выделить у существительного падежное окончание.

Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.

Склонение Ед. число Мн. число
1 склонение -ой (-ей), Улыбкой , улыбкою ,

Статуей , статуею ,

Сладкоежкой , сладкоежкою ,

Дядей , дядею

-ами (-ями), Улыбками ,

Статуями ,

Сладкоежками ,

Дядями

2 склонение -ом (ем) Пряником ,

Роялем ,
Кольцом ,

Хранилищем

Пряниками ,

Роялями ,
Кольцами ,

Хранилищами

3 склонение Лошадью ,

Печалью

Лошадями , лошадьми ,

Печалями

Разносклоняемые -ей, -ею, -ем Дитятей , дитятею ,

Путем ,

Знаменем

Детьми ,

Путями ,

Знаменами

Обратите внимание . В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.

Значение имен существительных в творительном падеже

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником) ;
  • Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками) ;
  • Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой) ;
  • Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом) .

Предлоги творительного падежа

Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом) , так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем) . С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между .

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами : гулять под дождем , блюдце под чашкой , видно за облаками , нести за спиной , спор между учениками , тропинка над шуткой , выступать перед аудиторией , дача под Москвой , брат с сестрой , говорить с другом .

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...