Семито хамитская языковая семья. Семито-хамитская (афразийская) семья. Соотношение этноса и языка

Семито-хамитские (афразийские) языки распространены в северной части. Африки от. Атлантического побережья и. Канарских островов до побережья. Красного моря, а также в. Западной. Азии и на острове. Мальта союз куются ними почти 262 млн осиіб.

Семито-хамитские языки разделяют на две группы: семитскую и хамитские

Семитская группа

К ней относятся арабский, древнееврейский (иврит), арамейский, финикийская, тигринья, тигре, амхарский, хара-ре,. Мехри, джиббали и мальтийский. Языками этой группы пользуются 193 млн говорящих

Арабский язык насчитывает 174 млн 950 тыс. носителей и является одной из шести рабочих языков. ООН. Распространена в. Ираке,. Сирии,. Ливане,. Израиле,. Иордании,. Кувейте,. Саудовской. Аравии,. Объединенных. Арабских. Эмиратах,. Йеменские й. Арабской. Республике,. Египте,. Судане,. Ливии,. Тунисе,. Алжире,. Мальте,. Марокко,. Мавритании,. Западной. Сахаре,. Сомали,. Джибути и. Республике. Чад Достопримечательности с V в до не литературной язык сформировался в V- VI в арабском языке написано. Коран - главную священную книгу мусульман, в которой собраны проповеди, обрядовые и юридические установки, молитвы, назидательные рассказы и притчи, произнесенные. Мухаммедом в. Мекке и. Медине (VII-VIII вв) Письменность - на основе арабского алфавито алфавіту.

Древнееврейский язык (иврит) сохранилась в. Библии, а именно в. Ветхом завете, который составлен в XII-III вв до. Не). Функционировала как живой язык к первым векам нашей эры, а дальше, вплоть до нашего времени, как ку ультова речь древнееврейском языке создана богатая религиозная, философская, . С возникновением государствержави

Израиль (1948 г.) иврит стал официальным языком. Это уникальный факт возрождения мертвой течение двух тысячелетий языка. Современный иврит, которым общаются более 3,5 млн человек, значительно измененной древнееврейском м языке, что дает право считать его отдельном языке. Письменность древнееврейскогойська.

Арамейский язык представлен надписями из. Дамаска,. Хамы,. Арпада,. Ассирии (IX-VIII вв до. Не) и поздними письменными (отрывки. Ветхого завета, литургические тексты и т.д.). Потомком арамейского языка является ассирийская речь. Некоторые ученые считают, что существовало несколько арамейских мох мов.

Финикийская язык - мертвый язык, которая функционировала с IV тысячелетия до не у. Финикии (современный. Ливан), на острове. Кипр, в. Северной. Африке, на юге. Испании, на. Сицилии и. Сардинии. Письменные памятники - с с середины II тысячелетия до не написаны финикийским алфавитом, с которого сформировались новые виды буквенного письмисьма.

Живые языка тигринья, тигре, амхарский,. Хараре,. Мехри, джиббали распространены преимущественно в. Эфиопии, а мальтийский язык - на. Мальте

хамитские группа

Она объединяет четыре подгруппы: египетскую, берберский, кушитских и чадских

Египетская подгруппа. К ней относятся древнеегипетская и коптский языки

Древнеегипетский язык использовалась в древнем. Египте. Известная по иероглифическими достопримечательностями с IV тысячелетия до. НЭ - V в. НЕ

Коптский язык является потомком древнеегипетского языка. Функционировала с III по XVH в не сохранилась как культовый язык у египтян, исповедующих христианство. Письменность коптская, в основу которой положен гречески й алфавитефавіт.

Берберская подгруппа: туарегском,. Кабильских, зенага, ташельхит и другие языки

кушитских подгруппа: языка сомали, сидамо,. Афар, аромо, беджа и др.

чадских подгруппа: языки xayca, гвандара, болевых, карекаре, сура, терра,. Марго,. Мандара, котоко,. Муби,. Сокор и др.

Кавказские языки

Кавказская семья насчитывает почти 40 языков, на которых говорят 7 млн??455 тыс человек. Распространена на. Северном. Кавказе, в Закавказье и. Турции. Делится на три группы: картвельских, абхазско-Адыгейскую и нахсь ько-дагестанскойську.

Картавельська (южнокавказском. Иберийская) группа

К ней относятся грузинская, мегрельская, чанским и сванский языка

Грузинская язык распространен в. Грузии, частично в Азербайджан е, на. Северном. Кавказе, в. Иране и. Турции. Есть государственным. Грузии. Разговаривают ней почти 4 млн человек. Древнейшие письменные памятники относятся до V в. Грузины имеют оригинальную письменностьність.

мегрельски (занською) языке общаются почти 400 тыс человек в. Западной. Грузии. Письменности не имеет. Мегрелы пользуются грузинской литературным языком

чанским (Лазько) язык распространен в. Турции и частично в. Грузии. Пользуются ею до 50 тыс человек. Письменности не имеет

сванский язык функционирует в. Местийском и. Лентехский районах. Грузии. Количество ее носителей не превышает 35 тыс. Письменности не имеет

Абхазско-адыгейский (захиднокавказька) группа

К ней относятся абхазский, абазинский, адыгейский, кабардинских и убыхский языка

Абхазский язык функционирует в. Абхазии - автономной республике в составе. Грузии. Имеет до 90 тыс. носителей. Литературный язык сформировался во второй половине XIX в. Письменность - на основе кириллицы (с 1938 г. до 1954 4 р - на основе грузинской графикиафіки).

абазинский язык распространен в. Карачаево-Черкесской автономной области. России. Количество ее носителей достигает 30 тыс. Письменность создана на основе латинской графики, а в 1938 г. переведена на русскую основу

Адыгейский язык локализован в. Адыгейский автономной области. Краснодарского края (Россия). Количество говорящих превышает 104 тыс.. Письменность - на основе кириллицы

Кабардинская (кабардино-черкесский) язык распространен в. Кабардино-Балкарии,. Карачаево-Черкесской автономной области и. Адыгейская автономная области (Ставропольский и. Краснодарский края. России). Спилкують ься ней почти 370 тыс человек. Письменность - на основе кириллицы (с 1923 г. до 1936 г. - на основе латиницыниці).

убыхский языке говорят несколько десятков человек в. Турции. Письменности не имеет

Нахско-Данестанська (Схиднокавказька) группа

К ней относятся чеченская, ингушский, аварский,. Лезгинская,. Табасаранский, даргинский, лакский и много бесписьменных, части одноаульних, как:. Андийская, каратинська,. Тындинского, чамалинська,. БАГВ валинська, гунзибська, гинухська, цахурском, агульська, хиналузька и др..

Афразийские языки (в западной литературе – «афроазиатские» , устар. – «семитохамитские» / «хамито-семитские») – макросемья языков, распространенных в северной части Африки от Атлантического побережья и Канарских островов до побережья Красного моря, а также в Западной Азии и на острове Мальта. Группы говорящих на афразийских языках (главным образом на различных диалектах арабского языка) имеются во многих странах за пределами основного ареала. Общее число говорящих около 270 -300 млн чел. Включает 6 семей языков, имеющих признаки общего происхождения – наличие родственных корневых и грамматических морфем.

КЛАССИФИКАЦИЯ В Афразийскую макросемью входят следующие группы языков: семитская и хамитская, которые делятся на языковые семьи (или ветви): 1)Египетская 2)Чадская 3)Кушитская 4)Омотская 5)Семитская 6)Берберо - канарская ветвь

СЕМИТСКАЯ ВЕТВЬ Наиболее многочисленная из афразийских языковых семей, языки группы распространены на территории Арабского Востока, в Израиле, Эфиопии и Северной Африке, островками – в других странах Азии и Африки. Количество говорящих по разным источникам колеблется, составляя примерно 200 млн чел. - арабский язык – наиболее распространённый язык семито-хамитской языковой семьи (и один из самых распространённых языков мира), на котором говорят более чем в 40 странах (Ирак, Саудовская Аравия, Сирия, Ливан, Египет, Кувейт и многие другие страны Ближнего Востока и Африки). Арабский язык является одним из 6 -ти официальных языков ООН. Общая численность населения, использующих арабский язык, достигает четверти миллиарда человек.

Амхарский язык и язык тигре – эти языки семито-хамитской языковой семьи распространены на территории Эфиопии, Сомали, Эритреи и Судана. Амхарский язык достаточно распространён в этом регионе, является официальным языком Эфиопии, на нём говорят около 25 миллионов человек, на языке тигре – около миллиона человек; - иврит – один из языков семито-хамитской языковой семьи и официальный язык государства Израиль, где и получил основное распространение. Является одним из древнейших языков, который получил широкое применение только в 20 -м веке. Общая численность говорящих на иврите достигает 10 миллионов человек. - мальтийский язык – немногочисленный язык семито-хамитской языковой семьи (на мальтийском говорит около 300 тысяч человек), распространён на острове Мальта, а также среди малочисленной диаспоры мальтийцев в Австралии. Сформировался мальтийский язык на основе сицилийско-арабского языка в 9 -10 веке н. э. , впоследствии получил сильное влияние романских языков (мальтийский язык – единственный среди языков семито-хамитской языковой семьи, использующий латинский алфавит).

АРАМЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ Араме йские языки (самоназвание - Armāyâ/Ārāmāyâ, ארמית Aramit) - группа языков в составе семитской языковой семьи. В древности имперский арамейский язык выполнял роль лингва франка на значительной территории Ближнего Востока. Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии. Язык их (а точнее, группа родственных диалектов) был весьма близок ханаанейским языкам, в частности, ивриту. Арамеи никогда не образовывали единый народ и не имели единого государства. Язык их, тем не менее, вёл себя чрезвычайно экспансивно, непрерывно расширяя свою территорию. Арамейский выполнял роль «лингва-франка» во всём регионе Ближнего Востока, вытеснив из употребления аккадский язык в Ассирии и Вавилонии. По-арамейски общались послы и купцы в Израиле и Иудее. Особенно усилилось положение арамейского языка в эпоху Древнеперсидского царства Ахеменидов (VI век до н. э. - IV век до н. э.), при которых он стал официальным языком империи. В эллинистическую эпоху и вплоть до арабского завоевания (VII век н. э.) арамейский успешно конкурировал с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий. Один из арамейских языков был разговорным языком Иудеи во времена Иисуса Христа.

СОСТАВ Все арамейские языки можно разделить на две большие группы: западные (Палестина, Дамаск) и восточные (центральная Сирия и Месопотамия). Наибольшее количество письменных памятников обеих групп сохранилось в еврейских источниках: таргумы, Иерусалимский Талмуд (западная группа), Вавилонский Талмуд (восточная группа). Помимо этих больших текстов встречается огромное количество меньших документов самого различного жанра, а также глосс (арамейских слов, вкраплённых в тексты на других языках). Лексические единицы арамейского происхождения заметны также в лексике современного языка идиш (предполагается, что еврейско-арамейские языки были основным средством общения евреев начиная с первых веков н. э. и вплоть до широкого распространения идиша).

СИСТЕМА ПИСЬМА Первая письменность, которой был записан арамейский, была основана на финикийской. Со временем арамейцы выработали собственный «квадратный» стиль (нынешний еврейский алфавит). Именно он используется для записи арамейских библейских текстов и других иудейских писаний. С другой стороны, у христиан прижились различные варианты сирийского алфавита. Особым письмом пользуются мандеи для записи своего диалекта. Кроме того, в древности существовали группы арамеоязычных со своим письмом: набатеи в Петре, пальмирцы в Пальмире. К некоторым новоарамейским языкам (например, туройо) пытаются приспособить латинский алфавит.

ХАМИТСКАЯ ГРУППА Египетская подгруппа семито-хамитской языковой семьи. Со своим поздним потомком – коптским языком – является мертвым языком. Был распространен на территории долины среднего и нижнего Нила (современный Египет). Первые письменные памятники египетского языка датируются концом IV- началом III тысячелетия до н. э. В качестве живого и разговорного просуществовал до V века н. э. Памятники коптского языка известны с III века н. э. ; к XIV веку он выходит из употребления, сохраняясь как культовый язык коптской христианской церкви. В быту копты, которых по данным конца 2010 года насчитывается около 8 млн человек, пользуются арабским языком.

БЕРБЕРО-КАНАРСКАЯ ВЕТВЬ Языки группы произошли от праберберского языка. Живые языки этой семьи распространены в Северной Африке к западу от Египта и Ливии до Мавритании, а также в оазисах Сахары, вплоть до Нигерии и Сенегала. По данным конца 1980 -х годов, число говорящих составляет более 14 млн человек. В Марокко бербероговорящие составляют около 40 % от в сего населения страны, в Алжире – около 25 %. В Египте, Ливии, Тунисе, Мавритании численность бербероязычного населения меньше. У берберских племен туарегов (Сахара) используется в обиходе свое письмо, именуемое «тифинаг» и восходящее к древнеливийскому письму. Ливийское письмо представлено краткими наскальными надписями, обнаруженными в Сахаре и Ливийской пустыне; самые ранние из них датируются II веком до н. э.

ЧАДСКАЯ ВЕТВЬ Чадская подгруппа семито-хамитской языковой семьи. Эта подгруппа состоит из множества языков и диалектов, наиболее значительные среди которых язык хауса и языки тера. На языках чадской подгруппы говорят на территории Нигерии, Камеруна, Судана, Чада. Среди всех языков чадской подгруппы только язык хауса имеет письменность, он же используется как межнациональный язык общения среди народностей Центральной и Западной Африки.

ОМОТСКАЯ ВЕТВЬ Живые бесписьменные языки, распространены на юго-западе Эфиопии. Число говорящих по данным конца 1980 -х годов составляет около 1, 6 млн человек. Как самостоятельная ветвь афразийской макросемьи стала выделяться лишь в последнее время. Часть ученых относит омотские языки к западно-кушитской группе, ранее остальных отделившейся от пракушитского.

КУШИТСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ГРУППА Из них известны только живые, распространенные в Северо-Восточной Африке: на северо-востоке Судана, в Эфиопии, Джибути, Сомали, на севере Кении и на западе Танзании. По данным конца 1980 -х годов, число говорящих составляет около 25, 7 млн человек. Сомалийский язык.

СОМАЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Сомали йский язык (или просто сомали) принадлежит к кушитской ветви афразийской семьи языков. На этом языке говорят не только в Сомали, но также и в таких странах как Джибути (большинство населения), Эфиопия и Кения. Из-за гражданской войны в Сомали носители языка распространились по всему миру. Точное количество говорящих на языке сомали неизвестно, но примерно оценивается в 15- 25 млн. Близкими к сомали языками являются языки оромо и афар. В языке встречаются заимствования из арабского, по большей части среди религиозных терминов. Существуют заимствования из английского и итальянского языков, оставшиеся от колониального прошлого.

ИСТОРИЯ Первые европейские исследователи сомалийского языка Лео Райниш (1832 - 1919), Богумил Анджеевский (1922- 1994). Лингвистическая характеристика Изучение языка сомали началось примерно в 1900 г. По сравнению с другими кушитскими языками сомали достаточно хорошо изучен. Сомали - агглютинативный язык с системой тонов и гармонией гласных в корнях слов.

ПИСЬМЕННОСТЬ Для языка сомали использовалось три вида письменности - арабский алфавит, латинский алфавит, и собственный - османья. До колониального периода использовался арабский алфавит. Использование арабского алфавита было связано с распространением ислама на территории Сомали. Собственная, сомалийская письменность появилась в 1920 году, но после военного переворота, совершённого в 1969 г. , вскоре (в 1972 г.) попадает под негласный запрет, а в качестве официальной письменности была окончательно принята латиница.

СОСТАВ И ХАРАКТЕР МОРФОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ Выделяются 22 согласные фонемы и 5 основных гласных В сомали выделяют следующие части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, артикль, союз, предлог и междометие.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Где говорят на сомалийском языке? Язык сомали - один из главных языков Африки, принадлежащий к кушитской группе языков. На нём говорят в Сомали, Эфиопии, Кении и в республике Джибути. Сомалийский язык является родным для 10 миллионов человек и примерно для 5 миллионов - вторым. Общины, в которых говорят на сомалийском существуют в Западной Африке, на Среднем Востоке, в Восточной Европе и Северной Америке. Есть ли письменность? Да, у сомалийского языка есть письменность. После почти вековых дебатов по поводу вида письменности, в 1972 году было решено взять за основу латинское письмо. Всем известно, что даже латынь была разная: одна служила для церковных обрядов и общения среди элиты, а вульгарная латынь была средство коммуникации низших слоёв. Так вот похожая ситуация существует и в Сомали. Латинское письмо было принято за стандарт, а вот церковным языком остался сомалийский с арабским письмом. Является ли сомалийский язык официальным? Да, сомалийский язык является государственным языком Сомали. Социализация сомалийского языка После того, как в 1972 году сомалийский язык принял латинское письмо, он стал богаче. Изданы словари, созданы эквиваленты современных слов и технические термины. Собственно, это и позволило использовать сомалийский для обучения в школах. В Эфиопии, Джибути, Сомали и Кении можно услышать радиопередачи на сомалийском. На сомали издаются книги. Пишется поэзия.

Семитская группа. Народы: арабы Юго-Западной Азии и Северной Африки, мальтийцы, евреи Израиля, ассирийцы, амхара, аргобба, харари, гураге, тиграи, тигре.

Берберская группа. Народы: кабилы, шауйя, рифы, тамазигхт, шильх (шлех), туареги.

Чадская группа. Народы: хауса, ангас, сура, анкве, баде, болева, бура, мандара (вандала), котоко, маса, муби и др.

Кушитская группа. Народы: беджа, агау, афар (данакиль), сахо, оромо (гал­ла), сомали, консо, сидамо, омето, каффа, гимира, маджи и др.

НИГЕР-КОРДОФАНСКАЯ (КОНГО-КАРДАФАНСКАЯ) СЕМЬЯ.

Группа манде. Народы: малинке, бамбара, дьюла, сонинке, сусу, менде, кпел-ле, дан и др.

Группа нигер-конго:

а) западноатлантическая подгруппа. Народы: фульбе, тукулер, волоф, серер, диола, боланте, темне, кисеи, лимба и др.;

б) подгруппа центральных нигер-конго. Народы гур: моей, гурма, сомба, бобо, груси, тем, кабре, лоби, бариба, куланго, сенуфо, догон и др. Народы кру: кру, гере, гребо, бахве, бете и др. Западные народы: акан, аньи, бауле, гуанг, га, адангме, эве, фон и др. Восточные народы: йоруба, гегала, нуле, гвари, игбира, идамо, бини, игбо, джукун, ибибио, камбари, катаб, тив, экой, бамилеке, тикар, дуала, фанг, макаа, теке, бобанги, нгомбе, буа, монго, тетела, конзо, руанда (ньяруанада), рунди, ха, ньоро, ньянколе, кига, ганда, сога, хайя, зиба, лухья, гишу, гусии, кикуйю, меру, камба, чага, миджикенда, фипа, ньямвези, гого, шамбала, зарамо, суахили, коморцы, хехе, бена, кинга, конго, амбунду, чокве, лвена, луба, лунда, конде, тонга, матенго, бемба, малави, яо, маконде, макуа, ломве, овим-бунду, овамбо, шона, венда, тсвана, педи, суто, лози, коса, зулу, свази, ндебеле, матебеле, нгони, тсонга (шангаан), сантомийцы, пигмеи и др. Адамуа - убангийские народы: чамба, мумуйе, мбум, гбайя, нгбанди, мунду, сере, банда, занде (азанде), мба, пигмеи бинга и др.

Группа кордофанская. Народы: эбанг, тегали, талоди, катла, кадугли.

НИЛО-САХАРСКАЯ СЕМЬЯ

Восточносуданская группа. Народы: нубийцы, горные нубийцы, мурле, тама, даджу, динка, кумам, нуэр, шиллук, ачоли, ланго, алур, луо (джолуо), календжин, бари, лотуко, масаи, тесо, туркана, карамоджонг.

Центральносуданская группа. Народы: креш, бонго, сара, багирми, мору, мангбету, пигмеи эфе и асуа.Группа берта. Народ берта.

Группа кунама. Народ кунама.

Сахарская группа. Народы: канури, тубу, загава.

Группа сонгаи. Народы: сонгаи, дьерма, денди.

Группа фур. Народ фур.

Группа комуз. Народы: кома, бега.

КОЙСАНСКАЯ СЕМЬЯ

Южноафриканская койсанская группа. Народы: готтентоты, горные дамара, бушмены кунг, бушмены кхам и др

Группа сандаве. Народ сандаве.

Группа хадза. Народ хадза.

СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ

Абхазо-адыгская группа. Народы: абхазы, абазины, адыгейцы, кабардинцы, черкесы.

Нахско-дагестанская группа. Народы: аварцы (включая андо-цезов), лакцы, даргинцы, лезгины, удины, агулы, рутульцы, цахуры, табасаранцы, чеченцы, ингуши.

Западногималайская группа. Народы: канаури, лахули и др.

АВСТРОАЗИАТСКАЯ СЕМЬЯ

Мон-кхмерская группа. Народы: вьеты (кинь), мыонг, тхо, кхмеры, суй, сэданг, куй, хре (тямре), бахнар, мнонг, стиенг, кохо (сре), мои, ва, палаунг (бэнлун), путенг, булан, ламет, кхму.

Аслийская группа. Народы: сенои, семанги.

Никобарская группа. Народ никобарцы.

Группа кхаси. Народы кхаси.

Группа мунда. Народы: санталы, мунда, хо, бхумидж, курку, кхария.

СЕМЬЯ МЯО-ЯО

Народы: мяо, шэ, яо.

СЕМЬЯ КАДАИ

Тайская группа . Народы: сиамцы (кхонтаи), фуан, ли (лю), шан, дану, кхун, дай, лао (лаосцы), тхай, пхутаи, тай, нунг, сантяй, чжуан. Кам-суйская группа . Народы: дун (кам), шуй (суй). Группа онг-бе. Народ онг-бе. Группа ли. Народ ли. Группа лаккья. Народ лаккья. Группа гэлао. Народы: гелао (гэло), мулао (мулем), маонань.

АВСТРОНЕЗИЙСКАЯ СЕМЬЯ

Западноавстронезийская группа. Народы: чам (тям), раглай, эде (раде), зярай, малайцы Индонезии, малайцы Малайзии, малайцы, минангкабау, керинчи, реджанг, среднесуматринские малайцы (пасемах, серавей), лембак, банджары, ибан, кедаян, кубу, ачех, мадурцы, гайо, батаки, алас, сималурцы, ниасцы, абунг (лампунгцы), сунды, яванцы, тенггер, балийцы, сасак, сумбавцы, барито-даяки (мааньян и др.), нгаджу, отданум, даяки суши (клемантан), мурут, кадазан (дусун), келабит, меланау, каян, пунан, кеньях, баджао (оранглаут), бугисы (буги), макасар, мандар, бутунгцы, тораджа, томини, мори, лалаки, бунглу, лоинанг, банггайцы, горонтало, болаанг-монгондоу, минахаса, сангирцы, малагасийцы, талаудцы, тагалы, капам-паган, самбал, пангасинан, илоки, ибананг, бикол, бисайя (висайя), таусоуг, мара-нао, магинданао, якан, самаль, инибалои, канканай, бонток, ифугао, итнег, калинга, итави, палавеньо, дававеньо, тагакаулу, субанон, букиднон, манобо, тирурай, тболи, блаан, богобо, аэта, чаморро, белау, яп и др.

Центральноавстронезийская группа. Народы: бима, сумбанцы, манггараи, энде, лио, хаву, сикка, ламахолот, ротийцы, эма (кемак), атони, тетум, мамбаи, кейцы и др.

Восточноавстронезийская группа.

Меланезийские народы: южнохальмахерцы, биакнумфорцы, такиа, адзера, моту, синагоро, кеапара, киливила и другие меланезийцы Папуа - Новой Гвинеи, ареаре и другие меланезийцы Соломоновых островов, эраты и другие меланезийцы Вануату, канаки (меланезийцы Новой Каледонии), фиджийцы, ротума.

Микронезийские народы : трук, похипеи, косраэ, кирибати, науру и др.

Полинезийские народы: тонга, ниуэ, тувалу, футуна, увеа, самоа, токелау, пукапука, раротонга, таитяне, тубуаи, паумоту (туамоту), маркизцы, мангарева, маори, гавайцы, рапануи и др.

АНДАМАНСКАЯ СЕМЬЯ Народы: онге и др.

ТРАНСНОВОГВИНЕЙСКАЯ СЕМЬЯ. Народы: энга, хули^ ангал, кева, хаген, вахги, чимбу, камано, дани, экачи, ягалик, асмат, капау, бунак и др.

СЕМЬЯ СЕПИК-РАМУ. Народы: абелам, боикен и др.

СЕМЬЯ ТОРРИЧЕЛЛИ. Народы: оло, арапеш и др.

ЗАПАДНОПАПУАССКАЯ СЕМЬЯ. Народы: тернатцы, тидорцы, галела, тобело и др.

ВОСТОЧНОПАПУАССКАЯ СЕМЬЯ. Народы: насион, буин и др.

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ СЕМЬЯ

Группа континентальных на-дене. Народы: атабаски, апачи, навахи и др.

Группа хайда. Народ хайда.

Группа алмосан-кересиу . Народы: алгонкины (включая кри, монтанье, наска-пи, оджибве и др.), вакаш, сэлиш, керес, дакота (сиу), кэддо, ирокезы, чироки и др.

Группа пенути. Народы: цимшиан, сахаптин, калифорнийские пенути, мускоги, тотонаки, михе, уастек, чоль, чокто, цоциль, канхобаль, мам, майя, киче, какчи-кель и др.

Группа хока . Народы: текистлатек, тлапанек и др.

ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКАЯ СЕМЬЯ

Юто-ацтекская группа. Народы: шошоне, папаго-пима, тепеуан, яки, майо, тараумара, науатль (ацтеки), пипиль и др.

Группа пано. Народы: тева, кайова, и др.

Группа ото-манге . Народы: отоми, масауа, масатек, миштек, сапотек и др.

АНДСКАЯ СЕМЬЯ

Группа кечуа. Народ кечуа. Группа аймара. Народ аймара.

Южная группа. Народы: мапуче (арауканы), пуэльче, теуэльче, селькнам (она), каваскар (алакалуф), ямана.

ЭКВАТОРИАЛЬНО-ТУКАНОАНСКАЯ СЕМЬЯ

Группа макро-тукано. Народы: тукано, маку, катукина, намбиквара и др. Экваториальная группа. Народы: араваки, гуаиво, хиваро, тупи (включая гуарани), самуко и др.

СЕМЬЯ ЧИБЧА-ПАЭС

Группа чибча. Народы: тараска, ленка, мискито, гуайми, куна, яномам и др. Группа паэс. Народы: эмбера, варао и др.

ЖЕПАНО-КАРИБСКАЯ СЕМЬЯ

Карибская группа. Народы: карибы, уитото и др. Группа же-пано. Народы: пано, матако, тоба, же, каинганг, ботокудо, бороро и др.

АВСТРАЛИЙСКАЯ СЕМЬЯ

Народы: мабунаг, дхувал, джангу, гугу-йимидхирр, аранда, алья варра, варл- г пири, пинтупи, питжантжатжара, нгааньятжара, валмаджари, ньянгумарда, имиджи- с барнди, мурринх-патха, тиви, гуньвиньгу, эниндхильягва и др.

ЧУКОТСКО-КАМЧАТСКАЯ СЕМЬЯ

Народы: чукчи, коряки, ительмены.

Помимо перечисленных языков народов мира, входящих в те или иные языковые семьи и группы, имеется ряд языков, не причисляемых ни к каким семьям. К их числу относятся баскский, буришкский, кетский, нивхский, айнский и некоторые другие языки.

Соотношение этноса и языка.

1. Понятия «язык» и «этнос» не тождественны (иногда язык меняется, а этнос остается). Два разных этноса могут иметь один язык (страны Латинской Америки и собственно Пиренейский п-ов).

2. Языковые компоненты определяют границы и своеобразие этноса. Наряду с религией, язык – основа для классификации этносов.

3. Коммуникация – важнейшее условие существования этноса. А без языка она невозможна.

4. Как и этнос, язык изменяется с течением времени (естественный процесс упрощения и адаптации, заимствования из соседних языков).

5. Родство языков обычно означает родство народов. Иногда (как в случае с индейцами Америки), получилось сделать обратные выводы: вывести родство языков из этнического родства (т.к. сложная грамматика индейских языков не позволяла их структурировать).

Содержание статьи

АФРАЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ (иногда также афроазиатские; очень распространенным поныне является также название «семито-хамитские» или, реже, «хамито-семитские» языки, не используемое специалистами примерно с 1960-х годов) – макросемья (надсемья) языков, которая включает шесть семей языков, имеющих признаки общего происхождения (наличие родственных корневых и грамматических морфем). Иногда включается в более общее образование – ностратическую макросемью языков (объединяющую индоевропейскую, картвельскую, уральскую, дравидийскую и алтайскую семьи). Однако в последнее время афразийская макросемья исключается из ностратической и рассматривается наряду с последней как отдельная и самостоятельная.

В число афразийских языков входят как живые, так и мертвые языки. Первые в настоящее время распространены на обширном пространстве, занимая территорию Передней Азии (от Месопотамии до побережья Средиземного и Красного морей) и обширные территории Восточной и Северной Африки – вплоть до атлантического побережья. Отдельные группы представителей афразийских языков встречаются и вне основной территории их распространения.

Общее количество говорящих в настоящее время по разным подсчетам колеблется между 270 млн. и 300 млн. человек.

В афразийскую макросемью входят следующие языковые семьи (или ветви).

Берберо-ливийские

(шире – ливийско-гуанчские) языки. Живые языки этой семьи распространены в Северной Африке к западу от Египта и Ливии до Мавритании, а также в оазисах Сахары, вплоть до Нигерии и Сенегала. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет более 14 млн. человек. В Марокко бербероговорящие составляют около 40% от всего населения страны, в Алжире – около 25%. В Египте, Ливии, Тунисе, Мавритании численность бербероязычного населения меньше. Гуанчские языки – это языки аборигенов Канарских островов, вымерших к 18 в. Все живые языки – бесписьменные. У берберских племен туарегов (Сахара) используется в обиходе свое письмо, именуемое тифинаг и восходящее к древнеливийскому письму. Ливийское письмо представлено краткими наскальными надписями, обнаруженными в Сахаре и Ливийской пустыне; самые ранние из них датируются 2 в. до н.э. Надписи частично дешифрованы; они делятся на три группы памятников: феззанско-триполитанские, западно-нумидийские и восточно-нумидийские. Языки этих надписей представляют группу мертвых языков берберо-ливийской семьи.

Древнеегипетский язык

со своим поздним потомком – коптским языком является языком мертвым. Был распространен на территории долины среднего и нижнего Нила (современный Египет). Первые письменные памятники древнеегипетского датируются концом IV – началом III тысячелетия до н.э. В качестве живого и разговорного просуществовал до 5 в. н.э. Памятники коптского языка известны с 3 в. н.э.; к 14 в. он выходит из употребления, сохраняясь как культовый язык коптской христианской церкви. В быту копты, которых по данным конца 1999 насчитывается около 6 млн. человек, пользуются арабским языком и считаются ныне этноконфессиональной группой египетских арабов.

Кушитские языки,

из которых известны только живые, распространенные в Северо-Восточной Африке: на северо-востоке Судана, в Эфиопии, Джибути, Сомали, на севере Кении и на западе Танзании. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет около 25,7 млн. человек.

Омотские языки

– живые бесписьменные языки, распространены на юго-западе Эфиопии. Число говорящих по данным конца 1980-х годов составляет около 1,6 млн. человек. Как самостоятельная ветвь афразийской макросемьи стали выделяться лишь в последнее время (Г.Флеминг, М.Бендер, И.М.Дьяконов). Часть ученых относит омотские языки к западно-кушитской группе, ранее остальных отделившейся от пракушитского.

Семитские языки

– наиболее многочисленная из афразийских языковых семей; представлена современными живыми языками (арабский, мальтийский, новоарамейские диалекты, иврит, эфиосемитские – амхарский, тигре, тиграй и др.), распространенными на территории Арабского Востока, в Израиле, Эфиопии и Северной Африке, островками – в других странах Азии и Африки. Количество говорящих по разным источникам колеблется, составляя примерно 200 млн. К семитским относятся также древние языки – аккадский, угаритский, эблаитский, финикийский, древнееврейский, древнеарамейские, эпиграфические южноаравийские, древнеэфиопский – геэз.

Чадские языки

– живые; к этой семье относится более 150 современных языков и диалектных групп. Распространены в Центральном и Западном Судане, в районе озера Чад, Нигерии, Камеруна. Наиболее многочисленны говорящие на языке хауса, число которых составляет около 30–40 млн. человек; для большинства из них хауса является не родным языком, а языком межнационального общения.

Каждая из языковых семей, входящих в афразийскую макросемью, имеет свое внутреннее подразделение – классификацию языков по генетическому признаку. Классификации разработаны с разной степенью детализации, так как далеко не все афразийские языки достаточно изучены и адекватно описаны.

Исключение составляет древнеегипетский язык, для которого не обнаружено никаких близких «боковых» родственников. Для этого языка установлена лишь хронологическая периодизация его существования от первых памятников до последних памятников коптского языка.

Период афразийского языкового единства (скорее всего, это был не единый язык, а группа близкородственных диалектов) относится приблизительно к XI–X тысячелетиям до н.э. Распад афразийской макросемьи на отдельные семьи относят к X–VIII тысячелетиям до н.э.

Предполагается, что древнейшим ареалом распространения афразийских языков были территории Северо-Восточной Африки и Передней Азии.

Относительно прародины афразийских языков существуют две гипотезы. Первая по времени выдвинута И.М.Дьяконовым и локализует афразийскую прародину в области Юго-Восточной Сахары и в прилегающих районах Восточной Африки. В XI–X тысячелетиях до н.э. (период мезолита) эти территории были еще благоприятны для жизни человека. Эта гипотеза поддерживается тем фактом, что большинство афразийских семей и языков по-прежнему распространены на территории африканского континента. Египетская и чадская языковые ветви, отделившись от праафразийского, сохранили ряд общих особенностей. Позже отделяются носители пракушитской языковой общности, сохранившие ряд особенностей, общих с прасемитским. Последнее разделение афразийских ветвей происходит между прасемитским и прабербероливийским в VI тысячелетии до н.э. В связи с ухудшением климатических условий на территории Сахары древнесемитские племена двинулись на восток, в Переднюю Азию (через Суэцкий перешеек или через Баб-эль-Мандебский пролив). Ливийско-гуанчские племена двинулись в западном направлении, достигнув Атлантического побережья и Канарских островов.

Вторая по времени гипотеза выдвинута А.Ю.Милитаревым и локализует афразийскую прародину в Передней Азии и на Аравийском полуострове. К этой точке зрения примыкают и сторонники включения афразийских языков в ностратическую общность. В пользу второй гипотезы свидетельствует тот факт, что между афразийскими языками, распространенными на африканской территории, и неафразийскими языками Передней Азии (в частности, кавказскими) обнаружены следы древних контактов (главным образом, в лексике). По времени проникновения контактная лексика соответствует периоду предполагаемого единства афразийских языков. Согласно второй гипотезе, разделение афразийской общности сопровождалось движением большей части афразийцев на Запад, на территорию Африки, и только прасемитский остался на своей исторической прародине.

Генетическая классификация основных ветвей афразийской макросемьи окончательно не установлена в связи с существенно различной степенью изученности разных ветвей (семей).

Предварительная группировка приведена в работах И.М.Дьяконова на основе некоторых грамматических признаков. В их основу положены особенности глагольной системы конкретных языков. Эта схема выглядит следующим образом:

Первая «надветвь» объединяется общим грамматическим признаком – наличием противопоставления префиксального спряжения глаголов действия и суффиксального спряжения глаголов состояния. Вторую «надветвь» объединяет другой общий грамматический признак – образование глаголов действия из определительных и предложных конструкций. Глагольная же система омотской ветви инновационна и не позволяет установить ее близость к одной из двух «надветвей» или же установить ее самостоятельное положение.

В последние годы разрабатывается хронология разделения афразийской макросемьи языков на основе метода лексикостатистики (глоттохронологии) . Ниже приводится глоттохронологическая схема, составленная А.Ю.Милитаревым.

Поскольку хронология разделения афразийских семей построена на учете степени сходства-различия базовой лексики, группировка афразийских, отображенная в этой схеме, отличается от группировки, основанной на морфологических признаках.

Первыми от общего предка всех остальных афразийских семей отделяются предки кушитских и омотских языков. Далее, от «северо-афразийского» предка первым отделяется предок древнеегипетского. От оставшегося предка «восточно-западного» афразийского первым отделяется прасемитский. Из оставшейся «западноафразийской» группы последними выделяются прачадский и праберберский. Дальнейшее разделение внутри каждой из выделившихся семей (или ветвей) проходит уже по своей «внутренней» хронологии. Частные «глоттохронологии» также разработаны А.Ю.Милитаревым.

В результате реконструкции праафразийской лексики, осуществленной в последней четверти 20 в. группой ученых под руководством проф. И.М.Дьяконова, установлено более 400 праафразийских корневых основ, связанных как с базовой, так и с культурной лексикой общеафразийского периода. Реконструкции И.М.Дьяконова и А.Ю.Милитарева позволяют ученым восстановить образ жизни афразийцев доисторического времени – периодов позднего мезолита и неолита. Общеафразийская лексика позволяет предположить, что еще до разделения языков (т.е. в XI–X тыс. до н.э.) афразийцы занимались не только охотой и собирательством, но уже переходили к примитивному земледелию и скотоводству. Систематизация общеафразийских культурных терминов, связанных с хозяйственной и материальной деятельностью человека, позволила сопоставить данные исторического языкознания с данными археологии в древней Передней Азии. А.Ю.Милитаревым и В.А.Шнирельманом была выдвинута гипотеза, которая идентифицирует носителей общеафразийского языка с представителями натуфийской мезолитической и ранненеолитической культуры XI–X тысячелетий до н.э., открытой археологами на территории Палестины и Сирии.

К общеафразийскому периоду восходят термины, связанные с примитивной обработкой земли, типа «мотыга», «мотыжить», «обрабатывать землю»; названия ячменя, зерна, бобовых; слова, обозначающие сбор зерновых или плодов, время сбора урожая; названия таких материалов, как дерево и камень, и изделий из них; названия домашней собаки; названия строений и т.д.

Общую типологическую характеристику афразийским языкам в известном нам состоянии дать затруднительно. Каждая из семей в течение тысячелетий прошла свой путь развития. Исходный общий генетический материал претерпевал изменения под влиянием субстратов и адстратов, с одной стороны, и в условиях отделения и изоляции от близких «родственников» – с другой стороны. Даже в пределах одной семьи можно обнаружить типологические расхождения между ее членами (например, в кушитских языках, в чадских и даже в более тесной группе семитских языков).

Типологические классификации языков отдельных семей существуют, однако они несопоставимы между собой, так как строятся на разных основаниях.

Так, типологическая классификация семитских языков строится на основании способов слово- и формообразования и способов синтаксического соединения слов. Структурно-типологическая классификация берберо-ливийских языков, предложенная А.Ю.Айхенвальд в 1987, строится на основании 39-ти морфологических и синтаксических изоглосс (наличие формы или категории, способ выражения и т.п.) и в основном совпадает с глоттохронологической классификацией берберо-ливийских языков, проведенной А.Ю.Милитаревым.

Для большинства афразийских языков характерны:

– в области фонетико-фонологической системы – наличие трехкомпонентной системы оппозиции некоторых согласных «глухой – звонкий – глоттализованный (фарингализованный)»; структура слога «согласный + гласный» (CV), запрет на стечение согласных в начале слога;

– в области морфологии – устойчивый консонантный (состоящий из одних согласных) корень; сочетание способов как внешней аффиксации, так и внутренней флексии (апофония гласных, геминация корневых согласных и т.п.; подробнее о ней см . АРАБСКИЙ ЯЗЫК); образование расширенных глагольных основ (т.н. «пород»), характеризующих степень, интенсивность, образ и направление действия; наличие категории грамматического рода (мужского и женского), числа (в древнесемитских и древнеегипетском – единственного, двойственного и множественного);

– в области синтаксиса – наличие двух типов синтаксических построений, резко расходящихся по порядку слов: семитско-берберо-ливийско-древнеегипетско-чадского типа, характеризуемого порядком членов простого глагольного предложения VSO (сказуемое-подлежащее-дополнение; иногда также SVO) и определительной конструкцией «определяемое + определение»; и кушитско-омотского типа, представляющего, соответственно, порядок SOV и определительную конструкцию «определение + определяемое».

Для многих афразийских языков, независимо от их генетической принадлежности, характерна тенденция к развитию аналитических конструкций как в синтаксисе, так и в морфологии (живые семитские, коптский, многие чадские языки).

На базе сравнительно-исторического метода И.М.Дьяконову удалось реконструировать основные структурные черты праафразийского языка. Структура корня представляла схему «согласный + гласный + согласный» (т.е. CVC); вместо гласного мог функционировать слогообразующий сонант (S), т.е. могли быть корни со структурой CSC или CVCS. На основе последней структуры начинал складываться и трехсогласный корень (при условии перехода сонанта в соответствующий согласный, т.е. сонант ; сонант и т.п.).

Грамматическая система праафразийского различала именные и глагольные части речи. Развитие внутренней флексии относится также к афразийскому периоду. В этих условиях начинает «стираться» исконный корневой гласный. Большинство известных афразийских языков уже характеризуется оппозицией устойчивого консонантного корня и его переменного вокалического состава. Одновременно со способом внутренней флексии предполагается и развитие внешней флексии (показатели именных классов; падежные окончания; глагольные показатели лица, рода, числа и т.п.).

Первичные глагольные категории представляли оппозицию «действие vs. состояние». Эта оппозиция характерна для многих архаичных языковых систем. Такая особенность древнего глагола определяла и древнейший строй предложения как эргативный. При этом строе формы (падежи) подлежащих различались в зависимости от категории глагола (действия или состояния).

В число реконструированных общеафразийских корней входят именные и глагольные, такие, как *cSVbV" «палец», *tSL «роса»; *pVr «бежать, убегать»; *bVk «плакать» (где S – сонант, а V – гласный звук).

Изучение афразийских языков начинается с таких древних и классических языков, имеющих письменные памятники, как семитские и древнеегипетский. В 19 в. в сферу изучения вовлекаются живые бесписьменные языки Африки: берберо-ливийские, чадские, кушитские.

Собственно афразийское языкознание начинается с постепенного обнаружения близости и родства между отдельными афразийскими семьями. Во второй половине 19 в. выдвигается предположение о родстве древнеегипетского, некоторых берберских, кушитских и языка хауса (из чадских языков). К.Р.Лепсиус в 1863 объединяет эти языки в единую группу «хамитских» языков, а «хамитскую» группу, в свою очередь, объединяет с семитскими языками. Так возникает первоначальное название «семито-хамитские», или «хамито-семитские» языки. В первой половине 20 в. продолжаются сравнительные исследования по отдельным языкам, реконструкции общего лексического фонда (А.Эмбер, Р.Каличе, Э.Зигларж, В.Вицихл, В.Леслау, Л.Райниш, Р.Реслер, Н.В.Юшманов). В 1947 выходит первый обобщающий труд французского ученого Марселя Коэна Опыт сравнительного словаря и фонетики хамито-семитских языков . Результаты первого общего сопоставления языков, результаты дальнейших исследований американского ученого Дж.Гринберга показали, что в пределах всей макросемьи нельзя обнаружить какого-либо генетического единства «хамитской» группы языков, которое можно было бы противопоставить семитской семье. Все языковые семьи африканского континента оказываются самостоятельными по отношению друг к другу и не имеют какого-либо определенного общего признака. В связи с этим открытием в мировой науке возникает предложение об изменении наименования всей макросемьи на «афроазиатскую», или «афразийскую».

Середина и вторая половина 20 в. ознаменовались самым широким фронтом изучения афразийских языков, особенно бесписьменных. В научный обиход включаются грамматики и словари по берберо-ливийским языкам (Ш.Фуко, Д.Вёльфель; М.Пелла, Л.Галан, М.Маммери, А.Абд эль-Массих и многие другие); по чадским языкам (К.Майнхоф, Дж.Гринберг, Р.Барджери, П.Абрахам, П.Ньюмен, Р.Ма, Г.Юнграйтмайер; отечественные ученые – Н.В.Юшманов, Д.Л.Ольдерогге, Ю.К.Щеглов); по кушитским языкам (У.Уэлмерс, К.Белл, Б.Анджеевский, Г.Грэсс, Ф.Палмер, Р.Хецрон, Р.Хадсон, Г.Флеминг); по омотским (Э.Черулли, М.Л.Бендер).

Новый этап в развитии сравнительно-исторического изучения афразийских языков открывается И.М.Дьяконовым. Привлекая и обобщая весь известный материал афразийских языков, на базе сравнительного анализа фактов ученый создает первую сравнительно-историческую грамматику афразийских языков (1965; новое изд. 1988). Под его руководством большая группа ученых осуществила первый опыт фундаментального сравнительно-исторического словаря афразийских языков (1980-е годы, 2-е испр. и доп. изд. – 1993–1997). Его ученики и младшие коллеги, африканисты и семитологи, продолжают сравнительно-исторические исследования и реконструкции как в области общеафразийского, так и в области отдельных афразийских семей: реконструкция праафразийской фонологический системы (И.М.Дьяконов, А.Ю.Милитарев, В.Я.Порхомовский, О.В.Столбова), разработка принципов афразийской реконструкции (И.М.Дьяконов, В.Я.Порхомовский), разработка методов лексикостатистики для установления глоттохронологии афразийских языков (А.Ю.Милитарев), реконструкции фонологических систем чадских языков (В.Я.Порхомовский, О.В.Столбова), сравнительно-историческое и типологическое описание берберо-ливийских языков (А.Ю.Милитарев, А.Ю.Айхенвальд), сравнительно-историческая фонетика кушитских языков (А.Б.Долгопольский), исследования по грамматике кушитских языков (Т.Л.Ветошкина), подготовка первого в мировой семитологии этимологического словаря семитских языков (А.Ю.Милитарев, Л.Е.Коган), ведутся сравнительно-исторические исследования и по отдельным языкам афразийской семьи, опирающиеся на результаты общеафразийских реконструкций, в частности по истории арабского языка (А.Г.Белова).

Отечественная афразистика вносит значительный вклад в общелингвистическую теорию не только результатами реконструкций, но и введением новых методов компаративистики, опирающихся на особенности языкового материала: различие функций корневого консонантизма и вокализма, особенности структуры слога и слова, структуры трех- и двухсогласного корня, дальнейшая разработка методики ступенчатой реконструкции на материале чадских языков.

Семитская ветвь - разделяется на подгруппы: аккадская, или северо-восточная (аккадский язык); ханаано-арамейская, или северо-западная (амарейский, древнееврейский или ханаанейский, финикийский, арамейский, иврит и ассирийский); арабская, или центральная (арабский и мальтийский); абиссинская, или южная (минейский, сабейский, эфиопский);

Египетская (древнеегипетский, коптский языки); берберская; чадская; кушитская.

5. Кавказская семья языков объединяет три ветви языков:

Западно-кавказская (абхазский, адыгейский и кабардино-черкесский);

Восточно-кавказская (черкесский, ингушский, аварский, лезгинский языки);

Южно-кавказская (грузинский, занский, лазский, сванетский).

6. Алтайская языковая семья:

Тюркская ветвь (чувашский, татарский, башкирский, киргизский, узбекский, кумыкский, казахский, якутский, туркменский, турецкий, азербайджанский; мертвые печенежский, половецкий и хазарский);

Монгольская (монгольский, бурятский, калмыкский);

Тунгусо-маньчжурская (нанайский, удэгейский, эвенкский).

7. Китайско-тибетская семья подразделяется на две ветви:

восточная (китайский, дунганский и каренский); западная (бирманский, тибетский, качинский).

47. Типологическая классификация языков.

КЛАССИФИЦИРОВАТЬ (от греч. «разряд» + «делать») – распределять какие-либо предметы по классам (отделам, отрядам) в зависимости от их общих признаков и закономерных связей между ними. КЛ-ЦИЯ ЯЗЫКОВ – это определение места каждого языка среди языков мира.

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ (МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ) КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ - классификация языков, основанная на сходстве и различиях в морфологическом и грамматическом строе, т.-е. в способах образования форм отдельных слов. независимо от генетической или территориальной близости.

По этим различиям делят языки обыкновенно на следующие классы:

1. Корневые или изолирующие языки большинство языков Юго-Вост. Азии (Китай, Вьетнам) Для них характерны: нет форм слова. Слова не изменяются. Корневое слово состоит только из корня. Большую роль играет порядок и интонация (языки западной Африки). Мао ра дои, дои ви ра тао (кошки боятся собак, собаки не боятся кошек); грамматич. значимость порядка слов в предложении (кит слово «хао» м/б разной частью речи и иметь разные значения «хао жень» хороший человек, «жень хао» человек любит меня)

2. Аффиксирующие языки в грамматическом строе важную роль играют аффиксы, связь между словами более грамматична, аффиксы имеют формообразования

1) агглютинативные языки , образование в языках грамматических форм и производных слов путём присоединения к корню или к основе слова аффиксов, имеющих грамматические значения. Аффиксы однозначны, то есть каждый из них выражает только одно грамматическое значение, и для данного значения всегда служит один и тот же аффикс. Аффиксы следуют друг за другом, не сливаются ни с корнями, ни с другими аффиксами, и их границы отчётливы. Гласные аффиксов могут подвергаться фонетическим изменениям в зависимости от звукового состава основы (см. сингармонизм), могут изменяться и согласные на стыках морфем, но все эти изменения подчинены чисто фонетическим закономерностям, характерным для данного языка. Это наблюдается, например, в большинстве алтайских и финно-угорских языков: иш - «дело», «работа», -чи - словообразовательный аффикс (ишчи - «рабочий»), -лер , -имиз , -ден - (множественное число), принадлежности (1-е лицо множественного числа) и падежа (исходный падеж). Особенности: каждая морфема почти всегда имеет одно значение. Морфемы могут использоваться во всех частях речи.

Пример : баш – голова. И.п., ед. ч.

Турецк башлар – голова, мн.ч., им.п.

Баштын – р.п., ед.ч.

Башлартын – р.п., мн.ч.

2) флективные (от лат. flectivus «гибкий») - устройство языка синтетического типа, при котором доминирует словоизменение при помощи флексий - формантов, сочетающих сразу несколько значений. Флективный строй противоположен агглютинативному, в котором каждый формант несёт только одно значение. Классическими примерами флективных языков являются латинский, немецкий, русский языки. при помощи окончаний, в том числе и нулевых (домО - дома, шелО -шла); при помощи внутренней флексии - граммашчески значимого изменения фонемного состава корня (англ. foot - feet "нога - ноги"; mouse - mice мышь - мыши").

3. Инкорпорирующие, или полисинтетические, напр. чукотско-камчатские, мн. языки индейцев Сев. Америки. Многие языки народов Севера (чукотский, корякский, камчадальский и др.), индейцев Америки. Признаком морфологической структуры слова в этих языках является ее незавершенность, «неокончательность»: слово приобретает своеобразную структуру только в составе предложения. Ты/майн/ываля/мна/ркын (Я большой нож точить).

Нет ни одного языка, который бы чисто принадлежал к одному типу классификации, например рус. Относится к флективному, но есть элементы агглютинации (читал, читал-а, читал-и в которых суф –л- передает значение прошедшего времени, а род и число выражено флексиями)

Критерий типологической классификации - строй языка бывает аналитическим и синтетическим ПО ШЛЕЙХЕРУ. Аналитический строй предполагает более широкое использование служебных слов, фонетических средств и порядка слов для образования форм слова, словосочетаний и предложений. Языками аналитического строя являются английский, француз­ский, итальянский, испанский, персидский, болгарский и некоторые другие индоевропейские языки. Синтетический строй характеризуется тем, что наряду с использованием служебных слов, порядка слов и инто­нации большая роль принадлежит формам слов, образуемым при помощи аффиксов - флексий и формообразующих суффиксов и префиксов. Языками синтетического строя являются русский, польский, литовский и большинство других индоевропейских языков; синтетическими были все древнеписьменные индоевропей­ские языки, например латинский, греческий, готский.

В чистом виде аналитизм и синтетизм не представлен не в одном языке мира, каждый имеет элементы и того и другого.

Все языки Х. Штейнталь делил на языки с формой и языки без формы, причем под формой следовало понимать как форму слова, так и форму предложения. Языки с отсутствием словоизменения Штейнталь называл присоединяющими: без формы - языки Индокитая, с формой - китайский. Языки с наличием словоизменения Штейнталь определял как видоизменяющие, без формы: 1) посредством повтора и префиксов - полинезийские, 2) посредством суффиксов - тюркские, монгольские, финно-угорские, 3) посредством инкорпорации - индейские; и видоизменяющие, с формой: 1) посредством прибавления элементов - египетский язык, 2) посредством внутренней флексии - семитские языки и 3) посредством «истинных суффиксов» - индоевропейские языки.

Ф.Н. Финк (1909) в основу своей классификации положил принцип построения предложения и характер связей между членами предложения. В результате Финк показывает восемь типов: 1) китайский, 2) гренландский, 3) субия, 4) турецкий, 5) самоанский (и другие полинезийские языки), 6) арабский (и другие семитские языки), 7) греческий (и другие индоевропейские языки) и 8) грузинский.

При типологическом исследовании надо различать две задачи: 1) создание общей типологии языков мира, объединенных в те или иные группы, для чего недостаточно одного описательного метода, а нужно использование и сравнительно-исторического 2) типологическое описание отдельных языков с включением их индивидуальных особенностей, различением регулярных и нерегулярных явлений, которое, конечно, тоже должно быть структурным.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...