К способностям относятся. Понятие о способностях. Виды и уровни способностей. Уровни развития способностей

Одной из самых сложных и интересных проблем пси­хологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту чело­века, которое не входило бы в круг этой проблемы. Пси­хические свойства и качества людей формируются в жиз­ни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И это прекрасно. Потому-то так и интересны люди, что они разные.

Центральным моментом в индивидуальных особеннос­тях человека являются его способности, именно способ­ности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

Способности - это внутренние условия развития чело­века, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории, - писал С.Л. Рубин­штейн. Природа человека формируется и изменяется в про­цессе исторического развития в результате трудовой дея­тельности человека. Интеллектуальные способности фор­мировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. фор-мировались вместе с развитием различных видов искусст­ва» 1 .

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

Во-первых, под способностями понимают индивидуаль­но-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и вос­приятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.

Во-вторых, способностями называют не вообще инди­видуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятель­ности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к на­личным навыкам, умениям или знаниям человека, но ко­торые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков 2 .

На основании вышесказанного можно вывести следую­щее определение.

Способности - это такие индивидуально-психологичес­кие особенности человека, которые отвечают требовани­ям данной деятельности и являются условием ее успешно­го выполнения.


Иными словами, под способностями понимают свой­ства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко все­му», безотносительно к какому-либо определенному за­нятию. Всякая способность обязательно является способ­ностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Спо­собности и проявляются, и развиваются только в дея-

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - Т. 2. -С. 127.

2 См.: Теплое Б.М. Избранные труды: В 2 т. -М., 1985. - Т.1. - С.16.тельности, и определяют большую или меньшую успеш­ность в выполнении этой деятельности.

Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота про­движения в той или иной области человеческой деятель­ности.

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

К задаткам относятся некоторые врожденные особен­ности зрительного и слухового анализаторов, типологи­ческие свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их проч­ность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В каче­стве задатков следует рассматривать также уровень разви­тия и соотношения первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с от­носительным преобладанием первой сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием вто­рой сигнальной системы, третий тип - с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей худо­жественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мысли­тельного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

Задатками могут являться и индивидуальные особен­ности строения отдельных участков коры головного мозга. Но задатки - лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соот­ветствующей деятельностью, способности у него не разо­вьются. Благоприятная среда, воспитание и обучение спо­собствуют раннему пробуждению задатков. Например, Римский-Корсаков уже с двухлетнего возраста хорошо различал все мелодии, которые пела его мать, в четыре года он уже напевал все, что играл отец, вскоре сам на­чал подбирать на фортепьяно слышанные от отца пьесы.Игорь Грабарь рассказывает про себя: «Когда началась страсть к рисованию, не помню, но достаточно сказать, что не помню себя нерисующим».

Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответству­ющая деятельность, и только используется в последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребен­ка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. И тонкий музыкальный слух может быть нереализованным, если человек не будет специально заниматься музыкой. Поэтому музыкальные за­нятия с маленькими детьми, даже если малыши не обна­руживают ярких музыкальных талантов, имеют большое значение для развития их музыкальных способностей.

Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способ­ность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.

Развитие способностей совершается по спирали: реа­лизация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для даль­нейшего развития, для развития способностей более вы­сокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Так, способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержа­нием материальной и духовной культуры, техники, на­уки, искусства. Исходной предпосылкой для этого разви­тия способностей служат врожденные задатки (отметим, что понятия «врожденный» и «наследственный» не явля­ются тождественными).

Не следует думать, что каждой способности соответ­ствует особый задаток. Задатки многозначны и могут реа-лизовываться в различных типах способностей, на их ос­нове могут выработаться разные способности в зависимо­сти от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие раз­вития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности.

Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить «потолок», предел ихразвития. Это связано с тем, что любая деятельность тре­бует для своего осуществления не одной, а нескольких спо­собностей, и они могут до известной степени компенси­ровать, заменять друг друга. Учась и осваивая то, что было создано человечеством за всю историю его существования, мы развиваем свои природные качества, свои задатки, пре­вращаем их в способности к деятельности. Каждый чело­век к чему-нибудь способен. Способности развиваются у человека по мере того, как он осваивает какую-нибудь де­ятельность, область знания, учебный предмет.

Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Можно привести в пример П.И. Чай­ковского. Абсолютного слуха у него не было, на плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хотя музицировал с детства. Композиторской деятельностью П.И. Чайковский впервые занялся, уже окончив училище правоведения. И несмотря на это, он стал гениальным композитором.

Выделяют два уровня развития способностей: репродук­тивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овла­девать деятельностью и осуществлять ее по предложенно­му образцу, в соответствии с предложенной идеей. На вто­ром уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процес­се деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его спо­собностей. Как известно, даже очень одаренные люди на­чинали с подражания, а затем, только по мере приобре­тения опыта, проявляли творчество.

"Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исклю­чает возможности успешного выполнения даже такой дея­тельности, которая наиболее тесно связана с этой способ­ностью. Недостающая способность может быть в оченьшироких пределах компенсирована другими, высокораз­витыми у данного человека. Б.М. Теплов подчеркивал важ­ность выдвижения и разработки рядом зарубежных психо­логов, и в первую очередь В. Штерном, понятия компен­сации способностей и свойств.

Отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом. Каждая способность изменяется, приобретает ка­чественно иной характер в зависимости от наличия и сте­пени развития других способностей. Л.С. Выготский пи­сал: «Каждая наша „способность" работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих воз­можностях ее действия. Человек со слабой памятью тогда, когда мы ее исследуем в изолированном виде, может ока­заться запоминающим лучше, чем человек с хорошей па­мятью, просто в силу того, что память никогда не высту­пает сама по себе, но всегда в тесном сотрудничестве со вниманием, общей установкой, мышлением - и совокуп­ное действие этих различных способностей может оказаться совершенно независимым от абсолютной величины каж­дого из слагаемых» 1 .

Своеобразное сочетание способностей, которое обес­печивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Проблема одаренности - это прежде всего качествен­ная проблема (С.Л. Рубинштейн). Первый, основной воп­рос - каковы способности человека, к чему у него способ­ности и в чем их качественное своеобразие. Но эта каче­ственная проблема имеет и свой количественный аспект.

Высокая ступень развития способностей называется талантом.

Талантливые люди способны решать в какой-то облас­ти знаний или практики сложные теоретические и прак­тические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. В этом смысле мы говорим о та­лантливых ученых, писателях, учителях, художниках, кон­структорах, руководителях и пр.

Талант может проявляться в любой человеческой дея­тельности, а не только в области науки или искусства. Та­лантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и ква­лифицированный рабочий, и руководитель, и аграрий, и летчик, и др.

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 231.Талантливыми также называют людей, способных быс­тро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талант­ливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, та­лантливые инженеры и строители.

Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно но­вых творений, открывающих новую эру в развитии куль­туры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произ­ведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка.

Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.

Гениальные и талантливые люди - это люди с очень развитым умом, наблюдательностью, воображением. М. Горький замечал: «Великие люди - это те, у которых лучше, глубже, острее развиты способности наблюдения, сравнения и домысла - догадки и „сметки"».

Для творческой деятельности обязателен так называе­мый широкий кругозор, знакомство со многими облас­тями знания и культуры. Тот, кто «по уши» погрузился в узкую научную область, лишает себя источника анало­гий.

У многих выдающихся людей высокие способности про­являлись в разных областях знания. Многие из них были разносторонними по своим способностям. Например, Ари­стотель, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов. Вот что пи­сала о себе Софья Ковалевская: «Я понимаю, что вас так удивляет, что я могу заниматься зараз и литературой и математикой. Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают ее с арифме­тикой и считают ее наукой сухой и бесплодной. В сущнос­ти же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего столетия говорит совер­шенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе. Только, разумеется, чтобы понять верность этого определения, надо отказаться от старого предрассудка, что поэт должен что-то сочинять несуществующее, что фантазия и вымысел - это одно и то же. Мне кажется, что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это же должен и матема­тик».3.2. Общие и специальные способности

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной об­ласти.

Достаточно высокий уровень развития общих способ­ностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознатель­ности, творческого воображения и пр. - позволяет дости­гать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтере­сованной работе. Почти не бывает людей, у которых рав­номерно выражены все перечисленные выше способнос­ти. Например, Ч. Дарвин отмечал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ус­кользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению».

Специальные способности - это способности к опреде­ленной деятельности, которые помогают человеку дости­гать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и ко­личественной характеристике способностей, сколько в их качестве - к чему именно он способен, какие это способ­ности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека.

И общие, и специальные способности неразрывно свя­заны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека. В.Г. Белинский тонко замечал: «Как ни дробите жизнь, она всегда едина и цельна. Говорят: для науки ну­жен ум и рассудок, для творчества - фантазия, и думают, что этим порешили дело начисто... А для искусства не нужно ума и рассудка? А ученый может обойтись без фан­тазии?».

Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества и человеческой культуры. «Все специальные способности человека - это, в конце кон­цов, различные проявления, стороны общей его способ­ности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению, - отмечал С.Л. Рубин­штейн. - Способности человека - это проявления, сторо­ны его способности к обучению и труду» 1 .

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С.643.Развитие специальных способностей каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития.

Специальные способности классифицируются в соот­ветствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктив­но-технические, музыкальные, художественные, лингви­стические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельнос­ти, духовные способности и др. Все они являются порож­дением сложившегося в истории человечества разделения труда, возникновения новых областей культуры и выделе­ния новых видов деятельности как самостоятельных заня­тий. Все виды специальных способностей являются резуль­татом развития материальной и духовной культуры чело­вечества и развития самого человека как существа мыслящего и деятельного.

Способности каждого человека достаточно широки и разнообразны. Как уже отмечалось, они и проявляются, и развиваются в деятельности. Любая деятельность чело­века - сложное явление. Ее успешность не может быть обеспечена только одной способностью, каждая специ­альная способность включает в себя ряд компонентов, которые в своем сочетании, единстве образуют структуру этой способности. Успешность в занятиях какой-либо де­ятельностью обеспечивается особым сочетанием различ­ных компонентов, входящих в структуру способностей. Влияя друг на друга, эти компоненты придают способ­ности индивидуальность, неповторимость. Именно поэто­му каждый человек способен, талантлив по-своему в той деятельности, в которой трудятся и другие люди. Напри­мер, один музыкант может быть талантлив в игре на скрипке, другой - на рояле, третий - в дирижировании, проявляя и в этих специальных областях музыки свой индивидуальный творческий почерк.

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных спо­собностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наи­более благоприятно, так как именно в это время форми­руются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут слу-жить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способно­сти уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендель­сон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет. Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у Б. Микельанджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет.

Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств. Это объяс­няется тем, что техническая деятельность, техническое изобретательство требуют весьма высокого развития выс­ших психических функций, прежде всего мышления, ко­торое формируется в более позднем возрасте - подростко­вом. Однако знаменитый Паскаль осуществил техническое изобретение уже в 9 лет, но это одно из редких исключе­ний. Вместе с тем элементарные технические способности могут проявляться у детей уже и в 9-11 лет.

В области научного творчества способности выявляют­ся существенно позднее, чем в других сферах деятельнос­ти, как правило после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности.

Необходимо помнить, что любые творческие способ­ности сами по себе не превращаются в творческие свер­шения. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, труд и терпение, воля и желание, нужна мощная мотивационная основа творчества.

3.3. Способности и личность

Способности не могут быть поняты и не могут рассмат­риваться вне личности. Развитие способностей и развитие личности - взаимообусловленные процессы. Именно на это обращают внимание психологи, подчеркивая, что «разви­тие способности дает не только практический эффект, по­вышая качество деятельности, но и личностный эффект удовлетворения от ее процесса, который, выступая под­креплением, оказывается, в свою очередь, условием спо­собности» (К.А. Абульханова-Славская).

Успех или неуспех в значимой для человека деятельно­сти влияет на развитие его личности, формирует его лич­ностное достоинство. Без развития способностей не может происходить развития личности. Способности лежат в ос­нове индивидуальности, уникальности человека. Гениаль­ность и талантливость выражаются не только в сильном развитии интеллекта. Признаком высоких способностей иодаренности является устойчивое внимание, эмоциональная ! страстность, сильная воля. Все гениальные люди отлича­лись горячей любовью и страстностью к своему делу. Так, А.В. Суворов был весь предан военному делу, А.С. Пуш­кин - поэзии, И.П. Павлов - науке, К.Э. Циолковский -изучению межпланетных космических полетов.

Страстное отношение к делу способствует концентри­рованное™ всех познавательных, творческих, эмоциональ­ных и волевых сил.

Неверно думать, что способным людям все дается лег­ко, без особого труда. Как правило, у людей, которых мы называем талантливыми, способности к той или иной де­ятельности всегда сочетаются с трудолюбием. Многие та- , лантливые ученые, писатели, художники, педагоги и дру­гие деятели подчеркивали, что талант - это труд, умно­женный на терпение. Великий ученый А. Эйнштейн как-то сказал в шутливой форме, что он добился успехов только потому, что его отличало «упрямство мула и страшное любопытство». М. Горький говорил о себе: «Я знаю, что обязан успехом моим не столько природной талантливос­ти, сколько умению работать, любви к труду».

В развитии способностей человека большое значение имеет и его собственная работа над собой. Жизнь знамени- тых людей показывает, что главнейшим в их творческой деятельности является способность непрерывно работать, умение месяцы, годы, десятилетия добиваться намечен­ной цели, неустанно искать пути ее достижения.

Вспомним о жизни и деятельности великого русского полководца А.В. Суворова. Его гениальные способности раз­вивались не только в процессе активной военной деятель­ности, но и в результате собственной упорной работы над собой. Суворов с детских лет увлекался военным делом, зачитывался описаниями походов великих полководцев древности: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. От природы он был слабым и болезненным ребен­ком. Но с юношеских лет сам сумел создать то, чего ему не дала природа, - здоровье, выносливость, железную волю. Добился он всего этого постоянной тренировкой и закал­кой своего тела. Суворов сам придумывал для себя различ­ные гимнастические упражнения и постоянно ими зани­мался: обливался холодной водой круглый год, купался и плавал до заморозков, преодолевал самые крутые овраги, лазил на высокие деревья и, забравшись на самую вер­хушку, качался на ветках. Ночами на неоседланной лоша-ди скакал он без дорог по полям и лесам. Постоянные физические упражнения так закалили Суворова, что даже 70-летним стариком он не знал усталости.

Развитие способностей человека тесно связано с раз­витием интересов.

Интерес - это индивидуальная особенность личности, ее направленность на то, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным.

Различают непосредственный и опосредованный интерес. Первый связан с занимательностью, увлекательностью, приятностью того, что вызвало наш интерес. Например, мы говорим об интересном спектакле, о встрече с инте­ресным человеком, об интересной лекции и пр. Этот ин­терес проявляется главным образом в непроизвольном внимании и является весьма кратковременным.

Второй опосредован нашим осознанным желанием все больше узнавать о предмете, человеке, явлении. Этот ин­терес является произвольным, т.е. мы изъявляем свою волю, свое желание глубже проникнуть в суть того, что нам интересно. Опосредованность интереса выражается в более или менее длительной, устойчивой направленности личности на определенный предмет, на определенную об­ласть действительности и жизни, на определенную дея­тельность. Именно наличие такого интереса составляет ин­дивидуальную особенность личности.

Интересы людей различаются прежде всего по содер­жанию, которое определяется теми предметами или обла­стями действительности, на которые эти интересы направ­лены.

Интересы людей различаются по широте. Узкими счита­ются интересы, направленные только на одну ограничен­ную область действительности, широкими и разносторон­ними - направленные на несколько областей действитель­ности. При этом у человека с разносторонними интересами обычно какой-либо интерес бывает центральным, главным.

Одни и те же интересы у разных людей проявляются с различной силой. Сильный интерес нередко бывает связан с сильными чувствами и проявляется как страсть. Он со­единяется с такими качествами личностями, как настой­чивость, выносливость, стойкость, терпение.

Интересы той или иной силы у разных людей различа­ются еще по устойчивости или по степени постоянства.

Интерес как индивидуальная особенность личности охватывает всю психику человека. Именно интересами взначительной степени определяются многие черты его ха­рактера и обусловливается развитие его способностей.

Интерес проявляется в склонности человека к деятель­ности, по преимуществу связанной с предметом интере­са, в постоянном переживании приятных чувств, вызыва­емых этим предметом, а также в склонности к постоян­ным разговорам об этом предмете и о делах, связанных с ним.

Склонность выражается в том, что человек по собствен­ному желанию усиленно и постоянно занимается опреде­ленным видом деятельности, предпочитает ее другим, свя­зывает с данной деятельностью свои жизненные планы. Большинство исследователей, занимавшихся этой пробле­мой, определяют склонность как направленность на соот­ветствующую деятельность или потребность в деятельнос­ти (Н.С. Лейтес, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, А.В. Пет­ровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, Г.Н. Щукина и др.).

Развитие способностей прежде всего связано с актив­ным положительным отношением к соответствующей де­ятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, нередко переходящей в страстную увлеченность. Ин­тересы и склонности к определенной деятельности раз­виваются обычно в единстве с развитием способностей к ней.

Воспитание творческих способностей у детей, школь­ников, студентов в значительной степени связано с раз­витием их личности: самостоятельности, увлеченности, независимости в суждениях и оценках. Высокая академи­ческая успеваемость не всегда сочетается с высоким уров­нем творческих способностей. Ученым удалось выявить за­висимость между академическими достижениями, уров­нем способностей учащихся и уровнем творческих способностей педагога.

Если учитель обладает высоким творческим потенциа­лом, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов, а ученики с менее развитыми творческими спо­собностями оказываются «в загоне», их академические результаты обычно невелики. Если же преподаватель сам находится где-то внизу шкалы «творческие способнос­ти», успехи учащихся, лишенных творческого блеска, ока­зываются более высокими, чем в первом случае. А ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей. Наставник как бы оказывает пред-почтение тому психологическому типу, к которому при­надлежит сам 1 .

Педагоги пытаются запечатлеть свой опыт по развитию творческого потенциала учащихся в различного вида пра­вилах. В качестве примера приведем «10 заповедей», со­ставленных одной преподавательницей средней школы:

1. Не соглашайся с ответом ученика, если ответ просто затвержен и принят на веру. Требуй доказательства.

2. Никогда не разрешай спор учащихся самым легким способом, т.е. попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения.

3. Внимательно слушай своих учеников, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить случая рас­крыть для них что-то новое.

4. Постоянно помни - обучение должно опираться на интересы, мотивы и чаяния школьников.

5. Расписание уроков и школьные звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса.

6. Уважай свои собственные «сумасшедшие идеи» и при­вивай другим вкус к нестандартному мышлению.

7. Никогда не говори своему ученику: «Нам некогда об­суждать твою глупую идею».

8. Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбку, дружеское поощрение.

9. В процессе обучения не может быть постоянной ме­тодики и раз навсегда установленной программы.

10. Повторяй эти заповеди каждый вечер, пока они не станут частью тебя самого.

Проблемой способностей занимались Б.М. Теплов, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин. Занимаются: В.А. Крутецкий, и др. Внесли свой вклад в изучение способностей Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев и др.

Теплов Б.М., считал, что в понятии «способность» всегда заключаются три признака: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих – понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

У Платонова К.К. другой подход к понятию способностей: «Способности – качество личности, определяющее успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней».

По Шадрикову В.Д., «способности – свойства функциональных систем, реализующих отдельные познавательные и психомоторные процессы (восприятие, память, мышление и т.д.), которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности, и качественном своеобразии выполнения деятельности». При этом каждая способность обуславливает выполнение многих видов деятельности, в том числе и впервые осваиваемых. Успешность любой деятельности основывается на сочетании ряда способностей, индивидуально своеобразном у каждого человека.

По Рубинштейну С.Л. «под способностью в более специальном смысле слова обычно разумеют сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности».

Из вышеизложенных понятий о способностях с точки зрения различных авторов, можно сказать, что человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания. Способности – прижизненное, а не врожденное образование.



Виды способностей.

Существуют различные точки зрения на вопрос о видах способностей.

Например, если взять точку зрения на этот вопрос Шадрикова В.Д, то у него понимание способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, позволило ему сформировать гипотезу относительно проблемы общих и специальных способностей. Она заключается в том, что «человек от природы наделен общими способностями. Природа не могла позволить себе роскоши закладывать специальные способности для каждой деятельности. Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Специальные способности есть общие способности, которые приобрели черты оперативности под влиянием требований деятельности».

Шадриков В.Д. отдельно выделяет духовные способности , под которыми понимает «единство и взаимосвязь природных способностей индивида, преобразованных в процессе деятельности и жизнедеятельности, способностей человека как субъекта деятельности и отношений, а также нравственных качеств человека как личности. Духовные способности вырастают из общих способностей – это высшая стадия развития способностей».

Леонтьев А.Н. предлагает четко различать у человека два рода способностей: «во-первых, способности природные или естественные , в основе своей биологические; во-вторых, способности специфические человеческие, которые имеют общественно-историческое происхождение. Природные способности являются общими у человека и животных. Такого рода способности связаны с задатками, но не тождественны им. Природные способности это не сами задатки, а то, что формируется на их основе (например, образование условных связей). Специфические человеческие способности, представляют собой новообразования, формирующиеся в индивидуальном развитии, а не выявление и видоизменение того, что заложено наследственностью (например, способности речевые, музыкальные, конструкторские и т.п.).

С точки зрения Крутецкого В.А ., отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Для успешного выполнения, овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, или как говорят ансамбль способностей. Крутецкий различает способности учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. Резко обособлять учебные и творческие способности нет оснований: учебная деятельность включает в себя и элементы субъективного творчества. Также он различает умственные и специальные способности. Общие умственные – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. К ним относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, сосредоточенное внимание и др.

Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь определенной деятельности – музыкальной, математической, конструктивно-технической и т.д. Эти способности представляют собой единство отдельных частных способностей.

Платонов К.К. выделяет элементарные и сложные способности, которые в свою очередь, подразделяются на общие и частные.

Элементарными общими являются способности к отдельным свойствам форм отражения как элементарным, присущи всем индивидам, но не в равной мере психическим деятельностям. Например, способность суждения, воображения, эмоциональной памяти и т.д.

Элементарными частными способностями являются отдельные свойства (черты) личности, сформировавшиеся на основе индивидуально-своеобразного обобщения соответствующих психических процессов, как тоже элементарных, но уже не всем присущих психических видов деятельности. Например, выраженная сообразительность, доброта, смелость, эмоционально-моторная устойчивость и т.д.

Сложными общими являются способность к труду, к общению, речи, к обучению, к воспитанию, нравственные, правовые способности, свойственные, хотя и не в равной мере, всем людям.

Сложными частными (специальными) являются профессиональные и аналогичные им способности.

Эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу , во-вторых, индивидуально варьируют . Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако к собственно способностям они не относятся: первая — по причине непсихологичности, вторая — по причине общности.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета. Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков. Задатки врожденны и статичны в отличие от динамических способностей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи, включенным в структуру деятельности, в динамику способности .

Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, математические способности, а возможно — другие. Проблема в том, что вопреки расхожим и упрощенным бытовым представлениям, в человеческом мозге не существует однозначной и четкой локализации высших психических функций. Из одного и того же физиологического “материала” могут развиться разные психологические способности. Это определенно направленностью личности и результативностью деятельности.

У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные.

Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер.

Способность и деятельность

В психологии существует два основных подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельности, психики и личности.

Деятельностный подход

Первый подход можно условно назвать деятельностным , и за ним стоят работы многих отечественных исследователей, начиная с Б. М. Теплова. Второй подход является не менее разработанным, сочетающимся с первым, но именуется как знаниевый. Проблемы способностей также изучали А. Р. Лурия (1902-1977), П. К. Анохин (1898-1974), В. Д. Небылицин (1930-1972) и др.

Начнем с позиции Б. М. Теплова, работа которого по психологии музыкальных способностей, выполненная в 1940-х гг., не потеряла своей научной значимости, и в наши дни.

Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Например, на экзамене в Академию художеств В. И. Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствуют способности к изобразительной деятельности. Инспектор Академии, просмотрев представленные им рисунки, заявил: “За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить”. Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что на экзамене они оценивали вовсе не способности, а лишь наличие определенных навыков и умений рисования. В дальнейшем Суриков делом опроверг эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев нужными умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в Академию. Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется.

Как отмечает А. В. Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как некоторая возможность. Здесь можно провести аналогию с брошенным в землю зерном, превращение которого в колос возможно лишь при многих условиях, благоприятствующих его развитию. Способности — лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков , а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившиеся у ребенка математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности заглохнут, так и не развившись. Неизвестно, сколько гениев так и не было признано обществом. Показательной может быть история жизни Альберта Эйнштейна, который в средней школе был весьма заурядным учеником.

Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие. Математические способности человека никак не обнаружатся, если он никогда не учил математики: их можно установить только в процессе усвоения им чисел, правил действий с ними, решения задач и т.п. Известны, например, феноменальные счетчики — лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, обладая при этом весьма средними математическими способностями.

Знаниевый подход

Обратимся ко второму психологическому подходу, к пониманию связей способности и деятельности. Его главное отличие от предыдущей концепции заключается в фактическом приравнивании способностей к наличному уровню знаний, умений и навыков. Такой позиции придерживался советский психолог В. А. Крутецкий (1917-1989). Знаниевый подход акцентирован как бы на операциональном аспекте способностей, тогда как деятельностный выделяет динамический аспект. Но ведь быстрота и легкость развития способностей обеспечена только соответствующими операциями и знаниями. Так как формирование начинается не “с нуля”, оно не предопределено врожденными задатками. Соответствующие знания, навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания, функционирования и развития способностей. Поэтому многочисленные работы “знаниевого” подхода, посвящены математическим, умственным, педагогическим способностям, как правило, широко известны и перспективны.

Иерархия способностей

Способности существуют и развиваются или погибают в точно так же, как психологически “исходные” потребности, мотивы деятельности. В личности наблюдается своя динамическая иерархия способностей. В этой структуре выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью.

Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.

Согласно позиции Б. М. Теплова одаренность, как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Очень важно, что данное понятие, прежде всего качественное . В этом плане автор решительно противопоставлял свою трактовку одаренности и распространенное в западной психологии понятие “коэффициента интеллекта” как универсальной количественной меры одаренности.

Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие общие и специальные моменты. Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и универсально задействованных психологических составляющих, например памяти и интеллекта. Однако способность и одаренность могут существовать только применительно к некой конкретной деятельности. Поэтому общая одаренность должна быть отнесена к определенной универсальной деятельности. Таковой является вся человеческая психика, или сама жизни.

Специальная одаренность имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. относительно специфической, деятельности. Но такая градация деятельности условна. Так в структуру художественной деятельности входят и перцепция, и рисование, и композиция, и воображение, и многое другое, что требует соответствующего развития специальных способностей. Поэтому общие и специальные способности реально существуют в личностном, деятельностном единстве.

Высокая степень одаренности называется талантом, при описании качеств которого используется множество выразительных эпитетов. Это, например, выдающееся совершенство, значимость, страстная увлеченность, высокая работоспособность, оригинальность разнообразие. Б. М. Теплов писал, что талант как таковой многосторонен. По законам теории вероятностей “выдающимися” не могут быть все, поэтому в реальности талантливых людей немного.

Гениальность — это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.

Гения характеризуют уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Гений уникален, не похож на других людей, причем иногда настолько, что представляется непонятным, даже лишним. Однозначно определить, признать кого-то гением крайне сложно. Именно поэтому “непризнанных гениев” много больше, чем они есть в действительности. Однако гении всегда были, есть и будут проявляться, поскольку необходимы обществу. Гении столь же разнообразны, как и образующие их способности, одаренности, обстоятельства, деятельности. На то они и гении.

Проблемы диагностики способностей

Проблемы диагностики способностей никогда не теряли своей актуальности. По-особому остро стоят они и в сегодняшней России в условиях модернизации образования. Обозначим лишь некоторые спорные, нерешенные вопросы, например, проблема создания элитных школ и других учебных заведений для одаренных детей. Одаренность молодых поколений — это залог достойного будущего для любой страны. Но основной вопрос в том, существуют ли в науке надежные объективные критерии одаренности. Следует сказать, что для широкомасштабных измерений таких валидных критериев в современной научной психологии нет. Но тогда их место займут полупрофессиональные, статусные, финансовые и прочие критерии детской одаренности. Быть может, целесообразнее и гуманнее вложить соответствующие усилия и средства в работу с “обыкновенными” детьми?

Способности и задатки выделяются в качестве одного из параметров целостного психического облика личности. Они дают психологическое описание человека с какой-то специфической стороны, являющейся жизненно значимой. Слова “способный” или “неспособный” широко употребляются в быту, особенно в практике обучения. Понятие способности является дискуссионным, содержит в себе непростые общечеловеческие, психологические, в том числе этические, нравственные вопросы. Это понятие пересекается со многими другими психологическими категориями и явлениями. Рассмотрим собственно психологическую трактовку способностей, которая отличается зачастую от их житейского понимания.

В современной российской школе все шире распространяется, навязывается тенденция все более ранней диагностики “специальных” способностей и склонностей учащихся. Едва ли не с первого года обучения определяется, к чему способен школьник: к гуманитарным или естественным наукам. Мало того, что за такой диагностикой нет должной научной состоятельности, она просто не этична и наносит прямой вред всему образованию, всему психическому и личностному развитию ребенка.

Однако из актуальных проблем проводимой модернизации образования в России является профилизация школьного обучения. Кто-то уже якобы доказал, что чем раньше школьник выберет профиль образования, тем лучше для него и для общества. Кто-то считает, что подросток уже способен сделать безошибочный выбор будущей профессии и будто бы в большинстве случаев это делает.

У любого человека нет более прямого и надежного пути к развитию своих способностей и личности в целом, чем общедоступное, грамотно организованное, но не облегченное и упрощенное, а оптимально напряженное, развивающее и творческое обучение.

У каждого из нас есть способности к определенной деятельности. Как их распознать, а затем развить? В каком возрасте они начинают проявляться? Какие их виды встречаются? Бывает ли так, что способность только одна, или, в основном, их несколько? Можно ли утверждать, что способности – это врожденные качества, или они все-таки могут появляться в течение всей жизни? Чем они отличаются от задатков и склонностей? В статье содержатся ответы на поставленные вопросы.

Что такое способности?

Способности - это свойства личности, позволяющие успешно заниматься определенным видом деятельности. Они развиваются из задатков в процессе обучения и практики. Способности и задатки – не одно и то же. Способности - результат развития задатков, которые обусловлены наследственностью. Это врожденные особенности анатомии или физиологии, способствующие лучшим результатам, нежели у обычных людей. Задатки обусловлены генами, которые передаются из поколения в поколение.

В семье спортсменов запросто может родиться ребенок, который также посвятит себя спорту. Сын известного кулинара, вероятно, пойдет по стопам отца. А дочь актрисы сама со временем попробует себя на большой сцене. И, скорее всего, у нее тоже получится пробиться в этой профессии. Хотя генотип ребенка формируется под влиянием генов обоих родителей. Даже у настоящего гения может родиться не самый развитый наследник, если от матери ему достанутся менее «гениальные» гены.

Способности и задатки взаимосвязаны, но имеют разную природу. Задатки мы получаем еще до рождения, а умения нуждаются в развитии. К примеру, у кого-то задатки к альпинизму. Они не превратятся в способности, если этот человек всю жизнь проживет в степи или пустыне. Задача взрослых, как можно быстрее выявить задатки своего ребенка, чтобы помочь ему их реализовать.

На базе способностей развиваются склонности – предпочтения относительно определенных видов деятельности. То есть, чем интереснее заниматься. Склонности – важный фактор к развитию личности.

Следующее важное понятие – одаренность , которая зависит от сочетания разных способностей, позволяющих достигнуть вершин в определенной профессии. Одаренность не гарантирует успех, но дает возможности к его достижению.

Какие виды способностей бывают?

Отвечая на вопрос, какими бывают способности, психология, как наука, выделяет несколько классификаций. По одной из них, способности бывают общие и специальные. В первом случае, речь идет об особенностях , позволяющих ей добиваться успеха во многих видах деятельности. Например, развитый интеллект, и пытливость одинаково пригодятся как в науке, так и журналистике, политике и других профессиях. Во втором случае, подразумевается предрасположенность к конкретному занятию. Это может быть умение отчетливо различать звуки или тональности, помогающее в музыке, либо способность человека визуализировать свои мысли на холсте.

Чаще всего общие и специальные умения взаимосвязаны. Например, у кого-то имеется талант художника, но в этом ему помогает развитое пространственное и образное мышление, являющиеся более широкими понятиями.

Также, способности человека бывают таких видов:

  • Интеллектуальные;
  • Конструктивно-технические;
  • Логико-математические;
  • Творческие;
  • Литературные;
  • Музыкальные;
  • Физические;
  • Межличностно-коммуникативные.

Интеллектуальные определяют возможность усваивать новую информацию, воспроизводить ее в конкретной ситуации. Особенно значительную роль они играют для учеников, студентов и ученых.

Конструктивно-технические позволяют создавать новые механизмы или улучшать существующие. Присущи людям, у которых руки не только «золотые», но и растут оттуда, откуда надо.

Логико-математические актуальны не только для математиков, но и для экономистов, бухгалтеров, программистов, а также людей, увлекающихся азартными играми.

Творческие зависят от уровня развития , умения визуализировать свои мысли или . Они оказываются полезны даже на бытовом повседневном уровне, когда приходится оригинально выходить из различных нестандартных ситуаций.

Следующими идут литературные , которые хоть и являются также , но охватывают сугубо писательскую парафию, от оригинальных СМС-сообщений до прозы или поэзии.

Музыкальные настолько же древние, как само человечество. Умение чувствовать ритм, самому воспроизводить мелодии, всегда ценились одинаково высоко.

Физические позволяют максимально эффективно использовать возможности своего тела. Применимы они во многих сферах, от танцев до спорта или военной подготовки.

Межличностно-коммуникативные характеризуют уровень развития , умение налаживания связей. Они особенно эффективны для бизнесменов, политиков, общественных деятелей, журналистов, психологов.

Как развить способности?

Поскольку умения появляются из задатков только в процессе обучения и практики, то для их развития требуются регулярные тренировки либо упражнения.

  • Во-первых , следует понять, к чему они имеются. Как говорилось ране, в этом могут пригодиться склонности. Необходимо понять, что нравится, чем хотелось бы заниматься. Если речь идет о детях, то им не всегда бывает легко сформировать свои мысли. Поэтому взрослым необходимо внимательно наблюдать за поведением своего ребенка. Уделить внимание тем занятиям, которые вызывают у него наибольший интерес.
  • Во-вторых , важно собрать как можно больше информации. К примеру, очевидно, что есть задатки к боксу. Необходимо узнать об этом направлении спорта как можно больше, понять его перспективы, опасности. Взвесив все «за» и «против», думать дальше. Выяснить имеются ли поблизости секции, поспрашивать отзывы о тренерах и т.д.
  • В-третьих , конечно же, приступить к изучению и практике. Ведь без теории практика не знает куда двигаться, а без практики теория – пустой звук. Это справедливо, как для занятий спортом, так и литературой, наукой или любой другой дисциплиной. Теоретическая часть помогает получить необходимые знания, а практика дарит бесценный опыт.

Способности – это хороший фундамент для дальнейшего успеха , но не гарантия его. Для их реализации необходим длительный самоотверженный труд. Одно дело обнаружить способность к чему-нибудь, а другое – ее развивать и улучшать. Но именно в труде появляются достойные люди, которые сумели поднять свои способности до уровня таланта или даже гениальности. Так что, даже самому способному человеку стоит поначалу «засучить рукава», чтобы потом насладиться плодами своих трудов.

Способности

Способности - это индивидуальные свойства личности , являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности . Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В российской психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования специальных (музыкальных) способностей внёс Б. М. Теплов . Художественные (изобразительные) способности в той или иной степени отражены в работах А.А. Мелик-Пашаева и Ю.А. Полуянова, литературные - в работах Е.М. Торшиловой, З.Н. Новлянской, А.А. Адаскиной и др. Спортивные способности изучены А.В. Родионовым, В.М. Волковым, О.А. Сиротиным и др. Информация по общим способностям наиболее полно изложена в трудах В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Е.А. Сергиенко.

К вопросу об определении

Рассмотренное в начале статьи определение способностей является общепризнанным. Данное определение способностей можно уточнить и расширить в части "Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам". Эти признаки (ЗУН), несомненно, характеризуют способности, но не определяют их в полной мере. Что превращает знания, умения и навыки в способности? Н.А. Рейнвальд считает, что способности являются, по сути, продолжением развития черт характера и относятся к высшим уровням организации личности, которая и выступает условием успешности, ставя знания, умения и навыки на службу деятельности.

Есть необходимость отделить способности также от психических процессов (функций). Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, память необходима для успешного выполнения некоторых видов деятельности, но память не считается способностью сама по себе. Для различения психической функции и способности наиболее уместна такая точка зрения: если речь идет об уровне развития, об успешности деятельности, которая обеспечена степенью выраженности данного качества (интенсивности и адекватности протекания психического процесса), то имеется ввиду способность, а если описывается только специфика протекания и предназначение, то так обычно характеризуются процессы (функции). Поэтому память, внимание, мышление, воображение - это психические процессы. А их особая организация (когнитивные стили, когнитивные схемы), специфика (ориентированность на вид деятельности) и мобилизация сил (роль личности) для выполнения определенной деятельности, которые вкупе обеспечивают достижение необходимого результата ценой минимальных затрат, воспринимаются нами в итоге как способность (интеллект).

Иначе строятся смысловые отношения понятий "темперамент" и "способности" . Люди различаются по типу темперамента, при этом выраженность того или иного темперамента может способствовать или препятствовать выполнению определенной деятельности (например, холерику трудно будет заниматься деятельностью, для которой требуется усидчивость), темперамент не является знанием, умением или навыком. Очевидно, что темперамент - не способность сам по себе, но выступает в качестве психофизиологической основы большинства способностей, как специальных, так и общих, то есть, темперамент входит в структуру задатков. При этом известно также, что сила, как характеристика темперамента, является важным условием для выполнения большинства видов деятельности.

Условия формирования способностей

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки . Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный » - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются./

Способности и индивидуальные различия

У каждого человека разные "наборы" способностей. Индивидуально-своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается также наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими - схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одной и той же деятельности может обеспечиваться разными способностями, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса. Поэтому индивидуальное своеобразие комплекса отдельных способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, принято называть "индивидуальный стиль деятельности". В современной психологии чаще стали говорить о компетенциях , как интегративных качествах (способностях), которые направлены на достижение результата. Можно сказать, что компетенции - это способности глазами работодателей. Фактически, работодателя не волнует, каков внутренний состав способностей, обеспечивающих выполнение поставленной задачи, для них важен сам факт ее реализации. Поэтому компетенции даже называются по задаче: "способность выполнить такую-то задачу". А уж за счет каких внутренних ресурсов она будет выполнена - это проблема соискателя (или психолога, изучающего деятельность).

Способности и склонности

Ещё один термин, употребляемый Тепловым - склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые склоности» . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

Способности и одарённость

Одаренность - это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость - это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» . Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Виды способностей

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

  1. учебные и творческие
  2. умственные и специальные
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно-изобразительные
  8. физические способности

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М.А. Холодной).

Природа специальных способностей. Изучая конкретно - психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще. Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода - есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства) - это эстетическое отношение к миру. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность тренсформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии). Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

  1. собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);
  2. композиционные (для сочинения музыки);
  3. контролирующие, слуховые (музыкальный слух - звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека благодаря стрессовой реакции могут восстановиться, либо резко усилиться те или иные способности.

Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии:

  1. Способности

Отдельно следует рассмотреть понятие Одаренность . Происхождение этого термина опирается на представление о "даре" - высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности внутриутробного развития. Поэтому одаренность следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Однако Н.С. Лейтес отмечает, что в реальности бывает трудно отследить, являются ли способности в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) или же они преимущественно - воплощение задатков. Поэтому в науке в большей степени установилось такое понимание этого термина, которое свидетельствует просто о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития каких-то способностей, особенно если речь идет о детях. А собственно уровни этой одаренности - талант и гениальность. О разнице таланта и гениальности очень удачно и образно рассказали соавторы И.Акимов и В.Клименко. Они подробно рассмотрели эти варианты одаренности, подчеркивая, что между талантом и гением не количественное, а качественное различие. У них разное чувствование мира. Продукт деятельности таланта - оригинальность; продукт деятельности гения - простота. Однако И.Акимов и В.Клименко считают, что гений появляется не вдруг; он рождается из таланта; рождается как результат многолетней работы таланта над качеством. По другой точке зрения, талант и гениальность не являются стадиями, это довольно разные психологические качества, и если талантливый человек может использовать свой талант, а может и не использовать, то гениальный человек фактически является заложником своей гениальности, он ен может не работать в том направлении, в котором одарен, для него наказанем является лишение его возможности творить. Не случайно одаренность называют "девиацией", хоть и позитивной.

Традиционно принято выделять также уровни развития способностей:

  • репродуктивный
  • реконструктивный
  • творческий

Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу, поэтому развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно выявить самостоятельные уровни развития.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Методика для исследования задатков способностей «Словесный портрет» online
  • Игорь Акимов, Виктор Клименко. О мальчике, который умел летать, или ПУТЬ К СВОБОДЕ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Способности" в других словарях:

    способности - индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено… … Большая психологическая энциклопедия

    Индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей… … Психологический словарь

    Данные, талант, талантливость; паренка, пар Словарь русских синонимов. способности данные см. также талант, талантливость Словарь синон … Словарь синонимов

    Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте,… … Философская энциклопедия

    Современная энциклопедия

    Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и… … Большой Энциклопедический словарь

    СПОСОБНОСТИ - СПОСОБНОСТИ. Индивидуальнопсихологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков. С. определяют успешность выполнения той или иной деятельности. Выделяют С. к языку, математические, музыкальные,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Способности - СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    способности - выдающиеся способности исключительные способности недюжинные способности незаурядные способности необыкновенные способности огромные способности поразительные способности удивительные способности фантастические способности … … Словарь русской идиоматики

    СПОСОБНОСТИ - индивидуально пси хол особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Различают общие и специальные С Общие С это свойства ума, к рые лежат в основе разнообразных спец. С, выделяемых в соответствии с теми … Российская педагогическая энциклопедия Подробнее


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...