Электротехника и основы электроники. Электротехника и основы электроники Учебные пособия по электротехнике

Рассматриваются физические явления, происходящие в электрическом и магнитном поле, методы расчета цепей постоянного тока, переменного однофазного и трехфазного тока, синусоидального и несинусоидального тока, а также методы измерения параметров электрических цепей. Приводятся примеры и задачи с решениями.
Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования нового поколения.
Для студентов среднего профессионального образования электроэнергетических и электротехнических специальностей.

Электрический ток. Электропроводность.
Все вещества состоят из атомов. В состав атома входит ядро, вокруг которого вращаются электроны, имеющие отрицательный заряд. В ядре атома сосредоточены протоны, обладающие положительным зарядом, и электрически нейтральные нейтроны. На рисунке 2.1 показана упрощенная модель атома водорода.

Если число электронов равно числу протонов в ядре, то атом электрически нейтрален. Если атом потеряет один или несколько электронов, то приобретает положительную полярность и становится ионом. Но если атом присоединяет один или несколько электронов, то он становится отрицательным ионом.

Для возникновения электрического тока необходимо выполнение трех условий:
1) наличие свободных носителей заряда (электронов у металлов, ионов у электролитов);
2) наличие в проводнике электрического поля;
3) наличие замкнутой цепи.

Чтобы понять, как электрический ток течет по проводам, вспомним электронную теорию строения металлов: положительно заряженные ионы колеблются вблизи узлов кристаллической решетки металла. Между ними в хаотическом движении как бы плавают электроны, образуя «электронный газ».

При подключении проводника к источнику электрической энергии электроны приходят в упорядочное движение, и возникает электрический ток. Мы не можем непосредственно наблюдать электрический ток. О прохождении тока судят по его действию - тепловому, магнитному и химическому.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение
Глава 1. Электрическое поле
1.1. Основные понятия
1.2. Закон Кулона
1.3. Электрическое поле нескольких зарядов
1.4. Поток вектора напряженности
1.5. Теорема Гаусса
1.6. Электрическая емкость
1.7. Плоский конденсатор
1.8. Соединение конденсаторов
Глава 2. Физические процессы в электрических цепях постоянного тока
2.1. Электрический ток. Электропроводность
2.2. Закон Ома
2.3. Электрическое сопротивление. Проводимость
2.4. Электрическая энергия и мощность
2.5. Электрическая цепь
2.6. Закон Джоуля - Ленца
2.7. Потеря напряжения в проводах
Глава 3. Расчет линейных электрических цепей постоянного тока
3.1. Законы Кирхгофа
3.2. Неразветвленная электрическая цепь (последовательное соединение)
3.3. Разветвленная электрическая цепь (параллельное соединение)
3.4. Преобразование схем
3.5. Расчет эквивалентного сопротивления цепи
3.6. Метод эквивалентных сопротивлений
3.7. Работа источников в различных режимах
3.8. Потенциальная диаграмма
3.9. Метод наложения
3.10. Метод узловых и контурных уравнений
3.11. Метод контурных токов
3.12. Метод узловых напряжений
3.13. Расчет нелинейных цепей постоянного тока
Глава 4. Магнитное поле
4.1. Основные понятия
4.2. Характеристики магнитного поля
4.3. Закон полного тока
4.4. Проводник с током в магнитном поле
4.5. Взаимодействие токов в параллельных проводах
Глава 5. Электромагнитная индукция
5.1. Явление электромагнитной индукции
5.2. Закон электромагнитной индукции
5.3. Правило Ленца
5.4. Преобразование механической энергии в электрическую
5.5. Преобразование электрической энергии в механическую
5.6. Индуктивность. Явление самоиндукции
5.7. Взаимная индуктивность. Явление взаимоиндукции
5.8. Вихревые токи
Глава 6. Магнитные цепи и их расчет
6.1. Намагничивание ферромагнетиков
6.2. Магнитный гистерезис
6.3. Магнитные материалы
6.4. Магнитные цепи
6.5. Расчет магнитных цепей
Глава 7. Электрические цепи переменного тока
7.1. Начальные сведения о переменном токе
7.2. Фаза
7.3. Графическое изображение синусоидальных величин
7.4. Сложение и вычитание синусоидальных величин
7.5. Среднее значение переменного тока
7.6. Действующее значение переменного тока
Глава 8. Элементы и параметры электрических цепей переменного тока
8.1. Цепь с активным сопротивлением
8.2. Цепь с идеальным конденсатором
8.3. Цепь с идеальной катушкой индуктивности
Глава 9. Неразветвленные цепи переменного тока
9.1. Цепь с реальной катушкой
9.2. Цепь с реальным конденсатором
9.3. Неразветвленная цепь с активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью
9.4. Расчет неразветвленных цепей переменного тока методом векторных диаграмм
9.5. Колебательный контур
9.6. Резонанс напряжений
9.7. Резонансные кри вы е
Глава 10. Разветвленные цепи переменного тока
10.1. Активная и реактивная проводимости и токи
10.2. Параллельное соединение катушки и конденсатора
10.3. Расчет разветвленных цепей методом проводимостей
10.4. Резонанс токов
10.5. Коэффициент мощности.
Глава 11. Символический метод расчета цепей синусоидального тока с применением комплексных чисел
11.1. Основные понятия. Теорема Эйлера
11.2. Электрические величины в комплексной форме
11.3. Расчет электрических цепей символическим методом
11.4. Цепи со взаимной индуктивностью
Глава 12. Трехфазные цепи
12.1. Основные понятия
12.2. Соединение обмоток генератора звездой
12.3. Соединение обмоток генератора треугольником
12.4. Соединение приемников энергии звездой
12.5. Значение нейтрального провода
12.6. Соединение приемников энергии звездой при равномерной нагрузке
12.7. Соединение приемников энергии треугольником
12.8. Соединение приемников энергии треугольником при равномерной нагрузке
12.9. Вращающееся магнитное поле
Глава 13. Электрические цепи с несинусоидальными периодическими напряжениями и токами
13.1. Основные понятия. Теорема Фурье
13.2. Расчет линейных цепей с несинусоидальными токам и
13.3. Электрические фильтры
Глава 14. Нелинейные цепи переменного тока
14.1. Нелинейные элементы
14.2. Токи в цепях с вентилями
14.3. Катушка с ферромагнитным сердечником
14.4. Мощность потерь энергии в катушке со стальным сердечником
Глава 15. Переходные процессы в электрических цепях
15.1. Основные понятия. Законы коммутации
15.2. Включение катушки индуктивности на постоянное напряжение
15.3. Отключение катушки индуктивности от источника постоянного напряжения
15.4. Включение конденсатора на постоянное напряжение
15.5. Разрядка конденсатора на активное сопротивление
Глава 16. Электрические измерения
16.1. Основные понятия
16.2. Электроизмерительные приборы
16.3. Измерение электрических величин
16.4. Измерение неэлектрических и магнитных величин
Приложение 1
Изображение элементов в электрических схемах
Приложение 2
Свойства проводниковых материалов
Приложение 3
Значение диэлектрической проницаемости ε
Приложение 4
Единицы измерения и обозначения физико-технических величин
Приложение 5
Потери активной мощности в стали
Приложение 6
Кривые намагничивания стали и чугуна
Приложение 7
Таблица тригонометрических функций
Приложение 8
Комплексы сопротивлений и проводимостей для различных цепей
Приложение 9
Условные обозначения на шкалах измерительных приборов
Приложение 1 0
Множители и приставки, используемые для образования наименований и обозначений десятичных кратных и дольных единиц СИ
Список литературы.

Программа учебной дисциплины "Электротехника и электроника" разработана на основе Федерального государственного стандарта по специальности среднего профессионального образования 151031 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Электротехника и электроника

2012 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 151000 Технологические машины и оборудование.

Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности»

Разработчики:

_ Зинакова_Вера Александровна, преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии

дисциплин механического цикла

Протокол № от

Утверждено

Зам. директора по учебной работе

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. условия реализации учебной дисциплины
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Электротехника и электроника

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 151000 Технологические машины и оборудование.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в сфере монтажа и технической эксплуатации технологических машин и промышленного оборудования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

уметь :

Подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

Эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

Рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

Снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

Собирать электрические схемы;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать :

Основные законы электротехники;

Методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

Основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;

Основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

Параметры электрических схем и единицы их измерения;

Способы получения, передачи и использования электрической энергии;

Основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

Классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

Принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

Свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 ч, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 ч;

самостоятельной работы обучающегося 50 ч.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

Лабораторные работы

Практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

работа с нормативными документами

конспектирование материала, ответы на контрольные вопросы и тесты

подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя

оформление отчетов по лабораторным и практическим работам и подготовка к их защите

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Наименование разделов и тем

Количество часов

Уровень освоения

Введение

Электрическая энергия, ее свойства и применение.

Основные этапы развития отечественной электроэнергетики, электротехники и электроники. Перспективы развития электроэнергетики, электротехники и электроники.

Раздел 1. Электротехника

Тема 1.1. Электрическое поле

Основные свойства и характеристики электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроемкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов. Энергия электрического поля заряженного конденсатора.

Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока

Элементы электрической цепи, их параметры и характеристики.

Элементы схемы электрической цепи: ветвь, узел, контур.

Схемы замещения электрических цепей. Электродвижущая сила (ЭДС).

Электрическое сопротивление. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Электрическая проводимость. Резистор. Соединение резисторов.

Режимы работы электрической цепи: холостой ход, номинальный, рабочий, короткого замыкания.

Энергия и мощность электрической цепи. Баланс мощностей. КПД.

Основы расчета электрической цепи постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа. Расчет электрических цепей произвольной конфигурации методами: контурных токов, узловых потенциалов, двух узлов (узлового напряжения).

Практические занятия

Расчет цепи постоянного тока

Расчет сложной электрической цепи постоянного тока

Лабораторные занятия

Потеря напряжения в проводах

Способы соединения сопротивлений

Тема 1.3. Электромагнетизм

Основные свойства и характеристики магнитного поля. Закон Ампера. Индуктивность: собственная и взаимная.

Магнитная проницаемость: абсолютная и относительная. Магнитные свойства вещества. Намагничивание ферромагнетика. Гистерезис.

Электромагнитная индукция. ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции. ЭДС в

проводнике, движущемся в магнитном поле.

Магнитные цепи: разветвленные и неразветвленные. Расчет неразветвленной магнитной цепи. Электромагнитные силы. Энергия магнитного поля. Электромагниты и их применение.

Практическое занятие

1. Расчет магнитных цепей.

Тема 1.4. Электрические цепи переменного тока

Понятие о генераторах переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Общая характеристика цепей переменного тока. Амплитуда, период, частота, фаза, начальная фаза синусоидального тока. Мгновенное, амплитудное, действующее и среднее значения ЭДС, напряжения, тока.

Изображение синусоидальных величин с помощью временных и векторных диаграмм.

Электрическая цепь: с активным сопротивлением; с катушкой индуктивности (идеальной); с емкостью. Векторная диаграмма. Разность фаз напряжения и тока.

Неразветвленные электрические RС и RL-цепи переменного тока. Треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей. Коэффициент мощности. Баланс мощностей. Неразветвленная электрическая RLC-цепь переменного тока, резонанс напряжений и условия его возникновения. Разветвленная электрическая RLC-цепь переменного тока, резонанс токов и условия его возникновения. Расчет электрической цепи, содержащей источник синусоидальной ЭДС.

Практическое занятие

Расчет цепей переменного тока

Лабораторное занятие

Неразветвленная цепь с активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью

Тема 1.5. Электрические измерения

Основные понятия измерения. Погрешности измерений.

Классификация электроизмерительных приборов.

Измерение тока и напряжения. Магнитоэлектрический измерительный механизм, электромагнитный измерительный механизм. Приборы и схемы для измерения электрического напряжения. Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров.

Измерение мощности. Электродинамический измерительный механизм. Измерение мощности в цепях постоянного и переменного токов.

Индукционный измерительный механизм. Измерение электрической энергии.

Измерение электрического сопротивления, измерительные механизмы. Косвенные методы измерения сопротивления, методы и приборы сравнения для измерения сопротивления.

Лабораторные занятия

Основы работы с электроизмерительной аппаратурой

Тема 1.6. Трехфазные электрические цепи

Соединение обмоток трехфазных источников электрической энергии звездой и треугольником. Трехпроводные и четырехпроводные трехфазные электрические

цепи. Фазные и линейные напряжения, фазные и линейные токи, соотношения между ними. Симметричные и несимметричные трехфазные электрические цепи. Нейтральный (нулевой) провод и его назначение. Векторная диаграмма напряжений и токов. Передача энергии по трехфазной линии. Мощность трехфазной электрической цепи при различных соединениях нагрузки. Расчет симметричной трехфазной электрической цепи при соединении нагрузки звездой и треугольником.

Практическое занятие

Расчет трехфазных цепей переменного тока

Тема 1.7. Трансформаторы

Назначение, принцип действия и устройство однофазного трансформатора.

Режимы работы трансформатора. Номинальные параметры трансформатора: мощность, напряжение и токи обмоток. Потери энергии и КПД трансформатора. Типы трансформаторов и их применение: трехфазные, многообмоточные, измерительные, автотрансформаторы

Практическое занятие

1 Расчет силовых нагрузок трансформатора.

Тема 1.8. Электрические машины переменного тока

Назначение машин переменного тока и их классификация. Получение вращающегося магнитного поля в трехфазных электродвигателях и генераторах. Устройство электрической машины переменного тока: статор и его обмотка, ротор и его обмотка. Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Частота вращения магнитного поля статора и частота вращения ротора. Вращающий момент асинхронного двигателя. Скольжение. Пуск в ход асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором.

Рабочий процесс асинхронного двигателя и его механическая характеристика. Регулирование частоты вращения ротора. Однофазный и двухфазный асинхронный электродвигатели. Потери энергии и КПД асинхронного двигателя.

Синхронные машины и область их применения.

Практическое занятие

Расчет параметров асинхронного двигателя

Лабораторное занятие

Реверсивный пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

Тема 1.9. Электрические машины постоянного тока

Назначение машин постоянного тока и их классификация.

Устройство и принцип действия машин постоянного тока: магнитная цепь, коллектор, обмотка якоря. Рабочий процесс машины постоянного тока: ЭДС обмотки якоря, реакция якоря, коммутация.

Генераторы постоянного тока, двигатели постоянного тока, общие сведения. Электрические машины с независимым возбуждением, с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением.

Пуск в ход, регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока. Потери энергии и КПД машин постоянного тока.

Тема 1.10. Основы электропривода

Понятие об электроприводе. Уравнение движения электропривода. Механические характеристики нагрузочных устройств. Расчет мощности и выбор двигателя при продолжительном, кратковременном и повторно-кратковременном режимах. Аппаратура для управления электроприводом.

Тема 1.11. Передача и распределение электрической энергии

Электроснабжение промышленных предприятий от электрической системы. Назначение и устройство трансформаторных подстанций и распределительных пунктов.

Электрические сети промышленных предприятий: воздушные линии; кабельные линии; внутренние электрические сети и распределительные пункты; электропроводки.

Электроснабжение цехов и осветительных электросетей. Графики электрических нагрузок.

Выбор сечений проводов и кабелей: по допустимому нагреву; с учетом защитных аппаратов; по допустимой потере напряжения.

Эксплуатация электрических установок. Защитное заземление, зануление.

Практическое занятие

Расчет параметров заземления

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка рефератов и докладов

Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя; Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам и подготовка к их защите.

Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединения конденсаторов.

Соединение сопротивлений. Законы Ома. Законы Кирхгофа. Расчет сложной электрической цепи.

Электромагнетизм. Расчет магнитных цепей.

Электрические цепи переменного тока. Расчет цепей переменного тока. Построение векторных диаграмм для однофазных и трехфазных цепей переменного тока.

Измерения, погрешности. Классификация измерительных приборов.

Устройство, принцип действия однофазного трансформатора. Расчет силовых нагрузок трансформатора.

Устройство, принцип действия машин переменного тока. Асинхронный двигатель.

Устройство, принцип действия машин постоянного тока. Схемы электроснабжения промышленных предприятий.

Раздел 2. Электроника

Тема 2.1. Физические основы электроники;

электронные приборы

Электропроводимость полупроводников. Собственная и примесная проводимость. Электронно-дырочный переход и его свойства. Прямое и обратное включение "p-n" перехода.

Полупроводниковые диоды: классификация, свойства, маркировка, область применения.

Полупроводниковые транзисторы: классификация, принцип действия, назначение, область применения, маркировка.

Биполярные транзисторы. Физические процессы в биполярном транзисторе. Схемы включения биполярных транзисторов: общая база, общий эмиттер, общий коллектор. Вольтамперные характеристики, параметры схем. Статические параметры, динамический режим работы, температурные и частотные свойства биполярных транзисторов.

Полевые транзисторы: принцип работы, характеристики, схемы включения.

Тиристоры: классификация, характеристики, область применения, маркировка.

Лабораторные занятия

Проверка проводимости диода.

Изучение работы биполярного транзистора, тиристора.

Тема 2.2. Электронные выпрямители и стабилизаторы

Основные сведения, структурная схема электронного выпрямителя. Однофазные и трехфазные выпрямители. Сглаживающие фильтры.

Основные сведения, структурная схема электронного стабилизатора. Стабилизаторы напряжения. Стабилизаторы тока.

Тема 2.3. Электронные усилители

Схемы усилителей электрических сигналов.

Основные технические характеристики электронных усилителей.

Принцип работы усилителя низкой частоты на биполярном транзисторе.

Обратная связь в усилителях.

Многокаскадные усилители, температурная стабилизация режима работы.

Импульсные и избирательные усилители. Операционные усилители.

Тема 2.4. Электронные генераторы и измерительные приборы

Колебательный контур. Структурная схема электронного генератора. Генераторы синусоидальных колебаний: генераторы LC-типа, генераторы RC-типа.

Переходные процессы в RC-цепях.

Импульсные генераторы: мультивибратор, триггер.

Генератор линейно изменяющегося напряжения (ГЛИН- генератор).

Электронные стрелочные и цифровые вольтметры.

Электронный осциллограф.

Тема 2.5. Электронные устройства автоматики и

вычислительной техники

Структура системы автоматического контроля, управления и регулирования.

Измерительные преобразователи. Измерение неэлектрических величин электрическими методами. Параметрические преобразователи: резистивные, индуктивные, емкостные. Генераторные преобразователи.

Исполнительные элементы: электромагниты; электродвигатели постоянного и переменного токов, шаговые электродвигатели.

Электромагнитное и ферромагнитное реле.

Тема 2.6. Микропроцессоры и микро-ЭВМ

Понятие о микропроцессорах и микро-ЭВМ. Устройство и работа микро-ЭВМ. Структурная схема, взаимодействие блоков.

Арифметическое и логическое обеспечение микропроцессоров и микро-ЭВМ.

Микропроцессоры с жесткой и гибкой логикой. Интерфейс микропроцессоров и микро-ЭВМ.

Интегральные схемы микроэлектроники. Основные параметры больших интегральных схем микропроцессорных комплектов.

Периферийные устройства микро-ЭВМ.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем)

Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя;

Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам и подготовка к их защите.

Подготовка рефератов и докладов

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Классификация электронных приборов. Электронная эмиссия. Катоды ламп, параметры катодов. Электровакуумные приборы: диоды, триоды, тетроды, пентоды, их устройство и назначение. Параметры триода.

Газоразрядные приборы. Газотрон, тиратрон, неоновая лампа, устройство и назначение.

Полупроводниковые приборы. Электропроводность полупроводников. Транзистор, тиристор, их устройство и назначение.

Фотоэлементы. Внешний и внутренний фотоэффект. Устройство фотоэлемента. Применение фотоэлектронных приборов.

Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Электротехника и электроника»

Оборудование учебной лаборатории :

Посадочных мест по количеству обучающихся;

Доска классная;

Стеллаж для моделей и макетов;

Шкаф для моделей и макетов;

Комплект таблиц, плакатов по разделам программы;

Рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

амперметр;

вольтметры;

батареи конденсаторные;

омметры;

трансформаторы 3-фазные;

осцилограф;

генератор ГОС-30;

магазин емкости;

прибор АП-407;

стенды для лабораторных работ по электронике;

машины постоянного тока;

реостаты;

компьютер с лицензионным программным обеспечением;

мультимедиапроектор;

интерактивная доска.

3. 2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1 Данилов И.А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники. – М.: Мастерство, 2000.

2 Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники. – М.: Мастерство, 2001.

3 Евдокимов Ф.Е. Общая электротехника. – М.: Энергия, 1992.

Дополнительные источники:

1 Березкина Т.Ф., Гусев Н.Г., Масленников В.В. Задачник по общей электротехнике с основами электроники. – М.: Высшая школа, 1983.

2 Волынский Б.А., Зейн Е.Н., Шатерников В.Е. Электротехника. – М.: Энергоатомиздат, 1987.

3. Гордин Е.М. и др. Основы автоматики и вычислительной техники. – М.: Машиностроение, 1978.

4 Масленников В.В. Руководство по проведению лабораторных работ по основам электроники. – М., 1985.

5 Полупроводниковые приборы. Диоды, тиристоры, оптоэлектронные приборы: Справочник /Под ред. Перельмана Б.Л. – М.: Радио и связь, 1981.

6 Татур Т.А. Основы теории электрических цепей. – М.: Высшая школа, 1980.

ранзисторы для аппаратуры широкого применения: Справочник /Под ред. Перельмана Б.Л. – М.: Радио и связь, 1981.

7 Федотов В.И. Основы электроники. – М.: Высшая школа, 1990.

8 Чекалин Н.А. Руководство по проведению лабораторных работ по общей электротехнике. – М., 1983.

9 Якубовский С.В., Ниссельсон Л.И., Кулешова В.И. и др. Цифровые и аналоговые интегральные микросхемы: Справочник. – М.: Радио и связь, 1990.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований .

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

Правильность подбора устройств электронной техники, электрических приборов и оборудования с определенными параметрами и характеристиками.

эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

Оценка результатов практической работы.

Четкость и безопасность эксплуатации электрооборудования и механизмов передачи движения технологических машин и аппаратов.

рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

Оценка результатов лабораторной работы. Точность расчетов параметров электрических, магнитных цепей.

снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

Оценка результатов лабораторных и практических работ.

Четкость и правильность съема показаний и использования электроизмерительных приборов и приспособлений

собирать электрические схемы;

Правильность сбора электрических схем.

Оценка результатов лабораторных работ.

Точность и скорость чтения принципиальных, электрических и монтажных схем.

Знания:

основных законов электротехники;

Опрос, тестирование. Точность изложения основных законов электротехники.

методов расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

Опрос, тестирование. Правильность определения методов расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей.

основных правил эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;

Опрос, тестирование. Точность изложения основных правил эксплуатации электрооборудования и методов измерения электрических величин;

основ теории электрических машин, принципов работы типовых электрических устройств;

Опрос, тестирование. Точность изложения основ теории электрических машин, принципа работы типовых электрических устройств;

параметров электрических схем и единицы их измерения;

Опрос, тестирование. Правильность определения параметров электрических схем и единиц их измерения

способов получения, передачи и использования электрической энергии;

Опрос, тестирование. Правильность изложения способов получения, передачи и использования электрической энергии

основ физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

Опрос, тестирование. Правильность изложения физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

классификации электронных приборов, их устройство и область применения;

Опрос, тестирование. Правильность изложения классификации электронных приборов, их устройства и области применения.

принципов действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

Опрос, тестирование. Правильность определения принципов действия, устройств, основных характеристик электротехнических и электронных устройств и приборов;

свойств проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

Опрос, тестирование. Правильность и последовательность изложения свойств проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производиться в соответствии с универсальной шкалой (см. таблицу).

Разработчики:

___________________ __________________ _____________________

___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Рецензенты:

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02.ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

2016 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02.Электротехника разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (СПО).

Организация-разработчик: ГБПОУ Стерлитамакский индустриально-промышленный колледж

Разработчик:

Кильмухаметова Неля Талгатовна – преподаватель высшей категории ГБПОУ СИПК

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.

номер

©

©

©

©

©

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11-17

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02. Электротехника

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Электротехника является составной частью программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО технического профиля:

18.01.26 «Аппаратчик-оператор нефтехимического производства»

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в составе программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки по профессиям:

«Аппаратчик-оператор нефтехимического производства»

13910 «Машинист насосных установок»

13775 «Машинист компрессорных установок

18494 «Слесарь по КИПиА»

18559 «Слесарь – ремонтник»

13321 «Лаборант хим. Анализа»

19861 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

уметь:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Внеаудиторная самостоятельная работа

30

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02.Электротехника

1

Предмет изучения электротехники. Роль в развитии народного хозяйства. Техника безопасности.

Контроль стартовых знаний.

Самостоятельная работа :

Техника безопасности при работе с электроустановками.

Раздел 1.

Электрические и магнитные цепи.

50

Тема 1.1

Электрические цепи постоянного тока

2

Постоянный ток. Закон Ома. Работа и мощность тока.

Лабораторная работа №1 Определение величины сопротивления с помощью амперметра и вольтметра.

Электрические цепи. Методы расчета цепей.

Практическое занятие № 1 Расчет электрической цепи с различными соединениями приемников.

Основные законы электротехники.

Лабораторная работа №2 Последовательное соединение приемников и проверка падения напряжения на отдельных приемниках.

Приемники и источники электроэнергии.

Практическое занятие № 2 Изучение способов соединения источников электроэнергии.

Общие сведения об электроизмерительных приборах.

Лабораторная работа №3 Измерение работы и мощности в цепи постоянного тока.

Режимы работы электрических цепей.

Практическое занятие № 3 Расчет проводов на нагрев и потери напряжения.

Самостоятельная работа : выполнение домашних заданий по теме 1.1

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций по темам:

Тепловое действие тока.

Жизнь замечательных людей: Густав Кирхгоф.

Жизнь замечательных людей: Георг Ом.

Области применения цифровых измерительных приборов.

Методы расчета линейных электрических цепей постоянного тока.

Методы расчета нелинейных электрических цепей постоянного тока.

Тема 1.2

Электрические цепи переменного тока

2

Понятие электрических цепей переменного тока.

Лабораторная работа №4 Изучение явления электромагнитной индукции.

Электрические цепи с активным и реактивным сопротивлением.

Лабораторная работа №5 Определение работы и мощности в цепи однофазного переменного тока.

Колебательный контур.

Практическое занятие № 4 Расчет параметров колебательного контура.

Резонанс напряжений.

Резонанс токов.

Практическое занятие № 5 Расчет коэффициента мощности установок.

Лабораторная работа №6 Явление резонанса в цепи переменного тока.

Самостоятельная работа : выполнение домашних заданий по теме 1.2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций по темам:

Устройство и принцип работы генератора переменного тока.

Методы расчета электрических цепей переменного тока.

Применение вихревых токов в промышленности.

Несинусоидальные токи, их учет и использование.

Методы повышения коэффициента мощности установок.

Тема 1.3

Трехфазные электрические цепи

1

Основные понятия о трехфазных электрических цепях.

Практическое занятие № 6 Изучение способов соединения фаз источника.

Схемы включения трехфазной нагрузки.

Практическое занятие № 7 Расчет симметричных трехфазных систем.

Мощность цепи и методы ее измерения.

Лабораторная работа №7 Принципы работы плавких предохранителей в электрических цепях.

Самостоятельная работа : выполнение домашних заданий по теме 1.3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций по темам:

Трехфазные электротехнические устройства.

Расчет симметричных и несимметричных трехфазных цепей.

Многофазные цепи и системы.

Тема 1.4

Магнитные цепи

2

Магнитные цепи на постоянном токе.

Практическое занятие № 8 Расчет основных характеристик магнитных цепей.

Практическое занятие № 9 Изучение электромагнитных устройств: электромагнит, реле.

Магнитные цепи на переменном токе.

Самостоятельная работа : выполнение домашних заданий по теме 1.4

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций по темам:

Применение электромагнитных устройств.

Алгоритм расчета магнитной цепи.

Контрольная работа №1 по разделу «Электрические и магнитные цепи»

Раздел 2. Электротехнические устройства

27

Тема 2.1

Электроизмерительные приборы и электрические измерения.

2

Электроизмерительные приборы: класс точности, системы, условия эксплуатации.

Лабораторная работа №8 Определение характеристик приборов по условным обозначениям на шкалах.

Практическое занятие № 10 Изучение магнитоэлектрических и электромагнитных приборов.

Практическое занятие № 11 Изучение электродинамических и индукционных приборов.

Электронные измерительные приборы.

Практическое занятие № 12 Измерение неэлектрических величин электрическими методами.

Самостоятельная работа : выполнение домашних заданий по теме 2.1

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций по темам:

Измерения и измерительные приборы в профессии.

Мультиметры.

Самопишущие и регистрирующие приборы.

Тема 2.2

Трансформаторы.

2

Трансформаторы: типы, назначение, устройство, принцип действия.

Практическое занятие № 13 Расчет коэффициента трансформации, КПД трансформатора.

Трехфазные трансформаторы.

Практическое занятие № 14 Изучение трансформаторов специального назначения.

Самостоятельная работа : выполнение домашних заданий по теме 2.2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций по темам:

Принцип работы и области применения трансформаторов.

Трансформаторы специального назначения.

Тема 2.3

Электрические машины

2

Электрические машины: назначение, типы, характеристики, эксплуатация, обратимость.

Асинхронные машины: конструкция, принцип работы¸ характеристики.

Практическое занятие № 15 Изучение принципа работы и характеристик синхронных машин.

Практическое занятие № 16 Изучение принципа работы и характеристик машин постоянного тока.

Самостоятельная работа : выполнение домашних заданий по теме 2.3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций по темам:

Электрические машины на твоем рабочем месте

Области применения электрических машин.

Тема 2.4

Полупроводниковые приборы

2

Полупроводниковые приборы: классификация, назначение, принцип действия.

Лабораторная работа №9 Снятие вольт – амперной характеристики полупроводникового диода.

Интегральные схемы и микроэлектроника.

Практическое занятие № 17 Изучение принципа действия: выпрямители, стабилизаторы, усилители.

Самостоятельная работа : выполнение домашних заданий по теме 2.4

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций по темам:

Линейные и нелинейные элементы промышленной электроники.

Электронные генераторы.

Раздел 3.

Производство, распределение и использование электроэнергии

8

Тема 3.1

Электрические станции, сети и электроснабжение

1

Производство электроэнергии.

Практическое занятие № 18 Изучение традиционных и нетрадиционных источников энергии.

Передача и распределение электроэнергии.

Практическое занятие № 19 Изучение областей применения электроэнергии.

Самостоятельная работа : выполнение домашних заданий по теме 3.1

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций по темам:

Особенности электроснабжения городов и промышленных предприятий.

Энергетическая стратегия России.

Энергосберегающие технологии.

Единая энергосистема.

Дифференцированный зачет.

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины электротехника требует наличия учебного кабинета «Электротехники».

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Плакаты, стенды, макеты, таблицы, опорные конспекты;

Демонстрационные приборы.

Технические средства обучения:

Мультимедиапроектор;

Компьютер с программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

    Электротехника: учебник для учреждений нач.проф.образования/ В.М.Прошин. – 3 изд., стер. – М.: ОИЦ «Академия», 2012. – 288 с.

    Электротехника / Бутырин А.П., Толчеев О.В.; учебник для НПО, под редакцией П.А. Бутырина. – 4-е издание., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2007г. – 272с.

    Задачник по электротехнике: Учеб.пособие/ П.Н.Новиков, В.Я.Кауфман, О.В.Толчеев и др. – М:ОИЦ «Академия», 2010. – 336 с.

Дополнительные источники:

    Паначевный Б.И. Курс электротехники.: Учебник для студентов механических спец. учеб. заведений. – Харьков: Торсинг, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002г. – 288с.

    Москаленко В.В. Электрический привод.: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: Высшая школа, 2000г. – 368с.

    Кацман М.М. Электрические машины.: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений, 3-е издание – М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 2001г. – 463с.

Интернет – ресурсы:

    Электротехника (электронный ресурс) http :// mexmat . ru

    Электронная библиотека издательского центра «Академия»

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Электротехника» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, при решении обязательных контрольных и самостоятельных работ, контрольных срезов, при фронтальном устном опросе, при работе по индивидуальным карточкам-заданиям, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения

контролировать выполнение заземления, зануления

производить контроль параметров работы электрооборудования

Практическое занятие. Экспертная оценка выполнения практического задания

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании

Практическое занятие. Экспертная оценка выполнения практического задания

рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов

Практическое занятие. Экспертная оценка выполнения практического задания. Тестирование

снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации

Практическое занятие. Экспертная оценка выполнения практического задания

Практическое занятие. Экспертная оценка выполнения практического задания

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ

Практическое занятие. Экспертная оценка выполнения практического задания

знания

основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей

сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов

Практическое занятие, лабораторная работа. Тестирование. Экспертная оценка на практическом занятии. Экспертная оценка защиты лабораторной работы.

типы и правила графического изображения и составления электрических схем

Практическое занятие, лабораторная работа. Тестирование. Экспертная оценка на практическом занятии. Экспертная оценка защиты лабораторной работы.

условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин

Практическое занятие. Тестирование. Экспертная оценка на практическом занятии.

основные элементы электрических сетей

Практическое занятие. Экспертная оценка выполнения практического задания

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения

двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки

Тестирование. Практическое занятие. Экспертная оценка выполнения практического задания

способы экономии электроэнергии

Тестирование. Практическое занятие. Экспертная оценка выполнения практического задания

правила сращивания, спайки и изоляции проводов

Практическое занятие. Экспертная оценка выполнения практического задания

виды и свойства электротехнических материалов

Практическое занятие. Экспертная оценка выполнения практического задания

правила техники безопасности при работе с электрическими приборами

Тестирование. Практическое занятие. Экспертная оценка выполнения практического задания

Разработчики:

ГБПОУ СИПК зам. директора по УПР Галиакберова Г.Р.

ГБПОУ СИПК преподаватель Кильмухаметова Н.Т.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________ ___________________ __________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ ___________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Основные показатели оценки результатов обучения смотри приложение 1.

Приложение 1.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов обучения

умения

контролировать выполнение заземления, зануления

Выполнение измерения сопротивления заземляющего провода при помощи мегаомметра;

Сравнение результатов измерения с табличными значениями;

Выполнение зачистки концов проводов для заземления и зануления

производить контроль параметров работы электрооборудования

Выполнение измерений основных параметров работы электрических машин, трансформаторов, аппаратуры управления и защиты, распределительных устройств, трансформаторных подстанций с помощью электроизмерительных приборов;

Выполнение сравнения результатов с табличными данными;

Выполнение профилактических испытаний в соответствии с требованиями ПТЭ;

Выработка ответа о работе электрооборудования при сравнении результата измерений с данными в справочниках;

Планирование работ для устранения неполадок в электрооборудовании

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании

Выполнение пуска двигателя с фазным ротором с помощью пускового реостата, с короткозамкнутым ротором через понижающий автотрансформатор;

Выполнение пуска электрического двигателя посредством переключения проводов со «звезды» на «треугольник»

рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов

Выполнение сборки электрической цепи постоянного, переменного и трёхфазного токов;

Создание электрических схем включения амперметров, вольтметров, ваттметров, омметров, счётчиков электрической энергии;

Выполнение сборки электрической цепи управления электрическими двигателями;

Выполнение электрических схем включения электрических аппаратов для управления электрическими двигателями;

Определение основных параметров электрических цепей постоянного, переменного и трёхфазного токов с использованием основных законов электротехники

снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации

Выполнение сборки электрической цепи с лампой накаливания и люминесцентной лампой;

Создание электрических схем электрического привода электроинструмента;

Выполнение схем электропередачи в электрическом транспорте;

Обоснование соблюдения правил техники безопасности при работе с электрооборудованием;

Изложение основных требований к эксплуатации электрооборудования с соблюдением норм ТБ

Выделение отличительных признаков структурной и функциональной схем;

Изложение основных требований для чтения электрических схем;

Изложение последовательности чтения электрических схем

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ

Выполнение зачистки концов проводов;

Выполнение сращивания проводов различными методами;

Выполнение соединений и оконцевания проводов;

Получение неразъёмных соединений проводов пайкой и склеиванием;

Демонстрирование использования паяльника;

Изготовление изоляции проводов

знания

основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей

Формулирование определения электрических цепей и их основных элементов;

Изложение закономерностей последовательного и параллельного соединения элементов электрической цепи;

Формулирование определения магнитных цепей и их основных элементов;

Выполнение графического и векторного представления электрического тока;

Нахождение индуктивного ёмкостного и полного сопротивления электрической цепи переменного тока;

Формулирование условий резонанса напряжений и токов в электрической цепи переменного тока;

Формулирование определения активной, реактивной и полной мощности в цепи переменного тока;

Обоснование способов повышения коэффициента мощности;

Выполнение расчётов основных величин электрической цепи

сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов

Изложение основных методов измерения электрических величин;

Изложение устройства и принципа действия электроизмерительных приборов различных систем;

Изложение достоинств и недостатков по техническим характеристикам электроизмерительных приборов различных систем;

Формулирование определения погрешностей прибора и их обозначение на шкале;

Выполнение чтения шкалы электроизмерительного прибора;

Получение расчётных формул для расширения предела измерения амперметра и вольтметра

типы и правила графического изображения и составления электрических схем

Формулирование основных типов электрических схем (структурные, функциональные, монтажные);

Выделение основных правил необходимых для графического изображения и составления электрических схем;

Выделение отличительных особенностей принципиальных и монтажных схем;

Выполнение структурных, функциональных и монтажных схем простейших электроустановок

условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин

Изложение условных обозначений, применяемых в электротехнике;

Выполнение электрических схем различных электротехнических устройств и электрических машин при помощи условных обозначений;

Нахождение условных обозначений на стенде – экзаменаторе

основные элементы электрических сетей

Формулирование определения электроэнергетической системы;

Изложение условных обозначений каждого элемента электроэнергетической системы;

Изложение и изображение условных обозначений элементов электрических сетей;

Доказательство необходимости объединения электрических станций в электроэнергетическую систему;

Обоснование факта применения данной энергетической станции в данной местности;

Формулирование определения электрической сети;

Обоснование достоинств и недостатков магистральной схемы питания подстанций в сравнении с радиальной;

Выполнение расчётов экономического сечения проводов электрических сетей, потери напряжения, механической прочности для воздушных линий электропередачи;

Обоснование деления потребителей электроэнергии на три категории в зависимости от надёжности электроснабжения;

Доказательство необходимости экономии электрической энергии;

Формулирование способов повышения коэффициента мощности

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения

Выделение основных элементов любого электротехнического устройства (электроизмерительного прибора, электрической машины, электрического аппарата);

Формулирование принципа действия любого электротехнического устройства на основе законов электродинамики;

Обоснование применения данного электротехнического устройства в промышленности;

Формулирование определения основных характеристик электротехнического устройства;

Выполнение схем электроснабжения потребителей, промышленных предприятий, электротранспорта и электроинструмента

двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки

Изложение устройства электродвигателей и генераторов;

Формулирование основных свойств электромашин (обратимость);

Выполнение классификации электродвигателей;

Формулирование определений коллектора, якоря, индуктора;

Формулирование основных явлений в двигателях (коммутация, вращающееся магнитное поле);

Сравнение синхронности и асинхронности в электродвигателях;

Обоснование принципа действия электродвигателей на основе законов электродинамики;

Изложение различных способов пуска и остановки электродвигателей

способы экономии электроэнергии

Обоснование необходимости экономии электроэнергии;

Изложение различных способов экономии электроэнергии (компенсирующие устройства, синхронные двигатели, рациональное использование мощностей, ограничение режимов холостого хода, замена малонагруженных двигателей двигателями меньшей мощности и т.д.)

правила сращивания, спайки и изоляции проводов

Изложение правил сращивания, спайки и изоляции проводов;

Обоснование наличия малого сопротивления и высокой механической прочности в местах соединения проводников;

Формулирование определения неразъёмных видов соединения жил проводов и кабелей;

Выделение основных областей применения различных видов соединения проводов

виды и свойства электротехнических материалов

Выделение всех электротехнических материалов по способности проводить электрический ток на подгруппы;

Изложение основных свойств электротехнических материалов в каждой подгруппе;

Обоснование выбора того или иного материала для применения в технике (учёт механических, химических свойств, возможность соединения пайкой, сваркой, стойкость против коррозии)

правила техники безопасности при работе с электрическими приборами

Изложение причин электротравматизма;

Обоснование условий для наибольшей опасности электрического тока для человека;

Перечисление случаев поражения человека электрическим током в быту и на производстве;

Создание перечня защитных средств для предупреждения электротравматизма;

Изложение основных требований к монтажу и ремонту электрооборудования с целью исключения поражения электрическим током;

Формулирование общих правил ТБ;

Демонстрирование оказания первой помощи при поражении электрическим током

С 2003 года произведено и поставлено более 1569 шт. . Самые массовые модификации стендов – ЭциОЭ-НРМ (309 шт.), ЭЦ-МР (133шт.), ЭТиОЭ-СК (98 шт.). Новые разработки в 2015-2016 г.г.: АД-МР, ДПТ-МР, ОЭИ-НР.

Учебное оборудование по электротехнике более 13 лет успешно поставляется во многие вузы, техникумы и колледжи стран СНГ. Среди них: Министерство образования Нижегородской области (168 шт.), МЭИ (78 шт.), УрФУ (10 шт.), НИЯУ МИФИ (16 шт.), САФУ (31 шт.), УрГУПС (15 шт.), МГТУ (15 шт.), Пензен. арт. инж. институт (15 шт.), Военная академия ПВО (12 шт.), Гл. центр автоматических систем ВВ (15 шт.), Колледж г. Мирный (21 шт.), ЮУрГУ (28 шт.) и т.д.

Внедрение образовательных стандартов нового поколения на базе блочно-модульного построения учебных курсов требует повышения эффективности и качества электротехнической подготовки. Это возможно только при оптимальном сочетании формирования высокой теоретической подготовки с получением в процессе лабораторного практикума соответствующих умений и навыков, прочности и глубины знаний по дисциплинам «Электрические цепи», «Основы электроники», «Электромеханика», «Электротехника и основы электроники», «Трансформаторы и электрические цепи» - лекционные, практические и лабораторные занятия.

Решение таких задач невозможно без оптимального сочетания инновационных эмуляторов, разрезов, интерактивных наглядных пособий и лабораторных стендов «Электротехника» .

Лаборатория электротехники

Предприятие предлагает развернутую и широкую линейку различных модификаций учебной техники, интерактивных информационных средств и технологий для комплектования учебных лабораторий по электротехнике «под ключ» системы начального, среднего и высшего профессионального образования, а также профессионально ориентированных учебных подразделений при промышленных предприятиях. Предлагаемые наполнения лабораторий определяются заказчиками исходя из перечня лабораторных работ и его финансовых возможностей.

Расчет учебной лаборатории электротехники Вы можете произвести на сайте, в разделе «Эксперт подбора лабораторий»

Стенды по электротехнике

Информационные технологии и стенды «Электротехника» обеспечивают глубокую проработку исследуемых вопросов по темам:

  • Приборы и измерения в электрических цепях, электрические и электромеханические.
  • Электрические и магнитные цепи. Цепи с распределенными параметрами.
  • Основы аналоговой и цифровой электроники.
  • Электромеханика. Трансформаторы.

Полный перечень лабораторных работ по каждой лабораторной установке раздела «Электротехника» представлен в каталоге и охватывает весь спектр тем, востребованных образовательными стандартами.

По электротехнике выпускаются в следующих исполнениях: стендовое, моноблочное, минимодульное, ручное (не автоматизированное), компьютерное. Назначение, состав и цена лабораторных стендов по электротехнике указана в прайс-листе (уточняется и дополняется ежемесячно).

Схемотехнические решения, информационное и программно-методическое обеспечение позволяет обучаемым получать и закреплять необходимые знания, отрабатывать практические умения и навыки при комфортном моделировании и подбору состава и изменения параметров типовых электрических, электронных и электромеханических устройств и схем.

Стенды по электротехнике и электронике от производителя

Лабораторные стенды по электротехнике фирмы «Учтех-Профи» имеют положительные отличия и преимущества:

  • Эргономичность, надежность, современный дизайн с оптимальным соотношением «цена-качество».
  • Расширенная номенклатура модульности и унификация размеров позволяет оперативно и с минимальными затратами изменять состав и конфигурацию в зависимости от требуемой лабораторной работы.
  • Каждая модификация стенда электротехника представляет собой оптимальную комплектацию, соответствующую исследуемой теме: генераторы, приборы, электрические цепи, электропроводные агрегаты, цифровой фототахогенератор, лабораторный стол, кабели питания, комплект соединительных проводов, методические пособия и информационное сопровождение (планшеты, плакаты, анимации, эмуляторы).
Тип и характеристики сопутствующего оборудования зависят от перечня лабораторных работ.
  1. Реализация возможности комфортной сборки исследуемых схем, установки нужных параметров исследуемых элементов, настройки приборов, управляющих сигналов, съема и обработки информации.
  2. Наличие конструктивной особенности, позволяющей вынимать моноблоки из каркаса стола и использовать их независимо как отдельные лабораторные стенды (настольный вариант).
  3. Наличие компьютерных версий учебных стендов по электротехнике позволяет также проводить исследования временных диаграмм в различных целях (осциллографирование переходных процессов, снятие статистических характеристик…).
  4. Эксклюзивность модификации с изготовлением учебного оборудования по индивидуальному заказу: новые лабораторные работы, комплектация лаборатории с минимальным м2, специфика обучения в учебных центрах промышленных предприятий.
  5. Наглядность результатов с возможностью исследования влияния изменения дополнительных параметров, например, промышленного источника (сети) на изучаемый объект, установленной асимметрии в 3-х фазных электроцепях, колебаний, напряжений, введение в сеть высших гармоник, порождаемых нелинейностью нагрузки и т.п.
  6. Возможность проведения исследований аномальных режимов, элементов (короткие замыкания, превышение предельно допускаемых напряжений и токов) без реализации невосполнимой их поломки.
  7. Безусловная и всеобъемлющая защита стенда в целом от перегрузок и коротких замыканий, и обучаемых от последствий непрофессионального обращения. Так, например, исследование различных электрических цепей, в том числе трехфазных, проводится при пониженных напряжениях (10 – 15 V) гальванически развязанных от сети.
  8. Промышленное и серийное изготовление в течение многих лет с учетом замечаний и дополнений заказчиков.
  9. Постгарантийная поддержка, техническое обслуживание и модернизация.
  10. Многолетний (более 17 лет) опыт надежных поставок по исполнению контрактов на рынке России и стран СНГ (более 1900 вузов, техникумов и колледжей). Особое внимание уделено созданию и развитию интерактивной сферы технологического развития, которая обеспечивается использованием интерактивных демонстраций, действующего лабораторного и информационного оборудования, интерактивного программного обеспечения и электронного образовательного процесса активных форм организации лабораторного практикума.

Учебные пособия по электротехнике

Повышению эффективности лабораторного практикума способствует эксклюзивный комплект информационного сопровождения в виде плакатов, планшетов, разрезов и интерактивных (электронных) наглядных пособий. Последние предназначены для демонстрации через проектор на экран или интерактивную доску. Весь графический материал (анимации, видео, 3D модели, рисунки, схемы, таблицы, графики…) тщательно проработан, структурирован и разбит по темам в виде «опорных сигналов». Встроенная программная оболочка имеет оглавление для просмотра и управления интерактивными объектами, или образами.

В учебнике рассмотрены основные методы расчета установившихся и переходных процессов в электрических цепях, а также их приложения к наиболее распространенным в инженерной практике электронным схемам. Большое внимание уделено свойствам и характеристикам полупроводниковых элементов, а также их схемной реализации. Отдельные главы посвящены схемотехнике цифровых устройств. Рассмотрены основные принципы построения программируемых логических устройств и микропроцессоров. Обозначены основные наиболее перспективные направления развития электронной базы. Для лучшего усвоения материала учебника каждая глава содержит контрольные вопросы и задания.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...